с верховным правителем Диармадом, сыном Кербалла († 565), и со св. Колумбой († 597); Кенель объясняла это контактами общины Клуан-Мокку-Носа с правителями из династии Кланн Колман и церковной общиной Дермага (ныне Дарроу, графство Оффали), основателем к-рой считался св. Колумба. Появление отдельных эпизодов исследовательница связывала с тем, что на рубеже XI и XII вв. Житие подверглось переработке. В частности, предсказание К. о гонениях на его учеников, по мнению Кенель, было вызвано разорением Клуан-Мокку-Носа в 1095 г. В предании о том, что верные ученики К. были вынуждены на время покинуть Клуан-Мокку-Нос, а также в рассказе об изгнании К. из ц. Исел Кенель усматривала отражение конфликта между руководством общины Клуан-Мокку-Носа и семейством Конна Бедняков в XI в. Однако эти эпизоды присутствуют и в дублинской версии Жития, что позволило Кенель сделать вывод о зависимости пространной дублинской версии от ирл. Жития и от лат. саламанкской версии ( Kehnel. 1997. P. 14-21, 59-60, 69). Сложности в изучении Жития К. связаны гл. обр. с тем, что сохранившиеся версии, несмотря на общую основу, содержат существенные расхождения. Хотя дублинская версия считается самой полной, в др. лат. текстах и особенно в ирл. версии имеются эпизоды, отсутствующие в дублинском тексте. Однако в отличие от мн. житий, составленных в Ирландии, во всех версиях Жития К. строго соблюдается хронологический порядок повествования. К. был одним из самых известных и почитаемых в Ирландии святых, и сведения о нем сохранились в разнообразных источниках. Возможно, к несохранившимся редакциям Жития восходят описания чудес К. в глоссах к Мартирологу Оэнгуса (XI-XII вв.) и в лат. стихотворении, приложенном к оксфордской версии Жития. В основу этого стихотворения могли быть положены антифоны оффиция в честь К. (AHMA. T. 51. P. 326-327). В стихотворении содержится указание на чудо, совершённое К., о котором не говорится в Житии святого (согласно повести «Рождение Аэда Слане», когда царица Маренн, страдавшая от облысения, воззвала к К., у нее в одно мгновение выросли длинные золотистые волосы (Genemain Aeda Sláine//Silva Gadelica/Ed.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

агиографии: И. изображена как подвижница, наставница монахинь и мирян, покровительница (matrona) «своего народа». Эти качества святой, а также пророческий дар и способность совершать чудеса (исцеление больных, воскрешение умерших) проявляются в ряде эпизодов, при описании которых широко использованы агиографические топосы. В Житии излагаются характерные для ирл. агиографии гиперболические ситуации. Так, И. предавалась настолько строгим постам, что ей явился ангел с повелением ослабить пост, а когда святая не согласилась, обещал приносить ей небесные яства, чтобы И. могла не прикасаться к земной пище. Согласно др. эпизоду Жития, зодчий (плотник - artifex) Беоан, построивший здания для обители И., принял участие в сражении между местными князьками, во время к-рого ему отсекли голову. По молитве И. голова подлетела к телу и вновь приросла к шее, после чего Беоан ожил. Св. аббат Комган, предвидя скорую кончину, пригласил И. и попросил в момент смерти возложить на него руку: «Ибо мне ведомо от ангела Божия, что душу того умирающего, на которого ты возложишь руки, ангелы Господни немедленно отнесут в Царство Божие». Для изучения истории церковной общины Клуан-Кредал важны сведения об отношениях И. с представителями др. общин, особенно Клуан-Мокку-Носа (позднее Клонмакнойз, графство Оффали). Перед праздником (quodam sancto die) И. в сопровождении служанки отправилась в Клуан-Мокку-Нос, желая принять причастие от достойного священника. Чудесным образом присутствие И. и ее причащение остались незамеченными, на след. день святая вернулась в свою обитель. В Клуан-Мокку-Носе «исчезновение» причастия удивило клириков, по молитве к-рых ангел явился некоему благочестивому старцу и раскрыл тайну. Аббат Оэнгус послал к И. клириков, чтобы принять у святой благословение. По прибытии клириков И. попросила одного из них, благочестивого пресвитера, отслужить мессу и подарила ему облачения. Клирики отказались от подарка, т. к. аббат запретил что-либо от нее принимать, кроме молитвы и благословения.

