– Во всяком случае вопрос этот имеет значение уже второстепенное. Г. Минея общая 1694 года. Д. Требник 1702 года. Е. Триодь Цветная 1682 года. Не будем ширить речей о всех этих изданиях, по указанию профессора Титова, руководимому книжными церковными описями, якобы вышедших из Львовской братской типографии. Считаем достаточным ограничиться следующими замечаниями, основанными на документальных данных. Минеи общей Братство вовсе не издавало, хотя в 1636 году об издании её и поднималась речь (Арх. Юго- Зап. Рос., ч. I, т. XII, 129). С августа 1692 года по 16 марта 1694 г. братская типография занята была исключительно работой над Амфологионом (ibid. стр. 366– 367, 398–401), по напечатании которого приступлено было к изданию Требников вышедших в 1695 году, причем расходы по изданию означенных книг записаны в братские записи даже с подробностями. В август 1701 года типографом Василием Ставницким заключено было условие с Братством об издании Служебника (не он ли смешен с Требником (?). Начатый после того печатанием, он окончен был около половины 1702 года, после чего Братством приступлено было к изданию Псалтири (Арх. Юго-Зап. Рос. ч. I, т. XII, 413–415). Триодь Цветная „первое издадеся” Львовским братством в 1663 году; „издадеся второе” в 1688 году. Ставить между этими изданиями. какое-либо иное издание означенной книги – оснований не имеется.   Таким образом, из многочисленных указаний профессора Титова на издание книг, якобы вышедших из Львовской братской типографии, но г. Крыловским в свой каталог не занесенных, ни одно не находит для себя фактических научных оправданий. Все „восполнения” профессора к означенному каталогу суть плоды недоразумений, происшедших от причин указанных выше. Считаем нужным сказать несколько слов и относительно утверждения профессора Титова, что показаниям, находящимся в некоторых старопечатных книгах о выходе их в свет теми или иными (по счету) изданиями, особенно доверять не следует. Мы, напротив, думаем, что означенные показания должны служить для библиографов путеводной звездой при их работах (Разумеется, не без критического отношения к делу: иногда книги под одними о теми же названиями, но при значительном измененном составе начинали новый счет изданий; см., например, в Киево-Печерской типографии изданное Евангелие 1713 года, которое „первое сицевым составлением издадеся”).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

