1Тим.2:7 .  для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел. Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется (ср. Рим 9:1 ). Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам. « В вере и истине». Эти слова относятся к выражению « учителем язычников» и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность Апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения. 1Тим.2:8 .  Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; Апостол доказал необходимость молиться за всех людей. Теперь он приступает к наставлениям относительно порядка совершения молитвы в общественном богослужении. « Итак», т. е. в силу того, что он, Павел, является руководителем и учителем верующих, о чем он сказал в 1Тим.2:7 . « Желаю» – правильнее: хочу ( βολομαι), высказываю решительно свою волю (ср. различие между θλω " желаю» и βολομαι »хочу» в Ев. Мф 1:19 ). « На всяком месте» – т. е. на всех местах, где собираются христиане для общественного богослужения. « Произносили молитвы» – как видно из всего хода мыслей, молитвы от лица всей Церкви. « Мужи» – т. е. мужчины. Женщинам апостол воспрещал активно выступать в общественном богослужении ( 1Кор 14:34 ). « Воздевая чистые руки». Воздевание рук при молитве было в обычае не только у Иудеев, но и у язычников. « Чистые руки» – символ чистоты человеческих действий и поступков вообще. « Без гнева». – Христианам того времени естественно было иногда питать гневное раздражение против преследовавших их Иудеев и язычников. « Сомнения» – и в отношении к успеху молитвы, и в отношении к людям, которые могли казаться молящимися и не заслуживающими молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я стал, как человек беспомощный, к мертвым... причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» ( Пс.87:5–6 ). Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью анге­лов, почему и говорит: «Я топтал точило один» ( Ис.63:3 ). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? » ( Мф.26:53–54 )? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство пред­сказанного пророками домостроительства. Но «как человек беспомощный,», не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр ( Деян.2:24 ), и невозможно было удержать Его. " К мертвым... причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» ( Пс.87:6 ). И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком ( Мф.27:62–63 ), А что грешники называются ранеными в Пи­сании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего» ( Иер.9:1 ). Это подтверждают и настоящие слова псалмо­певца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из па­мяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых. «Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную» ( Пс.87:7 ). Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, «в ров преисподний», – потому что нет ничего ниже ада, – »во мрак " , указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в «тень смертную» указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Есть определенные критерии канонизации. Достаточно ли какого-то одного из них для прославления? Например, «За большие заслуги перед Церковью и народом Божиим»: ведь жизнь человека при этом могла быть не совсем праведной. – Сами критерии канонизации неизменяемы. Во всех случаях изучаются все периоды жизни мученика или подвижника, однако необходимо, чтобы и учитывались все критерии. Нарушая какую-нибудь одну из заповедей, человек тем самым нарушает их все. По слову Священного Писания, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: “не прелюбодействуй”, − сказал и: “не убей”; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2, 10-11). Один из важнейших критериев – благочестие самого человека, его стремление к совершенному исполнению заповедей Христовых. Человек должен быть в своей личной жизни, прежде всего, христианином, и это важнее всех многополезных церковных и общественных дел, ибо сделать-то всего можно много, а душе своей повредить. Иной и занимается полезной церковной деятельностью, а в личных отношениях с кем-нибудь так разгневается, что куда там заповеди Христовы, подражание Его милосердию и любви. Да и какой смысл в таком прославлении, когда человек много сделал на общественном и церковном поприще, а о душе своей не радел? Какой же это будет пример для подражания? Критерии, применимые обычно к области государственного, общественного или культурного созидания, не применимы к жизни Церкви, так как первостепенная задача человека в спасении своей души, а не во внешнем делании. Эта первая и главная задача христианина, все остальное только прикладывается к этому и осуществляется в значительной степени, как внешнее делание. – Можно ли говорить о том, что есть периоды истории, богатые святыми, а есть и скудные? Почему так? – Да, вполне можно сказать, что в те или иные периоды жизни Поместной Церкви может просиять большее или меньшее число святых. Можно сказать, что народ в это время переживал периоды духовного и нравственного подъема или упадка.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

На соборных дискуссиях обсуждались темы воздаяния долга памяти новомученикам и невинным страдальцам ХХ века, социального и общественного служения пастырей и мирян, заботы о церковных тружениках и о жизни малочисленных коренных народов, отношения Церкви к богохульству и клевете, совершенствования различных форм церковной работы. В подготовке важнейших соборных документов участвовало множество иерархов, пастырей, мирян, ибо успешной работе Собора предшествовала деятельность учрежденного церковного органа — Межсоборного присутствия. Руководствуясь принципом полной открытости к суждениям чад Церкви, оно приняло многие их пожелания и предложения. Призываем клир и мирян, людей пожилых и юных, облеченных опытом и знаниями или только приобщившихся к спасительной благодати — и дальше участвовать, активно, вдумчиво и ответственно, в общецерковной соборной дискуссии. Церковь — это все мы. Чада разных народов, представители разных поколений и профессий, жители разных стран. И всем нам апостол напоминает: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12, 4-5). Едина и наша древняя традиция, берущая начало в Киевской купели крещения. Един наш духовный идеал, основанный на Евангелии Царства Божия и воплощенный в жизнь нашими святыми предками. Будем хранить его. Будем беречь наше единство. Будем воспринимать миссию Церкви как свой долг и свое призвание, одухотворяя верой православной все наши труды, всех окружающих нас людей, жизнь всего мира, ждущего от нас слова правды и дел любви. Ибо в этом — залог нашего спасения. В этом — основание надежды однажды услышать слова Самого Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Вновь обращаем к вам слова апостола и возлюбленного ученика Спасителя: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1, 3) и от Святого Духа.   ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

