Священническое облачение Изначально клирики не имели специальных одежд, но со временем получили некоторые внешние знаки отличия от других членов Церкви. Все детали облачения пришли к нам из Византии и имеют символическое значение. 23 ноября, 2012 Изначально клирики не имели специальных одежд, но со временем получили некоторые внешние знаки отличия от других членов Церкви. Все детали облачения пришли к нам из Византии и имеют символическое значение. Издательство «Никея» выпустило книгу «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского . Вхождение священника в храм сопровождается входными молитвами, которые он, еще не облаченный, читает перед Царскими Вратами, благоговейно испрашивая у Бога силы на служение. Он просит укрепить его в предстоящую службу и очистить от грехов, давая возможность совершить таинство без осуждения. Эта молитва звучит так: «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу сию. Да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему, и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь» . После этого священник испрашивает прощения у тех, кто находится в храме в этот момент, заходит в алтарь с чтением псалма: «Вниду в дом Твой…» , трижды поклоняется Престолу и облачается, читая молитвы, раскрывающие смысл иерейских одежд. Диаконское облачение: стихарь, орарь. Фото: alant.prihod.ru Изначально клирики не имели специальных одежд, но со временем получили некоторые внешние знаки отличия от других членов Церкви. Облачения дьяконов, священников и епископов во многом схожи. В облачение дьякона входит стихарь, орарь и поручи. У священника кроме этого есть еще епитрахиль (орарь, сложенный вдвое), пояс и фелонь. Все эти детали облачения пришли к нам из Византии и имеют символическое значение. Когда священник надевает священнические одежды, он читает молитвы, в которых раскрывается смысл каждой части облачения. Священнический стихарь обычно называют подризником. Облачаясь в него, священник вспоминает о нетленности крещения, в котором люди во Христа облеклись.

http://pravmir.ru/svyashhennicheskoe-obl...

Все остальные иконы в Храме – несколько десятков больших и малых икон написаны заново. Иконописцы потрудились и заработали на пропитание, а Храм не участвовал в перепродаже святых образов и не «кормил» церковными деньгами бизнесменов иконного рынка, формируемого в основном за счет ограблений Церквей и обманов владельцев икон. Одним из специфических видов производственной приходской деятельности является пошив церковного облачения – это пошив подрясников, ряс, богослужебных комплектов (стихари, фелони в комплекте, саккосы и иное), облачений престола и жертвенника, художественная вышивка покровцов, и конечно же – ремонт облачений. В каждом Храме, как правило, имеется ризничий, то есть человек, который содержит ризницу в должном порядке: наблюдает за чистотой облачений, ремонтирует его, подготавливает к богослужению. Необходимость пошива облачений (не на продажу) возникает тогда, когда рынок предлагает очень дорогие изделия. В этих случаях гораздо эффективнее нанять двух портних, и за умеренную заработную плату они очень скоро обошьют весь Храм. Затем, после получения соответствующих навыков, эти портнихи могут изготавливать облачения на заказ для иных приходов. Стоимость этих заказов не должна превышать стоимости подобных же изделий на рынке. Кроме материального производства предметов церковного обихода (мебель, утварь, иконы, облачения) и иных товаров, приходы могут оказывать любые услуги. Весьма часто приходы организуют кабинеты для приема больных – чаше всего это приемы у педиатра и гомеопата. В Москве имеется приход Всех Святых, который учредил юридическую консультацию, где специалисты прихожане и привлеченные работники дают платные и бесплатные консультации по различным правовым вопросам. Порою усердная деятельность по «добыче» доходов входит в противоречие с гуманитарными задачами прихода. Есть в Москве Приход, в пользовании которого находился двухэтажный дом; в этом доме в течение двух лет размещалась православная общеобразовательная гимназия, в которой училось около ста православных детей. Пришел новый настоятель, посчитал наличие гимназии в его Приходе излишним, и в новом учебном году вместо классов там разместилось весьма прибыльное пищевое производство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Установка Престола Кропление столпов Престола и воскомастиха. Нанесение воскомастиха на престольные столпы. Повторное кропление столпов Престола. Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…». Кропление доски (столешницы) Престола. Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма. Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Чтение 22-го псалма. Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Окропление святой водой гвоздей и камней. Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам. Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…». Коленопреклонная молитва , читаемая архиереем: «Боже безначальный…». II. Омовение и помазание Престола святым Миром Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями. Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином. Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма. Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков». Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма. Вытирание губами (губками) Престола. Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…». Помазание Престола и антиминса святым Миром. Чтение 132-го псалма. III. Облачение Престола и жертвенника Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма. Обвязывание Престола вервием. Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…». Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой. Облачение и украшение жертвенника. Кропление жертвенника святой водой. Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма. IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма. Диакон – малая ектенья. Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…». Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…». V. Крестный ход со святыми мощами Архиерей: «С миром изыдем». Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   В засверленные под гвозди отверстия вливается воскомастих и зачищается ножами. Певцы поют 22-й псалом. Также приносят четыре гвоздя и полагают их на трапезе. Предстоятель кропит их святой водою и вкладывает в отверстия на углах доски. Священнослужители, взяв четыре камня, забивают гвозди в столпы, прикрепляя таким образом трапезу к ее основанию.     Омовение и освящение престола. На престол льют теплую воду, и священники растирают ее руками, а потом натирают трапезу мылом. Затем снова льют воду для смытия мыла и престол вытирают полотенцами. Предстоятель снова окропляет святой водою трапезу.    После этого приносят красное вино, смешанное с розовою водою; предстоятель трижды крестообразно возливает на трапезу (на середину и по сторонам немного ниже середины). Священники вместе с предстоятелем растирают вино с родостамной по престолу и втирают его губками досуха. (Певцы поют 83-й псалом.)    Наконец, предстоятель помазывает престол святым Миром. (Певцы при этом поют 132-й псалом.) По древней практике, священник, освящая престол, помазывает крестообразно трапезу посередине и на четырех углах. Диакон при каждом помазании говорит «Вонмем», а предстоятель на каждое помазание трижды произносит «Аллилуиа».    После этого совершается облачение престола и жертвенника в их одежды.    Предстоятель кропит святой водою нижнюю одежду престола (вне и изнутри), и надевают ее на престол; потом он окропляет шнур святой водою, и обвязывают им престол «просто» (Большой Требник), т. е. кругом престола — по кругу, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно предстоятель держит конец шнура в руке на верхнем правом углу престола (в месте выемки для шнура — на торце доски), а диакон опоясывает престол шнуром трижды, после чего завязывают узел у правого столпа престола (Дополнительный Требник). В это время читается 131-й псалом.    Затем при пении 92-го псалма надевается на престол окропленная святой водою верхняя одежда («индития»). После этого на престол полагают, с окроплением святой водою, Евангелие, крест и дарохранительницу, и все покрывают пеленой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Затем, повернувшись ко мне — сделай три земных поклона в сторону святого престола, Алёша — он указал на стоящий в центре алтаря, одетый в парчовые облачения высокий кубообразный престол со, стоящей на нём, небольшой, высотой в локоть, золотой церковкой. Я трижды поклонился. — Я хочу, Алёша, чтобы ты сегодня свою первую божественную Литургию провёл в алтаре. Стой вот в этом уголке, смотри, молись, не пытайся сразу понять головой всё, что здесь будет происходить, потом разберёшься и поймёшь. Просто отключись от всего что за этими стенами, общайся с Богом своим сердцем, проси Его обо всём, самом для тебя важном, в первую очередь о преображении твоей души Духом Божьим в душу христианскую, могущую вместить в себя Божественную любовь и нести её в мир. Я молча встал в указанный мне простенок. В это время, Семён заканчивал зажигать красивые разноцветные лампады на стоящем сразу за престолом высоком бронзовом «семисвечнике». Обтерев руки тряпицей, затем ополоснув их водою из висящего в противоположном от меня углу умывальника, и тщательно вытерев их полотняным, с вышивкой, рушником, Семён взял со столика, аккуратно сложенное облачение, повернув его кверху вышитым золотым крестом и подошёл к Флавиану. — Благослови Владыко во святый стихарь облещись! — Семён склонив кудлатую голову протянул своё облачение к священнику. — Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь! — Флавиан широким крестом осенив Семёна, положил руку на край стихаря. Семён, благоговейно поцеловав руку Флавиана и крест на стихаре, ловко развернул его и надел на себя, сразу преобразившись в сверкающего витязя. Дверь отворилась, и в алтарь светлым лучиком скользнул Серёженька, легко положив поклоны престолу, радостно обнявшись с громадиной Семёна, также легонько, словно порхая, благословившись на облачение в стихарь и облачившись в него. Флавиан стоял в левом дальнем углу алтаря, уткнувшись животом в край такого же как престол, кубообразного стола, тоже облачённого в расшитые крестами парчовые одежды. На этом столе слева от Флавиана высилась горка свежеиспечённых, пахнущих свежестью белого хлеба просфор, которые Флавиан брал по одной, маленьким, похожим на копьё ножичком, выкрашивал из них мелкие частички на стоящее перед ним золочёное блюдечко, одновременно прочитывая взглядом лежащие перед ним записки с именами живых и усопших. Затем «вынутые» просфоры складывались им в стоящую рядом на табурете плетёную корзину, изнутри обшитую чистой белой тканью.

