См. еще особые правила об усыновлении питомцев Спб. и Моск. Воспит. Домов в т. Х ч. 1, Зак. Гр., ст. 156, прим., прил. по римскому праву и по греко-римским законам, вошедшим в Кормчую, из усыновления возникает отношение, подобное родству. По церковным законам, оно служит препятствием к браку до 7-й степени. Это препятствие ныне не принадлежит к числу безусловных, но требует разрешения архиерея (Нев. I, 194, 204). Общие правила усыновления, в законах прибалтийских губерний, взяты из римского права. Усыновление совершается с утверждения суда, коему подведом усыновляемый, или сиротского суда, буде он несовершеннолетен. Усыновляемый приобретает все права кровных детей, но в потомственном дворянстве сообщение прав не дворянину зависит от согласия дворянского общества и от Высочайшего соизволения. От усыновленных отличаются приемыши, взятые на попечение: отношение их свободное и не соединяется с передачей прав (Остз. Гр. Зак. 175–196). Глава пятая. Опека и попечительство § 28. Понятие об опеке. – Отличие его в римском и в новейших законодательствах. – Устройство органов опекунского надзора. – Установление опеки и общие правила опекунского управления Родительская власть, происходящая от кровной связи, объясняется и оправдывается, с одной стороны, чувством естественной любви, с другой, – необходимостью защиты и воспитания. В этом случае сама природа указывает человеку, еще не пришедшему в полный возраст, защитника, покровителя, воспитателя и представителя в лице родителей. Но когда нет ни родителей, ни замены их – усыновителей, тогда общество создает для человека искусственное попечительство, заботится о том, чтобы кто-нибудь принял его на свое попечение. Есть и другая потребность, по отдельному имуществу, которое принадлежит детям: чтобы был представитель их личности по отношению к этому имуществу, так как сами дети еще не способны к юридическим действиям. Эта последняя цель стояла на первом плане в римской опеке. Новейшее понятие об опеке обширнее римского. В него более входит понятие о нравственном и материальном попечении опекуна о питомце, и эта цель опеки стоит на первом плане. Далее, в праве новой Европы развилось понятие о верховной опеке или о верховном надзоре правительства за опекой, о верховном попечительстве и об ответственности опекунов по общественному званию. Опека и попечительство получают публичный характер. В этом отношении понятие об опеке простирается за пределы семейственного права и может быть отнесено к обязательствам. В этой части курса будет речь только об опеке в порядке семейственном.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Фото: telegraph.co.uk Отцы и дети Это дети очень интересные. Моей дочери двадцать три. Она приходит домой – как солнышко вкатилось, с ней тепло и уютно. Мы с ней и в соцсетях периодически переписываемся, когда по делу, а когда – посылаем друг другу всякие смешные глупости посмотреть. Это тоже очень приятно, когда у вас с детьми общие шутки, общие темы для разговоров, когда нравятся одни и те же ролики. То же самое – и с мамой. И когда все три поколения семьи на связи, несмотря на расстояние, когда есть ежедневный разговор, постоянный доброжелательный контакт – это ведь очень хорошо. Новые правила этикета Где-то я прочитала, что если раньше в знак уважения протягивали руку, то сейчас вынимают один наушник, а уже когда совсем уважают – два наушника из уха. Это шутка, конечно, хотя действительно очень многих обижает, когда ты сидишь с человеком, а он все время роется в своем телефоне. Ирина Лукьянова Со временем вырабатываются новые правила этикета: скажем, сейчас уже все знают, что писать большими буквами – это все равно что кричать; появились мобильные телефоны – появляется этикет: когда можно звонить по телефону, когда нельзя, что хорошо, что плохо. Появляется и новый этикет: скажем, вдруг стало понятно, что в Фейсбуке совершенно элементарно можно обсуждать рабочие вопросы в три часа ночи, потому что ты не спишь, и начальник не спит, вы обменялись парой реплик под постом – и перешли к обсуждению деловых вопросов в личке. А вот по телефону в это время звонить – немыслимо, неприлично. Правила вырабатываются сами собой по ходу дела. Новые технологии – это только технологии, только инструменты. Сами по себе они не имеют ни души, ни сердца, ни этического значения так же, как не имеет никакого этического значения велосипед, или машина, или самолет. Ими можно пользоваться хорошо, можно пользоваться плохо. В самолете можно бомбы возить, а можно пассажиров и гуманитарные грузы. На машине можно задавить, а можно на работу ездить. Сами по себе технологии ничего не определяют и не формируют человека.

