Теперь представим себе, что, оказывается, мне необходима сумма не в сто тысяч, а в сто миллиардов рублей. Поскольку я очевидно не в состоянии их собрать, все, что мне остается — сдаться и положиться на обещание моего благодетеля. В этом случае моя уверенность в спасении будет основана на верности того, кто обещал — и, если я считаю его заслуживающим доверия, я вполне могу быть уверен. Пока я сохраняю хоть какую-то надежду на себя, я не могу прийти к подлинному упованию на Иисуса Христа. Господь, как говорится в прекрасной церковной молитве, есть " Помощь беспомощным, Надежда безнадежным " . Он не спасает тех, кто и сам силен себя спасать. Поэтому здесь мы рассмотрим, как слово Божие указывает нам на нашу беспомощность и безнадежность, уничтожая все наши притязания на то, чтобы спасать самих себя. Священное Писание, как и все учение Церкви, указывает на то, что человеческая природа была глубоко повреждена и изуродована в результате того, что человечество, в лице Адама, противопоставило себя Богу. Первородный грех — не просто событие, имевшее место в прошлом, но продолжающееся состояние упорного противления Создателю, в которое вовлечены все потомки Адама. Блаженный Августин описывает катастрофу, постигшую человеческий род, следующими словами: Пользуясь свободой самоопределения ко злу, человек погубил и себя и свободу. Как, если кто убивает себя, то непременно убивает, будучи живым, а после самоубийства уже не живет, и, когда убьет себя, уже не будет в состоянии снова возвратить себя к жизни, так и когда грех совершился по свободному определению воли, то с победою греха утеряна была и свобода. Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр. 2:19) (Энхиридион, гл. 30). Итак, человек смог разрушить себя, но восстановить себя уже не может. Библия описывает состояние падшего человека весьма мрачными красками: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер. 17:9) Ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7:21-23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Ты Бог, сошедший во ад и освободив­ший окованных от цепей, Сам и душу раба Своего упокой. И ныне: Едина чистая и непорочная Дева, Бога без семене рождшая моли спастися души его. – Дева, единая чистая и непорочная, Бога родившая без семени, моли, чтобы спаслась душа его! Из чинопоследований таинств Из последования таинства Крещения и Миропо­мазания Псалом 31. Блажени, ихже оставишася без­закония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обет­шаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не по­крых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк пре­подобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя, от обышедших мя. Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть раз­ума: браздами и уздою челюсти их востяг­неши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе и ра­дуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем. – Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя ис­чезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Те­бе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

« Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр. 13:9). « Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:20–21). « Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1Кор. 6:13). « Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству…» (Рим. 13:13). « И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…» (Еф. 5:18). « Не обманывайтесь: пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–10). Фролов Виктор Николаевич , православный христианин, Нижегородская область Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 9. Ответ на 6, С. Югов: когда в сердце кишат змеиные страсти. " Все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собой. Это сродство, этот союз – грех. Если ты подчинился одной страсти, то через подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. Если ты попустил пленить тебя одному духу злобы (бесу), собеседованием с влагаемыми им помыслами и увлечением этими помыслами или мечтаниями, то ты поступил в рабство ко всем духам (бесам). По побеждении твоем они будут передавать тебя друг другу, как пленника. " (Св.Игнатий (Брянчанинов). «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». (Мк.7.21) С НАМИ БОГ! (Ис.8) 8. В самую точку! Отличная статья! Благодарю Бога, свт. Игнатия и автора! 7. Ответ на 6, С. Югов: когда в сердце кишат змеиные страсти. По существу сказать нечего? 6. В Ташкенте очень жарко. когда в сердце кишат змеиные страсти. 5. Ответ на 3, С. Югов: О страхе как раз забыть почти невозможно. А вот о Любви часто забываем

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/18/o_...

Христос – Основатель и Глава Церкви – дал Ей основной закон: правило веры и правило жизни по вере. Все это раскрывается в Священном Предании, в которое, как было отмечено ранее, входит Священное Писание, святоотеческая традиция и благодатный церковный опыт, который передается через христианские поколения, начиная с апостольских времен. Христианство генетически связано с ветхозаветной традицией, сам ветхозаветный закон явился «детоводителем ко Христу» (Гал. 3: 24). Однако христианская традиция начала практически сразу отделятся от иудаизма и формироваться в самостоятельную религиозную концепцию. После дня Сошествия Святаго Духа на апостолов, который стал днем рождения Церкви, в Иерусалиме была образована первая христианская община. По факту она представляла собой собрание последователей Христа, которые не имели частной собственности и посвящали все свое время для благоугождения Богу. «Первые христиане ежедневно собирались в храм и слушали проповедь апостолов, а в дни воскресные собирались по домам для совершения Евхаристии» , – отмечает протоиерей Петр Смирнов. Принимая во внимание тот факт, что христианская Церковь зарождается в иудейской религиозной среде, естественным образом ветхозаветный закон составлял неотъемлемый аспект жизни первой христианской общины. Сами апостолы в первое время после Пятидесятницы продолжали считать себя правоверными иудеями, познавшими по благодати Божией Мессию, о приходе которого возвещали древние израильские пророки . Господь Иисус Христос Сам говорил о Ветхом Завете: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Вместе с тем христианство несет в себе обновленное морально-этическое учение, все более дистанцируясь от жестких норм ветхозаветной традиции, что со всей явственностью раскрывается в Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 38–39, 43–44).

