215 О. Валентин был арестован 15 июля 1922 г. и до 1 августа содержался на Лубянке, во Внутренней тюрьме при ГПУ. 217 Грановский Александр Андреевич (1865–1927) – епископ Владикавказский и Моздокский Антонин (до 1922); один из лидеров обновленцев, основатель «Союза церковного возрождения». 218 За антисоветскую деятельность и распространение дискредитирующих власть слухов (ст. 63 УК РСФСР) о. Валентин был выслан в Пенджикент Самаркандской обл. Туркестанской АССР. 219 Отец Валентин с апреля 1925 г. проводил еженедельные беседы с общиной московского храма сщмч. Панкратия близ Сухаревой башни (Сретенка), где служил ключарём после возвращения из ссылки. 220 Петр (Полянский; 1862–1937), свт. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), епископ Подольский, викарий Московской епархии (1920), митрополит Крутицкий (1924), местоблюститель патриаршего престола (1925). 221 60 человек из общины Панкратьевского храма в июле – августе 1926 г. совершили пешее паломничество в Саров и Дивеево. 222 В июле 1927 г. начался ремонт храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»), настоятелем которого о. Валентин был с сентября 1926 г. 223 Виктор (Островидов; 1875–1934), сщмч. – окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия, иеромонах (1903), епископ Уржумский, викарий Вятской епархии (1920), епископ Глазовский (1921), направил митр. Сергию (Страгородскому) письмо с критикой т. н. «Декларации» (октябрь 1927), приговорён к 3 годам лагерей (1928). 224 Павел (Борисовский; 1867–1938), митр. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), протоиерей (1908), епископ Суздальский (1916), Вятский и Слободской (1921), архиепископ (1926), заместитель патриаршего местоблюстителя (1927), подписал т. н. «Декларацию», митрополит Ярославский и Ростовский (1932). 225 Тучков Евгений Александрович (1892–1957) – начальник 6-го «антирелигиозного» отделения ОГПУ (1922–1929), ответственный секретарь Центрального Союза воинствующих безбожников (1939–1947).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Архив: Приход – Прага (19401945). АКУА Награды духовенству (19311958). АЕУА. Лит.: ЖМП. 1964. 3. Иннокентий ( Павлов ; ок. 189016.9.1961, Сан-Паулу, Бразилия), игумен. Поступил послушником в Оптинский монастырь (10.4.1909), пострижен в монашество в Херсонском монастыре (19.11.1919), иеродиакон (6.12.1920), иеромонах (23.10.1932), в конце 2-й мировой войны эмигрировал в Германию и принят в юрисдикцию РЗЦ, переселился в Бразилию (1949), настоятель Троицкой церкви в Сан-Паулу (12.3.19494.1.1952), 2-й помощник настоятеля Св.– Николаевского каф. собора в Сан-Паулу (4.1.195216.9.1961). Архив: АГЗ. Лит.: И.М.К. Памяти отца игумена Иннокентия. ПР. 1961. 2. Иннокентий ( Сокаль Иоанн Иоаннович ; 7.1.1883, Холмск. губ. 14.5.1965, СССР), епископ. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Холмскую Духовную семинарию (1906) и Киевскую Духовную академию (1910), помощник инспектора Курской Духовной семинарии (26.9.1910), инспектор параллельных классов Курской Духовной семинарии в г. Рыльске (24.9.1912), диакон (октябрь 1912), священник (14.10.1912), командирован в Палестину по делам Русской Духовной Миссии (19191921), в Россию не вернулся, поселился в Сербии, состоял в юрисдикции РЗЦ, преподаватель и инспектор Сремски-Карловацкой Духовной семинарии Сербской Православной Церкви (19211931), помощник настоятеля русской Троицкой церкви в Белграде (1931), протоиерей, председатель совета Белградского Братства прп. Серафима (1936), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), член епископского совета при управляющем русскими общинами в Югославии (19381944), настоятель Троицкой церкви в Белграде (19411950), после захвата власти коммунистами в Югославии перешел в юрисдикцию МП (19.4.1944), настоятель подворья МП в Белграде и благочинный всех русских приходов в Югославии (19.4.1944), вернулся в СССР (1.2.1950), ректор Саратовской Духовной семинарии (1.3.1950), ректор