Святой Иоанн Лествичник учит, что благодатные дарования, по непостижимости Промысла Божия, некоторые получали прежде своих трудов, другие – в трудах, а иные – уже при смерти. И сыноположение – дар, и «Царство Небесное не есть награда за дело, а благостный дар Владыки, уготованный верным рабам». Верные, украшенные плодами добродетелей, называются святыми, как получившие обожившееся естество (в Писании – земля святая). Верные за благоговейное размышление и прилежное памятование о Боге сподоблялись любви и радости, за памятование о грехах и муках и внимательную молитву – умиления, за воздержание и смирение – бесстрастия. Такая вера порождает уже боговедение. От этих добродетелей душа преуспевает в рассудительности и любви. Любовь же через чистую молитву возводит в меру возраста Христова. Тот же, кто с любовью терпит обиды и уничижения и молится за обижающих и оскорбляющих его, в короткое время достигает великого преуспеяния, как говорит прп. Симеон Новый Богослов . Особенного преуспеяния в добродетелях и смиренномудрии достигают христиане от тайного поучения. Тайное поучение, то есть молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», согревает сердце теплотой Божества, как и воспевает пророк: Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь ( Пс.38:4 ) от Христа Бога, ибо призываемый Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр.12:29 ). Такое тайное поучение, наша беседа с Богом, как говорит преподобный авва Исаия , просвещает всего внутреннего человека, даруя ему духовное ведение, которое уже ощущает сокровенное в созерцании. Созерцание, по рассуждению святого Исаака Сирина , есть уже собирание рукоятей после молитвенного сеяния или, лучше назвать, жатва, при которой жнущий приходит в изумление неизглаголанным видением таин домостроительства Божия. Восемь главных предметов созерцания таин Божиих указывает святой Григорий Синаит для всякого верного, вошедшего в меру духовного сыноположения. Он научается истинному богословствованию от Самого Бога, о чем святой Григорий пишет: «Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый – Бог, невидимый и безвидный, безначальный и несозданный, причина всего сущего, Троичное единое и пресущественное Божество; второй – чин и стояние умных сил; третий – составление видимых вещей; четвертый – домостроительное снишествие Слова; пятый – всеобщее воскресение; шестой – страшное второе Христово пришествие; седьмой – вечная мука; восьмой – Царствие Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Сей раб Христов внидет в радость Господа своего; он и ныне возлагает всю печаль свою на Господа, и душа его питается небесною манною, наслаждается беспечалием о земной жизни. А кто не таков, тот не раб Христов, не имеет в себе Духа Христова и не принадлежит к Царствию Божию. Блажен, кто не сделал себя чуждым жизни Божией, в ком не угас свет духовный, не помрачился разум суетою века сего, и вера в Сына Божия не ослабела; сей не лишен упования жизни вечной и может с апостолом сказать: мы спасены в надежде – благодатию спасен я о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:24 ). Надежда на спасение Господне, которая происходит от веры словам Господним, дивно радует душу жизнью будущего века, только надобно не малодушествовать, но мужаться и крепиться сердцем в уповании жизни вечной, как учит апостол: совершенно уповайте на приносимую вам благодать Господом нашим Иисусом Христом ( 1Пет.1:13 ); и благодать сия не останется в сердце бездейственна, произведет в нем горячую любовь к Подателю вечных благ. Блажен, кто принял в себя тот благотворный огонь, о котором сказал Господь: огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). В ком началось это горение духа, в том сердце согревается, тает, как воск и воспламеняется неизреченною любовью к Богу, Который творит, – как сказано, – слуги своя пламень огненный ( Пс.103:4 ). Если, по слову истины, Бог есть огнь поядаяй ( Евр.12:29 ), – огонь духовный, с силою истребляющей всякое беззаконие, то справедливо сказано апостолом, что рожденный от Бога грешить не может ( 1Ин.5:18 ). Ибо потаенный сердца человек, прилепляясь к Отцу своему небесному, всегда помышляет о Нем, и нет минуты, если только бодрствует он и не спит, в которую бы мог забыть Бога и порадоваться о чем ином. Если Бог есть любовь ( Ин.4:16 ), как говорит апостол, – высочайшая ко всем любовь, горящая ревностью, чтобы человек любил Его всем сердцем и всем разумением своим, – то всякого вероятия достойно, что внутри того есть Царствие Божие, мир и радость во