Боль — признак того, что вы живы Священник Сергий Круглов о клинической смерти и возвращении 21 ноября, 2016 Священник Сергий Круглов о клинической смерти и возвращении “Когда иные критикуют христиан и обвиняют их в мазохизме, когда насмехаются, дескать, чего это у вас всё про страдания и крест, эти критикующие забывают простую вещь: жизнь в падшем мире вообще исполнена боли.” Священник Сергий Круглов о клинической смерти и о том, как подойти к границам христианства. Священник Сергий Круглов Мне не раз приходилось общаться с людьми, пережившими смерть. Как оно обычно называется – «клиническая смерть»… То есть с людьми, побывавшими достаточно далеко за порогом отделения души от тела – и вернувшимися назад, иногда усилиями реаниматологов, иногда – просьбами и молитвами близких, иногда – недоведомым Промыслом. У всех этот опыт – достаточно разный. Просто потому, что и сами люди разные. Но есть и общее… “Ну и куда ты полетела? Еще не все. Вернись!” Слова этой пожилой прихожанки я привожу потому, что она была одной из самых сознательных, свои переживания  передавала предельно трезво, не расцвечивая  воображением. — Знаете, батюшка, уйдя в наркоз в операционной, я почувствовала, как душа меня покидает. Начиная с пяток… Не смейтесь, я сама раньше иронизировала над выражением «душа в пятки уходит», а тут почувствовала, что именно оттуда начала понемногу уходить из меня жизненная сила, от пяток и вверх по телу … Как будто эту жизнь  от меня отрезали острым ножом – я выросла на Севере, помню, как папа свежевал убитых на охоте белок, лисиц и соболей, аккуратно подрезал шкурку , чтоб снять ее целой и потом распялить на распялке и смачивать квасцами для выделки … Помните, как в Библии, в книге пророка Исаии, про царя Езекию? Помню, конечно … «Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину»  (Ис. 38:9-12)

http://pravmir.ru/bol-priznak-togo-chto-...

Большинство [библейских] комментаторов согласны с тем, что пророчество Даниила о «семидесяти седьминах» ( Дан.9:24–27 ) указывает на период в 490 лет. Но мнения о точке начала отсчёта этого периода различны. Хотя в Дан.9:25 и сказано, что «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки [пройдёт] семь седьмин [„недель”] и шестьдесят две седьмины», но существуют различные мнения относительно того, когда и кто издал это «повеление». Если мы «придерживаемся только Библии», то это повеление, должно быть, издал персидский царь Кир. В Ис.44:28 Иегова «говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: “ты будешь построен!” и храму: “ты будешь основан!”». И далее, в главе 45, стих 13: «Я воздвиг его [Кира] в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары». Таким образом, казалось бы, ясно, что согласно самой Библии «повеление о восстановлении Иерусалима» было дано Киром. Однако такое применение пророчества ограничивает период от выхода указа Кира ( Ездр.1:1–4 ) до Мессии 483 годами («семь седьмин и шестьдесят две седьмины»). И если этот период должен закончился крещением Христа, обычно датируемым между 26–29 гг. н.э., тогда первый год Кира как царя Вавилона должен быть датирован где-то между 458–455 гг. до н.э. вместо 538 года – исторически признанной даты. Вопреки всем историческим свидетельствам, несколько христианских комментаторов прошлого выбрали именно такой способ применения этого пророчества, а некоторые толкователи всё ещё продолжают твёрдо придерживаться его. Эту идею популяризировал в прошлом веке Мартин Анстей (Martin Anstey) в своём труде Романтика Библейской Хронологии – The Romance of Bible Chronology, Лондон, 1913. д-р Е. В. Буллингер (E. W. Bullinger) (1837–1913) занял такую же позицию, что можно заметить в Приложении 91 (стр. 131–32) его работы Товарищ Библия – The Companion Bible. Рассуждение, лежащее в основе этой неисторической позиции, хорошо продемонстрировал один из её приверженцев – Джордж Сторрз (George Storrs), исследователь Библии XIX века и редактор журнала Библейский эксперт – Bible Examiner. В статье об этих семидесяти семилетиях, он заявляет: «При исследовании этого вопроса, мы не имеем никакого отношения к мирской хронологии, или хронологии историков. Библия должна утрясти этот вопрос, и, если мирская хронология не соответствует [Библии], мы имеем право заключить, что такая хронология ложна, и не доверять ей». Сторрз, как и некоторые другие толкователи до и после него, пробовал отрезать почти 100 лет от персидской эры, придерживаясь того, что множество персидских царей, упомянутых в Каноне Птолемея (Царском каноне) и в других исторических источниках, никогда не существовали! Джордж Сторрз конечно же был честным и искренним христианским исследователем Библии, но то, что он (и другие) отвергли исторические источники, оказалось грубой ошибкой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

