В конце VI века императором Византии становится Маврикий (582–602). После того, как с его помощью царем Персии становится Хосров II (591–632), бóльшая часть Персидской Армении отошла к Византийской империи. Император предпринял попытку призвать к единству с Православной Церковью антихалкидонитское духовенство Двинского католикосата Армянской Церкви, которое оказалось на территории Византии . После собора в Феодосиополе (ныне г. Эрзурумсеверо-восток Турции) в 591 году был основан армянский православный католикосат. Вскоре кафедра была перенесена в местечко Аван, недалеко от реки Азат, по руслу которой проходила граница между византийской и персидской частями Армении. Тем самым был учрежден католикосат с центром в Аване, где были построены кафедральный собор и резиденция. Католикосом был избран Иоанн Багаранский, несший до этого подвиг столпничества. На другой стороне р. Азат, недалеко от Авана, в городе Двине, находился антихалкидонитский католикосат ААЦ, возглавляемый католикосом Мовсесом Егивардеци (574–604) . В 602 году, после убийства императора Маврикия и неудачной военной кампании против персов императора Фоки, эта часть Армении вновь переходит к Персии . Снова оказавшись на территории Персии, бóльшая часть духовенства православного Аванского католикосата, которая не согласна была чрез отвержение IV Вселенского собора соединиться с ААЦ, вынуждена была удалиться в Тайк или Византию . Однако пять епископов и около двадцати пресвитеров согласились предать анафеме Халкидонский собор, после чего они были приняты в ААЦ . В одном из главных догматических источников ААЦ «Книге посланий» ( ) сохранилось рукописание от тех епископов и священников Аванского католикосата, которые пожелали войти в общение с ААЦ . От последних требовалось письменное удостоверение в том, что они анафематствуют «скверный» ( ) томос Льва и «злой» ( ) Халкидонский собор . И в зависимости от того, по каким причинам тот или иной епископ или священник причащался с православными, будучи в единении с Византийской Церковью, назначалась более или менее строгая епитимия ( ) со стороны тогдашнего местоблюстителя Вртанеса Кертога (604-607) . Позднее через епитимию принимал бывших клириков Аванского католикосата и избранный на Двинском соборе 607 года католикос Авраам (607–613) .

http://bogoslov.ru/article/2749331

1915. 12. С. 353–379. 250 Вероятно, речь идет о делопроизводителе Главного Архива Министерства иностранных дел Алексее Викторовиче Лопухине. 251 После оккупации значительной части Черногории, Австро-Венгрия предложила ей подписать унизительные условия мира, от чего черногорский король Николай I отказался. Он прервал переговоры и уехал в Италию вместе с правительством и Скупщиной, передав всю полноту власти министру иностранных дел Я. Вукотичу, назначенному, одновременно, и начальником штаба Верховного командования Черногории. Возглавил черногорскую армию, некоторое время продолжавшую оборонять южную часть страны, второй сын короля Николая I Мирко. Условия капитуляции были подписаны 21 января 1916 г. Часть армии при этом отступила в Албанию. 252 Эрзерум (современный Эрзурум) – крупнейшая крепость, в 100 км от бывшей русско-турецкой границы на северо-востоке Турции. 28 декабря 1915 г. началось успешное наступление войск русской Кавказской армии (ген. Юденич), так называемая, Эрзурумская операция (28 декабря 1915 г. –16 февраля 1916 г.). 253 Богословский вспоминает о Кеприкейской операции русской Кавказской армии. Перейдя 18 октября 1914 г. границу с Турцией, Сарыкамышский отряд (ген.-лейтенант Берхман) 25 октября захватил Кеприкейскую позицию в 50-ти км от Эрзурума, где вступил в бой с основными силами турецкой армии. После упорных боев, 30 октября 1914 г. вынужден был отступить в направлении Сарыкамыша. 5 января 1916 г. русские войска вновь овладели Кепри-Кеем. 254 В 1911 г. в Общество истории литературы при Московском университете оформился студенческий кружок, существовавший с 1908 г. Председателем общества стал профессор М. Н. Сперанский. Е. Н. Елеонская состояла в обществе в качестве помощника секретаря и казначея. 258 Имеется в виду библиографический журнал «Исторические известия». Издавался Историческим обществом при Московском университете. Редактор – Д. Н. Егоров. Вышли в свет: 1916. 1–4; 1917. 1–2. 259 Ежемесячный литературный и политический журнал. Выходил в Москве в 1880–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

