13 . ФЕОФАН Прокопович, Ректор и Богословия учитель, родной дядя и воспитатель Феофана, Архиепископа Новгородского, бывший Наместник Киево-братский, в 1675 году заступил по Сильвестру на Ректорское место и был до 1684. Но где и когда скончался, неизвестно. 14 . ИЕЗЕКИИЛЬ Филипович, в 1684 году Апреля 28 определён Лазарем Барановичем, Архиепископом Черниговским, блюстителем Митрополии Киевской и утверждён Универсалом Гетмана Ивана Самойловича. 15 . ФЕОДОСИЙ Гугуревич был в 1687 году. Скончался в 1689 году, Апреля 3. 16 . ПАХОМИЙ Подлузский был в 1691 году, но где и когда скончался, неизвестно. 17 . ИОАСАФ Кроковский в 1693 и 1694 годах был вместе Игуменом Пустыно-Николаевского и Киево-братского монастырей, а в 1697 году, Марта 26, избран в Архимандрита Киево-Печерской Лавры, потом, в 1707 году, Октября 19 – на Митрополию Киевскую. Хиротонисан в 1708 году, Августа 15. Скончался и погребён в Твери в 1718 году. Продолжение ректоров и префекты Продолжение РЕКТОРОВ ПРЕФЕКТЫ 18. ПРОКОПИЙ Колачинский был в 1700 и 1703 годах, но где и когда скончался, неизвестно. 1. СТЕФАН Яворский; был потом Киево-Николаевским Игуменом, и в 1700 году, в Апреле посвящён в Москве в Митрополита Рязанского (см. Рязанских Архиереев). 19. ГЕДЕОН Одорский был в 1703 и 1704 годах; потом произведён в Архимандрита Крупицкого Батуринского монастыря; но где и когда скончался, неизвестно. 2. ИНН0КЕНТИЙ Половский, около 1700 года, по 1705 год. 20. ИННОКЕНТИЙ Половский, пожалован Ректором в 1705 году из Префектов, и был в 1706 году. Более известий о нём не находится. 3. ХРИСТОФОР Чарнуцкий, около 1705 года; потом определён Ректором. 21. ХРИСТОФОР Чарнуцкий определён из Префектов; в 1709 году переведён в Пустынно-Николаевский монастырь Игуменом же. О прочем не известно. 4. ФЕОФАН Прокопович, с 1708 по 1711 годы, а в 1711 году определён Ректором той же Академии. 22. ФЕОФАН Прокопович, с 1715 года, а потом Епископ Псковский, наконец, Архиепископ Новгородский. 5. ИОАСАФ Томилович. 23. СИЛЬВЕСТР Пиковский, Вице-ректор и Богословия учитель, с 1716 по 1721 год, в котором и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Исполняя возложенные на него обязанности, он не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила» 8 . Вскоре в жизни Димитрия начался новый период, Ростовский, и Господу было угодно прославить неутомимого труженика на поприще святительского служения. После болезни и смерти Игнатия Корсакова, митрополита Сибирского, на вакантную кафедру потребовался достойный кандидат, о чем проявил заботу сам царь Петр. В 1700 году царь прислал указ митрополиту Киевскому Варлааму, которым повелевалось: «Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь святого Евангелия в идолопоклонных народах, также для приведения ясачных народов в христианскую веру – Великий Государь указал поискать в малороссийской области, городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго, и ученого, и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом» 9 . Патриарх Адриан тоже обращался с аналогичной просьбой к митрополиту. В декабре 1700 года последовал именной указ «для избрания в Сибирские митрополиты, митрополита же на Игнатьево место, в Москве быть... Черниговския области Новгородскому архимандриту Димитрию»... 10 . 