Каждому христианину необходимо прилагать к этому усилия, учиться, а учитель у всех христиан один – Иисус Христос, но способ и форма обучения – своя: “Раскрытие образа Божия в нас есть задача, особая у каждого. Мы призваны к творчеству, к разрешению этой задачи…” (Зеньковский. 1993, с. 54). Проблема образа и подобия Божия в человеке имеет свои практические аспекты, которые относятся не только к христианам, но и, практически, к каждому человеку: необходимо очищать образ и стремиться к подобию. Каждый из “сынов и дочерей Адама” является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от последствий грехов. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: “Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф” ( Быт.5:3 ). Это означает, что образ Божий в человеке остался, – ибо он находится в самом человеческом существе – но светлость его затмилась и красота исказилась. Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи ( Варнава (Беляев) еп. 1995, с. 57). Образ Божий важен для воспитания и образования. Дореволюционная школа имела две главные задачи: первая – обучение грамоте и нужным предметам; вторая – духовно-нравственное воспитание. В наше время как-то забылось, что “само слово “образование” подразумевало воспитание по образу и подобию Божию” (Половинкин. 1997, с. 15). Важен образ Божий и для обычной жизни – как основа позитивного отношения к другим людям: “Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело – образ Божий и благодать, полученная в таинстве крещения; это и есть личность человека, его “Я”. Это великий дар Божий” ( Никон (Воробьев) игум. 1988, с. 109). Именно подход к человеку, как образу Божию, и делает возможным и реальным любовь к любому человеку, независимо от личного к нему отношения. Это та любовь к врагам, о которой говорил Иисус Христос: “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” ( Мф.5:43-44 ).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

«познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих... и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... заменили истину ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (1 Кор. 1.21-25).   Действительно, ступенью ниже человеческого мира лежит мир тварный, также отражающий в свою меру образ Божий, как любое творение, которое несет на себе печать Создавшего его. Однако это видно только при соблюдении правильной иерархии ценностей. Не случайно святые отцы говорили, что Бог дал человеку для познания две книги — Книгу Писания и Книгу Творения. И через вторую книгу мы также можем постичь величие Творца — посредством «рассматривания творений» (Рим. 1.20). Этот так называемый уровень естественного откровения доступен был миру и до Христа. Но в творении образ Божий умален еще более, чем в человеке, так как грех вошел в мир и мир во зле лежит. Каждая нижележащая ступень отражает не только Первообраз, но и предыдущую, на этом фоне очень хорошо видна роль человека, так как «тварь покорилась не добровольно» «ожидает спасения сынов Божиих» (Рим. 8.19-20). Человек, поправший в себе образ Божий, искажает этот образ во всем творении. Все экологические проблемы современного мира проистекают отсюда. Их решение тесным образом связано с внутренним преображением самого человека. Откровение о новом небе и новой земле открывает тайну будущего творения, ибо «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7.31). Однажды через Творение воссияет Образ Творца во всей красоте и свете. Русскому поэту Ф. И.Тютчеву эта перспектива виделась так:   Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных, Все зримое вокруг покроют воды И Божий Лик отобразится в них.   И, наконец, последняя пятая ступень начертанной нами лествицы — собственно икона, а шире — творение человеческих рук, всякое человеческое творчество. Только включенная в систему описанных нами образов-зеркал, отражающих Первообраз, икона перестает быть просто доской с написанными на ней сюжетами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Ибо и ей неприлично быть вместе с живыми, которые верой и любовью живут и служат Богу. Как для тела жизнь — душа, так для души жизнь — благодать Божия. И как жизнь тела познается от действий телесных, например, движения, речи и прочего, так и душевная жизнь примечается от действий духовных, то есть истинного покаяния, молитвы, любви и страха Божия. Испытай, христианин, от этого случая душу свою, не мертва ли она. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», — говорит апостол (Иак.2:20-26). СХХХШ. Видишь, что когда живописец хочет написать образ князя, один перед другим прямо должен стоять, и лицом к лицу друг на друга должно им смотреть, и тогда живописец напишет образ смотрящего на него князя; а когда князь отвращается лицом от живописца, тогда живописец не может хорошо изобразить лица его и образ, ему подобный, написать. Таково состояние внутреннего человека, когда образ Божий изображается в нем. Христос, Сын Божий, — небесный и премудрый живописец. Он хочет изобразить в душах наших образ Божий, который мы потеряли, и живость душам придать нашим, и запечатлеть прекрасный портрет Небесного Царя. Но кто отвращается от Него душой и сердцем, в том не может Он дела Своего совершить. Если же кто обратится к Нему, и очами веры на Него будет взирать, и просить того у Него, то на душе его начертывает и изображает то божественное благолепие живое, нетленное и вовеки сияющее. Подобает нам, возлюбленный христианин, вперить душевные наши очи на Него и верой взирать, чтобы и в нас божественная эта красота Им изобразилась. А если хотим это сделать и желаемое получить, то должны образ мира сего позади себя оставить, и так к Нему одному обратиться, смотреть на Него, любить и прилепляться к Нему. Этого с болезнью сердечной желал божественный апостол галатам, когда они отпали от Христа, и говорил им: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Галл.4:19). Этого желает и Христос, чтобы образ Его святой начертался и изобразился в душах наших, чтобы, видя нас, божественным Его образом запечатленных, Отец Небесный признал сообразных Ему и Единородному Сыну Своему, и сынами Своими сделал, и так наследие вечной жизни подал нам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). БЕСЕДА 3 « Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви » (Кол. 1:15–18).   О достоинстве Сына Божия и о том, что Он не создан. — Павел Самосатский и его последователи.   1. Сегодня я должен отдать вам долг, который принял на себя вчера, чтобы предложить его, когда оживится ваше внимание. Рассуждая о достоинстве Сына, Павел, как мы сказали, говорит следующее: « Который есть образ Бога невидимого ». Чьим образом, ты думаешь, он называет Его? Если Божиим — хорошо, потому что Он — Бог и Сын Божий. Образ Божий означает неизменяемость, — поэтому и Он неизменяем. Если же ты скажешь, что (называет образом) человеческим, то я отступлюсь от тебя, как от безумного. Но почему нигде не назван ни образом, ни сыном какой–нибудь ангел, а человек (называется) тем и другим? Отчего это? Оттого, что там, при высокой природе (ангелов), это для многих послужило бы поводом к нечестию (т. е. к обоготворению твари), а здесь ничтожество и уничиженность (нашей природы) совершенно ручаются за безопасность, и даже тому, кто желал бы, не позволяют подозревать чего–нибудь подобного и из–за этого употреблять более скромные выражения. Потому–то там, где было глубокое уничижение, Писание смело указывает на почесть; а где — высшая природа, там нет. Но он говорит: образ невидимого. Итак, если Он невидим, то и образ Его также невидим, потому что в противном случае не был бы образом. Образ, поскольку он образ, и у нас должен быть неизменным как со стороны свойств, так и сходства. Но у нас этого никак не может быть потому, что здесь — искусство человеческое, которое часто не удается, даже никогда не удается, если тщательно исследуешь; а где Бог, там никогда нет ошибки, там не бывает никакой неудачи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Но что ожидает человека в Будущей Жизни по неложному обещанию Божию? Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет непостижимое и неизреченное вечное его блаженство. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Воссияют люди Божии, как солнце, во Царствии Отца Небесного, будут как Ангелы, будут как вторые боги, как цари и господа, будут царствовать во веки веков. За все это да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, столь почтившему и возвеличившему наш род! Видишь блаженство человеческое? Но знай точно, возлюбленный, что все это блаженство губит человек, когда является неблагодарным Богу и беззаконнует, и становится он ниже и несчастнее всякой твари. Берегись же греха, как ядовитого змея, да не лишит он тебя христианского блаженства и не ввергнет в несчастное состояние! ( 113, 181 ). Христианская обязанность требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как возлюбленные чада, уподоблялись нравами, как призывает апостол: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф. 5, 1 ). В христианине, который рожден «от воды и Духа» ( Ин. 3, 5 ), должен быть запечатлен и образ Божий, по написанному: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3, 27 ). Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как отражение в зеркале. Иначе это не был бы образ, если бы не был подобен первообразу. Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой во Христа Иисуса сделались сынами Божиими и имеют в себе запечатленный образ Божий, Должны быть богоподобные нравы; и воля, насколько возможно в этом веке, должна быть согласна с волей Божией ( 104, 1393 ). Христианам следует в Святом Писании, как в зеркале, видеть образ Отца Небесного, и как «носили образ перстного», облекаться и в «образ небесного» ( 1Кор. 15, 49 ). Так они могут засвидетельствовать свое новое и духовное рождение, показать, что они истинно рождены от «воды и Духа» ( Ин. 3, 5 ), истинно «от Бога родились» ( Ин. 1, 13 ), истинно и нелицемерно называют.