После оформления межгосударственного договора у этих храмов будет другой статус. Таким образом, обе страны признают храмы Тао-Кларджети общим наследием. Надеюсь, что вышеназванный грузино-турецкий договор в скором времени будет подписан», - заявила Ирина Гивиашвили. По её словам, в качестве предварительного условия оформления грузино-турецкого договора турецкая сторона ставит исправление последствий грубого вмешательства в работы, проведённые в Ахалцихской мечети (Южная Грузия), а также строительство мечети султана Азизие в Батуми. Ирина Гивиашвили коснулась также визита в Анкару Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. По её словам, по итогам этого визита решено было создать двустороннюю грузино-турецкую комиссию по религиозным вопросам. Грузинский искусствовед затронула также тему реставрации храма Ишхани в Тао-Кларджети. По её словам, первый этап реабилитационных работ в храме Ишхани завершён. Туристы могут беспрепятственно осматривать обновлённый храм. Идёт обсуждение второго этапа реабилитационных работ в Ишхани. В частности, консервации настенной живописи и внешнего перекрытия крамитом повреждённых мест. Проект второго этапа реставрации Ишхани в настоящее время не готов. Ошкский кафедральный собор святого Иоанна Крестителя — грузинский православный собор, один из важнейших архитектурных и религиозных центров в исторической области Тао-Кларджети, первый из четырёх Великих Кафедралов. Построен во второй половине X века. На сегодняшний день из всего монастырского ансамбля сохранены лишь кафедральный храм, семинирия и малые церкви. Находится на территории северо-восточной Турции (Эрзурум). Благодаря существующим в храме надписям на грузинском языке известно, что церковь была построена владетелями Тао-Кларджети из династии Багратиони — Багратом Эриставт-эриставом и Давидом III Курапалатом, а архитектором был Григол, изображённый на одном из столпов южной галереи. Ошки являлся важнейшим центром знаний древней Грузии. Именно здесь, в 978 году, был создан бесценный памятник древнегрузинской литературы — «Ошкский кодекс», являющийся полным переводом Библии на грузинский язык.

