СМИ должны заниматься не популяризацией (которая носит поверхностный характер), а понимать суть, которую замечательно выразил Вячеслав Клыков (ныне отошедший ко Господу): «Не бойтесь быть русскими, не бойтесь быть православными». Уместно вспомнить здесь слова Достоевского, что «понятие русский определяется не составом крови, а отношением к Православию». Именно Православная Церковь главным образом и способствовала сплочению разрозненных славянских племен в единый русский народ. Важно помнить, что информирование зрителя, слушателя, читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Русские и русскоязычные СМИ должны напоминать тем, кто забыл, и объяснить тем, кто не понял идею Святой Руси. Дьявол разъединяет, а Бог объединяет. Церковный историк Антон Карташев говорит, что русская государственность смогла «достичь внутри мирового сожительства всех классов, племен, народов с их культами и сообщить блага этого святорусского мира и миру внешнему, человеческому… Достичь силами, излучаемыми Православием, не стесняющим мирской, научной, хозяйственной, материальной культуры, но призывающим ее вдохновляться вечными заветами Евангелия, заветами правды и святости». Русские и русскоязычные СМИ являются некой визитной карточкой Руси. Церковь призвана быть «светом миру», в меру приобщения к этому свету Русская земля в наивысших точках своего исторического пути становилась Русью Святой. Без православия Россия и русский народ «гораздо быстрее и страшнее чем народы западные превращаются в чудовищную и огромную шайку разбойников» (свт. Никон Рождественский). Нельзя делать из Православия фетиш, из него также нельзя делать культурно-исторический заповедник. Нужно осознать, что дух богоборчества, не изжитый до конца русским народом — вот самая главная, если не единственная, причина всех долгих разрух и нестроений на Руси.

http://pravmir.ru/o-russkom-yazyke-zamol...

Духом святителя Николая водился и шествовал и возлюбленный наш пастырь, отошедший ныне ко Господу, — отец Иоанн Кронштадтский. Ему всегда был присущ дух радостного прославления Бога, как у нас, грешных, в день святой Пасхи; от него не было слышно покаянных воплей; он больше радовался, чем скорбел: он, видимо, в молодости еще отмолил свои грехи, и в нем постоянно ликовала эта благодатная, духовная победа над грехом, диаволом и миром... Видеть такого человека, слышать сего облагодатствованного христианина, молиться с этим великим пастырем Церкви Христовой составляло великое духовное наслаждение для русского народа. Отец Иоанн проходил в своей жизни пред нами как носитель веры побеждающей, торжествующей. Вот почему люди так неудержимо тянулись к нему, так жаждали его. Каждый из них как бы так говорил себе: «Пусть я немощен и весь во грехах; но вот есть в мире праведник, который препобеждает нашу греховную природу; есть такая душа христианская, которая все победила и получила благодатную силу великого молитвенного дерзновения, которая только и торжествует о красоте Сладчайшего Иисуса...» Однако же были и такие люди, сами не обладавшие духовною уравновешенностью, не знавшие хорошо отца Иоанна и составившие себе понятие о нем больше по газетным сообщениям, которые утверждали, что отец Иоанн находится «в прелести». Этим пустосвятам соблазном представлялись и та внешняя обстановка, в которой жил, подвизаясь на земле, этот праведник, и те вещественные знаки любви, которыми щедро одаряли отца Иоанна почитатели его. Смущали их и карета, в которой ездил отец Иоанн, и собственный его пароход, и шелковые рясы, и бриллиантовые кресты, которые он носил. О близорукие люди! Они не знали, что для самого отца Иоанна шелк имел такое же значение, как и рогожа; что бриллианты для него были не дороже песка, который мы попираем ногами; что все подобные знаки почитания и любви он принимал не для себя, а ради любивших его, дабы не оскорбить их добрые чувства к нему и расположение к тому святому делу, которому служил он всю жизнь свою.

