Кн. 2. С. 584). Разнообразные по содержанию и тональности, эти письма наряду с личными переживаниями новой жизни в Церкви или, как их характеризовал сам Л., возвращением к утраченной детской вере включали описания греч. и рус. мон-рей, греч. пения, типов монашеской жизни на Афоне, правил аскетики и, в качестве приложения, критику философии эвдемонизма - учения о счастье как главной цели земного человеческого бытия. Следующие 2 года Л. жил в К-поле и на о-ве Халки, где продолжил начатую на Афоне работу «Византизм и Славянство». «Афон,- писал Л.,- показал мне примеры высокого и даже страшного аскетизма;- старцы Руссика выучили меня послушанию, посту и молитве; заставили понимать жития Святых; раскрыли мне истинный дух Церкви.- Халкинские богословы познакомили меня с Канонами Церкви, с ее администрацией и с современным состоянием Церквей на Востоке» (Моя исповедь//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 232). В 1874 г. Л. вернулся в Россию. После непродолжительного времени, проведенного в Кудинове, в авг. 1874 г. Л. отправися в Оптину пуст., где познакомился со старцем Амвросием Оптинским и с иером. Климентом (Зедергольмом). В конце того же года был принят послушником в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские пища и обязанности подорвали здоровье Л. (см.: Избр. письма. 1993. С. 115); в мае 1875 г. по благословению настоятеля мон-ря архим. Пимена (Мясникова; 1810-1880) Л. оставил мон-рь. Существует и др. версия причины его отъезда из мон-ря - сложные отношения с архим. Пименом (Там же. С. 232-233). 16 июля 1875 г. Л. писал Страхову: «Долго без церкви и молитвы - я быть не могу, и на меня слишком часто в мирской обстановке находит нестерпимый ужас смерти и тоска» (Там же. С. 116). В авг. того же года Л. был в Оптиной пуст., в окт.- в Мещовском мон-ре вмч. Георгия. В 1879 г. Л. опубликовал в ж. «Русский вестник» ст. «Отец Климент Зедергольм». Воспоминания Л. об иером. Клименте переплетаются с размышлениями о первостепенной важности монашества и старчества для правосл. Церкви и с описаниями Оптиной пуст. В ст. «О всемирной любви: Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике» (1880) Л. подверг критике основные положения речи Достоевского 8(20) июня в Москве. Среди многочисленных упреков, сделанных в адрес Достоевского,- «космополитическое понимание любви», «вера в человека», «вера в мировую гармонию». Л. писал: «В христианстве между многими другими сторонами есть и гуманность или любовь к человечеству «о Христе», то есть не из нас прямо истекающая, а Христом даруемая и Христа за ближним провидящая, от Христа и для Христа. Гуманность же простая, «автономическая»... может вести к... самоуверенному утилитаризму» (ПССиП. Т. 9. C. 213). В 1882 г. Л. опубликовал ст. «Страх Божий и любовь к человечеству: По поводу статьи гр. Л. Н. Толстого: «Чем люди живы?»». Обе статьи, о Достоевском и Толстом, были изданы в 1882 г. в брошюре «Наши новые христиане».