http://pravoslavie.ru/72467.html

В 1912 г. депутат IV Гос. думы от Г. социалист-федералист В. Геловани выдвинул требование о предоставлении автономии Г. В том же году был создан Союз защиты прав грузинского народа, начали выходить неск. периодических изданий национальной направленности (ж. «Клде», газ. «Эри»), были опубликованы теоретические труды по национальному вопросу (М. Церетели, А. Джорджадзе, Н. Жордания, И. Джугашвили и др.). Отдельные политические группировки требовали полной независимости Г. Г. в годы первой мировой войны (1914-1918) и Февральской революции (1917) В окт. 1914 г. Турция подвергла бомбардировке неск. российских городов на побережье Чёрного м. 2 нояб. Россия объявила войну Турции, Г. стала прифронтовой страной. Рус. армия перешла в наступление на направлении Эрзурум - Ольты - Эривань. Наступление тур. армии на Батум было приостановлено. В дек.-янв. 1914-1915 гг. проводилась Сарыкамышская операция, в результате которой рус. войска разгромили 3-ю тур. армию. В нач. 1916 г. турки оставили Эрзурум. В Кавказской армии сражалось много грузин, среди которых были генералы Г. Мазниашвили, В. Габашвили, Г. Квинитадзе и др. Во время войны активизировалась деятельность политических партий национального направления. В 1913 г. в Женеве была создана группа «Свободная Грузия», сформировавшая Комитет независимости Грузии, выступавший за полную независимость страны. Рассчитывая на поддержку Германии (Г. Мачабели, М. Церетели и др.), он оформил договор со странами герм. блока, в соответствии с которым Германия и ее союзники поддерживали создание независимого Грузинского гос-ва. Тем не менее большинство политических партий (социал-демократы, социалисты-федералисты) продолжали отстаивать идею автономии в составе российского демократического гос-ва. После падения монархии в России в результате победы Февральской революции было упразднено Кавказское наместничество. 9(22) марта 1917 г. в Тифлисе был создан орган Временного правительства - Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ), в его состав вошли члены IV Гос.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Три часа под лучами палящего южного солнца 2000 паломников ожидали  окончания таможенного досмотра. Наконец, после завершения всех формальностей 40 автобусов, заказанных организаторами и ожидавших нас в аэропорту всё это время, тронулись в путь в направлении Сумельского монастыря. Казалось, ничто уже не сможет помешать нашему путешествию. Однако, у турецких властей на этот счёт было иное мнение… На выезде с территории аэропорта, службы контроля остановили половину заказанных автобусов и объявили о том, что у данных транспортных средств, якобы, нет лицензий для перевозки пассажиров! Половине паломников под  непонятные крики турок пришлось покинуть автобусы и провести в аэропорту Трапзона ещё порядка 30 минут. В итоге программа нашей поездки оказалась под угрозой срыва. Однако, организаторам удалось взять ситуацию под контроль и все паломники добрались до пункта назначения. Дорога к монастырю заняла 30-40 минут и пролегала через несколько населённых пунктов, единственными достопримечательностями которых, являются мечети и многочисленные турецкие флаги. Флаги турки вешают не только на государственные учреждения, но и на магазины, супермаркеты, и даже на частные дома. Видимо, пытаясь убедить тем самым туристов, что эти земля являются исконно турецкими. По пути то и дело попадались дорожные указатели с до боли родными названиями: Эрзурум, Карс, Байбурт… Наконец, преодолев столь долгий путь, мы оказались у подножья горы Мела. Восхождение к монастырю заняло примерно полчаса. И вот мы в стенах величественного православного монастыря Панагия Сумела. Стены монастыря, исписанные когда-то руками древних  умельцев красивейшими фресками, испещрены следами пуль турецких солдат, которые в начале прошлого века по приказу правительства Турции пытались уничтожить изображения христианских святых. Однако сегодня турецкие власти, осознав культурную ценность монастыря, используют его в коммерческих целях. Теперь это музей «Сумела», который ежегодно посещают тысячи туристов со всего мира  – национальное достояние Турции…

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Государства, расположенные к югу от Главного Кавказского хребта, показывают это наилучшим образом. Закавказье играет роль индикатора, измеряющего влияние России на Ближнем Востоке. Все обстоит довольно просто: если Москва сохраняет баланс интересов с Баку, Ереваном и Тбилиси, то это говорит о способности реализовать аналогичный сценарий и с ближневосточными столицами. Цепь зависимостей работает как в направлении Закавказье - Ближний Восток, так и наоборот. Гражданская война в Сирии подтверждает сказанное. С 2011 по 2014 г. Россия не позволяет Америке и суннитским монархиям во главе с Саудовской Аравией и Катаром заполучить национальные богатства арабской республики, которые охраняет правительство Б. Асада. Результат не заставил себя долго ждать: Армения вступает в Евразийский союз. Провал на сирийском фронте, усиленный таинственным появлением «Исламского государства», вынудил Америку продолжить игру против России на близкой дистанции: гражданская война на Украине приносит тактические дивиденды в виде осложнившихся политических контактов между Москвой и Брюсселем, который предпочитает зависеть от Вашингтона. США и ЕС делают все возможное для того, чтобы минимизировать энергонезависимость Старого Света от России. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум, введенные в эксплуатацию в 2006 и 2007 гг., придали Вашингтону и Лондону уверенности в успехе. Однако война в августе 2008 г. показала призрачность этих надежд. Именно тогда англо-американцы начинают подготовку «арабской весны». Осенью 2011 г., когда газовые ресурсы Сирии были уже заблокированы гражданской войной, а месторождения на шельфе Израиля все еще казались отдаленной перспективой, взоры British Petroleum и турецкой BOTA устремляются на Закавказье. Под их покровительством в игру вступает азербайджанская SOCAR. Межправительственные соглашения подписаны, и определена смета. В 2015 г. Баку и Анкара начнут строительство Трансанатолийского газопровода (Trans Anatolian Natural Gas Pipeline, TANAP), связывающего азербайджанское месторождение Шах-Дениз с Евросоюзом через территорию Турции.