[Глава 22] Служба обща преподобней жене единей Вечера, на Господи воззвах, стихиры, глас 8. Подобен: Мученицы Твои Господи: В болезнех постнических терпящи, прияла еси благодать, душевныя и телесныя болезни очищати, мати честная, имярек, и нечистыя духи прогоняти духом, и всем скорбящым предстательствовати, темже твоими молитвами, проси исцеления всем, и велия милости. Рака мощей твоих слепым прозрение источает, и всем болящым исцеление, приходящым верою, и просящым посещения твоего мати преподобная и досточудная, имярек: темже твоими молитвами испроси нам велию милость. Милование стяжала еси ко искреннему, веру же православную, и любовь яже к Богу, Богоблаженная честная, имярек: сего ради Божия благодать духовная, в тебе мати преподобная, препочила есть. Темже твоими молитвами сохрани верою блажащыя тя. Слава, и ныне, Богородичен: Тя молим Пречистая, предстательницу нашу, одержимии в печалех, не презри до конца погибнути рабом Твоим: но ускори изъяти нас от настоящаго гнева и скорби, о Боговместимая пресвятая чистая! Ты бо еси нам стена и помощь непоборима. Крестобогородичен: Тя видящи пригвождаема на Кресте, Иисусе, и страсти приемлюща волею, Дева и Мати Твоя Владыко, увы Мне, вопияше, Чадо сладкое: язвы неправедно како терпиши Врачу исцеливый человеческое неможение, и от тли вся избавивый благоутробием Твоим. Аще имать самогласен. Слава, глас 2. Душевная ловления, и страсти плотския, мечем воздержания посекла еси, и мысленная согрешения молчанием поста удавила еси, и струями слез твоих пустыню всю напоила еси, и прозябла еси нам покаяния плоды: темже твою память преподобная, празднуем. И ныне, Богородичен: Спаси от бед рабы Твоя Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Крестобогородичен. Подобен: Егда от древа: Егда нескверная Агница виде своего Агнца, на заколение яко человека волею влекома, рыдающи глаголаше: безчадствовати Мя ныне тщишися Христе, Тебе рождшую, что сие сотворил еси, Избавителю всяческих, обаче воспеваю и славлю Твою, юже паче ума и слова благость, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но, кажется, я вам говаривал, что о таком предмете лучше бы не в письме говорить, а в записке на особом листке. Я утвердил бы записку и она была бы оправданием дела. О запрещенных книгах можете сказать полиции посада. Но что будет: запретят продажу, или возьмут деньги за молчание о ней? Запретят «Краткий способ молиться», сочинение г-жи Гион, но запретят ли книги развратные и развращающие? – Надобно нам по долгу и возможности убеждать людей, чтобы черпали из обильных чистых источников православия и святыни и не простирали почерпала в кладенцы мутные, или со вредом, или по крайней мере без нужды и с опасностью вреда. Разрешил я прислать вещи назначаемые для восточных патриархов. По почте посылать, думаю, нельзя и неудобно. Изыщите верный способ и уложите безопасно. Митру вашу я не назначил потому, что выписывают митры из Черниговской архиерейской ризницы, где, говорят, их много. Но если хотите, можете прислать. Может быть, Бог устроит приятие от вашего усердия. Мир вам и братии. Ноября 26-го 1838. Доведите до сведения графини Варвары Александровны, что я теперь вспомнил приближающийся день Ангела ее и усердно призываю ей благословение Божие. Письмо 214 Благодарю, о. наместник, вас и братию за благословение добрым словом и Святою иконою, которую я получил благовременно. Скажите мою благодарность о. архимандриту Паисию. Всех вас поздравляю с наступающим праздником. Да услышат души ваши ангелопесненную славу в вышних Богу и да приимут сердца ваши мир Господень и да сохранят его. Кончина Стефана Артемьева говорит нам: не весте, когда Господь приидет или призовет. Но можно уповать, что Господь призвал его в покой свой. Да будет, Господи! Учение грамоте по церковным книгам, без сомнения, пришло к нам из Греции. Думаю, и везде в христианстве так было прежде. Жаль, что суетный век не понял важности сего и сбился с сего пути так, что теперь трудно возвратить от глупых распутий тех, которые более других имеют притязания на просвещение. Не от невнимания происходит то, что не составлено особой службы Святителю Митрофану, а от того, что желали собрать более сведении о его житии, потому что если написать службу в общих только выражениях, то это будет та же общая минея.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

б) «Владыко Господи Боже силам, иже в триех сьставех...». в) «Господи Боже Въседръжителю, възводяй облакы...» .– ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник 1457 г., лл. 125–127. Молитвы (б–в) напечатаны по Служебнику патриарха Евфимия, см.: Качановский. –«Вестник славянства», 1889, т. IV, стр. 122–124; Сырку, I, стр. 86–88. 3. На поганыя. «Δσποτα κριε Θες ημν, αοψας ρρητω Λγω. . .». – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), Сборник, XIV в., лл. 32 об.–33 об.; Дмитриевский , стр. 290. «Владыко Господи Боже наш, иже премудрости неизреченным словом...». – 1 ) ГБЛ, ТСЛ, 253, Канонник, кон. XIV в., лл. 242 об.–243 об.; 2) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, поел. четв. XV в., лл. 280–283 об.; 3) ГИМ, Синод., 354 (618), Служебник, XVI в., лл. 265 об.– 270. 4. При вступлении на Ираклийскую митрополичью кафедру. «Δσποτα κριε ησο Χρατε, Θες μν, πσης ρατης. . . ». – ГИМ, Синод, греч., 431 (349), Сборник, XIV в., л. 42 об.; Сырку, I, стр. XXXIII–XXXIV. «Владыко Господи Боже наш, иже всея твари, видимыя и разумеваемыа, содетель...». – ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., л. 276 об. (под названием: «Молитва благодаръствена, вкупе и молебна, повнегда предстати [I] смертной язве, литии бывши, общему поминанию о всех усопьших, яже и прочтена бысть на конци таковаго поминаниа»). Напечатана (в ином переводе) по Служебнику патриарха Евфимия Тырновского в кн.: Сырку, I, стр. 81–82. 5. О избавлении пленных. «Παρθνε δσποινα Θεοτκε, τν μονογεν...». – ГИМ, Синод, греч., 431 (439), Сборник, XIV в., лл. 31–32; Дмитриевский , стр. 288–289. «Дево Владычице Богородице, иже единородного...». – 1) ГИМ, Синод., 534 (618), Служебник, XIV в., лл. 270 об.–278 (под названием: «Молитва молебна к пресвятей Владычици Богородицы в литию и молебен»); 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 77 об.–79 (под названием: «Священнаго архиепископа Костантиняграда кирь Филофиа молитва к святей Владычици Богородици, изложена внезапу, а не преж во уме изображена, при новоявленых тое чюдесех, по запалени(и) Ираклия явившихся»), лл. 274 об.–276; 3) ГИМ, Синод., 370 (271), Служебник, 1665 г., лл. 203– 205 (под названием: «Молитва к пресвятей Богородицы о нашествии ратник и пленных избавлении»).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

