Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 473; с пропуском последней фразы и подписи — в «Письмах», IV, стр. 220-221. Полностью печатается впервые. Датируется 1848 годом по связи с ответным письмом Смирновой от 20 октября 1848 г. («Русская Старина» 1890, 11, стр. 355-357). Веневитиновы — Алексей Владимирович и Аполлинария Михайловна (рожд. гр. Вьельгорская). 59. Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Датируется на основании почтового штемпеля: «Москва... 1848. Октября 26». ... передайте поклон мой вашему достойному сыну... — Алексею Васильевичу Шереметеву. 60. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 133-135. Ответ Вьельгорской, от 7 ноября , см. там же, стр. 135-136. В этом письме особенно ярко выражена одна из центральных идей Гоголя последнего периода его жизни — необходимость всестороннего изучения России. ... адъюнкт-профессор... — Гоголь называет так в шутку В. А. Соллогуба, начавшего читать лекции по истории русской литературы жене и свояченице, А. М. Вьельгорской. Соллогуб, впрочем, скоро охладел к этим занятиям и прекратил их. Сочинение Филарета Рижского — имеется в виду «История русской церкви» в 5 частях (1-е издание — М. и Рига, 1847-1848) епископа рижского, впоследствии архиепископа черниговского, Филарета (Гумилевского, 1805-1866). Даль, Владимир Иванович (1801-1872) — писатель-этнограф, очень ценившийся Гоголем. Писал под псевдонимом «Казак Луганский». Впоследствии автор «Толкового словаря живого великорусского языка» (1-е изд. 1861-1867). 61. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1890, 2, стр. 603-604. Ответ Данилевского, от 21 декабря 1848 г., — там же, стр. 604-605. ... твое письмо — это письмо до нас не дошло. ... сведения насчет службы в Москве. А. С. Данилевский в июне этого года оставил службу в Киеве и, очевидно, в не дошедшем до нас письме обратился к Гоголю с просьбой помочь ему устроиться в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

О церковной реформе в Черногории. – Деятельность «Нового юдаизма». – Крайняя партия духобор. – «Франмасонство – еврейская секта». – Японцы – народ, у которого нет Бога. Стр. 576–578. Миссионерство, секты раскол. Отступничество и наше миссионерство по новогодним известиям епарх. органов. Сила нашего миссионерства и слабость вожаков сектантства.– Беседа с субботниками.– Связи сектантства с экономическим и социальным строем жизни. – Слабая сторона нашего законодательства в пресечение распространения расколосектантства.– «Овцы среди волков».– Миссионерская роль храмов и школ.– Подготовка апологетов в семинариях путём миссионерских поездок.– Первый почин в этом отношении. Свящ. М. Лисицын. Стр. 579–584. Корреспонденция «Миссионерского Обозрения», известия и заметки. Из Киева. (К десятилетию существования Киевского религиозного-просветительного общества. – Устройство обществом дома с храмом и залом для чтения.– Пастырские собрание духовенства.– Студенты- проповедники). Свящ. Серапион Брояковский. Стр. 585–589. Из Анкермана. Трогательное чествование приходского пастыря. Веди. Стр. 589–591. Из Томской епархии. (Как вождь раскола Худошин своим единомышленникам заменяет умы). Мисс. свящ. М. Шаров.Стр. 592–593. Из Саратова. (Публичные лекции и подъем религиозных интересов в обществе). О. С–ий. Стр. 593. Ответ г. Обер-Прокурора Св. Синода, К. П. Победоносцева, на благодарственный адрес духовенства Американской миссии. К. П. Победоносцев . Стр. 594. Совещание представителей духовного ведомства и министерства народного просвещения. “Ор. Е. В. ” Стр. 594–595. К вопросу о миссионерском тоне в полемике. (Открытое письмоМ. А. Сопоцько). Д. Боголюбов. Стр. 595–596. Полезное распоряжение о псаломщиках. Стр. 597. К юбилею миссионера-писателя свящ. К. А. Попова . (Из письма в редакцию ). Стр. 597–603. Добрый отзыв светской газеты о миссионерских беседах. “Приднепровский Край ” – 1904 г. 3 января. Ф–р Чичкан. Стр.604. Памяти священника о. Василия Николаевича Румянцева. Свящ. И. Чередняков. Стр. 604–605.