4:13). И вот едва он вышел из детства и совершил течение пятнадцатого года, его родители, руководясь человеческим разумением, стали делать приготовления к браку; они нашли и невесту, долженствовавшую, по их мнению, понравиться юноше, вели разговоры о брачном ложе, настраивали свадебные песни в честь Гименея. Но сам он, сохранявший до сих пор полную любовь и полное послушание к родителям, тогда только решил отречься от них совершенно, и все свое желание и всего себя предать единому Христу. Он слышал и помнил, что Им было сказано в евангелии: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас» (Матф. 11:28), и в другом месте: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником, и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26—27). Находя несообразным этому касающийся его план родителей, руководясь своим целомудренным разумением, и предпочтя повиноваться более Богу, чем человекам, он оставляет родителей, убегает брака и сладостей супружества, так как в них не замечается надежного и точного блага, а много такого, что может повредить избравшим величайшее из всех благ, Христа; оставляет все: сродников, друзей, ближних, имение, стада, самую родную землю и отечество, берет на себя единственное напутствие спасения — крест, и следует за призывающим и путеводящим Христом.    Поднявшись от восточной страны, он пришел во град Константина, и здесь отыскал монастырь, более других приспособленный к наслаждению молчанием — он был некогда обиталищем божественного Иоанна Златоуста, — именно в то время, когда он украшал патриарший престол, почему и сам украшается его именем (носит его название); сюда-то именно приведя себя, и он (наш Мелетий) предает себя Богу и настоятелю монастыря. Подвергшись довольным упражнениям в предварительных подвигах монашеской жизни, и уже завершая третий год, он облекся в священное монашеское облачение, и стал готовиться к совершеннейшим подвигам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

777 «Образ освящения внутреннего нам представлен в обрядах освящения внешнего… при содействии молитвы, храм очищается… уготовляется облачением и украшением престол таинственного присутствия Божия, и Царь славы, сокрывающий неприступное величие свое в осязаемых изображениях и знамениях (курсив мой. – Свящ. П. Х.)… отверзает, проникает и наполняет свое жилище» (Слова и речи. Т. 1. С. 176). 782 Между прочим, не только это, но и ни одно другое свое петербургское Слово на освящение храма святитель не счел возможным напечатать в прижизненных собраниях своих сочинений (1822, 1835, 1844, 1848, 1861 гг.). 783 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 72–73. 784 Можно сказать, что Слово 1812 года – «голицынское» – наиболее полно вместило в себя все предшествующие тенденции развития. 786 Нет нужды доказывать, что Псалтырь составляет «уток» всего православного богослужения. Ср. написанное святителем обращение «К христолюбивому читателю», предваряющее русское издание Псалтыри: «По приведении к окончанию преложения Священных книг Нового Завета на русский язык предложена из книг Ветхого Завета и книга псалмов. Она избрана потому, что издревле в Православной Церкви есть обыкновение издавать ее часто отдельно от прочих священных книг, и также потому, что книга сия обращается у православных христиан в особенном употреблении молитвенном, церковном и домашнем, и, следственно, есть ближайшая потребность сделать ее по возможности для всякого вразумительною (К христолюбивому читателю//Книга хвалений, или Псалтирь на российском языке. М., 1823. С. I). Или: «Каков бы, впрочем, ни был сокровенный порядок Псалтири: дух ее познается в разнообразии ее членов. Она есть сокращение всех священных книг, полная совокупность истин Богопознания и Богопочтения…» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 10). 791 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей.] Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

    Священник: «Ибо Твое есть царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».     Чтец: «Аминь. Господи, помилуй» (12 раз). «Слава и ныне…», «Приидите поклонимся…» и 9-й час.     Открываются царские врата, оставаясь открытыми до конца богослужения. Священник облаченный в фелонь и поручи, становится пред святым Престолом. Диакон же в стихаре, ораре и поручах, взяв заженную свечу и кадило и подавая последнее священнику, говорит: «Благослови, Владыка, кадило с фимиамом».     Священник, благословляя, говорит молитву: «Кадило с фимиамом приносим Тебе, Христе Боже наш, как аромат духовного благоухания; прийми его на вышенебесный Твой жертвенник и ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа, да славословим Тебя с Отцем и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь».     Диакон возглашает: «Встаньте! Господи, благослови».     Священник, изображая кадилом крест, произносит: «Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и непрестанно и во веки веков».     