ПЕТР ВЕЛИКИЙ. I   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны II. Внутренние и политические события от начала Северной войны до Альтранштадтского мира III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией IV. Внутренние дела после Прутского договора до Ништадтского мира со Швецией V. Политические события от Прутского до Ништадтского мира VI. Внутренние события после Ништадтского мира VII. Политические события после Ништадтского мира до кончины Петра Великого   I. Детство и юность Петра, до начала шведской войны Петр Великий родился в Москве 30-го мая 1672 года, ночью, и был крещен 29-го июня того же года в Чудовом монастыре. Его появление на свет было приветствуемо родителем с особенною радостью. Три дня сряду служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Благодушный царь, по своему обычаю, жаловал своих ближних людей, прощал казенные долги, отменял и смягчал наказание преступникам, а после крестин угощал дважды в своем дворце сановников и выборных людей из Москвы и других городов, приезжавших с дарами. Даже в народных великорусских песнях осталось воспоминание о всеобщей радости и торжестве при рождении царевича, которому впоследствии суждено было стать первым русским императором. Быть может, царь Алексей Михайлович придавал такое значение рождению младшего сына потому, что из оставшихся у него двух сыновей от первой жены один был больной, другой малоумный, и сам царь, будучи еще не стар, мог дождаться, что новорожденный сын от второй жены, возрастая, покажет большие способности, чем другие его сыновья. Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми " робятками " из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в " воинское дело " , а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался он по Европе, убил в Польше на дуэли мужа одной пани, с которой был в связи, был взят в плен русскими, обласкан царем Алексеем Михайловичем и женился на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Царь Алексей Михайлович любил Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, и посылал его по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы не знаем подробностей обращения Менезиуса с царевичем, но ему принадлежит зародыш той горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет.

http://sedmitza.ru/text/435687.html

Выражая свою мысль несколько сложным периодом, Апостол начинает послание свидетельством: возвещаем ( απαγγλλομεν) или пишем вам о Слове жизни ( περ το λγου τς Ζως), которое было от начала ( ν π αρχς), которое мы слышали, которое видели своими очами и которое осязали руки наши. Как мы видели, уже в древности было отмечено близкое сходство этого начала послания с началом Евангелия, причем это сходство, по мнению древних церковных учителей, показывает тождество предмета писаний и учения о Боге-Слове или Божественном Логосе. «Слово жизни» здесь, вопреки мнению некоторых комментаторов (Весткотта, Дюстердика и др.), не означает только божественного учения, которое возвестил людям Христос Спаситель (ср. Флп 2:16 ), а есть именно название Бога-Слова, как показывает и конструкция ( περ – у Ап. Иоанна обычно употребляется с род. пад. лица, см. Ин 1:15, 22, 47, 2:25 и др.), и контекст речи Апостола: только о личном Божественном Слове или Богочеловеке Апостол о себе и других апостолах мог сказать: «мы слышали, видели своими очами, рассматривали, осязали руки наши», и в ст. 2 Апостол свидетельствует, что эта жизнь – вечная жизнь Богочеловека – была у Отца и явились нам, что вполне напоминает слова св. Апостола Иоанна о Божественном Слове-Христе в Евангелии: « в том живот бе, и живот бе, свет человеком» ( Ин 1:4 ). Употребление же Апостолом и в послании тех же слов и выражений, что и в Евангелии, каковы: λγος, ζω, ν, πρς, еще более сродство или тожество понятий и отношение их к одному и тому же главному предмету – Богу-Слову. Не повторяя здесь сказанного в примечаниях к Евангелию Иоанна Ин.1 , заметим лишь, что наименование Сына Божия Логосом как в Евангелии, так и в послании не было делом самостоятельного умозрения Апостола, а открыто было Тайнозрителю в нарочитом сверхъестественном откровении (см. Omkp XIX:13 ). Вечное бытие Бога Слова выражается в рассматриваемом месте послания словами ν απ αρχς, как и в Евангелии: εν αρχ ν, «от начала», как и «в начале» значит до начала времени, иначе безначально и бесконечно, следовательно, вечно. Равным образом и «слово: было означает не временное существование, но самостоятельное бытие известного предмета, начало и основание всего, что получило бытие, такое, без которого последнее и не могло бы прийти в бытие» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эмоциональное выгорание на православном приходе Как различить настоящую психологическую проблему от обычной лени? Может ли выгорание быть в семье или только у волонтеров? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, на киевском приходе свят. Петра Могилы был организован тренинг. 23 декабря, 2010 Как различить настоящую психологическую проблему от обычной лени? Может ли выгорание быть в семье или только у волонтеров? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, на киевском приходе свят. Петра Могилы был организован тренинг. Фраза «эмоциональное выгорание» подкупает своей наукообразностью. А читая первые объяснения термина , сразу хочется воскликнуть: это же про меня, мне тоже все надоело, отдохнуть некогда, постоянные дела, дела… На самом деле все гораздо сложнее. Ведь легче всего назвать свою лень умным психологическим термином и потребовать на этом основании у родственников неделю поездки в Египет. Как различить настоящую психологическую проблему от обычной лени? Может ли выгорание быть в семье или только у волонтеров? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, на киевском приходе свят. Петра Могилы был организован тренинг. Всегда лучше услышать ответы от специалистов, чем пытаться разобраться самому в сложных психологических вопросах. Главная идея тренинга состояла в выяснении вопроса: может ли выгорание наблюдаться в семейной жизни ? Я долго сомневался в этом. А приехав за 20 минут до начала встречи, я только утвердился в сомнениях: в храме было только 8 человек. Мы решили сделать скидку на то, что многие люди опаздывают и оказались правы: всего на тренинг собралось 27 человек, значительная часть — жены, даже четыре матушки (жены священников). Несколько слов нужно сказать о ведущих: протодиакон Иоанн Диденко, глава отдела благотворительности Киевской епархии, директор благотворительного фонда «Вера. Надежда. Любовь» и психолог Анна Клименко, имеющая многолетний опыт проведения тренингов с людьми, занятыми социальной работой. На тренинге было использовано несколько практик, которые помогали участникам раскрыться друг перед другом, а потом и найти ответы на вопросы как лечить выгорание и какова должна быть профилактика этого явления.