http://pravoslavie.ru/157616.html

Следующие два стиха кажутся, на первый взгляд, не соответствующими напрямую вот этой теме сокровищ. Эти два стиха — 22–23 — вроде бы как говорят о несколько ином явлении, о том, как человек воспринимает окружающий его мир. Но поскольку после этих двух стихов идут стихи 24–33, и в каком-то смысле 34, опять возвращающиеся к тематике богатства, то исследователи говорят, что и эти два стиха тоже относятся к теме богатства. Давайте их рассмотрим. 22 стих: Светильник для тела есть око (дальше в нашем Синодальном переводе). Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет который в тебе тьма, то какова же тьма? Если мы смотрим или в церковнославянский текст, который более точен, он более точно передает слова греческого оригинала, или в греческий оригинал, то мы находим более интересные выражения у Господа Иисуса Христа. Светильник для тела есть око (или глаз). Итак, если глаз твой простой — и здесь стоит слово «πλος» — это именно «простой», то тогда и тело твое будет светлым. Если же глаз твой и стоит слово «πονηρς», то есть «дурной, плохой, злой, негодный, скверный», тогда всё тело твое будет темным. Итак, смотрите: конечно же, речь идет о восприятии окружающего мира. Что такое глаз, что такое око? — то, как мы видим, но понятно, что не в физиологическом восприятии. А ведь бывают люди, которые и неправильно видят окружающий мир. Мы когда с вами сдаем на права или проходим медкомиссию в военкомате, нас обязательно проверяют на дальтонизм. И в общем-то, есть какой-то процент населения, который — мы с вами видим красный цвет, они видят какой-то другой — голубой или синий, и поэтому они не могут издалека различить цвет у светофора, поэтому не допускаются, насколько я знаю, к вождению. То есть пока что решение проблемы не найдено. Но здесь речь идёт о другом, речь идет о том, как человек воспринимает те ситуации, в которые он попадает, то есть житейские ситуации, и посмотрите: если твое око простое, то и всё тело будет светлым, а если око дурное, злое, тело будет темным.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