http://pravoslavie.ru/2617.html

Отошедши немного, оглянулся и, увидев родительский дом, произнес: «Господи Боже мой, Ты рекл еси Аврааму, рабу Твоему: Изыди от земли своя и от рождения своего, и иди в землю, юже Аз тебе покажу ( Быт. 12, 1 ). Ты убо ныне покажи и мне путь, в оньже пойду и обрящу спасение; се бо оставих дом родителей моих имене Твоего ради, и не затвори от Мене дверей Царствия Твоего». Затем, поплакав довольно, направился в путь свой, весьма радуясь. Шел же скоро, так как боялся, чтоб не настигли родители и не возвратили обратно, после чего не исполнилось бы желание его. Придя в Заостровье, блаженный юноша переехал чрез реку Свирь и опять продолжал с радостью путь свой, благодаря Бога. Путь на Валаам Местность же та была весьма пустынна, лесиста и непроходима, а день склонялся к вечеру. Преподобный юноша смотрел, где бы ему можно было отдохнуть ночью. Увидев издали озеро, пришел на берег его. Озеро же то не весьма большое, но очень красивое, со всех сторон, как бы стеною, окружено лесом, так что ветви деревьев склонялись в воду; от реки же Свири верстах в шести. Блаженный юноша возвеселился духом и, став на молитву, говорил: «Господи Иисусе Христе Боже мой, настави мя на путь спасения». Помолившись со слезами довольное время, уснул, и тотчас слышит голос, говорящий к нему: «О человече! Аможе желаеши доити во обитель Всемилостивого Спаса на Валаам, добре ти путь строится: иди с миром, и там поработаеши Господеви время довольно, и имаши на сем месте быти, и обитель сотворити, и мнози спасени тобою будут». В это же время великий свет явился на том месте, где лежал блаженный, и пресветлые лучи осиявали его. Будучи объят сильным страхом, он размышлял в себе: «Что из этого будет»? Источники слез изливались из глаз его. И так, благодаря Бога, с радостью пошел в путь свой. Дорогою же молился Господу, чтобы Он послал ему спутника, хорошо знающего путь. Господь, близкий ко всем истинно Его призывающим, не замедлил услышать молитву его, послал ему хорошего спутника – Своего Ангела. Оглянувшись назад, блаженный увидел какого-то мужа, идущего дорогою, и очень обрадовался ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего. Искренне благодарю я и наместников, при которых проходила моя монашеская жизнь: архиепископа Гавриила (Стеблюченко) и почившего архимандрита Романа (Жеребцова), наместников Псково-Печерского монастыря, а также архимандрита Агафодора (Маркевича), наместника московского Донского монастыря. Особо от всего сердца благодарю моих собратий — насельников московского Сретенского монастыря, а также воспитанников и преподавателей Сретенской духовной семинарии, многочисленных наших прихожан. Вот уже двадцать два года Господь дает мне счастье быть вместе с ними, молиться и участвовать в возрождении нашей любимой обители. Хотелось бы выразить чувства глубокой благодарности почившему Патриарху Алексию. Поблагодарить отошедшего ко Господу митрополита Лавра и ныне здравствующих архиереев и священников нашей Церкви в России и зарубежье, с которыми довелось трудиться в деле церковного воссоединения. В те незабываемые годы, когда велись долгие и сложные переговоры с Зарубежной Церковью, Господь сподобил меня ближе познакомиться с Вами, Ваше Святейшество. Тогда я увидел, как спокойно, не обращая внимания ни на какие, даже самые активные, внешние факторы, Вы с полной отдачей исполняли возложенную на Вас миссию. Признаться, в те дни некоторые участники переговоров, в том числе и я, не смогли сразу понять и оценить всю мудрость, системность и дальновидность Вашего подхода к решению задач Церкви. Иногда казалось: быть может, что-то излишне усложняется, на что-то можно вообще не обращать внимания, что-то допустимо сделать побыстрее. И только теперь, когда минуло более восьми лет со дня подписания канонического Акта о воссоединении, вдруг понимаешь: слава Богу, а ведь ничто за это время не смогло омрачить наши отношения с Зарубежной Церковью! И стало это возможным благодаря Вашей мудрой проницательности и благожелательной, но непреклонной настойчивости в решении вопросов и проблем, которых мы тогда либо не видели, либо не предавали им значения.

http://patriarchia.ru/db/text/4251681.ht...