http://pravenc.ru/text/1237711.html

IX–XII вв. С кон. VIII в. И. подвергалась набегам скандинавов. В 794 г. они разорили острова у побережья Британии и И., в т. ч. мон-рь на о-ве Рехру (возможно, о-в Ламбей или Ратлин). Из-за набегов викингов в 807 г. братия мон-ря Иона приступила к строительству новой обители в Кенаннасе (ныне Келлс). Однако в 1-й четв. IX в. скандинавы разоряли поселения уже не только на побережье И., но и во внутр. районах острова, передвигаясь по системе рек и озер. Целью скандинавов становились церковные поселения. Нападения нередко совершались на церковные праздники (Рождество, Петров день), когда скандинавы могли захватить много рабов среди пришедших в храмы жителей округи. По мнению нек-рых исследователей, частые нападения викингов способствовали тому, что ирл. правители стали считать допустимым ограбление церквей, а также повлияли на ослабление церковной дисциплины. Согласно др. т. зр., упадок дисциплины в И. не был связан с набегами скандинавов — нападения на богатые церковные общины совершались и в VIII в., в периоды голода и бедствий. Однако в тех случаях, когда викинги, знакомые с богатым погребальным инвентарем курганов в Скандинавии, пытались грабить мегалитические гробницы в И., это вызывало возмущение ирландцев. В 864 г. Лоркан, правитель обл. Миде, разграбивший вместе с 3 сканд. вождями мегалитические гробницы в долине р. Бойн, был ослеплен по указанию верховного правителя Аэда Финдлиата. Очень часто наказание грабителей приписывалось мести святых. Так, ярл Томрар, разоривший Клуан-Ферту (ныне Клонферт), на 3-й день был «убит» св. Бренданом (запись в Инисфалленских анналах под 866 г.— The Annals of Inisfallen (MS. Rawlinson B 503)/Ed. S. Mac Airt. Dublin, 1944. P. 132). Одним из правителей, с деятельностью к-рого связывают сканд. влияние, был правитель Мумана Федлимид, сын Кримтанна (ок. 770–847), клирик и участник движения Кели Де. Став в 820 г. правителем Мумана, Федлимид стал активно вмешиваться в политику И Нейлов на севере И. и неоднократно разорял их земли, в т. ч. обл. Миде и Брегу до самой Темры. В 827 г. он добился подчинения верховного правителя Конхобара, в 838 г.— его преемника Ниалла Кайлле, став т. о. «полным царем Ирландии» (l á nr í h- É rend; запись в Инисфалленских анналах под 838 г.— Ibid. P. 128). Федлимид вмешивался в дела Церкви, в т. ч. в выборы настоятеля Ард-Махи. В 836 г. Дунланг, аббат Коркаха, умер «без покаяния» при дворе Федлимида, и правитель сам занял эту должность. Вероятно, также насильственным путем Федлимид «воссел на престол» аббата Клуан-Ферты (838). Трижды (в 823, 832 и 846) он сжигал обитель Клуан-Мокку-Нос. Смерть правителя в 847 г. приписывалась вмешательству св. Киарана. Однако в анналах Федлимид назван аскетом, а в позднейших источниках упоминается как святой (в Мартирологе из Донегола (XVII в.), пам. зап. 28 авг.).