7. Какой смысл общего закона о возмездии: «око за око, зуб, за зуб» и пр. (21:24)? – Основное правило кровомщения, как права возмездия состоит в том, что должна последовать смерть за смерть, нужно отдать «душу за душу» (21:12–25); в закон Моисеев оно взято из древнего обычая, имеющего свое основание в заповеди Господа Ною об отмщении за кровь человека ( Быт.9:5–6 ). Затем предоставлялось законом за злонамеренно причиненное увечье сделать соответственное членовредительство: «око за око, зуб за зуб» н пр. (ср. Лев.24:19–20 ). Примеров буквального исполнения этого правила об отонщении у Евреев мы не имеем, и раввины объясняют это возмездно, как денежное наказание, при чем общий смысл выражения: «око за око» и пр. тот, что и в мщении нужно быть справедливым так чтобы мщение не превышало преступления и оскорбления. Такие строгие законы о мщении даны но «жестоковыйности» Евреев, по их тогдашним грубым правам и обычаям, и евангельским законом они отменены, но которому требуется совершенное прощение, врагу за личное оскорбление ( Мф.5:38–39 ) и по которому «хвалится милость на суд» ( Иак.2:13 ). 8. Почему запрещено Богом «варить ягненка в молоке матери его» 23:19)? – Это постановление помещается в числе законов о жертвах (ст. 18–19) сн. 34:25–26), и посему это запрещение нужно относить только к обрядам жертвоприношений. Запрещение же такое, по мнению лучших толковников, вероятно, наложено потому; что в языческом идолослужении существовал тогда такой способ варения ягненка, сопровождавшийся непотребными действиями. Что же касается халдейского парафраза этого выражения: «не ешь мяса с молоком» и разных раввинских постановлений о ядении молока и мяса, то они суть неосновательные измышления раввинско-фарисейской суетности. § 72. Гл. XXIV:1–11: торжественное вступленин избранного народа в завете с Богом. Изложение содержания. – После получения. Моисеем на горе от Бога оснонных законов церковных и гражданских (см. гл.20–23) совершен был обряд торжественного вступления всего народа в завете с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Возможно, имеется в виду победа над русами в 860 г., нашествию которых патриарх Фотий посвятил две гомилии: «О приходе народа Рос». Последнее исследование с полной библиографией вопроса и переводами проповедей см.: Кузенков П. В . Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых источниках//Древнейшие государства Восточной Европы 2000: Проблемы источниковедения. М., 2003. С. 3–172. Вероятно, имеются в виду победы над иноплеменниками-арабами (allofylon); в частности, разгром войск мелитенского эмира Амра византийским стратигом Петроной при Птосонте в 863 году. См.: Huxley G . The emperor Michael III and the battle of Bishop’s Meadow (A. D. 863)//Greek, Roman and Byzantine Studies. 1975. Vol. 16. 14. P. 443 ff. Речь идет о восстановлении Амория, который был разрушен арабами в 838 г., а все население угнано в плен. Уже в 859 г., судя по посланию епископа Аморийского Феофила к римскому папе Николаю I, в городе шла нормальная церковная жизнь. См.: Грацианский М. В., Нелюбов Б. А., Беляев Л. А. Аморий//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 179. «Око вселенной» — топос, который очень любил патриарх Фотий. См., например 17 гомилию: «Но когда око вселенной, сей славный и божественный храм…» — V Op. cit. S. 168. Этот образ был широко распространен в византийской литературе и литургической поэзии. См., например, тропарь на 24 декабря (память обновления храма святой Софии): «Град твой, Господи, как вселенной око, от всякого твоего праведного наказания освободи». См.: Mateos J. Le typicon de la Grande Eglise (Ms. Saint-Croix No. 40, Xe siècle). T. 2//Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1962. T. 165. P. 144. Любовь к этому образу связана как и с традиционными представлениями о драгоценности ока (ср.: Пс. 16: 8 «Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока»), так и с античными теориями зрения, согласно которым око исполнено света, и которые органично сочетались в византийском сознании с евангельской максимой: «Светильник телу есть око» (Мф. 6: 22). Подробнее об античных теориях зрения и их использовании в гомилетике Фотия см.: Василик В.В . OPTIKOI AKTINES в контексте антииконоборческой полемики//Византинороссика. СПб., 1995, Т. 1 (Литургия, архитектура и искусство). С. 252–258.

http://bogoslov.ru/article/1124832

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Понтифик призвал жителей Мозамбика отказаться от «закона возмездия око за око, зуб за зуб» РИМ. В пятницу шестого сентября, в ходе апостольской поездки в Мозамбик, Папа Франциск совершил Святую Мессу «о развитии народов» на столичном стадионе «Зимпету». Во время проповеди понтифик говорил о любви к врагам. Он подчеркнул, что «невозможно говорить о будущем, строить нацию и общество, основываясь на справедливости насилия», сообщает  Vatican News. «Тяжело говорить о примирении, когда все еще открыты раны, нанесенные годами разногласий, — подчеркнул Епископ Рима. – Однако Иисус приглашает любить и делать добро, а это означает намного больше, чем игнорировать обидевшего нас человека или вести себя так, будто наши жизни не пересекаются: Его наказ направлен на активную, бескорыстную и неординарную доброжелательность по отношению к тем, кто нанес нам рану. Но Иисус на этом не останавливается, Он просит также молиться за них и благословлять их, то есть делать так, чтобы наши слова о них были благими словами, порождающими жизнь, а не смерть, произносить их имена не для оскорбления или мести, но для того, чтобы положить начало новым отношениям, ведущим к миру». Папа заметил, что слова Иисуса ни в коем случае нельзя расценивать как «упрямый мазохизм»: Господь желает положить конец практике, распространенной как прежде, так и в наши дни, а именно «быть христианами, но жить по закону возмездия». «Невозможно говорить о будущем, строить нацию и общество, основываясь на справедливости насилия. Нельзя следовать за Иисусом, продвигая принцип око за око, зуб за зуб. Ни одна семья, ни одна группа соседей, ни одна народность и тем более страна не имеет будущего, если их объединяет, собирает воедино и стирает различия насилие и ненависть. Нельзя быть в согласии и единстве ради мести, ради того, чтобы с проявившими к нам жестокость поступать так же, чтобы планировать внешне правомочные ответные меры, — подчеркнул Папа Римский. — Если Иисус станет арбитром между противоречивыми эмоциями нашего сердца, между сложными решениями страны, — тогда Мозамбику обеспечено будущее надежды, тогда ваша страна будет с благодарением воспевать Господу всем сердцем псалмы, славословие и духовные песни». Месса на стадионе стала заключительным событием апостольского визита Папы Франциска в Мозамбик. Поездка Св. Отца продолжилась посещением Мадагаскара. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/9235396.html

