3. Видишь ли, как все предвидела эта святая и божествен­ная глава, этот муж, высший небес, имеющий душу способ­ную обнимать все, первоверховный Павел? Одного имени его знающим достаточно для того, чтобы возбудить душу к бодр­ствованию, чтобы прогнать всякий сон. Рим принял его связанного, прибывшего по морю, спасшегося от кораблекрушения, и – избавился от треволнений заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорит в послании: " приду к вам, то приду с полным благословением: придти к вам и успокоиться с вами " (Рим. 15:29,32); и опять: " теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым " (Рим.15:25); это тоже, что говорил прежде: " я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему " (Деян.24:17). Он был уже близок к венцу; Рим видел его связанным, и (потом) увидел увенчанным и прославленным. То он говорил: " успокоиться с вами " ; то: " я иду в Иерусалим, чтобы послужить " . Последнее было началом нового течения; неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Коринф имел его у себя два года, Азия – три, этот (Рим) – теперь два, а по­том он пришел туда во второй раз, когда и скончался. " При первом моем ответе " , говорит он, " никого не было со мною " (2Тим. 4:16). Таким образом, теперь он не подвергся смерти, а по­том, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился от жизни. Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, каково и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заклю­чение, козни, клеветы, ежедневная смерть. Ты видел малую часть (дел) его? Представь такою же и остальную. Как небо, в какой бы мере ты ни видел его, все точно таково же, уви­дев одну часть неба, куда бы ты ни пошел, увидишь его та­ким же везде; или как по лучам солнца, хотя бы ты видел их отчасти, можешь заключать о том, каково солнце, – так и в отношении к Павлу. Ты видел дела его отчасти; все они таковы же, исполнены бедствий. Этот муж – небо, вмещавшее в себе Солнце правды, а не это солнце; потому и сам он выше неба. Разве этого мало? Не думаю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3. Видишь ли, как все предвидела эта святая и божественная глава, этот муж, высший небес, имеющий душу способную обнимать все, первоверховный Павел? Одного имени его знающим достаточно для того, чтобы возбудить душу к бодрствованию, чтобы прогнать всякий сон. Рим принял его связанного, прибывшего по морю, спасшегося от кораблекрушения, и избавился от треволнений заблуждения. Как бы какой царь, бывший в морском сражении и победивший, он вошел в царственный город. Об этом он говорит в послании: " приду к вам, то приду с полным благословением: придти к вам и успокоиться с вами " (Рим. 15:29,32); и опять: " теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым " (Рим.15:25); это тоже, что говорил прежде: " я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему " (Деян.24:17). Он был уже близок к венцу; Рим видел его связанным, и (потом) увидел увенчанным и прославленным. То он говорил: " успокоиться с вами " ; то: " я иду в Иерусалим, чтобы послужить " . Последнее было началом нового течения; неутомимый, он прилагал трофеи к трофеям. Коринф имел его у себя два года, Азия три, этот (Рим) теперь два, а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался. " При первом моем ответе " , говорит он, " никого не было со мною " (2Тим. 4:16). Таким образом, теперь он не подвергся смерти, а потом, когда наполнил проповедью всю вселенную, разрешился от жизни. Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, каково и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть. Ты видел малую часть (дел) его? Представь такою же и остальную. Как небо, в какой бы мере ты ни видел его, все точно таково же, увидев одну часть неба, куда бы ты ни пошел, увидишь его таким же везде; или как по лучам солнца, хотя бы ты видел их отчасти, можешь заключать о том, каково солнце, так и в отношении к Павлу. Ты видел дела его отчасти; все они таковы же, исполнены бедствий. Этот муж небо, вмещавшее в себе Солнце правды, а не это солнце; потому и сам он выше неба. Разве этого мало? Не думаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1710...

