Случай, показывающий, с какою строгостию относился Филарет к самым, по-видимому, незначительным отступлениям в церковной обрядности. Разрешенному Нектарию приказано было жить на Богоявленском подворье впредь до назначения ему кафедры, и он оставался в Москве до смерти Вологодского архиепископа Корнилия (17 марта 1625 г.), когда вновь занял свою прежнюю кафедру, на которой и скончался (3 июня 1626 г.). Митрополит Иона, осудивший некогда Нектария, был свидетелем его оправдания на Соборе и просил прощения у патриарха и у самого Нектария . Вот за такие-то и, может быть, другие подобные поступки митрополит Иона и должен был наконец расплатиться потерею своей кафедры. Божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша», и таким образом положили начало знаменитой впоследствии Типографской библиотеке . При Филарете Никитиче вышло из Московской типографии больше книг, нежели сколько было напечатано их во все предшествовавшее время от ее начала. Изданы были все двенадцать Миней месячных, печатание их продолжалось одиннадцать лет: книги за сентябрь и октябрь вышли в 1619 г. 327, 330, 333, 336, 338, 340], а книга за август в 1630 г. 344, 346, 348, 350]. Служебник издавался шесть раз (1620, 1623, 1627, 1630, 1632, 1633) 504–506]. Часослов — пять раз (1628, 1631 — дважды, 1632, 1633) 622–625]. По четыре раза изданы были Апостол (1621, 1623, 1631, 1633) 118, 120, 121], Требник (1623, 1625, 1633 — дважды) 543, 545, 546] и Минея общая (1623, 1626, 1629, 1632) 311, 313, 314]. По три раза — Евангелие (1627, 1628, 1633) Псалтирь (1620, 1624, 1632) 427, 432], Псалтирь следованная (1626, 1628, 1632) Устав церковный (1631, 1633 — дважды) Триодь постная (1621, 1628, 1630) 571, 572]. По два раза — Триодь цветная (1621, 1630) 581], Шестоднев (1625, 1626) 639], Евангелие учительное (1629, 1633) 206]. По одному разу — Октоих (1631) и Каноник (1631) Все эти книги печатались по благословению святейшего патриарха Филарета. В послесловиях многих из них сказано, что они и свидетельствованы были самим же Филаретом .

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, и потому Общая Минея составляет как бы другую часть Анфологиона. Общая Минея Общая Минея содержит в себе последования для подвижных и неподвижных дней круга годичного с такими изменяемыми молитвословиями, которые Святая Церковь назначила всем вообще святым известного лика, или чина: иначе сказать, в Общей Минее содержатся последования с общими молитвословиями для всех святых одного лика. (Α=ννυμοι) 238 . Итак, Общая Минея отличается от Месячной тем, что: а) содержит молитвы не каждому святому особые, но общие многим святым; б) заключает в себе последований менее, нежели Месячная Минея. А так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых некоторого лика есть два последования общих: одно последование на тот день, когда воспоминается один святой, другое – когда воспоминаются два или многие святые того же лика. Так, есть,службы: а) апостолу и апостолам, б) святителю и святителям, в) преподобному и преподобным, г) мученику и мученикам, д) священномученику и священномученикам, е) преиодобномученику и преподобномученикам, ж) мученице и мученицам, з) преподобной жене и преподобным женам. Кроме последований святым, в Общей Минее находятся общие последования праздникам Господним, Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам. Исчисленные последования Господних, Богородичных и других праздников по содержанию суть общие; посему они могут быть петы во всякий праздник Господний, Богородице и т. д. В Церкви Общая Минея имеет двоякое употребление. Во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым или вовсе нет последований в Месячной Минее, или хотя и есть, но они не заключают в себе всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении службы, например – храмовому святому. Во-вторых, в бедных церквах и где служба бывает лишь в праздники – Общая Минея заменяет собою недостаток других богослужебных книг и, главным образом, заменяет Месячную Минею. Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большею частью словами «святаго», «праздника», например «стихиры святаго», «стихиры праздника», так что в Месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие для себя молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Песнопения воскресные, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например «дневными» («дне»), «воскресными», «гласа» и т. п. Минея праздничная. В книге, называемой Анфологион, Анфологий, Трефологион, Трефологий, Цветослов, Минея цветная, Минея праздничная, содержатся избранные из Миней месячных последования на праздники Господни, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью. Между последованиями Минеи праздничной находятся и такие, которые принадлежат святым, не имеющим в Месяцеслове Типикона праздничного знака, но служба которым правится в одни числа с предпразднствами и попразднствами неподвижных праздников. Иногда печаталось также последование святому, воспоминаемому и не в дни предпразднства, именно святому праведному Иову – 6 мая. Минея праздничная назначена для употребления в случаях, когда есть Минея общая, но нет месячных, и потому Минея общая составляет как бы вторую часть праздничной. Минея общая. Минея общая содержит службы, или последования, для подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Церковь назначила всем вообще святым того или иного лика. Так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых каждого лика есть два общих последования: для одного святого и для двух или многих святых того же лика. Так, есть службы апостолу и апостолам и т. д. В Минее общей находятся также общие последования на праздники Богородичные, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам, воскресная служба Октоиха 6-го гласа и Служба Пасхи. Минея общая необходима и при наличии Миней месячных, когда требуется совершить службу святому, которому или совсем нет последования в Минеях месячных, или, хотя оно и есть, но не заключает всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении богослужения, например храмовому святому. Кроме того, Минея общая может восполнять недостаток других богослужебных книг, главным образом Миней месячных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение богослужебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа. Обратимся к следующей богослужебной книге, которая называется Минея. Это название происходит от греческого слова mhn – месяц. Минеи бывают разные. Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Богородичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год, как вы знаете, начинается у нас 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому, это церковное новолетие. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых; это довольно удобно. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы. Минея общая – довольно интересная богослужебная книга. Основное содержание Минеи общей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Что такое лик святых? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Как на иконе Покрова: лик пророков, лик святителей, лик мучеников. Минея общая построена по типу службы святому, но имя святого не указано. Службы называются так: служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам; преподобному, преподобным; преподобномученику, священномученику, исповеднику, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим. Справедливости ради скажем, что в Минее общей есть и господская служба – служба Господу общая и служба Богородице общая. Так что, если мы окажемся в храме, где будет только Минея общая, можно совершить замену воскресной службы и службы любого праздника, потому что у нас есть некий общий текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

292. Минея Общая с дополнениями, в четвертку, 190 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–10 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Живоначалныя Троицы что в Перебатине». Состав: кроме служб общих святым (1–94), в рукописи находятся службы следующим Господским и Богородичным праздникам и избранным святым: 1) архистратигу Михаилу – 6 сентября (125–139), 2) Рождеству Богородицы (130–134 об.), 3) Воздвижению животворящаго Креста (134 об.–140 об.), 4) Зачатию Иоанна Предтечи – 23 сентября (140 об.–144 об.), 5) Покрову Богородицы (144 об.–151), 6) Димитрию Селунскому (151–156), 7) Введению Богородицы (156–161 об.), 8) Николаю чудотворцу (161 об.–172 об.), 9) Рождеству Христову (172 об.–179), 10) Богоявлению (179–185) и 10) Сретению Господню (185–190). На 108–125 л.л. избранные псалмы с величаниями. 293. Минея Общая , в четвертку, без начала и конца, 143 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. 95 л. порван с ущербом для текста. Рукопись начинается службою (без начала) апостолу единому, а оканчивается службою (без конца) Господским праздникам, которая следует за службою исповеднику. 