К исповеди нельзя идти иначе, как только примирившись со всеми обидчиками или обиженными тобой по слову Христа: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» . ( Мф.6:15 ) Это справедливо, так как на исповедь мы идем просить у Бога прощения нам огромного долга, а сами зачастую не хотим простить нашим должникам гораздо меньшего. В случае, если мы не можем немедленно примириться с ближним по причине его отсутствия, дальней поезки и пр. – мы должны в сердце положить непременно примириться с ним, как только встретимся. К таинству Покаяния православные христиане обычно приступают перед другим очень важным таинством – Причащения. В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» . ( Ин.6:53-58 ) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: «какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ) Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость.

http://azbyka.ru/katehizacija/azbuka-pra...

Начнем следующими словами апостола Павла: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени; дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». В словах этих говорится об Иисусе Христе и притом о двояком образе Его. В начале именно апостол называет Иисуса Христа образом Божиим. Этим он указывает на Божеское естество Спасителя, подобно тому, как на это же естество он указывает и в другом месте, называя Спасителя «образом Бога невидимого, рожденным прежде всякой твари». Затем апостол говорит о другом образе Иисуса Христа – об образе раба. Этот образ Сын Божий принял только во времени, но не имел его от вечности, подобно образу Божию, как это видно из молитвы Его к Богу Отцу: «и ныне прославь Меня, Ты Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Значит, та Божеская слава, которую Сын Божий имел у Отца прежде бытия мира, была прикровена в Нем во дни Его плоти. Он оставил небо и соделался человеком, и через это безмерно уничижил Себя, почему и состояние Его на земле называется состоянием уничижения. На это-то состояние уничижения и указывает апостол, когда говорит, что Иисус Христос принял образ раба. Остановимся немного на этом. Земные владыки обладают великими богатствами. Но Иисус Христос был беден. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда: а сын человеческий не имеет, где приклонить голову», – так говорил о Себе Сам Спаситель. То же говорит о Нем апостол: «вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Как Сын Божий, Господь был богат, но как человек Он восхотел быть бедным на земле, чтобы этим научить нас, что земные богатства не приносят истинного счастья человеку. Ибо можно быть и бедным, и, вместе, любезным Богу чадом Его по благодати. – Земные владыки пользуются затем мирскими почестями. Но Сын Божий не имел чести у людей; Он был, как говорил о Нем пророк Исайя, бесчестен и умален пред всеми людьми, и до того презираем, что Его ставили ни во что и отвращали от Него лица свои. Земные владыки имеют наконец слуг. Но у Сына Божия на земле не было слуг. «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих». – Таков был тот рабский образ Сына Божия, в котором Он пребывал на земле от Своего рождения до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Неделя пентикостии. Стихира на «Господи воззвах» великой вечерни. «Приидите, люди, поклонимся в трех лицах Богу – Сыну во Отце со Святым духом, ибо Отец прежде веков родил Сына, Совечного и Сопрестольного и Святой дух был во Отце, прославляемый с Сыном. Одна Сила, одно Существо, одно Божество, Ему поклоняясь, все возгласим «Святый Боже, все сотворивший Сыном, при содействии Святого духа, Святый Крепкий, чрез Которого мы познали Отца и Которым дух Святой пришел в мир; Святый Бессмертный, Утешитель – дух Святой, исходящий от Отца и пребывающий в Сыне,- Троица Святая, слава Тебе!» Человек имеет душу и тело. Кто живет верой во Святую Троицу, надеждой и любовью к Богу, тот состоит в Завете Божием, тот является причастником жизни вечной, потому что богообщение является не последней целью жизни человека, а его естественным состоянием. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ) Неестественным для человека является состояние, при котором он исключает для себя диалог с Богом, когда человек чувствует себя одиноким, когда он не отвечает на любовь Божию. «Человек, который в чести и неразумен, по добен живот ным, которые погибают» ( Пс.48:10,21 ) Вечная жизнь – это единое целое земной и загробной жизни. Вечная жизнь – это Божественная тайна, в которой через Завет Божий таинственно объединены вечное и временное, духовное и материальное. Святые Отцы и Учители Церкви в самом определении образа и подобия Божия в человеке видели указание на целеустремленность временной жизни человека к Богу, к вечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит о нравственном значении образа Божия в человеке так: «Бог хочет, чтобы мы были подражателями Ему в добродетели. Что значит «по образу»? Бог свят: если мы святы, то мы – по образу Божию. «Будьте, говорится, святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ): Бог праведен, если мы поступаем по правде, то мы – образ Божий «Ибо Господь праведен, любит правду» ( Пс.10:7 ). Если мы человеколюбивы, милостивы, то мы – образ Божий. «Будьте милосердны,- говорит Спаситель, — как и Отец ваш милосерд» ( Лук.6:36 ). Видишь, в чем образ? И Павел показывает, в чем состоит образ, говоря «Совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Видишь, что «по образу Нашему» относится к добродетелям»

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Некоторые современные психологи ставят вопрос так: прежде чем учиться любить ближних, научись правильно любить себя. Научись видеть и ценить свое истинное «я», избавься от вошедших в привычку и, может быть, полюбившихся, но объективно вредных и мешающих тебе зависимостей и установок. Только тогда, говорят эти психологи, ты научишься любить ближнего. Современная жизнь (а тем более городская) действительно богата на разные формы душевных расстройств и патологий: встречаются в том числе и люди, настроенные по отношению к самим себе безразлично или даже враждебно. Им, конечно, требуется помощь грамотного психолога или психиатра, а возможно, и священника. Фото: pixabay.com Но трудно себе представить, чтобы Христос имел в виду такие сложные случаи. Он говорил на простом языке, доступном для всех слушателей — не только для искушенных в богословии фарисеев и служителей синагог, но и для рыбаков, землепашцев, ремесленников, солдат, торговцев. «Возлюби ближнего, как самого себя» — что может быть проще! Любовь человека к самому себе Христос упоминал как нечто понятное само по себе, не требующее дополнительных объяснений, как реальность, данную всякому человеку в ощущении. Всякому известно, что значит любить себя: речь идет о вещах ясных и понятных, которым не надо специально учиться. Такого же отношения — по крайней мере такого же — Бог хотел бы с нашей стороны и к другим людям. Впрочем, разговор о правильной любви и к себе, и к другому не совсем лишен оснований. Ведь всякий человек, как свидетельствует Божественное Откровение, сотворен по образу Божию (Быт 1:27). Что такое этот образ Божий? Блаженный Августин понимал под этим наличие у человека бессмертной души, Григорий Палама — способность человека творить, богословы XX века обращали внимание на то, что и Бог, и человек обладают личностным бытием… Так или иначе, но если в человеке сокрыт образ Божий, то именно это в нем самое прекрасное, то, что и достойно любви прежде всего. И если всякий человек достоин любви как образ Божий, то во всяком есть и нечто такое, с чем мириться категорически нельзя, что наносит образу Божию ущерб, загрязняет его, — грех. Любовь к человеку предполагает неприятие греха, в той или иной степени владеющего им; борьбу за образ Божий. Другое дело, что начинать эту борьбу необходимо с самого себя. Об этом недвусмысленно говорит Христос: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: « дай, я выну сучок из глаза твоего », а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф 7:3–5). О том же известные слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Любовь как деятельная забота

http://foma.ru/chto-takoe-nastojashhaja-...

