Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Бока Зиан; 29.09.1910, Ваца-де-Сус, жудец Хунедоара, Трансильвания — 28.11.1989, мон-рь Синая, Румыния), иеромонах, богослов и иконописец. Из крестьянской семьи. В 1929 г. закончил лицей «Аврам Янку» в г. Брад. В 1929-1933 гг. учился в Богословской Академии в г. Сибиу. В 1933 г. поступил в Академию художеств в Бухаресте. Первой работой А. были иллюстрайии для четырех томов «Добротолюбия». В сент. 1935 г. поставлен в чтеца, затем – в иподиакона. Вскоре рукоположен в диакона целибатом. В 1938 г. совершил паломничество на св. Гору Афон. 3 мая 1940 г. пострижен в монашество в мон-ре Брынковяну в Сымбэта-де-Сус, 10 апр. 1942 г. рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем мон-ря. В 1944 г. направился в Кишинев для обучения иконописи, весной 1945 г. вернулся в Румынию. В мае 1948 г. впервые арестован коммунистическими властями. После допросов был освобожден. 25 нояб. 1948 г. митр. Николай (Бэлан) назначил А. настоятелем бывш. Униатского мон-ря Прислоп В 1950 г. мон-рь был преобразован в женский и А. стал духовником обители. В 1951 г. А. отбывал девятимесячное заключение. В 1959 г. мон-рь закрыти. А. был запрещен в служении. По распоряжению властей переведен в Бухарест. С 1961 г. работал иконописцем а Патриарших мастерских. Расписывал также бухарестскую ц. Дрэгэнеску В 1968 г. уволен на пенсию. С 1969 г. вплоть до своей кончины пребывал в мон-ре Синая. 4 дек. 1989 г. А. был погребен в обители Прислоп. Место его захоронения посещается многочисленными паломниками. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог

http://pravenc.ru/text/1618849.html

В 1864 г. духовная дочь И. кнг. Е. А. Васильчикова обратилась в Синод за разрешением передать для буд. Троицкого мон-ря дом, находившийся на территории приобретенной ею усадьбы, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод разрешил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил: «...наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». 4 мая 1865 г. выдубицкий настоятель архим. Вениамин освятил 1-й деревянный храм буд. обители. 5 апр. 1866 г. имп. Александр II дал разрешение на создание мон-ря, а 18 апр. того же года И. определен строителем обители со странноприимницей, больницей и приютом для мальчиков-сирот. В 1872 г. он был возведен в сан игумена, в 1886 г.- в сан архимандрита. 17 янв. 1886 г. Синод поручил И. одновременно возглавлять киевский Межигорский в честь Преображения Господня монастырь . До 1896 г. старец руководил его восстановлением. Прп. Иона Киевский, с житием. Икона. 2008 г. Иконописец А. А. Микловда (Преображенский скит в с. Нещеров) Прп. Иона Киевский, с житием. Икона. 2008 г. Иконописец А. А. Микловда (Преображенский скит в с. Нещеров) Созданная И. Троицкая обитель была единственным общежительным муж. мон-рем в границах Киева. И. ввел «строгие общежительные порядки», не позволял принимать братию из др. мон-рей, но только тех, кто приходили из мира. Если в 1869 г. в мон-ре проживало 27 насельников, то в 1901 г.- уже 470. Ок. 10 иеромонахов Троицкой обители стали настоятелями др. мон-рей и скитов. По благословению И. настоятелем оренбургского Успенского Макариевского мон-ря назначен о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя преподобного Онуфрия монастыря - о. Евгений (Загородний), строителем и настоятелем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Из братии Троицкого мон-ря неоднократно избирались и назначались настоятели оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

