«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Око церковное М. Арранц «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978 г. История Типикона. История Типикона в предвизантийскую и византийскую эпоху. «Слово «Типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито–алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви». б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий. в) Типикон как обряд, т. е. как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) — западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано–мозарабский обряд и т. д.» Око церковное Переработка опыта ЛДА1978 г. История Типикона ХС КА Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Псалом 54:18) Список сокращений Русские сокращения БТ=Богословские труды (сборник). Московская Патриархия. ГЕО=Κσμα Γεωργου· Антифонарий Фессалоникийского собора Св. Софии (рукопись Афинск. греч. 2061, XIII в.) (КАК:276–281). ДМИ=Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока: ДМИ-1: 1–й т. (соборные и студитские типиконы). Киев, 1895. ДМИ-2: 2–й т. (евхологии). Киев, 1901. ДМИ-3: 3–й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917. ЕВХ=Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых О некоторых Богородичных иконах Икона является общим языком Церкви, она выражает общеправославное учение, общеправославный аскетический опыт и общеправославное богослужение. Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, неся его в видимых формах церковному народу как ответ на его вопросы, как руководство и наставление. Божественное Откровение и его приятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: путь откровения и путь познания; Бог нисходит и открывается человеку; человек, восходя к Богу, сообразует свою жизнь с полученным откровением. Икона - видимое свидетельство схождения Бога к человеку и устремления человека к Богу. Образ освящает душу посредством зрения - первого из чувств, по толкованию святых отцов: " Светильник телу есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло " (Мф. 6,22). Иконы несут человеку откровение грядущего преображенного мира и приобщают его к нему. Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого. Церковь в утверждении почитания икон опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия, но она предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1,26). Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем. Воплощение второго Лица Святой Троицы есть основной догмат христианства. Необходимое условие воплощения - согласие Девы Марии: " буди Ми по глаголу твоему " (Лк. 1,38). Бог воспринимает человеческую природу, Им созданную, воспринимает от Божией Матери всю полноту человеческого естества, не изменяя Божества и не смешиваясь с человечеством, соединяется в единого истинного Бого-Человека: " Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом " , - по выражению святого Марка Подвижника (V век).

http://pravicon.com/text-15

И. Сахаров II. Памятники русского церковного пения Памятниками Русского церковного пения мы почитаем: сохранившиеся наши нотные крюковые книги, в библиотеках; наши печатные издания с линейными нотами, составленные по древним рукописям. Каждые из них будет обозревать отдельно. А. Рукописные нотные книги Рукописные нотные книги встречаются в наших библитеках с XII века. Все они разделяются: на древние, средние и новые. К первым принадлежат: Стихирари, Кондакари; ко вторым: Минеи, Демественники, Праздники, Триоди, Стихиры, Литургии, Всенощники, Паннихиды, к третьим: Ирмологии, Октоихи, Обиходы и Праздники. I. Стихирарь Под сим названием встречаются три разряда нотных книг, употреблявшихся в древней Русской Церкви во время отправления богослужения. 1)Стихирарь месячный, содержащий избранные стихиры Святым и праздникам по порядку месяцеслова. Его надписание: Стихираръ месячный о Боге починаем. В списках XV и XVI столетий в надписании находим полное название, вероятно произведение Русских писцов: «Книга глаголемая Стихирарь месячной, иже есгь диачее око. Без той убо мнящеся пения исправляти, яко во тьме шатаются. Имеет же сия книга на всяк праздник, Владычен и Богородичен, и напомнить Святых великих, иж под теми и прочих святых мжей, во все лета празднуемых: стихиры, и подобны и самогласны на Славах и ныне, по чести ради Святых певаем от начала Сентября до конца Августа месяца». 2)Стихирарь постный, содержащий в себе пение от Недели Мытаря и Фарисея до Недели всех Святых. Его надписание различно: 1)Стихирарь постный ο Бозе почившем. Неделя ο Мытаре и Фарисее. 2)Зачало постного Стихираря. Последование Четыредесятницы. Стихирарь в этом составе заключает в себе избранное пение из Триодей постной и цветной под одним общим надписанием. 3)Стихирарь полный, содержащий в себе нотное пение всего церковного обихода. Его надписание: Книга глаголемая Стихирарь, творение Преподобного и Богоносного Отца нашего Иоанна Дамаскина . Здесь помещались пение ирмолойное и октойное, в виде отдельных ирмосов, стихир и кондаков. Состав этого разряда чрезвычайно разнообразен. При сличении нескольких списков, откроется первоначальньй состав без последующих внесений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