С момента возникновения и до кон. XI в. древнерус. певч. традиция была только устной; в значительной мере такой способ передачи как самого мелоса, так и законов певч. мастерства благодаря особенностям знаменной нотации сохранялся и впосл., особенно в XII - 1-й пол. XV в. Древнейшая нотированная рукопись, содержащая песнопения З. р.,- Типографский устав с Кондакарем (рубеж XI и XII вв.; тогда же был переписан фрагментарно сохранившийся минейный Стихирарь - БАН. 4.9.13). Лишь с рубежа XI и XII вв. можно говорить о З. р. в строгом значении этого термина, т. е. о текстах песнопений, записанных знаменами («знаменованных»). Ранее в богослужебные книги иногда вносились только начертания отдельных мелизматических формул - фиты (т. н. фитная нотация), к-рые обозначали более или менее протяженные мелодические обороты, также воспроизводившиеся по памяти (см.: новгородские служебные Минеи 1095-1097 гг.- РГАДА. Тип. 84, 89, 91; Путятина Минея XI в.- РНБ. Соф. 202; Цветная Триодь XI/XII в.- РГАДА. Тип. 138 и др.). Большая часть дошедших до нас списков гимнографических книг XI-XIV вв.- Миней, Триодей и разновидностей Октоиха - содержит ненотированные тексты, к-рые распевались либо на основе комплекса существующих типовых мелодических моделей - самоподобнов (в древнерус. традиции называются подобнами ), обширная подборка к-рых содержится в певч. приложении Типографского устава, либо при индивидуальном комбинировании формул в самогласнах , которые первоначально запоминали в процессе обучения наряду с подобнами. Преимущественно устный способ усвоения и распространения визант. церковного пения оказал существенное влияние на формировавшийся мелос З. р. и особенности его дальнейшего развития. Фундаментом для него, насколько можно судить по поддающимся достоверной реконструкции более поздним певч. формам, стало восприятие тетрахордной звукорядной системы, принципов ладовой организации и формульной структуры ( осмогласие ), а также ладово-мелодическая основа визант. монодии. Специфика бытования, общая для всех древних певч. культур, обусловила возможность вариативного мелодического наполнения устойчивых ладово-ритмических структур, видоизменения формул и даже интонационного контура песнопений, переинтонирования текстов в условиях восточнослав. интонационности. Одновременно устная традиция, заучивание напевов на память способствовали длительному сохранению визант. основы песнопений, которая просматривается в большей или меньшей степени как в графике нотированных текстов, так и в мелосе знаменных песнопений вплоть до совр. печатных изданий. Появление нотации идеографического типа, фиксировавшей лишь самую общую певч. информацию, хотя и вносило большую стабильность в распев текстов, но вместе с тем оставляло значительные возможности для мелодической вариантности.

