Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом жить. Человек не скотина – недолго испортить. Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой). Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Через помело шагать – тяжело детей родить. Через порог не здороваться, не беседовать. Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегор.). Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза. Черт ударил кремень о кремень – посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы. Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком). Чесать локоть – спать на новом месте. Чихнешь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу-к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к гостям. Что скажут подслухи, то и будет (то же, под окном слушать). Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? (У Мещовска, Кал. губ; при селе Медвежках два сухих дуба, где, по преданию, собираются ведьмы). Что услышишь под окном, того и жди (гаданье о святках). Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку. Чтоб не слишком тосковать по покойнике., натираться против сердца землей из могилы. Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина. Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги. Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу. Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя. Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен). Шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается. Шея чешется к пирушке либо к побоям. Щеки чешутся или горят – к слезам. Щепу от гроба вывозить дочиста вон со двора. Язык укусить – кто-то бранит. Рекомендуемые статьи 1 Комментарий

http://sueverie.net/poslovicy-i-pogovork...

На канцелярские и другие мелочные расходы Переходящих сумм, – на покупку процентных бумаг, – употреблено наличными деньгами 3669 р. 4148 р. Остается к 1896 году: а) процентными бумагами 17400 р. наличными бумагами Б) По кассе Совета Братства: Приход. 1) Остаток от 1894 года: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 8200 р. 538 р. Поступления 1895 года: а) От обмена одних бумаг (4% облигаций внутренних займов) на другие (4% ренту) и временных свидетельств 4% ренты на подлинные процентными бумагами покойного о. протоиерея А.М. Иванцова-Платонова, 300 р. и бб) взносов действительных членов и единовременных пожертвований, в том числе и по подписным листам 550 р. 95 к., итого в) процентов по купонам от бумаг фонда, за вычетом 5% государственного налога г) возвращенных долгов (от бывшего смотрителя Мещовского духовного училища С. Никольского 25 р. и от помощника инспектора Тифлисской духовной семинарии А. Никольского 50 р.) д) переходящих сумм (при конверсии 4% облигаций внутр. займов на 4% ренту) наличными деньгами Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 8800 р. 1614 р. Расход: 1) Передано в кассу Московской Сергиево-Братской Комиссии: а) Процентными бумагами. б) Наличными деньгами (в два раза) 7900 р. 1097 р. Выдано а) в постоянное пособие кандидату XX курса Д.Я. Никольскому, по 7 р. в месяц за 8 месяцев 56 р., в единовременное ему же 25 р. и на погребение его 19 р. и б) заимообразно кандидатам Московской духовной академии А. Никольскому (долг возвращен, см. выше) 25 р. и Ю. Тиховскому 40 р., итого Записаны в расход процентные бумаги: а) 4% облигации внутренних займов на сумму 300 р. при конверсии их на 4% ренту и б) временные свидетельства 4% ренты на ту же сумму 300 р. при обмене их на подлинные, итого процентными бумагами Итого: а) процентными бумагами б) наличными деньгами 8500 р. 1262 р. Остается к 1896 году: а) процентными бумагами б) наличными деньгами (в том числе к запасному капиталу из поступлений 1895 г. при надлежит 170 р. 19 к., а остальные 905 р. 6 к. к расходному; но так как еще от 1894 года к запасному капиталу принадлежало 266 р. 9 к., то весь остаток можно отнести к запасному капиталу).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От учителя Мещовского дух. училища Ив. Евф. Малинина —49— Приложение к отчету I. Состояние сумм «Амфитеатровского» капитала (на образование стипендии имени профес. Е. В. Амфитеатрова ) 1. Оставалось от 1897 года: Процентными бумагами 2.600 р. Наличными деньгами, по книжке Сберегательной кассы Государственного банка и в кассе Совета Братства 2. Поступило в 1898 году: Процентными бумагами: аа) по книжке Сберег. кассы Госуд. банка бб) серией Госуд. казначейства Наличными деньгами: аа) от священника Московской Воскресенской, в Барашах, церкви, В.