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Впоследствии воспитанники старца Макария много рассказали о нем. Это были чада его, достойные мужи. Среди них – преподобный Амвросий, скитоначальники последующего времени преподобные Иларион и Анатолий, монах Ювеналий (впоследствии Виленский архиепископ), наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин , известный церковный писатель), настоятели Оптиной пустыни отцы Исаакий и Досифей, настоятель Тихоновой пустыни архимандрит Моисей , настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря архимандрит Пафнутий, настоятель Мещовского Георгиевского монастыря игумен Марк и многие другие подвижники духа. Для всех них не было места роднее, чем тот келейный корпус слева от Святых врат скитских, который занимал старец Макарий. Отец Макарий располагался в двух комнатах, которые были обе с передними, выходящими в коридор (на другой половине жили келейники). В одной комнате он жил, другая была приемной. В восточном углу приемной были иконы, по стенам виды монастырей и портреты. Жилая комната была весьма невелика, с одним окном на южную сторону, на дорожку, ведущую к скитским вратам. Под окном стоял простой, окрашенный белой краской стол с ящиками, где лежали письма, образки, четки, крестики, пояски, предназначенные на благословение богомольцам. На столешнице, покрытой клеенкой, находились чернильница и все нужное для письма, в том числе песочница, выточенная им самим (мелкий песок, специально выработанный, служил вместо промокашки – его сыпали на свежеисписанный лист и потом аккуратно ссыпали обратно в песочницу), множество бумаг, справа и слева стопки писем, разделенных по степени срочности ответа. Ближе к окну – журналы. Старец выписывал «Творения святых отцов» (академический журнал), «Христианское чтение» (тоже журнал серьезный, богословский), «Воскресное чтение», «Православный собеседник», «Православное обозрение», «Духовную беседу», «Странник» и «Домашнюю беседу». Тут же и книги с закладками. Возле письменного стола находилось кресло, обитое зеленой тканью, с овальной спинкой, на сиденье шитая подушечка – забота духовных дочерей старца. Юго-восточная и часть южной стены были заняты иконами. Среди них, на видном месте, особенно чтимый старцем Владимирский образ Божией Матери, благословение старца Леонида. Перед ним – неугасимая лампада. На небольшом аналое – Евангелие, Следованная Псалтирь, Апостол, Богородичный канонник и исповедная книжечка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь мучеников Бориса и Глеба в с. Белкине. 1773 г. Фотография. 2007 г. В 3-й четв. XVIII в. появилась группа памятников, связанных с творчеством московских архитекторов, прежде всего К. И. Бланка. Им свойственны подчеркнуто изящные, узкие, вытянутые вверх композиции, преимущественно типа «восьмерик на четверике», и тонкий по рисунку плоский ордерный декор. Одной из первых, вероятно, была построена ц. Воскресения (1757) в вотчине князей Голицыных в с. Ладинском (Роща, Тарусский р-н, см.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209) - крестообразная в плане, с недлинными рукавами креста, близкая по типу к московской ц. вмц. Екатерины на Ордынке. Храмы, созданные самим Бланком, или близкие к его стилю: ц. святых Бориса и Глеба (1773) в с. Белкине, усадьбе И. Л. Воронцова, для которого Бланк много строил (Боровский р-н; напоминает Спасскую ц. в Киове, в его же подмосковной усадьбе) (см.: Николаев. 1970. С. 35-39); крестообразная в плане, с верхним восьмериком ц. Успения (1771) в имении Хитрово Висляеве (Ферзиковский р-н); ц. Преображения (1783) в Серпейске; отчасти ц. Благовещения (80-е гг. XVIII в.?) в с. Хохлове (обе типа «восьмерик на четверике», Мещовский р-н). Доминирующим оставался тип провинциального храма «восьмерик на четверике» с декором в стиле позднего барокко или раннего классицизма (оконные наличники с боковыми «ушами», треугольные или лучковые сандрики с замками, подоконные «фартуки» и накладные доски): ц. Знамения в с. Хордове (1764) помещика Н. В. Янова (Мещовский р-н), ц. Преображения (1784) в имении Чебышёвых Спас-Прогнанье (Жуковский р-н). С ними соседствуют храмы, выполненные в столичной и провинциальной манере: в Серпейске, имевшем во 2-й пол. XVIII в. нек-рое время статус уездного города, был выстроен в местных традициях Никольский собор (1771), а ц. Преображения (1783) - в стиле Бланка. Для сельских храмов также использовалась архаичная композиция бесстолпного 2-светного четверика, преимущественно с одной главой: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Ивановском кн. П. Ф. Тюфякина, Никольская ц. (60-70-е гг. XVIII в.?) в с. Никольском помещиков Глебовых, ц. Покрова (1790) в с. Покров-Полея И. И. Бегичева (все в Жуковском р-не), ц. Благовещения (1767) в с. Серединском под Боровском - усадьбе помещиков Скобеевых, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Барятине (Дзержинский р-н). Мн. ранее построенные городские и сельские храмы получили новые колокольни - многоярусные, с ордерным декором, в стиле укр. барочных образцов или колокольни Новоспасского мон-ря в Москве: Успенский собор (1784) в Перемышле, Пятницкая ц. (70-80-е гг. XVIII в.) на городище Мосальска, Казанская ц. (60-е гг. XVIII в.) в с. Григоровском под Перемышлем, ц. св. Иоанна Предтечи и ц. вмч. Георгия на Воробьёвке в Калуге (обе 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Кременском и с. Федотове под Боровском (фототека ИИМК РАН). К старейшему типу колоколен относились постройки с нижним невысоким четвериком и верхним 6- или 8-гранным столпом (иногда ярусным), завершенным шатром. Однако встречались старинные колокольни и с квадратными ярусами, как в храме в с. Передоль: верхний ярус с небольшими слуховыми окнами архаичной конструкции, которые заслоняли изнутри щитами от непогоды; над 4-скатной крышей помещались «фонарь» и высокий шпиль, возведенные уже в XVIII в. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Каменском. 1-я четв. XV в., кон. XIX в. Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Каменском. 1-я четв. XV в., кон. XIX в. Деревянные храмы 3-частной композиции (с основным объемом типа «восьмерик на четверике», пониженными алтарем и трапезной и примыкавшей с запада колокольней), копировавшие формы каменной архитектуры, часто строились в XVIII в. Эти храмы уже не имели подклетов и галерей, как, напр., церкви Рождества (1745) в с. Гостье (Гостья, Мещовский р-н) и Смоленской иконы Божией Матери (1747) в с. Хрустали (Малоярославецкий р-н; обе не сохр.). Церковь в Хрусталях имела кубический 2-светный четверик, невысокий и широкий световой восьмерик и на вершине граненой крыши - 8-гранный барабанчик с главкой. Равноширокая четверику квадратная 2-столпная трапезная и более узкий 5-гранный алтарь были высотой в половину четверика. В с. Горохове (Мещовский р-н) не сохранился Никольский храм (1777) с основным объемом в форме крупного четверика. Собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1586 г. Рис. фасада по М. Т. Преображенскому Собор Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1586 г. Рис. фасада по М. Т. Преображенскому Древнейшие известные каменные храмы К. и Б. е. XIV-XVI вв. немногочисленны и уникальны по типологии. Большинство было построено не ранее XVI в., за исключением Рождественского собора (1466, датировку см.: Выголов. 1988. С. 39-42) Пафнутиева Боровского мон-ря; в наст. время нек-рые из этих храмов датируют более ранним временем.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Троицкой Сергиевой Лавры, Отцы Игумены: 7) Антоний, брат О. Архим., бывший Настоятелем Мало Ярославецкого манастыря, 8) Антоний Бочков, бывший настоятелем Череменецкого монастыря, 9) Антоний бочков, бывший настоятелем Тихоновой пустыни, 10) Пафнутий, ныне настоятельстующий в Николаевском Черно-острожском Мало-Ярославецком монастыре, 11) Исаакий, нынешний Настоятель Оптиной Пустыни и 12) Марк, бывш. Наст. Мещовского монас. 13) О. Строители: Исаия, ныне наст. Покров. Доброго Монас. И 14) Досифей, ныне Наст. Мещовского Георгиевского Монастыря. 