После смерти Ахаза иудейский престол занял его сын Езекия. Во время его правления пала Самария. Это произвело в Иудее потрясающее впечатление. Пророк Исаия, живший в это время, призывал жителей Иудеи покаяться и отказаться от ложных богов, чтобы их не постигла та же участь, какая постигла Израиль. Под влиянием пророка Исаии Езекия развернул большую деятельность по возрождению истинной религии. Он боролся со всеми проявлениями идолопоклонства, разрушал капища, разбивал идолов и срезал деревья, которым народ поклонялся на холмах. Но прежде всего он возобновил богослужение в Иерусалимском храме. При его отце храм был в запустении, богослужение не совершалось, и ворота храма были закрыты. По приказанию Езекии храм был открыт и освящен. При Езекии после долгого перерыва, с особой торжественностью, была отпразднована Пасха. На праздник в Иерусалим пришли не только иудеи, но и израильтяне. Но мирная жизнь Иудеи вскоре была нарушена. Езекия отказался платить дань царю Ассирийскому и заключил военный союз с Египтом против Ассирии. В этот союз вступили также Финикия и Вавилон. Союзники возлагали главные надежды на Египет. Пророк Исаия советовал Езекии не вступать в этот союз, но отступать уже было поздно. Вскоре вспыхнуло пламя восстания среди государств — вассалов Ассирии. Ассирийский царь Сеннахирим мгновенно захватил Вавилон, подавив восстание в Финикии, а затем разгромил египетскую армию, спешившую на помощь союзникам. Грозный каратель подступил к стенам Иерусалима и осадил его. Езекия был в отчаянии, но пророк Исаия успокоил его и предсказал, что ассирийское войско не овладеет Иерусалимом, так как город находится под защитой Самого Господа. Предсказание пророка сбылось: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:85). После этого Сеннахирим прекратил осаду города и вернулся в Ниневию. Иерусалим остался свободным. Езекия царствовал еще несколько лет и успел поднять Иудею из руин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Пророк Исаия I Пророк Исаия был проповедником веры и спасения в царстве Иудейском. Господь в чудесном видении призвал его к пророческому служению. Об этом видении и призвании сам Исаия рассказывает так: – Я видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы. И взывали серафимы друг другу, и восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его!» И сказал я: – Горе мне! погиб я! Человек я, с нечистыми устами, и среди таких же людей живу. И вот, глаза мои видели Господа! Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника Божия и прилетел ко мне. И коснулся уст моих углем, и сказал: – Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое очистилось. И вопросил Господь: – Кого послать Мне и кто пойдет для Нас? И я тотчас ответил на это Господу: – Вот я: пошли меня, Господи». И послал Господь Исаию на проповедь к греховному народу Иудейскому. II В то время царем Иудейским был Езекия. Он был царь благочестивый. В первый же год своего царствования, он велел отворить двери забытого храма Господня: там давно уже не было ни жертв, ни курений, ни возжжения светильников. По зову царя, собрались священники и левиты: вынесли из храма все нечистое, вымыли и вычистили все сосуды и священные вещи. Царь сам пришел на освящение храма. Была принесена жертва Богу. Весь народ молился с царем Езекией; певцы пели псалмы Давидовы, трубили трубы и играли хоры музыкантов. Вскоре после того, совершена была Пасха и праздник опресноков. И была радость во всем Иерусалиме и Иудее. Такой священной радости не было в народе со времен царя Соломона. III В четырнадцатый год царя Езекии, Ассирийский царь Сеннахирим пошел войною на Иудею, взял несколько укрепленных городов и угрожал Иерусалиму. Тогда послал к нему Езекия послов и сказал: – Я покоряюсь... Уйди от меня, а какую наложишь дань, я уплачу. Сеннахирим наложил большую дань золотом и серебром. И пришлось отдать ему все золото и серебро Соломонова храма. Но этого мало было царю Ассирийскому. Он все-таки послал отряд войска к Иерусалиму. Стоя перед стенами Иерусалима, ассирийский военачальник поносил Бога иудеев и кричал народу:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Рассказывая об этом, Колас Гуннар откидывал со лба черные кудри, глаза его сверкали, и крестьянам казалось, что они уже ясно видят поток, несущийся по долине. С тихим журчанием протекал он по каменному ложу, разветвляясь там и тут на мелкие ручейки, вьющиеся по зеленой поляне. Тополя и ивы росли по его берегам, а на поверхности плавали листья кувшинок и лилий. На дне ручья лежала мелкая галька, и вода сверкала и плескалась, переливаясь через нее. — Когда-нибудь ведь это должно случиться, — воскликнул Колас Гуннар, — потому что это Божье пророчество еще не исполнилось! И я все время думаю, не пришло ли наконец для него сейчас время? Но, услышав это, страшно рассердился Хок Габриэль Маттсон: он выхватил из рук Льюнга Бьорна Библию и сначала прочел несколько стихов про себя, а потом сказал: — Слушайте внимательно, я прочту вам нечто замечательное. И он прочел им: «Пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе. Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды». Прочтя эти строки, Габриэль окинул взглядом бесплодные поля, окружающие колонию. — Я много думал об этом отрывке, — произнес он. — Я спрашивал об этом американцев, и вот послушайте, что я узнал. Габриэль говорил легко и плавно, как и его отец, когда на него нисходил Дух Божий, и он начинал проповедовать. Он не обладал даром слова, но теперь, несмотря на лихорадку, слова плавно и искусно текли с его уст. — Да, американцы рассказали мне, — продолжал Габриэль, — что во времена царя Езекии это плоскогорье было сплошь покрыто деревьями и кустарниками. Хотя никакие злаки не росли на этой каменистой почве, зато она была покрыта множеством садов с гранатовыми и абрикосовыми деревьями, кустами роз и нарда. Тут же росли шафран, корица и всевозможные сорта пряностей и драгоценных плодов. Все эти деревья и растения хорошо орошались, потому что воды всех потоков и ручьев были проведены в сады, и каждый владелец сада имел право на определенное время спускать воду в свои владения. Но однажды утром, когда деревья стояли во всем своем великолепии, из города выехал царь Езекия со своим войском. И когда он проходил мимо, миндалевые и абрикосовые деревья осыпали его своими нежными лепестками, а воздух был напоен сладким благоуханием. Когда в конце дня Езекия возвращался со своим войском домой, деревья снова приветствовали его своим нежным благоуханием.

http://predanie.ru/book/218175-ierusalim...

С 3 ст. пророк говорит, если Господь теперь еще не истребил Ассириан, то это не вследствие Своего бессилия, как, по-видимому, склонны думать Ассириане (Сеннахирим), а по Своему долготерпению и Он не оставит Ассириан без наказания (очищая не очистит). Он всемогущ; пути Его сопровождаются оскудением всего (Иоиль), землетрясением (Амос) и погибелью всех врагов (4–7). Так все потопляющим наводнением Он сотворит окончание Ниневии (ст. 8). Это пророчество о погибели Ниневии от воды исполнилось буквально: Ниневия, осажденная врагами, три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, сделал то, что город взят был, наконец, врагами (Ст. 9). Что вы думаете о Господе? Он Сам сотворил истребление и не нужно ему мстить дважды ( Суд. 8, 21 ). Ст. 10. Ибо Ниневитяне опутались своими беззакониями, как сетями, и погибнут, как сухая солома (засохли в нравственной жизни). Ст. 11. Особенно за то, что из Ниневии произошел умысливший злое против Господа (Сеннахирим). Ст. 12–14. Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но будут посечены и исчезнут, и Я сокрушу ярмо, лежащее на народе Моем. Обетование Евангелия (ст. 15) Пророк, возвещая падение причинившего столько зла Иерусалиму Ассура и столицы его Ниневии, как бы уже слышит голос возвещающего с горы вестника: «празднуй, Иуда, праздники твоя, совершай обеты твои, ибо не пойдет уже по тебе злодей: он совсем уничтожен». Подобным образом Исайя (52, 7) возвещает Сиону радость восстановления: «как прекрасны на горах ноги благо вестника». Ноги вместо вестника (метанимия), как у Исайи (6, 5) уста вместо всего человека. В этом и подобных местах (как – то Ис. 40, 9 ; Соф. 3, 14 ) церковь видит, кроме исторического смысла, и пророчественное указание на благовестие и благовестников ( Рим. 1, 15 ). Глава 3-я. Причины падения Ниневии «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нем грабительство (ст. 1), разврат и чародеяние (4 ст.). За эти пороки и постигнет тебя страшное наказание Божье: ты будешь разорен и никто не пожалеет тебя (5 – 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

С. Успенский Святость имени Божия Святого мученика Ермия , после разных мучений, за твердость его веры во Христа приговорили выпить яд. Святой Ермий не смутился, он помнил слово Христово о верующих: если что смертное выпьет – не повредит ему. Осенив себя крестным знамением, он призвал имя Божие и выпил яд. И чудо совершилось на глазах у всех: яд, самый смертоносный, не подействовал, и святой мученик остался жив. Даже языческий волхв, приготовлявший яд, был поражен и уверовал во Христа. Вот так сильно имя Божие в устах благочестивого и благоговейного человека и так страшно в устах неблагоговейного, произносящего его с небрежением и всуе. К преподобному Авксентию подошли двое прокаженных и молили его исцелить их. На вопрос преподобного, за какой грех они наказаны, они только кланялись и просили об исцелении. «Знайте, – сказал Авксентий, – Господь наказал вас за то, что вы имеете обычай напрасно божиться и клясться». Прокаженные изумились прозорливости святого, покорно признали за собой грех и, покаявшись в нем преподобному, исцелились от проказы. Клятвопреступление Царь Навуходоносор пошел войной против Иерусалима и овладел им. Побежденного царя Седекию он оставил на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия заключил союз с египетским царем против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличил Седекию устами пророка Иезекииля: «...клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня» ( Иез. 17, 19–20 ). Божественная угроза скоро исполнилась. Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где его посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление. А. Царевский Наказанное богохульство Сеннахирим, царь ассирийский, вздумал овладеть Иерусалимом, где царствовал благочестивый Езекия, царь иудейский. Он укрепил город и убеждал свой народ надеяться на помощь Божию. А Сеннахирим стал поносить Бога, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сильный конный и пеший отряд справа картины служит прикрытием для царя. При таких-то обстоятельствах и нашли Сеннахирима посланные Езекии. Посольство их не увенчалось успехом. Для Сеннахирима было в высшей степени важно овладеть Иерусалимом для того, чтобы обеспечить свой тыл, и поэтому он отпустил посланников, не выслушав даже их просьбы. На это именно пророк Исаия указывает в следующих словах своей речи: Покончив с Лахисом и с окружающими городами, Сеннахирим затем решился без дальнейшего отлагательства двинуться на Иерусалим и захватить его, пока не пришла еще к нему помощь из Египта. Скрывая свои действительные намерения, он даже написал письмо к Езекии, и с ним отправил опять Рапсака сделать вторую попытку страхом принудить царя к сдаче. Для того, чтобы взять этот город формальной осадой, потребовалось бы слишком много времени. Перечисляя, подобно Рапсаку при первом переговоре, длинный ряд городов и стран, боги которых оказались бессильными защитить их против его оружия, и похваляясь своими делами во всех странах, которые он опустошил, Сеннахирим в своем письме предостерегал Езекии не поддаваться обманчивому будто обещанию со стороны Иеговы об избавлении от него города. Это новое движение неприятеля опять распространило ужас и тревогу по всему Иерусалиму, и царь еще раз, с трогательным благочестием, отправился в храм, чтобы в молитве к Иегове просить умилостивления Его гнева и дарования защиты несчастному городу 280 . Молитва его была трогательна и возвышенна. «Господь Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах!» – молился он: – «Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Преклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои, и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живого. Правда, о Господи! цари ассирийские опустошали все страны и земли их, и побросали богов их в огонь. Но это были не боги, а изделия рук человеческих, дерево и камень – потому и истребили их. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» ( Ис. 33:16–20 ). Езекия обращался к Богу, который слышит молитву и никогда не оставляет праведных, когда они взывают к Нему в день скорби. И действительно, молитва его была услышана. Пророк Исаия немедленно же получил новое внушение, которое ему и поручено было тотчас же передать Езекии. Поспешая во дворец, этот непреклонный патриот ободрял и укреплял царя словами, которые еще и теперь способны наполнять мужеством сердца тех, которые читают их. «Так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя ассирийского, вот слово, которое Господь изрек о нем:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 36–38. И вышел ангел Божий, и поразил в лагере ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]: и встали поутру, и вот все тела мертвых. И отправился и ушел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Ниневии. И было, когда он покланялся в храме Несраху богу своему, Адрамелех и Сарасар, сыновья его, убили его мечем, и убежали в землю Араратскую, и воцарился Асараддон, сын его, вместо него. Сто восемьдесят пять тысяч храбрейших человек убиваются в одну ночь ангелом, и, не нанося ран убиваемым, распространяется жестокая смерть, отделяя души от тел по воле Божией. Об этом в Паралипоменон читается: «и послал Господь ангела, который поразил всякого мужа сильного, и воителя, и начальника войска царя ассирийского: и возвратился он с бесчестием в землю свою» ( 2Пар. 32:21 ). Он был сохранен для того, чтобы познать могущество Божие и смирить богохульные уста, и сделаться свидетелем величия Того, Кого немного ранее он презирал. Прибавленное же: и встали поутру мы можем относить или к израильтянам иди к остальным войскам его, хотя в книге Царей написано, что когда сам царь встал на рассвете, то увидел все тела мертвых ( 4Цар. 19 ). Также Фараон сохраняется при десяти казнях египетских, чтобы погибнуть последним, что испытал ( или имел испытать) и этот [Сеннахирим]. Ибо когда он возвратился в Ниневию, главный город царства своего, и покланялся в храме Несраху богу своему, как будто бы он одержал победу над врагами, и вошел в капище идола своего торжествуя и выражая благодарность; то презритель истинного Бога умерщвляется в капище ложного божества, и погибает не от меча, что было общим со многими, а от отцеубийства сыновей. Когда они убежали в страну Араратскую, под которою разумеется Армения, то на место отца вступил Асараддон, о котором Писание свидетельствует, что он послал жителей в Самарию, чтобы земля не оставалась невозделанною. Араратскою же называется ровная страна в Армении, орошаемая Араксом, чрезвычайно плодородная, при подошве горы Тавра, которая простирается до нее. Следовательно и ковчег, в котором спасся Ной с детьми своими, был отнесен, по прекращении потопа, не вообще к горам Армении, называющейся Араратом, но к весьма высоким горам Тавра, которые возвышаются над равнинами Араратскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 8 и след. Возвратившись же, Рабсак нашел царя ассирийского воюющим против Ловны; ибо он слышал, что он ушел от Лахиса. И услышал он говорящих о Тарахе, царе эфиопском: он вышел, чтобы воевать против тебя. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав: так скажите Езекии, царю иудейскому, говоря: пусть не обольщает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь, говоря: не будет отдан Иерусалим в руку царя ассирийского. Вот ты слышал о всем, что сделали цари ассирийские со всеми землями, которые, очи разорили, и сможешь ли спастись ты? Спасли ли их боги народов, которых разорили отцы мой, Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едема, которые были в Фалассаре? Где царь Емафа, и царь Арфада, и царь города Сафарваима Аны [или Сафарваима Анеи] и Авы? В тех же словах и в том же смысле написано в книге Царей и Дней, что Рабсак, по воле Господа, оставил осаду Иерусалима и отправился в господину своему, узнав о нем, что он, или оставив или взяв Лахис, пошел, чтобы завоевать Ловну. Также сам Сеннахирим, услышав, что Тараха, царь эфиопский, начинает войну против него, выходит на встречу идущему, и тем не менее посылает послов к Езекии и письма, чтобы словами устрашить тех, которых еще не покорил силою. И как сказал народу: пусть не обольщает тебя Езекия (4 Цар. гл. 18), так с тем же богохульством говорит царю: пусть не обольщает тебя Бог твой . И указывает на примеры предков, что как прочие земли не могли освободить боги их от рук их; так не спасется и Иерусалим. При исчислении же прочих народов он указывает на Ану (Апа) и Аву (Аа) , которые семьдесят соединили вместе, сказан Анавегава (Апае g аа ) 45 , и союз и , то есть вав , между двумя народами, Ана и Ава , так поставили на еврейском языке, что они для незнающих кажутся одним народом или городом. Ясное мы кратко пробегаем, чтобы остановиться на трудном. А что Сеннахирим, царь ассирийский, воевал против египтян, и осаждал Пелузий, и что уже по возведении окопов для взятия города пришел Тараха, царь эфиопский, на помощь и в одну ночь пало от язвы восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, об этом говорит Геродот 46 и очень подробно Бероз 47 , написавший халдейскую историю, но достоверность книг их еще подлежит исследованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таково орудие гнева Божия! Но, при всех этих бедствиях, для Иудеи будет утешение в том, что Господь чрезвычайным образом истребит войско гордого царя Ассирийского (ст.24–27). 33. Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие – повержены на землю. (Се, Владыка Господь Саваоф смятет славныя со крепостию, и высоции укоризною сокрушатся, и высоцыи смирятся). Войско Ассирийское страшная сила; натиск его стремителен; удары поразительны и неотразимо гибельны; население Иерусалима неизбежно подвергнется всем ужасам и бедствиям его осады. Но Владыка Израиля – Господь небесных воинств, Своим всемогуществом, неожиданно для врагов и неотразимо с их стороны, поразит и совершенно истребит грозное Ассирийское войско под стенами своего города – Иерусалима, а вместе уничтожит гордость Ассирийского царя и его полководцев. 34. И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего. (И падут высоцыи мечем, Ливан же с высокими падется). Как ни сильны и опустошительны, бывают бури на горах, все же они не истребляют всей чащи лесов; но не таково действие силы гнева Божия над войсками врагов народа Израильского: здесь все будет расстроено мятежом и уничтожено беспощадным мечем. Богатые, родовитые, гордые властители Востока, цари и князья Ассирии, при нападении на царство Израильское или Иудейское, проходили мимо Ливанских гор и рубили высокие кедры (ср.гл. 37:24–25) Подобно тому, по воле Всемогущего, будут порублены мечем сами гордые вожди и сильные войска Ассирии под стенами Иерусалима. Действительно, во исполнение знаменательных слов Исаии, «в четырнадцатый год иудейского царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего». Но, по молитве царя Езекии и пророка Исаии, в следующую ночь «вышел ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали (осажденные) поутру, и вот, все тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисраха, бога своего, Адрамелех и Сорецер, сыновья его, убили его мечем, а сами убежали в землю Араратскую» (Армению) ( Ис.36:1–2; 37:1–8,33–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего сию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един ( Ис.37:16–20 ). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную. Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит ( Пс.19:2–5 ). Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010