Ионское Аббатство, окр. Аргайл-энд-Бьют В 679-м г., в возрасте 54-х лет, прп. Адомнан был назначен 9-м игуменом Ионским и, таким образом, одним из преемников прп. Колумбы. Прп. Адомнан слыл одним из мудрейших и самых активных настоятелей за всю историю монашества на Ионе. Он прославился не только как способный администратор, но и самоотверженный проповедник. Прп. Адомнан слыл одним из мудрейших настоятелей за всю историю монашества на Ионе По примеру других подвижников ирландской традиции, прп. Адомнан время от времени совершал миссионерские поездки по северной Англии, Ирландии и некоторым областям Шотландии, странствуя от селения к селению и бесстрашно распространяя Благую весть о Христе среди язычников. Он совершил успешную миссию и в район центральной Шотландии, где ныне находится округ Перт-энд-Кинросс (PerthandKinross), который в то время принадлежал Королевству пиктов. Там он основал монастырь в долине Глен-Лион (GlenLyon) – самой длинной, уединенной узкой долине Шотландии, а также одной из наиболее живописных: она окружена лесами и горами, а на ее территории сохранилось множество древних артефактов. Угоднику Божиему удалось заручиться поддержкой королевской семьи пиктского государства, а после смерти святого его почитали долгое время на всей территории этого королевства. Прп. Адомнан не только стоял во главе ионской обители, но и ведал многочисленными дочерними общинами, основанными прп. Колумбой в разных уголках Шотландии за 100 лет до него. Крест св. Адомнана в долине Глен-Лион, Перт-энд-Кинросс (любезно предоставил - Gordon Stark of Tay and Lyon Churches) Посещение Нортумбрии и православная Пасхалия Примечательно, что прп. Адомнан многим известен как распространитель православной римской традиции расчета даты Пасхи в Шотландской и Ирландской Церквях. Он первым из насельников острова Иона принял православную Пасхалию – то есть Александрийскую Пасхалию, которую уже использовали (и до сих пор используют) во всем православном мире и которую ранее приняла Церковь Рима . Случилось это следующим образом.

http://pravoslavie.ru/134370.html

Накануне праздника Пятидесятницы человек Божий высадился на первом клочке земли, где его родная Ирландия больше не была видна. Это был островок Иона в составе Внутренних Гебридов (около 3 миль в длину и 1 мили в ширину), к западу от более крупного острова Малл, принадлежавший королевству Далриада (ныне шотландский округ Аргайл-энд-Бьют). Название «Иона», возможно, восходит к древней Скандинавии. Его первоначальное название – «Ey» – означает «остров». До сего дня это на редкость красивый островок, хотя до прибытия Колумбы он был пуст и открыт всем ветрам. Местный правитель пожаловал Колумбе этот остров, и святой построил на нем церковь и монастырь, сделав его своей главной резиденцией. На протяжении нескольких поколений трудами Колумбы, его многочисленных учеников и духовных преемников Православное христианство в кельтской традиции распространялось с этого великого бастиона монашества и миссионерства – сначала по всей Шотландии, затем – большей части Англии и континентальной Европы! Так были постепенно обращены в истинную веру племена пиктов, скоттов и северных бриттов. Его аскетическая жизнь превосходила человеческие силы Преподобный Колумба стал первым игуменом Ионским и управлял этой обителью до конца своих дней. Остаток жизни угодник провел в Шотландии, лишь изредка совершая поездки в Ирландию по важным делам. Подвизаясь на Ионе, святой муж молился, читал священные тексты, переписывал рукописи, учил, наставлял и трудился вместе со всеми монахами. Хотя Колумба был игуменом, он, не зная усталости, работал в поле как обычный монах, проявляя крайнее смирение. Его можно было часто видеть несущим тяжелые мешки с зерном с полей или муку с мельницы на кухню. Его аскетическая жизнь была настолько суровой, что, казалось, превосходила человеческие силы. Святой держал строгий пост, молился ночами напролет, спал на голой скале, а под голову вместо подушки подкладывал камень (предполагаемый камень-подушка святого сохранился в музее острова Иона до наших дней). Несмотря на крайне суровую подвижническую жизнь, отец Колумба всегда был исполнен радости во Святом Духе, был сердечен и благожелателен с другими.