294. Минея Общая , в четвертку, неполная, 130 лл., полууставом XVI в., в дощатом с остатками кожи переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 24, 25, 31, 50, 51, 62, 65–68, 98. На л. 130 об. послесловие полууставом: «Лета 7022 (1514) списана бысть (с)еа Минеа Общая многогрешною десницею Ивашком Володимеров …» «… Бога деля собою исправливайте, а не клените в миру живучи и з другом и з суседом пром....» На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви пророка Илии что на Устюге». За службами общими святым следуют: 1) светильны «чрез всю седмицу» (104–107); 2) апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (107–117 об.); 3) апостольския и евангельския чтения в службах восьми гласов (118–130 об.). 295. Минея Общая , в четвертку, 126 лл., полууставом конца XVI в., в дощатом переплете. На полях листов 1–42 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая Борисоглебской пустыни на острову Казерском, подписал сию книгу вышеозначенной пустыни многогрешный строитель иеромонах Аарон 1756 года марта 25 дня». За службами следуют: 1) «многомилостивое» (96–120 об.) и 2) канон Ангелу хранителю (120 об.–126 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, и потому Общая Минея составляет как бы другую часть Анфологиона. Общая Минея Общая Минея содержит в себе службы, иначе последования, для подвижных и неподвижных дней круга годичного с такими изменяемыми молитвословиями, которые святая Церковь назначила всем вообще святым известного лика, иначе сказать: в Общей Минее содержатся последования с общими молитвословиями для всех святых одного лика. И так, Общая Минея отличается от Месячной тем, что: а) содержит молитвы не каждому святому особые, но общие многим святым; б) заключает в себя последований менее, нежели Месячная Минея. A так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых некоторого лика есть два последования общих: одно последование на тот день, когда воспоминается один святой, другое – когда воспоминаются два или многие святые того же лика. Так, есть службы: а) Апостолу и Апостолам, б) Святителю и Святителям, в) Преподобному и Преподобным, г) Мученику и Мученикам, д) Священномученику и Священномученикам, е) Преподобномученику и Преподобномученикам, ж) Мученице и Мученицам, з) Преподобной жене и Преподобным женам. Кроме последований святым в Общей Минее находятся общие последования праздникам Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам, также воскресная служба Октоиха, 6-го гласа, и дня Пасхи. Исчисленные последования Господних, Богородичных и других праздников по содержанию суть общие; посему они могут быть петы во всякий праздник Богородицы и т. д. В церкви Общая Минея имеет двоякое употребление. Во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым или вовсе нет последований в Месячной Минее, или хотя и есть, но они не заключают в себе всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении службы, например – храмовому святому. Во-вторых, в бедных церквях и где служба бывает лишь в праздники – Общая Минея заменяет собою недостаток других богослужебных книг, и, главным образом, заменяет Месячную Минею. Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

296. Минея Общая , в восьмушку, без конца, 568 л.л., полууставом конца XVI в., в порванном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 11–13. На 1–2 листах оглавление. На полях внизу листов 18–21 приписка позднею скорописыо: «Архангельской церкви что в Коробове». 297. Минея Общая , в четвертку, без конца, 410 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без нижней доски); 1–3 листы писаны в конце XVII в. Порваны с ущербом для текста листы: 11, 32, 33, 95 и 115. На полях внизу листов 114 приписка: «Сия книга Минея Общая Вологодс уезда от церкви великомученика Георгия что в Заднем селе». 298. Минея Общая , в четвертку, неполная, 256 лл., полууставом разных почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 14–23 приписка: «Сия книга глаголемая Минея святаго Прилуц монастыря села». Состав: 1) службы Общей Минеи (1–119 об.); 2) паремии пророку Илии (119 об.–129); последования царских часов: в навечерия: 3) Рождества Христова (130–151 об.); 4) Богоявления (152–171 об.) и 5) в великую пятницу (172–210 об.); каноны: 6) Ангелу хранителю (211–216 об.); 7) на плач Богородицы (216 об.