http://pravenc.ru/text/578266.html

об отказе причащаться у правосл. священников. Впосл. И. советовал местным властям установить над своими родственниками полицейский надзор. Более сложной оказалась ситуация с униат. мон-рями. Все 7 жен. обителей Волыни, Белоруссии и Литвы сразу присоединились к Православию, но их насельницы не повиновались священноначалию. Вскоре после перехода мон-рей в Православие 2/3 униат. монахинь-василианок покинули обители ( Киприанович. 1894. С. 280). В 1839-1840 гг. из 16 настоятелей муж. мон-рей Волыни, Белоруссии и Литвы, с к-рыми И. лично вел разъяснительную работу, 13 постепенно вернулись в Православие, но трое отказались от воссоединения (трокский архим. В. Ленартович, игум. владимиро-волынского Крестовоздвиженского мон-ря И. Башнянский, игум. кобринского Спасского мон-ря Гродненской губ. И. Проневич). В итоге 3 настоятеля и десятки рядовых униат. монахов, не подчинившись духовным властям, потребовали разрешить им выехать в Галицию или перейти в латинство. Гражданские власти выступили за жесткое наказание «бунтовщиков», но И. настоял на том, чтобы их не арестовывали и не высылали. Сначала «упорствующая братия» проживала в принявших Православие обителях Литвы и Белоруссии, а затем была переведена в отдельный униат. мон-рь. Такая специальная обитель, по предложению И. и согласно указу имп. Николая I от 13 марта 1839 г., была организована в Курске. Униат. монахи служили во временной униат. церкви, находясь под наблюдением Курского архиерея и полиции. При этом административно мон-рь подчинялся И. К 1842 г. в мон-ре проживали 7 священников, 12 иеромонахов и архимандрит. В 1842 г. мон-рь был закрыт, а насельников разослали по разным обителям России, часть из них «вывели в светское звание» и поселили в Курской губ. под надзором полиции (Записки. 1883. Т. 3. С. 665-667). В общей сложности при воссоединении в великорус. губернии было выслано 40 униат. духовных лиц (РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Д. 416 Л. 43, 415). Впоследствии католические историки А. Тайнер, А. Гупин, Э. Ликовский приводили неверные сведения о том, что И. инициировал ссылку униат. монахов и монахинь в Сибирь, заключение их в тюрьмы и отправку на каторжные работы.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Попытка создать в 1852 г. единоверческий приход на Ветке оказалась безуспешной. Не удалось утвердить единоверие и в таких старообрядческих поселениях, как Дубовый Лог, Жгунская Буда, Тарасовка, Попсуевка, Нов. Мильча, Леонтьева слобода, Косицкая слобода. 10 июля 1876 г. Макариевский Добрушский единоверческий мон-рь был перенесен в урочище Чонки, вновь отстроен в 2 верстах от упраздненного в 1845 г. Чонского Успенского мон-ря и получил офиц. название Чонско-Макариевский Успенский единоверческий мон-рь; изменение местоположения было продиктовано экономическими соображениями: в Чонках была более удобная земля для ведения сельского хозяйства. В 1877 г. при мон-ре была основана Богоявленская ц., в 1887-1889 гг.- храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Штат мон-ря состоял из настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиаконов, монаха и 4 послушников. В соответствии с указом Синода от 23 дек. 1899 г. Чонско-Макариевский единоверческий муж. мон-рь 3-го класса был преобразован в православный жен. мон-рь 2-го класса (неединоверческий). В 1913 г. к Чонско-Макариевскому мон-рю был причислен находившийся в запустении бывш. Макариевский единоверческий мон-рь. В июле 1912 г. был учрежден 1-й единоверческий приход на Ветке - ц. во имя вмч. Никиты в Косицкой слободе. Косицкий приход действовал на средства могилёвского Богоявленского братства. Число последователей единоверия в Могилёвской губ. было невелико: в 1859 г.- 108 чел., в 1889 г.- 67, в 1895 г.- 96, в 1905 г.- 321, в 1910 г.- 6149, в 1914 г.- 2487 чел. Католичество Могилёв исторически являлся одним из центров Римско-католической Церкви в Российской империи (см. Могилёвское католическое архиепископство ). В настоящее время в Могилёвской обл. зарегистрированы 23 общины Римско-католической Церкви и община греко-католиков. Архиереи Иосиф (Бобрикович; 1632-1635), Сильвестр (Косов; 1635-1647), Игнатий (Оксенович-Старушич ; 1650), Иосиф (Кононович-Горбатский; 1650-1653), Иоаким (Диаконович; 1655-1657), Полоцкий еп. Каллист (Дорофеевич-Риторайский; 1657-1661), Мефодий (Филимонович; 1661-1669), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1661-1663), Феодосий (Василевич; 1672-1678), Серапион (Полховский; 30 авг.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