http://azbyka.ru/fiction/flavian/?full_t...

В засверленные под гвозди отверстия вливается воскомастих и зачищается ножами. Певцы поют 22-й псалом. Также приносят четыре гвоздя и полагают их на трапезе. Предстоятель кропит их святой водою и вкладывает в отверстия на углах доски. Священнослужители, взяв четыре камня, забивают гвозди в столпы, прикрепляя таким образом трапезу к ее основанию. Омовение и освящение престола. На престол льют теплую воду, и священники растирают ее руками, а потом натирают трапезу мылом. Затем снова льют воду для смытия мыла и престол вытирают полотенцами. Предстоятель снова окропляет святой водою трапезу 105 . После этого приносят красное вино, смешанное с розовою водою; предстоятель трижды крестообразно возливает на трапезу (на середину и по сторонам немного ниже середины). Священники вместе с предстоятелем растирают вино с родостамной по престолу и втирают его губками досуха. (Певцы поют 83-й псалом.) Наконец, предстоятель помазывает престол святым Миром. (Певцы при этом поют 132-й псалом.) По древней практике, священник, освящая престол, помазывает крестообразно трапезу посередине и на четырех углах 106 . Диакон при каждом помазании говорит «Вонмем», а предстоятель на каждое помазание трижды произносит «Аллилуиа». После этого совершается облачение престола и жертвенника в их одежды. Предстоятель кропит святой водою нижнюю одежду престола (вне и изнутри), и надевают ее на престол; потом он окропляет шнур святой водою, и обвязывают им престол «просто» (Большой Требник), т. е. кругом престола – по кругу, а не крестообразно, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно предстоятель держит конец шнура в руке на верхнем правом углу престола (в месте выемки для шнура – на торце доски), а диакон опоясывает престол шнуром трижды, после чего завязывают узел у правого столпа престола (Дополнительный Требник). В это время читается 131-й псалом. Затем при пении 92-го псалма надевается на престол окропленная святой водою верхняя одежда («индития»). После этого на престол полагают, с окроплением святой водою, Евангелие, крест и дарохранительницу, и все покрывают пеленой.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМОВЕНИЕ ПРЕСТОЛА [греч. κπλυσις (либо παμφασις) τς γας τραπζης - «омовение (либо разоблачение) св. трапезы»], в правосл. литургической традиции одно из чинопоследований Великого четверга , состоящее в снятии с верхней доски св. престола надетых на нее облачений, т. е. индитии (верхнее облачение) и срачицы (нижнее облачение), затем ее омовение и умащение благовониями и последующее возложение на прежнее место напрестольных облачений. Время возникновения чина неизвестно, но его совершение между тритекти и литургией (точнее, вечерней с литургией) Великого четверга в храме Св. Софии в К-поле предписано уже в Типиконе Великой ц. X-XI вв. ( Typicon. T. 2. P. 72). Самый ранний текст чина сохранился в Стратигия Евхологии (Paris. Coislin. 213, 1027 г. Fol. 23r - v); в позднейших рукописях и печатных изданиях, вплоть до принятых в греч. Церквах в наши дни, он практически не изменился. Чин включает: каждение св. престола и молитву Κριε Θες μν, τ ζωοποι σου θαντ τν θνατον νεκρσας (                ), после к-рой престол разоблачают под пение псалмов (Пс 50, 25, 83; в изложении чина в Евхологии Стратигия псалмы еще не упомянуты); затем омовение престола теплой водой и умащение родостагмой (экстракт из лепестков роз) с помощью натуральных губок, а далее - отирание губками либо чистыми новыми полотенцами (по окончании чина губки и полотенца раздавали его участникам и проч. молящимся как памятные святыни); облачение св. престола, 2-ю молитву: Ο λημων κα οκτρμων Θες, δι φατον γαθτητα πρς λειτουργαν το παναγου κα χρντου σου θυσιαστηρου (                                ) и повторное каждение. Практический смысл чина заключался в том, чтобы очистить св. престол от накопившихся за год загрязнений (следует иметь в виду, что визант. престолы обычно представляли собой мраморную доску, возложенную на каменные ножки-столбцы; доска была обтянута срачицей, к-рую фиксировали вервием, пропущенным по желобку в торце доски и завязанным крест-накрест под доской; при этом столбцы и подпрестольное пространство оставались открытыми), поменять при необходимости срачицу и умастить доску престола благоухающей ароматом роз водой, поскольку мрамор обладает пористостью, благоухающие вещества - такие, как миро или родостагма,- могут какое-то время оставаться в порах камня.