101. 1467 г. апреля 8. Послание митрополита Филиппа к новгородскому архиепископу Ионе и Новгородцам о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 21–27; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 82. Послание Филипа митрополитА 2883 в Великий Новгород архиепископу и посадникам, о отъимающих имения и села церковные Благословение Филиппа, митрополита всей Руси, во отчину господина и сына моего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в Великий Новгород, богомольцу нашему и еже о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, да иже и посаднику степенну и старым посадникам, и тысяцкому степенну и старым тысяцким, и боярам, и гостям, и суконникам, житьим, и купцам, и черным, и всему Великому Новгороду. Весте, сынове, о всем Божье велико неизрекомое милосердие и его всеведящее, неусыпное око, еже призреть [на] нас, творение рук своих, на всех живущих людей на земле, творящих закон и заповеди его, и милость свою излиять хотя, по своему великому благоутробию, по реченному его Господню словеси: «не приидох, рече, призвать праведных, но грешных на покаяние обратить»; и того ради испленения глагол его, посла 2884 посетить Господь Бог людей своих земли вашей, и елика призва и прият, многих души, и старца, и юноты, и младенца, и все сущее 2885 избра в народах православия, и елицы отъидоша с сего света временного в он бесконечный будущий век, имже, сынове, богоугодно творим вечную память с преже почившими отцами, моля Господа Бога всех Творца и Зиждителя о неизреченных щедротах 2886 великие его милости, еже получить им десного предстояния в он страшный и грозный день суда его. Ныне же, сынове, слышах, что которые люди православные, отходя сего света, помогали себе и своим душам, и писали свои грамоты духовные, а подавали своя села и свои имения в соборную церковь , дому Святой Софии Божьей Мудрости, и по всем святым церквам и по монастырям, на очищение своих грехов и на поминок единородных и бессмертных своих душ и всего рода своего, еже есть во искупление долгу и во изручение грозного и неизбежного оного места мучимого, идеже он богатый и немилостивый стражет; и того ради отписывали и давали свои имения по святым церквам, яко да молитвы о них творят многие в святых Божьих церквах, у престола Божьего, в приношение святой бескровной жертвы, отпущения ради и прощения многих согрешений, по Иаковлеву посланию святого Христового Апостола, якоже писаше к обеманадесять коленам Израилевым о долготерпении Господнем, сице рече: «аще кто стражет в вас, да молитву деет: добродетельствует кто, да поеть; болит ли кто в вас, да призовет попов церковных, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во имя Господне, и молитва верного спасет 2887 болящего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предисловие Вечер и заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой (Псалом 54:18) Предлагаемая российскому читателю книга родилась из моих «самиздатовских» конспектов по литургике – «История Типикона» (1978 г.) и «Око церковное» (1998 г.), имеющих непростую и долгую историю. Они создавались на протяжении более трех десятилетий, в период моего преподавания в разных учебных заведениях южного града Рима и северного града Святого Петра. Немного предыстории. В апреле 1969 г. я впервые прибыл в Санкт-Петербург (тогда Ленинград) по приглашению Великого Архиерея, Высокопреосвященного Никодима (Ротова), митрополита Ленинградского и Новгородского ( 5.IX.1978). Вскоре меня приняли в состав профессорской корпорации С.-Петербургской Духовной академии, славной своими прежними научными традициями, и я приступил к чтению лекций по литургике. К тому времени я уже был благодарным читателем Государственной Публичной библиотеки (ныне Российская Национальная библиотека), Отдел рукописей которой известен всему миру уникальным богатством фондов и такой же эрудицией их хранителей. Это было провиденциально, так как одновременно в Риме печаталась моя докторская диссертация, представляющая собой комментированное критическое издание греческого Студийского Типикона сицилийского монастыря Святого Спасителя. А здесь, в Публичной библиотеке, я познакомился с русским Студийским Типиконом, происходившим из Софийского собора Великого Новгорода (РНБ, Coф. 1136, XII в. – СК XI-XIII, 107). Ранее он был известен мне преимущественно по работе Михаила Скабаллановича «Толковый Типикон». К своему радостному удивлению я обнаружил, что новгородский Типикон почти буквально совпадал с моим сицилийским, текст которого я помнил практически наизусть. Мне сразу стало ясно, что монашеская студийская традиция распространялась с юга на север, как лучи света, исходящие из одной точки, – константинопольского монастыря Св. Феодора Студита , а затем его прямого наследника – Афонской Великой лавры. Окончательно я утвердился в своем предположении, познакомившись с подробным описанием грузинского перевода Типикона Георгия Святогорского (Мтацминдели).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Путемерие антифонов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 От публикатора. Монахиня Игнатия в своем творчестве обратилась к православной гимнографии задолго до того, как ею был задуман и написан цикл статей о церковных песнотворцах, значительная часть которого публиковалась в “Альфе и Омеге” 1 ; целиком выходит в свет отдельной книгой в издательстве Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Первые ее заметки в этой сфере были посвящены отдельным службам, а также антифонам и задостойникам как гимнографическим жанрам. Сейчас монахиня Игнатия специально для “Альфы и Омеги” пишет статью об икосах великих и двунадесятых праздников. Публикуемый текст — фрагмент из ее большой книги начала 60-х годов, посвященной размышлениям о действиях Святого Духа в судьбах мира и людей. В день праздника Сретения Господня, в серый мягкий день на моем рабочем столе распустили свои победоносные венчики-трубы огненно-красные амариллисы. Отрадно усмотреть становление новых явлений в природе видимой, но ни с чем не сравнима радость сдвигов души. Изменение в области ума или чувства — еще не все. Когда перемена захватит все существо человека, весь его сложный состав, и человек воистину увидит себя иным, приобретшим новые свойства — вот тогда наступает подлинный праздник души. Но это уже — не дело человека. Здесь — Господь, его изменяющий. Тем не менее признаки, приметы, законы внутреннего изменения занимали сердца многих людей, лучших человеков — святых Божиих. В ходе своей жизни — ее внешнего течения и внутренних скорбей — они пытались постигнуть следы действия Святого Духа в людях, следы их изменения, приобретения ими новых качеств, становления нового человека. Может быть, наиболее отчетливо из всех церковных писателей (поскольку Церковь — училище нашей жизни) говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин в круге антифонов утрени, изложенных в восьми гласах Октоиха 2 . В них вместе с исповеданием веры преподобного песнописца око православного может усмотреть и его указания на законы внутренней жизни, на ее движения, истоки, на ее ход и развитие, — и указания на ее пределы.