http://pravmir.ru/irina-lukyanova-pokole...

Скачать epub pdf Правописание согласных. I. Общие правила правописания согласных § 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными ( п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х ), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка). В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый. Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом. Примечание. Слово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать. § 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: в ходить (влезать), надколоть (надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать (отучить), сделать (суметь), сбросить. В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п. Пожелание от русской Православной церкви, пока не принятое правительством РФ: Факультативное написание: приставка без- перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ может писаться с з , если человек является верующим, и его смущает бес платный, бес полезный, бес денежный и т. д. § 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство (дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик-, -чин-, -чат- и т.п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причём буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), крупитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

10 . Марфа трудилась для Господа, чтобы упокоить Его и напитать пищей, а Мария благую часть избрала, желая сама напитаться словом истины с созерцанием тайн будущего века. И ты, принимая странников, помогая бедным, утешая больных и несчастных, служишь Христу. Но если оставишь тело, снеди и хлопоты, земледелие и будешь слушать слово Божие, созерцать учение Христово, искать Царствие Божие, то будешь пожинать горнюю славу. Суетность все, что выше потребностей. 11 . Леность сочетается с лукавством. В трудах, когда движешь руку на дело, языком или сердцем во псалмех и пениих духовных ( Кол.3:16 ), воспевай Бога, как написано, и между делом совершай молитву. И совместим сказанное у апостола: Непрестанно молитеся ( 1Фес.5:17 ), и нощь и день делающе ( 2Фес.3:8 ). 12 . Дела каждого, и плоды душевные, и помыслы, умом рожденные, именуются чадами. 13 . Попечение о многих есть служение многим. 14 . Ты наблюдаешь воздержание в снедех, а не воздерживаешься от лукавых и суетных помыслов. Надобно избегать приобретения и очищать внутреннего человека от лукавых помыслов, лести и лицемерия, зависти и сварливости, и водворять любовь. 15 . Подвизающемуся должно быть осторожным в обращении с ближним. 16 . Что блаженнее в слиянии нравов и душ, в единении мира, в союзе веры, когда исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений и телесные силы – на служение единому общему Богу, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы. 17 . Из ласкательства не потворствуй порокам и не ослабляй правила жизни. 18 . Пост узаконен в раю, ибо слова: от древа не снесте ( Быт.2:17 ) указывают на воздержание и пост. Если бы постилась Ева и не вкусила от древа, то мы бы не имели нужды в посте. 19 . Целью вкушения поставляй не приятность, а потребность пищи, и Сам Господь, когда напитал утружденный народ, да не ослабеют на пути ( Мк.8:3 ), не дорогими яствами, но хлебами ячменными и рыбой. 20 . Моисей и Илия сорок дней постились, ничего не вкушая и не пия, возводя ум к созерцанию Бога. Моисей, постясь, пришел к богопознанию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Твердую почву под ногами я почувствовал тогда, когда установил различие между конкретно–идеальным и отвле- ченно–идеальным бытием. Все трудности отношения между общим и единичным разрешались благодаря этому различению. К области конкретно–идеального принадлежат индивидуальные я, то есть сверхвременные и сверхпространствен- ные субстанциальные деятели, наделенные творческою силою; они суть носители невременных отвлегенных идей, как формальных, например идей временных отношений, пространственных отношений, всевозможных математических идей, так и материальных, например, идеи гекзаметра, идеи готического стиля или идеи определенного типа жизни — ло- шадности, ландьппевости, земной человечности. Все общие идеи принадлежат к области отвлеченно–идеального бытия и существуют они не иначе, как в составе конкретных субстанциальных деятелей: они принадлежат им, как первозданные