3), все происшедшее, а не как еретики осмеливаются понимать, в этом выражении и поклоняемого Духа, говоря: " Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " в Нём. Значит, если что было в Нём, то не несотворённая природа Духа. Но сказано: всё, говорит (еретик). Однако выражение: всё не обнимает несотворенную природу с сотворенной. Если, следуя этому выражению: всё, ты посягнул на святую природу, то, когда услышишь Господа, говорящего: " Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники " (Ин. 10:8), - что ты сможешь сказать? Ужели назовешь Моисея разбойником, и пророков назовешь ворами потому, что (Господь) говорит: " Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники " ? Смысл устанавливает различие - и о ком слово, и к кому. И теперь слово о миротворении, -говорится, что через Него произошло миротворение, а не сущность Духа, знающая Божие так, как дух человека то, что в нём, согласно словам Павла: никто не знает, " Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем " (1 Кор. 2:11). Итак, если дух мой чужд моей природы, то и Дух Божий чужд божественной природы, потому что говорит (апостол): " Дух все проницает, и глубины Божии " (ст. 10). Но еретик слышит: " проницает " , а смысл худо понимает. Если бы, говорит он, Дух знал что в Боге, - Он не испытывал бы; это испытание свидетельствует об Его незнании. Итак, если испытание Духом святым глубин Божиих ведёт к обвинению Его в незнании, то, когда увидишь, что Бог испытывает сердца людей, - обвинишь ли Его в незнании? Послушай, что говорит Павел: как о Духе он сказал: " Дух все проницает, и глубины Божии " , так и о Боге любомудрствуя, говорит: " Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа … " (Рим. 8:27). Следовательно, если Бог испытывает, не зная, то и Дух, не зная, испытывает. Но, чтобы тебе известно было, что испытывание принадлежит не незнающему, но знающему, он прибавил: " Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия " (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1648...

3. Я же памятовал о словах отца моего и, войдя в комнату, плача молил Господа. 4. И постился я тогда семь лет, а Египтянам казалось, что живу я в роскоши. Ибо постящиеся ради Господа радость на лице являют. 5. Когда же отсутствовал господин мой, не пил я вина и раз в три дня принимал пищу, а остальное отдавал бедным и слабым. 6. И на рассвете обращался я к Господу и плакал о Египтянке из Мемфиса, ибо непрестанно и премного беспокоила она меня. Ибо и ночью подходила она ко мне под тем предлогом, что желает проведать меня. 7. И поскольку не было у нее ребенка мужского пола, делала она так, будто я – сын ее. 8. И до времени как сына меня обнимала, а я не знал того. После же захотела она во блуд вовлечь меня. 9. И узрев, опечалился я до смерти. И когда удалилась она, пошел я к себе и горевал о ней многие дни, ибо познал я хитрость ее и соблазн. 10. И говорил я ей слова Всевышнего, дабы отвратилась она от страсти дурной. IV. И часто льстила она мне речами своими как святому мужу, и хитрыми словами хвалила чистоту мою пред лицом мужа своего, желая ввести меня во искушение, когда будем мы одни. 2. Явно прославляла она целомудрие мое, а втайне говорила мне: Не бойся мужа моего, ибо он убежден в целомудрии твоем; и если кто скажет ему о нас, не поверит он. 3. Тогда я, пав на землю, молил Бога, чтобы избавил он меня от коварства ее. 4. Когда же ничего не достигла она, снова приходила ко мне как бы наставления ради, дабы слушать слово Божие. 5. И говорила мне: Если хочешь, чтобы оставила я идолов, сойдись со мною, а я сумею убедить мужа моего отречься от них, и будем жить пред лицом Господа твоего. 6. Я же отвечал ей, что не хочет Господь, чтобы в нечистоте почитали Его, и не развратникам благоволит Он, но только тем, кто с чистым сердцем и устами незапятнанными приходит к Нему. 7. Она же была рассержена и желала исполнить желание свое. 8. А я предался посту и молитве, дабы избавил меня Господь от нее. V. И вновь, в иное время сказала она мне: Если блудить не желаешь, тогда убью я мужа моего ядом и возьму тебя в мужья.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

