Начало деятельности преподобного Венедикта. Обитель в Субиако О жизни «отца западного монашества» известно немного. Преподобный Венедикт родился около 480 года в «холодной Нурсии» (frigida Nursia – ныне Норча), как писал Виргилий об этом местечке, расположенном недалеко от Сполето (Умбрия). Его семья вела свою родословную от древнего римского рода Анициев. Двенадцатилетним отроком Венедикт был послан в Рим для того, чтобы получить там обычное для того времени литературно-риторическое образование. Согласно местному преданию, дом родителей Венедикта стоял на том месте, где впоследствии была воздвигнута небольшая церковь San Bendetto in Piscinula 13 (в современном Риме – район Трастевере). Римская империя приближалась к своему концу; варварские племена герулов и остготов боролись за обладание Римом; набеги Теодориха и Одоакра держали в постоянном страхе жителей города. В 494 году, достигнув 14-летнего возраста, Венедикт прервал свое обучение; падение Рима побудило юношу бежать от соблазнов мира, особенно ярко проявлявшихся в столице империи. Сначала он удалился в местность Абруццо в Эффиде (ныне – Альфидена), а затем бежал далее на восток, в пустынную местность Субиако, чтобы в полном уединении предаться созерцанию вечного Бога. Впервые о Субиако упоминает Плиний Старший (79–23 гг. до P. X.) в своей «Естественной истории». Название «Субиако» ведет свое происхождение от загородной виллы Sublaqueum (лат. «под озером»), построенной императором Нероном (54–68) на берегах трех искусственных озер. Со временем на берегу первого озера – Пьянелло – возникло поселение с церковью, посвященной святому Лаврентию. Еще до преп. Венедикта монашеская жизнь издавна существовала в окрестностях Субиако (например, монастырь святого Василия на горе Талео) 14 . Остановившись в Субиако, где стремительная горная река Аниене орошает живописную долину, преподобный Венедикт поселился в пещере и стал вести отшельническую жизнь по примеру египетских пустынников. Недалеко от этих мест подвизался монах Роман.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Раскопками раскрыта базилика Санта-Мария-ин-Инсула в Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (к северо-западу от Изернии, обл. Молизе; между 824 и 842) с широким центральным нефом и апсидой; под ней сохранилась крипта Сант-Эпифанио в форме греч. креста. Девятинефная крипта (2-я пол. IX в.) сохранилась в аббатстве Сан-Клементе-а-Казаурия близ Торре-де-Пассери (обл. Абруццо). Уникальной была композиция ц. Санта-Мария-делле-Чинкуэ-Торри в Кассино (обл. Лацио, 778-797; не сохр.), 3-нефное строение имело обход и 5 башен. В трехнефной базилике, раскопанной на территории археологического комплекса рядом с ц. Сантисима-Тринита в Венозе (к северу от Потенцы, обл. Базиликата, V-VI вв.), была апсида-трифолий с полуциркульным обходом. Эта форма встречается и отдельно: небольшая ц. Сан-Лоренцо в Мезанье (близ Бриндизи, обл. Апулия; между V и Х вв.; Puglia preromanica. 2004. P. 249) - храм-триконх c прямоугольным притвором. Возводились однонефные сооружения, напр. церковь аббатства Сант-Анастазия в Понте близ Беневенто (VIII в.) или ц. Аннунциата в Прата-ди-Принчипато-Ультра близ Авеллино (обл. Кампания, VII в., перестроена) с огромным сводчатым нефом, с эллипсовидной апсидой в туфовой скале и с использованием сполий. Подобно северолангобардским аналогам, такие зальные храмы могли строиться в качестве дворцовых - Сан-Микеле-а-Корте в Капуа (2-я пол. IX в.), сохранившая тройные аркады входа и в интерьере, и Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно (между 774 и 787), встроенная в комплекс античных терм. Специфичной была типология 2-купольных сооружений, весьма характерных в дальнейшем для архитектуры Апулии. Этот тип появляется, судя по всему, на рубеже VII и VIII вв. в Беневентском герцогстве (Ibid. P. 148), хотя датировки этих, преимущественно сельских, грубых по исполнению сооружений очень условны. В Беневенто сохранилась ц. Сант-Иларио-а-Порт-Ауреа (VIII в.) с куполами разной высоты. Ко времени, «когда 2-купольный тип был экспериментальным» (Ibid. P. 116), относят также руинированную ц. Сант-Аполлинаре близ Рутильяно, к юго-востоку от Бари (VIII в.) - небольшое зальное сооружение с 2 купольными сводами, которые могли иметь конусовидные или пирамидальные кровли, и маленькую ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЗАРИНИ [Правильнее Маццарини или Маццарино; итал. Mazzarini, Mazzarino; франц. Mazarin] Джулио Раймондо (14.07.1602, Пешина, обл. Абруццо, Центр. Италия - 9.03.1661, Венсен, Франция), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV . Род. в дворянской семье весьма скромного происхождения; дед М., Джироламо Маццарини, переехал из Генуи в Палермо. Дядя М., Джулио Чезаре Маццарино (1544-1621), был членом Об-ва Иисуса (см. Иезуиты ), известным католич. проповедником, деятелем Контрреформации в Италии. Отец М., Пьетро Маццарини (1576-1654), переехал в 1590 г. в Рим, где служил интендантом у кн. Филиппо I Колонны, кн. Палиано, великого коннетабля Неаполитанского королевства; ок. 1600 г. он женился на Ортенсии Буфалини (1575-1644), крестнице Филиппо Колонны. Дядя М. по материнской линии был приором госпиталя для сирот и брошенных детей в Пешине. Детство М. прошло в Риме; его крестили в ц. святых Викентия и Анастасия (в 1644-1650 на деньги М. церковь была отремонтирована). У М. были младшие брат и 4 сестры (впосл. он перевез племянников в Париж и способствовал заключению выгодных браков). В 7 лет родители отдали его в иезуитскую Римскую коллегию (ныне Григорианский университет ). В 1618-1622 гг. сопровождал в Испанию Джироламо Колонну (1604-1666; в 1627 папа Римский Урбан VIII (1623-1644) возвел его в достоинство кардинала); в ун-те Алькала-де-Энарес изучал право. Вернувшись в Рим, М. продолжил обучение в ун-те Сапиенца. В 1628 г. он получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroque iure). Сначала М. выбрал военную карьеру на службе у папы Римского. Папа Урбан VIII вмешался в конфликт за Вальтеллину, горную долину в Альпах, через к-рую проходил удобный путь из Италии в Испан. Нидерланды, связывавший европ. владения Габсбургов. В 1620 г. Испания захватила Вальтеллину, имевшую союзнические отношения с кантонами Швейцарии. Попытки протестант. швейцар. союзной земли Граубюнден изгнать испанцев из долины не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Богородичен: Светородительнице Дево, души моея страсти отжени/и даждь чисто зрети, Владычице,/спасительную доброту возсиявшаго неизреченно из Твоея пречистыя утробы/во свет языков, Всепетая. Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский, основатель старейшего в Европе монашеского ордена бенедиктинцев, родился 14 (27) марта 480 года в итальянском селении Нурсии, расположенном к северо-востоку от Рима (ныне местечко Норча в провинции Умбрия, недалеко от г. Сполето). Святой Венедикт (или Бенедикт, от лат. Benediktus – благословенный) происходил из знатной и состоятельной семьи. Еще в детстве он отличался смышленостью и удивлял своими способностями. Получив первоначальное и довольно основательное домашнее образование, он был отправлен в 492 году родителями в Рим, чтобы завершить образование в столице. В Риме преподобный Венедикт изучал риторику, философию и другие науки, занимался и литературной деятельностью. Через два года, достигнув 14-летнего возраста, юноша оставил училище, в котором царили легкомысленные нравы и нельзя было приобрести подлинную ученость, тем более обрести духовность. Вняв призыву свыше, святой Венедикт решил удалиться от мирских соблазнов и всецело посвятить себя служению Богу. Вначале юноша поселился при храме во имя святого апостола Петра в местечке Абруццо (ныне Альфидена), близ Рима, где вел строгую аскетическую жизнь. Неожиданно стал известен чудесный случай, свидетельствовавший об особом духовном даре подвижника, который привлек к нему внимание. Избегая соблазна мирской славы, святой Венедикт покинул Рим (родители его к этому времени умерли). Он поселился в пещере малодоступной горной местности Субиако (Субъяко). Здесь, в Сабинских горах, святой проводил дни в строгом посте и неустанной молитве, подражая пустынножителям египетской Фиваиды. Отшельник из близлежащего монастыря по имени Роман, встреченный святым Венедиктом, постриг его в монашество и помогал в течение трех лет: он приносил в условленные дни хлеб и спускал его в пещеру святому Венедикту на веревке, к которой был привязан колокольчик.