10 февраля 1701 года он прибыл в Москву и приветствовал Петра, а 23 марта на Крестопоклонной Неделе, на 51-м году жизни Димитрий был возведен в архиерейский сан. Посвящение совершали митрополит Сарский и Подольский Трифиллий, митрополит Новгородский и Алатырский Исайя, митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Весною ехать в Сибирь Димитрию не представлялось возможным по причине распутицы. Поэтому он временно поселился в Чудовом монастыре, где были причт и ризница, певчие Сибирского митрополита, прибывшие с митрополитом Игнатием на служебную чреду. Святитель занимался делами своей обширной епархии, совершал службы, благовествовал, принимал посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Через два года и три месяца (1699 г. сент. 17.). св. Димитрий переведен из Елецкого монастыря в Спасский Новгорода Сиверского 89 . Причины таких частых перемен местопребывания Димитрия объясняются желанием духовного начальства доставить той или другой обители лучшего настоятеля, и почтить самого Димитрия высшим местом служения. В начале 1700 года напечатана третья четверть четьих-миней за март, апрель и май в киевопечерской типографии. Печерский архимандрите Иоасаф Кроковский с братией, в знак усердия к сочинителю, прислал ему в дар образ Пресвятой Богородицы, подаренный Петру Могиле от Царя Алексея Михайловича 90 . Вскоре после этого Малороссия должна была лишиться светильника, который доселе озарял ее светом учения и святой жизни. Петр Великий, занимаясь делом просвещения России, обратил внимание и на отдаленные области своих обширных владений, куда не совсем проникло даже христианское учение. Кроме того Петру хотелось, чтобы христианство , мирно распространяясь между сибирскими инородцами, переходило отсюда и в сопредельный Китай. После совещания об этом с Патриархом, он решился вызвать из Малороссии человека способного к миссионерской должности, с тем, чтобы он занял кафедру Митрополита Сибирского и Тобольского, оставшуюся праздною по смерти Митрополита Павла (1700 г.). Именным указом 1700 г. поведено было Киевскому Митрополиту Варлааму «поискать из архимандритов и игуменов, или других иноков, добраго и ученаго, и благаго непорочнаго жития, которому бы в Тобольску быть Митрополитом, и мог бы Божией помощью исподоволь в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истиннаго живаго Бога 91 ». Будущему Митрополиту Сибирскому Государь поставлял в обязанность привезти с собою двух или трех иноков, которые бы могли научиться китайскому и монгольскому языкамм, и узнав суеверие язычников, служили к просвещению Китайцев, живя в Пекине, при построенной там Церкви. Киевский Митрополит находил лучшим и способнейшим к исполнению Царской воли и намерений Церкви, Димитрия, давно известного святостью жизни, искусством проповедания слова Божия и точностию в исполнении возлагаемых на него дел. Итак выбор пал на архимандрита Новгород-Северского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Исаии пророка Видение – в Майской Четь-Минее XII в. Московского Успенского собора; напечатано Поповым в Чтениях Общества Истории и Древностей 1879, кн. I, Библиографические Материалы, стр. 12 fin. (по более позднему списку напечатано тем же Поповым в Описании рукописей Хлудова, стр. 414). Иакова патриарха Лествица, читаемая в Палее толковой, которая переведена была (как мы сказали, параграф Палея) в период до-монгольский (по Лаврскому списку Палеи 1406г. напечатана Тихонравовым в Памятниках отречённой русской литературы I, 91). Иеремии пророка Паралипомена, – отрывок в Майской Четь-Минее XII в. Московского Успенского собора, см. у Попова ibid стр. 9 fin.; по списку XIV в. напечатаны тем же Поповым в Описании рукописей Хлудова, стр. 406 fin., а по списку XV в. Тихонравовым в Памятниках отречённой литературы I, 273. Иоанна Богослова Слово о покои (на Успение) Богородицы, читаемое в рукописях XII в.; напечатано в отрывке Срезневским в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках, и сполна Поповым в Чтениях Общества Истории и Древностей, 1880г. кн. III, Библиографические Материалы Мефодию Патарскому усвояемое слово о царстве язык последних времён, о которым см. выше в параграфе Мефодий Патарский . Нифонта преподобного и Панкратия священномученика жития, которые см. выше в отделе: Минеи-Четьи. Патриархов