До основания мон-ря в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на старом государевом дворе служил большой клир. Возможно, священником этого храма был поэт Савватий (с 1634 справщик Московского Печатного двора). В XVII в., в период наибольшего расцвета М. З. м., численность братии превышала 40 чел., напр., в 1669 г. здесь проживали игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 41 монах, а в 1677 г.- игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 34 монаха (РИБ. Т. 23. Стб. 12; ДАИ. Т. 9. С. 320). С больничными и посельскими старцами, управлявшими монастырскими вотчинами, число монашествующих достигало почти 70 чел. ( Сергий (Спасский). 1866. С. 17. 1-я паг.). Среди братии заметное место занимали люди, близкие к царскому двору. В XVII в. в обители приняли монашество думный дворянин Б. И. Лихарев (в постриге Боголеп), родственники государева иконника Симона Ушакова, дьяки П. Д. Швартов и К. Л. Жуков. Возможно, пострижеником обители был иконописец Иосиф Владимиров ( Казакевич. 2006. С. 105). В 1701 г. численность братии была ограничена 34 монахами и 9 слугами. В 1725 г. в обители проживали 28 монахов, в 1737 г.- 21, в 1741 г.- 23, в 1742 г.- 12 монахов. Свободные «братские порции» передавались проживающим в мон-ре на покое священнослужителям, отставным и увечным солдатам, высылаемым в мон-рь под надзор лицам. После 1764 г. штат мон-ря составлял 12 чел., включая 8 церковнослужителей. В то же время мон-рь был освобожден от содержания посторонних лиц. После эпидемии чумы 1771 г. скончались 8 из 12 монахов. Часть братии покинула мон-рь во время оккупации Москвы армией Наполеона I в 1812 г. Оставшиеся мужественно переносили издевательства военных. Особенно пострадали бывш. казначей иером. Георгий и иером. Иосиф, от побоев скончался иером. Павел. В нач. XX в. в штате мон-ря числились 11 чел. братии, а вне штата - 12 послушников. М. З. м. являлся традиц. царским богомольем в день иконы Божией Матери «Знамение», 27 нояб. На протяжении XVII в. здесь побывали все члены царской семьи, начиная с царя Михаила Феодоровича Романова (впервые в 1632). В посл. четв. XVII в. правящая династия стала реже удостаивать мон-рь своим вниманием. Только имп. Елизавета Петровна посетила обитель в 1744 г. и назвала старый государев двор «двором ея императорского величества», после чего в Знаменском соборе было устроено имп. место, к-рое, однако, было впосл. разобрано за ненадобностью. Интерес имп. фамилии к М. З. м. возродился только во время коронационных торжеств 1856 г. С тех пор мон-рь принимал членов имп. фамилии во время их посещений Москвы и коронационных торжеств. Монастырь был включен в программу празднования 300-летия дома Романовых. Имп. св. Николай II Александрович посетил обитель 25 мая 1913 г. Социальное служение

