с. 146-147] Имя есть означение одного из числа многих (нарицательное). Но неразумно думать, что Бог, Который есть Един и единственен, имел соименных Себе, ибо слово " Бог " означает безначального, все сотворившего для человека. с. 149] Преподобный Макарий Великий А как беспредельное и неисповедимое художество многоразличной Божией премудрости из ничего создало тела грубыя, и тонкия, т.е. мягкия, осуществленныя Божиею волею; так тем паче Сам, и как хочет, и чем хочет, Сущий по несказанной благостии, по немыслимой доброте прелагает, умаляет, уподобляет Себя святым и достойным верным душам, плототворя Себя, по мере их удобоприемлемости, чтобы Невидимый был для них видим, и Неосязаемый, соразмерно свойству душевной тонкости, был осязаем, и чтобы души ощутили благость и сладость Его, и на самом опыте усладились светом неизреченного наслаждения. Когда хочет, - бывает Он огнем, пожигающим всякую негодную и превзошедшую в нас душевную немощь. Ибо сказано: " Бог наш огнь поядаяй есть " (Евр. 12, 29). А когда хочет, - бывает неизреченным и несказанным упокоением, чтобы душа упокоевалась покоем Божества. Когда же хочет, - бывает радостью и миром, согревает и оберегает душу. (Слово 4, 11) с. 28-29] XX век Святой праведный Алексий Мечев Надо помнить, что Господь всегда смотрит на меня, ведь Он все знает, так как же я поступлю против Него? с. 10] Господь так любил человека. Создал его, хотел дать ему счастье, радость. Сам был его нянькой, любящей матерью. Люди забыли Его, отошли от Него. Он Сына Своего предал на страданья и подарил нам небо: " Вы забыли, что на небе, вы забыли, что там за жизнь, так вот смотрите - там любовь " . И господь нам это показал, и мы это видели в Нем. с. 11] Митрополит Антоний Сурожский Такого Бога иметь - радость; радость, которая ни с чем не может сравниться. Он - не только Творец, не только Промыслитель, не только герой-Спаситель: Его любовь такова, что Он стал с нами единым вплоть до последней, предельной трагедии человеческого существования и нам вернул жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2184...

Как пламенный ревнитель чистоты Православия, преподобный писал Императору Феодосию, чтобы тот созвал Вселенский Собор для осуждения ереси Нестория. В 431 году в городе Ефесе состоялся III Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь и подтвержден догмат о двух естествах в Богочеловеке Господе Иисусе Христе и о почитании Приснодевы Марии истинною Богородицею. Преподобный Исидор скончался в глубокой старости в своей обители около 436 года, глубоко почитаемый всей Церковью. Преподобне отче Исидоре, моли Бога о нас! Книга I. 1. Монаху Нилу. Святые первоначальники и вожди монашеского любомудрия, по тем борениям и подвигам, какие совершали они в наставление и научение наше, дали всему соответственные наименования, удаление от вещественного назвав отрешением и благопокорность — подчинением себя. Учителем в этом была у них единая природа; а мы, имея даже описания их деяний, мало заботимся о сем делании. Посему надобно, чтобы отрешение от себя было забвением прежнего образа мыслей и отречением от навыка, а послушание — омертвением и истлением удов, как написано, яже на земли (Кол.3:5). 2. Монаху Дорофею. Углие возгореся от Него (Пс.17:9) Углие возгореся от Него, то есть от Бога, — святые. Поскольку Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.12:29), то по чистоте своей созерцающие Бога справедливо называются углием, как воспламеняемые единением с Богом и оказывающиеся светилами в мире. 3. Схоластику Ниламвону. О деятельной жизни. Во всей ясности узнав от древних, что почитать себя чем–нибудь не значить еще быть этим, лучше делай, а не только говори. 4. Чтецу Тимофею. Относительно подвигов, какие проходишь ты, досточудный, будь уверен, что настоящее является для нас невидимым поприщем, на котором мы боремся не с чувственными зверями, но с мысленными страстями. Страсти же, если овладеют нашими силами, не телу только угрожают опасностью, но и самой душе приносят смерть. А если нами они будут преодолены и обратятся в бегство, то сподобимся мы и венцов, и громкого провозглашения победителями, как бывает нередко даже здесь, несомненно же — после настоящей жизни, потому что будущему веку предоставлены награды, а настоящему — борения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Опять, ветер имеет такую силу, что не только развевает плевелы, но и искореняет высокие деревья – финики цветущие, кипарисы благовонные, дубы Васанские и кедры Ливанские; подобно сему и Дух Святой ниспровергает и искореняет напыщенных, горделивых и высокомерных людей, которых пророк Давид уподобляет высокому дереву, говоря: видех нечестиваго превозносящася, и высящася, яко кедры ливанские ( Пс. 36:35 ). Но Дух Святой исторг это дерево из корня, как там же прибавляет Давид: И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его ( Пс. 36:36 ). И пророк Даниил назвал гордого Навуходоносора высоким деревом, говоря: се древо среди земли, и высота его велика. И возвеличися зело, и досязаше до небесе ( Дан. 4:7–8 ). Но Дух Святой искоренил то дерево: и возгласи крепце: посецыте древо, и обийте ветви его, и оттрясите листвие его, и разсыплите плод его ( Дан. 4:11 ). Ветер имеет еще и такую силу, что проникает в расселины и пещеры подземные, очищает в них воздух от тлетворных паров и иногда, не находя выхода, движет и колеблет землю. Всякий человек – земля, ибо так говорил Бог Адаму: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ). И когда Дух Святой проникает (как ветер в пещеру земную) в сердце человеческое, тогда движет и потрясает ту землю, т. е., человека, наставляет его к покаянию и сокрушенно сердечному и ко всякому благочестию. Об этом и Псалмопевец говорил, молясь Богу: дух прав обнови во утроби моей ( Пс. 50:12 ). Дух Святой сошел в виде огненных языков, дабы даровать апостолам словеса огненные: поелику Слово Божие называется огнем, как пишется об Илии и Енохе: огонь исходит из уст их и пояст враги их ( Откр. 11:5 ). Еще огнем называется любовь: ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр. 12:29 ); но тот огонь есть любовь всесовершенная, по слову святого Иоанна Богослова: Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает ( 1Ин. 4:16 ). Дух Святой сошел в огне, дабы утвердить апостолов святых в любви, потому и блаженный Павел говорит ко всем нам: ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны ( Еф. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Отсюда видите, пресвитеры, что священнические реченные должности великой суть важности, и тем самим особливого требуют от вас искусства, разума, внимания и благоговения. Павел апостол собственным своим примером сие вам показывает, и к тому наставляет. Он порученное себе тайн и проповеди служение исполняя, сказал о себе самом к коринфинам: я в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас, 1Кор.2:3 . И на другом месте упоминает страх и благоговение. Истязуемое в служении: имамы, рече, благодать, юже служим благогоугодно Богу, с благоговением и страхом: ибо Бог наш огнь поядаяй есть, Евр.12:28,29 . Сего ради всякому подобает в вас быть искусству и благоговению. Но как усмотрены некоторые священники, кои означенных должностей не знают, или и знать не стараются, и потому званию своему не внимают, и в великом неустройстве пребывают: то дабы до конца в таковом неведении и небрежении не осталися, и за то не подпали бы они той строгости суда Божия, которую судимы были Надав и Авиуд сыны Аароновы, Офни и Финеес сыны Илиина, ветхозаветные священники: для того, как для наставления, так и для побуждения ко вниманию, таковым священникам книжица сия составлена, да кто впредь восхощет быть священником, или просто церковнослужителем, ведал бы важность служения Нового Завета. Приимите убо вы, носящие имя пастырей пресвитеры, наставления сии с таким усердием, с каким они для вас написаны, и употребите в пользу вашу, и порученных вам душ, да не в туне именуетеся светом мира: да не будете вожди слепии слепцам, идуще и ведуще в ров погибели, откуда избавления во веки не будет. Да даст вам Бог Духа премудрости и откровения в познание совершенное должности вашей, и исполнение ее: да просветит очеса сердца вашего увидит, кое есть богатство славы уготованное вам, есть ли достойно званию вашему прилежать будете: и кая напротив того лютость мук ждет вас, есть ли с собою многочисленные души, искупленные Иисусом Христом, нерадением звания вашего, в ров погибели вечной сведете. Но Господь наш Иисус Христос всесильно десницею своею всех нас от сего да спасет, и избавляя от всякого дела лукава. Да соблюдет во царствие свое небесное. Глава 1. Содержит в себе введение