57 В записках недавно скончавшегося монаха Порфирия Севрюгина, бывшего в 1862 г. помощником монастырского библиотекаря, сказано: «26 мая 1862 г. на другой день своего приезда из Калуги, неутомимый в исполнении своей настоятельской обязанности, О. Архимандрит Далее продолжение на стр. 161 которой нет 59 Мне их показывал старый причетник, служивший в монастыре полвека. Во время пребывания Досифеи в монастыре, я бывал там с отцом моим и матерью и видел ее погребение. Иван Снегирев. 60 Обе эти собственноручные записки О. Архим. Моисея найдены были, по кончине его, в его бумагах. Писаны они очевидно ранее 1853 года, когда О. Моисей был возведен в сан архимандрита. 64 Одно из писем к О. Игумену Антонию, в то время когда последний очень скорбел о возложенном на него послушании –быть настоятелем Малоярословецкого монастыря. 71 См. статью священника Иоанна Модестова: «Пустынник Марк». Странник 1860. Ноябрь, стр. 229–232. 73 См. историческое и современное обозрение общежительной мужской Брянской Белобережской пустыни. Орел. 1863 г. стр. 10–11. 76 Сведения об О. Варнаве и О. Иларионе собраны от разных лиц и нам сообщены О. Сергием Федотовым, бывшим иноком Брянского Свенского монастыря, ныне О. Наместником Минского монастыря. 77 О Дорофей, этот последний из Рославльских пустынников, коротко знавший обстоятельства жизни прежних отшельников, передавал священнику с Якимовичей, о. Павлу Петровичу Белавенцу, что о. Никита жил в Рославльских лесах не менее 10 лет. Тоже самое подтверждала нам почтенная старица Надежда Феодоровна Броневская, слышавшая об о. Никите от своей свекрови Александры Афанасьевны Броневской, покровительницы пустынных старцев, живших в ее лесах и не редко собиравшихся в ее усадьбе. (А.А. Броневская скончалась в 1853 г., более 80 лет от роду). Основываясь на таких достоверных свидетелях, мы должны признать не точным и недостоверным рассказ помещенный в Домашней Беседе 1862 (вып. 25-й стр. 599) и в Страннике 1865 г. (Август стр. 70) о том, будто о. Никита только за полгода до своей кончины поселился в Рославльских лесах. Рассказ этот, очевидно, основан на каком нибудь недоразумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несли " хозяйственную нагрузку " также и башни, входившие в систему монастырской ограды. Так, в юго-восточной башне находились казначейские кельи и хлебня, а в одной из средних башен южной стены была баня. Прежняя ограда монастыря сохранилась до настоящего времени лишь фрагментарно и сейчас восстанавливается. Следует упомянуть также о часовнях Георгиевской обители, хотя ни одна из них не пережила советской эпохи. В непосредственной близости от монастыря были выстроены две часовни - Петровская (на ярмарочном месте, почему и открывалась она только во время ярмарки для продажи свечей и сбора пожертвований) и Серпейская (при выезде из города в сторону Серпейска; особенность её заключалась в том, что при ней была устроена особая келья для " часовенного инока " ). Обе они составляли, как пишет архимандрит Леонид (Кавелин), " древнюю принадлежность монастыря " . Столь же древнюю, как Благовещенская часовня в Мещовске, которая, правда, подверглась упразднению после перенесения из неё в соборный храм обители иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . В 1776 году к монастырю приписали часовню в Сухиничах, о чём мещовский настоятель, изыскивавший средства к существованию обнищавшей братии, просил ещё в 1774 году. В 1819 году старая сухиничская часовня сгорела, и на её месте построили новую, из кирпича. При о. Никодиме (Демутье) эта часовня была перестроена. В июне 1812 года, незадолго до нашествия на Россию " двунадесяти языков " , в Мещовске скончался подвижник, известный всему городу и уезду как " блаженный Андрей " . Он был похоронен на территории Георгиевского монастыря, и могила его очень почиталась - равно как и память о нём. На могиле часто служили панихиду, люди брали с неё песок и воду, " с топорика спущенную " (при жизни блаженный Андрей всюду ходил с топориком и хлыстом, символизировавшие непрестанную духовную брань), и по вере своей получали облегчение в страданиях. Ночевать Андрей останавливался в домах добрых людей. Блаженный Андрей появился на свет в деревне Овсянниковой Мещовского уезда в 1744 году.