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

P. 10-11, 68-71). В подчинении Клуан-Мокку-Носу находилась и церковь на о-ве Аньгин (Ibid. P. 71). Об имущественных интересах общины Клуан-Мокку-Носа на оз. Лох-Ри упоминается и в др. источниках (напр.: Cross T. P. «The Psalter of the Pig», an Irish Legend//Modern Philology. Chicago, 1920. Vol. 18. N 8. P. 443-455). В повести «Битва у Карна Коналла» говорится, что правитель Диармад († 665), сын Аэда Слане, подарил общине Клуан-Мокку-Носа ц. Лиат-Манхан (ныне Леманахан, графство Оффали) ( Stokes W. The Battle of Carn Conaill//Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1901. Bd. 3. S. 206-207). Особое внимание в раннесредневек. текстах уделено отношениям К. и верховного правителя Диармада, сына Кербалла, к-рого считали предком правящих династий Южных О Нейлов (The Chronicle of Ireland/Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 16-17). По преданию, Диармад, скрывавшийся от своего противника Туатала Маэлгарба, помог К. при строительстве мон-ря. Благословение К. обеспечило Диармаду победу над врагом, захват верховной власти и долгое правление; после гибели правителя его голова была похоронена в Клуан-Мокку-Носе. Самый подробный рассказ об этих событиях содержится в повести «Гибель Диармада, сына Кербалла» (Aided Diarmata meic Fergusa Cerrbeoil//Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. T. 1. P. 72-82; T. 2. P. 76-88; см. также: The Annals of Clonmacnoise. Dublin, 1896. P. 79-83). Исследователи связывают предание о К. и Диармаде с сотрудничеством руководителей ц. Клуан-Мокку-Нос и династии Кланн Колман, потомков Диармада, которое было особенно тесным в 1-й четв. X в., в годы правления Фланна Синны и настоятеля Колмана, сына Айлиля (904-926) ( Kehnel. 1997. P. 9-10, 18-19, 22-23). Почитание К. связано с процветанием общины Клуан-Мокку-Носа, до XII в. она была одной из крупнейших и самых влиятельных в Ирландии. В средневековых «триадах» Клуан-Мокку-Нос, названный «достоинством Ирландии» (ordan Hérenn), упомянут среди крупнейших церквей на 2-м месте, после Ард-Махи (The Triads of Ireland/Ed.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Лаген (Лейнстер), но контакты между общинами поддерживались и в XI в. ( Mac Shamhr á in. 1994; Kehnel. 1997. P. 61-63). В комплексе церковного поселения в Глендалохе сохранились руины храма, по преданию освященного в честь К. ( Leask H. G. Irish Churches and Monastic Buildings. Dundalk, 1955. Vol. 1. P. 77-78). В Житии К. говорится о тесных отношениях святого с его наставником Финнианом, к-рый почитался как основатель ц. Клуан-Ирард (ныне Клонард, графство Мит), ставшей в IX в. одной из важнейших церквей обл. Миде. Согласно ирл. Житию, К. был любимым учеником Финниана, но в сохранившихся Житиях Финниана сведения об этом отсутствуют. По мнению исследователей, эпизоды, в которых говорится о Финниане, были добавлены в агиографическую традицию К. в то время, когда община Клуан-Мокку-Носа стремилась установить равноправные отношения с ц. Клуан-Ирард, возможно в нач. X в. ( Kehnel. 1997. P. 59-61). Об отношениях К. со св. Эндой, основателем церковной общины на о-ве Ара, более подробно говорится в Житии св. Энды, сохранившемся лишь в поздней оксфордской редакции (Vita sancti Endei abbatis de Arann// Plummer. Vitae. T. 2. P. 60-75). К. описан как великий подвижник; он провел в обители св. Энды 7 лет, исполняя обязанности молотильщика (triturator). Видение огромного дерева, к-рое символизировало величие К., в Житии Энды описано дважды; его истолкование приписывается св. Финниану, посетившему о-в Ара. Когда К. простился с Эндой и отправился в Ирландию, вслед за ним остров покинули пребывавшие там ангелы, но святой отослал их обратно. Исходя из житийных сказаний, исследователи полагают, что община св. Энды признавала старшинство ц. Клуан-Мокку-Нос ( Kehnel. 1997. P. 65-67). Др. церкви, о к-рых упоминается в Житии, в средние века принадлежали общине Клуан-Мокку-Носа. Церковь Исел, или Исел-Киаран (Ísel Ciaráin - Киаранова низина), обычно локализуют на месте сел. Бейлин (Туайфорд, близ г. Атлон). Житийные данные об этой церкви исследователи связывают с конфликтом руководства Клуан-Мокку-Носа и родичей Конна Бедняков († 1060), выкупившего эту церковь у местного правителя (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

