Святой апостол Иоанн учит: Прощены вам грехи ради имени Его ( 1Ин. 2:12 ). Если рассуждать глубже, то молитва исцеляет человека от страстей, которые являются его недугами, полностью стирает их из его естества и обращает в ничто 2460 даже их последствия. Но следует отметить, что подобной силой обладает в первую очередь, непрестанная молитва . Это понятно из того, что, в отличие от грехов, которые являются частными актами, страсти – это перманентные состояния. «Непрестанное призывание Бога – средство, которое подавляет все страсти», – пишет преподобный Варсонофий Великий 2461 , отмечая, что способ воздействия этого средства нам непостижим: «Как врач наносит лекарство или припарку на рану пациента и пациент не знает, как это действует, так призванное Имя Божие уничтожает все страсти, даже если мы не знаем как» 2462 . Молитва является «очистительницей души» 2463 , вплоть до самых темных и сокровенных ее уголков. Неосознанные грехи и страсти молитва может настигнуть и исцелить, так как она подразумевает вмешательство Того, Кто видит тайное 2464 , Кто испытует сердца 2465 , Кто осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ), Кто обладает силой разрушать любой грех и уничтожать всякий след страсти. Поэтому христианин, которого грех сделал неспособным изведать свои «сокровенные глубины», где гнездятся тайные страсти, должен наряду с покаянием в этих страстях молиться Богу о том, чтобы исцелиться от этого состояния. Вот почему преподобный Варсонофий Великий пишет: «Ночь и день я молюсь, чтобы очиститься от видимых страстей и от тех, что скрыты» 2466 . Молитва не только уничтожает страсти, но и обращает в бегство тех, кто стоит у их истоков и является основным виновником смуты в душе и причиной всех недугов – диавола и бесов 2467 , и развеивает все патологические последствия их действий 2468 . Иисусова молитва в этом смысле обладает особой действенностью 2469 . Исцеляющие свойства молитвы многочисленны и ощущаются прежде всего в сфере ума (νος). Благодаря ей ум, оцепеневший от греха и оставленный им словно мертвый, пробуждается 2470 , становится проворным 2471 , начинает оживать 2472 , ибо «в этом его жизнь» 2473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

96 Это пелена Сергиево-Посадского музея (инв. 413; см.; Маясова 1971 (1). С. 21–22, ил. 29–31). В том же музее хранятся: сударь «Распятие» (инв. 370); сударь «Агнец Божий» (инв. поручи «Благовещение, Флор и Лавр» (инв. см.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 14 и 15). Во Владимирском музее находятся также сударь «Распятие» с теми же признаками (инв. 1807). В ГРМ – фрагмент шитья со святыми Екатериной и Димитрием (инв. Д1Т-26), поступивший из Кирилло-Белозерского монастыря (см.: Маясова 1989 (1). С. 209 и примеч. 36; а также: Хлебникова 1977). 97 О возникновении этой композиции на русской почве см.: Лазарев 1966 (2). В Византии композиция «Отечество» известна с XI в.; в Новгороде, видимо, – с XIV в., в Москве – с конца XV в. 98 Так, на двух полосах итальянского шитья в собрании ГЭ имеются силуэтные изображения на темы «Времена года» и «Сотворение мира», расшитые однотонными пятнышками, на одной – зеленым, на другой – красным шелком (см.: Верховская 1961. Ил. 31–82). 100 Произведения великокняжеской мастерской этого времени рассматривались нами в диссертации: (Маясова 1971 (3). С. 73–93, примеч. 24–106), а также в докладе на конференции в Загорском музее г. 103 ГРМ, ими. ДРТ-276 (см.: Маясова 1971 (1). С. 20, ил. 40). Пелена предназначалась под икону того же содержания, выполненную в 1514 г. по заказу тех же вкладчиков художником школы Дионисия для Успенского собора монастыря (ГРМ, инв. 2741). 105 См.: Николаева 1968. С. 24, ил. 25. Икона передана в 1990-х гг. Московской патриархии. В последнее время некоторые исследователи (Э. К. Гусева, И. А. Кочетков) склонны относить икону к концу XV – началу XVI в., так что, возможно, и она выполнена по заказу Василия III. 109 Об «уповании» на Петра свидетельствует и тот факт, что в 1514 г. по указу Василия III в Москве на Неглинке Алевизом Новым была заложена каменная церковь Петра Митрополита (ПСРЛ. М„ 1965. Т. 13. С. 18). 