В дальнейшем мы будем говорить не о историко-религиоведческом подходе к феноменологии (оставим без возражений притязания религиоведов на это название, хотя заметим, что лучше было бы заменить его словом «типология»), но исключительно о ее философско-религиозных перспективах. В свете философско-религиозных подходов феноменология религии – сложносоставная дисциплина, предлагающая науке о религии постметафизическую, и даже больше, постсистематическую перспективу чистого и непосредственного видения, опытного знания, т.е. по-знания. Такое познание находит в известной оппозиции к вульгарности систем и «объективной» рациональности. Здесь уместно напомнить апостольские слова о предмете христианской веры и сути христианской религии как жизни, которая явилась: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась нам, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем ам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:1-3). Этот фрагмент апостольского послания вполне может считаться феноменологическим вариантом христианского кредо: жизнь явилась, ее видели, рассматривали, освязали; в Сыне жизнь Отца стала доступной людям; в общине происходит общение с Богом. Здесь апостол Иоанн, автор «философского» Евангелия, говорит предельно просто, даже плоскостно, помещая начало веры, события Пришествия и Спасения в обычное физическое пространство человеческой истории, драмы отношений, общины и общения. Это забытое феноменологическое кредо вновь становится актуальным, на него есть и философский, и теологический спрос. Очевидно, религия как система была неизбежным этапом и формой, при которых религиозная жизнь сберегалась и рационально расходовалась Церковью и обществом. Но со временем религия начинает работать уже на воспроизводство себя, присваивая «жизнь» (в том числе собственный духовной, социальный, культурный потенциал) или даже заглушая ее. На (не)определенном этапе жизнь становится знанием о жизни, а религия – знанием о религии; Откровение – теологией, живое Слово – чужой цитатой.