http://ruskline.ru/opp/2014/12/31/zakavk...

В 1971 г. А. Г. Шанидзе опубликовал груз. редакцию Типикона Петрицонского мон-ря с рус. переводом. По его мнению, дошедшая до наст. времени копия XIII в. греч. текста Типикона была искажена и переделана, в ней появились поздние вставки об арм. версии Типикона и о подписи Г. П. арм. буквами. Его т. зр. поддержали такие груз., болг. и рус. ученые, как С. Г. Каухчишвили , В. Копалиани, А. Урушадзе, И. Долидзе, Г. С. Гозалишвили, Н. Ю. Ломоури, А. Костов, А. Костова, Д. Казасов, Г. Цанкова-Петкова, Я. Н. Любарский , А. А. Васильев , М. Иванов, Г. Острогорский , А. П. Каждан , Э. Бакалова, М. Дерибер и др. А. А. Богверадзе допускал, что арм. редакция Типикона также была составлена Г. П. и он же подписал греч. текст арм. буквами, дабы предупредить посягательство арм. наследников - своих племянников на Петрицонский мон-рь. В Типиконе Григория Пакуриана содержатся подробные сведения о Г. П., его происхождении и семье. Отец был «родным сыном блаженной памяти Бакуриана, блистательного эристава эриставов, происходящего из Востока, и грузина» (Типик Григория Пакуриана. С. 2). В груз. редакции Типикона отец назван «мтаваром эриставов» (первым среди эриставов), что позволило Шанидзе считать его принадлежащим к царствующей груз. династии Багратиони ( Шанидзе. 1971. С. 9, 11, 13), но это представляется маловероятным. Г. П. неск. раз упоминает в Типиконе об отце в связи с установлением поминальных служб о нем (Типик Григория Пакуриана. С. 21, 31, 37). Отец скончался, оставив сыновей малолетними, а мать, «следуя женскому обычаю», все наследство отдала старшим дочерям, к-рые, «выйдя замуж, рассеялись... по разным странам и там растратили все» (Там же. 18). Г. П. не раз акцентирует, что он и его брат Апасий всего добились «своей кровью» и «честной службой святым царям» - визант. императорам Константину X Дуке (1059-1067), Роману IV Диогену (1068-1071), Михаилу VII Дуке (1071-1078), Никифору III Вотаниату (1078-1081) и Алексею I Комнину (1081-1118) (Там же. 1. 4). В 1064 г. Г. П. занимал почетную должность помощника или соправителя наместника визант. фемы Ивирия, резиденция к-рого располагалась в г. Ани (территория совр. Турции). Наступавшие на империю с востока турки-сельджуки осадили Ани, город после долгой и безрезультатной защиты был сдан. Г. П. переведен на Балканы. В 1071 г., после Манцикертской битвы, в к-рой империя понесла значительные потери, а имп. Роман IV Диоген был взят турками-сельджуками в плен, Г. П. был назначен доместиком Востока, правителем (дукой) фемы Ивирия со столицей в Феодосиополе (Карине, ныне Эрзурум, Турция).

