Закрыть itemscope itemtype="" > Нравственный кризис интеллекта в современной России Выступление на заседании Круглого стола «Интеллектуальный статус России» 09.03.2011 739 Время на чтение 13 минут Придание чрезмерной значимости интеллекту в жизни человека и человечества есть такое же идолотворчество, как переоценка, скажем, значения имени, или расположения звезд, или социальной атмосферы в формировании характера того же человека. Как только мы замыкаемся в рассуждениях на одном из факторов такой динамичной и многосложной системы, как жизнь, мы приходим к неверным выводам, к упрощениям, к утрате целостного мировосприятия. Одни в результате считают, что миром правит разум, другие, что «число» («Золотое сечение»), третьи, что безличный Абсолют, четвертые, что все мироздание опирается на физические законы, подвластные точному описанию и классификации. Мы не можем успешно пытаться осмысливать природу или человечество, не пытаясь осмысливать самих себя - не только с точки зрения закономерностей и анатомического (в широком смысле) устройства, но и с точки зрения целей и задач (призвания, миссии) нашего бытия. Способность мыслить, анализировать, строить модели, обучаться, обобщать, применять знания на практике - это лишь инструмент в руках человека или группы людей. Этот инструмент способен участвовать в делах и добрых и злых, способен помочь найти выход или привести в тупик. И этот тупик не обязательно будет результатом слабости интеллекта, он может оказаться закономерным следствием нарушения нравственного закона. Но обо всем по порядку. Вокруг понятий интеллект, сознание и разум существует множество теорий, течений, представлений, философских и биологических гипотез, и споры о происхождении или «местонахождении» интеллекта ведутся тысячелетиями, не будучи завершенными до наших дней. Многие модные гипотезы, связанные с этой тонкой и таинственной областью, имеют откровенно оккультное, магическое звучание. Оккультные учения легко очаровывают своих последователей, опираясь на спорные основания, эклектически компилируя представления различных религиозных, философских и естественнонаучных представлений, увлекая простотой построения на спорном фундаменте. В этих случаях развитие интеллекта связывается со степенью погружения в то или иное учение.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/10/...

В Томске активизировались неоиндуистские и необуддийские секты Томск, 15 мая 2009 г. Томская епархия встревожена происходящим в последние годы в Томске расцветом неоиндуистских и необуддийских течений, передает ИНТЕРФАКС . " Можно говорить об активном развитии в Томске так называемой оккультно-сектантской субкультуры. Ситуация очень напряженная и тревожная. Наибольшую опасность представляют именно оккультисты и неоиндуистские секты. Они на сегодня отличаются самым активным прозелитизмом " , - заявил на пресс-конференции в пятницу руководитель миссионерского отдела епархии Максим Степаненко. В Томске с населением чуть более полумиллиона человек действует, по его данным, более 40 сект, 15 оккультных центров, более 30 общественных организаций, созданных сектантами-оккультистами, не считая десятков магов, гадалок, колдунов, " духовных наставников " . Рассуждая о причинах этого явления, М.Степаненко отметил, что почти два десятилетия СМИ, колдуны, маги, целители, оккультные центры формировали " питательную среду " , благодаря которой " лжехристы " почти мгновенно получили тысячи последователей, рассказывая об астрологии, нумерологии, чакрах, реинкарнациях, биополях, аурах, инопланетянах, космическом разуме. " Для многих людей, к сожалению, незаметно для себя впитавших яд субкультуры, эти слова, термины, поучения воспринимаются сегодня как сокровенные знания, как неотъемлемая часть собственного мировосприятия " , - констатировал он. Самой популярной " приманкой " , которую используют секты в Томске, считает руководитель миссионерского отдела, стали занятия йогой. При этом религиозная принадлежность скрывается или тщательно маскируется. Анализ рекламных объявлений в городах, где жителям предлагают пройти такие занятия, показывает, что в девяти из десяти случаев их размещают адепты неоиндуистских сект. " Нас не может удивлять позиция некоторых чиновников, твердящих " священную " мантру " церковь отделена от государства " и вместе с тем пытающихся настойчиво указывать, как Православной церкви вести миссионерско-апологетическое служение. Настораживает и то, что некоторые чиновники занимают откровенно сектозащитническую позицию, как-то странно игнорируя различные асоциальные, аморальные и псевдодуховные аспекты деятельности своих религиозно-маргинальных " подопечных " , - заявил М.Степаненко.