http://bogoslov.ru/article/4699287

В рассматриваемом эпизоде вера предстает в двух аспектах 238 . С одной стороны, слова Иисуса можно понять как напоминание о вере во всемогущество Бога, Который даже во сне хранит людей от опасности: Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления ( Притч. 3:24–26 ). С другой стороны, под верой, как и во многих случаях исцеления от болезней и изгнания бесов, понимается вера в Иисуса – в Его способность совершить чудо, защитить беззащитных, прийти на помощь, спасти от смерти. Изумление совершившимся чудом Марк приписывает окружающим – предположительно тем, кто отплыли вместе с Иисусом и Его учениками на других лодках. У Матфея никто, кроме Иисуса и учеников, до настоящего момента в рассказе не участвовал; тем не менее он говорит о людях, которые, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? ( Мф. 8:27 ). У Луки посторонние лица отсутствуют в сцене от начала до конца, и страх и удивление приписываются ученикам, говорящим друг другу: Кто же это, что и ветрам повелевает, и воде, и повинуются Ему? ( Лк. 8:25 ). Эти слова по форме перекликаются с тем, что в предыдущей главе Евангелия от Луки говорили возлежавшие с Иисусом в доме фарисея: Кто это, что и грехи прощает? ( Лк. 7:49 ). Личность Иисуса у Луки последовательно раскрывается через серию эпизодов, в которых Его действия вызывают удивление. Рассмотрев текст во всех трех версиях, мы можем поставить вопрос: что же на самом деле произошло и каков смысл чуда? Мы оставляем в стороне толкования ученых-рационалистов XIX века, которые либо отрицали реальность чуда, либо приуменьшали силу шторма, либо считали, что речь идет об обычной внезапной смене погоды, которую окружавшие безосновательно приписали Иисусу 239 . Такие толкования не помогают понять ни историческую канву повествования, ни тот богословский смысл, который в него вкладывали евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Рождество и святки, на Пасху и Светлую седмицу верующий народ вкушает мясо и веселится, не зная Чаши Христовой! Для того ли родился и воскрес Христос?! . Но по милости Божией пробуждается евхаристическая жизнь христиан. Об этом говорят и пишут ныне подвижники и богословы. В ряде храмов Москвы и других мест входит в практику ежевоскресное причащение всего прихода, как это было в древней Церкви. Люди начинают не безмолвно присутствовать за литургией, а участвовать в ней. Священное Писание говорит и о харизматическом возрождении в христианской среде . В Деяниях апостольских говорится: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сноведениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать “прежде нежели наступит день Господень, великий и славный” ( Деян.2:17-20 ). Обычно эти слова апостола Петра относят к происшедшему в день сошествия Святого Духа на апостолов дню Пятидесятницы. И это верно. Но последние слова Апостола “прежде нежели наступит день Господень, великий и славный” явно указывают на то, что осуществление этих слов в полноте — это дело будущего. Кстати, ожидание особого харизматического возрождения Церкви было характерно в русской среде конца прошлого, начала нынешнего века. Сегодня мы свидетели безумной лжехаризматической жизни в некоторых сектах и даже в миру. Противопоставить же ей подлинную харизматическую жизнь Церкви сегодня трудно. Мы много знаем о состоянии прелести, но мало о пребывании в Духе Святом. Мы знаем, что у них плохо, но где наше хорошо? Уже давно особых благодатных сил сподобляются только преуспевшие в духовных подвигах старцы, здесь же говорится об излиянии их на “сынов”, “дочерей” и “юношей”. Это особое действие Божие и ему ещё надлежит осуществиться. Покаяние и плач осуществлены в духовной жизни многих христиан Востока. Но Евангелие, как радостная весть, ещё не пережито вполне. Многие оставили мир, дабы обрести царство в будущей жизни.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

В самом деле, Вавилон, куда были переселены жители Иерусалима в 587 г. до н. э., после того, как Иудея была разгромлена, а Иерусалим разрушен до основания вавилонской армией, сам в свою очередь подвергся полному разгрому от иранцев, которых греки называли персами. После этого разгрома Вавилония как государство перестало существовать, а новая, иранская власть разрешила жившим в Вавилоне евреям вернуться на землю отцов, в Иудею, восстановив там Иерусалим и Храм. Конечно, Иудея не вернула себе независимость, которую имела до плена, но она вновь стала центром еврейской жизни, еврейской автономией в составе Персидской империи. При этом самими репатриантами, возвращавшимися из Вавилона в Иудею, на развалины Иерусалима, все происходившее воспринималось как признак приближавшейся мессианской эпохи и конца времен. Оно и неудивительно: ведь все пророки говорили о том, что именно после пережитой народом катастрофы и изгнания, когда Бог снова соберет Своих на земле отцов, и придет Мессия. И вот теперь, как казалось, все совпадало, Бог снова собирал Свой народ на земле отцов после долгих лет изгнания, вновь появлялась возможность восстановить священный город и Храм, а значит, до конца истории и начала мессианской эпохи, возвещенной пророками, оставалось недолго. Этим торжеством, торжеством победы над казавшимся непобедимым врагом, и ожиданием торжества еще большего и уже окончательного пронизан Апокалипсис Исайи. Бог теперь не только для иудеев И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Ис 25:6–8 Однако торжество это становится не просто торжеством одного народа над другим, не просто победой народа Божия над всеми врагами. На Сионе (который назван «этой горой») происходит нечто, меняющее лицо всего мира. Речь идет не о создании новой великой империи с центром на сей раз в Иерусалиме — великие империи Богу не нужны, с точки зрения духовного развития человечества их существование обычно бессмысленно. Речь о новом откровении, распространяющемся на все народы.

http://blog.predanie.ru/article/kak-idti...