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Не повторяет другие: над нартексом он пролегает 599 . 590 С западной же стороны у бессмертного храма подножья      [Атриум] Портиками четырьмя окруженный ты двор обнаружишь: К нартексу только один прикасается, а остальные Распростираются, многих дорог разветвленьем кончаясь 600 . В самом же месте почетном двора пространного встала 595 Чаша широкая, что иссекли из скалы Иассиды 601 . Там многошумный поток воздымается в воздух, чтоб брызнуть С силой из медной трубы взлетающей в выси струею, Эта струя все страданья отгонит, когда здесь все люди В месяце златохитонном, средь празднества Божиих таинств, 600 Ночь напролет черпают сосудами чистую воду 602 . Бога могущество эта струя возвещает, ведь плесень Этой воды не касалась вовеки, как всем нам известно, Даже когда много лет оставалась она заключенной Вне содержащей ее этой чаши, в стеклянных сосудах 603 . 605 А по стене 604 камнереза 605 искусства прекрасных рисунков Всюду красоты блестят: Проконнеса, омытого морем, Их порождает утес 606 . Рассеченных камней сочетанье С кисти творением сходно, ведь здесь ты увидишь, как вместе Камни сложили, на восемь частей иль четыре разрезав 610 И сопрягая друг с другом рисунки прожилок. Блистанью Живописи подражают здесь вместе скрепленные камни 607 . Тут, как и там, и с боков, и у дальнего края снаружи Храма бессмертного много открытых дворов ты увидишь 608 . Это ведь сделано было нарочно в искусном порядке, 615 Окрест священных хором, чтобы людям они показались Прекраснооким сияньем зари восходящей залиты 609 . Кто же, уста отверзая, звучаньем гомеровых песен      [Мраморы] Мраморные луга 610 воспоет, что здесь собраны вместе На многомощных стенах в небеса устремленного храма 620 И на полу широчайшем? В зеленые склоны Кариста 611 Ведь рудокопа кирка острием железным вонзилась И на фригийских вершинах срубила изысканный камень: То розоват он на вид, перемешанный с голубоватым, То он серебряным вместе с пурпурным оттенком роскошным 625 Ярко блестит 612 . Тот, что вниз по прекраснорукавному Нилу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лица светской иерархи пользуются преимущественными правами, не как собственники этих прав, а как уполномоченные от граждан, и потому подлежат ответственности перед ними. Они уже не владыки, не господа, не повелители, а представители и слуги народа, орудие закона, простые вестники народной воли, каждую минуту готовые дать отчет своим доверителям. Во всех этих чертах конституционного государства легко узнать не только выборное начало и соборный строй церкви, но и живые отзвуки древне-церковного понятия о власти. Спаситель говорил апостолам: царие язык господствуют ими, вы же не тако: но болий в вас да будет яко мний: и старей, яко служай. Далеко не ясно, к кому теперь в большей степени относится выражение: царие язык господствуют ими, к светской ли конституционной власти или к церковной иерархии. Таков замечательный факт, наблюдаемый в истории церковной и государственной жизни. Сказать после этого, что абсолютический и конституционный строй безразличны с точки зрения христианства, значить не узнать собственного, давно потерянного сокровища. В. Мышцын 27 февраля Тареев М.М. Библиография [Рец. на:] Гутберлет, Др. Свобода воли и ее противники: Пер. с нем. М., 1906 («В защиту идеалов разума». Избранная библиотека современных западных мыслителей VII)//Богословский вестник 1906. Т. 1. 3. С. 604–605 (2-я пагин.) —604— Свобода воли и её противники. Д-ра Гутберлета. Перевод с немецкого. М. 1906 г. („В защиту идеалов разума“ – избранная библиотека современных западных мыслителей – VII). Автор – теист; труд его имеет апологетические цели. Он исходить из той мысли, что некоторые истины должны быть признаны даже представителями противохристианской философии, а истины эти, раз признанные, ведут к христианскому миросозерцанию. B качестве таких истин, по словам его, можно отметить, преимущественно пред многими другими, четыре следующих: две гносеологических – реальность внешнего мира и объективное значение сверхчувственных начал, и две метафизических – целесообразность в мировом устройстве и свободу человеческой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