ветхозаветных, – 12 сыновей Иакова, „Завети”, т. е. заветы, читаемые в той же Палее, что и Лествица Иакова (напечатаны по Александро-Невской Палее XIV в. и по Синодальной Палее 1477г. Тихонравовым ibid. I, 96). (Об апокрифах с нарочитой подробностью – в I части Истории русской словесности И. Я. Порфирьева). Дополнения и поправки. К введению, замечание относительно хронологии. В настоящее время год начинается у нас с 1 числа Января месяца, а в прежнее время он начинался с других месяцев, именно до половины XV века с 1 числа Марта месяца (до какого года в самой жизни, остаётся неизвестным, а у разных летописцев до разных годов), а потом до 1700 года с 1 числа Сентября месяца. По этой причине, если какое-нибудь событие до половины XV века случилось в Январе или Феврале месяце, а от половины XV века до 1700 года в Сентябре – Декабре месяцах: то должен был делаем перевод того или другого из прежних счётов на нынешний. Перевод этот должен состоять в том, чтобы в первом случае месяцы Январь и Февраль относить не к текущему, а к предшествующему году и при переложении годов от С. М., которыми у нас вёлся счёт до 1700 года, на годы от P. X., вычитать из первых не 5508 (принятое число лет от сотворения мира до Рождества Христова), а 5507, а чтобы во втором случае месяцы Сентябрь – Декабрь относить не к текущему, а к следующему году, и вычитать из годов от С. М. не 5508, а 5509.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

17892. Ч. 10. С. 9-10 [год в этом изд. указан неверно]). Впосл. Петр I утратил интерес к участию в совершении чина Н., не почтив его своим присутствием в 1696, 1697 и 1698 гг. В 1699 г. он, напротив, прибыл к чину облаченным в традиц. рус. царскую одежду, и принял благословение от патриарха Адриана; но этот поступок следует рассматривать не как шаг навстречу старым московским обычаям, а, наоборот, как целенаправленную подготовку к радикальной реформе летосчисления, последовавшей в том же году (см.: Живов. 2004. С. 40). 20 дек. был обнародован указ Петра I о переходе на исчисление лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. В том же указе было предписано праздновать Н. 1 янв., для чего жилые дома следовало украшать еловыми деревьями и ветвями, в храмах совершать благодарственный молебен, а после того там, где есть возможность, устраивать салют из пушек и ружей; указ дополнялся распоряжением об устройстве 1 янв. 1700 г. царского новогоднего ужина для знатных особ, на к-ром следовало присутствовать обязательно в одежде европейского образца (Там же. С. 106-109). Старинный чин Н. был еще раз совершен в сент. 1700 г. в Кремле, но уже без участия царя и патриарха (к-рый тяжело болел, а спустя полтора месяца скончался). После 1700 г. чин Н. 1 сент. не совершался - вероятно, сначала из-за отсутствия патриарха, а затем и по причине окончательного замещения сентябрьского празднования Н. январским. Впрочем, в 1765 г. в ходе ревизии практики совершения молебнов в праздничные и высокоторжественные дни Святейшему Правительствующему Синоду стало известно, что в московском Успенском соборе чин Н. совершается хотя и 1 янв., но по старой книге - по брошюре с чином «летопроводства» из той подборки чинов архиерейских священнодействий, к-рая была издана ок. 1624 г. (см. выше). Рассмотрев этот вопрос, Синод пришел к мнению, что совершение новогоднего молебна по дониконовскому тексту «неприлично», и издал 16 дек. 1765 г. указ о том, чтобы ежегодно 1 янв. во всех церквах Российской империи совершался обычный благодарственный молебен, но с заменой апостольского и евангельского чтений отрывками из службы 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Переяслав. Вознесенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Ансамбль Вознесенского монастыря расположен в центре города. Архитектурный облик монастыря начал формироваться с момента строительства Вознесенского собора (1695-1700 г.