В словах Священного Писания указан путь познания Истины: «Тогда сказал Иисус…: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31–32 ); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» ( Пс.118:138 ); «Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» ( Пс.110:7–8 ); «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин.17:17 ). Лишь о Церкви Христовой Священное Писание говорит как о «столпе и утверждении истины» ( 1Тим.3:15 ). Но дьявол изначально борется против Истины, против Бога, искушая человека: «Не безызвестно вам, что враги истины непрестанно усиливаются уничтожить истину. Бог же во всякое время посещал тварь Свою, от самого начала создания мира, и тех, которые приступали к Создателю своему от всего сердца своего, научал, как должно Его почитать. Но когда, по страстности плоти и злобе врагов, борющих нас, добрые стремления души потеряли силу, и люди не могли даже постигнуть того, что свойственно им по их естеству и назначению, а не только избавить себя от грехов, чтоб возвести себя в первобытное состояние: тогда Бог сотворил с ними милость и научил их истинному Богопочтению чрез закон писанный. Когда же и это не помогло, тогда Бог, видя, что рана расширяется и требует решительного врачевства, определил послать Сына Своего Единородного, Который и есть единственный Врач наш» 355 . Дьявол пародирует Истину, внося в распространяемые им учения яд тонкой лжи, которая растворена в правде. Но как грамм яда в стакане воды делает отравленной всю воду, так и те истинные слова, которые встречаются в оккультных учениях, становятся бессмысленными из-за присутствующей лжи: «Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, – которые, однако ж, на деле совсем не то суть, – чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине, которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу» 356 . 35. Наука против агни-йоги