593. Ср. письмо 586. 594. Записка — при отсылке I главы «Истории Пугачева». 595. Ответ на письмо Жуковского от 6 июля 1834 г. Ср. письмо 592. 596. Бенкендорф — А. X. Ср. письмо 586. Настоящее письмо было Бенкендорфом доложено царю, который «простил» Пушкина. 597. Прекрасное Ваше творение — роман «Аскольдова могила». Александр — Ваттемар. Загоскин был директором московских императорских театров. 598. Соллогуб — см. примеч. 574. Обстоятельства тебе известные — перлюстрация письма 567. печатаю Пугачева — «Историю Пугачева». «тороплю Яковлева» — см. примеч. 590. Ермолова — жена А. П. Ермолова, дочь наполеоновского маршала де Лассаля. «с тем…» — с Николаем I (ср. письма 584, 586, 596). Великая княгиня — Елена Павловна, преподавателем у которой был Плетнев. 599. Пушкин отвечает на письмо Осиповой от 24 июня 1834 г. Рейхман — был рекомендован Пушкину Осиповой в качестве управляющего. Михайла — М. И. Калашников. Пеньковский — управляющий. «Рейхман только что написал…» — письмо от 22 июня 1834 г. Малинники — имение Осиповой. 600. печатаю Пугачева — «Историю Пугачева». «подал в отставку…» — см. письма 586, 596. Аничковские балы — придворные балы в Аничковском дворце. 601. Оливье — домохозяин. Яковлев — см. примеч. 590. Сергей Николаевич — брат Натальи Николаевны. Тетка — см. примеч. 500. 602. Записка касается печатания «Истории Пугачева». 603. Речь идет о соединении VIII и IX глав «Истории Пугачева» в одну VIII. 604. «беру этаж…» — в доме Баташева на Гагаринской набережной. Дочь Вяземских — Прасковья; умерла в Риме в 1835 г. Гальяни — аббат, философ и историк, автор известной «Переписки». Держу корректуру — «Истории Пугачева». Лев Сергеевич Пушкин уехал в Грузию только в 1836 г. «Поручаю тебе…» — каламбур. Заводы (Полотняный завод) — имение Гончаровых. Маршал Мезон — французский посланник в Петербурге. 605. «Яковлев отпустит…» — ср. примеч. 590. Дюме — ресторатор. «Беру его квартеру» — см. примеч. 604. Портрет Натальи Николаевны — вероятно, акварельный, работы А. П. Брюллова. 606. Ответ г-на Загоскина — ср. письмо 597. См. запись Пушкина в альбом Ваттемара, т. VIII, стр. 83.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

слово здесь, как и в Иер. 34:17 , понято в первоначальном значении корня (двигаться с места). Но в дальнейшем смысле этот корень значит: трястись, дрожать, подвергаться дурному обращению, и такой смысл слова в настоящем случае более соответствует связи речи (русск. на озлобление). – И въ ненависть: евр. слово (посмеяние, собств. острая, колкая речь от острить) не отличено от (ср. Пс. 108:5 ). – Въ нже извергохъ ихъ – перевод, следующий чтению Ват. и Ал. списков. Комплют. и Альд. издания, согласно с евр. текстом, полагают глагол в будущем времени ξσω (извергну), и этому чтению следуют сирско-гекзаплский и арабский переводы. Глава 25 содержит в себе речь св. Иеремии, произнесенную им пред иудеями в 4-й год царствования иудейского царя Иоакима. Это был и год вступления Навуходоносора на вавилонский престол ( Иер. 25:1 ). Незадолго пред тем, под предводительством того же Навуходоносора, войско халдейское в союзе с войском мидийского царя, Циаксара, разрушило Ниневию и тем положило конец существованию ассирийской монархии (606–605 г. до Р. Хр.). Войско халдейское обратилось затем на запад, где египетский фараон Нехао, пользуясь временем, когда халдеи и мидяне были заняты осадою Ниневии, успел овладеть Сириею. Этой последней обладали пред тем ассирияне; и халдеи, победители ассириян, считали себя естественными