http://pravoslavie.ru/113818.html

В Шотландии обнаружен монастырь VII века, построенный одним из апостолов пиктов Лисмор (Шотландия), 2 апреля 2024 г. Фото: Lismoregaelicheritagecentre.org      Археологические раскопки длиною в шесть лет на шотландском острове Лисмор (округ Аргайл-энд-Бьют) принесли потрясающие результаты: эксперты полагают, что обнаружили остатки некогда знаменитого и значимого монастыря, построенного там в VI или VII веке святителем Молуагом (также Молуог), одним из просветителей народа пиктов в Шотландии. В ходе работ, организованных Историческим обществом Лисмора, были обнаружены различные остатки древнего монастырского комплекса рядом с бывшим кафедральным собором в честь святого Молуага. Находки и артефакты включают каменное здание VII века, ограду, монастырское кладбище с надгробными плитами и фрагментами крестов, ремесленную мастерскую и многое другое. Вход в овальное монастырское здание. Фото: Lismoregaelicheritagecentre.org      Наличие монастырских мастерских, где умельцы изготавливали произведения из драгоценных металлов, занимались резьбой по камню, дереву, кости и оленьему рогу, “подтверждает, что это святое место стоит в одном ряду с прочими выдающимися храмовыми и монастырскими комплексами раннего средневековья в Шотландии, такими как Иона, Портмахомак и Инчмартин”, - сообщили в Центре гаэльского наследия Лисмора. Всего на этом месте на данный момент обнаружено 1500 значимых объектов и артефактов. Святитель Молуаг (память совершается 25 июня/8 июля), игумен Лисморский, был родом из Ирландии и современником преподобного Колумбы Ионского, величайшего кельтского святого и основателя прославленного монастыря на острове Иона (Внутренние Гебриды). Молуаг много лет самоотверженно проповедовал Евангелие шотландским пиктам и построил на шотландской земле несколько монастырей, в том числе на острове Лисмор, где его издавна особенно почитают. В наши дни со святителем Молуагом связано множество святых мест в Шотландии, куда совершаются паломничества православных христиан. На острове Лисмор, кроме обнаруженного монастыря, этому святому посвящен бывший кафедральный собор XIV века (ныне используется как приходская церковь, потому что в Пресвитерианской церкви Шотландии не существует епископата), сохранились древнее каменное «кресло святого Молуага» и источник святого Молуага. Хотя мощи этого великого миссионера были уничтожены во время Реформации в XVI веке, все же сохранились некоторые тесно связанные с ним реликвии: к ним относится личный игуменский жезл (посох) святого Молуага, который бережно хранит семья Ливингстон на острове Лисмор, а также предполагаемый личный колокол святого Молуага со своим собственным реликварием в Национальном Музее Шотландии (город Эдинбург).

http://pravoslavie.ru/159432.html

Эта уникальная церковь датируется примерно 950-м годом. Некоторые историки считают, что этот храм непосредственно связан с жизнью и деятельностью святой Беги: возможно, здесь святая некоторое время несла свое служение или даже была похоронена на этом месте. Святая Бега увековечена в этой церкви на подушечке для аналоя, где имеется вышитое изображение ее браслета (работа 1960-х годов). Церковь стоит в идиллическом месте, окруженная полями, недалеко от озера Бассентуэйт, на некотором расстоянии от самой деревни. Она открыта ежедневно и посещается паломниками в течение года. В прошлом и церковь, и окружающая местность вдохновляли таких английских поэтов, как Уильям Вордсворт (1770–1850) и Альфред Теннисон (1809–1892), «поэтов Озерной школы» . Примечательно, что церковь в Бассентуэйте хранит экземпляры Библии на 28 языках для иностранных посетителей! Это одна из нескольких сохранившихся и все еще действующих донорманнских церквей графства Камбрия – живая связь с ранним Православием в Британии! Вторая маленькая церковь в честь святой Беги расположена в крошечной деревне Эскдейл-Грин, в живописной Эскдейлской долине. Она построена в конце XIX столетия. Церковь прп. Беги близ деревни Бассентуэйт, Камбрия (любезно предоставлено иподиаконом православного прихода в Кесвике, Камбрия) В Камбрии действует паломнический маршрут под названием «Путь святой Беги» В прошлом святой Беге было посвящено гораздо больше церквей на севере Англии и в Шотландии, например, в деревне Эннердейл (рядом с озером с тем же названием) в Камбрии; в деревне Килбечо нынешнего шотландского округа Скоттиш-Бордерс (где сохранились руины ранней церкви и святого источника Беги); а также на острове Литтл-Камбре (чье название означает «церковь святой женщины») в заливе Ферт-оф-Клайд (северный Эйршир, Шотландия). Святая Бега является небесной покровительницей населенных пунктов Килбаги (округ Файф) и Килбеги (округ Аргайл-энд-Бьют) в Шотландии, где ее имя носили монастыри. Наконец, греческий православный миссионерский приход города Кесвик освящен в честь трех святых – Беги, Мунго и Герберта, которые трудились в Камбрии в первые века христианства.