110 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. Саккос передан из храма Христа Спасителя в 1931 г. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14). Ткань саккоса – западноевропейский узорный золотный атлас XVII в., оплечье и передник украшены золотным орнаментальным шитьем, а зарукавья – полосами зеленого бархата с шитой надписью от надгробного покрова XVII в. Бориса Ивановича Морозова (см.: Вишневская 1998).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Предательством Царя утрачена связь с Богом…» Беседа с наместником Никандровой пустыни 04.12.2018 2465 Время на чтение 5 минут АРХИМАНДРИТ Спиридон Свято-Благовещенская Никандрова пустынь находится в 37 км от города Порхова и в 70 от Пскова. Этот почитаемый верующими монастырь Псковщины возник в XVI веке на месте подвигов преподобного Никандра Пустынножителя. Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи - Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко) с вопросами не только о Царской церкви, но и о духовных проблемах современного мира. - Батюшка, очень отрадно видеть возрождающуюся древнюю обитель, в которой построен храм в честь святой Царской Семьи. Будто некая связь времен. Расскажите, пожалуйста, о нем. - Милостью Божией к строительству Царского храма приступили в 2003 году по благословению владыки Евсевия. Он как раз перед этим присутствовал на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и был одним из инициаторов прославления святых Царственных Мучеников. Незадолго до этого меня назначили сюда служить. И благодарю Бога, что сподобил и меня, недостойного, принять участие в строительстве этого чудесного храма. Церковь простая, рубленая, но в ней служить всегда как-то особенно приятно. Ведь крестный путь святой Царской Семьи начался именно отсюда - с Псковской земли. - А в чем важность их подвига для нас сегодня? - Это пример верности Богу и своему народу. Ведь святой Царь Николай II мог бы вместе с Семьей бежать за границу и там спасти себе жизнь, но при этом покинуть свой народ. Но он любил народ и потому служил ему до конца дней. И если даже поверхностно посмотреть на всю ситуацию, то нельзя не ужаснуться, что в нашей Русской истории есть такое страшное злодеяние - убийство Императора, его супруги, детей. Разве это не преступление? И жестокая революция, установившая новую власть, восставшую против Бога, и гонения на Церковь... Одним словом, хотим мы этого или нет, но должны достойно осмыслить и понять, что Русский народ, к великому сожалению (как и тогда, так и сейчас !), не немножко даже, а серьезно отошел от Бога и Его Помазанника.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Икона Михаил Московский (Новоселов), мч. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Михаил Московский (Новоселов), мч. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Михаил Московский (Новоселов), мч. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-2465] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Михаил Московский (Новоселов), мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-2465-forum

Понятие «ипостась» в христологии Нисского святителя Свт. Григорий Нисский исповедует неизменность ипостаси Сына Божия в воплощении, когда аргументирует, что отрицающие Божественное достоинство Христа евномиане этим отрицают вечность ипостаси Христа, делая ее производной от некоего предшествующего действия Отца. Также он рассуждает о человечестве вечной ипостаси Единородного, которая, в свою очередь, выступает как активный субъект воплощения, воспринимающий человеческую природу 2458 . Когда свт. Григорий говорит об «усвоении» во Христе Божеством по единству со страдающим в Нем человечеством этих страданий и о том, что вечно живущее Слово в Себе воскрешает падшее человечество 2459 , то он фактически развивает богословие ипостасного единства природ в вечной ипостаси Логоса. Так, согласно свт. Григорию, новый человек во Христе являет такой способ бытия ипостаси (τρπον τς ποστσεως), который единственно только и задуман Богом, и согласно которому Божественная сила, находясь в единстве с человеческими душой и телом, проникает их, таинственно сообразуясь с природой каждого 2460 . Понятие «ипостась» в антропологии, ангелологии и тварном бытии у Нисского святителя В сочинении Об устроении человека, развивая богословие образа, свт. Григорий говорит о создании человечества по образу (εκν) Божию, обращая внимание на принципиальную невозможность тождественности образа первообразу 2461 и на присутствие подобия (μοιτητα) и идеи или идеального принципа красоты первообраза (καλο δα) в нас 2462 . Далее святителем проводится прямая аналогия между Божественным естеством и общей, единой природой человеческого рода от Адама до последнего человека земной истории. Человечество лишь в своей целостности представляет собой икону Бога 2463 . Факт реальности единосущия человечества по природе для свт. Григория Нисского подтверждает и его видение единым акта сотворения всего человечества, потом лишь разворачивающегося во времени 2464 . Согласно F. Харриет (F. B. Harriet), каждый человек, в видении Нисского святителя, представляет собой результат взаимоотношения двух несводимых к другу другу категорий – сущности и ипостаси. Ипостась не мыслится уже ни функцией, ни модусом сущности 2465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Помимо сочинений Е. П., подлинность к-рых считается доказанной, под его именем гл. обр. в сир. и арм. рукописных традициях сохранились сочинения сомнительной атрибуции ( Muyldermans. 1952. P. 105-142; Idem. 1963. P. 271-276; Sarghissian. 1907. P. 124-134, 325-370; CPG, N 2465-2482). Большинство из них являются незаконченными сочинениями, часть из к-рых представляет собой фрагменты подлинных творений Е. П. («Мысли», «Схолии на Притчи», «Наставления», «Главы учеников Евагрия»), часть приписывается Е. П. ошибочно, либо авторство Е. П. не установлено ( Guillaumont A. 2004. P. 148-156). Так, в греч. оригинале сохранилось соч. «Главы учеников Евагрия» (Κεφλαια τν μαθητν Εαϒρου, Capita cic auctoribus discipulis Evagrii; CPG, N 2483; др. вариант названия: «Главы учения Евагрия» (Κεφλαια τν μαθημτων Εαϒρου) - G é hin. 1993. P. 51. Not. 1); состоит из 198 кратких глав, отражает устное учение Е. П., записанное его слушателями и учениками и имеет множество параллелей с подлинными сочинениями Е. П. ( Guillaumont A. 2004. P. 147-148). Нек-рые главы этого сочинения были впосл. использованы прп. Максимом Исповедником в его «Сотницах о любви» (особенно во 2-й и 3-й сотнице - Ibid. P. 148). Подготовка критического издания греч. текста ведется Жеэном в серии «Sources Chrétiennes». Остается под вопросом авторство Е. П. в отношении небольшого соч. «Об учителях и учениках» (De magistris et discipulis; CPG, N 2449, 6053). В греч. рукописях оно приписывается прп. Нилу ( Ven. 1908. P. 73-81), к сочинению к-рого «Слово аскетическое» оно близко по содержанию, а в сир. и арм. рукописях приписывается Е. П. ( Guillaumont A. 2004. P. 153). В сир. переводе Е. П. приписывается соч. «Увещание о признаках безмолвия» (Admonitio de signis quietis; Muyldermans. 1952. P. 120-122; CPG, N 2469); оно сохранилось также в греч. версии в 3 редакциях, приписывающихся Иоанну Ликопольскому, свт. Епифанию Кипрскому и прп. Макарию Великому (Египетскому) ( Muyldermans. 1953. P. 525-530; Idem. 1955. P. 395-401). Однако это сочинение не может быть приписано никому из этих авторов, его атрибуция Е. П., несмотря на свидетельство сир. рукописной традиции, не подтверждается данными внутренней критики ( Guillaumont A. 2004. P. 152). Ранее приписывавшиеся Е. П. на основании ряда сир. рукописей 2 кратких трактата под условным названием «Побуждение и Увещание» (Προτρεπτικς κα Παραινετικς, Protrepticus et Paraeneticus; Frankenberg. 1912. S. 554-562; CPG, N 2440), в к-рых затрагиваются вопросы молитвы и др. необходимых составляющих монашеского делания, по всей вероятности, принадлежат сир. писателю VI в. Аврааму Нефтарскому (см.: Guillaumont A. 2004. P. 150). Остается под вопросом авторство Е. П. и в отношении небольшого соч. «Исповедание веры» (Professio fidei; Muyldermans. 1952. P. 139-140; CPG, N 2478), известного по 2 сир. рукописям; в нем содержится краткое изложение триадологии, космологии и сотериологии, во мн. положениях близкое к учению Е. П. ( Guillaumont A. 2004. P. 152-153).