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобный заказ кажется на первый взгляд иконографически странным, однако он находит подтверждение как в художественной практике XII в., так и в византийских литургических толкованиях. Наиболее близкая параллель обнаруживается в иконографической программе новгородской церкви Спаса Нередицы (1199), в росписи которой, по всей видимости, участвовал Олисей Гречин 54 . Как было недавно показано, алтарную преграду этого храма фланкировали изображения херувимов, написанные на внешних гранях предалтарных столбов 55 . Речь идет о древней византийской иконографической традиции. О серебряном темплоне, украшенном образами святых и «шестокрылов», сообщает Типикон константинопольского монастыря Богородицы Кехаритумену (1118), основанный императрицей Ириной Комниной 56 . По всей видимости, шестикрылые ангелы украшали верхнюю часть алтарной преграды, созданной константинопольскими мастерами в 1071 г. для итальянского монастыря Монте Кассино. Об этом позволяет судить сохранившееся деревянное повторение этой преграды, сделанное в XII в. для маленькой церкви Santa Maria in Valle Porclaneta около селения Расиоло в Абруццо, с XI в. принадлежавшей монастырю Монте Кассино 57 . Резные большие изображения шестикрылов фланкируют аркаду верхнего регистра с девятью живописными образами ангелов, которые располагались над Деисусом и расположенным еще ниже чином святых в сложной многоярусной композиции, напоминающей высокий иконостас. Есть все основания полагать, что уникальный романский памятник отразил византийскую традицию декорации алтарной преграды. Знаменательно, что резные изображения шестикрылых херувимов по сторонам от центрального «Распятия» появляются на древнерусском иконостасном тябле XIII в., происходящим из Олонецкой губернии и сейчас хранящемся в ГИМ 58 . Несколько более поздний византийский пример – украшенная фресками алтарная преграда «Белой церкви» в Каране (Сербия, 1340–1342) 59 . В верхней части столбов, фланкирующих царские врата, представлены большие шестикрылые херувимы, которые воспринимаются как программный иконный образ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Убальда рядом с церковью святейшей Мадонны Милостей (delle Grazie)», и потому испрашивается его восстановление «для того, чтобы дождь не мог более вредить сему зданию, достойному быть сохраняемым в память нашего славного святого и покровителя Убальда, который источник сей чудесным образом исторг»: ASG, Fondo Armanni II.B. 2, см.: Menichetti P. L I ceri di Gubbio dal XII secolo. Città di Castello, 1982 P. 70. Автор приводит другие документы об источнике, называемом «fontem Avelli» (anno 1452, ivi, p. 68); «источник Лавельский» (anno 1523, ivi, p. 69). В 1693 г. в одном договоре о согласии источник появляется под названием «fonte dell’Anello» (источник Кольца), а в следующем веке установилось современное название «fonte di Sant’Ubaldo» («источник Св. Убальда»). Поскольку источник был вблизи святилища Св. Михаила, мне думается, что термин «кольцо» («anello»), происходящий в свою очередь от слова «гробница» («àvello»), это испорченное «Angélus». Из этого можно также сделать вывод, что почитание св. Убальда, призываемого против нечистых духов и «contra omnes diabolicas nequitias» («против всех козней дьявольских»), наложилось не на почитание св. Иоанна Крестителя, старинного покровителя города (ср.: Alimenti A. La figura di sant ‘Ubaldo nella spiritualità della Festa dei Ceri e nella cultura popolare contemporanea: identità urbana e funzioni protettive//Nel segno del santo protettore. P. 367−393), но на почитание Архангела. Это подтверждает его поминовение (праздник выпадает на 16 мая, октаварий (восьмидневный период) праздника Архангела) и сама иконография святого, представляющая его, когда он пастырским посохом пронзает голову лукавого у своих ног. 1465 Caraffa F. L’eremitismo nella Valle dell ‘Alto Aniene dalle origini al secolo XIX//Miscellanea Antonio Piolanti. Roma, 1964. Vol. 2. P. 223−237. 1466 Об уроженке Абруццо Хелидонии, удалившейся около 1092 г. в пещеру в Симбруинских горах (Monti Simbruini) в двух милях от Субиако, см.: Cignitti B. Chelidonia, solitaria, vergine, santa.