Народ поет: «Аминь. Приидите, поклонимся Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся я припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся я припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем к Нему»     и 103-й псалом: весь или отмеченные стихи, а все остальные читаются; священник же с диаконом совершают каждение в Алтаре и во всем храме. «Благослови, душа моя, Господа. Благословен Ты, Господи. Господи Боже мой, Ты дивно велик. Благословен Ты, Господи. Ты облечен славою и величием. Благословен Ты, Господи. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. Дивны дела Твои Господи! От грозы Твоей бегут они, от голоса грома Твоего быстро уходят, восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В лукавую душу не войдет ПРЕМУДРОСТЬ и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований. О ПОЧЕСТЯХ . «Почести не могут повредить, когда не будем увлекаться славолюбием и честолюбием» (преподобный Макарий Оптинский ). О ПРЕСТОЛЕ храма. Нижнее полотняное облачение престола, именуемое срачицей, знаменует плащаницу, коей обвито было тело Спасителя во гробе. А так как престол, кроме знаменования Гроба Господня, знаменует и место славы Господней, то для означения сего одевается поверх престола светлое одеяние; оно называется индитиею, что значит по-гречески «одежда». На верхней доске престола, поверх индитии, полагается шелковый плат, называемый илитон; он знаменует сударь, или плат, коим была обвязана голова Спасителя во гробе, – а в илитон влагается освященный архиереем антиминс, – другой шелковый плат, с изображением в нем погребения Господня. В переводе на русский язык антиминс значит «вместопрестолие». Кроме антиминса, на святом престоле поставляется дарохранительница, называемая иначе ковчегом. В старину они назывались у нас «Иерусалимы» или «Сионы». О важности ПРИЧАЩЕНИЯ в день смерти. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Диаволы боятся, трепещут и бегут от лица причащающегося Святых Таин, потому что в тот час причастник дышит огнем Божественным. И если бы душа наша в сей час разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными» 19 . В каком смысле Христос назван не просто Пасхою, но ПАСХОЮ НЕТЛЕНИЯ ? В том смысле, что хотя Он был заклан и умерщвлен, но не остался во власти смерти и тления, а воскрес. Ветхозаветный агнец пасхальный не воскресал и обращался в тление. Но Христос есть жертва живая, Он присносущ и вечно жив, чтобы всегда ходатайствовать за нас. В бескровном виде Он присно закалается и освящает причащающихся духовно, как присно живущий. Нетленный и бессмертный, Он служит для нас залогом блаженного бессмертия и нетления по самому телу. Поистине Он есть Пасха нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Ветхозаветные апокрифы указывают на мистическую связь между помазанием миром и светом: " И помаза мя маслом благим, видения масла паче снега великого, яко луча солнечная светящася " (М.И.Соколов, Славянская книга Еноха Праведного, М., 1910) . Освящающий храм архиерей приступает к помазанию престола и антиминсов Святым Миром. Хор поет: " Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века " . Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачения символизируют духовный свет, ибо Бог одевается светом, как ризою (Пс 103. 2). " Трапезофор (индития) служит образом славы Божией, он напоминает и одежды Спасителя, блестевшие как свет... Потом приносится светильник, светильня и свет для возжения елея. Это, с одной стороны, потому что Церковь есть свещник Христов и светильник подзаконный был образом ея; а с другой - потому что елеем знаменуется подаяние божественной милости, а светом возжигаемым - сообщение божественного просвещения " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 80-81) . Согласно ранним византийским и армянским чиновникам архиерейского служения, светильники возжигаются по облачении престола. Церковные светильники символизируют сотворенные Богом в четвертый день планеты и звезды: " В храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников изображает твердь и круги планет " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108) . 5) В день пятый Бог создал всякую душу животных пресмыкающихся, живущих в воде, а также птиц. В пятой речи Господь учит Моисея составлять фимиам для каждения: Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас (Исх 30. 34 36).