Заканчивая доклад, хочу подчеркнуть, что православный богослов не изобретатель нового учения, но кроткий ученик и верный слушатель Церкви, который хочет научиться от Церкви и ознакомиться с ее духовными сокровищами, углубляясь в богословие отцов Церкви и богослужебных книг, которое основывается на Библии и пребывании в Церкви Духа Святого. «Мои мысли сохрани послушанием», – молится Златоуст. Иногда охватывает страх заблудиться в ересях на путях богословия. «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь– есть земля святая». Библия дает нам пример, говорит святой Григорий, епископ Нисский: Моисей после сорокадневного поста взошел на Синайской горе в мистическое облако и смог увидеть отражение славы Господней. «Лицо мое не может никто узреть». Моисей видел незатемненную славу Господню, свет не созданный, т. е. Фаворский свет, если пользоваться исихастской терминологией. Занятие богословием предписывает аскетическую жизнь и с ней подвижнический опыт. Нельзя говорить о Боге, о воплощении, о таинствах с сигарой во рту или с рюмкой коньяка. Путь богослова – путь подвижника. Каждого члена Церкви и священника Церковь призывает к подвигу, с Божьей помощью подыматься вверх по аскетической лестнице, – на вершине которой любовь чистого сердца, которую золотит Фаворский свет. «Ворота, ведущие в Царство Божие, – учит святой Исаак Сирин , – в тебе самом. Они влиты в твою душу. В себе самом проникни глубже грехов и тогда найдешь лестницу, по которой можешь взойти наверх». Этим путем прошли все Отцы Церкви. Тогда теоретические знания о Боге сменяются видением. «Свет души твоей... чтобы стал Господь видимым твоему разуму и в размышлениях чувствовал насквозь непроницаемую темноту». «Духом святым всяка душа живится и чистотой возвышается, светлеется Троическим единством, священнотайне». Да будут в памяти нашей слова Григория Паламы , последний завет на одре смерти: «Ввысь, ввысь, к свету». И в ночи на воскресенье мы поем гимн подвижника и мистика Григория Синаита : «От тебя излучаемые молнии да осветят меня, Триединый Бог , покажи мне Твоей безграничной славы пристанище ясным, ярким, неменяемым». О чистый девственник Иоанн, Первоначальный учитель-богослов, в слове неуразумеваемом обличитель и великих тайн Божиих толкователь моли Бога о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/dok...

Иже на горе Фаворстей преображся во  славе, Христе Боже‚/и показав учеником Твоим славу Твоего Божества‚/озари и нас светом Твоего разумения/и настави на стезю заповедей Твоих‚/яко един благ и человеколюбец.   На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже‚/и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества‚/озари и нас светом Твоего познания/и направь на путь заповедей Твоих‚/как единый благой и человеколюбец! Иже прежде солнца Свет Христос/телесне на земли жительствуя/и прежде Креста вся, яже страшнаго смотрения, совершив боголепно,/днесь на Фаворстей горе‚/тайно Троицы образ показуя‚/изящныя три ученики,/Петра, и Иакова, и Иоанна, на ню возвел еси наедине/и, мало скрыв плоти восприятие,/преобразился еси пред ними‚/являя началообразныя доброты благолепие/и то не всесовершенно:/ово извествуя тыя, и щадя,/да не како со зраком и еже жити  погубят ,/но яко можаху вмещати, телесными очима стерпяще./И пророков верховныя, Моисея и Илию, привел еси‚/непрекословне свидетельствующия Его Божество/и яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние,/господствуяй живыми и мертвыми./Тем и облак якоже сень, объят их,/и глас свыше Отеч/из облака шумно предсвидетельствующ и глаголющ:/Сей есть, егоже нетленно из чрева прежде денницы родих‚/Сын возлюбленный Мой‚/Егоже послах спасти/во Отца и Сына и Духа Святаго крещаемыя/и исповедающия верно,/яко нераздельна есть едина держава Божества‚/Того послушайте./Сам убо, Человеколюбче Христе Боже,/и нас озари Светом неприступныя Твоея славы/и достойны покажи наследники/безконечнаго Царствия Твоего, яко преблаг.   Свет, бывший прежде солнца, Христос‚/живя во плоти на земле/и прежде Креста все, относящееся к Своему повертающему в трепет замыслу,/совершив, как подобает Богу‚/в сей день на горе Фавор/таинственно показывает образ Троицы,/трех совершеннейших из учеников‚/Петра‚ и Иакова, и Иоанна‚/с Собою на нее возводя наедине./И‚ отчасти сокрыв принятую плоть‚/преобразился перед ними‚/являя совершенство первоначальной красоты,/хотя и не со всею полнотою,/одновременно удостоверяя их, но также и щадя‚/да не лишатся и зрения, и жизни,/и лишь насколько могли они вмещать/и телесные их очи выносили./И величайших из пророков, Моисея и Илию, привел,/согласно свидетельствующих о Его Божестве‚/и что Он –  истинное Сияние сущности Отца,/владычествующий над живыми и над мертвыми./Потому и облако, как шатер, покрыло их,/и глас Отца раздался свыше/из облака громогласно свидетельствующий и говорящий:/«Это Тот, Кого Я родил не по земным законам/из чрева прежде утренней звезды,/Сын возлюбленный Мой,/Кого Я послал спасти/во имя Отца, и Сына, и Духа Святого принимающих крещение/и исповедующих с верою‚/что нераздельна единая власть Божества‚/Его послушайте!»/Ты же Сам, Человеколюбец Христе Боже,/и нас озари Светом неприступной Твоей славы/и достойными наследниками покажи/бесконечного Царства Твоего, как преблагой!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними – апостолами, Илией и Моисеем –долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел освободить Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению. А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа. Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе.