http://sobory.ru/article/?object=01762

Церковь свт. Николая Чудотворца в с. Чижовка близ Калуги (ныне деревня; 1706) представляла собой 2-светный одноглавый четверик (фасадный декор утрачен). Наиболее распространенным стал тип храма «восьмерик на четверике»: Никольская ц. в с. Стварожня (ныне с. Богдановское; 1700), ц. Преображения в с. Ферзикове (ныне деревня; 1700), Казанская ц. в с. Сугонове (1707), ц. Благовещения в с. Слядневе (1700-е гг.?) (все не сохр., данные взяты из «метрик» 1887 г.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 1807, 1808, 1809, 1810). Стилистически храмы этого времени принадлежали к традиции московского зодчества, но отличались художественным уровнем исполнения; их можно условно разделить на 2 типа. К 1-му принадлежат храмы вертикально вытянутых пропорций, с выразительным кирпичным и белокаменным декором в духе столичных образцов: Знаменская ц. в Мезенцеве, ц. Успения (1705) в с. Серебрине (ныне Серебряно), в вотчине Лопухиных (обе имеют в высоту 36 аршин), а также, судя по высоте основного объема, несохранившиеся храмы: Никольский (1700) в с. Лугань, Успения (1705) в с. Липицы (ныне деревня) (Там же. Д. 1973, 1974) и, вероятно, построенная Лопухиными ц. Рождества Пресв. Богородицы (1701) в с. Лычине (ныне деревня). Второй тип - здания приземистых пропорций, со старомодным, часто скупым кирпичным фасадным декором: ц. Нерукотворного образа Спасителя, построенная девицей Евдокией Кошелевой (1700) в с. Копцеве на Серене, и фрагментарно сохранившаяся Казанская ц. (ок. 1700) в с. Никольском на Серене (обе в Мещовском р-не). К этому же типу относится и чрезвычайно живописный храм во имя ап. Иоанна Богослова (1713-1716, в аварийном состоянии) в с. Фёдоровском кн. Щербатова (Жуковский р-н), с приземистым объемом летнего храма типа «восьмерик на четверике», обширной одностолпной трапезной с сев. приделом и невысокой шатровой колокольней в стиле архитектуры сер. XVII в. Наиболее наглядно оба типа представлены церковными постройками на мещовских землях. На Боровской земле наиболее ранняя в ряду храмов типа «восьмерик на четверике» - ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

К ряду храмов с несколько упрощенными композициями и декором относятся постройки крепостных архитекторов мосальского купца А. С. Хлюстина - Е. Е. Латышева и И. А. Каширина (ученик имп. АХ): Никольский собор (1806-1818, воссоздан в нач. XXI в.) в Мосальске, ц. Покрова (1809) в дер. Покровское, ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1808 - 20-е гг. XIX в.) в с. Быстром (все в Мосальском р-не), ц. Св. Троицы (1818) в Троицком (близ Кондрова Дзержинского р-на). Главные объемы, прямоугольные или крестообразные в нижней части, завершены высокими купольными ротондами с венчающей главкой на высоком барабане; 3-ярусные колокольни в каждом ярусе украшены ордерным декором ( Шорбан, Зубарев. 2005). Постройки Ясныгина или архитекторов его круга отличают подчеркнутая монументальность форм основного объема с портиками на боковых фасадах, несущего массивную световую купольную ротонду, пониженные апсида и трапезная; колокольня, как правило, 3-ярусная, завершается чрезвычайно высоким шпилем, напр.: Казанская ц. (1802-1820; утрачены верхние части здания) в г. Людинове, Печерская ц. (10-е гг. XIX в.) в селе Лопатиных Прудки, Казанская ц. (1817) в селе А. А. Долгова Дунине (обе в Медынском р-не), ц. Рождества Пресв. Богородицы (10-е гг. XIX в.