И.. Постникова 5 р. бб) от промена купонов и от вышедшей в тираж 100 рублевой Облигации Моск. Гор. Кред. Общества 170 р. 91 к., 3. К 1899 году, за вычетом означенной облигации состоит: Процентными бумагами по кассе и книжке Сберег. кассы Наличными деньгами: аа) по книжке Сбер. кассы (с текущими процентами) 45 р. 88 к. бб) по кассе Совета Братства 10 р. 70 к., —50— II . Состояние сумм капитала имени В.Д. Кудрявцева (на образование стипендии его имени) 1. Оставалось от 1897 года: Процентными бумагами Наличными деньгами по книжке Сберегат. кассы Государ. банка и в кассе Совета Братства 2. Поступило в 1898 году: Процентными бумагами по книжке Сберег. кассы Госуд. банка Наличными деньгами: аа) по кунонам 39 р. 41 к. бб) от продажи сочннений В.Д. Кудрявцева 1.308 р. 29 к. 3. За обращением наличных денег в процентные бумаги по книжке Сберегат. кассы и за вычетом израсходованных по конверсии двух 100 рублевых 4½ % закл. листов Госуд. Двор. Зем. банка в 3½ %, 4 р. 28 к. В остатке к 1899 году состоит: Процентными бумагами по кассе и книжке Сберег. кассы Наличными деньгами: аа) по книжке Сбер. кассы Гос. банка (с % за 1898 г.) 67 р. 26 к. бб) по кассе Совета Братства 487 р. 13 к. 1903 Так как φς среднего рода, то причастие ρχμενον можно согласовать не с ближайшим νθρωπον, как все древние переводы и писатели, но с дальнейшим φς, как Феодор Мопс и нек. нов. 1914 Насколько нам известно, попытки решить вопрос об авторе опровержения до сих пор не было. Только проф. А.П. Лебедев (Из истории всел. соборов Москва 1876 г., стр. 298 прим.) сделал догадку в форме нетвердого предположения: «не Епифаний ли, диакон Сицилийский который позднее обращается к собору с похвальною речью».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ярко запомнилось в семинарии несение послушаний: когда работаешь вместе с сокурсниками, люди ярко проявляют себя. Свободного времени было мало, много занятий и послушаний. Из забавных происшествий вспоминается, как однажды, Великим постом, мы решили сварить себе в келии картошку. Не то чтобы мы голодали, нет, кормили нас хорошо, но организмы молодые, растущие, и вот – захотелось нам картошечки. Вопреки правилам, раздобыли электроплитку, картошку. Стали варить. Когда уже почти сварили, в келию неожиданно зашел владыка. Он не стал нас ругать, по-отечески спросил: – Вы за ужином не наелись? – Не совсем наелись, владыка... Просим прощения! Он ушел, и мы съели эту картошку. Ждали наказания, но владыка не стал нас наказывать, он был строгим, но любящим – как отец. Праздник в православной гимназии Служение Благодать, которая дается при рукоположении, очень помогает После II курса я женился, жили с супругой на съемной квартире. На III курсе меня рукоположили в диаконы, и я решил при рукоположении, что буду стараться совмещать диаконское служение с учебой и не пропускать занятий, и у меня это, слава Богу, получилось. Чаще всего было так: с утра едешь на литургию, потом на занятия, а после занятий пора уже и на вечернюю службу. С первых же дней служения понял, что это мое. Служил диаконом больше года, а на IV курсе был рукоположен в священники. Тут уже приходилось совмещать учебу и служение на приходе в Мещовском районе, в поселке Лесном. Дорога занимала два часа в один конец. К концу пятого курса у меня было двое детей, служение на приходе, и, слава Богу, получилось совместить это с учебой, и, конечно, в основном благодаря матушке. Она никогда не роптала на мой график, знала заранее, что ждет супругу священника, и я ей очень благодарен за помощь и поддержку. Матушка часто помогала мне подготовить храм к службе, прибраться, украсить цветами, причем часто бывало так, что младший из детишек в слинге, а старший рядом бегает. Первые впечатления от служения священником – ощущение собственной неопытности. Я был очень молод, и когда прихожане подходили ко мне с какими-то вопросами, очень боялся, что моих знаний и бедного жизненного опыта не хватит, чтобы им помочь. Но при хиротонии на рукополагаемого призывается Божественная благодать, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Правдивость этих слов я испытал на собственном опыте. Благодать, которая дается священнослужителю при рукоположении, очень ему помогает.