http://pravoslavie.ru/30416.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Александр Ермолин Глаз Фатимы: турецкая «мягкая сила» в российском быту " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Очень часто вижу в домах, на машинах, на одежде у многих людей один интересный символ – так называемый «турецкий глаз», «глаз Фатимы» или, говоря научным языком «назар бонджук». Согласно исламскому преданию, дочь Мухаммеда Фатима подарила своему жениху кусок синего стекла и, благодаря этому оберегу, он смог благополучно завершить свой путь, преодолев все мыслимые и немыслимые препятствия. Эту простую историю можно прочитать практически везде – как в «Википедии», так и на многочисленных сайтах, посвященных эзотерике. Талисман имеет околоисламское происхождение, но широко распространен у тех, кто отдыхал в Турции. Его вешают на дверях домов и офисов, надевают на одежду взрослым, детям и беременным женщинам. И все это с одной целью – бороться со сглазом и порчей. По-турецки. «Благодатный» оккультизм На волне всероссийской любви ко всему оккультному и паранормальному, турецкие амулеты прочно обосновались в России. Тем более, что легли они на благодатную почву. Люди, уставшие от многолетнего государственного атеизма, стали тянуться к вере. Но, к сожалению, многие дотянулись лишь до абстрактной «веры в душе», смешивающей все в одну эзотерическую кучу. Недавно освящал дом и увидел потрясающую картину. На полочке стояли иконы, домовые и что-то похожее на «старичка-лесовичка». При этом хозяева хорошие, искренние люди. Просто в своем религиозном мировосприятии смешивают в одну кучу все «святое»: тут и иконы, и амулеты, и талисманы и многое другое. Поговорил с ними, объяснил, что это принципиально разные вещи, домовых и «лесовичка» выкинули, дом освятили. Без авторитетов Почему наши современники столь легко «покупаются» на столь банальную эзотерику? Одна из главных черт нашего времени – это отсутствие авторитетов. Для большинства людей ориентиром является то, что ценно для него самого. Нет авторитетов – начинается смешение всего. Отсюда в одной квартире можно увидеть околоисламский «турецкий глаз», китайские жабы и символы года и все это вперемешку со славянским язычеством, а зачастую и иконами.

http://sueverie.net/glaz-fatimy-tureckay...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Александр Ермолин Освящение квартиры: бесы в вашем доме " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 8  голосов:  4.5 из  5) Одна из самых популярных треб нашего времени — это освящение квартир. Мотивы для этого самые разные: для воцерковленных людей это норма бытия, для околоцерковных — что-то на уровне хорошей традиции. Первым с радостью освящаешь, со вторыми беседуешь, объясняешь смысл освящения и после этого совершаешь положенный чин. Заметил одну интересную подробность – насколько же в мировосприятии наших людей переплелось православие и язычество во всех его проявлениях. Идешь по квартире со святой водой, а со стены на тебя смотрит улыбающийся домовенок на фоне подковки. Ну, или смеющийся бог Хотей поглаживает животик на полочке, принося «счастье и процветание» своим владельцам. И, конечно же, набор восточной оккультной тематики — инь-янь и многое другое. Кстати, в Татарстане очень распространено суеверие о том, что чертополох над дверью не дает нечистой силе проникнуть в дом и навести порчу. Конечно, в большинстве случаев встречаешь всю эту символику у людей невоцерковленных, но бывает, что и прихожане по незнанию держат в своем доме символы, неподобающие для православного христианина. Но самое обидное – это когда люди считают, что освящение дома это еще одно магическое действие из разряда оберегов. Предлагаешь людям снять чертополох со входной двери или выкинуть подкову – тут же спрашивают «а какую икону от сглаза повесить»? Или почему домовой – это плохо? Милые бесы Таким людям стараюсь объяснить, что домовой – это не милый старичок с бородой, а настоящий демон, бес, черт. Не стесняюсь в описаниях его демонической сущности – ведь слишком приятный и милый на вид он висит на стенке и желает всем удачи и процветания. Объясняю людям, что домовые, и прочие домашние идолы – это не милые существа, а «суть бесы», чем зачастую повергаю их в культурный шок. «Ну он же хороший», — пытаются возразить. Ну, как бес может быть хорошим? Приятным на вид может быть только его изображение, но никак не его сущность. На всякий случай

http://sueverie.net/osvyashhenie-kvartir...