3-я церковь – Пергам (что значит: «высокое укрепление», «возвышение»). Господь говорит этой церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ). «Пергам» обозначает период христианской церкви с 323 г. Со времени «обращения» Константина Всликого римские императоры начали покровительствовать христианской церкви: высокие должности, оклады и почести стали даваться лицам, обращавшимся в христиапство. Христианская церковь «возвысилась», сделалась государственною церковью (отсюда – название периода «Пергам», т. е. возвышение). Но вместе с тем церковь начала «омирщаться», «портиться». Многие из языческих установлений, обычаев и церемоний были восприняты в христианскую религию, и в числе их языческий «день солнца» (dies solis), т. е. воскресенье, которое и вытеснило собой Божию субботу. Наряду с этим существовали также «верные свидетели», «не отрекшиеся от веры». Так, «верный свидетель» – Антипа – был умерщвлен. Имя Антипа (Antipas), по объяснению адвентистских исследователей, – происходит от двух латинских (sic!) слов: anti (против) и papas (папа). Это имя обозначает тот класс людей, которые восставали против папского владычества. «Пергам» обнимает собой период времени с 323 по 538 г. по Р. X. 4-я церковь – Фиатира («жертва раскаяния или сокрушения»). Название это указывает на состояние детей Божиих в длинный период мрачного и кровавого господства римского папства. Этот период начался с 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви и сделались гонителями еретиков, и продолжался до эпохп Реформации (1517 г.). В продолжение этого периода папская власть господствовала над Божиим народом. Свыше 15 миллионов «святых» были замучены Римскою церковью за приверженность к слову Божию. Господь говорит Своей гонимой церкви (Фиатирской): «Знаю твои дела, и любовь и служение, и веру, и терпение твое, н то, что последние дела твои больше первых, но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавелн, называющей себя пророчицей, учпть и вводить в заблуждение рабов Моих» ( Откр. 2:19–20 . «Иезавель»=римская церковь ). В заключение Господь дает следующее обетование своим гонимым чадам; «только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками» (т. е. над «гонителями») ( Откр. 2:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

3Цар.4:31 .  Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. 3Цар.4:32 .  И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; 3Цар.4:33 .  и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. 3Цар.4:34 .  И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его. Доселе была речь об органах правления Соломона и внешних чертах его быта. Теперь говорится о самом Соломоне и его чрезвычайной мудрости – не в смысле только практической, напр., судейской мудрости (ср. 3Цар.3:16–28 ), но и в смысле религиозной мудрости жизни (хокма), остроты, проницательности разумения (тебуна), широты умственного кругозора (рохав-лев) – способности обнимать умом самые разнородные предметы. Мудростью Соломон превосходил всех «сынов Востока» бене-кодем, Vulg.: «orientalium»; LXX, слав.: ρχαων νθρπων, «древних человек»; так и И. Флав., но сопоставление «древних» и Египта было бы неуместно): восточные племена: арабские, сирские, халдейские, славились своей приточной мудростью ( Иер.49:7 ; Авд.1:8 ; Вар.3:22–23 ); Египет славился естествознанием, и мудрость его в этом отношении вошла в поговорку ( ( Ис.19:11 ; Деян.7:22 ); И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 5). Из самого народа еврейского «в то время славились некоторые мудростию; почему писатель упомянул о них, назвав поименно» (блаженный Феодорит, вопр. 17), таковы: «Ефан» (LXX: Γαιθν, слав.: «Гефан»), «Еман», «Халкол» и «Дарда». Все эти лица (с добавлением некоего Зимри) названы в ( 1Пар.2:6 ) сыновьями Зары (евр. Зерах, откуда и название Емана и Ефана – Езрахитяне). Ефан и Еман были левиты – певцы ( 1Пар.15:17–19 ), кроме того, надписание имени первого стоит в заголовке ( Пс.88:1 ) (евр. 89), а второго – ( Пс.87:1 ) (евр. 88). Вероятно, певцами и поэтами были и Халкол и Дарда. В соответствии с тремя названными категориями мудрецов стоит указание произведений мудрости Соломона: 1) притчи, 2) песни и 3) произведения по естественной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