http://pravenc.ru/text/199937.html

В каждом виде этих служб находятся свои неизменяемые, постоянные молитвословия. Поэтому неизменяемые молитвословия находятся одни – во всех видах службы, другие – только в одном виде ее. Например, псалом «Господи воззвах» содержится на всех вечернях – на малой, вседневной и великой; великая ектения бывает на всех утренях. Иные же неизменяемые молитвословия бывают только на одном виде известной службы. Например, только на великой вечерне бывает вход и после входа ектения «Помилуй нас, Боже». Пение полиелея бывает на той лишь утрени, на которой положено чтение Евангелия. Сообразно указанному составу девяти вседневных служб, сами молитвословия изложены в богослужебных книгах. Одни богослужебные книги содержат молитвословия для общественного богослужения, которое совершается повседневно в храме по указанию церковного устава (Типикона), который для всех дней в году назначает службы и молитвословия для них и время совершения их. Другие богослужебные книги заключают в себе молитвословия для частного богослужения (для треб), которое совершается по требованию, нужде одного или нескольких лиц и в такое время, какое указывается большей частью обстоятельствами их жизни. Третьи богослужебные книги содержат молитвословия и чтения для того и другого богослужения. Для совершения частного богослужения менее, чем для общественного, требуется богослужебных книг. Главная книга для частного богослужения – Требник 3 , в ней подряд изложено почти все, что произносят на службе иерей, диакон и чтец. Например, при совершении таинств крещения, миропомазания, брака и т.д. по одной и той же книге – Требнику – иерей читает молитвы, диакон произносит ектений, а чтец поет песнопения. Для общественного богослужения находится более книг, именно: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Общая, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологион, Типикон. Служебник и Часослов – обе книги заключают в себе чины последования и сами службы общественного богослужения с теми молитвословиями, которые постоянно или чаще других читаются или поются при общественном богослужении круга суточного, в обеих этих книгах заключаются непеременяемые, постоянные молитвы всех служб ежедневного общественного богослужения – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ко 2-й редакции относятся 2 списка: при Торжественнике минейном и триодном (РГБ. Чув. 1 (14). Л. 504 об.- 506 об., 508-511, 512-518, 519-524 об., 3-я четв. XV в.), при Минее общей (ИРЛИ. Древл. Керженское собр. 101. Л. 1-5, 7-17, 19-29, 30-35, сер.- 3-я четв. XV в.). К 3-й редакции относятся список в составе Сборника богослужебного с уставными чтениями («Минея общая») (РГБ. МДА. Фунд. 77. Л. 218 об.- 219, 220-223, 224-225 об., посл. четв. XV в.) и непосредственная копия с него в Сборнике уставных чтений (РГБ. Троиц. Фунд. 804, 3-я четв. XVI в.). Исходно цикл сочинений Г. Ф. представлял собой поучения для седмичного круга богослужения. Основная его тематика определяется сложившейся к тому времени в Византии традицией, согласно к-рой каждый из дней недели посвящен определенному святому (либо лику святых) или событию христ. истории (см.: Крашенинникова О. А. Октоих и Параклит: (К истории 2 названий одной литург. книги)//ГДРЛ. М., 1994. Сб. 6. Ч. 2. С. 398-406; она же. К истории формирования седмичных памятей Октоиха//БТ. 1996. Сб. 32. С. 260-268). Соответственно поучение в воскресенье («неделю») посвящено Воскресению Христову, в понедельник - бесплотным Небесным силам (ангелам), во вторник - св. Иоанну Предтече, в среду - Богоматери, в четверг - апостолам, в пятницу - Кресту, в субботу - поминовению усопших. Помимо заглавной темы, к-рой посвящена начальная часть проповеди, в каждом из поучений (кроме субботнего) разрабатываются и др. вопросы, относящиеся к области веры, к нормам христ. жизни и морали (морально-учительная часть лучше сохранилась в списках 1-й редакции). В воскресном поучении говорится о необходимости для достижения райской жизни веры в посмертное воскресение, в слове в понедельник - о тщете и кратковременности земной жизни, во вторник - о спасительности покаяния, в среду - о супружеской верности и греховности развода и 2-го брака, в четверг - о пьянстве, в пятницу - о грабеже и лихоимстве. Основной лит. прием - риторическая амплификация, Г. Ф. широко использует библейские (прежде всего евангельские) сюжеты и цитаты.