Иначе произошло в России. « Москва -Третий Рим» - религиозная реальность, а не виртуальный двор короля Артура и не бесплодное соперничество гвельфов с гибеллинами. Напротив, «Священная Римская империя германской нации» - это, прежде всего, военно-политическая структура. И сказать «государство - это я!» не пришло бы в голову ни одному русскому царю. Не буду повторять здесь аргументацию отечественной православной мысли, от старца Филофея до XXI века: Святая Русь не перестала быть таковой ни с ордынцами, ни с Петром, ни с Ленины м. Её духовная история непрерывна, вопреки трагическим псевдоморфозам вроде февральского предательства или интернационал-коммунизма. Незримая мipy энергия православия уберегла её от модернистского и постмодернистского вырождения в холодное чудовище, рисующее карикатуры на пророков и законодательно поощряющее содом. (Подробнее см. об этом мою книгу «Последнее Царство. Русская православная цивилизация», изданную Спасо-Преображенским Валаамским монастырем по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго) (3). Именно такая Россия (в государственной форме СССР ) победила оккультный нордический рейх и первой вышла в космос. Как писал в 1993 году блаженной памяти митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, «при всей противоречивости народной жизни в ее безмерном разнообразии, она все же насквозь пронизана христианским мировосприятием. Его характернейшие черты - жертвенность, самоотверженность, терпение - позволили нашему народу пережить страшные испытания последних восьми десятилетий, помогают и сейчас нейтрализовать, обезвредить злонамеренные эксперименты над страной. Это неоспоримый факт, очевидная реальность нашего бытия (4). Сказанное означает, что «христианского капитализма» в России не может быть, также как и «христианской демократии» - для этого Русь слишком глубоко приняла в себя Спасителя. У русских именно православное, а не протестантское отношение к труду, к прибыли, ко времени: они рассматривают эти ценности не как собственность, а как дар . В отношении к собственности как Божьему дару («земля - богова») издавна коренилась драма русского купечества и предпринимательства: отсюда и знаменитая купеческая гульба, и миллионы на монастыри или... на революцию. Даже нынешние «новые русские» в глубине души знают, что они «разбойники»: большинство из всех вовсе не собираются строить в России цивилизованный капитализм, а переводят деньги на Запад. В метафизическом смысле слова национальная буржуазия в России как бы подвешена между храмом и тюрьмой; во всяком случае вплоть до настоящего времени капитал («бешеные деньги») переживается в России как неправда, как грех: от трудов праведных не наживешь палат каменных. Отсюда и чудовищная коррупция, которая в ближайшие годы способна, грубо говоря, сожрать нашу государственность, если деньги останутся, как сейчас, главной ценностью повседневного существования.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/27/...

Чего ждут верующие, не искушенные богословскими знаниями, от своей веры, от Церкви как таковой и от священника, как ее представителя? В селе чаяния прихожан, прежде всего, сосредоточены на сугубо приземленных проблемах: здоровье-семья-хозяйство. Здесь Господь, Богородица, святые и подвижники веры и благочестия, то есть все, кто есть в храме в образе икон и праздников играют роль конкретных помощников и покровителей, к которым можно просто и откровенно обратиться за вполне реальной помощью. В этом «прикладном» понимании веры, казалось бы, нашли отражение языческие отголоски давней старины и современные оккультные практики, но это не так. Селянин более близок к природе, он живет по годовому кругу постоянного преображения окружающего бытия. Он просто понимает и сочетает сущность вещей с тем, что необходимо сделать именно в это время года. Он никогда не будет требовать обоснования догмата о Троице, как и не будет он сомневаться в непорочном зачатии Богородицы и в том, что Бог воплотился в человека. Это без сомнений принимается на веру и доказательства не требует. Однажды мне лично пришлось столкнуться с методом «доказательства» истинности Святой Троицы . Настырные и беспардонные в своей «миссионерской» деятельности сектанты из «Свидетелей Иеговы» (СИ) буквально атаковали одну из наших прихожанок, позволившей себе заинтересоваться красочными журналами и буклетами СИ. Одним из главных аргументов была именно тайна Троицы. Прихожанка в храме позволила себе сказать фразу, что само слово «троица» нигде в Библии не встречается. Мне даже не пришлось вмешиваться в разговор. Соседка «отмиссионеренной» прихожанки привела следующий аргумент: — Анна, ты же с нами на обедне спиваешь «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный», как же это Троицы нэма? И данного аргумента было достаточно. Если бы его не хватило, то тут же выступило бы иное «доказательство»: — Ты смотри, какая умная! У тебя и мать и бабка, и прабабка верили, а ты нет. Что, умней себя считаешь, чем все твои родные? Естественно, в городском храме подобных «богословских» изысков было бы недостаточно. За аргументацией своего православного мировосприятия священнику надобно и хорошо Писание знать, и в книги святых Отцов заглядывать. Горожане более рациональны и прагматичны. Они больше читают (к сожалению, далеко не всегда духовно полезную литературу), более требовательны к священству, особенно к образу его жизни; ценят умение дать наставление, произнести достойную проповедь, а на исповеди не только выслушать, но и дать конкретный совет.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-a...