Святом Духе, кто имеет святую любовь ко всем ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Как пламенный ревнитель чистоты Православия, преподобный писал Императору Феодосию, чтобы тот созвал Вселенский Собор для осуждения ереси Нестория. В 431 году в городе Ефесе состоялся III Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь и подтвержден догмат о двух естествах в Богочеловеке Господе Иисусе Христе и о почитании Приснодевы Марии истинною Богородицею. Преподобный Исидор скончался в глубокой старости в своей обители около 436 года, глубоко почитаемый всей Церковью. Преподобне отче Исидоре, моли Бога о нас! Книга I. 1. Монаху Нилу. Святые первоначальники и вожди монашеского любомудрия, по тем борениям и подвигам, какие совершали они в наставление и научение наше, дали всему соответственные наименования, удаление от вещественного назвав отрешением и благопокорность — подчинением себя. Учителем в этом была у них единая природа; а мы, имея даже описания их деяний, мало заботимся о сем делании. Посему надобно, чтобы отрешение от себя было забвением прежнего образа мыслей и отречением от навыка, а послушание — омертвением и истлением удов, как написано, яже на земли (Кол.3:5). 2. Монаху Дорофею. Углие возгореся от Него (Пс.17:9) Углие возгореся от Него, то есть от Бога, — святые. Поскольку Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.12:29), то по чистоте своей созерцающие Бога справедливо называются углием, как воспламеняемые единением с Богом и оказывающиеся светилами в мире. 3. Схоластику Ниламвону. О деятельной жизни. Во всей ясности узнав от древних, что почитать себя чем–нибудь не значить еще быть этим, лучше делай, а не только говори. 4. Чтецу Тимофею. Относительно подвигов, какие проходишь ты, досточудный, будь уверен, что настоящее является для нас невидимым поприщем, на котором мы боремся не с чувственными зверями, но с мысленными страстями. Страсти же, если овладеют нашими силами, не телу только угрожают опасностью, но и самой душе приносят смерть. А если нами они будут преодолены и обратятся в бегство, то сподобимся мы и венцов, и громкого провозглашения победителями, как бывает нередко даже здесь, несомненно же — после настоящей жизни, потому что будущему веку предоставлены награды, а настоящему — борения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Опять, ветер имеет такую силу, что не только развевает плевелы, но и искореняет высокие деревья – финики цветущие, кипарисы благовонные, дубы Васанские и кедры Ливанские; подобно сему и Дух Святой ниспровергает и искореняет напыщенных, горделивых и высокомерных людей, которых пророк Давид уподобляет высокому дереву, говоря: видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры ливанские ( Пс. 36:35 ). Но Дух Святой исторг это дерево из корня, как там же прибавляет Давид: И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его ( Пс. 36:36 ). И пророк Даниил назвал гордого Навуходоносора высоким деревом, говоря: се древо среди земли, и высота его велика. И возвеличися зело, и досязаше до небесе ( Дан. 4:7–8 ). Но Дух Святой искоренил то дерево: и возгласи крепце: посецыте древо, и обийте ветви его, и оттрясите листвие его, и разсыплите плод его ( Дан. 4:11 ). Ветер имеет еще и такую силу, что проникает в расселины и пещеры подземные, очищает в них воздух от тлетворных паров и иногда, не находя выхода, движет и колеблет землю. Всякий человек – земля, ибо так говорил Бог Адаму: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ). И когда Дух Святой проникает (как ветер в пещеру земную) в сердце человеческое, тогда движет и потрясает ту землю, т. е., человека, наставляет его к покаянию и сокрушенно сердечному и ко всякому благочестию. Об этом и Псалмопевец говорил, молясь Богу: дух прав обнови во утроби моей ( Пс. 50:12 ). Дух Святой сошел в виде огненных языков, дабы даровать апостолам словеса огненные: поелику Слово Божие называется огнем, как пишется об Илии и Енохе: огонь исходит из уст их и пояст враги их ( Откр. 11:5 ). Еще огнем называется любовь: ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр. 12:29 ); но тот огонь есть любовь всесовершенная, по слову святого Иоанна Богослова: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Ин. 4:16 ). Дух Святой сошел в огне, дабы утвердить апостолов святых в любви, потому и блаженный Павел говорит ко всем нам: ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны ( Еф. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Свойствами магического оберега, относившимися на западе к «сретенской» свече, здесь наделялась свеча «четверговая» 13 (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и «пасхальная» 14 (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху). Как видим, приписывание церковным свечам значения магического оберега было широко распространено. Но, конечно, такое суеверное отношение к свечам не имеет никаких оснований в учении самой Церкви. Согласно православной традиции, «горящая пред иконой свеча — это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча — символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу» 15 . Как писал святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский, «свет свечи должен означать благоговение к святой иконе и давать удобство видеть ее» 16 . Из этого следует также, что нет «более благодатных» или «менее благодатных» свечей, и, например, «Пасхальная» свеча не обладает большей «святостью», чем «обычная» освященная в церкви свеча. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святаго: Бог наш есть огнь поядаяй ( Евр.12:29 )… Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, напр., о словах Господа: Я — свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ), или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся ( Лк.12:49 ), или: да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему ( Лк.12:35, 36 ), или: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф.5:16 ), — и самою вещию, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, напр., чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских…

http://sueverie.net/sretenskie-svechi-i-...

Итак, через понятие славы в рассматриваемом тексте раскрыты догматические положения о Боге в самом Себе, о Боге в отношении к миру, о домостроительстве нашего спасения, о жизни будущего века. Но теперь более важно, что через это понятие совершается переход от нетварного к тварному 25 (процитируем ещё раз): Бог «подвизает... Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях; Его слава является небесным силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира; она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в сем, так сказать, кругообращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие тварей». Обращает на себя внимание, что: 1) откровение славы совершается через некое «движение», действование Бога (Бог «подвизает свои совершенства»); 2) так же как и в преображенском Слове, речь здесь идёт о кругообращении славы (ср. в табл. 1). Таким образом, теперь можно уточнить и догматическое учение слова на Преображение: Фаворский свет есть откровение славы Божией или действие, энергия Божия, что вполне согласно с учением святителя Григория. (Новым скорее можно почитать здесь нигде, кажется, у последнего не встречающийся тезис о «кругообращении славы».) Но для того, чтобы окончательно увериться в этом, необходимо ещё сравнить словоупотребление оригиналов. 3 Слово энергия (νργεια), как легко предполагать, вообще не используется святителем Филаретом. В соответствующих контекстах он предпочитает пользоваться терминами слава, как в разобранном выше Слове 1821 г., или сила 26 . Исследование последнего понятия наиболее основательно совершается святителем в нескольких проповедях, объединённых темою «прикосновения ко Христу». Первая из них, ещё 1814 г. написана с целью установить «истинное и верное понятие о той непостижимой силе, которою Иисус Христос исполнен так, что при одном прикосновении, да и то не к самому Его телу, а токмо к краю одежды, оная уже проливается и производит чудесное действие» 27 . Явление этой силы обусловлено тем, что во Христе живёт всяко исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ). «Таким образом, бесконечность Божия вселяется во Христа и делается прикосновенною для конечных существ... оный Свет неприступный, оный огнь поядаяй, каким представляет нам негде Бога самое слово Его ( 1Тим.6:16 ; Евр.12:29 ), вселяется во Христа и, умеряемый Божественным Его человечеством, является в Нём отверстым источником света и воды живой для омрачённого и умерщвлённого грехом естества» 28 . Возможность соприкосновения с неприкосновенным Божеством не исчезает и по вознесении Спасителя, который взошёл превыше всех небес, чтобы исполнить всяческая ( Еф.4:10 ), и потому «исполнение Божества живёт ныне уже не в едином личном телеси Его, но и во всём таинственном теле Церкви, яже есть вся – единое тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех ( Еф.1:23 ) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Что же творит не хотяй смерти грешника» для