С X в. в анналах упоминаются общины К. Д., существовавшие в крупных церковных поселениях. Скандинавы из Дублина во главе с Годфридом, сыном Ивара, захватив в нояб. 921 г. Ард-Маху, не разрушили постройки церковного поселения, в т. ч. «дома молитвы», где обитали К. Д. и больные (na taigi aernaighi... cona lucht de chéilibh Dé & di lobraibh - The Annals of Ulster. 1983. P. 372). Высказывалось мнение, что К. Д. в Ард-Махе были особой монашеской общиной, соблюдавшей строгий устав: они отвечали за совершение богослужений и ухаживали за больными и нищими ( Kenney. 1929. P. 470-471). Нек-рые исследователи полагали, что уход за бедняками и больными вменялся в обязанности К. Д. уже в VIII-IX вв. ( Etchingham. 1999. P. 359-360). Согласно другой гипотезе, К. Д. X в., занимавшиеся попечением о больных и нищих, никак не были связаны с Маэл Руаном, Дублитиром и др. духовными наставниками более раннего времени ( Haggart. 2003. P. 267-268; ср. иную т. зр.: Follett. 2006. P. 173). Под 1031 г. в анналах сообщается о приюте для бедняков из общины Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз) в Исел-Киаране. Приют был основан Конном Бедняков (ирл. Cond na m-Bocht) († 1060), главой К. Д. (cend Celedh n-Dé) и анахоретом из Клуан-Мокку-Носа. В 1072 г. правитель Мурхад, сын Конхобара, вторгся в Исел-Киаран, при этом был убит заведующий приютом (rechtaire na m-bocht). В летописи уточняется, что приют содержали К. Д. В 1089 г. Кормак, сын Конна Бедняков, выкупил права на Исел-Киаран у местных правителей. Должность главы К. Д. в Клуан-Мокку-Носе (cend chéledh n-De Cluana Mic Nois) вновь упоминается под 1132 и 1200 гг. ( Reeves. 1873. P. 137-138; O " Dwyer. 1981. P. 25-27; Kehnel A. Clonmacnois - The Church and Lands of St. Ciarán: Change and Continuity in an Irish Monastic Foundation (6th to 16th Cent.). Münster, 1997. P. 43-44, 68-71; Etchingham. 1999. P. 360). Под 1076 г. в анналах говорится о конфликте в связи с наследованием должности аббата общины Клуан-Долкан (ныне Клондалкин, в черте г. Дублин), после к-рого церковь была передана К. Д. О существовании в 1185-1186 гг. обители Лох-Кре упоминал Гиральд Камбрийский. По его свидетельству, там находилась капелла, при к-рой жили неск. целибатных клириков - «колидеев» (celibes, quos celicolas uel colideos uocant - Giraldi Cambrensis Topographia Hiberniae. II 4// O " Meara J. J. Giraldus Cambrensis in Topographia Hibernie: Text of the First Recension//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1948/1950. Vol. 52. P. 136).