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В большинстве великорусских губерний до революции не было освящения свечей на праздник Сретения. Свойствами магического оберега, относившимися на западе к “сретенской” свече, здесь наделялась свеча “четверговая“ 13 (с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий вечером в Великий Четверг) и “пасхальная“ 14 (с нею обходили церковь во время крестного хода на Пасху). Как видим, приписывание церковным свечам значения магического оберега было широко распространено. Но, конечно, такое суеверное отношение к свечам не имеет никаких оснований в учении самой Церкви. Согласно православной традиции, “горящая пред иконой свеча — это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча — символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу“ 15 . Как писал святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский, “свет свечи должен означать благоговение к святой иконе и давать удобство видеть ее“ 16 . Из этого следует также, что нет “более благодатных” или “менее благодатных” свечей, и, например, “Пасхальная” свеча не обладает большей “святостью”, чем “обычная” освященная в церкви свеча. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал: “Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святаго: Бог наш есть огнь поядаяй ( Евр.12:29 )… Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, напр., о словах Господа: Я — свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет ( Ин.12:46 ), или: огня приидох воврещи на землю, и что хощу аще уже возгореся ( Лк.12:49 ), или: да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии, и вы подобни человеком, чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему ( Лк.12:35, 36 ), или: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф.5:16 ), — и самою вещию, самым существом своим учат нас соответствующим свету и огню духовным вещам или предметам, напр., чтобы сердца наши всегда горели любовью к Богу и ближнему, чтобы мы не допускали в себе возгораться страстям или геенскому огню, чтобы примером добродетельной жизни мы светили другим, как свеча светит нам в делах житейских…

http://sueverie.net/sretenskie-svechi-i-...

Святой Дух нисходит в десятый день по вознесении Господа Иисуса Христа, а не тут же при вознесении, – для того, чтоб ожиданием согрелись души учеников к приятию Его. Иные говорят, что в каждый из этих дней по вознесении приходил один из чинов ангельских, чтоб поклониться обоженной плоти Его. И вот по прошествии девяти дней, в десятый, сошел Дух Святой, после того как совершилось примирение чрез Сына. Он нисходит в пятидесятый день по Пасхе в воспоминание Ветхого Завета, ибо Израиль принял закон по прошествии пятидесяти дней после перехода чрез Чермное море. И обрати внимание на знамения: там гора, здесь горница; там огонь, здесь огненные языки, а вместо громов и мрака – дыхание бурное. Святой Дух сошел в виде языков: это указывает на Его близость и принадлежность живому Слову. Он сошел во огненных языках, ибо Бог есть огнь поядаяй ( Евр.12:29 ), а также и в знамение очищения. Разделяемые же языки знаменуют разделение дарований Духа. И как некогда людей, знавших один только язык, Бог разделил и привел в замешательство, так и ныне знавших один язык (Апостолов) распределил по многим языкам, дабы от всех концов вселенной соединить разноязычные народы. Не на устах Апостолов почил Дух Святой, но на главах их, объемля то, что владычествует телом и выше его, – объемля самый ум, от которого и уста получают сипу и смысл речи. Но можно понимать и так, что образом языка Дух испускает некий глас, как бы рукополагая Апостолов, учителей всей поднебесной: ибо рукоположение бывает на верху глав. Шум и огонь являются при сошествии Святого Духа в соответствие тому, что было на Синае, ибо является тот же Дух, и тогда, и ныне законополагающий и все приводящий в порядок. В народе произошло смятение от бурного дыхания: иудеям казалось, что пришел конец, о котором говорил им Христос, предсказывая последнее разрушение. Сказано еще, что языки были яко огненни, т. е. как бы языки пламени, дабы не подумал кто о телесности или вещественности Духа». Дух Святой именуется Утешителем, как могущий утешать и покоить нас. Ибо мы приняли Его вместо Христа и имеем его чрез Христа. Он ходатайствует за нас к Богу воздыханиями неизглаголанными ( Рим.8:26 ), как человеколюбный и предстоящий за нас так именно, как и Христос: ибо и Христос – Утешитель, по слову Апостола: ходатая (по греч. утешителя) имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника ( 1Ин.2:1 ). Вот почему Дух Святой называется иным Утешителем. Кроме того, слово иной указывает и на единосущие Его с Сыном, ибо «иной» и «иной» говорится о единосущных и со-естественных, в то время как слова «одно» и «другое» говорятся о разных по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!      