http://pravmir.ru/emocionalnoe-vygoranie...

14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

Глава 6 Евр.6:1 .  Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога. Евр.6:2 .  Учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. Евр.6:3 .  И это сделаем, если Бог позволит. «Темже оставльше начала Христова слово, на совершение да ведемся. Какое же начала Христова слово? Не паки основание покаяния полагающе от мертвых дел, и веры в Бога», «крещений учения, возложения же рук, воскресения же мертвых и суда вечнаго». «И сие сотворим, аще Бог повелит». Укорив их за колебание в вере (ибо это назвал Апостол «млеком»), советует стремиться к совершенству и назидать остальное на положенных уже основаниях, а не класть снова иного основания. «Основанием» же назвал веру, а «мертвыми делами» – лукавство. Ибо уверовавшие, гнушаясь их зловонием и прибегнув к покаянию, соприступают к божественному крещению, от священнической руки приемлют благодать Духа и, в божественном крещении прияв прообраз воскресения, ожидают общего всех воскресения и будущего суда. Сие-то Апостол назвал «писменами словес». Ибо как отрокам обучающий грамоте показывает сперва начертания букв, так учители благочестия приступающих к вере обучают первым начаткам. Посему божественный Апостол говорит, что надлежит желать совершеннейшего, а не опять сначала учиться письменам благочестия. Слова же: «и сие сотворим, аще Бог повелит», Апостол поставил в связи с сказанным выше: «темже оставльше начала Христова слово, на совершение да ведемся. И сие сотворим, аще Бог повелит», то есть постараемся, пожелаем возлюбить всякий труд ради совершенства. Обычно же Апостолу все поставлять в зависимости от Божия промышления, почему и присовокупил: «аще Бог повелит». Так и в Послании к Коринфянам сказал: «Прииду же... к вам, аще Господь восхощет» ( 1Кор. 4, 19 ). Слово же «крещение» поставил Апостол во множественном числе, не тому уча, что крещений много, но потому что многие пользуются благодатию крещения. А что проповедовал он одно крещение, сему учит последующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

