В конце VI века императором Византии становится Маврикий (582–602). После того, как с его помощью царем Персии становится Хосров II (591–632), бóльшая часть Персидской Армении отошла к Византийской империи. Император предпринял попытку призвать к единству с Православной Церковью антихалкидонитское духовенство Двинского католикосата Армянской Церкви, которое оказалось на территории Византии . После собора в Феодосиополе (ныне г. Эрзурумсеверо-восток Турции) в 591 году был основан армянский православный католикосат. Вскоре кафедра была перенесена в местечко Аван, недалеко от реки Азат, по руслу которой проходила граница между византийской и персидской частями Армении. Тем самым был учрежден католикосат с центром в Аване, где были построены кафедральный собор и резиденция. Католикосом был избран Иоанн Багаранский, несший до этого подвиг столпничества. На другой стороне р. Азат, недалеко от Авана, в городе Двине, находился антихалкидонитский католикосат ААЦ, возглавляемый католикосом Мовсесом Егивардеци (574–604) . В 602 году, после убийства императора Маврикия и неудачной военной кампании против персов императора Фоки, эта часть Армении вновь переходит к Персии . Снова оказавшись на территории Персии, бóльшая часть духовенства православного Аванского католикосата, которая не согласна была чрез отвержение IV Вселенского собора соединиться с ААЦ, вынуждена была удалиться в Тайк или Византию . Однако пять епископов и около двадцати пресвитеров согласились предать анафеме Халкидонский собор, после чего они были приняты в ААЦ . В одном из главных догматических источников ААЦ «Книге посланий» ( ) сохранилось рукописание от тех епископов и священников Аванского католикосата, которые пожелали войти в общение с ААЦ . От последних требовалось письменное удостоверение в том, что они анафематствуют «скверный» ( ) томос Льва и «злой» ( ) Халкидонский собор . И в зависимости от того, по каким причинам тот или иной епископ или священник причащался с православными, будучи в единении с Византийской Церковью, назначалась более или менее строгая епитимия ( ) со стороны тогдашнего местоблюстителя Вртанеса Кертога (604-607) . Позднее через епитимию принимал бывших клириков Аванского католикосата и избранный на Двинском соборе 607 года католикос Авраам (607–613) .