–223); 8) на Боготелесное погребение (223–232); 9) на исход души, Андрея Критского , только начало (232 об.–233); 10) коленопреклонныя молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы (234–249 об.); 11) отпусты на каждый день седмицы и праздничные (250–255); 12) молитва Святому Духу патриарха Филофея, без конца (255 об.–256). 299. Минея Общая , в четвертку, без конца, 310 л.л., полууставом XVII в., в дощатом с остатками кожи переплете. На полях внизу листов 1–16 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы»; 2) полууставом: «Сию книгу Общую Минею продал в дом Воскресенью Христову Глушиц монастыря вотчины Леонтьевской поп Денис Иванов взял денег двацать пять алтын а купил староста церковный Филимон Дмитреев Билнивской а подписал сам своей рукою». Рукопись имеет следующее заглавие: «Последование Мении по уставу Иерусалимского святаго и преподобного отца нашего Саввы Освященного, избрание в всегодище празднуемым святым, которому по полиелеосе или бесполиелеоса». На лл. 310–310 об. Поучение о троичном пении, без конца. Начало: «Верующе в Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа в единици и разумевающим Божественная писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое – когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика. Общая Минея содержит следующие службы: У нас в церквях общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить её со всенощным бдением, например – Храмовому святому. 3.3. Праздничная Минея (Анфологион) Книга Праздничная Минея называется Анфологион (с греческого – «цветослов»). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники – великие, средние и малые. Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам. 3.4. Дополнительная Минея Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX – начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы: В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения. Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась мно-гими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в «Журнале Московской Патриархии». Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в первую неделю Петрова поста), служба святителю Московскому Ермогену, служба святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому и др. Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Ныне силы небесныя... др. Ирмологион. 4. Песнопения воскресной полунощницы. Октоих. Примеч. Эти троичны печатаются и в Часосл. в Послед. воскр. полунощн. ч. 1, л. 374 Типикон. Общая Минея. След. Псалтирь. 5. Утренние песнопения. Бог Господь... со стихами. Ирмологион. Троичны песни, поемые после «аллилуиа» во св. Четыредесятницу и другие посты, 8 гласов, напр., 1 гл.: Плотскими образовании..., 2 гл.: Вышния силы подражающе... и др. Типикон. Октоих. Триодь Постная Ирмологион. 123 на об. След. Псалтирь. Послед. Утрени. Седальны Октоиха, поемые после первой рядовой кафизмы во св. Четыредесятницу. Триодь Постная Величания после полиелейных псалмов и избранные стихи из псалмов Давидовых. Ирмологион. След. Псалтирь. Воскресные тропари, поемые по непорочнах: Ангельский собор удивися... с припевом: Благословен еси, Господи... Общая Минея. 231 на об. Октоих. 375 на об. Ирмологион. 150 на об. Часослов. Тропари, поемые по непорочнах при субботнем заупокойном богослужении: Святых лик обрете..., с припевом: Благословен еси, Господи... Общая Минея. Ирмологион. Часослов. След. Псалтирь. Воскресные утренние степенны 8 гласов, напр., 1 гл.: Внегда скорбети ми... и т. д. Ирмологион. Воскресные прокимны, поемые на утрени пред евангелием, 8 гласов, напр., 1 гл.: Ныне воскресну, глаголет Господь..., 2 гл.: Востани, Господи... и т.д. Типикон. Служебник. Ирмологион. 151 на об. Утренние прокимны на некоторые числа в году, напр, на 8 сентября: Помяну имя твое... и др. Служебник. Общие утренние прокимны: – праздникам господским: Господи, во свете лица твоего... Общая Минея. 3 на об. – праздникам богородичным: Помяну имя твое... Общая Минея. Типикон. Служебник. – честному кресту: Видеша вси концы... Общая Минея. 16 на об. – ангелам: Творяй ангелы... – Предтече:.И ты, отроча, пророк Вышняго... – пророку: Ты иерей во век... 41 на об. – апостолу: Во всю землю изыде... – апостолам – тот же. – святителю: Уста моя возглаголют премудрость... 58 на об. – святителям: Честна пред Господем... 63 на об. – преподобному: Честна пред Господем...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010