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЦАЛОТА МИКАЭЛЬ [Эфиоп.  , букв.- молитвой Михаила] (пам. эфиоп. 21 хамле (15 июля), эфиоп. мон., живший во 2-й пол. XIII - 1-й трети XIV в., ученик Иясус-Моа . Согласно житию, Б. М. род. в мест. Сагла, обл. Амхара, в семье священника, а затем ушел к Иясус-Моа в мон-рь на оз. Хайк. Но постриг он принял в мон-ре Дэбрэ-Гол на юге обл. Амхара, на самой границе «земель языческих», готовясь к миссионерской деятельности. Однако помехой его планам явился низкий религ. и моральный уровень самих христиан. Он выступил против митр. Йоханнеса, обвинив его перед царем Амда Сионом в симонии. Йоханнес ничем не помогал новым мон-рям, не заботился о рукоположении для них иеромонахов, а жил безвыездно в своем богатом поместье и требовал являться к нему за рукоположением в диаконы и иереи, да еще брал за это немалые деньги. В результате Б. М. был сослан на север, в обл. Тигре, и подвизался в старинном мон-ре Дэбрэ-Дамо, где был пострижен его учитель. В Дэбрэ-Гол Б. М. смог возвратиться лишь через 2 года. Там он воспротивился совместному проживанию в мон-ре монахов и монахинь - явлению тогда весьма распространенному - и вместе с др. игуменами, также учениками Иясус-Моа, убедил царя Амда Сиона издать указ, запретивший это. Впосл. вместе с ними он явился ко двору и смело выступил против царского многоженства, за что царь велел его бичевать и сослать снова в Тигре, где он умер в мест. Гило-Мэкэда. Год его смерти неизвестен, с уверенностью можно утверждать лишь то, что он скончался до 1337 г. Дело Б. М. продолжил Аарон Дивный (Чудотворец), его старший ученик. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902; Conti Rossini C. Acta S. Basalota Mika " el et S. Honorii//CSCO. Scr. Aeth., ser. altera. 1905. t. 20; Cerulli E. Letteratura etiopica. R., 1968. p. 59-60; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. p. 114-117, 177-178. С. В. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/text/77720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/200039.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 9.10.1748, г. Ростов Ярославской пров. Московской губ.- 26.05. 1824, Спасо-Яковлевский мон-рь, Ростов), иером. Род. в семье священника ростовской Воскресенской ц. Его дед, священник в с. Поречье, был рукоположен свт. Ростовским Димитрием (Туптало) . Племянники А., архим. Иннокентий (1818-1847) и Поликарп (1847-1867), были настоятелями ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря , а родной брат Димитрий - настоятелем неск. мон-рей, скончался в сане игумена ростовского Петровского мон-ря. Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) С детства у А. проявились любовь к богослужению и духовной лит-ре, в 8 лет он читал и пел на клиросе. Получив домашнее образование, в 1765 г. был определен причетником ростовской ц. Иоанна Милостивого, в 1766 г. рукоположен во диакона. Обратил на себя внимание Ростовского еп. Афанасия (Вольховского) и был назначен диаконом в ярославскую ц. мц. Параскевы, что на Всполье. В эти же годы А. обучился иконописному мастерству. В 1777 г., овдовев, поступил в Спасо-Яковлевский мон-рь, в 1779 г. принял постриг. В 1780 г. в переславль-залесском на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре был рукоположен во иеромонаха, исполнял послушания ризничего и уставщика Яковлевского мон-ря. Введенный А. строгий порядок и благоговейность при совершении богослужения сохранялись вплоть до закрытия обители в 20-х гг. XX в. Более 40 лет служил гробовым монахом у мощей свт. Димитрия Ростовского, проводя в молитве по 12 и более часов в сутки. От долгого стояния А. в последние годы жизни не мог ходить, и его возили в кресле. В течение многих лет был духовником обители. Благочестие, строгость жизни, кроткий нрав и духовная мудрость А. были известны по всей России. Имп. Александр I Павлович в 1818 г. наградил его наперсным крестом с драгоценными камнями с сопровождением личного письма, 25 авг. 1823 г. государь, посетив А., беседовал с ним наедине. К А. приезжали также многие члены царской семьи.