формы их деятельности (например принципы строения времени, пространства и т. п.) или как выработанные ими самими правила деятельности (идея гекзаметра, лошад- ности и т. п.). Субстанциальные деятели творят свои действия, то есть временные и пространственно–временные проявления сообразно носимым ими отвлегенным идеям (сообразно принципам строения времени и пространства, сообразно идее гекзаметра, идее лошадности и т. п.). Итак, единичные события подчинены общим идеям, именно принципам формы и общим правилам (например, правилам гекзаметра). Но сами эти общие идеи, в свою очередь, подчинены своим носителям, индивидуальным конкретным я, субстанциальным деятелям, которые применяют их для систематического осуществления своих деятельностей. Без творчески деятельных индивидуальных я общие отвлеченные идеи, которые пассивны и лишены творческой силы, оставались бы без применения, не были бы реализованы. Таким образом, в конечном итоге общее отвлеченное (формальные принципы, типы жизни и т. п.) оказывается подчиненным конкретному индивидуальному. Индивидуальные деятели (конкретно–идеальное бытие), стоя выше и носимых ими общих идей и производимых ими единичных действий, служат посредниками между общим и единичным: они творят единичные события сообразно тем или иным идеям, например поэт творит стихотворение сообразно правилам гекзаметра, ямба и т. п. и даже электрон творит свои действия отталкивания или притяжения сообразно носимым им принципам времени, пространства и математическим идеям. Мало того, даже идеи типов жизни, например электронность, кислородность, кристалличность горного хрусталя, амебность, лошадность, человечность, подчинены субстанциальным деятелям: один и тот же деятель начинает, может быть, с электронного типа жизни, а потом изобретает или усваивает более высокий идеал жизни и становится атомом кислорода, потом кристаллом горного хрусталя, амебою, лошадью, человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

– Способы отдачи и взаимные отношения. – Договор о поселении иностранных выходцев, колонистов и русских переселенцев. – Отдача в содержание золотых приисков. Глава четвертая. Личный наем § 48. Личный наем. – Различные его виды. – Виды наемной платы. – Ограждение личной свободы сроками служения. – Наем прислуги и прусский закон о сем предмете. – Французский закон. § 49. Общие правила личного найма по русскому закону. – История и происхождение нынешних законов. – Место личного найма в системе договоров. – Вступление в договор. – Личные ограничения. – Сроки найма. – Правило о паспортах. – Рядная плата. – Задатки. – Законные таксы. – Форма. – Обязанности хозяина и служащих. – Прекращение договора. – Аттестация. § 50. Особенные виды личного найма. – Ремесленный наем. – Отдача в обучение. – Работа по заказу. – Наем приказчиков и сидельцев. – Наем сельских рабочих и служителей. – Наем нижних воинских чинов. – Наем фабричных и заводских. – Наем на золотые прииски. – Наем корабельщиков, водоходцев и судорабочих; лоцманов, артельщиков. Глава пятая. Подряд, поставка и перевозка § 51. Подряд и поставка. – Общие понятия. – Определение нашего закона. – Право вступать в подряд. – Форма договора. – Торговое право. – Ответственность. § 52. Фрахтовый договор. – Перевозка по железным дорогам. – Ответственность перевозчика. § 53. Договор подряда с казною. – История законодательства о подряде. – Кто имеет право вступать в подряды. – Личные ограничения. – Общие принадлежности. – Пособия от казны. – Обеспечение и разные его способы. – Залог и ручательство. – Порядок заключения договора. – Подряд оптовый и раздробительный. – Торги. – Запечатанные объявления. – Смешанный способ. – Утверждение договора. – Подряд без торгов. § 54. Исполнение казенного подряда. – Сдача. – Прием. – Платеж по квитанциям. – Неисправность и взыскания за нее. – Неустойка. – Отсрочка. – Оправдательные причины. – Порядок взыскания и жалоб. – Смешанный договор о подряде. – Коммерческий и комиссионный способ. Приложение к пятой главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Самая лучшая стратегия – заранее, до стадии, когда малыш пополз (а лучше еще до его рождения), сделать все игрушки общими. Если старший не хочет, чтобы игрушки были общими, если он – человек хозяйственный, хорошо помнить, что, когда и кому дарили. Полезно постепенно эти игрушки потихоньку