http://pravoslavie.ru/115235.html

Зва­ли только на крестины и на свадьбу. Так же, как при покойнике две ночи молились с пяти вечера до пяти утра, точно так же собираются на ночную молитву на 9-й день, на 21-й (три недели), на 40 дней». «Покойник, умерший не позднее 3-х лет тому назад, называли «свежим». Если человек умирал без покаяния, при прощании перед гробом делали поясной поклон, а если человек перед смертью исповедался и причащался, то земной». «В праздники столы ломились от изобилия, ели много, но люди и трудились физически много, всё лишнее «сгорало». На селе редко кто отличался нездоровой тучностью, народ был подтянут, жизнерадо­стен и столько не болел, как теперь. Во многом оттого, что продукты питания были натуральные и блюда приготов­лялись самым здоровым и универсальным способом - в русской печке». Батюшка вспоминал, как одна пожилая женщина увещевала молодую, смущенную приходом нищего: «Если ты брезгуешь, выйди из-за стола, потом поедишь. Я не знаю, кого я за стол сажаю, может, это Исус Христос в образе нищего. Ты брезгуешь, а он со мной из одной чаши будет есть. Садись, садись, мой дорогой, угощайся, чем Бог послал». «Жили по принципу: до слова - сто слов, после слова - ни слова». Старые люди наставляли: «Умей терять, чтобы уметь находить, умей давать, чтобы уметь брать. Оставь в этой жизни после себя великую панихиду, т.е. чтобы люди, поминая твое добро, молились об упокоении твоей души». В народных обычаях был заложен педагогический смысл. Например, при пении колядок люди, одетые в шкуры, входили в дом и искали детей, которые не покаялись. Происходил диалог с их родителями. Родители утверждали, что дети покаялись (они это шумно подтверждали) и просили вычеркнуть их имена из хартии не покаявшихся. Педагогические приемы воспитания детей были оригинальными. О.Георгий рассказывал: " Долго купаемся в речке. На берегу волнуется няня: " Уж посинели, выходите " . Дети отмахиваются: " Отстань, не ори " . Няня начинает причитать: " О горе мне, горюшко - детушки не слуша­ются " и т.п. К ее причитанию начинает прислушиваться народ.

http://pravoslavie.ru/89180.html

Чернечий-Ярский-Великобудищск., Полт. г., I, 518. Черниговский-Борисогл.-Мучен., I, 83. Черниговский-Елецкий-Успен.-Богород., II, 794. Черниговский – Ильин. – Троиц.-Болдин., I, 214. Черниговский-Пятниц., II, 1103. Черницкий-Псковский, II, 1354. Черногорский-Богород., Арх. г., II, 888. Черноезерский – Никол., С.-Петер. г., II, 1355. Черноостровский – Николаев. – Малоярославецкий, I, 568. Чернораменск.-Никол., Ниж. г., II, 966. Чернеев-Шацкий, I, 594. Чернеев-Николаев., Тамб. г., I, 569. Чигиринский-Троиц.-Скитский или Новоскитский, II, 1287. Чирцова, Арх. г., II, 1356. Чолминский, Олон. г., II, 1352. Чонский, Орл. г., II, 1353. Чонский-Успен., Могил. г., I, 573. Чудова, Арх. г., II, 1356. Чудов-Московский, II, 1357. Чуркинская-Никол., Астраханск. г., II, 967. Чусовский-Трифонов-Успен., Перм. г., II, 1224. Чухломск.-Авраамиев – Городец.-Покр., II, 597. Ш Шалацкая-Успен., Новг. г., II, 1358. Шандожская-Рожд., Волог. г., II, 1115. Шаргородский-Никол.-Спасский, Подол. г., I, 330. Шаровкин или Шаров-Успен., Калуж. г., I, 576. Шартоминский или Шартовск., Влад. г., II, 1011. на Шатме-Никол., Влад. г., II, 1011. Шатрищегорский-Казан., Калуж. г., II, 856. Шацкий-Чернеев, I, 594. Шегонин, Твер. г., II, 1314. Шенкурский-Троиц., I, 528. Шервинская, Перм. г., II, 1359. Шеренский или Ширинский-Благовещ., Твер. г., II, 639. Шеринская, Перм. г., II, 1359. в Шероховичах Городноезерская- Никандрова, Новгор. г., II, 944. Шидоровский, Волог. г., II, 1199. Шкловский-Воскр., Могил. г., I, 141. Шкнятин-Введен., Пск. г., II, 707. Шужгорский-Данилов-Преобр., Новг. г., II, 778. Шуйский-Спасский, II, 1182. Шуйский-Троиц., II, 1286. Шумаровский, Черниг., г., II, 1360. Щ Щирский, С.-Петер. г., II, 1355. Ю Югская-Димитриев., Яросл. г., II, 1361. Югская-Дорофеева, Яросл.г., II, 1362. Южная-Дорофеева-Троиц., Яросл. г., II, 1362. Юнгинский, Каз. г., II, 1193. Юрьевский-Архан.-Михаилов, II, 628. Юрьевский-Введен.-Николаев., I, 107. Юрьевский-Козелецкий, II, 759. Юрьевский-Мещовский, II, 758. Юрьев-Новгородский, II, 1363.