40:10, 11). Слышит она, что несомненно о Нем говорит Исаия, и притом называет Его пастырем: « как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных », и спрашивает его: где пасет, где почивает Тот, Которого возлюбила душа моя? Посылает ее Исаия к Иоанну, и говорит ей Иоанн: « глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему » (Мф. 3:3). Идет она за Иоанном в пустыню, удерживает его и спрашивает: скажи мне, ты ли Христос? Отвечает Иоанн: « я не Христос » (Ин. 1:20). И опять спрашивает она его: « что же ты крестишь, если ты ни Христос » (Ин. 1:25)? А Иоанн опять отвечает: я не Христос. За мною идет (Христос, Он) сильнее меня: « я недостоин развязать ремень у обуви Его » (Ин. 1:27; ср. Мф. 3:11; Мк. 1:7; Лк. 3:16). И так как Он еще медлил, то она говорила: увы мне, « я изнемогаю от любви » (Песн. 2:5). Тогда опять говорит ей Иоанн: не плачь, перестань, подожди немного. Видит Иоанн приближающегося Господа и говорит ей: перестань, не плачь больше. Издали показывает Его, протягивая перст, и говорит: вот Тот, Которого ты ищешь. « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). Она же, слыша, что Иоанн называет Его агнцем, а Исаия — пастырем, начинает сомневаться, кому поверить: этому ли поверить или Исаии? Видит Господь, что она начала сомневаться, и громко говорит: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11), и этими словами разрешает ее сомнение. Тогда приходит она к жениху, обнимает его и целует. И тогда исполняется написанное у Давида: « милость и истина встретились, правда и мир облобызались » (Пс. 84:11). А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: « имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия–то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться » (Ин. 3:29, 30). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

46. Christendom (дат.) (немецкий термин — Christentum), или христианство в идеале, каким оно должно быть. 47. См.: Матф., 9.2 — 3: " И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует " . 48. См.: Аристотель. Политика. III.2. 49. Датское соответствие латинскому термину: han begriber — " постигает " ; здесь, однако же, он идет скорее как синоним omfatter — " обнимает собою " . 50. " Противоположные явления при помещении их друг подле друга ясно выступают " (лат.). 51. Дат.: ved еп omvendt Art Accomodation, букв.: " после обратного рода уподобления " . 52. См.: Платон. Апология Сократа. 27 б. 53. Между тем, как неоднократно подчеркивает Кьеркегор, важна и осмысленна именно оппозиция " Synd — Тго " ( " грех — вера " ), а не " Synd — Dyd " ( " грех — добродетель " ). 54. Forargethed (дат.), то есть уже не просто " досада " , но " активная злость " , " яростное возмущение " . 55. " Любовь " , " страсть " — дат.: Kjerlighed, в нынешней датской орфографии: Kaerlighed. 56. См.: Матф., 11.6: " ...и блажен, кто не соблазнится о Мне " . 57. См.: Первое посл. к Коринфянам, 11.28: " Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей " . 58. Подразумевается немецкий поэт Генрих Гейне, в особенности его стихотворение " Возвращение на родину " из " Книги песен " . 59. Докетизм — еретическое учение, согласно которому человеческая сущность Христа была лишь некой видимостью, иллюзорной, воображаемой формой, — так что, скажем, его телесная оболочка была всего лишь " воображаемым телом " и так далее. 60. См.: Матф., 12.24. 61. " Вера " — дат.: Тгое. В этой связи Кьеркегор в своем Дневнике (Papirer. Х. В 16) вспоминает знаменитую формулу веры, зафиксированную Тертуллианом: " Верую, ибо абсурдно " . 62. См.: Матф., 26.31: " Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: " поражу пастыря, и рассеются овцы стада " " . 63. См.: Лука, 18.8: " Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? " Тематические страницы

http://predanie.ru/book/219874-bolezn-k-...