http://patriarchia.ru/db/text/1402527.ht...

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28). Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице. Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы. Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога. Преподобный Иоанн Лествичник «Как преклонить на милость Господа? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость». Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», – взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст , – которая из благого сердца исходит». О молитве Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

http://pravoslavie.ru/1621.html

« Церковь , – говорит митрополит Макарий (Булгаков) , – прияв эту истину от Бога и желая напечатлеть ее в своих чадах, с самого начала постоянно преподавала ее в общественных образцах веры…» 6 Творение – дело Пресвятой Троицы. Некоторые, недостаточно ясные, или, как обычно выражаются православные экзегеты, прикровенные указания на участие всех Лиц Святой Троицы в деле творения находятся в Ветхом Завете, но совершенно ясно эта истина выражена только в откровении Нового Завета. Из ветхозаветных текстов внимание святителя Василия Великого привлек к себе в этом отношении следующий: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32, 6 ). Объясняя эти слова Псалмопевца, святитель Василий говорит об участии в творении Святого Духа, Которого наравне с Сыном уподобляет руке, чрез которую Бог производил Свое творение 7 .   Сходную с этим мысль высказывает святой Ириней, епископ Лионский: «Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил» 8 . В Новом Завете имеется много мест, говорящих о творческой деятельности всех Лиц Святой Троицы. В частности: а) О Боге Отце апостол Павел пишет коринфянам: «У нас один Бог Отец, из Которого все» ( 1Кор. 8, 6 ). А в 4-й главе книги Деяний апостольских приведены слова молитвы первохристианской общины в связи с запрещением синедрионом проповеди о Христе. В этой молитве начальные слова: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них…» обращены к Богу Отцу, что видно из дальнейшего текста этой молитвы: «ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (см. Деян. 4, 24, 27 ).   б) Об участии в миротворении Сына Божия говорится в следующих текстах: «Все чрез Него (то есть чрез Слово) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Человек, сотворенный по образу Божию, в своей помощнице узнал то святое дыхание, которое одушевляло его самого. Он называет ее именем, подобным собственному имени, которое в нем указывает отца, а в ней мать человечества (евр. иш – иша) и которое внушает ему постановление единственного общественного закона, который он передает своему потомству. “Она будет называться женою, ибо она взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” ( Быт 2:23–24 ). Помощница мужчины создается из части, выделенной из его собственного существа. Она должна восполнить его существование, отныне разделенное между двумя; только с нею человек будет истинным человеком. В мужчине – сила, которая покоряет, в его спутнице – красота, которая привлекает; первому свойственно быть покровителем, второй свойственна привязанность. Оба они вместе должны вникать в Божественный смысл их существования, почитать Того, Который из ничего произвел жизнь, и в Нем любить друг друга. Мужчина будет понимать больше, но женщина будет чувствовать лучше. Оба они вместе составляют одно: Бог отделил часть от мужчины, чтобы теснее соединить его с созданною из этой части женщиной; обе жизни их Он одушевил одним и тем же дыханием, обоих их Он создал для одной и той же цели; в теснейшем их единении, в нерасторжимости их союза, доходящей до отождествления их обоих в одной плоти, Он положил основание семьи и будущего общества Мы не можем сомневаться в том, что жизнь первых мужа и жены в состоянии невинности была полна блаженства и счастья и между ними было полное согласие. Это счастье возбудило ненависть того, кто сделался неспособен любить и для которого ненависть составляет теперь существенную особенность его характера и служит началом всей его деятельности, – ненависть сатаны. Он отравляет это счастье прежде всего внушением им нечестивого сомнения о настоящем их положении. “Подлинно ли, – говорит он жене, – сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в саду” ( Быт 3:1 )? Когда жена отвечает ему, что это неправда, что только к одному дереву Бог запретил прикасаться под опасением смерти, диавол старается внушить ей положительное неверие к заповеди Божией. “Нет, не умрете, – продолжает он лукаво уверять жену, – но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их , откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло” ( Быт 3:4–5 ). Теперь он уже возбуждает в жене гибельное честолюбие равенства с Богом. Мужчина и женщина созданы как с физическими, так и с духовными стремлениями Удовлетворение этим стремлениям указано им в их Творце: следуя этим путем, они шли по пути добра. Но на этом пути их разумение имело пределы и никогда не дерзало равняться с разумением Божественным. Диавол пользуется естественным стремлением жены к разумению, но только указывает другой путь и средство к его удовлетворению: в нарушении заповеди Божией; на этом пути он обещает ей разумение, равное Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenshi...

Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат Колоссянам Тихик (см. Деян 20:4 ) и Онисим, житель Колосс, приходивший в Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить Колоссянам и о всем «здешнем», т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем «утешать» Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в вере (Онисим был только недавно обращен). Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), Кол.4:11 .  также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Кол.4:12 .  Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Кол.4:13 .  Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. Кол.4:14 .  Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 20:4 ), от Марка, племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности – см. Деян 15:37, 38 ), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста ( Деян 1:23 ). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут приветствия от христиан из язычников – именно от Епафраса (ср. Кол.1 ), который так любит своих сограждан – Колоссян, что постоянно молится о их нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине открытой им воли Божией – по-русски: «исполнены всем, что угодно Богу») – И заботу – это слово лишнее: в греч. находится только одно слово ζλος – ревность. – О «Луке» – см. введение в Ев. от Луки. – «Димас» – вероятно, сокращение имени Димитрий (см. о нем 2Тим 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исаия естественно желал исправить нравы народа, вразумить его и укрепить в добрых наклонностях. Но быть общественным деятелем, а тем более всенародным обличителем и учителем нельзя, не имея на то права. И вот Господь действительно призывает Исаию и посвящает его на великое и трудное пророческое служение в тот год, когда умер иудейский царь Озия (в 758-й год до Р.Х.). Исаия удостоился откровения божественного в высочайшей степени. Он видел Господа. Это видение не только возвышенное и сосредоточенное духовное состояние, когда внешние чувства прекращают свою обыкновенную деятельность восприятия, не только состояние напряженного внимания, когда вдохновенная мысль невольно облекается в слово и воспринимается так отчетливо, как бы звуки, произнесенные отвне, видение Исаии было таким состоянием восхищенного духа, когда он духовный образ Самого Бога созерцал так живо и отчетливо, как облик внешнего вещественного предмета, как телесное лицо царя, обыкновенно подлежащее восприятию зрения. Господу благоугодно было принять на Себя некий неизреченный образ царя и в таком виде открыть Себя своему избранному слуге – Исаии. Пророк видит Господа, как царя, сидящим на престоле. В древности и обыкновенные цари восседали на высоких и великолепных престолах. Так, Соломон, но свидетельству 2 книги Паралипоминон, сделал «большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом, и шесть ступеней к престолу и золотое подножие, к престолу приделанное, и локотники по обе стороны у места сиденья, и двух львов, стоящих возле локотников, и еще двенадцать львов, стоящих там на шести ступенях, по обе стороны. Не бывало такого престола ни в одном царстве» ( 2Пар.9:17–19 ). По свидетельству ассирийских памятников, если не такой великолепный, то также возвышенный престол был у царя Сеннахерима (Шрадер). Подобно тому, Исаия, предстоя Царю-Господу, видит Его сидящим на престоле не только высоком, но и превознесенном: величие престола соответствует и величию царя; а высоте царского достоинства Господа – высота Его трона (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В Священном Писании содержатся многочисленные увещания к исканию мудрости и ведения, к познанию истины. «Ходите путем разума», говорит Премудрый ( Притч.9:6 ). «Примите учение мое. Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с ней. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него ( Притч.8:10–11 ; Притч.33 ). Истину стяжи и не отрини мудрости, и учения и разума ( Притч.23:23 ). Подвизайся за истину до смерти и Господь Бог поборет за тебя» ( Сир.4:32 ). «Исследуйте Писания» ( Ин.5:39 ), сказал Христос Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ). В другой раз Господь сказал Своим ученикам: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Св. апостол Павел пишет Тимофею: «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая и себя спасешь, и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Юноши предостерегаются от лености и нерадения в учении указанием на печальные последствия такого нерадения. «Уклоняющийся от учения впадет в беды», говорит Премудрый ( Притч.17:16 ). Указывается на любовь к родителям, как на одно из сильных побуждений для детей употреблять все усилия, чтобы оправдать надежды и заботы первых о доставлении последним образования. При этом напоминается, что нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. Говорится в Писании: «сын мудрый радует отца, а сын глупый, – огорчение для его матери ( Притч.10:1 ). Родил кто глупого, – себе на горе и отец глупого не порадуется. Глупый сын, – досада отцу своему и огорчение для матери своей» ( Притч.17:21–25 ). He менее сильное побуждение для учащихся, прилагать должные старания к развитию своего ума и обогащению его познаниями, заключается в том важном значении, какое имеет образование для службы государственной и вообще для деятельности общественной. «Благоволение царя, – к слуге разумному, а гнев его, – против того, кто позорит его», говорит Премудрый ( Притч.14:35 ). «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми» ( Еккл.9:17 ). «Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении» ( Притч.12:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010