б) Разрушение памятником идолопоклонства, или бессилие язычества. При греч. императоре Феодосии (в IV в.) было издано повеление, чтобы в Александрии (в Египте) были разрушены все языческие храмы и идолы. Идол Сераписа, покровительственного божества города, был огромных размеров и украшен был драгоценностями и золотыми и серебряными плитами. В народе ходит верование, что если нанести ему оскорбление, то разрушится небо и земля, и многие смотрели с сильной тревогой, когда солдат, поднявшийся по лестнице, поднял свой топор против идола. Но когда увидели, что воин и безнаказанностью отрубил ему одну щеку и затем отсек одно из колен, то опасение исчезло. Голова бога была сброшена вниз из нее выскочила целая стая крыс, возбуждая отвращение и смех в толпе. Идол скоро был весь разрушен в куски, которые был унесены и сожжены. При обыске храма, сделано было открытие тех безобразий, которыми он осквернялся, и тех проделов, к которым прибегали жрецы, пользуясь доверчивостью богомольцев. (Касательно этого см. Dollinger, Heidenmh. и. Iuddent 644 – 48), и вследствие этого обнаружения, многие обратились в христианство. Языческая партия, однако же, начала ликовать, когда оказалось, что разлив Нила к том году не начинался дольше обычного времени. Обратились за советом к императору: «лучше, отвечал он, пусть Нил совсем не разливается, чем нам покупать плодородие Египта идолослужением». Наконец, река разлилась более, чем до обычной высоты, и язычники начали надеяться, что Серапис отмстит за себя наводнением; но они скоро разочаровались и в этом, увидев, что воды начали убывать до обычного уровня. Храм бога был разрушен, и на его месте была построена церковь , а другие здания Серапиума оставлены были в целости. Во исполнение повеления императора храмы были разрушены в Александрии и по всему Египту. Статуи были сожигаемы или расплавляемы, за исключением одной, которую, будто бы, Феофил, епископ александрийский, сохранил в качестве доказательства против язычества, чтобы приверженцы этой последней религии впоследствии не стали отрицать, что они поклонялись столь презренным предметам. (Сост. по «Истории христиан. церкви», Робертсона, т. I, стр. 261 – 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Н.А. Маясова Предметный указатель 970 Бармы (от греч. βpημα – ожерелье?), или диадима – широкое оплечье, одеваемое поверх парадного верхнего одеяния при возведении на престол и торжественных выходах византийских императоров и русских царей как символ власти. В этом значении на Руси бармы впервые упоминаются в 1498 г. при венчании Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Выполненные из драгоценных тканей бармы бывали украшены камнями, эмалями, жемчугом, а также изображениями святых на золотых или серебряных дробницах или вышитых – кат. 51, 93. Воздух (греч. p) зд. – третий, больший, верхний покров на священные сосуды. Во время чтения Символа веры священник им «веет воздух» над дарами. По некоторым определениям, символизирует камень, приваленный ко гробу Господню. Обычно имеет изображение Христа во гробе с летящими над ним ангелами с рипидами, иногда (с конца XVII в.) – многофигурную композицию «Положение во гроб». Большим воздухом, или плащаницей, в древности называли также вышитые пелены большого размера; к ним относятся хранящиеся в Историческом музее воздух «Распятие» XII в., воздух 1389 г. «Спас Нерукотворный» с предстоящими вклада великой княгини Марии Александровны, воздухи с изображением Евхаристии и житий Иоакима, Анны и Богоматери начала XV в. и конца XV в. из Рязанского музея – кат. 44, 48, 52, 55, 61, 72, 78, 80, 85, 130, 135, 159, 160, 163, 169, 170. Епитрахиль (от греч. επι – на и τpχηλος – шея) – часть одежды священника, обнимающая шею сзади и спускающаяся спереди донизу двумя полосами, соединенными пуговицами. Символизирует несение креста Христом и означает исходящую свыше благодать Святого Духа. Без епитрахили нельзя совершать службу. На епитрахилях обычно изображали один под другим кресты, святых или ангелов – кат. 66, 70, 110, 147. Знамя воинское (стяг) – полотнище, укрепленное на древке, наверху которого насаживалось металлическое яблоко с копьем или крестом. Нередко нижний угол полотнища, не прилегающий к древку, срезался, а оставшаяся часть составляла откос, из которого часто делали два или три клина, называвшиеся «клинцами» или «лопастями». Вокруг средней части полотнища шла широкая кайма. Средник и кайма украшались живописными или шитыми изображениями и узорами – кат. 105,180.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней В Троице Сергиевой Лавре  В Троице Сергиевой Лавре     Часть 3 ...Монастыри служили очагами духовной культуры...       Понятно поэтому, что  Троице Сергиевой Лавре суждено быть лучшей школой для всех посещавших его — каждый уносил из него большую или меньшую крупицу света или творчества. Но в еще большей степени он был академией для живших в нем, и из среды более просвещенных монахов в монастыре образо­вывались кадры просветителей и проповедников, шедших в различные области Руси и там основывавших новые монас­тыри или реформировавших старые, и всюду насаждавшие тот же уклад жизни и ту же культуру, что и в  Троице Сергиевой Лавре...     Мы знаем несколько десятков таких производных монастырей, возникших преимущественно в северо-восточной части Рос­сии, и основанных или непосредственно учениками препо­добного Сергия, или их ближайшими преемниками. Всюду почти в этих монастырях строились церкви во имя Святой Троицы и преподобного Сергия, всюду в них были копии с рублевской иконы Троицы и других славных икон Сергее­ва монастыря; как солнце в бесчисленных отражениях, твор­ческая душа Сергиева монастыря отражалась и преломляласьэв ее многочисленных производных в виде монастырей, всю­ду разбросанных по Руси.   Эти многочисленные монастыри не только служили очагами духовной культуры, но и служи­ли делу колонизации дикого еще края. Обычно они строились в глухих местах, где приходилось расчищать лес, заводить пашни, скот и все хозяйство; скоро такие монастыри обраста­ли вокруг селениями, которые частью отходили к ним в каче­стве вотчин, частью были независимы от монастыря; бли­зость его, обнесенного обычно стенами, была весьма выгодна для насельников края в тот беспокойный век, когда частые вражеские нашествия и разбои постоянно угрожали И всюду, в самую глушь каких-нибудь вологодских лесов, проникало имя преподобного Сергия как духовного отца всех этих монастырей, и слава его обители как прототипа их.     С внешней стороны жизнь в Троице Сергиевой Лавре как монастыре вначале была скудна и привлекала лишь ищущих уединения и подвига. Но уже при жизни преподобного Сергия измени­лись обстоятельства и нарушено было безмолвие пустыни: кругом монастыря стали селиться крестьяне, мимо него про­шла большая дорога на Переславль и Ростов, а при преподоб­ном Никоне, преемнике преподобного Сергия по игуменст­ву, обитель начала получать уже пожертвования и вклады в виде вотчин, пустошей, рыбных ловлей, соляных варниц и т.д. Результатом этих даров было быстрое обогащение в Троице Сергиевой Лавре и изменение не только его быта, но отчасти и самого духа.