http://bogoslov.ru/article/2749331

После того как в результате успешного завершения русско-турецких войн позиции России на черноморском побережье укрепились,в Георгиевске был заключен (1783) Русско-грузинский трактат. Персидский шах ответил опустошительным походом на Карабах и Грузию. В годы русско-персидской (1804–1813) и русско-турецкой (1806–1812) войн армяне были на стороне России, всячески помогая ей в борьбе против персов и турок. Начавшаяся в 1826 г. вторая русско-персидская война закончилась Туркманчайским договором (10 февраля 1828), по которому к России были присоединены Ереванское и Нахичеванское ханства, образовавшие Армянскую область, куда переселились более 40 тысяч армян из Персии. В результате второй русско-турецкой войны (1828–1829), когда по Адрианопольскому договору (2 сентября 1829) Россия возвратила Турции Карс, Ардаган, Баязет, Эрзурум, 90 тысяч армян переселились на восток под власть России. В ходе Крымской войны (1853–56) и национально-освободительного движения на Балканах армяне всемерно помогали русским в борьбе против Турции. В 1877–1878 гг. из-под ига Турции были освобождены Баязет, Алашкерт, Ардаган, Карс, Эрзурум. Однако условия Сан-Стефанского договора (19 февраля 1878), по которому эти области отходили к России, были пересмотрены Берлинским международным конгрессом (июнь 1878), и за Россией остались Карс, Ардаган и Батум. Все это вызвало преследование армян со стороны турецкого правительства, мечтавшего об их уничтожении как нации. Тысячи беженцев уехали в Америку, Европу и другие страны в конце прошлого и первой четверти настоящего столетия. В этот период в Эчмиадзине при католикосе уже имеется Синод (с 1828), который избирает двух кандидатов на патриарший престол и подает на утверждение русскому императору. До самой октябрьской революции Армянская Церковь выполняла “Положение” 1836 г., состоявшее из 141 статьи. В декабре 1917 года декретом СНК РСФСР “Турецкая Армения” получила право на свободное самоопределение. В Армении правительство возглавили дашнаки. В 1918 г. Турция, разорвав Брестский договор, оккупировала значительную часть Армении. После разгрома войск Деникина, а затем и турецких войск, вторгшихся в Армению в 1920 г., по инициативе дашнаков, Армения вынуждена была согласиться с условиями Анкары и Александрополя, и в декабре 1920 г. стала маленьким государством с территорией в 30 тыс. кв. км. С декабря 1922 г. в составе РСФСР вошла в СССР.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В статьях фактурно описываются структуры Константинопольского патриархата в США – Институт «архонтов», то есть лоббистов, которыми официально являются Джо Байден и Горбачев, подробно описывается связь архонтов и ЦРУ. Создание «ПЦУ» описывается с фактами, как спецоперация ЦРУ и подробно цитируются решения Лозаннской конференции, согласно которым Константинопольскому Патриарху разрешено оставаться в Турции только на условиях полного невмешательства в политику, которые он грубо попрал и, согласно законодательству, должен быть депортирован из Турции. Он не просто имеет в ней «антирейтинг», он, как с фактами в руках доказывают авторы, является активным участником заговора Гюллена и, следовательно, врагом Турции. Данные выступления в крупнейших турецких СМИ и ключевой пропрезидентской молодежной организации Турции следует рассматривать как сигнал от Р.Эрдогана. Сигнал о том, что, осуществляя свой «неоосманский имперский проект», он видит, что в США, и при Байдене в особенности, он приговорён. Гюллен, патр. Варфоломей, архиеп. Эльпидифор и ЦРУ находятся «на низком старте». Эрдоган осознает, что «воевать на два фронта невозможно» и даёт понять, что, несмотря на имеющиеся разногласия, готов договариваться с Россией по всему комплексу вопросов, в том числе, религиозно-политических. В частности, это может быть содействие Русской Церкви в открытии Экзархата в Турции вместо враждебного Турции и России Константинопольского Патриархата и срыв планов Варфоломея и новой молдавской президентши Санду вышвырнуть Русскую Церковь из Молдавии, в первую очередь – из тюркоязычной православной Гагаузии. Вообще, при всей разности и противоречивости интересов России и Турции, интересы «Третьего Рима» и «нового Османского Султаната» в Гагаузии совпадают после прихода к власти в Кишиневе ставленницы Сороса и Байдена, сторонницы ЛГБТ Майи Санду, являющейся врагом как основанного А.В. Суворовым русского Тирасполя, так и тюркоязычного православного гагаузского Комрата. В сложившееся ситуации, как Москва , так и Анкара равно заинтересованы в федерализации Молдавии и минимализации в ней президентской формы правления, в обретении полноценного государственного, международно-признанного статуса как Приднестровской Молдавской Республикой, так и Республикой Гагаузия.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/09/su...

Но это еще не все… Правительство не могло сочувствовать латинянам еще и по той причине, что религиозно–общественное устройство римо–католиков в Турции не соответствовало государственным видам Оттоманской Порты. Известно, что греки со времени Магомета II получили такое религиозно–общественное устройство, 266  которое вполне согласовалось с желаниями нового правительства в Византии. Ничего такого нельзя утверждать о римо–католиках, живших в странах, завоеванных турецким оружием. Главное отличие римо–католической общины от остальных христианских общин в Турции заключается в особенном положении, которое занимает папа, глава римо–католических христиан Порты, и которое не имеет ничего общего с положением греческих патриархов. Папа не принимал на себя никакой ответственности за римо–католических подданных Турции, он не давал Порте гарантии в их повиновении, как делали греческие патриархи; и сам папа, и находящаяся под его верховным управлением Католическая церковь в Турции не стояли ни в какой связи с Оттоманским государством. Римо–католическое население здесь управляется духовенством, которое находится в теснейшей связи и исключительной зависимости от папского престола. Хотя римо–католики и представляют собой таких же подданных Порты, как и греки, однако же их община совершенно изъята из-под ведения турецкого правительства. Тогда как Греческая церковь, при всей своей самостоятельности и отделенности от государства, имеет все-таки вид правительственного учреждения в Оттоманской империи, римско–католическая же Церковь и ее органы заняли в Турции особенное место: к ним применяются не начала турецкого государственного права, а статьи международных договоров. Тогда как греческий патриарх сделался в известном смысле турецкой административной властью, католические прелаты заняли положение, которое может быть сравниваемо с положением иностранных миссий. Такой порядок вещей не находил себе оправдания в Коране и был определенно невыгоден для Турции. Если турецкое правительство допускало его, то сделало это, преклоняясь перед необходимостью. После того как попытки султанов утвердить свою власть на Западе Европы не удались, и в особенности после того, как Турция стала обнаруживать признаки разложения, Порта принуждена была заключить мир с христианским Западом и допустить римо–католиков до такого существования в Турции, которое находилось в соответствии с особенностями римско–католической религии. 267