наследниками их власти и над этими странами. В египетском фараоне вавилонский царь видел своего врага и, по взятии Ниневии, пошел ему на встречу. На берегу Ефрата, при городе Кархамисе (см. толков. Иер. 46:2 ), Навуходоносор победил Нехао (605–604 г. до Р. Хр.), и последний уже не смел после того выходить из своей земли, между тем как первый стал овладевать всеми странами от реки Египетской до реки Ефрата ( 4Цар. 24:7 ). Народ сильный, грядущий с севера, нашествием которого пророк неоднократно угрожал иудеям, приближался теперь к их стране. И так как иудеи не переставали преступать волю Господню, не смотря на постоянные увещания пророков: то нераскаянный, упорно-преступный народ не будет пощажен северным завоевателем ( Иер. 25:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

45:1. Хронология. Четвертый год правления Иоакима, скорее всего, приходится на 605» 604 г. до н. э. В этом году Навуходоносор победил ассирийцев при Кархемише. В это время Иоаким был еще вассалом египтян, но его политические хозяева вскоре должны были смениться. См. коммент. к 36:1. 46:1–28 Пророчество о Египте 46:1. Пророчества о судьбе языческих народов. В профетической литературе выделяется особый жанр предсказаний – пророчества о судьбе языческих народов. Они встречаются у Исайи (гл. 14–21, 23), Иезекииля (гл. 25–30), Иеремии (гл. 46–51), Амоса (гл. 1, 2), Софонии (гл. 2) и в книгах Авдия и Наума. Хотя все они направлены против врагов Израиля, их правителей и их богов, каждое пророчество представляет собой самостоятельную весть, призванную выполнить свое назначение и не скованную рамками определенной структуры или содержания. Поскольку эти предсказания появляются в Иер. 25 (по версии Септуагинты), часто высказывается предположение, что они представляют собой самостоятельное произведение, которое было добавлено к книге Иеремии. В большинстве случаев эти прорицания не дошли до стран, которые обличались в них, поскольку они были предназначены для Израиля. Короткие образцы этого жанра известны уже из текстов, найденных в Мари. В одном пророчестве бог Даган передает Зимрилиму, царю Мари, весть, касающуюся его врага Вавилона: «О Вавилон, что ты замыслил? Я уловлю тебя в сеть». 46:2. Нехао. Фараон Нехао II правил с 609-го по 595 гг. до н. э. и принадлежал к 26-й династии. По мере ослабления ассирийского влияния этот фараон расширял свои торговые связи с Палестиной и захватил бывший филистимский город Газу (см.: Иер. 47:1–7 ). В вавилонских хрониках описывается, как он получил преимущество над смертельно раненой Ассирией, заключив с ней союз незадолго до битвы при Кархемише в 605 г. до н. э. Его экспедиция в Северную Сирию на поле сражения, в помощь Ашшурубаллиту, проходила через Палестину. Он победил иудейского царя Иосию в 609 г. до н. э. в сражении при Мегиддоне и впоследствии заявил свои претензии на всю территорию, которую он пересек, следуя на север (см. коммент. к 4Цар. 23:33 ; 2Пар. 35:20 ; Дан. 1:1,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вот тому одно доказательство, хотя и слабое. Замерла жизнь нашей тихой ученой обители. Лишь в единицах выражается количество её обитателей в эти июльские дни. Но как в муравейнике закопошилась жизнь, когда смерть вырвала одного из наших старейших руководителей и давних наставников. Мы не учились у Алексея Петровича в том смысле, что не слушали его лекций. Но имя Алексея Петровича свято чтилось каждым из нас, так как мы все воспитались на его церковно-исторических трудах. И лишь только до Академии долетела, правда поздняя, весть об его смерти, она болью отразилась в наших сердцах. Мои немногочисленные товарищи, когда я отправлялся сюда, спешили в храм, так как только там рассчитывают найти себе некоторое успокоение от тяжкой, нанесенной им смертью Алексея Петровича, раны. А меня, —604— твоего неизвестного тебе совоспитанника не по Академии только, но и по Семинарии, духовного ученика и почитателя, они уполномочили явиться сюда для того, чтобы от лица всех нас передать тебе своё последнее прости, – неумелое, скромное, но… сердечное. Ты никогда не забывал нас… Но если бы и не было этого, верь, что память о тебе никогда, никогда – до тех пор, пока будет существовать русская церковно-историческая наука, не умрет в сердце каждого питомца Московской Академии. Тирич И. [Рец. на:] Muller Dav. Heinr. Biblische Studien IV: [Strophenbau und Responsion in Ezechiel und den Psalomen. Wien, 1908]//Богословский вестник 1908. Т. 2. 