удовлетворения всех этих нужд человека? «Дивный в судьбах Своих Бог, дабы облаженствовать сущия от Него бытия высочайшим и непостижимым блаженством, от века положил соединить естество Свое с естеством человеческим, в лице Единородного Сына Своего», – положил «ввести свою Ипостасную жизнь, Своего Единородного Сына, в малую, избранную долю человеческого естества, долгим, сокровенным действием судеб Его приготовленную, от заразительной примеси греха предохраненную, соединить Божество и человечество в единую Ипостась Богочеловека», «дабы все человечество примирить и соединить с Божеством» 453 ( Кол.1:19–20 ). Вот средство, предопределенное Богом для спасения грешного рода человеческого! В Богочеловеке Божественная «полнота всякого совершенства, блага и блаженства», «оный свет неприступный, оный огнь поядаяй, каким представляет нам негде Бога само Слово Его ( 1Тим.6:16 ; Евр.12:29 ), умеряемый Божественным человечеством, является отверстым источником света и воды живые для омраченного и умерщвленного грехом естества», – «делается прикосновенным для конечных существ», и «не только сближается с низшею духовностью души человеческой, но проникает, объемлет и наполняет Божественными силами самую телесность Его человечества, – живет в Нем телесне» ( Кол.11:9 ) 454 . Вследствие этого и самое человечество воплощенного Сына Божия есть «полный сосуд Божественных даров, которые при едином прикосновении преливаются из него; есть устие Божественного источника, в котором вся внутренняя и сокровенная полнота животворящей силы Божией становится приступною и удобоприемлемою; есть Пророком Исаией в таинственном откровении виденный горящий уголь ( Ис.6:6 ), который, через одно прикосновение к устам пророка, в существо его проникнул своею огненною силою и очистил и освятил его» 455 ... Каким же образом люди могут почерпать из источника «всякого совершенства, блага и блаженства» благодатную силу для новой жизни? В этом случае «слово Божие вразумляет нас, сколько вместить можем, через сравнение (Богочеловека) с Адамом » 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А как беспредельное и неисповедимое художество многоразличной Божией премудрости из ничего создало тела грубыя, и тонкия, т.е. мягкия, осуществленныя Божиею волею; так тем паче Сам, и как хочет, и чем хочет, Сущий по несказанной благостии, по немыслимой доброте прелагает, умаляет, уподобляет Себя святым и достойным верным душам, плототворя Себя, по мере их удобоприемлемости, чтобы Невидимый был для них видим, и Неосязаемый, соразмерно свойству душевной тонкости, был осязаем, и чтобы души ощутили благость и сладость Его, и на самом опыте усладились светом неизреченного наслаждения. Когда хочет, - бывает Он огнем, пожигающим всякую негодную и превзошедшую в нас душевную немощь. Ибо сказано: " Бог наш огнь поядаяй есть " (Евр. 12, 29). А когда хочет, - бывает неизреченным и несказанным упокоением, чтобы душа упокоевалась покоем Божества. Когда же хочет, - бывает радостью и миром, согревает и оберегает душу. (Слово 4, 11) с. 28-29] XX век Святой праведный Алексий Мечев Надо помнить, что Господь всегда смотрит на меня, ведь Он все знает, так как же я поступлю против Него? с. 10] Господь так любил человека. Создал его, хотел дать ему счастье, радость. Сам был его нянькой, любящей матерью. Люди забыли Его, отошли от Него. Он Сына Своего предал на страданья и подарил нам небо: " Вы забыли, что на небе, вы забыли, что там за жизнь, так вот смотрите - там любовь " . И господь нам это показал, и мы это видели в Нем. с. 11] Митрополит Антоний Сурожский Такого Бога иметь - радость; радость, которая ни с чем не может сравниться. Он - не только Творец, не только Промыслитель, не только герой-Спаситель: Его любовь такова, что Он стал с нами единым вплоть до последней, предельной трагедии человеческого существования и нам вернул жизнь. И не случайно мы поем на Пасху смертию смерть поправ. с. 64] Бог - непостижимо велик, в Нем полнота, которая превосходит всякое наше понимание и самую нашу способность до конца приобщиться этой сущностной Божественной тайне. с. 95-96] Бог нас призывает к жизни, создал целый мир для того только, чтобы Себя нам дать, чтобы мы приобщились Ему, чтобы мы стали с Ним едины, чтобы мы стали богами по приобщению, по образу Христа, Который будучи Богом, приобщился наше природе. И в основе творческого акта Божия - не властелин, а Тот Кто нас до конца возлюбил, до того еще, как Он нас призвал к Бытию. с. 99]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2184...