 См. московские издания «Ока церковного» 1610 года (л. 396), 1633 года (л. 256 об.) и 1641 года (л. 259 об.).  «Око…» 1610 г.: л. 402 об.; 1633 г.: л. 259 об.; 1641 г.: л. 264 об.  «Око…» 1610 г.: л. 79 об.; 1633 г.: 43–43 об.; 1641 г.: л. 73.  «Око…» 1610 г.: л. 85 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 77.  «Око…» 1610 г.: л. 88 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 78 об.  Познакомиться с ней можно, например, здесь:  . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вадим К. 30 ноября 2017, 09:37 Можно и утром и вечером как положено молиться и все же не любить ближнего. Однако это не означает, что и молиться тогда не надо. Поститься и молиться легче, чем по-христиански любить ближнего. Для того и другого нужно напрячь волю, а любить - этому требуется всю жизнь трудиться, ведь то внешняя добродетель, а это - внутренняя. Правда, что нет пользы ни от поста,ни от молитвы, если внутреннее при этом не исправляется, но правда и то, что без них оно и не может исправиться. Пост и молитва заповеданы Спасителем, Он только порицал тех, кто им придает самоценность. Думается,что и посты установлены были после того, как христиане сами стали ими пренебрегать, до того он был у них наготове всегда. Иулиания 29 ноября 2017, 22:57 В мегаполисе поститься крайне тяжело. Монах пришел в трапезную - постная еда на столе. А я приползла с работы и должна еще чего-то придумать из каких-то продуктов. Поэтому максимально себя ограничиваю от скоромного на работе, но исключить полностью такие ингредиенты не получается. Юрий 29 ноября 2017, 14:55 Поскольку Типикон монашеский, то обсуждается только еда, но для семейного человека пост это и иное ограничение. И при этом ограничении он остается в постоянном общении в лицами противоположного пола (с одним в очень даже близком). А если учесть и особые профессии, вроде тренера или массажиста, то проблема усугубляется. И послаблений никаких в течении всего поста нет. Конечно, чем больше поста тем лучше ;-), но для новоначальных это может быть непосильным бременем. Хорошо бы тут иметь авторитетное мнение. Да, конечно, есть апостол Павел, но он вряд ли думал о 40-дневных постах.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Точно так же и Христос не говорит: «подставляйте щёки, но только замечает: «не противьтесь злу, хотя бы вас и били по щеке». «Итак, не противьтесь злу никогда и никакими способами» 4 . – Что же это за простой и ясный способ толкования, который привёл нового евангелиста к открытию подлинного смысла слов Христовых о непротивлении злу, которые, если верить графу, в течении 1800 лет намеренно и сознательно искажались церковной иерархией? Способ этот заключается в том, что собственные слова Христовы Толстой противопоставил словам, заимствованным Христом из Ветхого Завета, увидевши в первых категорическое отрицание последних. «Вы слышали, что сказано в законе, – говорит Христос, – око за око и зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злу, но если вас ударят по щеке, вы подставьте и другую». Последние слова Христа Спасителя содержат в себе лишь пополнение и, если можно так выразиться, одухотворение мёртвой буквы закона Моисеева. Этот последний кажется Толстому слишком чёрствым и жестоким, так как им узаконяется месть. Христос, упраздняя силу этого закона мести, ставит на место его закон милости и всепрощения. Однако, не трудно будет показать, что приведённая статья ветхозаветного закона отнюдь не поощряла мстительности подзаконного человека, а как раз наоборот – предупреждала в нём развитие этого чувства, удерживая его в границах справедливости. Ведь с точки зрения идеи чистой справедливости никак не будет делом незаконны, если я за выбитый мне зуб отплачу обидчику тем же. Я не обнаружу при этом смирения и терпения, но не сделаю и несправедливости 5 . Какая же имелась в виду цель при сообщении людям чрез Моисея этого закона – «око за око и зуб за зуб»? Удержать ветхозаветного человека, нравственно ещё весьма несовершенного и жестокого, а потому и неспособного к прощению причиняемых ему обид, удержать от мести, которая, как всем известно, тем именно и характеризуется, что, овладевши сердцем человека, она лишает его способности довольствоваться только справедливым возмездием, но сверх того стремится причинить обидчику как можно больше зла.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uchenie-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010