50. Каким образом посланный от Бога ангел внушает человеку волю Пославшаго? Духовным воздействием извне , прямым внушением душе Божиего повеления. «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба ... Ангел сказал: не подымай руки твоей на отрока ...» ( Быm. XXII, 11, 12 ). Через сновидение , когда события сна или приснившийся ангел убеждают в том, что было Божие указание. «Ангел Господень явился ему во сне и сказал... не бойся принять Марию, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» ( Мф.1, 20 ). Или наконец ангел в телесном обличии, представший наяву с извещением о том, что велит Господь; или если ангел действует для убеждения Божией непреоборимой силой . " Ангел Господень сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем...» ( Mф. XXVIII, 2 ). 51. Какия сведения об ангелах находим в Священном Писании? Ангелы суть деятельные духи, обладающие знанием, волею, проникновенным разсуждением ( Uc. VI, 3 ; Omkp. VII, 11 ). Они являются достойным людям в таком образе, в каком человек может видеть их ( Чuc. XXII, 31 ). Ангелы превосходят человека духовной силой; но будучи так же существами сотворенными, все же они ограничены ( 2Nem. II, 11 ). Они сопричастны жизни вечной и не умирают ( Лук. ХХ, 36 ). Они не вездесущи, но вневременно преодолевают пространство ( Быm. XXVIII, 12 ). Ангелам неведома глубина существа Божия ( 1Kop. II, 11 ). Им неизвестно будущее ( Mpk. XIII, 32 ). Не дано ангелам разуметь тайну Искупления ( 1Пет. 1, 12 ). Они не всегда проникают в помышления человеческого сердца ( 3Цap. VIII, 39 ). Ангелы в силах творить чудеса только указанныя им Богом ( Nc. LXXI, 18 ). 52. По каким указаниям Писания Церковь различает степени могущества, как и особыя служения в ангельском мире? Церковь исчисляет девять чинов ангельских , что, конечно, обнимает только то, что человеку открыто в его земной жизни. В Писании упоминаются: херувимы ( Быm. III, 24 ); серафимы ( Uc. VI, 1–8 ); силы ( Eф. I, 21 ); престолы, начала, господства и власти ( Koл. I, 16 ); архангелы ( I Coл. IV, 19 ); ангелы ( Puм. VIII, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

54. Моление о чаше Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV7 – нач. XVI в. Классическая иконография включает изображение молящегося коленопреклоненного Иисуса среди пустынных гор и спящих апостолов. Обычно Христос изображается дважды: молящимся и стоящим перед спящими учениками. В верхнем углу изображается небесный сегмент, из которого «нисходит» ангел. Если в Россанском евангелии мы видим фигуры трех апостолов, то на Софийской таблетке в нижнем регистре сцены – одиннадцать спящих апостолов. Следующий эпизод – «Предание Иуды». Эта сцена может получать различную трактовку, и в зависимости от того, какой эпизод больше акцентируется, складываются различные иконографические типы. 55. Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон Евангелисты сообщают, что при выходе из Гефсиманского сада Христос встретил Иуду Искариота, который стоял в окружении людей, вооруженных мечами и копьями. «Предающий же его дал им знак, сказав: кого я поцелую, тот и есть, возьмите его». Затем Иуда подошел и поцеловал Иисуса, после чего стражники схватили Христа и отвели его к первосвященнику Каиафе ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–50 ; Лк.22:47–54 ; Ин.18:3–12 ). Изображение на миниатюре сирийского евангелия Рабулы (VI в.) является одной из первых попыток воплощения иконографической схемы, которую можно обозначить как «Поцелуй Иуды». В центре композиции изображен Христос, руку которого лобзает Иуда, рядом два стражника берут Иисуса под руки. Уже здесь определилось фронтальное построение композиции. В дальнейшем сложилась схема, согласно которой Иуда обнимает Христа и целует его в щеку, их окружает толпа воинов с копьями и факелами в руках. Например, на новгородской иконе «Земная жизнь Христа» (1-я пол. XV в.), близкой по трактовке сюжета к южнославянским росписям XIII-XIV веков, в центре над головой Христа, как бы поднятый над толпой, изображен воин в развевающемся красном плаще, а в нижней части сцены – Петр, отрезающий ухо рабу Малху. Последний эпизод иллюстрирует слова Евангелия: «Один из бывших с Иисусом, простерши руки, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010