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Седьмая труба означает покой седьмицы, которая не только считается в днях и годах и также периодах, но еще заключает и семидесятый год, когда возвратился в Иерусалим израильский народ, бывший семьдесят лет в плену. В сотнях и в тысячах также не опускается священное число; ибо не напрасно Бог сказал: я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. (3 Цар 19, 18.) Потому тень будущего покоя в днях, месяцах и годах изображается временем самого мира и для того через Моисея приказывается сынам израильским, чтобы в седьмой месяц, в один день, каждому был покой в память труб, и тогда, никакой не отправляя работы, приносили бы Богу жертву, потому что в самом конце седьмицы, как бы в субботу мира, требуются деда духовные, а не плотские. Ибо плотское подлежит рабству, потому что плоть служит духу, непорочность творит свободным, а вина — рабом. Итак, духовным вещам надлежало быть через зерцало и в гадании, как говорит Апостол: теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадателъно, тогда же, лицем к липу; (1 Кор 13, 12.) ныне по плоти воинствуем, тогда же духом узрим Божественные таинства. И потому начертание истинного закона да изобразится в наших нравах, какими ходим во образе Божием: ибо тень закона уже пришла, тень — иудеям плотяным, образ - нам, а истина - имеющим воскреснуть. Эти три вещи, то есть тень, образ и истину познали мы по закону: тень - в законе, образ - в Евангелии, истину - на суде. Но вся суть — Христова, и вся — во Христе, которого ныне поистине лицезреть не можем, но видим Его как в некоем изображении будущего, тень которого познали в законе, почему Христос не тень, но образ Божий, не пустой образ, но истина. И для того закон дан чрез Моисея (1Ин 1, 17.) ибо тень — через человека, образ — через закон, истина — через Иисуса. Потому что истина происходит от истины же. Кто желает видеть этот образ Божий, тот должен любить Бога, да и Сам Бог возлюбит его, и будет не раб, но друг, творящий волю Господню, и сможет войти во облако, где Сам Господь. Тот да сотворит себе две трубы серебряные, то есть украшенные неоцененным словом, от которых происходил бы не страшный звук, но беспрестанная благодарность высшему Богу. Ибо звуком таких труб возбуждаются мертвые, оживляясь не звучанием меди, но словом истины. И, может, эти две трубы есть те, через которые святой Павел Божественным духом возгласил, говоря: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор 14-15.) Ибо одно без другого не может быть совершенно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/33/h...

Хорошо раскрыта мысль о подобии пребывания души человека в его теле с пребыванием Бога в этом мире у равви Бермана: «Но ведь и Мир, его контуры – одежда Бога, Его отпечаток [ " силма» (одежда), «цель» (отпечаток) – слова, родственные с «целем» (образ). – Г.Ф.]. И Мир, созданный Творцом, выражает Его в образе... Есть тело Мира, и есть у Мира душа. В макротеле Мира отпечатывается мировая душа [в творении – Творец. – Г.Ф.]. Так же и человеческое тело – это «целем», образ для человеческой души. Тело наше, начиная с лица, есть отображение на материальном уровне нашей души. С другой стороны, тело человека отображает духовную структуру мироздания. В этом – честь и достоинство человеческого тела, его значение» 132 . Образ Божий во владычественном положении человека в мире Учителя антиохийской школы, с их приверженностью буквальному пониманию Писания, в вопросе об образе Божием в человеке избегали отвлеченных рассуждений, придерживаясь самого текста. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями) и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Прп. Ефрем Сирин : «Почему же мы – образ Божий? Моисей объясняет сие следующими словами: да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и всею землею. Почему в господстве, какое приял человек над землею и над всем, что на ней, состоит образ Бога, обладающего горними и дольними " 133 . Св. Иоанн Златоуст : «Сказав, сотворим человека по образу Нашему и по подобию, (Бог) не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? – И да обладают рыбами морскими и птицами небесными, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И, в самом деле, Бог сотворил человека воспитателем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью» 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бог, в Троице поклоняемый, в Самом Себе есть ей и аминь ( 2Кор. 1, 20 ). При чтении или слушании истинно священных произведений почти сердечно в людях, которые произвели их, образы Бога Слова, или Самого Бога Слова, вещающего чрез них. Помни всегда при чтении книги духовного или мирского содержания, что человек есть образ Божий, и этот образ Божий в его мысли, слове и духе, которым он говорит. Приучи себя всегда смотреть на всякого человека с высоким почтением, как на образ Божий, но особенно когда он говорит и преимущественно когда он говорит о Боге. О! Тогда он божествен. От привычки к .людям, от знакомства с ними, с их обыденною жизнию, от привычки к дару слова в себе и в .людях мы мало ценим дар слова и иногда презираем его в других, и диавол чрез наше самолюбие, невнимательность хулит таким образом в людях образ Божий, Всячески смиряться надо сердцем и гордый ум свой попирать, чтобы не быть нам подобными современникам пророков, смотревшим на них как на песнивцев сладкогласных, благосличных 72 – не больше (они не хотели исполнять их велений, даже презирали, преследовали, били и убивали их), чтобы и нам не уподобиться этим людям, для которых никакой пророк не принимается в своем отечестве [ Лк. 4, 24 ]. Сколь бы ни был человек по видимости мал и незначителен, но почти в нем образ Божий, особенно когда он говорит, – особенно когда он говорит с любовию, преимущественно когда говорит и делает дела .