http://pravoslavie.ru/117167.html

Преподобный Адомнан, игумен Ионский Ранние годы Преподобный Адомнан (Адамнан, Адам, Юнан/Adomnan, Adamnan, Eunan, Adam) родился около 625 г. в Ирландии. Приблизительным местом его рождения был городок Рафо (Raphoe) нынешнего графства Донегол в провинции Ольстер. Отца будущего святого звали Ронан, а мать носила имя Ронат. В юном возрасте он учился в одной из обителей, учрежденных на ирландской земле преподобным Колумбой (Columba, Columcille), основателем прославленного шотландского монастыря Иона (Iona), который приходился ему дальним родственником. Возможно, молодой прп. Адомнан также недолго обучался и преподавал в ирландском монастыре Дарроу (Durrow) графства Оффали. По мнению ученых, преподобный какое-то время возглавлял ирландский монастырь Скрин (Skreen) в графстве Слайго – место, на котором стояла эта обитель, первоначально называлось «Холм тюленей». Уже в молодом возрасте будущий светильник Ирландской Церкви прославился необыкновенной ученостью и святостью жизни. Он стал блестящим знатоком Священного Писания и богословских наук, превосходным учителем и талантливым писателем. Англиканский собор св. Адомнана в Рафо, гр. Донегол, Ирландия Служение на острове Иона и миссионерская деятельность в Шотландии Впоследствии прп. Адомнан переехал на остров Иону – великий ранний центр монашеской жизни и светоч христианства не только в Британии, но и всей Западной Европы того времени. Иона расположен к северо-западу от «материковой» Шотландии и относится к Внутренним Гебридам (theInner Hebrides). Административно Иона входит в округ Аргайл-энд-Бьют (ArgyllandBute). На первых порах прп. Адомнан подвизался на Ионе под духовным руководством святого игумена Сегене В 563-м г.прп. Колумба основал на этом маленьком островке монастырь, прославившийся святостью жизни своих насельников, высоким уровнем аскезы, культуры, учености и миссионерства на долгие века. На первых порах прп. Адомнан подвизался на Ионе под духовным руководством святого игумена Сегене (Segene; 5-й настоятель Ионы: 623–652), одним из преемников которого ему было суждено стать. Сегене знаменит тем, что именно при нем на территорию Англии были отправлены первые гаэльские миссионеры, вскормленные монашескими традициями древней Ирландии. Так, в 635-м г. в северное английское королевство Нортумбрию был отправлен свт. Айдан (Aidan), будущий основатель прославленного монастыря на острове Линдисфарн (Lindisfarne) и просветитель северных англов. Благодаря свт. Айдану Линдисфарн стал настоящим маяком христианской цивилизации и «кузницей святых», а его влияние распространилось на большую часть Англии и даже континентальную Европу.