Из слов и проповедей святителя Иоанна Шанхайского Бог есть огнь Бог наш огнь поядаяй есть (Евр 12, 29). Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется. Так человек, прикасаясь к Богу, или гибнет, или спасается. " Человек, прикасаясь к Богу, или гибнет, или спасается " Огонь — всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь — в зависимости от того, что прикасается. Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному — в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы — сгорит. Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече. [Лев] Толстой небрежно, самоуверенно, а не в страхе Божием приблизился к Богу, недостойно причастился и сделался богоотступником. Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет. Лопата в руке Господней. Лопатой подбрасывается зерно и солома, и последнюю относит ветер, а зерно падает у ног Хозяина, и его собирают в житницы, солома оставляется или сжигается (см.: Мф 3, 12; Лк 3, 17). Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться. Наши грехи — это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху. Надо знать о Страшном Суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться. К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности. Библиография:      Святитель Иоанн Шанхайский /Сост. О.Л. Рожнёва. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 128 с.      Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья /Сост. прот. Петр Перекрестов. — 2-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 832 с.

http://pravoslavie.ru/97764.html

Ибо сказано: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом святым» ( 1Кор.12:3 ). Но он должен смотреть на изречение сие в сокровенностях своих так неуклонно, чтобы не мог обратиться к каким-либо мечтаниям. Ибо те, которые непрестанно занимаются сим святым и славным именем в глубине сердца, могут иногда видеть и свет своего ума. Оно (сие имя) попаляет очень ощутительно скверну, прилипшую к душе, «ибо Бог наш огнь поядаяй есть» ( Евр.12:29 ). Сие славное и многовожделенное имя, когда памятованием ума долго содержится в теплоте сердца, производит в нас навык любить благость Его без всякого уже препятствия». О преуспевших в подвиге духовного трезвения и молитвы Иисусовой Исихий говорит: «они могут и тайны видеть, и богословствовать и, будучи презрительны, к пречистому и беспредельному Свету приплывают, касаются Его неизреченными прикосновениями, и с ним живут и пребывают, потому что вкусили, яко благ Господь, так что в сих равноангелах явно исполняется слово Давида: обаче праведнии исповедятся имени Твоему и вселятся правии с лицем Твоим ( Пс.139:11 )». Имея в виду великую силу молитвы Иисусовой и спасительные действия её в духовной жизни, святой Иоанн Златоуст , в письме к монашествующим, убеждал их с неослабной ревностью и непрерывно упражняться в ней: «непрестанно трудитесь, – писал он к ним, – и пребывайте в Господе Боге нашем, дóндеже ущедрит ны. Ищите от Него милости смиренным и умиленным сердцем, и от утра до вечера, а если можно, то и всю ночь взывайте: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас. И понуждайте ум ваш на это дело до смерти, ибо сие дело требует многого усилия, потому что узкие врата и тесный путь вводят в живот, и употребляющие усилие входят в него ( Мф.7:14 ). Итак, молю вас, не отлучайте сердец ваших от Бога, но прилежно храните их с непрестанной памятью Господа нашего Иисуса Христа, доколе не водрузится в сердце имя Господа; и ни о чем другом не помышляйте, кроме того, чтобы возвеличился в вас Христос. Молю вас, правила сей молитвы никогда не оставляйте и не презирайте, но едите ли, пьете ли, идете ли, или иное что делаете, непрестанно взывайте: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас; ибо божественный Апостол говорит: непрестанно молитеся, без гнева и размышления».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