10, 9, 10). И опять: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Сие – Духом Святым прилагает он в таком смысле: когда сердце восприимет действо Духа Святого, коим и молится: что есть достояние преуспевших и тех, кои обогатились действенно возобитавшим в них Христом. – Согласно с этим говорит и св. Диадох: «Ум наш, когда памятию Божиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было какое-нибудь, обязательное для него дело для утоления его приснодвижности. Ему должно дать только священное имя Господа Иисуса, которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность к достижению предположенной цели. Но ведать надлежит, что, как говорит Апостол, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым. С нашей стороны требуется, чтоб сказанное речение (Господи, Иисусе Христе, и проч.) умом, в себе утесняющимся, непрестанно было изрекаемо в сокровенностях его так, чтобы при этом он не уклонялся ни в какие сторонние мечтания. Которые сие святое и преславное Имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего (ясность мысли, или определенное сознание всех внутренних движений). И еще: сие дивное Имя, будущи напряженною заботливостию содержимо мыслию, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть всякое зло, как говорит Апостол (Евр. 12, 29). Отсюда наконец Господь приводит душу в великое возлюбление славы Своея; ибо преславное то и многовожделенное Имя, укосневая чрез памятование о Нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его беспрепятственно, потому что нечему уже тогда полагать тому препону. И сие-то есть бисер оный многоценный, который стяжевают, продав все свое имение с неизреченною радостию об обретении Его» (гл. 59). Святой же Исихий мысль свою о сем излагает так: «Душа, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов, имея за себя с собою Христа; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ибо сказано: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом святым» ( 1Кор.12:3 ). Но он должен смотреть на изречение сие в сокровенностях своих так неуклонно, чтобы не мог обратиться к каким-либо мечтаниям. Ибо те, которые непрестанно занимаются сим святым и славным именем в глубине сердца, могут иногда видеть и свет своего ума. Оно (сие имя) попаляет очень ощутительно скверну, прилипшую к душе, «ибо Бог наш огнь поядаяй есть» ( Евр.12:29 ). Сие славное и многовожделенное имя, когда памятованием ума долго содержится в теплоте сердца, производит в нас навык любить благость Его без всякого уже препятствия». О преуспевших в подвиге духовного трезвения и молитвы Иисусовой Исихий говорит: «они могут и тайны видеть, и богословствовать и, будучи презрительны, к пречистому и беспредельному Свету приплывают, касаются Его неизреченными прикосновениями, и с ним живут и пребывают, потому что вкусили, яко благ Господь, так что в сих равноангелах явно исполняется слово Давида: обаче праведнии исповедятся имени Твоему и вселятся правии с лицем Твоим ( Пс.139:11 )». Имея в виду великую силу молитвы Иисусовой и спасительные действия её в духовной жизни, святой Иоанн Златоуст , в письме к монашествующим, убеждал их с неослабной ревностью и непрерывно упражняться в ней: «непрестанно трудитесь, – писал он к ним, – и пребывайте в Господе Боге нашем, дóндеже ущедрит ны. Ищите от Него милости смиренным и умиленным сердцем, и от утра до вечера, а если можно, то и всю ночь взывайте: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас. И понуждайте ум ваш на это дело до смерти, ибо сие дело требует многого усилия, потому что узкие врата и тесный путь вводят в живот, и употребляющие усилие входят в него ( Мф.7:14 ). Итак, молю вас, не отлучайте сердец ваших от Бога, но прилежно храните их с непрестанной памятью Господа нашего Иисуса Христа, доколе не водрузится в сердце имя Господа; и ни о чем другом не помышляйте, кроме того, чтобы возвеличился в вас Христос. Молю вас, правила сей молитвы никогда не оставляйте и не презирайте, но едите ли, пьете ли, идете ли, или иное что делаете, непрестанно взывайте: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас; ибо божественный Апостол говорит: непрестанно молитеся, без гнева и размышления».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010