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Во время торжества толпы народа заполнили внешний двор, а на внутреннем дворе в это время происходила церемония освящения храма и установления Ковчега. Вокруг жертвенника собрались старейшины племен израильских, придворные, священники в льняных белых облачениях во главе с первосвященником Садоком. На ступенях, ведущих в храм, заняли свои места музыканты и певцы. Соломон, в пурпурном, богато расшитом плаще и золотом царском венце, сидел на престоле. Сзади выстроились пятьсот воинов личной гвардии царя со щитами из чистого золота. Торжество началось столь крупным жертвоприношением, что число жертв для всесожжения невозможно было сосчитать. Среди дыма и запаха горелого мяса загремели трубы, и священники внесли на плечах Ковчег Завета. Когда Ковчег несли по ступеням храма, певчие на хорах под аккомпанемент арф и кимвалов запели двадцать третий псалом Давида. Пение продолжалось до тех пор, пока Ковчег Завета не был установлен в Святая Святых. Когда священники вышли из Святилища, явилась слава Господня и «облако наполнило дом Господень» (3 Цар. 8:10). Соломон встал с престола и, вознеся руки к небу, произнес горячую молитву, прося Иегову не лишать Израиля Своей милости. Вся страна в течение четырнадцати дней праздновала это событие, и не было в Израиле человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы. Господь ночью явился Соломону и сказал, что если сыны Израилевы будут исполнять заповеди Его, то Он дарует мир и благоденствие его стране. Но «если… вы и сыновья ваши отступите от Меня , — говорил предостерегающий голос Божий, — … то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» (3 Цар. 9:6–7). 18. Богатство Соломона и нравственное его падение Соломон не ограничился только сооружением храма. Вскоре он построил для себя и своих многочисленных жен роскошный дворец из ливанского кедра. Для охраны границ и главных торговых путей Соломон укреплял города и строил новые крепости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Во многих греческих монастырях и даже городских храмах после агрипнии или, как ее называют у нас – полунощницы с пением канона Великой Субботы, в полной темноте, епископ или архимандрит, облаченный в праздничные одеяния, становится в царских вратах, держа в руках свечу, зажженную от неугасимой лампады, находящейся за престолом, и поет стихиру: «Приидите, приимите свет от невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго из мертвых». Вход в Кувуклию над пещерой Гроба Господня Дивный напев этого чудного песнопения, исполняемого клириками, проникает в сердца многочисленных богомольцев и переполняет их небесной радостью. Все молящиеся спешат зажечь свои свечи от святого огня неугасимой лампады и принять с этим священным огнем участие во встрече воскресшего Христа. После этого епископ или архимандрит в торжественной процессии, но без хоругви и крестов, держа в руках лишь Евангелие и икону Воскресения, выходит в притвор храма и здесь, при закрытых дверях, после прочтения воскресного Евангелия начинает пасхальную утреню. 321 Воскресение Спасителя есть обновление человеческого естества, оживление, восстановление и возвращение к бессмертной жизни. Когда под влиянием света воскресшего Христа отваливается греховный камень, лежащий на сердце человека, страсти отступают от него, как пораженные воины, и Господь дает душе силу дерзать, побеждать мир, очищать свое сердце. Удивительное происходит тогда в человеке: чем больше он очищает свое сердце, тем больше исполняется светом Воскресения. Чем больше наполняется он этим светом, тем больше очищается. И здесь, на земле, видит человек воскресшего Господа и ясно слышит Его слова: «Радуйтесь»! 322 Едва изумленные апостолы Петр и Иоанн удалились, как Мария Магдалина в скорби снова пришла к пустой гробнице. «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит (θεωρε) двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела (θεωρε) Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! что значит. Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела (ρακα) Господа и что Он это сказал ей» ( Ин. 20:11–18 ).

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Вот Иезавель наказана смертью, и смертью бесчестной, за то, что наряжалась и красила лицо свое. Царь Ииуй увидел ее наряженную, выглядывающую из окна, чтобы посмотреть на него, и приказал, чтобы сбросили ее вниз, и кровь брызнула на стены и на коней, и они растоптали ее. И псы пожрали всю плоть ее, и ничего не осталось, кроме черепа и костей рук и ног. И не были погребены останки ее, остались на земле, как навоз: «И будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» ( 4Цар.9:3 ). Слышите, мужчины, любящие украшаться, каким наказаниям подвергаетесь? А вы, жены, красящие лица косметикой, слышите, какую долю примете? Неужто хотите стать новой Иезавелью, чтобы принять такую же позорную смерть? Что делаете вы, глупые мужи и невежественные жены, когда наряжаете тело, натираете благовонным маслом глину и грязь, это нечистое и зловонное тело? Это тело, которое имеет начало из тления и зловония? Тело, которое при жизни есть хранилище пищи, после смерти же становится крайне зловонным, настолько, что ни с чем в мире не сравнимо. О, как велико невежество! Сказать по правде, то, что вы