http://pravoslavie.ru/96201.html

«И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» ( Откр. 8:4–5 ). Молитвы мучеников были услышаны и приняты Богом. Он видит, что число праведников близко к полному, значит, наступает время суда, наступает время Бога. Именно Бог и только Он имеет суверенное право мести, которая называется справедливым воздаянием. Те вещи, которые видит и описывает здесь апостол Иоанн, имеют параллели в Ветхом Завете. Пророк Исаия видел восседающего на троне Бога, стоящих перед Ним Серафимов и «курение» молитв, наполняющих весь храм. Здесь же страшные курения наполнили весь храм, и Бог принял эту молитву. И как отдал повеление Ангелам Своим при гибели Иерусалима, так же будет и при гибели всего мира. Разрушение Иерусалима пророк Иезекииль описывает так: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах» ( Иез. 10:1–2 ). Тогда так же, как и при конце мира, шесть Ангелов карали людей, а один – ставил на чело тех, кто противился злу, знак Тав. Бог повелевает Ангелам сжечь город, Херувим входит, берет с жертвенника горящие угли – угли гнева Божиего – и передает их «человеку, одетому в льняную одежду». Как и сказано: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу» ( Пс. 10, 6 ). На церковнославянском: «Одождит на грешники сети; огнь и жупел». Жупел – это сера. Сера и угли гнева Божиего падают на мир. И далее описывает пророк Иезекииль, как это происходит: «Херувимы же стояли по правую сторону дома 63 , когда вошел тот человек, и облако 64 наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит. И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: „возьми огня между колесами, между Херувимами», и когда он вошел и стал у колеса, – тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел» ( Иез. 10:3–7 ). Дальше описывается самая страшная из кар: Бог покидает Иерусалим, храм остается без благодати, теряет свою связь с Богом. Господь уходит и поднимается на Елеонскую гору, чтобы в дальнейшем вернуться обратно. В Апокалипсисе же решается судьба не одного города, а всего мира. Гнев Божий изливается на мир по молитвам праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И глас был из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Когда Господь крестился во Иордане, отверзлись небеса, и был тот же самый глас от той славы, которую позднее видел Стефан, исполненный Духа Святого, когда разверзлись над ним небеса ( Деян. 7:55, 56 ), а ныне из облака, осенившего Иисуса. А каким образом чувственный свет мог бы быть пренебесным? Глас Отца из облака научил, что все то, что было пред пришествием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – жертвы, законоположения, сыноположения, – все это было несовершенно и допускалось ради сего, имеющего быть, пришествия и явления Господа. Поелику же Сей есть Тот, к Которому Отец, как возлюбленному Сыну, всецело благоволит и оказывает благорасположение: то Он и повелевает слушаться Его и повиноваться Ему. Если Он скажет: внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу... узкая же врата и тесный путь вводяй в живот ( Мф. 7:13–14 ), – слушайте Его. Если Он скажет, что свет есть царствие Божие, – слушайте Его. Если Он скажет, что свет есть царствие Божие, – слушайте Его, веруйте Ему и делайте себя достойными такого света. Когда явилось светлое облако, и