любви. Когда придешь в какой-либо дом и сердце твое будет искать Бога, то не ищи Его далеко. Он тут: во-первых, в тебе, во-вторых, в тех лицах, которые ты там увидишь. Он действует постоянно в нашей совести, как жизненное начало наших душ, как закон их духовного бытия; Он в их сердцах: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3, 16 ). Он же благодатию Своею почивает и в вещественных иконах, как в тени Своей. Он и в воздухе, и везде – на всяком месте, ничем не ограничиваемый и не стесняемый, высший всего: Который над всеми, и через всех, и во всех нас [ Еф. 4, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

" Личность, персона - это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума... Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, т.е. в Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога... Мы стали карикатурой образа Божия " (Митрополит Антоний Сурожский) Итак, между образом Божиим в человеке и личностью человека есть прямая связь, однако это не одно и то же. Это нелишне подчеркнуть, потому что часто приходится встречаться с отождествлением того и другого. Православие учит, что образ Божий есть в каждом человеке, что каждый человек есть личность. Однако при этом забывают, что образ дан, а личностью надо стать. Да, каждый человек личность, но только потенциально, а не в действительности. Образ Божий в человеке есть семя, а личность - росток, вырастающий из него. 8.3.6. Обожение Обожение есть возможность, проистекающая из того, что в человеке есть образ Божий. Богоподобие предполагает обожение; или обожение и есть богоуподобление. " Душе присуще по свободной воле становится либо... воском, либо... грязью. ...грязь естественным образом высушивается солнцем, а воск мягчает под лучами его, ...на ней запечатлеваются божественные образы и изображения, и она становится в Духе обиталищем Бога " (Преподобный Максим Исповедник) По своему внутреннему расположению человек тянется к божественному. Само это тяготение есть признак божественного в душе, образ Божий. Более того, богоподобие предполагает внутреннее сродство - божественная благодать, приходящая к человеку, прилагается к сродному. Человек приобретает утраченное, возвращается к потерянному. Совершается восстановление, " спасение образа " (святитель Григорий Нисский). 8.3.7. Самовластие Наряду со свободой святые отцы чаще другого выделяли самовластие как черту образа Божия в человеке. Самовластие основано на Божественной заповеди: Быт.1:26: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют (выделено мной. - А.Л.) они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Еще образ в человеке Святой Троицы – мыслящий ум, образ Бога Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, – образ Сына Божия, Ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, – суть образ Духа Святого. Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго[ Ин. 20, 22 ]. Когда из сердца исходят злые помыслы... прелюбодеяния, любодеяния... хуления [ Мф. 15, 19 ], то это исходит гнездящийся в сердце человека злой дух, а когда добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе [ Лк. 6, 45 ], то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына, Человек – малый образ, цельный, нераздельный, живой образ Троицы. Велик человек! Он – малый бог. Не напрасно сказано: Я сказал: вы боги... Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание (то есть что сказано, то сказано верно, не напрасно), – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? [ Ин. 10, 34 – 36 ]. О, достоинство, о, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на малого бога, как на сына Божия, и принимай его, как сына Божия, беседуй с ним, обращайся с ним, как с сыном Божиим во Христе Иисусе, Господе нашем. Воздыхание ко Господу. Сколько раз, о Владыко Господи Иисусе, обновлял ты растлеваемое легкомысленно грехами моими естество мое! Нет тому числа и меры! Сколько раз Ты изымал меня из пещи горящей у меня внутри, из пещи страстей многоразличных, из пропасти уныния и отчаяния! Сколько раз одним именем Твоим, с верою мною призванным, обновлял Ты мое растление сердечное! сколько раз чрез животворящие Тайны Тело и Кровь Свою! О Владыко, милостям Твоим ко мне, грешному, поистине нет числа и меры. Что же я принесу Тебе или что воздам Тебе за безмерные Твои ко мне благодеяния, Иисусе, живот мой, дыхание мое, покой мой, радость моя, простор мой и легкость моя? – Да буду я осмотрителен в путях моих по благодати Твоей, ибо Тебе приятны все осмотрительные в [пути], как Ты Духом Своим устами отца нашего Давида рекл еси. Постараюсь я быть верным Тебе, смиренным, кротким, нераздражительным, незлобивым, долготерпеливым, трудолюбивым, милостивым, щедрым, нелюбостяжательным, послушным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010