RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82728.html 25 января 2011 Выступление председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона на XIX Международных Рождественских чтениях Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1392944.html Официальный сайт РПЦ МП Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня Рождественские чтения стали масштабным форумом, который позволяет представителям Церкви и общества обсуждать очень серьезные и значительные проблемы. Дискуссии проходят с участием средств массовой информации и выходом на большую аудиторию. Тема чтений в этом году – " Церковь и государство: соработничество в решении общих задач " – заставляет задуматься об очень многом. С одной стороны, мы можем с уверенностью констатировать, что взаимоотношения между государством и Церковью в России, а также в целом ряде других стран постсоветского пространства развиваются в добром и конструктивном ключе, что благодаря этому предпринимаются совместные усилия, направленные на улучшение жизни людей. В то же время следует признать, что нам предстоит сделать, наверное, гораздо больше, чем уже сделано. Это касается, в частности, той сферы человеческой жизни, которая сопряжена с нравственной проблематикой. Мы должны задуматься о просветительской миссии, которую призвана вести Церковь, о важности ее свидетельства людям о непреходящей правде Божией, о нравственных ценностях. Особое значение нравственная проблематика приобретает сейчас в вопросах семейной этики. В своих выступлениях на этом форуме участники чтений уже касались неблагополучной ситуации, которая складывается в социальной сфере в России и – в той или иной степени – в других государствах ближнего зарубежья. Такая ситуация является прямым следствием разрушения традиционного семейного уклада, которое происходило на протяжении многих последних десятилетий. Если говорить о России, нужно отметить, что первый мощный удар по этому укладу нанесла революция, затем были 70 лет безбожия и далее 20 лет демократии, сопряженной с насаждением в наших странах идеологии потребительского общества. Одним из последствий этого стала страшная статистика, отражающая огромное количество абортов, совершаемых в нашей стране и других странах ближнего зарубежья, – этого узаконенного преступления, которое уносит миллионы жизней.

http://religare.ru/2_82728_1_21.html

     Двадцать лет назад, в марте 1997 г., архимандрит Кирилл (Павлов) благословил выпуск журнала «Покров» и до своей болезни батюшка руководил работой над выпуском издания. Множество других церковных дел, которые пришлось начинать мне и вести, также вдохновил отец Кирилл. Значение, которое эти начинания со временем обрели, можно объяснить только силой благословения и молитвы духовника всея Руси Кирилла (Павлова). О своем духовнике вспоминает игумен Киприан (Ященко). Батюшка Кирилл в моей жизни 20 февраля 2017 г. скончался мой духовник, архимандрит Кирилл (Павлов). Два дня мы прощались, молились, погребали со множеством народа в Троице-Сергиевой Лавре духовника всея Руси архимандрита Кирилла. Тяжести духовной не было. Когда засыпали могилку, все, не сговариваясь, запели Пасхальный канон. Присутствующих объяла тихая, чуть скорбная радость, что батюшка телом своим и душой все-таки прорвался в Лавру – как он и хотел. Теперь можно ежедневно и многократно без всяких препятствий от человеков быть возле батюшки, общаться с ним с надеждой быть услышанным. Если оглядываться назад, то можно сказать, что батюшка Кирилл был для меня истинным духовным отцом, крепким и очень деликатным духовным вождем. Старец определил всю мою жизнь. Неожиданно для меня благословил заниматься наукой и защищать диссертацию, потом – оставить труды в Академии наук и потрудиться на благо Церкви как церковному чиновнику. Благословил помочь в создании системы духовного образования в России – воскресных школ, гимназий, в подготовке педагогов; создать православное педагогическое общество и быть его председателем. Благословил создать Международные Рождественские образовательные чтения и быть их генеральным директором более пяти лет. В эти чудные годы хватало сил по 20 часов в сутки трудиться и молиться. По благословению отца Кирилла уже более 20 лет я преподаю в Московской духовной академии. По его слову 20 лет трудился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете как декан педагогического факультета, заведующий кафедрой. По благословению батюшки возник детский проект кинофестиваля «Лучезарный Ангел» под девизом «Доброе кино возвращается». С легкой руки отца Кирилла получалось все: открывались все двери, даже президентские, патриаршие, епископские. Удалось объездить всю Россию, более полусотни раз быть у Гроба Господня на Святой земле, ежегодно приезжать на Афон.