http://pravenc.ru/text/180865.html

Тогды купец, подяковавши ему 2461 , челом ударя ему, отъехал. Выклад обычайный Братие возлюбленная, князь той есть всяк человек-христианин, обогащен добротою, силою святаго крещения. И той имеет красную челядь, то есть помыслы внешния и внутренния кроме 2462 греха, которыя служат человеку. А на лов едет – то есть дела спасеныя чинить. Купец есть добрый пралат или исповедник мудрый, который повинен прилучится 2463 к таковому и дом сердца его навестить и доброты добрыя там щепить 2464 , яко же сотворил Иисус двема путникома, идущим до Еммауса, иже с ними в дом на господу 2465 вшел. 2466 Жена же красная есть душа, по подобию и по образу Божию создана, которая имат быти посажена подле пралата, Святаго Писания чтобы научилась, того, что ко спасению потребно. Но многократ та душа чужеложствует со Диаволом, егда грехи смертныя творит. И тогды имать взяти мечь языка и молитися набожне Господу Богу, по святому Давиду, рекшему: «Язык их – мечь остр». 2467 През тот мечь, и чрез сокрушение сердечное, и чрез устнама исповедь можеши победити Диавола, то есть главу его стять и пред очима сердца твоего имаши всегда полагати, зане Господь Бог даст тебе благодать победити его и покаяние совершенно показати и милосердыя учинки. Два младенца, в каморе висящие, которых неприятель твой забил, суть любление Господа Бога и ближняго твоего, которые убиты были за грех перваго отца Адама. И для того их имети будеши в каморе сердца твоего, чтобы любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и всею мыслию твоею и ближняго своего, яко сам себе, чтобы всегды пребывал в боязни Божией, яко не вемы, аще достойни есмы благодати Божии или гневу его. Такоже в памяти должни имети, яко много Господь наш Иисус Христос для нас пострада на кресте, чтобы мы – чрез размышление безпрестанное горцей муки его – достали бы есмы до Царства Небеснаго. Конец повести и выкладу ея. Приклад о преступлении души и о ранах, уязвляющих душу 2468 . (Глава) 5 Король Титус 2469 можный в Риме королевствовал. И в его королевстве был некоторой рыцарь знаменитой и зело набожен, которой имел жену красну чужеложницу, которая от чужеложства не хотела николи престать. Видячи то, рыцарь смутился 2470 велми и умыслил дозрети Святой земли. И рек жене своей: «Жено милая, пойду я до Святой земли, того деля прошу тя, чтобы ты добродетелно жила, по приказанию Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь есть и другое послабление, а именно: престарелых свободных от общественных дел и податей этот толк принимает, не требуя, чтобы они исходили из мира, т. е. допускают до перекрещивания и не скрытно живущих в своем дому, что у других странников строго воспрещается 2462 . Этот соглас понравился многим из братства Никиты Семенова, так что эти последние, в пользу нового толка, начали оставлять своего первоучителя 2463 . —23— б) Странница Любовь основала новый толк с браком в странстве (по той же брачной прусской книге), найдя возможным в тоже время удержать и правила Безденежников 2464 . в) Известно „согласие Артемово“, также дозволившее браки. Оно допускает новое разнообразие: не обязывая приходящих из православной церкви или из других брачных раскольничьих согласий к расторжению брачного союза, в тоже время не считает чуждыми спасения даже платящих подати. Такое послабление сделано, собственно, ради „жиловых странников“ или „странноприимцев“, которые в число „действительных странников“ вступают обыкновенно только в случае опасной болезни или пред ожидаемым приближением смерти 2465 . Наконец, г) есть толк брачников, основанный Мироном Васильевым (в пошех, уезде), который кроме брака требовал от своих последователей нового крещения, утверждая, что Никита Семенов (он выделился из толка последнего) держался „Моркионской ереси и его крещение еретическое“ 2466 . IX. Как реакция брачникам явился у странников еще новый толк Ивана Васильева Колесова (в волог. у.). Можно думать, что это тот самый Феодор Иванов, о котором мы упоминали выше, который на следствии показал, что его прежде звали Иван Колесов 2467 , и который, будучи не которое время под рукою Никиты Семенова 2468 , образовал свой толк под именем Федоровского согласия 2469 . По учению этого толка запрещается не только совместная —24— жизнь „старцев со старухами“, но постановлено даже „не собираться им вместе на моление“. Причем Иван Васильев „на богомолении“ запретил читать книги единоверческой печати, как печатанные по повелению антихриста“ 2470 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—45— оно бессильно искоренить эту привязанность, соделать человека чистым от страстей. Необходима продолжительная и упорная борьба со страстями: „Бог бесстрастен и не сближается со страстными“ 2457 . Из борьбы со страстями победителем выйдет только тот, кто препобедит в себе гордость