из облака прозвучал Отчий глас, ученики, как сказано, пали на лица, однако же, не по причине гласа. И в самом деле, глас часто бывал и в другое время, и не на Иордане только, но и когда приблизилось время спасительных страданий во Иерусалиме, ибо когда Господь изрек: Отче, прослави имя Твое! Прииде глас с небесе: и прославих и паки прославлю ( Ин. 12:28 ), – и весь народ слышал оный глас; однако никто не падал. Стало быть, и теперь – на Фаворе не глас только был, но вместе с ним воссиял и невместимый свет. Поэтому богопросвещенные мужи правильно объяснили, что ученики пали на лица свои не по причине гласа, но по причине страшного и сверхестественного света: поелику, прежде чем был произнесен глас, они уже бяху пристрашни, подразумевается, от этого Богоявления, как говорит Евангелист Марк. Если же Божественный, сверхъестественный и несотворенный свет воссиял при всех таких обстоятельствах, то что еще мудрствуют те, которые придерживаясь душевной науки, не могут, разуметь того, что от Духа ( 1Кор. 2:14 ), – которые считают его не славой Божественной, не царством Божьим, не благодатию, не сиянием, как мы научены от Бога и богословов, но признают его чувственным и сотворенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Ирод щедро отпускал на строительство средства из царской казны, и даже римский император жаловал храм своими дарами — из Рима для храма были доставлены огромные плиты белого мрамора. Некоторые из них достигали колоссальных размеров. Вероятно, на них и обращали Апостолы внимание Спасителя, говоря: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» Этим строительством Ирод хотел укрепить свой авторитет среди иудеев. И, наверное, достиг цели. Обновленный храм стал предметом гордости и восхищения всего еврейского народа, так как действительно превосходил своим великолепием даже роскошный храм Соломона. Но не в размерах и не в богатстве убранства было главное отличие храма, перестроенного Иродом, от первого Иерусалимского храма. Пустой дом Святое Святых, главное помещение второго храма, было отделено от мира плотной завесой из тяжелой ткани. Никто не смел входить туда, и лишь первосвященник один раз в году имел право молиться за таинственной завесой. По античному миру ходили самые нелепые слухи о том, что же находится в самом сакральном месте иудейской религии. Язычники были уверены, что там находится статуя иудейского Бога. И когда в 63 г. до Р. Х. римский полководец Гней Помпей захватил Иерусалим, он на правах победителя потребовал, чтобы его отвели в Святое Святых. Но войдя туда, Помпей был поражен и разочарован. Он ожидал там увидеть что угодно, кроме того, что ему вдруг открылось. Святое Святых оказалось небольшой пустой комнатой без окон, в которой вообще ничего не было. Это и было главное отличие второго храма от первого. Освящение второго храма не было отмечено проявлением сверхъестественного могущества, как это происходило в первом храме. Огонь с неба не уничтожил жертву на жертвеннике. Облако славы Божией не сошло, чтобы наполнить новое святилище. Оно больше не покоилось между золотыми херувимами во Святом Святых; там не было ни Ковчега Завета, ни престола благодати, ни скрижалей. И голос с Неба не раздавался в ответ на слова священника, вопрошавшего о воле Господа. Но в чем же тогда была слава второго храма?