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Религиозные и политические деятели Турции комментируют расправу над сотрудниками христианского издательства в городе Малатья Анкара, 24 апреля 2007 г. Нападение на христианский издательский дом Zirve («Зенит») в городе Малатья на юго-востоке Турции, жертвами которого стали три сотрудника издательства, в том числе гражданин ФРГ, было неоднозначно воспринято властями и общественностью Турции, сообщает сайт Патриархия. ru. Патриарх Константинопольский Варфоломей I (именуемый в турецкой прессе греческим православным Патриархом Фанара - стамбульского квартала, в котором расположен кафедральный храм святого Георгия и Константинопольский Патриархат) осудил нападение на протестантских миссионеров в Малатье, но не стал обвинять в случившемся Турцию или ее граждан. «Невозможно считать, что наш народ и наша страна ответственны за эту жестокость, - говорится в официальном заявлении Патриарха. - Хочется верить, что турецкие граждане, несмотря на религиозные и культурные различия, будут вместе скорбеть об этом злодеянии. Мы категорически осуждаем убийства, совершенные в среду в Малатье, которые опечалили всю нашу страну». С аналогичным заявлением выступил и Армянский Патриарх Константинополя архиепископ Месроп II (Мутафьян). Духовный руководитель немногочисленной в наше время армянской общины страны сказал, что опечален отрицательными высказываниями о Турции в зарубежных СМИ, появившимися в связи с событиями в Малатье. «Страна, в которой я вырос, нисколько не похожа на ту, что изображается в зарубежной прессе, - утверждает архиепископ. - Я знаю, что мусульмане не заслужили критики из-за недавних гнусных преступлений». Патриарх Месроп заявил, что молится за погибших братьев по вере и призвал преступников осознать серьезность содеянного. В свою очередь, представители протестантской общины Турции заявили, что в стране нарастает враждебность против христиан. «Нетерпимость достигла невиданного для Турции уровня», - говорит Ихсан Озбек, представитель Альянса протестантских церквей. Его единоверец Бедри Пекер назвал убийства «ужасающим зверством», но отметил, что они не стали неожиданностью.