г.). В 1738 г. на территории монастыря был открыт коллегиум – высшая школа, разместившийся в деревянном здании. Пожар 1748 г. уничтожил в монастыре все деревянные постройки. Новое кирпичное здание коллегиума построено в 1753-1757 г.г. Ансамбль окончательно оформился после строительства колокольни в 1770-1776 г.г. В 1782 г. к восточной части колокольни пристраивают Варваринскую церковь (разрушена в 1941-1945 г.г.). В конце XVIII-haчaлe XIX в.в. с восточной стороны монастырской территории был построен двухэтажный корпус. В его нижнем этаже располагались торговые ряды с подвалами-складами, в верхнем вначале – общежитие для бурсаков, а в конце XIX в. – монастырская школа. С юга, запада и севера монастырь был обнесен высокой кирпичной стеной. В 1916 г. торговые ряды со школой сгорели и остатки их были разобраны. Теперь ансамбль монастыря состоит из Вознесенского собора, колокольни и коллегиума. В зданиях монастыря разместился филиал Переяслав-Хмельницкого государственного исторического музея. Ансамбль Вознесенского монастыря является одним из лучших в истории украинской архитектуры и каждое его здание представляет большую историческую и художественную ценность. Вместе с другими памятниками Переяслава-Хмельницкого ансамбль играет большую роль в силуэте города. Здания ансамбля пострадали в годы Великой Отечественной войны. Восстановлены в 1954-1964 г.г. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: 1983 г. Монастырь расположен в центре древнего посада Переяслава, севернее территории цитадели. В 1695-1700 г.г. здесь был воздвигнут каменный собор Вознесения Господня. Оплачивал строительство гетман Иван Мазепа. Вместе с деревянными строениями, поставленными в те же годы вокруг собора, храм образовал архитектурный ансамбль нового мужского монастыря. Когда в 1700 г. в городе возродили существовавшую в эпоху Киевской Руси епископскую кафедру, Вознесенский монастырь стал резиденцией правящего архиерея (первую кафедру занял тогда епископ Захария Корнилович). Создание монастыря положило начало образованию нового центра города. До 1733 и с 1785 г.г. епископ Переяславский служил викарием при Митрополите Киевском, а в период между этими датами – архиереем самостоятельной епархии; его ведению подлежала опека не только Переяславщины, но – до 1790-х г.г. – и православного населения Правобережной Украины, которое, за исключением Киева с округой, до конца XVIII в. оставалась под властью католической Польши.

http://sobory.ru/article/?object=29717

Причем каждый перелагатель транспонировал мелодии произвольно по своему усмотрению. Разность же тональностей в мелодиях одного и того же гласа в одном и том же Ирмологе объясняется выборкою песнопений из разных сборников. Транспозиции мелодий на кварту вниз для соблюдения надлежащих интервальных отношений вообще не требуют переменных знаков. Прочие же транспозиции в юго-западных ирмологах сопровождаются бемолями в ключе и среди песнопений. Диезы в рассматриваемых нами ирмологах вовсе неупотребительны. Бемоль указывает на ноту, заменяющую фа или ут, и следовательно, на полутонный интервал в мелодии. Таким образом, в мелодиях, пониженных на секунду или повышенных на терцию, когда вместо фа или ут (средних в гамме) употребляется ми ставится в ключена ми. В мелодиях, идущих на средних же нотах, но пониженных на терцию, или повышенных на секунду, когда вместо фа или ут заступает ре, ставитсяна ре; в мелодиях же, пониженных на квинту, когда место ут заступает нота си, а также и в некоторых других случаях, ставится на си. Встречаются иногда и случайные бемоли на других нотах, напр., на верхнем соль. Означенные переменные знаки по одному ставятся в ключе каждой строки, когда