http://pravoslavie.ru/134370.html

Брендана Мореплавателя, а рядом на площади стоит его современная бронзовая статуя, смотрящая в сторону моря. Памятные места, связанные со святым, разбросаны по всему острову Ирландия. В одном лишь графстве Керри можно найти огромное число посвященных ему святых источников. Источник в графстве Керри, в котором был крещен прп. Брендан Мореплаватель, Ирландия (источник - Bernard, Geograph.ie) В Шотландии Неф Клонфертского собора Св. Брендана, Голуэй, Ирландия Такие места Шотландии, как приход Килбрандон («церковь Брендана») в округе Аргайл-энд-Бьют и пролив Килбраннан, разделяющий остров Арран и полуостров Кинтайр, указывают на популярность и влияние прп. Брендана в стране. В прибрежной деревне Скипнесс (Skipness) на полуострове Кинтайр округа Аргайл-энд-Бьют сохранилась средневековая часовня Св. Брендана. Другую такую часовню (Old Kirk) Св. Брендана можно увидеть в приходе Бирни (Birnie) близ города Элджин (Elgin) округа Мори. Церковь построена в 1140-м году и почти 40 лет служила первым собором епархии Мори. Это одна из старейших церквей на шотландской земле, где службы проводятся так много веков подряд. Алтарь и неф маленькие, а круглая форма прилегающей территории говорит о том, что первоначальная церковь была донорманнской. Согласно сестре Элизабет Рис (Elizabeth Rees), автору фундаментального труда «An Essential Guide to Celtic Sites and Their Saints», в доме пастора при этой церкви хранится древний ручной колокол неизвестного кельтского монаха. Хранить маленькие ручные колокола и завещать их часовням или отшельническим келлиям было характерной чертой подвижников ирландской традиции. На церковном кладбище в Бирни сохранился уникальный высеченный пиктский камень. Часовня Св. Брендана в Скипнесс, Аргайл-энд-Бьют Солнечные часы на могиле рядом со старой церковью Килбирни в Шотландии Городок Килбирни (Kilbirnie; «Церковь Брендана») в Северном Эйршире может похвастаться старой церковью (Old Kirk) Св. Брендана XV века, хотя первоначальная постройка была донорманнской. В ней есть алтарь, неф, трансепт и два боковых придела, а на церковном кладбище – уникальные солнечные часы.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Такие обители, как Клонард, были в то время центрами богословия и латинской учености Сегодня одно из графств Ирландии (на юго-востоке республики, в провинции Ленстер) называется Килкенни («церковь Кеннета» в переводе с гаэльского) в честь святого Кеннета, это же название носит и старинный, живописный главный город графства, стоящий на берегах реки Нор. В Килкенни угодник основал церковь или монастырь. Это был один из последних регионов Ирландии, принявших Православие. Среди других основанных Кеннетом монастырей упомянем Драмакос (графство Дери) и Клонброн (графство Оффали). К сожалению, не сохранилось описания внешности святого Кеннета, но его современники отзывались о нем как о «просвещенном Богом муже», «украшенном всеми добродетелями», мудром, красноречивом, строгом аскете, благожелательном ко всем. Остров Инчкеннет, Шотландия После 562-го года Кеннет переехал в земли нынешней Шотландии, где тоже много проповедовал и основал свой величайший монастырь на островке Инч-Кеннет («остров Кеннета»), расположенном близ побережья более крупного острова Малл шотландского округа Аргайл-энд-Бьют. Он сделал этот большой монастырь центром миссионерства. Сегодня на островке сохранились руины монастыря, а также нетронутая отшельническая пещера святого Кеннета, к которым ежегодно организуются православные паломнические поездки. Святой Кеннет был близким другом преподобного Колумбы Ионского, вместе с которым много путешествовал по Шотландии, проповедовал и совершал таинство Крещения над пиктами. Прибытие Кеннета на остров Иону, предсказанное святым Колумбой, описывается биографом Колумбы святым Адомнаном. Сохранились ранние свидетельства о чудесном «общении на расстоянии» этих двух светильников кельтского христианства. Однажды молитвы святого Кеннета спасли находившегося на далеком расстоянии святого Колумбу и его спутников от неминуемого кораблекрушения. По преданию, когда святые Колумба и Кеннет встретились с пиктским языческим королем Бруде и тот стал им угрожать, Кеннет временно обездвижил его, осенив крестным знамением. Вскоре Бруде принял святое Крещение вместе со своими подданными.