СВЕТ. ИСТИНА. СЛОВО. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася Подобно тому как мать склоняется к плачущему в колыбели ребенку, так склонился и сошел Творец к людям, в долину слез. Чудесному существованию Сына Божия в вечности соответствует и чудесный образ Его сошествия в этот видимый, временный мир. Цель Его сошествия – мы, люди, и наше спасение, а образ сошествия – рождение «от Духа Свята и Марии Девы». Кто это сказал? Если бы сказали мы, люди, можно было бы усомниться. Но это сказал Он Сам, в Котором не может усомниться никто из тех, кто несет образ Божий в себе. Он Сам, истинный, сказал о Себе, что пришел, чтобы «послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20, 28 ). Чтобы послужить, конечно же, людям и отдать Себя в искупление людей. Вот цель Его пришествия. А образ Его пришествия открыл не человек. Кто поверил бы ему? Архангел Божий Гавриил открыл Марии Деве в Назарете: «вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». На вопрос Ее: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» – архангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Спросит ли вас кто-то с удивлением: «Как будет это?», и ему ответит благовестник Божий так, как ответил Пресвятой Деве, говоря: «у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1, 31–37 ). Молчание и радость подобают здесь больше, чем вопрошения и расспросы. Молчание от величия тайны и радость от всемогущей силы Творца и Бога нашего. Сын Божий и Сын Девы – Рожденный на небесах и на земле. Пребывающий в вечности и во времени. Это ваш Мессия, образованные, и Спаситель ваш. Рожденный в вечности от Отца без матери. Рожденный во времени от Матери без отца. Желающий вполне понять тайну сию пусть скажет нам, понимает ли он тайну песчинки под ногами, или листика на дереве, или звезды на небесном своде… Понимает ли он мельчайшее из творений Божиих: по которому ступает, на которое смотрит или до которого дотрагивается? Понял ли разум человеческий, который вот уже тысячи и тысячи лет исследует, вычисляя, измеряя, сравнивая, описывая, понял ли он до конца хотя бы одно-единственное дело Божие?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сердце – это сосуд с елеем, то есть божественной благодатью. По словам Макария Египетского , «оные пять бодрствовавших дев, державшие чуждый для их естества елей, то есть благодать Духа, в сосудах сердца, смогли войти в брачный чертог вместе с Женихом " 6. Таким образом, сердце – это сосуд, где мудрый человек сохраняет благодать Святого Духа, чтобы таким образом войти в брачный чертог и радоваться на брачном пиру Жениха. Сердце – это поле , где скрыто сокровище, и человек, нашедший его, продает все, чтобы купить это поле ( Мф.13:44 . См. также: Добр. Т.3. С.224). Сердце – это образ Нового Завета или, вернее, Новый Завет есть образ чистоты сердца, соблюдения и хранения ума (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский . Добр. Т.2. С.181). «Образ внешних, чувственно-телесных подвигов есть Ветхий Завет , а святое Евангелие, которое есть Новый Завет, есть образ внимания или чистоты сердечной» (Добр. Т.2. С.181). Сердце – это небо . «Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием и частая против врагов устремляемая молитва – там место Божие, или сердечное небо» (Св. Филофей Синаит. Добр. Т.3. С.402). В сердце дается залог Духа: Бог запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:22 ). Сердце – это скрижали , на которых Бог пишет Свое послание: Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не па скрижалях каменных, по на платяных скрижалях сердца ( 2Кор.3:2–3 ). Сердце – то место, где сияет свет Божий : Бог ...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:6 ). В сердце человек убеждается в своем усыновлении и там ясно слышит глас Божий: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче.!» ( Гал.4:6 ). Поскольку Бог почивает в сердце, там Он и обращается к человеку. Там можно явственно и отчетливо слышать глас Божий. В чистом сердце имеются и глаза, которыми оно созерцает тайны Божий: чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости... и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его... ( Еф.1:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Эту-то свободу обещает Спаситель, когда говорит: познаете истину и истина сделает вас свободными ( Ин. 8:32 ); эту-то свободу св. Павел называет свободою чад Божьих ( Рим. 8, 21 ). Теперь, братья, понятно для нас, чем душа отличается от тела? Разум и свобода – это такие способности, которые никак не могут принадлежать телу. Всякое тело может быть ощущаемо внешними чувствами, имеет наружный вид, тяжесть и плотность, а действия души – мысли, чувства и желания нельзя ни видеть, ни подслушать, ни осязать; их примечает одна душа, которая есть существо невещественное, духовное. Что же означает это название – существо духовное? То, что душа не состоит, подобно телу, из различных частей, а потому не может делиться, разрушаться, уничтожаться. Отсюда само собою вытекает та вечная, несомненная истина, которую единодушно признавали и признают все народы в мире, истина утешительная и вместе грозная, – истина, что душа наша бессмертна, что за гробом ожидает человека другая жизнь, где он будет или вечно блаженствовать, или мучиться, смотря по достоинству дел, совершенных здесь, на земле. Итак, если бы кто спросит нас: что такое человек? – мы могли бы отвечать кратко: человек есть создание Божие, состоящее из земного, благолепно устроенного тела и души разумной, свободной и бессмертной. И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Человек создан по образу и подобию