http://pravenc.ru/text/2578393.html

Потому я желал бы, чтобы здесь вы предварительно поговорили между собой, объяснились и высказались со всею откровенностью. Если где желательно единомыслие, то это в особенности между пастырями и архипастырем, между пастырями и пасомыми, – в единении сила. Се, что добр о , или что красн о , но еже жити братии вкупе! ( Пс.132:1 ). Слова, беседы и поучения при освящении и закладке церквей Как происходит освящение храма. Архипастырское поучение по освящении храма Благодатью Всесвятого Духа чрез священнодействие служителей Церкви совершено освящение этого храма. Можно предполагать, что присутствующими здесь было обращено внимание на то, что большая часть священнодействий при освящении храма совершалась в алтаре. Почему это так? Потому, что алтарь есть важнейшая часть храма. Вероятно, замечено было вами, братья, и то, что почти все священнодействия в алтаре по преимуществу относились к престолу. И это опять потому, что престол есть главнейшая часть алтаря. Если освящен престол – освящен и храм. Коснись престола что-либо могущее осквернить его или будь только сдвинут престол со своего места, он уже не священ, но требует нового освящения. Литургия с таинственным жертвоприношением Тела и Крови Христовой может быть совершаема только на том престоле, который освящен епископом. На престоле, освященном не епископом, а священником, хотя и может быть совершена литургия, но только тогда, когда на этом престоле имеется антиминс, или, что то же, вместопрестолие, имеющий вид малой плащаницы, освящаемый епископом с помазанием его святым миром и положением в него части мощей. При освящении престола бывают следующие священнодействия. Уготованный для священнодействия литургии престол до освящения своего бывает обнаружен – ничем не прикрыт. Освящение начинается окроплением престола святой водой. Затем престол тщательно измывается священнослужителями и прочно утверждается посредством мастики и гвоздей. Все священнодействия сопровождаются пением псалмов, некоторые – молитвами и оканчиваются славословиями, возносимыми архиереем. После измовения и утверждения престол рукой епископа помазуется святым миром. После этого совершается облачение его в белую одежду, или срачицу, и кругом особенным образом, крестообразно, опоясуется вервием; по окончании же этого одевается престол в цветную одежду. Затем совершается каждение престола и храма; стены сего последнего помазуются святым миром. Иконостас и весь храм окропляются святой водой; зажигаются светильники и, после обхождения вокруг церкви, на престоле, а также и под престолом полагаются святые мощи. Наконец, совершается архиереем последняя молитва , и храм благодатью Всесвятого Духа освящен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Вещества и вещи, необходимые для освящения храма. Ко дню освящения храма настоятель с причтом должен иметь следующие предметы и вещества: медную маленькую кастрюлю для воскомастиха, ручку которой необходимо обвить ленточкой, чтобы не обжечь руку; 400 гр. желтого воска и по 40 гр.: мастики, простого и росного ладана и аптечного алоэ (толченых). Если нет мастики – достаточно белый ладан; если нет алоэ – вместо него белая сера (смола) или чистая канифоль; 4 чистых камня; 5 или больше полотенцев; 2 бутылки красного вина: одну к освящению престола, другую для совершения литургии; нож столовый чистый; две антидорные тарелки, чтобы подавать нужные при освящении предметы; 15–20 свечей, которые нужны будут для возжигания на всенощном бдении, при освящении воды и храма; водосвятную чашу с кропилом; бутылку розовой воды, если она имеется, и несколько пузырьков духов; 4 грецких губки для вытирания престола. Все указанные предметы должны быть помещены на столе возле горнего места. Облачения и