Минской Духовной семинарии (25.5.1953), магистр богословия (9.2.1951), ректор Одесской Духовной семинарии (1956), настоятель Смоленского Успенского собора и епархиальный секретарь (20.7.1957), пострижен в монашество (21.4.1959), архимандрит (25.4.1959), епископ Смоленский и Дорогобужский (10.5.1959), архиерейскую хиротонию возглавил патр. Алексий I в Москве, уволен на покой (15.10.1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  25 – прмч. Прокопия Варненского,Смирнского ( +1810)   25 – прп. Филиппа, епископа Филадельфийского ( +около 1325)     ИЮЛЬ     1 – прп. Никодима Святогорца ( +1809)   5 – прп. Афанасия Афонского, игумена и 5-ти учеников его, с ним пострадавших       (+1000)   5 – прп. Киприана Нового, Константинопольского (+1679)   7- прп. Фомы Малеина (+Х в.)   8 – Феофила Мироточивого, Афонского ( +1548)   10 - прп. Антония Печерского, основателя  Киево-Печерской Лавры, в Ближних           (Антониевых) пещерах (+1073) 11 – прп. Никодима Ватопедского ( Афонского) ( +XIY) 11 – прмч. Никодима Албанского, Охридского, Мироточца ( +1722) 11– прмч. Нектария Вриулльского (+ 1820) 28 – прп. Павла Ксиропотамского  ( + 820)        АВГУСТ     4 – свмч. равноапостольного Космы Афонского, Албанского, иеромонаха (+1799)   7 – прп. Дометия Филофеевского, Афонского ( +XYI в.)   8 – прп. Григория Синаита ( +1310 или 1346) 11 – прп. Нифонта  П-го, Патриарха Константинопольского ( +1490) 15 – прп. Герасима Нового, Натараса, Кефалонита, Афонского, иеромонаха (+1579) 19 – прп. Феофана  Нового, Афонского, игумена, чудотворца ( +ХУ в.) 28 – прп. Саввы Крыпецкого, Псковского, ученика пра. Ефросина Псковского (+1495) 30 – общая память святых Сербских святителей и учителей, подвизавшихся на         Афоне: свт. Саввы I-ro , свт. Саввы II-ro, свт. Ефстафия, свт. Никодима,         свт. Даниила, свт. Иоаннского, свт. Ефрема, свт. Арсения.     СЕНТЯБРЬ   13 – прп. Иерофея Нового, Каламского, Иверянина, иеромонаха ( +1745) 15 – прмч. Макария Солунского (Фелассоникийского) (+1523) 16 – свт. Киприана Московского, митрополита, всея Руси чудотворца (+1406) 20 – прмч. Иллариона Критянина, Афонского (+1804) 22 – прп. Космы Зографского (Афонского), иеромонаха, отшельника (+1323) 22 – прмч. Зографских 26-ти ( +1276- 1280) 24 – прп. Силуана Афонского (+1938)     ОКТЯБРЬ      1 – прп. Иоанна Кукузеля, Афонского, доместика (+ XII в.)    1 – прп. Григория Афонского, Доместика Великой церкви ( + около 1360)    1 – прп. Саввы Вишерского, Новгородского ( + 1461)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Когда же Церковь предлагает себя в качестве рупора пропаганды коммуно-патриотического толка, да еще с подобного рода пиетизацией Сталина, она не только изменяет самой себе по существу, она и способствует тому, что образ новой России затеняется в сознании окружающего мира. Мы оказываемся страной, которая никак не может расстаться со своим коммунистическим прошлым, хотя именно для нас, русских, тем более православных христиан, это коммунистическое прошлое было самым что ни на есть беспощадным и кровавым. Прот.А.Степанов: Спасибо, отец Георгий, на этом, я думаю, мы должны уже заканчивать нашу программу. Единственное, что мне хотелось бы добавить, это то, что действительно в истории нашей страны, в истории Церкви вот эта мера близости Церкви и государства исторически и в дореволюционной России очень часто превышалась. И в каком-то смысле, мне кажется, что воспроизводятся не только советские стереотипы, хотя они, конечно, наиболее страшны, но воспроизводится еще модель такого послушного и абсолютно непререкаемого движения Церкви в русле государственной политики: что делает государство, то Церковь автоматически, неизбежно поддерживает. Прот.Г.Митрофанов: Я бы сказал – не политики, а заявлений отдельных государственных деятелей… Прот.А.