Божию. В чем состоит образ Божий? Бог есть дух бесплотный, следовательно образ Божий надобно искать не в теле человека, но в душе его. Мы уже видели, какими свойствами одарена наша душа; эти-то свойства и суть – отражение в нас Божества, образ Божий. Бог есть дух: и душа наша – дух, хотя и соединенный с плотью. Бог имеет разум: и человек имеет разум, хотя и несведущий. Бог любит одно добро, свободен и независим в своих действиях: и душа человека имеет врожденную любовь к добру, свободна и ни от кого не зависит, кроме Бога. Но, может быть, кто-нибудь из вас спросит: если образ Божий состоит в одной душе, а не в теле, то как же в одной песне церковной, сложенной св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» ( Пс 118:89–90 ), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу – невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» ( Евр 1:2 ). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» ( Евр 1:3 ), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его – все воинство их» ( Пс 32:6 ). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» ( Прем.9:1–2 ). Иов же говорит: " Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня ( Иов 33:4 ). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я – Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» ( Притч 8:12 ) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» ( Притч 8:16 ), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7:27 ) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» ( Прем.7:22 ), " сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога ( Прем. 7:26 ). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр 1:3 ), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света – Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» ( Пс 35:10 ), имеется в виду: в Духе Твоём – Сына. И снова о Сыне говорит: " всё Премудростию сотворил еси» ( Пс 103:24 ) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» ( Пс 118:89–90 ). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс 103:30 ) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» ( Пс 50:12–13 ), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» ( Пс 142:10 ). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

1, 23, 25). Но что пишет св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе? И я взглянул: и вот посреди престола и четырех животных (то есть, херувимов) и посреди старцев стоял Агнец, как бы закланный: имеющий седмь рогов и седмь очей, которые суть седмь духов. Четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, наполненные фимиама, которые суть молитвы святых (Апок. 5, 6, 8). Это Господь Иисус Христос принял на Себя образ агнца и самые высшие существа на небе поклонились Ему. Изменил ли Господь, приняв образ агнца, и поклонившиеся Ему изменили ли славу нетленного Бога в подобие четвероногого животного? Поклонились ли эти высшие существа небесные низшей твари земной? Нет, они под образом агнца поклонились самому Сыну Божию. Так и поклоняющиеся иконе воплотившегося Сына Божия воздают честь не самой иконе, как веществу, а изображенному на ней Сыну Божию. Равно и воздающие честь Духу Святому, изображенному в виде голубя, воздают честь не голубю, а самому Святому Духу, и Дух Святой, явившийся на Иордане в виде голубя, не изменил славы своей в подобие птицы. Отсюда видно, как опасно человеку толковать Св. Писание своим разумом, не внимая гласу и учению вселенской Церкви. Диавол многих соблазнил превратным толкованием самого слова Божия. Тяжело согрешили евреи, когда, приняв от Бога заповеди, сделали литого тельца и сказали: вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 32, 4). Но вот высшие небесные существа поклоняются Агнцу, образ которого принял на Себя Христос, и приносят Ему молитвы святых (христиан). Действия человеческие судятся по мысли и внутреннему расположению, с которыми они совершаются. Одно и то же внешнее действие может быть и весьма добрым и весьма злым. Поклоняющийся телом истинному Богу доброе дело творит, а поклоняющийся телом злому духу злое творить. Приносили в жертву животных язычники - это жертва богопротивная; ибо не Богу, а демонам приносилась; приносили в жертву животных иудеи, - эта жертва Богу приятная, самим Богом установленная - в образ великой жертвы Сына Вожия.Итак Сын Божий есть первый естественный от вечности сущий образ Бога Отца; воплотившись от Духа Святого и Пресвятыя Девы Марии, Он соделался видимым образом Бога Отца на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу — невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» (Евр 1:2). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» (Евр 1:3), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его — все воинство их» (Пс 32:6). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» (Прем.9:1—2). Иов же говорит: «Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня (Иов 33:4). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я — Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» (Притч 8:12) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» (Притч 8:16), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. 7:27) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» (Прем.7:22), «сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога (Прем. 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» (Пс 35:10), имеется в виду: в Духе Твоём — Сына. И снова о Сыне говорит: «всё Премудростию сотворил еси» (Пс 103:24) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 103:30) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс 50:12—13), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010