http://foma.ru/tam-soberutsya-orlyi.html

Как Создатель света, Он озаряет поющих: благословите Господа, все создания Господни. Гора Фавор, на которой преобразился Христос, сопоставляется с горой Синай, на которой Бог являлся Моисею. Это сопоставление встречается уже у Дионисия Ареопагита, который рассматривает Синайский мрак и Фаворский свет как одно и то же явление неизреченной славы Божией: Божественный мрак есть тот неприступный свет, в котором, по словам Писания (см.: 1Тим. 6:16 ), живет Бог. И поскольку он от чрезвычайного сияния невидим и от преизбытка сверхсущностного света неприступен, в нем пребывает только тот, кто достоин знать и видеть Бога, и, истинно пребывая в нем выше видения и познания, через это самое невидение и незнание познает то, что Он выше всего чувственного и умственного 5 . В богослужебных текстах не говорится о полном тождестве Синайского мрака и Фаворского света, однако подчеркивается, что явление Бога Моисею во мраке было прообразом Преображения. Таким же прообразом было то облако, которое осеняло ветхозаветную скинию: Гора, яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на нейже нозе Твои стоясте, Господи, превечное бо сокровенное таинство, напоследок явлено сотвори страшное Твое Преображение... 5 Гора, некогда покрытая мраком и дымом, ныне досточестна и свята, ведь на ней стояли Твои ноги, Господи, ибо предвечное сокровенное таинство ныне сделало явным Твое наводящее трепет Преображение... Осеняющая слава, в сени первее, и Моисееви беседующи Твоему угоднику, образ бысть облиставшаго неизреченно, на Фаворе, Владыко, Твоего Преображения 5 Слава, прежде осенявшая скинию и беседовавшая с Твоим угодником Моисеем, была образом неизреченно воссиявшего на Фаворе Твоего Преображения, Владыко. Преображение есть праздник явления Божественного света, и значение праздника для Православной Церкви во многом определяется той центральной ролью, которую богословие света играет в восточно-христианской традиции 5 . По словам святителя Григория Паламы , преобразившись на Фаворе, Христос «не иное какое сияние показал, но то, которое имел в Себе скрытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда Исаия видит видение, то он называет Бога именем Адонаи, Владыка, ибо Он является в храме Своем как Господин и Судия, чтобы судить народ Свой. С этим надо сравнить видение пророка Амоса IX, 1 с тем же именем Адонаи (Господь) и с тем же значением Судии, произносящего приговор и исполняющего его. Имя Адонаи, как вечного Судии, карающего за преступления встречается и в Псалмах II, 4 и сл. и Пс. 36:13 ; и в плаче Иеремии ( Плч. 2:1–7 ). Мы говорили уже выше, что очень вероятно, что Исаия видит видение во храме, как позже в храме же видел Апостол Павел Господа нашего Иисуса Христа 441 . Завесы храма исчезают для духовных очей пророка, взор его проникает в Святая Святых. Земные символы, означавшие для Израиля присутствие Бога во храме, исчезают: вместо них он видит Владыку,-в человеческом конечно образе,-ибо „Бога по существу нельзя видеть“,-но образ этот одеян светом, яко ризою, и свет этот наполняет храм, как наполняло скинию и храм Соломонов облако славы, когда Господь освящал их 442 . Еще заметим, что у пророка Захарии VI, 12–13 „Отрасль“ „создаст храм Господень и примет славу и воссядет.... и будет священником на престоле Своем.... “ Из этого сближения многие богословы заключают, что видение Исаии, как видение Захарии пророка, раскрывает в таинственной дали Царя-Первосвященника 443 . 2 . Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Мы выше говорили, что имя Серафим переводится иногда словом огненный или пламенеющий. Этим названием высшие существа видимые Исаиею сближаются с словами 103 Псалма, ст. 4: „Ты творишь служителями Своими пламенеющий огонь“ 444 . Но существа эти имеют в видении Исаии образ человеческий, отличный от нашего, крыльями,-символами высших духовных способностей. Первые крылья знаменуют страх Божий, сознание своего ничтожества пред Творцом: и это вполне развитое сознание есть чувство высших существ, сотворенных Богом и тех смертных рабов Божиих, которые поднялись святою жизнию до страха и радости созерцания Бесконечного. Вторые крылья суть крылья сознания своей слабости и несовершенств своих пред лицем Владыки. Третья пара крыльев знаменует возможность и готовность перенестись, по воле Владыки мира, всюду, куда направит Он Своего посланного 445 . Так думаем мы, но всегда важно памятовать, что сказал начертатель книги, известной под именем „Премудрость Соломона“ ( Прем. 9:16 ). „Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал?“

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