убирать и новые дарить уже как общие (если только речь идет не о дорогостоящих вещах). Эта стратегия, впрочем, срабатывает далеко не всегда. В таком случае каждому ребенку должно принадлежать небольшое количество личных игрушек, которые можно брать только с разрешения хозяина, но основная часть остается в общем пользовании. Для того чтобы первенец безболезненнее принял нового члена семьи, ему нужно разрешить не давать что-то младшему. Помните: поведение, которое невозможно изменить, следует узаконить! Лучше объявить общими примерно 80 % игрушек. На общие игрушки распределяется следующее правило: кто первый взял, тот и играет («кто первый встал, того и тапки»), и отбирать нельзя. Если возникло отбирание, игрушка не достается никому, а отправляется в коробку или в шкаф. Это простое и легкое в употреблении правило оказалось полезным многим семьям. Оно гармонизирует немало братишек и сестренок, если родители делают все спокойно, без истерик: дети знают, что, если один начал отбирать у другого общие игрушки, мама спокойно, без проявленных эмоций, убирает спорную игрушку. Не бойтесь мелких, но частых детских стычек: пусть сами разбираются между собой! Никакого «суда присяжных», никакого «досудебного следствия»: кто первый начал отбирать, кто кого толкнул, кто кого укусил или оцарапал… Ни к чему хорошему такая тактика не приведет, наоборот, число «тяжб» со временем будет лишь множиться. Обоим детям должно быть в равной мере невыгодно, чтобы в их дискуссии и конфликты вмешивались взрослые. Остается еще по 10 % игрушек у каждого. Это те игрушки, которые дарили лично, дарили адресно, которые представляют какую-то ценность для хозяина. И эти игрушки брать без спросу нельзя. Пока младший не понимает слов «можно» или «нельзя», ему совсем до этого еще далеко, очень важно правила, связанные с игрушками, вовремя и правильно ввести и сделать постоянными. Конечно, всегда бывают исключения, но важно, чтобы их не было слишком много. Игрушки, которые «мои», формируют у старшего ребенка не жадность, а ощущение, что у него есть собственность. Если на эту собственность кто-то покушается, то мама на стороне хозяина. Это учит его меняться. Важно, что и у младшего есть свои игрушки, и один из принципов – дарить статусные игрушки и младшему тоже, чтобы и ему хотелось меняться.

http://azbyka.ru/deti/deti-v-seme-psikho...

Таким образом, институт миссионерской общины получил бы детей, уже умеющих читать и писать по-русски, по-гречески и по-латыни, знающих Катехизис, Священную Историю вкратце, первые правила арифметики и обучившихся нотному пению. Начальникам семинарий и низших училищ церковных было бы объясняемо, что те из них обратят на себя особенное благоволение правительства и будут приняты в число членов миссионерского общества, которых усердие и старание в доставлении благонадежных воспитанников миссионерским образовательным монастырям будет значительно. И в самом деле надлежало бы награждать их за это не только словесной благодарностью, но и знаками разных отличий. § XV Учебный период в мужском миссионерском образовательном монастыре состоял бы , по крайней мере , из 12-ти лет. И так первые воспитанники, прошедшие все степени приготовительного образования, не скоро вышли бы из сего училища на поприще действительного служения, но потом уже каждый год эти выпуски их повторялись бы. Впрочем, и прежде, с самого открытия своего, миссионерская образовательная община могла бы, при Божием благословении, из всех других разрядов братства производить достойных миссионеров. Ибо здесь все, ученые и неученые, грамотные и неграмотные, из какого бы кто звания и состояния не был, юноши, мужи и старцы, все имели бы одно общее назначение – пешись о спасении душ своих и служить Господу Иисусу в деле спасения и других человеков, по указанию Провидения Его, посредством распоряжений начальства. Все бы по общему уставу жительствовали, все бы имели общую пищу, общее одеяние, общие труды, общие скорби, общие утешения. Здесь и грамотные нередко учились бы у безграмотных, и безграмотным помогали бы грамотные. Здесь простецы не были бы уничижаемы учеными, и науки не были бы неучеными презираемы по-пустому [т. е. неразумно, по неразумению. – Прим. ред. портала]. Здесь все вместе имели бы учителя в Том, Кто один достоин именоваться Учителем всех человеков, и Кто сказал: « Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди их».