http://isihazm.ru/1/?id=717

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Отзыв архипастыря Книга о. схиигумена Саввы " О главных христианских добродетелях и гордости " является глубоким, содержательным и подробным раскрытием великих христианских добродетелей – смирения, кротости, милосердия, миротворчества, самоукорения и любви. Плодом этих добродетелей для христианина будут духовный рост, духовное совершенство и бесценный дар мира души, о чем так прекрасно сказал преподобный отец наш Серафим Саровский: " Стяжи мир и вокруг тебя спасутся тысячи " . Автор в этой книге касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которой с самого начала надо бороться христианину, чтобы на его духовном пути не было препятствий. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть у него ни духовного роста, ни спасения. Книга эта весьма высокого и глубокого духовного содержания. Утверждения автора подтверждаются выдержками из авторитетных и современных духовных писателей и святых Отцов. Чувствуется, что по глубине содержания книга эта не для новоначальных, а уже для преуспевших в духовной жизни и знающих ее. В книге помещено немало прекрасных духовных стихотворений, которые обычно помещаются в конце главы. По содержанию они обычно тождественны вышеизложенному материалу, поэтому они вполне гармонируют с содержанием книги и украшают ее. Есть у автора глубокие мысли даже для современной жизни. Известно, что она полна и преисполнена всякими трудностями. Люди стараются разрешать их своими силами, своим умом, компромиссами и своими средствами, но, можно сказать, никогда они и не подумают разрешать их христианскими средствами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2198...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Освяти руку ударом». Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников? 7 мин., 26.11.2018 Может ли христианин в ответ на богохульство ударить человека, если другие средства воздействия оказываются бесполезными? Споры об этом продолжаются на просторах Интернета уже не первый год. Главным аргументом в пользу силового решения вопроса обычно приводятся слова Иоанна Златоуста «освяти руку ударом», «сокруши уста», «ударь его по лицу», произнесенные святителем как раз в адрес богохульников. Для одних христиан они звучат утешительно и воспринимаются чуть ли не как прямая санкция на применение силы везде, где им видится богохульство. Другим они режут слух и смущают нравственное чувство, несмотря на высочайший авторитет святителя. Аргументы первых достаточно просты и понятны: раз Златоуст сказал, значит — можно, нужно и даже должно. Аргументы вторых обычно куда менее конкретны и основаны скорее на глубоком ощущении несопоставимости этого призыва со всем массивом новозаветных текстов и православного Предания в целом. Да и в трудах самого Златоуста подобный призыв встречается лишь однажды (иначе всем известная цитата в сетевых спорах неизбежно оказалась бы дополнена другими, сродными ей по смыслу). Однако тут уж, что называется, из песни слова не выкинешь. Эту фразу мы действительно находим у святителя Иоанна в «Беседах о статуях»: «…Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…». И здесь возникает очень важный этический вопрос: насколько эти слова являются призывом к действию для современных христиан? Очевидно, чтобы разобраться в этом, следует для начала прояснить один простой и закономерный вопрос: а что же имел в виду сам святитель Иоанн Златоуст, когда произносил эти суровые слова? Каких именно богохульников подразумевал он, призывая свою паству освятить кулаки ударами об их лица? Бунт

http://foma.ru/osvyati-ruku-udarom.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010