А зачем Вы телевизор смотрите? Да и дни рождения " странных граждан " надо ли отслеживать? 4. Что показывало ТВ в День Космонавтики ? В День Космонавтики, в день Подвига, в день Славы нашего народа, в день, который человечество будеть помнить в веках, на первом и втором канале в самое " смотрибельное " вечернее время показывали юмориста Петросяна и певицу Аллу Пугачёву (говорю это при всём моём уважении к Алле Борисовне, да и день рождения у Аллы Борисовны только 15 апреля). Вместо выражения в очередной раз недоумения, не пора ли сказать:- " А король то голый! " 3. Ответ на 1., Алёша: Для них Победа - это досадное недоразумение ...она одержана при социализме, а это страшное не комильфо Эти менеджеры всего лишь первый эшелон. Сразу за ними сомкнутым строем идут " истинно православные " . Именно они выносят самый жестокий приговор советской Победе. Церковный власовец Митрофанов уже давно запустил в обиход словечко победобесие. А здешние " богословы " (особенно наш безбашенный трёхбуквенный) прямо заявляют, что " безбожные " советские воины все в аду. И где им быть ещё - сатанинское воинство, несшее на гимнастёрках ордена с изображением сатаниста Ленина. А Парад Победы был окончен тем, что знамёна оккультного фашизма были повергнуты к подножию Мавзолея, в котором, как все знают, лежит мумия антихриста. В сравнении с " истинно православными " , требующими сноса " зиккурата " с находящимся в нём " терафимом " , чтобы стереть память о повержении знамён оккультного фашизма, менеджеры просто слегка расшалившиеся детки. 2. Странные граждане Здесь же на РНЛ - Владимир Большаков: ДЕФЕКТЫ НЕ-РУССКОГО УМА! 1. Re: Странные граждане России работают на российском телевидении Ну что Вы, уважаемый Валентин Евгеньевич. Симпатичные лица отнюдь не критерий правильного мировосприятия. Да будь они хоть трижды распрекрасными, но лица эти принадлежат успешным менеджерам и этим всё сказано. Люди деньги зарабатывают и более ничего. Вернее, кроме зарабатывания денег их ничего не интересует. Деньги любыми способами невзирая ни на какие помехи ибо это святое.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/25/st...

Нередко приходится слышать, что экуменизм есть в высшей степени рациональная концепция, лишенная всевозможных «суеверий» магического характера. Утверждается, что экуменический диалог между Православной Церковью и иными религиозными общинами направлен сугубо на координацию миротворческих действий в нехристианском мире и не несет в себе никакого деструктивного потенциала. Однако, подобное заключение совершенно ошибочно: именно экуменизм имеет в основании магический, оккультный подход, магическое мировосприятие мироздания и верований в нем, что подробно обосновывается, например, в статье «Без догмата. О взглядах о. Георгия Кочеткова в их связи с масонской идеологией»: В ней приведены достаточно веские аргументы, доказывающие, что адогматическая мировоззренческая система как основа экуменической концепции, отрицая догматику и канонику, ставит на их место чувственный мистериальный опыт интерпретации символов, что представляет собою чистой воды магический, оккультный подход. Естественно, никакого отношения к христианству он не имеет, являясь, по сути, подрывным элементом для него. Напомним, что оккультизм (от лат. «occultus» - скрытый, тайный) - общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвященным». К таким учениям относятся эзотеризм и его практические формы: алхимия, астрология, каббала, розенкрейцерство, спиритуализм, теософия, теургия. С которыми тесно связаны: гадания, онейрокритика, некромантия, хиромантия, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстрасенсорика, верования в связь с потусторонним миром и другие учения, основанные на суеверии и сохраняемые в тайне. Впервые термин «philosophia occulta» («тайная философия») был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским, а термин «оккультизм» был введен французом Элифасом Леви (1810-1875). Оккультизм часто понимается как синоним эзотерики, или обозначает лишь традиции ритуальных практик. Иногда называется герметизмом, по имени одного из его мифических пророков, Гермеса Трисмегиста. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений как псевдонауку или как паранормальные верования.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/5/missi...