в) Еще, по учению Священного Писания, Бог есть " огонь " . Название сие употребляет в Священном Писании в Новом Завете апостол Павел: «Бог наш огнь поядаяй (есть)» (Евр. 12; 29). Оно есть и в Ветхом Завете. У многих древних народов огонь был символом божества. В Ветхом Завете Бог любил являться в огне, хотя не всегда, как, например, пророку Илии Он явился в виде «хлада тонка» (3 Цар. 19; 12). Здесь рождается мысль, не есть ли Существо Божие похожее на сию стихию? Мысль сия была у феософов (богословов - ред.), которые говорили, что Бог для праведников есть чистый свет, а для грешников есть огонь. Опять нельзя сказать ничего решительного. Держась откровения, которое употребляет сие название для того, чтобы побудить людей к исправлению, можно только сказать, что оно выражает могущество Божие и достаточно для цели нравственной. Что Бог есть огонь для грешников - это может быть и не быть. Впрочем, надобно заметить следующее: многим представляется странным, как грешники могут мучиться от огня, а в самом деле едва ли не так. Ныне физики утверждают, что все силы состоят из огня, и что огонь есть первая сила. Бог, действуя на мир, без сомнения, действует на него через первые силы: натура Божия граничит с первыми силами природы, и потому огонь, как первая сила природы, есть непосредственный приемник силы Божией. Теперь, души человеческие, отрешившись от тела, должны жить в первых силах природы, то есть в огне, который для чистых может быть приятен, а для грешных ужасен. Это, может быть, и есть то огненное озеро, которое представляется в Священном Писании. г) Еще Священное Писание говорит о Боге, что Он есть «любовь» (1 Ин. 4; 8). Это название знаменования практического. Существа Божия оно не выражает, а выражает сторону Его нравственную. д) Наконец, Священное Писание называет Бога " Духом " . Это название особенно должно выражать Существо Божие столько, сколько для нас нужно. Иисус Христос употребил его для практической цели, но выразил им и Самое Существо Божие яснее всех других названий. Что сообщил Иисус Христос чрез понятие Духа? Сообщил ли Он чрез это понятие о том, что Бог есть Существо безтелесное? Сообщил, ибо и тогда все народы противополагали дух телу. Сообщил ли понятие о том, что Бог есть ум? Сообщил, ибо и тогда разумели под именем Духа существо умное и свободное. Следовательно, под именем Духа Иисус Христос заключил следующее понятие о Боге: Бог есть Существо безтелесное, умное, нравственно-свободное и могущественное. Что Он выводит из сего? То, что и поклонение, воздаваемое Ему, должно состоять в истине и добродетели: «и иже» кланяются «Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4; 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

«Блюдите (же), да не отречетеся Глаголющаго. Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго». Поскольку те говорили: «Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог» ( Исх. 20, 19 ), то Апостол повелевает верующим не соревновать грубости предков, не оставлять подобно им Владыку, не прибегать к служителю, вместо Бога не избирать Моисея и вместо нового не оставаться при ветхом, притом, говорит он, и не с неба, но на горе Синай дал тем Бог законоположение, а мы ожидаем пришествия Владыки с неба. И научая, что законодатель и ветхого, и нового один, Апостол присовокупил: Евр.12:26 .  Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз по­колеблю не только землю, но и небо. «Егоже глас землю тогда поколеба». Ибо гора поколебалась, давая знать о присутствии Божием. «Ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом». Он, говорит Апостол, и тогда потряс землею; Он и предрек, что с землею потрясет и небом. Евр.12:27 .  Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. «А еже еще единою, сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая». Землетрясения, говорит Апостол, бывают часты, и посему слово «единою» означает и некоторый переворот в вещах, и переход тленного в нечто лучшее, что будет уже иметь постоянную природу. Евр.12:28 .  Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом. «Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу с благоговением и страхом». Слово «непоколебимо» употребил Апостол вместо: непрекращающееся. Показал же, как должно приносить службу Богу. Потом приводит на память Божии слова, посредством страха делая их более усердными. Евр.12:29 .  Потому что Бог наш есть огнь поядающий. «Ибо... Бог наш огнь поядаяй есть» ( Втор. 4, 24 ). И снова предлагает нравственное наставление. Читать далее Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова//Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 502-575. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010