http://pravoslavie.ru/106972.html

  разделы   рассылка  распечатать Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений 25 января 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XVIII Международных Рождественских чтений в Государственном Кремлевском Дворце. Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно рад приветствовать всех вас – друзей, коллег и соработников на ниве духовного просвещения, которые вновь собрались в этом зале для традиционного обсуждения насущных вопросов образования и воспитания. Международные Рождественские образовательные чтения, организуемые Русской Православной Церковью на протяжении почти двух десятилетий, стали уникальной дискуссионной площадкой для заинтересованного обсуждения различных идей, подходов, оценок и методологий применительно к сферам народного образования, педагогической науки и практики, общественной морали и явлений современной культуры. На сегодняшний день это одно из наиболее значимых мероприятий, на котором подводятся итоги ушедшего года, выстраивается перспектива развития церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в весьма сложной области, затрагивающей духовную и культурную жизнь современного человека. Настоящий форум призван служить объединению общественных сил в трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования всей системы воспитания и образования, без усилий по сбережению нашего народа, по сохранению и укреплению его нравственного и физического здоровья, по созиданию атмосферы мира и согласия, по недопущению межнациональной и межрелигиозной вражды. На Рождественских чтениях обмен опытом происходит отнюдь не только внутри замкнутого профессионального педагогического сообщества. Представители всех ветвей и уровней светской власти, общественных структур и движений, науки, искусства и деловых кругов благодаря этой важной церковно-общественной инициативе имеют возможность выразить на открытом гражданском форуме свою позицию по значимым для будущего страны вопросам, принять непосредственное участие в процессе взаимообогащающего обмена идеями, формулирования и совместной выработки адекватных и эффективных ответов на вызовы века сего, обращенные к нам и нашим детям. Убежден, что это полезно для всех участников этого продолжающегося диалога.

http://religare.ru/2_72152.html

  разделы   рассылка  распечатать Елена Бажина В рамках Рождественских чтений обсуждаются проблемы, связанные с преподаванием курса духовно-нравственной культуры Источник:  Благовест-инфо Вопросы, связанные с преподаванием в школах духовно-нравственной культуры (ДНК), обсуждали участники пленарного заседания " Православная культура и современное образование " , прошедшей в рамках XVII Рождественских образовательных чтений. Заседание состоялось совместно по первому и второму направлениям работы Рождественских чтений – " Православное воспитание и образование " и " Школа в XXI веке " . Форум прошел в конференц-зале Синодальной библиотеки Московского патриархата в Андреевском монастыре; его работу курировали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, протоиерей Борис Даниленко, настоятель Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, председатель Комиссии по православным общеобразовательным учебным заведениям Московской епархии, официальный представитель РПЦ в рабочей группе по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования при Министерстве образования и науки РФ, кандидат богословия. Один из основных докладов сделал почетный председатель заседания, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения, на котором епископы, священники, монашествующие, миряне в свободной форме обсуждают интересующие их вопросы, являют пример того, что " не существует разрыва " между монашествующими и мирянами, сказал митрополит Климент. Образование – неотъемлемая часть любого цивилизованного общества, подчеркнул далее митрополит, образование не сводится к заучиванию постулатов. Термин " образование " содержит в себе слово " образ " , что указывает на формирование внутреннего мира человека. Главная цель – " закрепить идеальный образ " . Митрополит Климент подчеркнул, что христианская вера не может служить препятствием к получению научных знаний, равно как и прогресс точных наук не препятствует вере; верующими были многие физики и математики. " Минувший ХХ век, оставивший печальное наследие, показывает, насколько опасно научное знание в отрыве от нравственных духовных ценностей " , – – сказал митрополит Климент. Сейчас число проблем, порождаемых интеллектуальным знанием, будет увеличиваться, – – генная инженерия, искусственный интеллект и другие. Решить эти проблемы в отрыве от нравственности невозможно, отметил иерарх.