http://pravoslavie.ru/21833.html

Тогда Порта объявляет патриарха низложенным и синод приступает к новым выборам. Главное отличие устройства католической общины в Турции от остальных христианских общин заключается в том положении, которое занимает папа, глава католических подданных Порты, и которое не имеет ничего общего с положением патриархов. Папа не несет никакой ответственности за католических подданных Турции, он не дает Порте гарантии в их повиновении, подобно греческому и другим патриархам: как папа, так и находящаяся под его верховным управлением Католическая церковь в Турции не находятся ни в какой связи с государством османов. Папа назначает епископов без всякого вмешательства общины и без участия Порты; католическое население Турции управляется духовенством, которое стоит в теснейшей связи и исключительной зависимости от папского престола. Хотя католики платят харадж и представляют собой таких же подданных Порты, как и греки, однако же их община совершенно изъята из ведения и влияния турецкого правительства. Тогда как Греческая церковь , при всей своей отдельности от государства, имеет всетаки вид правительственного учреждения в Оттоманской империи, Католическая церковь и ее органы заняли в Турции место иностранной державы, к которой применены не начала внутреннего государственного права, но статьи международных договоров; тогда как греческий патриарх сделался в известном смысле государственной властью, католические архиепископы и епископы заняли положение, которое может быть сравниваемо с положением иностранных миссий. Такой порядок вещей не находит себе оправдания в Коране и определенно невыгоден для Турции. Если турецкое правительство допустило его, то сделало это, преклоняясь перед необходимостью; после того как попытки султанов утвердить свою власть на западе Европы не удались, Порта принуждена была заключить мир с христианским Западом и допустить франков, т. е. католиков, до такого существования в Турции, которое, при возможном согласии с общими началами организации христианских общин, в то же время находилось в соответствии с особенностями католической религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Афонские отцы имеют такое правило – не отвергать и не принимать; не говорить, что этот сон или видение от Бога, и не утверждать, что оно от диавола, а сказать: «я не знаю», и пройти мимо. В некоторых случаях об особенно поразительном сне можно рассказать своему духовному наставнику, но при условии, что он имеет определенный духовный опыт. Особенности религиозного мышления Востока и Запада Английский поэт Киплинг начал свою поэму словами: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет небо с землей на Страшный Господень Суд». Здесь под Востоком и Западом мы должны подразумевать не части света, которые разделены географически Уральским и Кавказским хребтами. Скорее, под Востоком нужно понимать тот обширный регион, который занимала некогда восточная часть Римской империи, а затем – Византия и страны Ближнего Востока (сюда же можно включить и Египет и Эфиопию), а под Западом – державы западноевропейские и вообще все государства западноевропейской культуры. Святые Отцы образно говорили: «Свет воссиял с Востока»; Восток символически означал Рай, Эдем, страну вечного Божественного Света. Запад молод в культурно-историческом отношении, Запад юн. Восток стар. Запад деятелен. Восток созерцателен. Запад – весь в эмоциях, весь в движении, весь в динамике. Восток же углублен в себя, он как бы не отрывает взгляда от сокровищ, которыми обладает. Запад – в порыве, в поиске, в дерзновении. Восток же хранит. Запад мечтает и грезит. Восток ищет везде вечные идеи под покровом видимого. Запад одевает своих святых в белоснежные одеяния, увенчивает их головы венками из роз, а Восток видит святость одинаково и под рубищем, и под золотом, не делает атрибутом святых ни лохмотья нищего, ни власяницу монаха, ни пурпур царей, он как бы проходит мимо внешнего. Запад посылает полки крестоносцев для освобождения Гроба Господня. Восток посылает монахов в пустыни Египта и обители Афона. Запад обнажает меч против врагов веры. Восток дает духовных воинов для невидимой борьбы с демонами. Запад, чтобы подавить зло, создает такие институты, как инквизиция, а Восток – великие философские системы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