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Несмотря на крутое обращение Ивана со служебными князьями, власть Казимира для некоторых православных князей не казалась лучше власти Ивана, и вслед за князем Бельским передались московскому государю со своими вотчинами князья Одоевские, князь Иван Васильевич Белевский, князья Иван Михайлович и Димитрий Федорович Воротынские: сделавшись подданными московского великого князя, они нападали на владения князей своих родичей, остававшихся под властью Казимира, отнимали у них волости. Противники их делали с ними то же. Кроме этих пограничных столкновений, были еще и другие: в пограничных местах как московского государства, так и литовского развелось такое множество разбойников, что купцам не было проезда, а в то время вся торговля московского государства с югом шла через литовские владения и через Киев, так как прямой путь из Москвы к Азовскому морю лежал через безлюдные степи, по которым бродили хищнические татарские орды, и был совершенно непроходим. Москвичи жаловались на литовских разбойников, литовские подданные на московских. Эти взаимные жалобы, продолжаясь уже значительное время после смерти Казимира, в 1492 году привели наконец к войне. Польша и Литва разделились между сыновьями умершего Казимира: Альбрехт избран польским королем; Александр оставался наследственным литовским великим князем. Иван рассчитал, что теперь держава Казимира ослабела, послал на Литву своих воевод и направил на нее своего союзника Менгли-Гирея с крымскими ордами. Дела пошли счастливо для Ивана. Московские воеводы взяли Мещовск, Сер-пейск, Вязьму; Вяземские и Мезецкие князья и другие литовские владельцы волею-неволею переходили на службу московского государя. Но не всем приходилось там хорошо: в январе следующего 1493 года один из прежних перебежчиков, Иван Лукомский, был обвинен в том, будто бы покойный Казимир присылал ему яд для отравления московского государя; Лукомского сожгли живьем в клетке на Москве-реке вместе с поляком Матвеем, служившим латинским переводчиком. С ними вместе казнили двух братьев Селевиных, обвинивши в том, что они посылали вести на Литву: одного засекли кнутом до смерти, другому отрубили голову.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

– В поступных (променных) записях пишется: променял я или поступил поместье, а в нем крестьяне, которые живут с женами и с детьми и с их животы. Писцы писали – или по крепости или по сказке; если кроме сказки других крепостей не явлено на человека, то это отмечалось в писцовой книге.·– Крестьянин, отданный по суду челобитчику, в допросе (1717 г.) сказал, что дочь его в бегах была выдана в вотчину гр. Головкина за сына церковного дьячка; об этой дочери челобитчик бил челом архиерею Сарскому в архиерейском казенном приказе. Но судьи архиерейского приказа сказали, что то дело крепостное, а не духовное. По челобитью ответчика дело вытребовано (1718 г.) в Земскую канцелярию. Сношение ее прямо с архиереем. У архиерея на Крутицах тоже был суд, судьи. Надо было выслать к ответу дьячкова сына. О высылке за порукою или за приводом предписано Мещовскому архимандриту Феофану. Допрос был перед казначеем монахом Нектарием с товарищами. С суда дьячок дан на расписку в статье. Отпускную выдает по приказу староста. В Земской канцелярии муж, дьячков сын, доказывал, что жену его не следует отдавать в крестьянство, потому что он не крепостной, а церковников сын. Но Земская канцелярия приговорила – отдать ее и с мужем, потому что отпускная на вывод признана недействительною. (1722 г. в апреле в канцелярии Московского Провинциального Суда ландрихтер с товарищами). Дело 38 О разделе московского двора. О записке половины двора по купчей. 1713–1729 гг. Сначала в Земском приказе, потом в Московском Надворном Суде. Дело 39 В приказе Земских дел, в «холопье столе». Об отпускной. Человек называет уже своего господина помещиком. «Помещик мой, князь Борятинский, выслан на службу; а жена его сослала меня с женой со двора неведомо для чего, и поить и кормить не стала и отпускной не дала». Допрошен человек, который за дела ходит. Дело 40 1711 г. марта 1 д. Лейб-гвардии Семеновского полка капитан Александр Лазарев отпустил человека своего Матвея Семенова с женой и детьми на волю; и впредь мне до его дела нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Виленского повета Бобруйского повета Города: Борисов Мозырь Игумен Речица (л. 24 об.) Всего в епархии: XV. Могилевская и Полоцкая. С 1797 г. Белорусская и Могилевская. Белорусской губернии: Кафедральный город – Могилев Мстиславль Рогачев Чериков Повет Белицкий Повет Сеннинский Витебск Невель Велижский повет Полоцк Динабург Городецкий повет Люцинский