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К XI в. относятся также два реформаторских монашеских движения, начавшихся в Фолиньо. Первое из них – конгрегация Сассовиво, знаменитая ромуальдинская обитель, основанная около 1080 г. Майнардом, отшельником-монахом, по всей вероятности, уроженцем Штирии. Это было объединение, насчитывавшее до сотни общежительных монастырей, разбросанных по Умбрии, Лацио и Марке и занимавшихся благотворительностью и помощью больным. Объединению способствовали графы Уппелло или Фолиньо, т. е. папский престол 1445 . Другая реформа была предпринята св. Домиником (1031), монахом обители св. Сильвестра, связанной с монашеством Вальнерии, откуда, впрочем, святой ушёл, странствовал по Сабине между Абруцци и Лацио, чередуя отшельничество с реформаторской проповедью и основанием монастырей отшельнической направленности, которых оказалось около дюжины 1446 . Роль св. Доминика, странствующего проповедника, как в своё время уточнил Г.Э. Дж. Коудри 1447 (Herbert Edward John Cowdrey) и недавно, хотя и с оговорками, Жан-Мари Сантер (Sensterre), заключалась в поднятии уровня современников-христиан из народностей, с которыми общался святой. Кроме того, помимо создания образца святости для всех христиан на собственном примере жизни, во время столкновения священства с царством он также внёс весомый вклад в дело поборников григорианской реформы 1448 . Хроника Монтекассино, цитадели итальянского монашеского общежительства, впрочем, упоминает св. Доминика не как отшельника, но как «multorum fondator cenobiorum» («многих обителей основателя»), не в последнюю очередь потому, что два монастыря, основанные святым, в 1067 и 1069 гг. перешли к Монтекассино 1449 . Один из них – это монастырь Св. Петра в Авеллане, где между 1040 и 1050 гг. умер св. Амик, удалившийся туда после долгого периода независимого отшельничества, и препровождённый в пещеру св. Михаила на границе Абруццо и Марке 1450 . Отшельники Апокалипсиса Эту пещеру, пещеру святого Ангела (S. Angelo de Criptis), где св. Амик жил то один, то в обществе одного из своих учеников, определяет не агиограф второй половины XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» 7 Мар 2024 Фото: Даниэль Ибаньес/EWTN Ватикан Копье хранят в соборе Святого Петра и демонстрируют верующим при литургии в пятое воскресенье Великого поста ВАТИКАН. Римская Церковь явила миру миру «Святое копье» или «копье Лонгина», пронзившее распятого Иисуса – оно хранится в соборе Святого Петра и по обычаю выносится при литургии в пятое воскресенье Великого поста, пишет catholicnewsagency. Копье Лонгина (Sacra Lancea) – одно из Орудий Страстей, одна из величайших святынь христианства. В Новом Завете свидетельство о копье приводится только в Евангелии от Иоанна: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19:34 ). Апокрифическое Евангелии от Никодима IV века свидетельствует, что это сделал римский «сотник Лонгин». Блаженный Августин писал, что христианская Церковь возникла из раны в боку Христа как Его невеста, подобно тому, как Ева была создана из ребра спящего Адама. Потому вода и кровь — символы святых таинств Крещения и Евхаристии, и их смешивают при причащении. Православная церковь в обрядах использует обоюдоострое копие, символизирующее копье Лонгина, для изъятия частиц просфор. В различных церквях мира хранятся несколько копий Лонгина и фрагментов, некоторые из которых проходили научные экспертизы на возраст. В Армянской церкви хранится копье, по преданию принесенное в страну апостолом Фаддеем. Есть также копья в Вене и Кракове. Жан Кальвин в богословском трактате 1543 года сообщает о четырех копьях – одном в Риме и трех во Франции. Ватиканское копье хранится в Базилике Святого Петра. По преданию, оно сберегалось в Иерусалиме, затем в Константинополе, а в 1492 году султан подарил его папе Иннокентию VIII. В настоящее время это копье (с обломанным острием) хранится в капелле этого собора в часовне святой Вероники и является миру в пятое воскресенье Великого поста. Житие святого Лонгина обросло множеством местных преданий, вплетающихся в богатый гобелен христианства. Жители города Ланчано в регионе Абруццо веруют, что он там родился и принял мученическую смерть. А жители Мантуи в Ломбардии уверяют, что Лонгин проповедовал и скончался в их местах, а перед тем принес драгоценные капли Крови Господней и губку (также Орудие Страстей), в городской собор Святого Андрея. Праздник святого Лонгина исторически отмечается 15 марта. Однако Римский мартиролог упоминает святого 16 октября без какого-либо упоминания о мученичестве. Статуя святого Лонгина, созданная Джани Лоренцо Бернини, украшает собор Святого Петра.

http://azbyka.ru/news/vatikan-javil-miru...