http://pravenc.ru/text/166859.html

В 1916 г. положение русских войск укрепилось, к тому же Германия вновь направила большую часть своих сил на запад - против Франции и Великобритании. Летом Юго-Западный фронт под командованием ген. Брусилова сумел значительно оттеснить австро-венгерские войска («Брусиловский прорыв»). Русские войска освободили Волынь, заняли Буковину и часть Галиции. Однако на др. фронтах оборону противника прорвать не удалось. В авг. 1916 г. в войну на стороне России вступила Румыния, но вскоре она потерпела поражение; рус. войскам вместе с остатками румын. войск удалось удержать лишь небольшую часть ее территории. На Кавказском фронте рус. войска в 1916 г. далеко продвинулись в глубь Турции, заняв Эрзурум и Трапезунд. 12 дек. 1916 г. в связи с выдвинутыми Германией мирными предложениями Н. А. издал приказ по армии, в котором говорилось, что в последний год войны «разница в наших и германских технических средствах постепенно сглаживалась... враг наш уже не мог овладеть ни единой пядью Русской Земли... испытал ряд жестоких поражений и перешел на всем нашем фронте от нападения к обороне. Силы его, видимо, истощаются, а мощь России и ее доблестных союзников продолжает неуклонно расти. Германия чувствует, что близок час ее окончательного поражения». В связи с этим император заявлял, что «мир может быть дан врагу лишь после изгнания его из наших пределов». Кроме того, упоминалась и необходимость «достижения Россией созданных войной задач, обладание Царьградом и проливами, равно как создание свободной Польши из всех ее ныне разрозненных областей». Претензии России на получение после войны К-поля были признаны в 1916 г. союзниками Великобританией и Францией; слова же Н. А. о свободной Польше можно было трактовать как обещание создать после войны независимое Польское гос-во, расширенное за счет Австро-Венгрии и Германии. Фактически в тот момент Н. А. никак не мог повлиять на положение российского Царства Польского, оккупированного немецкими и австро-венгерскими войсками. К кон. 1916 г. стабилизация и даже нек-рые успехи на фронте сопровождались заметным осложнением внутреннего положения России. В связи с разладом железнодорожного транспорта возникли трудности с поставками продовольствия. Все заметнее становилась общая усталость населения от войны, сопровождавшейся огромными людскими потерями и резким ухудшением условий жизни. Отречение. Последние месяцы жизни