повет (л. 11 об.) Всего в епархии: XVI. Московская и Калужская Московской губернии: Кафедральный город – Москва Никитск Богородск Броницкого округа Серпухов Дмитровск (?) Воскресенск – заштатный Волоколамск Можайск Звенигород (л. 14 об.) Всего в епархии: Дмитровское викариатство: Московской губернии: Дмитров Калужской губернии: Калуга Козельск Мещовск Перемышль Пригород Воротынск Жиздра Мосальск Боровск Медынь Таруса Лихвин – заштатный Малоярославец – заштатный Серпейск – заштатный (л.26 об.) Всего в губернии: А во всем викариатстве: XVII. Нижегородская и Алаторская Нижегородской губернии: Кафедральный город – Нижний Новгород Балахна Семенов Горбатов Арзамас Ардатов Лукоянов Василь Княгинин Тут же были заштатные города – Починки, Сергач, Макарьев и Перевоз. Всего в губернии: Симбирской губернии: Алатырь Саранск Курмыш Инзарского уезда Корсунского уезда Всего в губернии: (л. 20). А во всей епархии: XVIII. Новгородская Новгородской губернии: Кафедральный – Новгород Валдай Боровичи Устюжна Тихвин Белозерск Кириллов – заштатный Череповец – заштатный Крестцы – заштатный (л. 13 об.). Всего по губернии и епархии: Старорусское викариатство Новгородской губернии: Старая Руса Петрозаводск Олонец Лодейнополь – заштатный Каргополь Вытегра Всего в губернии: Архангельской губернии: Пудожского уезда Повенецкого уезда Всего в губернии: (л. 28). Всего в епархии: XIX. Новороссийская и Днепровская Новороссийской губернии: Кафедральный – Новомиргород Елисаветград Александров Новороссийск Павлоград Перекоп Акмичет Херсон Бахмут Ольгополь Тирасполь Таганрог Ахтиар Николаев Очаков Бореславл Дубоссары Овидиополь Одесса Кинбурская крепость Уезды:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вячеслав Васин , бывший физик, автор двух поэтических книг, публиковался в христианском журнале «Истина и жизнь», в журнале поэзии «Арион». – С.84; Ольга Шилова , жительница древнего Мещовска, театральная художница. – С.85; Лев Пиляр , «когда-то отмеченный статьей Новеллы Матвеевой». – С.85. Обзоры: Что читать: Представлены и прокомментированы издания: Борис Воздвиженский . Православное богослужение. Путеводитель. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с./Представляет Дарья Рощеня //Фома. - – март 2009. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В ясной и доступной форме автор излагает общепринятые нормы поведения в церкви, рассказывает о ее внутреннем устройстве, о смысле и порядке происходящего богослужения, о таинствах и обрядах, о логике богослужебного круга. Он кратко и понятно излагает позицию Православной Церкви по определенным вопросам, в том числе о совершении молитвы. Имеются иллюстрации, обширная библиография, таблицы и словарь терминов, используемых в богослужебной практике. Ольга Седакова . Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно=русские паронимы. – «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2008. – 432 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – март 2009. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Словарь хорош для того, чтобы самостоятельно разбираться с неясностями и путаницей в значениях, вникать в принципиальные основы перевода, уточнять правильно ли мы понимаем Пушкина. Державина, Баратынского… А можно просто брать и читать целиком: читать и думать, читать и удивляться. Философия религии. Альманах. 2006-2007 (под редакцией доктора философских наук В. К. Шохина). – М.: Ин-т философии РАН, «Наука», 2007. – 498 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – март 2009. – С.87. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Этот альманах (совместный проект Российской академии наук и англо-американского «Общества христианских философов») является первым международным периодическим изданием, в котором публикуются работы по философии религии – области знания, малоизвестной российскому читателю. Ведь философия религии и религиозная философия (к примеру, труды Н. Бердяева) не одно и то же. Публикуя труды современных российских философов, альманах также знакомит читателей с яркими представителями западной философской мысли: Ричардом Суинберном, Уильямом Манном, Робертом Адамсом и др. Альманах ориентирован в первую очередь на профессионалов. Но вполне может оказаться интересным и широкому читателю, в том числе и кому-то из аудитории «Фомы».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-71-m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010