Степанов: Может быть, точнее так. Поэтому мне кажется, что сегодня, когда мы начинаем отстраивать Церковь из совершенно разрушенного состояния, мы должны ясно осознавать именно евангельские ориентиры как основные в нашем церковном строительстве, в нашей просто повседневной церковной жизни, и в оценках тех событий, что происходят в обществе и вокруг нас, исходить именно из этих подлинных христианских позиций, а не из каких-либо других. Я благодарю протоиерея Георгия Митрофанова, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, за участие в сегодняшней беседе и напоминаю, что мы сегодня обсуждали интервью архиепископа Илариона (Алфеева) , которое он дал 15 июня 2009 года журналу «Эксперт». У микрофона был протоиерей Александр Степанов. Всего вам доброго! Прот.Г.Митрофанов: До свидания! Источник: Радио «Град Петров» Спасибо товарищу Сталину? В этом году Россия и весь мир отмечают 70-летие Большого террора (октябрь 1936-го – ноябрь 1938 года), организованного Иосифом Сталиным. За этот период было приговорено к расстрелу – не менее 724 тыс., около миллиона отправлено в лагеря. Православные христиане, от священноначалия до простых мирян, составили немалый процент среди этих жертв. Однако до сих пор в церковной среде встречается мнение, что православным есть за что благодарить Сталина, что он много послужил на пользу и отечеству, и Церкви. Прокомментировать это мнение и причины его возникновения мы попросили историка Церкви протоиерея Георгия Митрофанова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Февраль» погубил Россию. Николай Димитриевич аттестовал виновников «февраля» как недоумков и предателей, поддавшихся тем искушениям сатаны, которые отверг в пустыне Христос Спаситель. «Октябрь» был лишь логическим завершением «февраля». Николай Димитриевич, однако, верит в возможность восстановления на Руси законного порядка; сразу же после российской катастрофы он отдается этой великой цели, пренебрегая грозившей ему в революционные годы опасностью ареста. Он вступает в Петрограде в тайную монархическую организацию, во главе которой стоял Н. Е. Марков, по ее поручению выполняет ряд ответственных поручений, совершая поездки в Москву и в Киев, а в мае 1918 г. участвует в тайном монархическом съезде в Киеве. Очутившись в 1920 г. в Берлине, Николай Димитриевич продолжает политическую борьбу за Россию. Как в революционные годы в истекавшей кровью России, так и за рубежами ее жизнь Николая Димитриевича представляет редко встречающееся проявление последовательного и всецелого посвящения себя и своих сил служению Вечному в организме Державы Российской и защите той высшей Истины и Правды, на основе которых создавалась и крепла Российская Государственность. Российская эмиграция – это Зарубежная Русь, и является она частью единого целого, частью великого живого организма российского, частью России. История эмиграции – это история России за рубежом. В этом историческое значение эмиграции, из этого вытекает и призвание ее. На страницах этой истории мы часто встречаем имя Н. Д. Тальберга . Мы видим его в поездках в Сербию и Грецию, подготовляющим созыв 1-го монархического съезда, состоявшегося в Рейхенгалле в 1921 г., на котором Николай Димитриевич был избран на должность управляющего делами Высшего Монархического Совета, оставаясь на этом посту вплоть до 1938 г., а после Зарубежного съезда в 1926 г. в Париже он сотрудничает и с профессором И.П. Алексинским, председателем образовавшегося тогда Патриотического объединения. Николай Димитриевич хорошо знает и работает на политическом и церковно-общественном поприще со многими выдающимися представителями Русского Зарубежья. Члены Императорского Дома, главы Церкви, особенно авва митрополит Анастасий, нежно его любивший и прибегавший к Николаю Димитриевичу за справками и советами, генералы Врангель, Кутепов, Миллер, Краснов, Богаевский, Туркул, Науменко, Крейтер, профессор Головин, Крупенский, светлейший князь Горчаков, Шмелев, Лукаш и многие другие были для него живыми людьми, с которыми он общался, и они ценили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Никон ( Рклицкий Николай Павлович ; 4.12.1892, с. Борки Черниговск. губ. – 4.9.1976, Нью-Йорк, США), архиепископ. Из семьи духовенства, сын протоиерея. Окончил Черниговскую Духовную семинарию и юридический факультет Киевского университета, мобилизован в армию в начале 1-й мировой войны, окончил ускоренные курсы Киевского Николаевского артиллерийского училища, участник Гражданской войны, которую окончил в чине штабс-капитана Добровольческой армии на южном фронте, эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), член «Высшего монархического совета», участник монархического съезда в Бад-Рейхенгале (май 1921), редактор журналов «Военный Вестник» и «Царский Вестник», затем редактор журнала «Двуглавый Орел», окончил богословский факультет Белградского университета (1925), член-основатель Белградского православного молодежного кружка, впоследствии переименованного в Братство прп. Серафима (1923), состоял в юрисдикции РЗЦ, близкий сотрудник митр. Антония (Храповицкого) , прихожанин русской Троицкой церкви в Белграде, участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), окончил миссионерско-пастырские курсы в Белграде (1941), пострижен в монашество в Белграде (октябрь 1940), иеродиакон (1940), иеромонах (14.10.1941), рукоположение совершил митр. Анастасий (Грибановский) в Белграде, полковой священник запасного батальона русского корпуса в Белграде (5.2.19421.1.1945), игумен (1943), главный священник русского корпуса в Сербии (1.1.194526.5.1945), вместе с руководством РЗЦ эмигрировал в Германию (1945), оттуда уехал в США (30.11.1946), архимандрит (11.5.1946), личный секретарь архиеп. Виталия (Максименко) (19461948), епископ Флоридский, викарий Восточно-Американской епархии (27.6.1948), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Виталий в Нью-Йорке, возведен в сан архиепископа (1959), секретарь Архиерейского Синода РЗЦ (3.12.19621975), епископ Вашингтонский, управляющий самостоятельной епархией (13.2.1964), первый заместитель председателя Архиерейского синода (2.6.1967), вышел на покой по старости (1975). Автор десятитомной биографии митр. Антония и издатель его творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые мученицы изображены в светлых, почти белых одеждах, сложившими руки на груди в знак полного смирения и покорности воле Божией. Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре Святитель Тихон был фигурантом уголовного дела (его обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей) и находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года. Местом заключения Патриарха был Донской монастырь, где ныне почивают его мощи. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. Убийство святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича, царевен и слуг их в Екатеринбурге Расстрел царской семьи и верных им слуг произошел в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 3 (16) на 4 (17) июля 1918 года. В течение предыдущих 17 месяцев царственные страстотерпцы находились в заключении — сначала в Царском Селе, потом в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге. Все эти месяцы они вели себя как настоящие христиане: трудились, заботились друг о друге и никогда не жаловались на часто грубое обращение. Незадолго до гибели великая княжна Ольга Николаевна написала в одном из писем: ««Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» Массовый расстрел на полигоне Бутово Бутовский полигон — один из самых страшных памятников сталинских репрессий. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы, были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Всего за год с небольшим, когда расстрелы документировались, — с августа 1937 года по октябрь 1938-го — на полигоне был уничтожен 20 761 человек, из них около 1000 людей Церкви — монахов, священников, епископов и др. Более 300 из них уже прославлено в лике святых новомучеников.

http://foma.ru/kto-izobrazhen-na-ikone-s...