По дороге в Самару. «Езжайте с миром!» После Ижевска мы направились в Самару. Там мы посетили Кирилло-Мефодиевский кафедральный собор, где нас встретил ныне уже отошедший ко Господу настоятель собора протоиерей Сергий Гусельников, который нам помог организовать творческие встречи и вечера памяти старца Гавриила в Самаре. Царствие Небесное батюшке Сергию и благодарность ему за столь большую любовь к старцу Гавриилу, перед мощами которого он будет приснопоминаемым. Когда мы ехали в Самару, на дороге почему-то был усилен полицейский контроль. Почти через каждые 100 километров останавливали машины и проверяли документы, производили досмотр автомобиля и т.д. Мы очень спешили, поскольку утром должны были быть уже в храме. Каждый раз, когда нас останавливали, мне приходилось объяснять, что едем мы по благословению митрополита Сергия в Самару, чтобы привезти для почитания икону и святыни в собор. После трех таких остановок я уже автоматически одним и тем же текстом объяснял полицейским, почему и куда держим путь. В очередной раз, когда нас остановили, полицейский задает вопрос: – Куда направляемся? А я непроизвольно говорю: – По благословению архимандрита Гавриила (Ургебадзе) едем в Самару, чтобы… И тут полицейский меня перебивает с фразой: – Понятно, езжайте с миром… Я, удивленный случившемся, осеняю себя крестом, и мы продолжаем путь. И хотя дальше мы проехали еще пять таких пунктов контроля, больше нас никто не останавливал. Так мы съездили в Самару по благословению самого старца. Так было и везде, куда бы мы ни приезжали: благословение и любовь батюшки Гавриила нас не оставляли. В Вятской епархии. Проповедь в… фойе В Кирове После Самары с благословения митрополита Вятского и Слободского Марка (Тужикова) мы направились в Вятку (Киров). Посетили Нижнеивкино, Слободской, Кирово-Чепецк и везде показывали фильмы о преподобном Гаврииле. В некий прекрасный день в кинотеатре одного из санаториев мы показали фильм «Я жду вас в Самтавро». Из-за неисправности техники фильм мы начали на 35 минут позже запланированного. А после нашего фильма должны были показать какую-то комедию. Мы попросили дирекцию санатория и зрителей, пришедших на комедию, подождать несколько минут до завершения просмотра. «Ну что ж, рассказать о старце Гаврииле сегодня не удастся», – сказал я своим друзьям. Да и был я очень уставшим и особо не переживал, что выступать не смогу. Фильм закончился, мы вышли из зала, и в фойе санатория вижу: настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерей Николай Андреев стоит с моими товарищами и прихожанами, ждут меня.