http://pravmir.ru/putemerie-antifonov/

Эсхатология: конец времени или свобода от времени? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22912.html 16 ноября 2005 Проф. Христос Яннарас Эсхатология: конец времени или свобода от времени? Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Когда Церковь говорит о " последних " событиях, то показывает свою веру-доверие и надежду на Христа. Она говорит не о том, что знает как исторический опыт, а о том, на что уповает. Церковный факт — это еще не религия в истории человека, и не лучшая из всех религий. Религии дают кодифицированные " убеждения " о загробной жизни и о конце мира. Религии — это порождения естественной, инстинктивной необходимости, которую имеет человек для метафизической уверенности, — необходимости, главным образом, для психологической уверенности, что его я " спасется " , т.е. продолжит существовать вечно, что его я будет бесконечно счастливо. Церковь — это институт иного порядка. Она благовествует свободу человека от необходимостей, которые навязывает ему его тварная и смертная природа, т.е. свободу от времени, места, тления и смерти, свободу от инстинктивной необходимости человека в религии. В Церкви " побеждаются естества уставы " . Побеждаются и " мысленные идолы " , интеллектуальные и психологические лжеутешения религии относительно " последних судеб " . Пожалуй, для того, чтобы осязать нечто из реальности (истины) Церкви, мы постоянно должны иметь перед собой факт отличия Церкви от религии. Мы ни на минуту не должны забывать мудрое изречение, что в самолете, который попадает в зону сильной турбулентности, не ни одного безбожника. Все религиозны в силу инстинктивной необходимости, биологической необходимости. Церковь ничего не знает о последних днях. Она, вверяет себя любви Божией и надеется. Это доверие является иным видом знания — не психологического или " мистического " — а знания, которое возникает из отношения и которое мы, люди, вкушаем всякий раз, когда воистину влюблены. Такое знание приносит евангельское слово, поэтому язык церковный не повинуется языку науки, нашему повседневному языку, пределы которого являются пределами нашего мира (нем.: Виттгештайн). Благовестие Церкви воплощается в наш язык, но не вмешается в понятия нашего языка, не исчерпывается значениями нашей мирской эмпирики. Церковь благовествует " то, что око не видело и ухо не слышало и что на сердце человеку не приходило " (1 Кор. 2,9), она отсылает к " неизреченным глаголам, которых человеку нельзя пересказать " ( 2 Кор.12,4).