3. Поехать к городским стенам в район Эдирнекапы, чтобы полюбоваться на главную жемчужину этих мест — церковь монастыря Спасителя в Хоре с фресками, безусловно относящимися к величайшим шедеврам Византии. 4. Постоять на самом высоком холме Константинополя у ворот Эдирнекапы, представляя, как в них 29 мая 1453 года триумфально въезжал Мехмед Завоеватель и тот ужас, который начался потом в великом городе. 5. Безнадежно заблудиться в поворотах и холмах на обратном пути к Золотому Рогу и обрести утешение, наевшись вкуснейшей, непривычно дешевой и абсолютно безопасной уличной еды: жареной макрели, мидий и кокореч — царя всей уличной еды. Транспорт Путешествовать по Турции своим ходом безопасно. Машина напрокат стоит 25-30 евро в день, бензин дорогой — 2,5 доллара за литр, но если вы путешествуете компанией, то поделенная на всех сумма вполне приемлема. Дороги в Турции прекрасные, полиция, в отличие от российской, честная, и — при условии неукоснительного соблюдения правил дорожного движения ( 50 км/ч в городе и 90 км/ч на трассе) — отличная поездка вам гарантирована. Есть здесь и железные дороги, в основном вокруг Стамбула. Но наиболее экономичный способ самостоятельных путешествий по стране — автобус. Этот вид перевозок очень хорошо развит в Турции, расписания маршрутов есть на многочисленных сайтах, автобус можно остановить прямо на шоссе, вовсе необязательно искать остановку, на лобовом стекле латинскими буквами написаны города и поселки, через которые вы проедете, высадят вас также в любом месте по требованию. Помимо автобусов в Турции повсюду ездят так называемые долмуши — наши маршрутки, у них нет определенного расписания, населенные пункты указаны на табличках, по цене они не отличаются от автобуса. Как доехать до Каппадокии Из большинства крупных городов Турции, в том числе и из Стамбула, в Каппадокию ходят автобусы. И если у вас нет прав, то именно на автобусе и следует ехать, хотя самолеты сюда тоже летают. Из какого бы города вы ни ехали, сначала вам нужно найти «отогар». По-турецки это означает «автовокзал». Чаще всего на площади автовокзала находятся офисы многочисленных автобусных компаний. Например, из Стамбула цена билета до Гереме — центра Каппадокиии — стоит около 50 лир (1 лира — 20 рублей).

http://pravmir.ru/kappadokiya-xristiansk...

Папа не несёт никакой ответственности за католических подданных Турции, он не даёт Порте гарантии в их повиновении, подобно Греческому и другим патриархам; как папа, так и находящаяся под его верховным управлением Католическая Церковь в Турции не находятся ни в какой связи с государством османов. Папа назначает епископов без всякого вмешательства общины и без участия Порты; католическое население Турции управляется духовенством, которое стоит в теснейшей связи и исключительной зависимости от папского престола. Хотя католики платят карадж и представляют собою таких же подданных Порты, как и греки, однако их община совершенно изъята из ведения и влияния турецкого правительства. Тогда как Греческая Церковь, при всей своей отдельности от государства, имеет всё-таки вид правительственного учреждения в Оттоманской империи, Католическая Церковь и её органы заняли в Турции место иностранной державы, к которой применены не начала внутреннего государственного права, но статьи международных договоров; тогда как греческий патриарх сделался в известном смысле государственною властью, католические архиепископы и епископы заняли положение, которое может быть сравниваемо с положением. иностранных миссий. Такой порядок вещей не находит себе оправдания в Коране и положительно невыгоден для Турции. Если турецкое правительство допустило его, то сделало это, преклоняясь пред необходимостью; после того как попытки султанов утвердить свою власть на Западе Европы не удались, Порта принуждена была заключить мир с христианским Западом и допустить франков, т. е. католиков, до такого существования в Турции, которое, при возможном согласии с общими началами организации христианских общин, в то же время находилось в соответствии с особенностями католической религии. Таково было юридическое положение христиан в Турецкой империи от половины XV до конца XVШ в. Естественно рождается вопрос: насколько оно проявлялось в действительной жизни, соответствовал ли факт букве закона, действительно ли соблюдались права христиан, их вероисповедная свобода, неприкосновенность личности и имущества, всегда ли турецкое правительство относилось с уважением к христианским общинам и не делало ли попыток нарушить их привилегии? В решении этого вопроса необходимо прежде всего отличать внутреннюю политику Порты, как центрального правительства, от системы, практиковавшейся в отношениях низшей турецкой администрации и османского населения к населению христианскому.

http://pravoslavie.ru/5280.html

Епархии Константинопольского Патриархата HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Епархии Константинопольского Патриархата Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3 тысяч православных – главным образом греков старшего поколения. В соответствии с канонами, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви. Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных – главным образом греков старшего поколения. Архиерейские кафедры в Турции: Константинопольскую архиепископию , в которую входит Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх Варфоломей. Халкидонская епархия: Митрополит Афанасий Епархия Имвра и Тенеда: Митрополит Кирилл Епархия Принципских островов: Митрополит Иаков Епархия Деркии: Митрополит Константин Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции:  Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью: «Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви : каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010