http://religare.ru/2_62424.html

  разделы   рассылка  распечатать Николай Головкин " Два Рима падоша, а третий стоит... " В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения Источник:  Столетие. ру Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция " Москва – Третий Рим: формула единения и примирения " . Эта конференция, организованная Фондом " Андреевский Флаг " , прошла в рамках его программ – Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " и духовно-патриотической программы " Москва – Третий Рим " – в Круглом зале " Президент-отеля " . Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим – это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ? По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория " Москва – Третий Рим " . Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года. А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

http://religare.ru/2_50311.html

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Олег Плаксий Святитель Петр, как символ общерусского единства Доклад на III Свято-Петровские чтения в рамках IV направления " Пути промысла Божия и святоотеческое наследие " Международных Рождественских образовательных чтений За многие века своего существования Русь не раз переживала усобицы, смуты, нашествия, неурядицы. Но, как говорит псалмопевец Давид: " Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде мя " (Пс. 117, ст. 18), так и в отношении Руси, Бог по грехам попуская испытания, воздвигал в тяжелые времена и духоносных мужей, и благоверных князей, и верноподданных граждан. К числу таких следует отнести и святого Петра, митрополита Киевского, который своим служением стремился сохранить единство Святой Руси. Но, говоря об этом великом угоднике Божием, нельзя не упомянуть и о тех новых условиях бытия Русской Церкви монгольского периода, и, предшествовавших ему лет. А также возникает вопрос, почему этот святитель не управлял Церковью со своего кафедрального города Киева? Что заставило Русских первоиерархов конца XIII – начала XIV вв. отдать перевес своему частому, а потом и постоянному пребыванию в Северо-Русских пределах? Дело в том, что еще задолго до монголо-татарского нашествия Киев уже терял свое выгодное экономическое и политическое положение. Российский историк Н. Карамзин говорит, что " после смерти (+1157г.) Киевского великого князя Юрия Долгорукого достоинство великого князя, прежде соединенное с могуществом, сделалось одним пустым наименованием. Киев еще сохранил знаменитость, обязанный ею, кроме своего счастливого положения, торговле, множеству избыточных обитателей, богатству храмов, монастырей: скоро утратит он и сию выгоду, лишенный сильных защитников... " ( Н. М. Карамзин " Предания веков " , Москва 1988, стр. 207). Украинский историк-эмигрант Иван Власовский приводит такие основные причины упадка Киева как главного центра Русского Киевского государства: 1) раздробление Руси на уделы и, как следствие, частые междоусобицы, приводившие в упадок государство, от чего старались сдержать князей церковные иерархи;

http://religare.ru/2_50121.html

Архив Пн Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года 2 февраля 2010 г. 16:04 Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это: XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15-17.02.2009), XIII Всемирный Русский Народный Собор (21-23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05-01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» (4-8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1-2.12.2009), I Форум православных женщин (3-4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом и  Председателем Правительства России, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и Премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и Генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства. В 2009 году мною вместе с членами Священного Синода была предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы: Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Синодальный информационный отдел, Финансово-хозяйственное управление, разведены функции Издательского совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии. Учреждена Общецерковная аспирантура и проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. По завершении подготовительной работы начало действовать созданное решением Священного Синода Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви. Активизируется деятельность Общецерковного суда.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