http://religare.ru/2_22912_1_21.html

III. Попечение православной церкви о некоторых из правоверующих в особенности сообразно их званию в обществе и церковном и гражданском Церковь Православная, благотворно и спасительно осеняя и охраняя вообще всех нас, вступивших в благодатный союз с нею и неизменно пребывающих в послушании ей, из среды нас особенно руководствует и освящает своим Богослужением, сообразно званиям и нуждам нашим, членов государства, клира, семейства, иночества и других членов общества церковного и гражданского. Богослужение для членов Государства Лица Царского дома Государство, подобно нашему телу, состоит из разных членов, соединенных между собою одною властию, одними законами, наречием, обычаями и взаимными выгодами. В теле нашем нет членов лишних и ненужных: так в великом теле Государства ни один член не может сказать другому; ты мне не надобен. Не может око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте ( 1Кор.12:21–22 ). В теле нашем есть члены благообразнии и неблагообразнии ( 1Кор.12:24 ), властительствующие и подчиненные: и в теле гражданском бывают и должны быть члены высшие и нисшие, начальствующие и подчиненные. В теле нашем члены, имея свое частное назначение и деятельность, движутся и служат все, под одним общим управлением, для одной общей цели: и в теле государственном многоразличные члены, имея и сохраняя свое особенное звание и назначение, должны жить и служить для блага общего, по указаниям общего закона и одной Высшей власти, и в служении благу общему обретать собственное. Господь, призвав нас для жизни частно-общественной, глубоко напечатлел в нас чувство долга и подчиненности закону и власти, чем единственно охраняется и утверждается благоденствие частное и общественное. Коренной источник власти и силы в Государстве есть Царь царствующих и Господь господствующих. Как власть и господство над тварями даны Творцем человеку ( Быт.1:28 ): так от Господа же происходит и власть семейная и родительская, церковная и гражданская, например: власть Церкви Божией над человеками ( Быт.27:29 , Мф.18:17 ) власть патриархов, Богом избранных ( Быт.12:7. 27:29; 48:19 .); вождей ( Исх.3:10, 7:1 . Нав.1:5 ); судей ( Суд.2:16 . Деян.13:20 ), и царей у народа Божия ( 1Цар.9:16, 17. 16:1 . Прем. 9:7 ), а равно и у других народов; ибо комуждо языку Господь устроил вождя ( Сир. 17:14 ). Несть бо власть, аще не от Бога: сущыяже власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ). Дана есть от Господа держава Царям и сила от Вышняго (Премуд. 6:3). Князи служителие бо Божии суть ( Рим.13:6 ); слуги царства Божия ( Прем.6:4 ). Судии не человеческий суд творят, но Господень ( 2Пар.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архив Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Празднование 24 октября/6 ноября Икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость (с грошиками) " Царица неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли: В Тебе — надежда и спасенье. Погрязли мы во зле страстей, Блуждаем в тьме порока, Но… наша Родина… О, к ней Склони всевидящее око. Святая Русь — твой светлый дом Почти что погибает, К Тебе, Заступница, зовем: Иной никто о нас не знает. О, не оставь Своих детей, Скорбящих Упованье, Не отврати Своих очей От наших скорби и страданья. Одно из стихотворений, переписанных царственными страстотерпцами в Тобольске Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»… Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате. Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная.

http://pravoslavie.ru/put/051106130450.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010