На горе Мориа будет впоследствии гумно Орны Иевусеянина. За грех царя Давида, ангел Ягве поражал моровой язвой жителей Иерусалима, новой столицы Израильского царства, расположенной на горах земли Мориа. Когда поражающий ангел подойдет к гумну Орны Иевусеянина, Господь остановит его карающую руку. Моровая язва прекратится, а царь Давид, по слову пророка Гада, воздвигнет там жертвенник ( 2Цар. 24:15–25 ). Там остановлена была рука Авраама, занесенная над Исааком, там остановлена рука ангела-губителя. Там воздвиг жертвенник Авраам, и Господь усмотрел Себе жертвенного овна во всесожжение – там царь Давид воздвиг жертвенник и принес Ягве всесожжения и мирные жертвы. И, наконец, на этом месте царь Соломон построил Богу Авраама, Богу Исаака и Богу Иакова храм в Иерусалиме. И начал Соломон строить дом Ягве в Иерусалиме, на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина ( 2Пар. 3:1 ). Утверждают, что камень, первым поднявшийся со дна мирового океана и положивший начало суше на земле, тот самый, на котором Авраам намеревался принести в жертву Исаака, на котором остановилась гибель Иерусалима, и Давид воздвиг жертвенник для всесожжения, – что на этом, именно, камне было поставлено Соломоном Святое Святых Иерусалимского храма. Там, в священном мраке над крышкой ковчега завета, пребывало облако славы Ягве. Туда потом будет введена во Святая Святых Пречистая Дева Мария Богоотроковица. Мусульмане верят, что с этого места возносился на седьмое небо Мухаммед, и воздвигнута там мечеть Омара, величественный Купол Скалы, формирующий современный вид святого града Иерусалима. Иудеи ожидают там восстановления Соломонова храма. Нетронутый огромный камень, порядка 17 метров длины, нерушимо покоится в веках и тысячелетиях (ныне – посреди мечети Омара). Под этим камнем пещера. Может, в эту пещеру Орна Иевусеянин ссыпал пшеницу? Прот. Стефан Ляшевский в своих исследованиях предполагает, что там, в этой квадратной пещере немного выше человеческого роста, и обитал в конце своей жизни праотец Адам. А рядом, на другой горе земли Мориа – на холме Голгофском – и место его упокоения, могила Адамова, где и Христос Господь наш за грехи мира распят был. «Если правильно предание Церкви о том, что под Голгофой могила Адама, – а Церковь ведь обладает Богооткровенным знанием, – то здесь было жилище Адама, место его молитв и слез о первородном грехе. Возможно, что там же, наверху, был и его жертвенник. Только так можно понять, почему Господь повелел Аврааму идти именно на это место» 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Об оглашенных (de caticumino). Итак диакон взывает к оглашенным по древнему церковному чину для того, чтобы как иудеи, так и еретики или оглашенные язычники, которые приготовлялись ко крещению и прежде крещения допускались стоять в Церкви и слушать поучения ветхаго и новаго Завета, — а потом диаконы молились за них и священник произносил молитвы (collecta), — после молитвы выходили вон, как недостойные стоять тогда, когда совершалось жертвоприношение, и вне пред притвором простершись на земле слушали великия (священнодействия); попечение об этом возлагалось на диакона или на привратника, дабы он предлагал им выходить и наблюдал, чтобы кто-нибудь недостойный не замедлил в храме, по словам (Писания): не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями (Матф. VII, 6). Ибо что на земле святее совершения тела и крови Христовой? И что нечище пса и свиньи! С ними по сходству можно сравнить того, кто или не очищен крещением или не огражден знамением креста. Духовным образом и нам заповедуется соблюдать молчание у притвора, т. е. чтобы безмолвствуя от шума слов или пороков мы полагали знамение креста на лице своем, дабы не входила похоть чрез зрение, гнев чрез слух, дабы не исходила постыдная речь из уст, и дабы сердце помышляло только о том, чтобы принять в себя Христа. О громкой песни (de Sono). Громкая песнь, которая поется тогда, когда совершается шествие с жертвоприношением, получила начало отсюда: Господь повелел Моисею сделать серебряныя трубы, в которыя бы трубили левиты, когда приносилась жертва, и это служило знаком, по которому народ узнавал, в который час приносилась жертва, и все преклонившись молились Господу, — пока явится огненный столп или облако, — чтобы Он благословил жертвоприношение (Числ. гл. X). А теперь во время шествия к алтарю тела Христова уже не светлыми трубами, но духовными голосами Церковь сладкогласно воспевает преславное величие Христа. Тело Господне относится в ковчегах (turribus) потому, что гроб Господень быль изсечен в скале на подобие ковчега, и там положенное покоилось тело Господне, откуда и воскрес с торжеством Царь славы. А кровь Христова особо приносится в чаше потому, что в таком сосуде было освящено таинство Евхаристии пред тем днем, когда пострадал Господь, как Он сам сказал: ибо сие есть чаша крови Моей, — таинство веры, — за многих изливаемой во оставление грехов (Матф. XXVI, 28). Хлеб же прелагается в тело и вино в кровь, по словам Господа о теле Своем: ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие (Иоан. VI, 55). О хлебе Он сказал: сие есть тело Мое, и о вине: сие есть кровь Моя (Матф. XXVI, 26 — 28). А вода примешивается или потому, что народу надлежит соединяться с Господом, или потому, что из бока Христова на кресте истекла кровь и вода, и чтобы мы одною очищались от нечистоты грехов, а другою приготовлялись к царству небесному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010