В.В. Каширина Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца вновь приветствую участников и гостей семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника », который в нынешнем году проходит в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. В очередной раз святитель Феофан собрал нас, чтобы иметь возможность поделиться тем новым, что смогли по черпнуть в трудах этого великого учителя христианской жизни. Действительно, перечитывая то или иное произведение святителя, человек каждый раз находит для себя что то новое, всегда полезное для души. Сообразно с темой нынешних Чтений – «Традиции и новации: культура, общество, личность» – актуально за думаться над вопросом: кем был для своей эпохи святитель Феофан – традиционалистом или новатором? Сразу следует отметить, что, несомненно, святитель был приверженцем, более того – ревностным защитником церковной традиции, ни на йоту не отступавшим от неё. Но вместе с тем он был и новатором для административной и хозяйственной практики Церкви и для современной ему общественной мысли, в своём душепопечении о людях. Доказательством тому служат его труды в области реформы духовного образования и в других аспектах церковной и общественной жизни XIX в. Приверженность церковной традиции святителя Феофана ярко выражена в его трудах по защите православного учения от различных ересей и расколов, а также в деле толкования Священного Писания. Его перу принадлежат переводы ряда псалмов (118-го, 51-го, 33-го, 1-го и 2-го), а также толкования на Апостольские послания. Все упомянутые труды выполнены в полном согласии со святоотеческой традицией толкования Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений) Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. Служение святителя Феофана в Палестине в первом составе Русской Духовной миссии (1847–1853) Посещение Святой Земли – тех мест, где вочеловечился, жил, проповедовал, творил чудеса, принял смерть и воскрес Господь Иисус Христос – занимает особое место в жизни любого верующего христианина. Пребывание в Палестине иеромонаха Феофана (Говорова) имеет большое значение не только для духовного становления его как аскета и будущего Вышенского затворника, но для всех, кто прибегал и до наших дней прибегает к мудрому совету и душеспасительным сочинениям святителя. Именно в период своего служения на Святой Земле святитель Феофан получил редкую для своего времени возможность изучать творения древних христианских аскетов в подлинниках и ранних списках. Получив доступ к сокровищнице святоотеческой мысли, он не только укреплял свой личный опыт подвижника, но и обогатил всю отечественную духовную традицию, поведав своим современникам о верном пути достижения цели христианской жизни – спасения во Христе. Данный период жизни святителя Феофана можно восстановить по многочисленным официальным документам из крупнейших российских архивохранилищ РГИА и АВПРИ, а также по опубликованным мемуарам первого главы РДМ 1 . Часть неофициальной переписки, которая сосредоточена в основном в фондах НИОР РГБ, ЦИАМ СПбФ АРАН, АРДМ и других, помогает уточнить ряд биографических фактов и понять мотивы отдельных поступков и решений святителя Феофана, связанных с его пребыванием на Святой Земле. В первую очередь, это два письма святителя, написанные из Иерусалима в 1851г.: А.Н. Муравьеву от 9 апреля 2 и тогда ещё иеромонаху Антонину (Капустину) от 20 июня. 3 Основной массив документов, связанных с копированием и переводом греческих рукописей святителем Феофаном на Ближнем Востоке, хранится на Афоне в архиве и библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Владимир Легойда: Камни бросают только в то дерево, на котором есть плоды 2 февраля 2015 В Москве прошли очередные Международные Рождественские образовательные чтения — на сей раз они были посвящены 1000-летию смерти князя Владимира, правителя, выбравшего для Руси христианский путь. В кулуарах заседаний корреспондент «Культуры» побеседовала с председателем Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимиром Легойдой — о роли Церкви в современном мире, о кино, событиях на Украине, о грехе и святости. — Чем сегодня актуальна личность князя Владимира? — В последние годы святые все сильнее стучатся в наши души. Сквозь толщу веков мы слышим обращение преподобного Сергия Радонежского, 700 лет со дня рождения которого отмечали в прошлом году: «Любовью и единением спасемся». А в этом году сквозь целое тысячелетие к нам пробивается князь Владимир. «Я был зверь, а стал человек», — так предельно жестко он говорит о себе и о той перемене, которая произошла с ним на пути ко Христу. Разве не актуально сегодня для всех нас движение к человеческому от звериного, которого так много стало в нашей жизни? Называть себя христианином — это всегда большое духовное дерзновение. И князь Владимир напоминает нам об этом. — В конце января состоялось еще одно важное событие — прошел пленум Межсоборного присутствия. В чем его значение для Церкви? — Межсоборное присутствие было учреждено несколько лет назад по инициативе Синода и Святейшего патриарха. В него входят Предстоятель нашей Церкви, многие архиереи, священники и миряне. Это серьезнейшая интеллектуальная площадка, где обсуждаются важнейшие вопросы церковной и церковно-общественной жизни. И не просто обсуждаются. Межсоборное присутствие готовит проекты документов для общецерковного принятия на Архиерейских соборах, на заседаниях Синода. Работает это так: Межсоборное присутствие принимает проект и выносит его на общецерковное обсуждение. Проекты отправляются в епархии, публикуются в открытом доступе, в том числе и в интернете. Все замечания тщательно анализируются — какие-то принимаются, какие-то нет. После этого с документом работает редакционная комиссия, возглавляемая патриархом, потом он рассматривается пленумом Межсоборного присутствия. После этого выносится на Синод или Архиерейский собор.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-kulturanewspa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010