- 1823) в усадьбе кн. Козловских Барятино (Борятино, Мещовский р-н). Важной частью архитектуры К. и Б. е. стало масштабное монастырское строительство. В Оптиной Свято-Введенской пуст. возвели ряд сооружений: 3-ярусную колокольню (1801-1804), Казанскую ц. (1805, 1815), больничную церковь с кельями (1809), ограду с башнями (1832-1839); в 1837 г. был значительно расширен Введенский собор 1771 г.; в 20-х гг. XIX в. создан комплекс Иоанно-Предтеченского скита, основанного в 1821 г. (комплекс Оптиной пуст. восстановлен в кон. XX - нач. XXI в.). В формах столичного ампира был построен Крестовский мон-рь (1827-1832, не сохр.) в Калуге. Разрушенный в 1812 г. Никольский Черноостровский мон-рь в Малоярославце был возведен по новому проекту (1825-1839): с высокой колокольней, величественным, близким к центричному в плане 2-этажным собором, жилыми и хозяйственными корпусами (авторство приписывается разным зодчим, в т. ч. А. Л. Витбергу, работы осуществлялись под надзором губ. архит. Н. Ф. Соколова, см.: Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 147; комплекс отреставрирован в 90-х гг. XX - нач. XXI в., см.: Там же. С. 148). Было возведено неск. ампирных храмов, близких по формам к образцовым проектам этого времени: Казанская ц. (1824) в с. Грибове (Медынский р-н), ц. вмч. Георгия (1828) в с. Георгиевском на Угре (Юхновский р-н), Спасская ц. в селе помещиков Щепочкиных Кондрове (ныне город, Дзержинский р-н). Особой аскетичностью форм обладает ц. Успения (20-е гг. XIX в.) в с. Богимове (Ферзиковский р-н). В формах столичного ампира с характерным лепным декором по проекту архит. В. П. Стасова была перестроена Никольская ц. нач. XVIII в. (в аварийном состоянии) в усадьбе Полторацких Авчурино (Ферзиковский р-н).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Жена священника Ирина Смирнова. Удостоверение. Сим по долгу службы и присяги удостоверяю, что жена священника Мещовского уезда, села Неходова, Ирина Афанасьева Смирнова несколько лет страдала органическим пороком сердца (vitium organicum cordis): сильное сердцебиение, одышка, с первым временем вместо тона шум и перебои. Вследствие вышеозначенного страдания нередко появлялись у ней припадки грудной жабы: чувство страха, стеснения в груди, недостаток воздуха и немое сильное сердцебиение и одышка. От вышеописанной болезни я и другие врачи пользовали больную и помогали ей, но вполне излечить это страдание, по крайней мере в настоящее время, наука бессильна, и больная через несколько времени должна была неизбежно умереть. Когда 20 июля текущего года меня пригласили опять и просили как можно скорее, я думал, что повторилась та же самая болезнь. По осмотре больной оказалось, что она больна другой болезнью: воспалением желудка и кишек (gastro-enteritis). При исследовании сердца, к великому удивлению моему, оказалось, что оно вполне нормально: тоны его чисты, шума нет, пульс правильный, перебоев нет. Откровенно говоря, я и себе не поверил и на следующий день, когда с другим врачом еще раз навестили больную, которой стало много лучше, мной и им снова произведено было подробное исследование сердца, и мы оба вполне убедились, что последнее нормально. 1897 г. июня 26 дня. Врач Мещовского земства, Зубовского врачебн. пункта, коллежский асессор Н. Орлов . (Черниг. Еп. В.; сн. Воскр. день 1897 г. 38). Неделя о самаряныне Еванг. от Иоан., зач. 12-е, гл. IV, 5–42 ст. 1. Иисус Христос и самарянка Иисус Христос, узнав, что возрастающее число учеников Его возбудило, сильное неудовольствие к Нему фарисеев, оставил Иудею и возвратился в Галилею. Кратчайший путь шел туда чрез Самарию. Иисус пошел этою дорогою и на пути своем проходил чрез плодородную долину между горами Гаразином и Гевалом, в