и самомнение, – этот корень всех страстей, – и насадит в душе добродетель, противоположную этому пороку – смиренномудрие (ταπεινοφροσνη) 2458 , кто непрестанно будет возгревать в себе огонь божественной любви, этой чудодейственной силы, способной уничтожать всякую страсть и вызывать в духе доброе изменение 2459 , кто неустанно будет совершенствоваться в исполнении заповедей Христовых, укрепляющем в человеке добрые навыки 2460 . Но и смирение, и любовь, и добрые дела, – взятые сами по себе, никакой цены не имеют 2461 . Они только подготовляют душу к восприятию благодати. Самое возрождение и обновление человека совершается силою благодати Христовой 2462 . Видимым знамением этой благодати является озарение души божественным светом, осиявающее человека в момент молитвенного экстаза 2463 . Действие божественного света на душу пр. Симеон изображает чертами, сближающими его учение по этому предмету с учением пр. Макария. Божественное озарение очищает душу от нечистых помыслов и страстей 2464 , сообщает познание заповедей Христовых: озаренный не нуждается более в писанном Законе, благодать заменяет ему закон 2465 ; оно дает ему силу исполнять волю Божию легко и свободно, без всякого напряжения и труда 2466 ; оно —46— приводит его к истинному познанию своего собственного состояния и состояния других людей 2467 ; просвещенный познаёт, каким имеют стать, как он, так и все святые после общего воскресения и какие воздаяния и венцы последние имеют получить в другой жизни 2468 ; чрез узрение света бывает первое ведение, которым познаётся, что есть Бог, ибо „свет есть Бог и созерцание Его есть как свет“ 2469 , – и не только бывает ведение, но и видение Бога пребывающим в душе 2470 . Силою этого света совершается обожение человека, – его изменение, всецелое духовное преображение, когда человек становится „другом и Сыном Божиим и Богом, насколько сие вместимо для человека“ 2471 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пятнадцатое заседание ознаменовалось особым случаем (26 апр. 681 г.). Один престарелый инок, по имени Полихроний, представил исповедание веры, и предложил доказать его истинность воскрешением мертвеца к жизни. Он заявил, что ему было видение, в котором некто, блистательного вида и страшного величия, говорил ему, что кто не исповедует единичной воли и теандрического действия, тот ни должен быть признаваем за христианина. Отцы собора отправились в преддверие одной общественной бани. Куда был принесен на носилках труп. Полихроний положил свое исповедание на грудь мертвеца, и долго шептал ему что-то в уши; чуда, однако же, не последовало. Народ, допущенный к присутствию при этом испытании, разразился анафемами против Полихрония, как обманщика и нового Симона; ибо его уверенность в своих мнениях не была поколеблена даже и этой неудачей, и собор нашел необходимым лишить его сана 2465 . Наконец была определена вера по спорному предмету. Монофелиты были осуждены, как содержащие ересь, сродную с ересями Аполлинария, Севера и Фемистия; как разрушающие совершенство человечества Спасителя отрицанием в Нем воли и действования. Учение о воплощении было изложено согласно с древними определениями церкви, и к этому было прибавлено следующее: «Мы равным образом, согласно с учением святых Отцов, объявляем, что в Нем две естественных воли и два естественных действования без разделения, изменения, разлучения или смешения. И эти две естественные воли не противны между собой, как воображают нечестивые еретики; но человеческая воля следует божественной и всемогущей воле, не противодействуя и не противореча ей, подчиняясь ей; ибо, согласно с мудрейшим Афанасием, необходимо, чтобы воля Его плоти действовала, но чтобы она была подчинена Его божественной воле... Как Его плоть, хотя и божественная, не была уничтожена Его божеством, так и Его человеческая воля, хотя и обожествленная, не была разрушена также» 2466 . Против главных вождей монофелитов была провозглашена анафема. Имя Гонория не было упомянуто Римскими соборами, каковое обстоятельство знаменательно доказывает, что, желая пощадить его память, они, однако же, не одобряли того участия, которое он принимал в споре. Иоанн IV, в своем послании к Константину, сыну Ираклия, старался очистить своего предшественника на том основании, что он имел в виду отрицать только существование двух противных волей в Спасителе, «насколько в Его человечестве воля Его повреждена, как это в нашем естестве» 2467 , и Максим, в своем собеседовании с Пирром, не хотел дать монофелитам возможность воспользоваться авторитетом римского епископа. Но Вселенский собор исследовав послание Гонория, объявил, что «во всех предметах он следовал мнениям Сергия и одобрял его нечестивое учение», и монофелитский папа был подвергнут той же анафеме 2468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010