http://pravenc.ru/text/168079.html

Жертву хваления/присно Господеви принося,/священномучениче имярек,/в конец самаго себе/в жертву живу и святу,/благоугодну и совершенну представил еси,/темже ти верно вопием:/благоприятны сотвори молитвы наша//о благостоянии Церкве Русския. Предстателю Церкве Русския,/священномучениче имярек всехвальне,/выну зряй Лице Господа на Небесех,/не презри ни единаго/от малых чад ея,/но радостно покаяние наше приими/и моли присно//сыновом Российским спастися. Слава, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе!/Яко крин посреде терния,/в страданиих за Христа процвел еси, священномучениче имярек,/да не затмится в земли нашей свет Православия/во откровение языком и славу народа Русскаго./И ныне, в селениих райских пребывая,/неувядаемо благоухаеши//вере твоей подражающим. И ныне, глас и подобен тойже: О, преславнаго чудесе!/Небесе и земли Царица,/от святых сродников наших умоляемая,/до ныне землю Русскую покрывает/и лика Своего изображении милостивно обогащает./О Владычице Державная!/Не престани и на будущее время/во утверждение на Руси Православия//милости и чудеса изливати до века. Аминь. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем//смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Римляном, зачало 99. Аллилуия, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Евангелие от Луки, зачало 106. Конец: В терпении вашем стяжите душа ваша. Причастен: В память вечную будет праведник: Молитва О избранниче и угодниче Христов, священномучениче имярек, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: Егда приидеши во славе судити всяческая,/десным овцам сопричти мя, Владыко, грешнаго, Матере Твоея мольбами,/да Тя славлю во веки. Песнь 9 Ирмос: Бога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини ангельстии взирати:/Тобою же, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе,//с Небесными вои Тя ублажаем. Еже по образу и по подобию Божию соблюд невредимо/и страданий Христовых общник быв, имярек досточудне,/сугубым богоплетенным венцем украсился еси./Ныне же молишися сыновом Российским спастися. Сосуд благовонен Слову явился еси,/аще и нищетою вольною и муками уничижен быв,/темже Его моли земли Российския сокрушение исцелити, преподобномучениче имярек блаженне. Мира суетнаго кроме пребывая,/горе зрети навыкл еси, святе,/отнюдуже ти помощь в день лют подаде Христос/и очисти тя, прежде даже не взят отсюду,/Егоже ныне присно прославляеши. Богородичен: Воистину превышши всея твари явилася еси, Владычице,/Бога бо всех плотию родила еси./Темже Тя Предстательницу имамы, и стену тверду, и надежду известну. Светилен: Солнцу ставшу, одоле враги Иисус Навин,/ты же, пред очима твоима выну имея Солнце правды, Христа Бога нашего,/враги видимыя и невидимыя посрамил еси,/воздержанием и вольною смертию плоть духу повинуя,/и Церкве нашея светильник был еси,/преподобномучениче имярек всехвальне. Слава, и ныне, Богородичен: Красен добротами паче сынов человеческих Сын Твой, Дево Чистая, явися,/Егоже умоли разрешение грехов нам дати,/помрачение всякое в земли Российстей потребляющи. На хвалитех стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Ветхую ризу плоти подвиги обновил еси,/плат суров мучения к оной приставив,/мехи новы добродетельми душу соделал еси,/страданий по Христе вино веселием приим,/преподобномучениче имярек,//жертву хваления Богу возсылая. Исповеданием веры истинныя/в земли Российстей возсиял еси,/и правда с Небесе на тую приниче;/Господа в подвизех и мучениих, хваля, призывал еси, страдальче,/Иже от враг видимых и невидимых спасе тя.//Темже ныне тебе ради Бога восхваляем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

акростих (текст издан по новгородскому списку кон. XIV в.: Книга Потребник - Требник. СПб., 1879. (ИздОЛДрП; 53). Л. 156 об.- 163), молитва «На отгнание дух неприязненных», да и сам список канонов Шестоднева служебного. Рукопись украшена в древнейшей части киноварной заставкой тератологического стиля (Л. 1) и рядом контурных (с подкраской и без нее) киноварных инициалов того же стиля, иногда с зооморфными элементами. Полное издание текста Г. к. подготовлено в наст. время проф. Г. Биркфелльнером (Мюнстер, Германия). Изд.: Станчев К. , Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 189-210, сн. 14-24 [л. 241-290 об.- Минея общая]. Лит.: Hanke von Hankenstein J. A. Recension der ältesten Urkunde der slavischen Kirchengeschichte, Litteratur und Sprache: eines pergamenten Codex aus dem VIII. Jh. Bdpst, 1804; Dobrovsky J. Institutiones linguae slavicae dialecti veteris. Vindobonae, 1822. Р. XXVII-XXIX, 679-685; Строев С. М. Описание памятников славяно-рус. лит-ры, хранящихся в публ. б-ках Германии и Франции. СПб., 1841. С. 52-55, 22; Воскресенский Г. А. Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных б-ках. СПб., 1882. С. 36-39. (СбОРЯС; Т. 31, 1); Соболевский А. И. Очерки из истории рус. языка. Ч. 1. К., 1884. С. 18-20, 5; Smal Stockij S. Über den Inhalt des Codex Hankenstejnianus. W., 1886. S. 601-689. (SAWW; 110); Яцимирский А. И. Описание южнослав. и рус. рукописей заграничных б-к. Пг., 1921. С. 87-89. (СбОРЯС; Т. 98, 2); Birkfellner G. Glagolitische und kyrillische Handschriften in Österreich. W., 1975. S. 321-324. (II/141); Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 218-219, 221 (кат. 31); Йовчева М. Солунският Октоих в контекста на южнославянските Октоиси до XIV в. София, 2004. С. 85-188. (КМС; Кн. 16). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства

http://pravenc.ru/text/161653.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010