http://pravenc.ru/text/2566092.html

После того как в результате успешного завершения русско-турецких войн позиции России на черноморском побережье укрепились,в Георгиевске был заключен (1783) Русско-грузинский трактат. Персидский шах ответил опустошительным походом на Карабах и Грузию. В годы русско-персидской (1804–1813) и русско-турецкой (1806–1812) войн армяне были на стороне России, всячески помогая ей в борьбе против персов и турок. Начавшаяся в 1826 г. вторая русско-персидская война закончилась Туркманчайским договором (10 февраля 1828), по которому к России были присоединены Ереванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область, куда переселились более 40 тысяч армян из Персии. В результате второй русско-турецкой войны (1828–1829), когда по Адрианопольскому договору (2 сентября 1829) Россия возвратила Турции Карс, Ардаган, Баязет, Эрзурум, 90 тысяч армян переселились на восток под власть России. В ходе Крымской войны (1853–56) и национально-освободительного движения на Балканах армяне всемерно помогали русским в борьбе против Турции. В 1877–1878 гг. из-под ига Турции были освобождены Баязет, Алашкерт, Ардаган, Карс, Эрзурум. Однако условия Сан-Стефанского договора (19 февраля 1878), по которому эти области отходили к России, были пересмотрены Берлинским международным конгрессом (июнь 1878), и за Россией остались Карс, Ардаган и Батум. Все это вызвало преследование армян со стороны турецкого правительства, мечтавшего об их уничтожении как нации. Тысячи беженцев уехали в Америку, Европу и другие страны в конце прошлого и первой четверти настоящего столетия. В этот период в Эчмиадзине при католикосе уже имеется Синод (с 1828), который избирает двух кандидатов на патриарший престол и подает на утверждение русскому императору. До самой октябрьской революции Армянская Церковь выполняла “Положение” 1836 г., состоявшее из 141 статьи. В декабре 1917 года декретом СНК РСФСР “Турецкая Армения” получила право на свободное самоопределение. В Армении правительство возглавили дашнаки. В 1918 г. Турция, разорвав Брестский договор, оккупировала значительную часть Армении. После разгрома войск Деникина, а затем и турецких войск, вторгшихся в Армению в 1920 г., по инициативе дашнаков, Армения вынуждена была согласиться с условиями Анкары и Александрополя, и в декабре 1920 г. стала маленьким государством с территорией в 30 тыс. кв. км. С декабря 1922 г. в составе РСФСР вошла в СССР.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Отец привез сына в Кутаиси и отдал на службу в царский дворец. Юноша поступил в распоряжение кн. Георгия Церетели, к-рый, увидев склонность Иессея к духовной жизни, направил его к высокообразованному архим. Геронтию (Сологашвили), подвизавшемуся в мон-ре Джручи . Архимандрит продолжил его воспитание, а также обучил Иессея чистописанию, грамматике, арифметике и проч. светским наукам. Через 3,5 года Иессей вернулся к кн. Георгию и спустя 3 года поступил на службу во дворец писцом по приказным делам. По настоянию имеретинского царя святого Соломона II (1789, 1790-1810) женился и принял сан пресвитера, став придворным духовником и царским советником. Прот. Иессей занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах св. Соломона II, в основном связанных с процессом вхождения груз. земель в состав России. Осенью 1803 г. вассал Имерети правитель Мегрелии кн. Григол Дадиани принял российское подданство. Поскольку св. Соломон II не имел наследника, между ним и Александром I 25 апр. 1804 г. было заключено соглашение, по которому Имерети после кончины св. Соломона II войдет в состав Российской империи и рус. войска получат возможность проходить по территории Имерети к границе с Турцией и пользоваться поддержкой груз. войск. Кн. Григол Дадиани и имеретинский подданный кн. Зураб Церетели, желая немедленного свержения св. Соломона II, создавали у Александра I и главнокомандующего в Грузии ген.-адъютанта А. П. Тормасова представление о св. Соломоне II как о неблагонадежном правителе, препятствующем водворению мира на Кавказе. Прот. Иессей неоднократно обличал Церетели в предательстве своего монарха и советовал св. Соломону II не покидать Кутаиси. Воспользовавшись отъездом прот. Иессея на похороны жены Марии, Церетели убедил царя встретиться с Тормасовым на нейтральной территории, в Сурами. Тормасов же направился в принадлежавший Российской империи Тифлис (Вост. Грузия вошла в состав империи на основании манифеста Александра I от 12 сент. 1801), за ним был вынужден последовать и св. Соломон II. В Тифлисе он был взят под домашний арест с предписанием в течение 2 месяцев выехать на постоянное место жительства в С.-Петербург. Поняв, что он теряет престол, св. Соломон II 11 мая 1810 г. бежал в принадлежавший Турции Ахалцихе. Он рассчитывал на военную помощь тур. султана Махмуда II, к-рый позволил св. Соломону II проживать в Эрзеруме (Эрзурум). Тормасов, прибыв в Кутаиси, объявил об упразднении Имеретинского царства и о вхождении его в состав России. Прот. Иессей находился с царем, тщетно пытавшимся собрать военные силы для возвращения престола, вплоть до его кончины в Трапезунде 7 февр. 1815 г.

http://pravenc.ru/text/389217.html

  001     002    003    004    005    006    007