вся мелодия песнопения, от ее начала до конца, изменяет свою нормальную тональность. Знаки эти свойственны особенно мелодиям 2-го, 6-го и 8-го гласов. По гласам нотирование мелодий в юго-западных ирмологах происходит следующим образом: Глас 1. Мелодии написаны или в той же гиполидийской тональности, в какой и в синодальных изданиях, напр., богородичен догматик воскресный и богородичен на стиховне, подобны и проч., или же на кварту ниже, напр., степенны, ирмосы, «Бог Господь» (Ирм. 1700 г.) и другие песнопения. Глас 2. Мелодии излагаются чаще всего на кварту ниже мелодий Синодального Октоиха, т. е. в гиполидийской тональности, как и ирмосы Синодального Ирмолога, за исключением только богородична воскресного на стиховне «О чудесе новаго», который положен в той же лидийской тональности, в которой и в Синодальном Октоихе. На кварту ниже положены, напр., ирмосы, кроме весьма немногих, имеющих на си или ре, степенны (в позднейших ирмологах), стихиры Петру и Павлу, Симеону Столпнику, Рождеству Богородицы, в навечерии Рождества Христова, светилен и стихиры по 50 псалме Рождеству Христову, стихиры Богоявлению и др., а также подобны стихир (Ирм. 1700 г.) и богородичен догматик (ирм. 1700 и 1709 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Ему нужно было сломить реальную силу. Борьба с ветренными мельницами ему была не по вкусу. Не даром он двадцать лет размышлял о том, чем и как заменить патриарха. Нужно было уехать ему в чухонский Петербург, забыть московские соборы, патриаршие палаты, патриарший трон, гробницы патриархов, вообще стереть все воспоминания о церковной «светлости» московских первостоятелей, для того, чтобы совершить ту болезненную опе- —50— рацию в церкви, следствия которой чувствуются и поныне. В старину, когда любили пускаться в догадки относительно судеб церкви в ближайшее время, иногда приходили к твёрдой уверенности, сообразуясь с апокалипсическими показаниями и вычислениями, что конец мира близко, не позже такого-то или такого-то года, а потому составители пасхальных таблиц, сделав выкладки о времени празднования христианской пасхи на несколько последующих годов, затем заявляли, что далее – конец мира. Если мы возьмём в руки известный массивный учёный труд «Д. Б.» Архиепископа о. Сергия (Спасского) : Полный месяцеслов Востока (том II, издание 2-е) и там заглянем на страницу семисотую (напоминающую 1700 г.), то на ней прочтём список последних московских патриархов (Питирим, Иоаким, Адриан: 1700 †), затем заметку: Стефан Яворский (без обозначения сана), местоблюститель патриаршего престола (1700–1721 г.), и в заключение сообщается о церковном событии этого последнего года: «с 1721 г. св. синод в Петербурге». Затем ничего нет: пустота на месте святе, хотя тут же рядом идёт список благополучно царствовавших и царствующего государей-императоров всероссийских. Можно подумать, что в указанном году наступил конец православной церкви, хотя о ней и известно, что врата адовы не одолеют ее. Недостаёт у о. Сергия только какого-нибудь символа в роде удлинённого креста или изображения птицы феникса. творити же каждому только то, что касается до его эпархии (καροικα) и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и да прославится Бог о Господе во святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Головацкий Я. Львовская русская епархия перед стома леты//Зоря Галицкая яко альбум. Львов, 1860. С. 251-269; Петрушевич А. С. Иосиф (Шумлянский)//Галичанин. Львов, 1862. Вып. 1. С. 119-120; он же. Сводная галицко-русская летопись с 1600 по 1700 г. Ч. 1//Наук. сб. на 1872, издаваемый лит. об-вом Галицко-русская Матица. Львов, 1873. С. 598, 683-684; Коссак М. М. Шематизм провинции св. Спасителя чина св. Василя Великого в Галиции и короткий погляд на мон-ри и монашество руске от заведення на Руси веры Христовой аж по нинишное время. Львов, 1867. С. 260-265; он же. Mohacmupi Галичини//Лавра. Львов, 1999. 