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Сергей Григоровский Содержание Вступление Причины и последствия развода и бракоразводный процесс на суде духовном (Второе тиснение, без перемен, брошюры С. Григоровского под тем же названием, О законных причинах развода. I. Общие положения II. Прелюбодеяние III. Безвестное отсутствие IV. Ссылка в Сибирь по судебным приговорам V. Неспособность к брачному сожитию (Сумасшествие и заразительные болезни) Бракоразводный процесс на суде духовном (Ныне действующие церковные и гражданские законы о разводе, с дополнениями и разъяснениями на основании циркулярных указов и сепаратных определений Святейшего Синода) I. О подсудности II. Об исковом прошении и его принадлежностях III. Об увещании IV. О вызове к суду (на судоговорение) V. О поверенных VI. О судоговорении VII. О следствии А. Положения общие VIII. О встречном обвинении и встречном иске IX. О записке и решении X. Краткий исторический очерк нового закона об отмене осуждения на всегдашнее безбрачие – 28 Мая 1904 года О разводе по Проекту Гражданского Уложения 1905 года I. О браках лиц, переменяющих веру II. Общие правила о расторжении браков III. О расторжении брака вследствие безвестного отсутствия супруга IV.O расторжении брака вследствие присуждения супруга к каторге, ссылке на поселение или к заключению в исправительном доме IX.O положении супругов и детей во время производства дела о расторжении брака X. О последствиях расторжения брака О разводе по материалам Высочайше учрежденного при Святейшем Синоде Особого Присутствия 1906 года О разводе по Проекту Особого Совещания при Святейшем Синоде 1907–1909 года I. Развод по прелюбодеянию II. Развод по неспособности III. Развод по безвестному отсутствию IV. Развод за ссылкою V. Развод по жестокому обращению VI. Развод по душевной болезни – сумасшествию VII. Развод по сифилису VIII. Развод по намеренному оставлению Исторические очерки Исторический очерк вопроса о раздельном жительстве супругов     Книга обер-секретаря Святейшего Синода Сергея Петровича Григоровского адресована кругу читателей, интересующихся церковными и гражданскими законами о браке и разводе. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

—125— изошло это не вследствие злоупотреблений или произвола исполнителей закона, а в большинстве случает потому, что сами правила, сделались фактически неприложимыми, так как церковные порядки жизни и отношения, из которых они возникли и которые устанавливали, не существуют более в действительности и заменились другими. Такова напр. древняя покаянная (пенитенциарная) дисциплина, таковы многие из правил о церковных наказаниях за различные преступления, о личных отношениях христиан к еретикам, раскольникам, иудеям или иноверцам... В содержании древнего канона необходимо различать общие основные правила, выражающие собою коренные начала церковного устройства и дух управления, от тех, которые относятся к внешним историческим его формам, к временным условиям и потребностям жизни, нужно отделять дух закона от формы, канонические идеи – от всех частных правил и учреждений. ... За внешними формами и учреждениями сокрыт дух древнего церковного законодательства, основные принципы, которые, меняя формы, не должны умирать и могут облекаться и воплощаться в новых, даже более широких и совершенных учреждениях. Эта важная работа принадлежит высшей церковной власти; почему за ней в каждое время сохраняется право вновь вызывать к жизни забытое, восстановлять искажённое временем, применять то, что может быть приспособлено, отменять то, что фактически не приспособило, и из древних начал развивать новые, соответственные времени учреждения. Ей также принадлежит право определять для каждого времени неизменное и обязательное в древнем каноне и то, что в нём может подлежать изменению. – Если мы станем на эту точку зрения проф. Η.К. Соколова, то для нас вполне будет понятно и отношение православной церкви к единоличному епископскому рукоположению. Как скоро высшей церковной власти принадлежит даже право вводить в канонические правила потребные изменения, то тем более она, конечно, в праве, не отменяя правила вполне, допускать в отношении к нему и по уважительным соображениям, некоторые частные изъя-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010