В сборник включены также 4 Жития, написанные П. Д.: св. Плацида, еп. Севера (BHL, N 7675), аббата Аполлинария (BHL, N 622), мон. Гвинизона и его ученика Ианнуария (BHL, N 8951). Житие Аполлинария (аббат Монте-Кассино в 817-828) практически полностью основано на информации из «Хроники Кассинского монастыря» авторства Льва из Марсики, при этом П. Д. не называет свой источник и полностью стилистически перерабатывает его. Житие Гвинизона и Ианнуария (монахов Монте-Кассино, живших в сер. XI в.) основано на рассказах о них в «Диалогах о чудесах св. Бенедикта» аббата Дезидерия (1058-1087), где они не названы святыми. П. Д. риторически переработал этот материал, добавив к нему сведения по истории мон-ря в то время, вновь заимствованные из «Хроники…» Льва из Марсики (при этом в отличие от Жития св. Аполлинария во мн. случаях заимствованные дословно). Эти тексты наряду с Житием св. Плацида, вероятно, были первыми агиографическими сочинениями П. Д. Немного позднее было составлено Житие св. Севера, в к-ром агиограф в большей степени дал волю воображению. Св. Север Кассинский упоминается под 20 июля в эхтернахской рукописи Иеронимова Мартиролога (нач. VIII в.), к IX в. в календаре Монте-Кассино он был обозначен как епископ. В «Хронике…» Льва из Марсики упоминается ц. во имя Севера, еп. Кассинского, построенная в 1-й пол. XI в. аббатом Теобальдом (Chronica monasterii Casinensis. II 53). П. Д. отождествил этого Севера с «Севером, епископом Кассинатским» (Severo Cassinati), упоминаемым среди участников Римского Собора 487 г., созванного папой Феликсом III (II) (483-492) по вопросу об африкан. христианах, перекрещенных арианами (подробнее см. в ст. Карфаген ). Этот Север, вероятно, был епископом Чезены, а в Кассине никогда не существовало епископской кафедры. П. Д. представил Севера участником и Римского Собора 484 г. (см. в ст. Акакианская схизма ), сведения о к-ром он взял из «Хронографии» Анастасия Библиотекаря. Кроме того, он добавил рассказы о посмертных чудесах святого. Уже после завершения работы над основной частью сборника П. Д. добавил к нему Житие св. Альдемара (BHL, N 251), написанное скорее всего неизвестным автором XI в. из обл. Абруццо (возможно, из Буккьянико, близ Кьети,- главного центра почитания св. Альдемара в средние века). Альдемар, уроженец Капуи, был монахом Монте-Кассино при аббате Алигерне (949-986), впосл. основал мон-рь св. Евфимии в Буккьянико и др. мон-ри в еп-стве Кьети ( Feller L. Sainteté, gestion du pratimoine et réforme monastique en Italie à la fin du Xe siècle: La vie de St. Aldemar de Bucchianico//Médiévales. P., 1988. N 15. P. 51-72).

http://pravenc.ru/text/2580386.html

Надеемся, что больше такого не повторится 24 августа. ПРАВМИР. В Италии сегодня ночью произошло мощное землетрясение. В результате катастрофы, по последним данным, погибли не менее 20 человек. О том, что произошло, «Правмиру» рассказывает настоятель прихода в честь Пресвятой Троицы в Пезаро иерей Вячеслав Тукан. Только что стало известно, что в числе погибших — 20 человек, еще около 100 пропали без вести. Мэр Мателики на вопрос, какова ситуация в городе, ответил: «Города больше нет…». Землетрясение длилось примерно 20 секунд, и за это время оно снесло практически все, что было там. Серьезные разрушения произошли в Аккумоли, Амтриче, Посте и Аркуата-дель-Тронто. Там тоже очень много жертв. Ситуация крайне сложная. Наш приход находится примерно в 100 км от эпицентра, но мы тоже чувствовали сильные толчки ночью. Люди очень испугались, выбежали на улицу, ожидая повторного землетрясения. Но, слава Богу, этого не произошло. Церковь, конечно, организует помощь пострадавшим, но пока об этом никто ничего не говорит, пока ни у кого нет даже времени следить за новостями. Схожая по масштабам трагедия произошла в 2009 году в городе Л’Акуила, центре региона Абруццо. То землетрясение стало самым разрушительным на территории Италии за последние 30 лет. Тогда катастрофа унесла жизни почти 300 человек. Надеемся, что больше такого не повторится. Записал Роман Кизыма Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 апреля, 2016 19 апреля, 2016 1 мая, 2016 8 октября, 2023 11 сентября, 2023 10 сентября, 2023 9 сентября, 2023 7 июля, 2023 4 июля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyashhennik-iz-pezaro...

   001    002    003    004   005     006    007