9. С. 51; Pelesz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart. W., 1880. Bd. 2. S. 283-287, 337-341; Мирон [Франко И.]. Иосиф (Шумлянский), последний правосл. епископ Львовский и его «Метрика»//Киевская старина. 1891. 33. С. 337-362; 34. С. 1-21; Шараневич И. Иосиф Шумлянский, рус. епископ Львовский од 1667 р. до 1708 р.//Временник Ставропигийского ин-та с месяцесловом на 1897 г. Львов, 1896. С. 150-165; Антонович В. Нарис становища правосл. церкви на Ykpaïhi biд пол. XVII до kih. XVIII ст.// Левицький О., Антонович В. Poзbiдku про церк. biдhocuhu на Ykpaïhi-Pycu у XVI-XVIII ст. Льbib, 1900. С. 81-154; Рудович I., свящ. Yhiя в Льbibckiй Львов, 1900. С. 45-54, 58, 61-62; он же. Коротка icmopiя Льbibcьko-Гaлuцьkoï Жовква, 1902. С. 37-42; Титов Ф. И., свящ. Рус. Правосл. Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII-XVIII вв. Т. 1: Зап. Русь в борьбе за веру и народность в XVII-XVIII вв., 1-я пол. тома (1654-1725). К., 1905; Курганович С. В. Дионисий Жабокрицкий, епископ Луцкий и Острожский: Ист.-биогр. очерк. К., 1914; Andrusiak M. Józef Szumlaski, pierwszy biskup unicki lwowski (1667-1708): Zarys biograficzny. Lwów, 1934. S. 25-30, 32-33, 36-65; idem. Pugna de sede episcopai=Боротьба за епископську катедру//Analecta OSBM=Зап. ЧСВВ. Ser. 1. 1935. Vol. 6. Part 1/2. S. 85-200; он же. Льbibcьke, Галицьке й Кам " яheць-Noдiльcьke православне (в 1539-1700 рр.) та й yhiяmcьke (в 1700-1808 рр.) у Льbobi//Lohos=Логос.

http://pravenc.ru/text/578563.html

( Стефан Яворский) . Киев, 1982. С. 63–112). В этой же работе приводятся убедительные доводы о том, что литературное наследство «Ст. Яворского послужило одним из источников философских воззрений славянофилов». С. 15). В этом курсе Яворский, опираясь на Аристотеля и других философов, популяризировал идеи Возрождения и нового времени. В 1700 г. Ст. Яворский послан в Москву митрополитом Киевским Ясинским с какимто поручением. Во время его пребывания в Москве умер фельдмаршал Алексей Шеин и Петр I решил устроить пышные похороны. Нужно было найти человека, который бы быстро написал хорошее надгробное слово. Царю указали на Ст. Яворского как известного оратора. Несмотря на малое время, он написал надгробное слово, и оно имело большой успех. Петр I оставляет Яворского в Москве. Вскоре освободилась рязанская кафедра и Петр I рекомен-довал патриарху Адриану рукоположить Ст. Яворского в сан митрополита Рязанского и Муромского. Яворский долго отказывался, ибо заветом своей жизни сделал жизнь тихую, жизнь ученого–монаха, мечтал о монастырской келье, где бы мог предаваться научным и литературным занятиям. Его знаменитый афоризм «Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался» подтверждает такую жизненную установку. После долгих колебаний, отказов и слез Яворский соглашается принять сан митрополита. 7 апреля 1700 г. он был хиротонисан в этот сан. В этом же году стал протектором Славяно–греко–латинской академии и перестроил в ней учебный процесс по образцу Киево–Могилянского коллегиума, открыл в ней «школьный театр». Самую жестокую борьбу Ст. Яворский повел с раскольниками, здесь он был порою более радикален и более жесток, чем сам царь. Уже в 1701 г. открылось первое крупное для Яворского дело раскольника Григория Талицкого. Переписчик книг, близкий к кругам столичного духовенства, Талицкий в 1700–1701 гг. призывал отступиться от Петра, обличал его в «подметных письмах» как антихриста, призывал не платить податей, не выполнять царские указы, исповедовать «немоление за государя», называл Москву блудницей вавилонской, а ее жителей вавилонянами, слугами антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010