http://pravenc.ru/text/114638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (XVI в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Балахнинский. Первое упоминание о П. встречается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный отец Пафнутий иже бысть начальник Троицкаго монастыря, Балахонский чудотворец» (Описание о российских святых. С. 205). Ее составитель явно не располагал надежной информацией о преподобном ( Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиографического «справочника» рус. святых - «Книги глаголемой Описание о российских святых»//ДРВМ. 2009. 3(37). С. 99). В частности, он не смог указать время преставления П., а также дал неверное название обители, поскольку в Балахне не существовало Троицкого мон-ря. М. В. Толстой, публикуя «Книгу глаголемую...», определил время жизни П. XVII в., но никаких оснований для этой датировки не привел и, очевидно, ошибся, т. к. в достаточно хорошо документированной истории Балахны XVII в. имя П. не встречается. Ошибочные сведения «Книги глаголемой...» закрепились в агиологических сочинениях ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 428; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 570; Голубинский. Канонизация святых. С. 337). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Покрова Пресв. Богородицы в Балахне. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Покрова Пресв. Богородицы в Балахне. Фотография. Нач. XX в. Единственный существовавший в Балахне муж. мон-рь имел посвящение в честь Покрова Пресв. Богородицы. Обитель основана, вероятнее всего, в 30-50-х гг. XVI в. На нижнем этаже холодной Никольской ц. мон-ря находилась, согласно местному преданию, могила П. (в лит-ре встречается ошибочное утверждение о погребении святого в монастырской Покровской ц. ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 284; Зверинский. Т. 2. С. 273; Иванова Н. В. Покровский балахнинский мон-рь XVI-XVIII вв.//Древности Нижегородского Поволжья: Сб. науч. ст. по археологии. Н. Новг., 1997. Вып. 1. С. 61)). С нач. 30-х гг. XIX в. в краеведческой лит-ре и с 1849-1850 гг. в трудах церковных историков П. называли основателем и настоятелем Покровского мон-ря, а время жизни «иеромонаха Пафнутия» относили к XVI в. (ЦАНО. Ф. 931. Оп. 828. Д. 231. Л. 1; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 57, 60; [Мельников-Печерский П. И.] Балахна//Нижегородские ГВ. 1849. 75. Ч. неофиц. С. 298; Он же. 1850. С. 30, 31. Примеч. 47; Макарий (Миролюбов). 1857. С. 277, 283).

http://pravenc.ru/text/2579802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865, Малоархангельский у. Орловской губ.- 15.05.1903, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых). Род. в большой крестьянской семье, неск. сестер А. В. были монахинями в елецком Знаменском мон-ре. В 1889 г. А. В. поступил в Валаамский мон-рь . Еще будучи послушником, стал известен строгой подвижнической жизнью. В нояб. 1893 г. пострижен в монашество с именем Арефа и переведен в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь вместе с иером. Иовом, назначенным туда настоятелем. В дек. 1893 г. в Екатеринбурге А. В. был рукоположен во иеродиакона, в окт. 1898 г.- во иеромонаха. Нес послушание свечника и заведовал монастырской б-кой. Благочестием и ревностью к монашескому деланию А. В. завоевал любовь братии. После того как архим. Иов ушел на покой в Валаамский мон-рь, А. В. был избран настоятелем, 6 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. Строгое соблюдение устава и старчество были основой духовной жизни мон-ря. При А. В. были построены 2 каменных жилых здания, много хозяйственных построек, каменная стена, гостиницы для паломников, начата постройка каменного здания церковноприходской школы для детей беднейших родителей и школы для глухонемых детей. Значительно расширилась книжная и иконная торговля, за распространение синодальных изданий в 1902 г. А. В. был награжден Святейшим Синодом Библией на церковнослав. языке. По распоряжению настоятеля на письма, поступавшие в обитель со всех концов России с просьбой молитв, обязательно отвечали, часто это делал сам А. В. Он следил за преподаванием в школе, особенно Закона Божия, большое внимание уделял монастырской б-ке; архив мон-ря, в к-ром хранились дела с 1762 г., был приведен в порядок. Было начато подробное описание обители к предстоявшим в 1904 г. юбилейным торжествам: 300-летию со времени основания Верхотурского мон-ря и 200-летию перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского с места их явления - из с. Меркушина - в Верхотурский мон-рь. Однако до этих торжеств А. В. не дожил. Свою кончину он предсказал за неск. дней, почил в полном сознании, перекрестившись и сложив крестообразно руки, погребен на братском кладбище Верхотурского мон-ря. Местная канонизация А. В. в Соборе Сибирских святых состоялась в 1984 г. В 1994 г. в возрожденной Верхотурской обители были обретены мощи преподобного.

http://pravenc.ru/text/75912.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010