http://pravoslavie.ru/134989.html

" Отцы и учители, мыслю: что есть ад? " - вопрошает Достоевский устами святого старца Зосимы и отвечает: " Рассуждаю так: страдание о том, что нельзя уже больше любить. Раз, в бесконечном бытии, не измеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему духовному существу, появлением его на земле, способность сказать себе: " я есмь и я люблю " . Раз, только раз, дано было ему мгновение любви деятельной, живой, а для того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки, и что же: отвергло сие счастливое существо дар бесценный, не оценило его, не возлюбило, взглянуло насмешливо и осталось бесчувственным. Таковой, уже отошедший с земли, видит и лоно Авраамово и беседует с Авраамом, как в притче о богатом и Лазаре нам указано, и рай созерцает, и ко Господу восходить может, но именно тем-то и мучается, что ко Господу взойдет он, не любивший, соприкоснется с любившими, любовью их пренебрегший. Ибо зрит ясно и говорит себе уже сам: " Ныне уже знание имею и хоть возжаждал любить, но уже подвига не будет в любви моей, не будет и жертвы, ибо кончена жизнь земная и не придет Авраам хоть каплею воды живой, то есть вновь даром земной жизни, прежней и деятельной, прохладить пламень жажды любви духовной, которою пламенею теперь, на земле ее пренебрегши; нет уже жизни и времени более не будет! Хоть бы и жизнь свою рад был отдать за других, но уже нельзя, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть, и теперь бездна между той жизнью и сим бытием " Некий Божественный смысл жизни вливается в любящее сердце, и человек всем своим существом ощущает, что Божественный Логос чудесным образом пронизывает и утверждает миры. Когда любовь вселяется в сердце человека, она становится всевидящим оком его души и непогрешимым наставником в его праведной жизни. " Главное - люби других как себя, - говорит Достоевский, - вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь, как устроиться " поймешь, как надо жить. Если бы люди сделали любовь царицей своей души, тогда на земле в один день, в один час все могло бы устроиться самым лучшим образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отошедши к Господу в глубокой старости, приложившись к отцам своего родного народа, и видимо еще пребывая среди нас сегодня в последний раз своим телом, она является теперь как бы вестницею иного, горнего мира, голосом предков, обращенным к живущим и имеющим жить поколениям. Неразрывна эта таинственная связь прошлого с настоящим и будущим; разорвать, прекратить ее невозможно, – все равно, что признать несуществующими у пожилого человека его детство и юность, все равно, что пересечь одно живое тело пополам и ожидать продолжения его жизни. Непреложной этой истине, живой духовной связи настоящего с прошлым в его самых лучших и святых заветах и служила в долгие годы своего жития покойная в этой древней обители древнего Мцхета, хранящего в себе столько великих и святых преданий. И вот ныне дух ее предстал пред многими и многими святыми душами на небе, некогда украшавшими древний Мцхет, сиявшими на этом самом месте, где мы с вами, братие, сейчас предстоим святому алтарю. Предстала духом почившая пред святою и равноапостольною Ниною, имя коей она носила, на месте жития и подвигов которой и она подвизалась; узрела она святых и блаженных Мириана и Нонну, первых благоверных царей Грузии; узрела святых и благочестивых их царственных преемников; узрела сонмы первопрестольников в Иверской Церкви, блаженных архипастырей и пастырей, подвижников, мучеников, героев народных, кровью своею запечатлевших здесь во дни нашествия врагов свою верность родной Церкви и родной стране. Что она скажет им? С полным правом скажет она им: «Вы завещали народу Грузинскому Крест Господень, вы оставили ему веру святую, православную, нерушимую, вы заповедали ему закон Господень, вы дали ему слово Божие, вы устроили храмы и честные обители, вы повелели сынам вашего народа всем сердцем, всею душею, всем существом любить Бога и Его Единого, в вере искать своего спасения, счастья и смысла всей жизни. Я исполнила ваши заветы, сколько было сил; во все дни моей долгой жизни я помнила их и им служила. Вот моя седая голова, столько пережившая, столько переиспытавшая: она с молодых лет кланялась только Богу Единому, о Нем Едином помышляла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В Своем присутствии - чтобы мы узнали истинную правду о загробном мире - и ровно столько этой правды, сколько нам нужно знать, чтобы не иметь жестокосердия богача и иметь терпение Лазаря, его веру и его надежду. И чтобы мы ничего в этом мире не считали своей собственностью, но все, что мы имеем, - Божией ссудой, данной нам для спасения нашего и наших ближних. Господу же Иисусу Христу о сем подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.  Неделя двадцать третья по Пятидесятнице. Евангелие о спасении человека и гибели свиней Смотри: Неделя пятая по Пятидесятнице  Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о силе Божией и вере человеческой Лк., 39 зач., 8: 41-56. Когда сияющее солнце осветит камень, тот сам начинает сиять. Когда незажженная свеча соприкоснется с пламенем, и она начинает гореть. Когда магнит прикасается к какому-нибудь предмету, тот тоже намагничивается. Когда электрический провод коснется обычного, то и его электризует. Весь этот физический опыт есть лишь картина или притча, изображающие опыт духовный. Все, происходящее снаружи, - только иллюстрация того, что бывает внутри. Вся преходящая природа - своего рода сон о внутренней яви и рассказ о непреходящей действительности. Душа - явь тела, а Бог - явь души. Когда Бог коснется души, она становится живой и зрячей; когда душа коснется тела, оно становится живым и зрячим. От души тело получает и свет, и тепло, и магнетизм, и электричество, и зрение, и слух, и движение. Все это оно теряет, если душа от него разлучается. От Бога душа получает особый свет, и особое тепло, и магнетизм, и электричество, и зрение, и слух, и движение. Все это она теряет, если разлучается от Бога. Мертвое тело есть изображение мертвой, то есть отошедшей от Бога, души. Есть ли в этом огромном мире Кто-то, прикоснувшись к Которому мертвые души оживают и освещаются, и загораются, и магнетизируются, и электризуются жизненной силой? Есть ли на широчайшем и глубочайшем кладбище человеческой истории Кто-то, прикоснувшись к Которому мертвые тела встают, начинают ходить и говорить? Должен быть, иначе бы солнце и земля, зима и весна, магнит и электричество и все, что есть в природе, было бы отражением несуществующего - тенью без действительности, сном без яви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Уходите, бегите от него, если вы уже попали в его пагубные сети. И идите под покров Святой благодатной Церкви. С детским доверием, с христианским смирением и с великой любовью. Не пропускайте момента. Пока не создалось в сердце сатанинского упорства , – чрезвычайно обычного, среди уклоняющихся от Божественной святой правды, явления. Тогда будет трудно победить себя. Ныне, сейчас же решайте. Не откладывайте. Помните, может прийти сейчас же смертный час. И вы погибнете. Может никогда не вернуться этот момент святого призыва к правде. Решайте теперь: Оставаться ли здесь в тине этого дьявольского учения и получить проклятие? Или бросить все, устремиться всеми силами души к Господу Богу, к Святой Христовой Церкви. И еще здесь получить благословение. Не медлите»!.. Я кончил. Очень прошу дорогого читателя извинить меня за то, что я отнял у него много времени. За то, что я дал ему очень много бессистемного материала. Несколько раз повторялся, возвращаясь к одному и тому же предмету. Но если он сумеет ближе подойти к моей душе, к душе человека, который, не отрешившись еще от минувшего ужаса, торопится как можно скорей и как можно полнее в возможно короткое время передать все ужасы только что отошедшего от него тяжелого переживания, – он поймет меня. Само собой разумеется, чрезвычайно трудно рассказать все, что прошло на протяжении почти трех десятков лет, хотя каждый день из пережитого представляет интересную страницу во всей этой большой жизненной драме. Знаете, как человек, вырвавшийся от шайки разбойников большой дороги, на бегу спешит, как можно обстоятельнее в возможно короткое время предупредить каждого встречного, идущего туда, откуда он убегает, возможно полнее, возможно ярче оттенить ужасы, лежащие на этом пути…торопится, сбивается с мысли; возвращается к старому, повторяется…, так и я. Мной руководило только лишь одно желание, чтобы в виду все более и более расширяющегося увлечения современного человечества спиритизмом, оккультизмом, теософией, по возможности оградить последнее от безотчетного, слепого доверия к этому движению и понудить многие умы отнестись к нему возможно критически, хотя бы с тех немногих позиций, которые я указал в этой книге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