которой находится город Сихем, или Сихарь. Обе горы возвышаются на восемьсот футов над долиной, которая сама лежит на 1750 футов над морем. Многочисленные террасы и ущелья Гаразина, равно как и вся долина, красуются садами и рощами, богатыми прекрасною южною растительностью: апельсинные, гранатовые, шелковичные, абрикосовые, смоковничные, миндальные и другие деревья доставляют обильные плоды; жаркая подошва Гевала засажена оливковыми деревьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Митрополичий и патриарший помощник, перешедший на Крутицы, владыка сарский и подонский, скоро получил в самостоятельное управление особые города – иными словами, сделался самостоятельным епархиальным архиереем. Образование территории самостоятельной Крутицкой епархии близ Москвы, как раньше замечено, совпадает со временем возвращения городов от Литвы и переход пограничных природных русских князей на службу к московскому князю. Здесь уместно будет повторить и пополнить сказанное. В 1493 г. поступили на службу к Ивану III два князя воротынских с отчинами. При их содействии возвращены от Литвы Серпейск и Мещовск. Почти одновременно взята Вязьма. В 1494 г. литовский князь Александр по договору с Иваном III окончательно отступился от этих городов, уступив и весь г. Серенск, половина которого оставалась еще за Литвой. Кроме воротынских, один за другим в конце XV в. поступили на московскую службу князья новосильские, белевские и одоевские. Средоточием их уделов, как под властью Литвы (до 1494 г.), так и Москвы, оставались города: Воротынск, Новосиль, Белев и Одоев 459 . По договору 1494 г. за Москвой остались навсегда города Козельск и Перемышль; в 1503 г. вместе с Мценском от Литвы поступил г. Любутск, принадлежавший некогда рязанским князьям 460 . Эти пограничные города, служившие долго предметом споров между Литвой и Москвой, несомненно, составили первоначальную территорию Крутицкой епархии, если не сразу, то постепенно. Такое предположение могут подтверждать прямые свидетельства. По указанию калужской летописи С. Руссова 461 в состав Крутицкой епархии с 1454 г. (очевидно предположительно назван год перехода сарайского архиерея на Крутицы) вошли следующие города: Козельск, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль и Лихвин. Последний в качестве города известен с 1565 года 462 . Первый, т. е. Козельск, иногда входил в титул крутицких владык. Так Геласий в грамоте об учреждении патриаршества называется сарским, подонским и козельским 463 . Позднейшие свидетельства к указанным городам прибавляют еще Белев, Одоев, Новосиль, замечая при этом, что они поступили в Крутицкую епархию в 1614 году 464 . Рядом с таким показанием можно поставить общую заметку составителя «Историч. обозрения Тульской губернии» Афремова, что с титулом сарского и подонского епископа Афанасий еще в половине XIV в. принял в свое ведение область новосильского княжества с городами Новосилем, Одоевом, Белевом и Чернью 465 . Выбирая середину между слишком поздней и слишком ранней припиской Новосиля, Одоева и Белева (Чернь осн. 1576 г.) 466 к Крутицкой епархии, можно думать, что эти города поступили в её состав вместе с переходом тамошних князей под власть Москвы в конце XV или начале XVI века. До этого времени уделы князей, служивших на обе стороны – Литве и Москве, едва ли знали какую определенную епархиальную зависимость, особенно когда тянулось очень сложное дело о разделении митрополии. В этом деле пограничные князья принимали то сторону Москвы, то Литвы и Киева 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010