http://pravenc.ru/text/1684147.html

В VIII-IX вв. обе церковные общины боролись за влияние, особенно в обл. Коннахт ( Kehnel. 1997. P. 53-55). В Житии К. неоднократно упоминается о «братстве» (fraternitas), об «общности» (societas), о «единении» или «согласии» (oentu) между К. и др. святыми - Финнианом, Сенаном, Киараном Старшим, Коэмгеном и т. д. Сведения о таких «договорах», которые могли быть равноправными или закрепляли отношения зависимости, отражают политику церковных общин, заключавших «договоры» от имени св. основателей (напр.: Kenney. Sources. P. 299; Mac Shamhr á in. 1994; Kehnel. 1997. P. 51-53). Согласно Житию, особенно тесными и дружескими были отношения К. и св. Колумбы. В Житии св. Колумбы, составленном аббатом Адомнаном († 704), описывается посещение Колумбой мон-ря Клуан-Мокку-Нос при аббате Алитере (585-599), устроившем святому торжественную встречу ( Adamn. Vita Columb. I 3. 1961. P. 214-219). Сведения об этом событии сохранились и в Житии К. В VIII в. разгорелся конфликт между общинами Клуан-Мокку-Носа и Дермага (ныне Дарроу, графство Оффали), основанной св. Колумбой. Соперничество общин К. и св. Колумбы за влияние в центральных областях Ирландии обострилось в годы правления Домналла Миди (743-763), к-рый оказывал предпочтение Дермагу. В 764 г. в сражении община Клуан-Мокку-Носа одержала победу над войском Дермага. К кон. IX в. отношения между общинами стали мирными; этому способствовала политика верховного правителя Фланна Синны (879-916): он пытался сохранить равновесие между крупными церквами. В XI в. Клуан-Мокку-Нос поддерживал связи с ц. Кенаннас (ныне Келлс, графство Мит), которая стала центром почитания св. Колумбы в Ирландии ( Kehnel. 1997. P. 55-58). Предание о союзе К. и св. Коэмгена, по мнению исследователей, отражает близкие отношения Клуан-Мокку-Носа и ц. Гленн-Да-Лоха (ныне Глендалох, графство Уиклоу); ее основателем считался Коэмген. Договор между обеими церквами скорее всего относится к X в., когда позиции ц. Гленн-Да-Лоха были ослаблены из-за политических неурядиц в обл.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Историческая основа предания о К. неясна. Несомненно, что К., основатель общины Клуан-Мокку-Носа, жил в VI в., но достоверность остальных сведений трудно доказать. Согласно ирл. анналам, К. род. в 512 или 513 г. (обе записи являются позднейшими добавлениями). Под 548 г. в анналах сообщается об основании Клуан-Мокку-Носа (Cluain Mc. Nois fundata est), под 548 и 549 гг.- о кончине К. на 34-м году жизни (dormitacio filii artificis... anno .xxx.iiii. etatis sue) (напр.: The Annals of Ulster to A. D. 1131/Ed. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983. Pt. 1. P. 76; The Annals of Tigernach/Ed. W. Stokes//Revue Celtique. P., 1896. T. 17. P. 138; см. также: The Chronicle of Ireland/Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1. P. 87, 98-99). В анналах упоминается и о преемниках К.- Оэну († 570), Мак Ниссе († 585), Алитере († 599) и др. Вопросы, связанные с историей текста ирл. анналов и с датировкой начала летописания, остаются спорными, поэтому достоверность отдельных летописных сообщений нельзя считать общепринятой. Высказывалось мнение, что кончина К. в анналах синхронизирована с приходом к власти верховного правителя Диармада, сына Кербалла (544, 545 или 548; см.: Kehnel. 1997. P. 246). Согласно ирл. Житию, К. был зачат 27 мая, род. 24 февр., заложил Клуан-Мокку-Нос 25 янв., в субботу. Делались попытки вычислить год смерти К., исходя из житийных данных (он скончался в субботу, 9 сент.). Т. о., К. мог умереть в 545 или 556 г. (The Latin and Irish Lives of Ciaran. 1921. P. 159; Ryan. 1940. P. 491-493). Дж. Кенни полагал, что К. род. в 10-х гг. VI в. и основал Клуан-Мокку-Нос между 540 и 550 гг. ( Kenney. Sources. P. 378). В Житии К., в летописях и сборниках родословий ирландских святых сохранились разные версии его родословия. По самой распространенной версии, отец святого, Бео-Аэд (в Житии его имя передается как Beonnadus, Beoedus, Beoid, Boecius и т. д.), сын Олкана, происходил из Латарна Молт, являвшейся одной из ветвей племенного объединения Дал н-Аради в обл. Улад (Ольстер; обл. расселения Латарна Молт локализуется в окрестностях г. Ларн в графстве Антрим, Сев. Ирландия). Согласно дублинской версии Жития, Латарна якобы жили в Миде, а в «Анналах Клонмакнойза» утверждается, что К. происходил из Коннахта (The Annals of Clonmacnoise, being Annals of Ireland from the Earliest Period to A. D. 1408/Ed. D. Murphy. Dublin, 1896. P. 81). Согласно ирландскому Житию, мать К., Дарерка, дочь Эркана, была родом из туата Гласраге, принадлежавшего к племенному объединению Киарраге Луахра в Юго-Зап. Мумане (см.: Mahon W. Glasraige, Tóecraige, and Araid: Evidence from Ogam//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. 1988. Vol. 8. P. 11-30).