В наши времена, конечно, найдутся в числе многих, которые на деятельность подобного рода смотрят двусмысленно, или даже в прямую укоризну самому чувству усердия создателей и благотворителей храмов и обителей, затрачивающих иногда на это, собранные веками и трудами предков, сокровища вместо того, чтобы дать им общегосударственное, производительное назначение и употребление. Но истина и дело благочестия, как бы в прямой упор подобным мнениям, не престают, благодарение Господу, идти своим чередом. О всех доброхотных жертвованиях ныне сообщается даже во всеобщее сведение, с подробными известиями о предметах приношений на пользу храмов и обителей святых и о самых жертвователях с обозначением даже достойных воздаяний последующим в виде благословений Св. Синода и грамоте, и нередко, наград государственно-правительственных, например, медалей и орденов. Явление истинно отрадное, как вполне соответствующее историческому, православно-русскому духу и характеру благочестивых предков. Сколько известных знаменитостью рода, звания и проч. имён отошедших отцов и братий доднесь сохраняется в древнейших синодиках и свято поминается в молитвенных возношениях, как незабвенных создателей и благотворителей храмов и обителей: и сколько сохраняется разных их приношений, как предметов святыни: и наконец, сколько самых св. угодников Божиих, прославленных в нашей св. Церкви, как основателей обителей, храмоздателей и вообще любителей благолепия дому Божия?... Если только понять и оценить, как должно значение всех этих фактов и явлений в историческо-церковно-религиозной жизни нашего Православного народа, и воспользоваться им в приложении к нынешнему и всегдашнему состоянию того же народа, – то одно это даёт уже уразуметь, какая сила спасительного благочестия заключается в видимых, внешних приношениях по отношению к внутреннему, духовному преуспеянию. И что ж? Кому же ближе и обязательнее уразумевать и прилагать к делу, во спасение своё и пасомых, такой смысл и значение благочестивого усердия на пользу храмов Божиих, – как не Архипастырям? О Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010