6.      Вопрос экклесиологии, т.е. конкретных правил, имеющих некий психотерапевтический эффект, функционирующих в жизни рассматриваемого сообщества, где человек обретает «спасение» или самоидентичность; 7.      И, наконец, практический эффект от техник, характерный для каждой конкретной системы. Наличие взаимосвязи между социальными, психотерапевтическими, религиозными системами фиксируются лишь в случае как минимум семидесяти пяти – стопроцентного (75–100%) совпадения факторных данных у конкретных направлений, что соответствует значению «+1» в шкале корреляции. Отрицательная взаимосвязь, т.е. взаимное неприятие («-1» по шкале корреляции) предполагается при совпадении факторных данных лишь на 25–0%. Все остальные значения могут говорить только о случайных совпадениях или «похожести» некоторых факторов. Несмотря на отсутствие корреляции с клерикализмом, т.е. со своими историческими христианскими корнями, ни одна из важнейших национальных идеологий (советская, национал-социалистическая, европейская, американская) не оказалась свободной от альтернатив. Современные ведущие идеологии (XX–XXI век) обусловлены, как правило, идеями протестантизма и мистического иудаизма; в некоторых случаях – New Age, т.е. идеями социально-культурного движения мистически-оккультной направленности, провозгласившего для человечества новую эру постхристианской, неоязыческой культуры («Эпоху Водолея») (См. Приложение Это позволяет сделать промежуточный вывод, что отсутствие церковности вовсе не означает отсутствия в обществе религиозности. «Светскость» можно определить скорее как «полирелигиозность». Религиозные соответствия были выявлены и в народной религиозности, и в науке, в частности – у психологических систем. Народно-культурная религиозность соответствует в основном магическому (ритуалистическому) и оккультному элементам мировоззрения. В контексте данного исследования мы определяем термин «магия» как мировосприятие, предполагающее возможность с помощью неких опосредованных действий (ритуалов) воздействовать на известные или неизвестные силы природы и достигать «целей, желательных для человека» «Оккультизм» же – это некая практическая деятельность, опирающаяся на альтернативные обычным источники психологической информации: откровения космической духовной иерархии, «тайные знания глубинных сил природы, потаенные связи человека с разными «параллельными планами бытия», или иными мирами»

http://bogoslov.ru/article/1495818

Аргументом типа “вырастет — сам разберется” можно разрушить всяческое воспитание детей. Это все равно, что заявить: поскольку в мире есть много языков, то давайте мы с малышом вообще ни на каком языке не будем говорить, а когда ему будет шестнадцать лет, он получит паспорт, и тогда решит, какой язык будет его родным (японский, английский или русский). Несомненно, любое воспитание есть некоторое навязывание подростку определенного образа действий и мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. В этом смысле языковое и религиозное воспитание — совершенно одинаковы. “Вырастет — сам разберется” — это не формула заботы о ребенке, а снятие с себя ноши ответственности за его воспитание. Если у ребенка появился вопрос — разбираться с ним он будет сейчас. И если взрослые ему не предложат ответ — он будет этот ответ творить сам, пользуясь подручными материалами. Другое дело, что качество такого ответа может оказаться угрожающим. Сегодня ведь не брежневские времена тотального молчания о вере. Средства массовой информации постоянно скользят по грани “религиозных тайн”. Эта оккультная увлеченность российского телевидения и в детях исподволь воспитывает именно оккультно-магическое восприятие мира. Приходишь на первый урок к первоклассникам, пытаешься им объяснить, что такое душа — а в ответ слышишь: “Я знаю, что это такое! Это “астральное тело” называется!”… И кто гарантирует, что через несколько лет сие юное создание, с пеленок знающее слова “карма” и “астрал”, услышав их от очередного “Учителя Истины”, не окажется в секте? Итак, у детей есть свой интерес к религиозной реальности. Поэтому разговор о религиеведческом или религиозном воспитании детей вообще стоит начать с вопроса — а зачем это надо? Не зачем надо нам с вами, государству, стране, школе и Церкви, но: детям это надо или нет? Попробуем взглянуть на разговор о духовном мире глазами ребенка. Или — конкретнее — поставим вопрос: что такое наличие или отсутствие религиозного воспитания для самого ребенка? Логика “религиеведения” понуждает признать, что признать, что в жизни ребенка, конкретного ребенка, обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит, ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, чтобы быть ребенком.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

  001     002    003