в рукописных Минеях студийской традиции - напр., см.: Ягич. Служебные минеи. С. 128-131); анонимный канон 8-го гласа без акростиха, ирмос:       начало:          (Минея (МП). Октябрь. С. 451-456; греч. оригинал этого канона, надписанный именем Иоанна Монаха, известен по рукописям - см.: AHG. T. 2. P. 218-228, также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 269); 2 цикла стихир-подобнов для пения на вечерне на «Господи, воззвах» и на стиховне, а также 2 самогласна (в греч. Минее - 3); цикл стихир-подобнов и 2 самогласна для пения на хвалитех на утрене; седален; светилен; в рус. Минее, содержащей последование Л., рассчитанное на совершение полиелейной службы, также указаны 2 седальна для пения по кафизмам, седален по полиелее и стихира по Пс 50 (совпадает с седальном по кафизме) (Минея (МП). Октябрь. С. 450-451). По рукописям известны песнопения, посвященные Л., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон без акростиха 3-го гласа, ирмос: Βοηθς κα σκεπαστς (      ), нач.: Τν συγγαφα τν σοφν, τν θεηγρων εαγγελων (Писателя мудрых божественных Евангелий) со 2-й песнью (AHG. T. 2. P. 207-216; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 269); канон, составленный Антонием Неоскитским, с акростихом Εαγγελιστν Λουκν μνω Αντνιος (Евангелиста Луку воспеваю я, Антоний) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Επανοις κατστρεψε κρυξ μγας πστολος (Похвалами совершил проповедник великий апостол) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ibid.); дополнительные икосы кондаков, циклы стихир-подобнов, самогласные стихиры, седальны и светильны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ibid. Σ. 267-270; Амфилохий. Кондакарий. С. 66, 164; AHG. T. 2. P. 220-221). Е. Е. Макаров Иконография Ап. Лука. Фрагмент рельефа трона Максимиана. 545–553 гг. (Архиепископский музей в Равенне) Ап. Лука. Фрагмент рельефа трона Максимиана.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Соловецкие мастера изготовят Крест для Бутовского полигона — места мученической кончины тысяч чад Русской Православной Церкви 22 апреля 2006 г. 13:02 Мастера кресторезной мастерской на Соловецких островах изготовят четыре Креста высотой от шести до 11 метров, сообщили в пресс-службе Архангельской епархии. 11-метровый Крест будет сделан специально для Бутовского полигона. «Крест свяжет воедино Соловки и Бутово — два самых известных в России места мученических подвигов XX века», — отметили в епархии. В Бутово, на бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, действовавшем с конца 1930-х и до начала 1950-х годов, только в период с августа 1937 года по октябрь 1938-го было расстреляно 20 765 человек — в основном жители Москвы и Московской области. Общее же число пострадавших и захороненных на этом месте не известно, но, по некоторым оценкам, оно значительно превосходит эту цифру. К настоящему времени установлены имена около 1000 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в Бутово за свои религиозные убеждения. 230 из них причислены к лику святых. Это поставило Бутово в исключительное положение, так как на территории России нет больше мест, где находились бы останки такого количества канонизированных людей. В 1995 году территория захоронения площадью около шести гектаров была передана Русской Православной Церкви, здесь был построен небольшой деревянный храм и начато благоустройство захоронения. Седмица.ru /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/106971.htm...

В день расстреливалось до 500 человек – столько же, сколько погибало потом на войне. Максимум убитых приходится на 28 февраля 1938 года: в этот день на Бутовском полигоне было расстреляно 562 человека. Расстрелы производились из наганов и из автоматического оружия. Бульдозером было вырыто несколько больших рвов шириной 3 метра, длиной примерно 500 метров и глубиной 3 метра (рвы видны на аэрокосмических снимках). В этих рвах хоронили убиенных. В день один палач тратил на расстрел 50 приговоренных около 8 часов. По окончании казни заполнялись бумаги, ставились подписи, после чего исполнителей увозили в Москву. Затем местный житель бульдозером присыпал трупы землей. На следующий день все повторялось сначала. Это была фабрика смерти. Местные жители слышали выстрелы и крики людей. Они боялись этого места. Только когда здесь был построен храм, «духовая обстановка», по словам настоятеля протоиерея Кирилла Каледы, изменилась к лучшему. Русская Голгофа И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью они не имеют покоя, глаголя: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Отк. 4,8 В Бутовский синодик, т.е. в список тех людей, которые погибли здесь за исповедание православной веры, включено 940 имен. К настоящему времени причислено к лику святых 304 человека. Среди них канонизированный в 1997 году сщмч. Серафим (Чичагов) . Известны имена только тех людей, которые здесь были расстреляны и захоронены в период с августа 1937 по октябрь 1938 года — 20 761 человек. В начале 90-х годов, по благословению Патриарха Алексия, было сделано пробное вскрытие захоронений. Была выкопана яма размером 6 на 6 метров. В ней было обнаружено 72 человеческих тела, расположенных рядами в 5 слоев. Рядом была их одежда. На этом месте сейчас стоит поклонный крест. Все остальные захоронения сегодня не потревожены. Патриарх назвал это место Русской Голгофой. Святая земля И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010