http://pravoslavie.ru/107462.html

Источник Св. Гильды в Магоаре, Бретань Среди других связанных с ним святых мест Бретани упомянем деревню Карноэт (Carnoet) департамента Кот-д’Армор с часовней Св. Гильды; местечко Магоар (Magoar) в департаменте Кот-д’Армор, где можно посетить церковь и источник Св. Гильды; город Оре (Auray) в департаменте Морбиан, где существовал зависимый от главной обители Святого Гильды приорат, на месте которого стоит освященная в честь него величественная церковь XVII века; живописное местечко Плюмельо-Бьёзи (Pluméliau-Bieuzy) в департаменте Морбиан с часовней Св. Гильды XVI века под гранитной скалой на том месте, где он проповедовал Евангелие . Ряд других церквей и монастырей Бретани носят имя этого святого. Преподобный Гильда является покровителем католического прихода деревни Роснит (Rosneath) шотландского округа Аргайл-энд-Бьют. В Уэльсе, где множество приходов освящены в честь братьев, детей, внуков и прочих родственников святого, преподобный Гильда почитался покровителем историков и литейщиков колоколов. Церковь Св. Гильды в Магоаре, Бретань Преподобный Гильда Премудрый, моли Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 145 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя некоторые ученые не исключают пиктское происхождение прп. Гильды, абсолютное большинство исследователей сходятся на том, что он был бриттом. На юге Шотландии и севере Англии в то время существовало несколько мелких бриттских королевств. Их собирательное название: «Старый север», или «Yr Hen Ogledd». Позднее почти все они были завоеваны англо-саксами и пиктами.  Одним из них, возможно, был преподобный Кеннид (Cennydd), пустынник Ллангеннитский (память: 1 августа и 5 июля). Он подвизался на полуострове Гауэр в Уэльсе, сегодня относящемуся к городу-графству Суонси. Согласно житию XV в., он жил на крошечном островке близ нынешней деревни Ллангеннит («церковь», или «огороженное место Кеннида»). В Ллангенните приходская церковь XII в. и источник носят его имя. В южном боковом приделе храма можно увидеть высеченный камень IX в. с типичным для кельтов «узловым узором». В Средние века он использовался как надгробный камень Св. Кеннида. Рядом с церковью некогда существовал небольшой монастырь. Один из приливных островков в 2 милях от деревни называется Берри-Холмс (Burry Holmes; корень «holm» восходит к древнескандинавскому слову, означающему «маленький круглый остров»). Здесь св. Кеннид нес свои духовные подвиги. На месте его келлии позднее появились часовня и церковь. В Средние века здесь продолжали молиться пустынники. Сохранились лишь остатки стоявшей на островке каменной церкви, сменившей первоначальную деревянную, построенную, по преданию, пустынником Карадогом в конце XI в. Каждое лето местный англиканский приход совершает на островке богослужение в память о святом. Сюда совершаются паломничества. Островок находится на северо-западной оконечности полуострова Гауэр.