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

В тексте ЕИ нет мысли о бессмертии человеческого духа, которая так ясно выражена в священных новозаветных книгах. «Иуда сказал Иисусу: «умирает ли человеческий дух»? Иисус сказал: «Потому и приказал Бог Михаилу давать духи людей им взаём, чтобы они могли предлагать услуги, но Великий приказал Гавриилу дарить духи великому роду без правителя над ним, что есть дух и душа» (54 с.). Нет необходимости умножать цитаты. ЕИ является от начала до конца чисто гностическим трактатом. Он никакого отношения не имеет ни к историческому Иисусу, ни к реальным событиям евангельской истории. Не нужно доказывать и то, что Иуда (Искариот) никогда не писал ничего подобного. Мысли, термины и имена, которыми изобилует текст, стали появляться в другую эпоху, когда Иуды давно уже не было в живых. Обычно ученые подложность текста определяют по анахронизмам, т. е. по присутствующим в тексте реалиям, которые относятся к другой эпохе. В ЕИ их находить не нужно: весь текст – относится к другому времени. Все произведение представляет собой сплошной анахронизм. Трактат этот по идеям, языку и духу абсолютно чужд библейской традиции. Сказано ли в Библии что-нибудь о жизни на других планетах? иеромонах Иов (Гумеров) Священное Писание ничего не говорит о жизни вне земли. Библейское учение всецело построено на мысли об уникальности земли и жизни на ней. С этого начинается первая священная книга: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 . Это же принципиальное различение неба и земли мы встречаем в конце Библии: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет ( Откр. 21:1 . Небо (евр. слово шамайим, как и греч. уранос) в Писании имеет два значения: видимое и невидимое небо. Когда земля берется в сравнении с небом, то последнее понимается в духовном значении: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин. 3:13 . В великих событиях, связанных с Боговоплощением, искупительным Подвигом и Воскресением Иисуса Христа, ясно и однозначно выражено учение об исключительности человека как разумной твари.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Важно понимать, что если бы Церковь, проповедуя среди этих народов, начала выступать против сложившейся, устоявшихся законов и правил, то она бы выступила в качестве детонатора революционных движений. Это всегда было искушением для целого ряда деятелей разных эпох. Церковь же призывает человека изменить себя, в результате чего меняются все формы взаимоотношений вокруг. Нередко звучат обвинения в адрес Церкви в навязывании и закреплении уничижительного отношения к женщине. Но это не так. Священное Писание благоговейно свидетельствует о Богородице. Дева Мария почитается в Православной Церкви как Мать Господа нашего Иисуса Христа, и ставится выше Серафимов и Херувимов. Кроме того, на страницах Евангелия образ женщины выглядит благороднее, чем образ мужчин: так, ученицы Христа оказались преданней и последовательней апостолов. Среди них не было, предавших Учителя, не было сбежавших, не было отрекшихся. Стоит вспомнить также эпизод из Писания, где одна из учениц помазывает ноги Христа миром. На возмущение учеников Господь отвечает: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Ни о ком из мужчин не было сказано таких слов, включая даже самых близких апостолов. Что касается апостольских слов «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Но это не означает, что женщина в храме даже спросить ничего не имеет права. В толкованиях святых отцов читаем, что женщины часто становились источником дискуссий прямо во время молитвы. Потому апостол далее говорит: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор.14:35). И это не потому, что муж умнее жены, а оттого, что они одна семья. И муж с женой должны друг другу всячески помогать. Если у вас возник богословский вопрос, решайте его с тем, кого вы выбрали себе в супруги, с самым близким человеком. Поэтому никаких уничижительных и унизительных коннотаций в этих словах апостола Павла нет. Фразу из послания «Жена да убоится мужа» обычно используется в дискуссии как аргумент, все же остальные фрагменты Писания, которые говорят о женщине, не принимаются во внимание. Однако же в Посланиях апостолов сказано о том, что мужчина должен относиться к женщине как к собственной плоти, питать, греть ее и др.: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Ефес. 5:33). Человек привязан к плоти своей: в холод мы ее греем, в голод - питаем. Мотив отношения человека к плоти был использован апостолом Павлом для того, чтобы засвидетельствовать, как должен муж любить и заботиться о своей жене.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Вегетарианство, которое не признает другой пищи, кроме растительной, и которое с каждым годом все более расширяет круг своих сторонников, является новым обличением господствующего у нас предрассудка о необходимости мяса и воочию свидетельствует о его несостоятельности. Наконец, в последнее время и в медицинской науке начинают все более и более раздаваться голоса, что обычное питание, в особенности мясное, составляет причину многих болезненных состояний и прежде всего вредно действует на нервную систему, на функцию головного мозга, потом на сердце, сосуды, почки и в конце концов приводит к различным заболеваниям, при которых, как показывает наблюдение и повседневный опыт, и душевная сфера редко бывает в равновесии и чистоте. Таким образом, для души пост является горнилом, очищающим сердце, просветляющим ум закаляющим волю, для тела же - предохранительным клапаном, предупреждающим чрезмерное накопление в крови вредно действующми продуктов неполного окисления белковых веществ при обычном обильном питании, через что пост предотвращает развитие многих болезней и преждевременную смерть. О молитве Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21,22 Молитва является еще более могучим средством, просветляющим и укрепляющим духовную сферу человека и тем способствующим спасению, или, иными словами, достижению вышеописанного христианского и общечеловеческого идеала. Кто молится, тот знает, насколько трудно бывает молиться, и трудность эта не физическая, а чисто духовная. Всякий, кто сколько-нибудь анализировал самого себя, свою душу, не мог, конечно, не заметить, что человек составлен как бы из двух половин, из двух начал, которые находятся в постоянном антагонизме друг с другом. Наглядно изображено это апостолом Павлом в Послании к Римлянам: " Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7,14,15,19,21-24). Эти два противоположные начала, составляющие естество человеческое,- духовное и греховное, доброе и злое,- нигде, кажется, не чувствуются, не сознаются с такой ясностью, как во время молитвы. Здесь человек, так сказать, видит воочию (выражаясь образно) и Бога, и диавола.

http://zavet.ru/deti/apraksin.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010