делаете, подтверждает некоторые простые поговорки: носить воду в решете, наливать в дырявый горшок или плести веревку из песка и другие. Итак, очнитесь! И не гоняйтесь за пустяками! Любители краситься не знают, что такое христианское покаяние Вся жизнь христианина, братья мои, – это жизнь покаяния, жизнь скорби и слез. Покаяния и скорби совершенно чужды тем, кто думает об украшении одеждами, натирании благовонным маслом или использовании косметики. Для покаяния и слез свойственны одежда из грубой ткани, пепел и страдания тела. Так Давид ради покаяния оделся во вретище: «И возлагаю на себя вместо одежды вретище» ( Пс.68:12 ). И Ахав, когда сокрушался и каялся по слову, которое услышал от пророка Илии, носил власяницу и постился: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился» ( 3Цар.21:27 ). И ниневитяне, когда покаялись, оделись во вретище и посыпали себя пеплом: «царь встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вот как описывается в Библии покаяние ниневитян, которое в пример ставит Сам Господь (Мф. 12, 41). «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого... и [царь Ниневитян] встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: " чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище иводы не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих " » (Иона, 3, 5-8). А вот покаяние согрешившего царя Давида. Когда Давид был обличен в грехе пророком Нафаном и заболело дитя его, то Давид начал молиться и поститься, а уединившись, провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома, чтобы поднять его с земли, но он не хотел и не ел с ними хлеба, и так лежал на земле и плакал; и постился Давид целую неделю до самой смерти ребенка (2 Цар. 12, 16-20). В обоих случаях мы видим деятельное покаяние и суровое наказание себя кающимися. Таковы же черты покаяния, находящиеся и в евангельских рассказах. Так, мытарь Закхей раздает половину своего имения и в четыре раза больше раздает обиженным им. Блудница не жалеет драгоценного мира для ног Господа и не стыдится перед всеми плакать, целовать ноги Господа и отирать их волосами своими. Мытарь идет в храм, смиренно становится «вдали», бьет себя в грудь, не смея поднять голову, и т. д. Все это — черты деятельного покаяния, усилия, подвига, а не одни слова и призрачные сожаления о своих грехах. А как каялись, очищали себя от греха истинные последователи Христа — преподобные отцы Новозаветной Церкви? Они уходили из мира в пустыни, усиленно постились, изнуряли свое тело тяжелым трудом, заключали себя в затвор, налагали на свои уста молчание, а некоторые, наиболее сильные из них, восходили на столпы, надевали на себя вериги и т. п. Наконец, венец подвигов покаяния показали юродивые во Христе, которые сделали себя отребьем для мира и, лишив себя крова и всякого имущества и притворяясь безумными, навлекали на себя поношение и презрение мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Вот таким перед Иоанном в духовном мире предстает Господь наш Иисус Христос. Мы видим, что из Его уст исходит обоюдоострый меч. Потому что Иисус Христос Сам есть воплощенное божественное Слово. Мы видим, что Он одет в поддир, – это длинная одежда иудейских первосвященников, которые имели право вносить жертву во святое святых. Иисус Христос, как я вам говорил, исполнил весь Закон от начала до конца. Он был и Жертвой и Тем, Кто приносит эту Жертву, и был Тем, Кто принимает эту Жертву («приносяяй и приносимый»). То есть процесс нашего искупления совершался в Нем. Он как Первосвященник вносит Свою Жертву во святое святых. Когда это произошло? Когда было вознесение Его на небо, когда Он в теле возносился, в этом жертвенном Теле, где остались раны на руках и на ногах. Он предстал с этим жертвенным Телом перед престолом Отца Небесного. Как первосвященники, что входили во святое святых и становились перед Богом. Описание Иисуса Христа здесь очень напоминает описание ангела (греч. ??????? «а?нгелос» – «вестник», «посланник»), о котором сказано в Книге Даниила: «…И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза» ( Дан.10:5 ). Но в действительности пророк Данийл видел не ангела, а именно Сына Божия, о Котором сказано: «исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них (т. е. в ветхозаветных пророках – О.С.) Дух Христов…» ( 1Пет.1:11 ). Иоанн тоже видит «сына человеческого», или «подобного сыну человеческому», в священническом белом (льняном) облачении – «подире» (ср. описание священнических одежд в Ветхом Завете: Исх.28:39–41 ). Далее в Книге Даниила читаем: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь…» ( Дан.10:6 ). В Откровении Иоанна: «… Очи его, как пламень огненный; И ноги его подобны халколивану, как раскаленные в печи…» ( Откр.1:14–15 ) В Книге Даниила: «…И глас речей его – как голос множества людей» ( Дан.10:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010