http://pravoslavie.ru/144393.html

Надежда шотландцев. Святые Андрей и Коламба. (к 18 сентября 2014 г.) 15.09.2014 08:48:03 Протоиерей Александр Шабанов Шотландия! Смелых людей колыбель, Стремлений моих неизменная цель, С тобой я расстался, но в каждом краю Люблю я и помню Отчизну мою! Роберт Бёрнс «На чужбине» (Перевод О. Чумина) Из всех наследников древнего прошлого кельтских стран, их истории, культуры и церковности, шотландцы – самая труднопрочитываемая народность. Ирландской поэтичности, валлийской мистичности, корнуольской пасторальности, бретонской изысканности – у скоттов предостаточно. Но особая героика Высокогорья, аскеза Гебридских и Оркнейских островов все эти общекельтские черты густо, как ингредиенты хаггиса, перемешивает. На нашем пороге появляется рыжеволосый горец в килте, гетрах и с Андреевским флагом, в том его изначальном варианте – белый косой крест на синем фоне, – что ещё не был вывернут наизнанку Петром I в  1720 году.     Правильнее шотландцев было бы называть иро-скоттами, хотя британская история последних семисот лет эту возможность свела к минимуму. Гэльский (ирландский) компонент шотландского наследия не исчез, но войны с датчанами, норманнами, карательные рейды Нокса и Кромвеля превратили его в отзвук звонкой и далёкой мелодии, слышимой в горах «Рождённой в битвах страны». «Голые разрушенные хоры, где недавно сладко пели птицы», – сказал об этом Шекспир в 73-м сонете. Легенда о баснословной шотландской древности, происхождении страны и её народа, трогательнее всего запечатлена в поговорке: «A muliera Scota/Vocitatur Scotia tota», то есть: «От женщины Скоты зовётся вся Шотландия». В кратком изложении история такова: у одного из египетских фараонов была дочь по имени Скота, и её близкие родичи через Испанию в древние времена добрались до Ирландии, откуда, уже во главе с мужем Скоты Эрком и её сыном Гэлом, переселились на земли соседнего острова, в Британию и основали королевство Аргайл (Argyll=Erc + Cael). Ими же был доставлен священный символ власти – Камень Судьбы. Письменная фиксация этой истории в шотландсих анналах относится к раннему Средневековью (Chronicles of the Picts, Chronicles of the Scots and Other Early Memorials of Scottich History.

http://radonezh.ru/analytics/nadezhda-sh...

В 1559 г. муж Марии Стюарт взошел на франц. престол под именем Франциска II, а Мария стала королевой Франции. 11 июня 1560 г. в Шотландии скончалась Мария де Гиз, а 6 июля был заключен Эдинбургский договор, закрепивший победу протестантов, по к-рому Шотландию покинули франц. и англ. войска. Хотя лютеране были первыми протестантами, в Шотландии шире распространились идеи кальвинизма. На раннем этапе большую роль сыграли попавшие под влияние женевских реформаторов эмигранты Дж. Уишарт (ок. 1513-1546), который был сожжен на костре, и Нокс. Вскоре после изгнания Нокс написал «Увещевание»: главная идея трактата заключалась в том, что «верующие должны быть в завете с Богом», к-рый основан на том, что «только Он наш Бог, а мы - Его народ… мы будем обращаться к Нему и избегать чуждых богов» ( Greaves R. L. Theology and Revolution in the Scottish Reformation: Studies in the Thought of J. Knox. Grand Rapids (Mich.), 1980. P. 116), а также сопротивляться «папскому идолопоклонству». В работах 1556-1558 гг. Нокс систематизировал свои представления о завете, понимая и толкуя его в терминах ВЗ, через него объясняя связь и обязанности правительства и народа на основании Закона Божия. Нокс ссылается на призыв царя Иосии к израильтянам «соблюдать заповеди (Господни) и откровения Его и уставы Его... чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге» (4 Цар 23). С его т. з., правители должны проводить необходимые религ. реформы и искоренять идолопоклонство. Он полагал, что ветхозаветные принципы иудейской теократии вполне способны работать в современном ему европ. гос-ве. В «Письме к народу Шотландии» Нокс, разочарованный поведением шотландского дворянства, практически предвосхищает более позднее учение о гражданском сопротивлении. Простой народ, полагал он, обязан следить за правильностью проповедования учения Христа и уничтожением идолопоклонства в случае, если дворянство и др. сословия уклоняются от выполнения этой обязанности. Основной его аргументацией стали примеры библейских заветов между Богом и всем Его народом (а не только с правителями, напр. Исх 34). Нокс утверждал, что те, кто отказываются бороться с властями, поддерживающими идолопоклонство, рискуют «потерять свою бессмертную душу». 3 дек. 1557 г. группа шотл. дворян (А. Кэмпбелл, граф Аргайл, Дж. Дуглас, граф Мортон, А. Кэмпбелл, лорд Лорн, и др.) подписали в Эдинбурге 1-й Ковенант (First band), в к-ром поклялись поддерживать распространение идей реформации и защищать их от сторонников папства («идолопоклонства») с оружием в руках; подобный Ковенант был заключен также в 1559 г. в Перте.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

  001     002    003    004    005