богослужебные книги. Необходимо приготовить священнических и диаконских облачений по числу служащих. Священников при освящении может быть от трех до семи, диаконов до четырех. Совершать литургию можно втроем и впятером. Кроме облачений, нужны запоны (фартуки) для священников по числу служащих при освящении храма. Нужно приготовить необходимое число экземпляров Служебников для священников, а также весь круг богослужебных книг, кадила (два), фонарь для крестного хода, диаконские свечи (две). Кроме стола и сосуда для благословения хлебов, нужно приготовить два стола, обшитых белым полотном: один (большой) – на середине церкви, другой (небольшой) – у местной иконы Спасителя, а также два аналоя, которые поставляются на середине храма. Предметы и принадлежности храма и алтаря. На указанном большом столе (обшитом полотном), поставленном среди храма, размещаются следующие принадлежности жертвенника и престола. На левой стороне стола укладываются поперек: покрывало на жертвенник, на него верхнее и нижнее одеяния престола, шелковый или хлопчатобумажный шнур (17–25 метров, смотря по величине престола), сверху всего – воздухи и илитон;

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Моё здоровье, по милости Божией, удовлетворительно. После трехнедельного, правду сказать, утомительного путешествия по епархии среди постоянных сильных жарких дней, я наслаждаюсь теперь приятным отдохновением под сенью дерев моего загородного обширного сада. Если бы не было у меня этого убежища, то летняя жизнь в городе была бы несносна. Сколько зимой Харьков приятен, столько же летом он невыносим по причине ослепляющей глаза пыли. После пятимесячного моего пребывания на новой кафедре, я довольно уже освоился со своим положением. Кроме доброго ничего пока не могу сказать о здешнем окружающем меня обществе, как светском, так и духовном. Без сомнения, встречаются иногда по службе случаи и не весьма приятные, но где же их нет». В. М. Бостанжогло писал мне от 2-го июня: «Не нахожу слов благодарить Вас, Владыко святый, за драгоценную любовь, которую Вам угодно было оказать мне Вашими святыми молитвами в дни тяжких болезненных испытаний моих. Только этим молитвам Вашим и наших Московских Архипастырей и Пастырей, а также множества расположенных ко мне людей, я обязан тем, что Господь не предал меня недостойного до конца, иначе моё дело было весьма плохое и смерть стояла на стороже у моего одра. Теперь, благодарение Богу, мне немного легче: я могу хоть шёпотом говорить и дышу много свободнее, хотя вставленный в дыхательное горло снаряд дает часто знать о себе. Надеюсь на милосердие Божие, что с тёплой погодой понемногу это дело исправится, и может быть и я ещё поживу на белом свете. Очень рад, что Вам понравились и облачение, и доставивший его мой племянник Н. А. Алексеев , который действительно хороший молодой человек и с доброй христианской душой. Радуюсь также, что облачение пришло кстати и пробудило заснувшее чувство усердия к храмам Божиим у Харьковцев, из которых, как говорит мне племянник, староста соборный уже и поспешил заказать соборное облачение. Служите в нём, Преосвященнейший Владыко, пред престолом Всевышнего и молитесь за жертвователей; вот всё, что они могут просить от Вас. Между тем будьте уверены, что все участвующие в этом деле приняли это участие самым сочувственным образом; мы помним Вас, уважаем Вас за Ваши редкие качества, любим и почитаем от искреннего сердца и что делаем, делаем по побуждению душевному и с полным искренним желанием. Не Витебск и не Харьков тут имеют значение, а Преосвященный Савва, всеми Москвичами любимый и уважаемый. На какой бы кафедре Вы ни были, отношения наши к Вам останутся теми же, без малейшей перемены.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010