7/8. С. 605–610 (4-я пагин.) —605— С 1895 года известный профессор семитических языков в Венском университете Давид Гейнрих Мюллер печатает серию сочинений под общим заглавием Biblische Studien. В этих сочинениях автор старается возможно лучше объяснить и подтвердить свою теорию о строфическом строе и о «респонзиях» в различных произведениях священных авторов. Свою теорию автор впервые изложил в сочинении Die Propheten in ihrer ursprünglichen Form. Die Grundgesete der ursemitischen Poesie, erschlossen und nachgewiesen in Bibel, Keilinschriften und Koran und in ihren Wirkungen erkannt in den Chören der griechischen Tragödie, вышедшем в двух томах, а затем во втором, третьем и теперь в четвертом томах Библейских Этюдов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

166 Непонятно, какое отношение этот факт имеет к почитанию христианами Христа-Богочеловека. Евсевий Кесарийский приводит следующую выдержку из письма Порфирия к Анебону: «Египтяне (около страны, называемой Анабим) почитают человека, отдают ему божественные почести, совершают перед ним священнодействия и возносят ему приношения, возлагаемые на алтарь» (Eusebius. Praepar. Evang. III, 4//Migne. PG. T. 21. Col. 174) 169 Diod. Bibl. hist. Lib. I. Cap. 15. P. 163: «Когда карфагеняне подпали под власть Агафокла, тирана Сицилии, они подумали, что Сатурн разгневался на них, и так как он прежде пожирал детей, то некоторые из них похищали тайно детей, вскармливали их и приносили в жертву (Сатурну)» 170 Бусирид, сын Египта; его называют египетским царем, приносившим в жертву чужестранцев, посещавших его страну. См.: Любкер. Указ. соч. С. 184 171 Плутарх говорит как о постоянном обычае римлян, основанном на предсказаниях Сивиллиных книг, что они при наступлении каждой войны грека и гречанку, галла и галлчанку зарывали в землю живыми на Коровьей площади (Plutarch Chaer. Op. cit. V. II. Marcellus. P. 404) 172 Беллона – азиатская богиня, введенная из Каппадокии в Рим государственным путем; каппадокийские жрецы, отправлявшие этот культ, во время богослужения наносили себе раны обоюдоострыми мечами и таким образом предлагали богине человеческую кровь. См.: Любкер. Указ. соч. С. 170–171 173 Ср.: Seneca. Ер. 95. «Мы члены одного (unius) тела, природа создала нас родственными; она внушает нам взаимную любовь (haec amorem indidit mutuum) и делает нас товарищами; из этого положения следует и то, что хуже вредить (другому), чем страдать самому» (Opera. Ер. 95. Р. 604 –605) 174 «Куда ни взглянешь, везде видишь Его (Бога) присутствующим: ничто не свободно от него» (Seneca. Opera. P. 605) 175 Lactantii Opera omnia, rec. Brandt und Laucmann. Vindobonnae, 1890. P. 1: «Не думаете ли вы, что, понимая Бога как великого, милостивого, кроткого по Своему величеству, дружественного и всегда близкого (нам), должно почитать Его не жертвоприношениями и кровью, но чистым сердцем, добрым и благочестивым расположением; не храмы, поднимающиеся в высоту из сложенных камней, должны быть воздвигаемы Ему; каждому следует посвящать Ему свое сердце» (приводимая Лактанцием выдержка заимствована из Сенеки (Instit. VII, 25. Р. 577–578 )). Ср.: Cicero. De nat. deor. II, 28. P. 62: «Культ богов должен быть лучшим, чистым и исполненным благочестия, дабы всегда почитать их чистой и целомудренной мыслью и голосом»

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010