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Однажды в жаркий день насельники Клуан-Мокку-Носа трудились в поле. Страдая от жажды, они попросили у К. прохладной воды, но святой ответил, что им следует подождать до вечера и тогда Бог дарует им награду за терпение, а обитель всегда будет процветать. Насельники решили подождать. Вечером, когда они вернулись с поля, К. благословил сосуд с водой, к-рая превратилась в прекрасное вино. Согласно Житию, К. лично прислуживал насельникам за ужином, который стал последней трапезой в его жизни. Много лет спустя в Клуан-Мокку-Нос приехал св. Колумба, и насельники почтили его роскошным пиршеством. Один старец заявил, что в обители не бывало такого дивного празднества, но др. монах, помнивший К., рассказал о чудесной трапезе, когда святой превратил воду в вино. В тот день монах опустил в вино палец, к-рый с того времени издавал дивное благоухание. Присутствующие, понюхав палец монаха, поразились благоуханию, исходившему от него, и восхвалили К. В нек-рых версиях Жития К. содержится др. интерпретация этих событий: пока насельники трудились в поле, в обитель прибыли торговцы с бочкой превосходного галльского вина, к-рым святой затем угостил монахов (согласно ирл. Житию, кусок бочки хранился в Клуан-Мокку-Носе как святыня). В Житии сообщается, что К. провел в Клуан-Мокку-Носе год (по ирл. Житию, 7 месяцев). Предчувствуя скорую кончину, он созвал монахов и предсказал, что общину ждут тяжелые времена. Ученики спросили, следует ли им оставить обитель или, невзирая на испытания, остаться у его могилы. К. велел им ненадолго покинуть Клуан-Мокку-Нос. Во время скоротечной предсмертной болезни ученики пытались забрать у К. камень, к-рый он использовал вместо подушки, но святой не позволил им это сделать. В смертный час он велел вынести себя на открытый воздух и, взирая на небо, произнес: «Тяжела эта жизнь, но так надо». Монахи возразили, что святые не испытывают трудностей, тогда как им, простым насельникам, следует бояться смерти. Благословив учеников, К. скончался, и ангелы, радуясь пришествию святого, заполнили пространство между небом и землей. Через 3 дня в Клуан-Мокку-Нос пришел св. Коэмген и беседовал с воскресшим К., святые обменялись одеждами и заключили союз. Более подробно об этом говорится в ирл. Житии: перед смертью К. велел внести его в «малую церковь» (ind eclais bic) и запереть храм до прибытия Коэмгена. Когда Коэмген пришел, монахи впустили его в церковь. Душа К. вернулась в тело, и святой заговорил с Коэмгеном. Они заключили союз, К. благословил Коэмгена, и тот причастил святого. К. в знак дружбы подарил ему колокол (Boban Coeimhgin), к-рый впосл. почитался как святыня (об этих чудесах говорится также в Житии св. Коэмгена: Vita sancti Coemgeni abbatis de Glenn da Loch. 28// Plummer. Vitae. T. 1. P. 248-249).

http://pravenc.ru/text/1684303.html

Самые ранние датированные упоминания о К. относятся к VII в. В послании Куммиана (ок. 632) говорится о Соборе церковных иерархов, на к-ром присутствовали «преемники наших первых отцов», в т. ч. преемник К., настоятель Клуан-Мокку-Носа (successores uidelicet nostrorum patrum priorum... Querani Coloniensis...) (Cummian " s Letter «De controversia paschali» and the «De ratione conputandi»/Ed. M. Walsh, D. Ó Cróinín. Toronto, 1988. P. 90). О К. и о церковной общине Клуан-Мокку-Носа упоминали еп. Тирехан (2-я пол. VII в.) и Адомнан, аббат мон-ря Иона (кон. VII - нач. VIII в.). Адомнан писал о Клуан-Мокку-Носе как об общежительном мон-ре (in Clonoensi sancti Cerani cenubio - Adamn. Vita Columb. I 3. 1961. P. 214), но впосл. обитель стала крупным церковным поселением «смешанного» типа; с кон. IX в. известно о пребывавших там епископах ( Kehnel. 1997. P. 28-29, 34-35). Вероятно, одним из ранних лит. произведений, связанных с почитанием К., был гимн в честь святого, к-рый якобы сложил св. Колумба (ср.: Edition of the Irish Life of Colum Cille// Herbert M. Iona, Kells and Derry. Oxf., 1988. P. 235). В рукописях сохранился краткий гимн из 2 или 4 строф (инципит: Alto et ineffabili apostolorum cetui), к которому приложено молитвенное прошение с упоминанием святых Патрикия, К. и Колумбы (The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Vol. 1. P. 157; Vol. 2. P. 218-220; AHMA. T. 51. P. 325-326). Неск. строк из гимна св. Колумбы, приведенных в ирл. Житии, дают основание полагать, что гимн сохранился не полностью. К. прославляется как «святой священнослужитель», «посланник Христа», «апостол», говорится о его блаженной кончине и вознесении на небеса. Исследователи полагали, что на формирование агиографической легенды о К. повлияли события из истории церковной общины Клуан-Мокку-Носа, в частности ее отношения с другими ирл. церквами. Упоминания о св. Патрикии, якобы предсказавшем рождение К., связаны с отношениями Клуан-Мокку-Носа и церквей, основание к-рых приписывалось Патрикию, гл.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010