Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО [лат. Guillelmus (Guglielmus) de Campellis (Campellensis, Catalaunensis); франц. Guillaume de Champeaux] (1068/70, мест. Шампо, близ Мелёна, Франция - 1121/2, Шалон-сюр-Марн, Франция), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы. Жизнь В. из Ш. учился сначала в Париже у Манегольда Лаутенбахского, затем у Ансельма Ланского и Росцелина из Компьеня. В 1103 г. был избран архидиаконом в Париже и возглавил кафедральную школу, где преподавал логику (диалектику), риторику и богословие. Его школа, в к-рую стекались студенты из мн. европ. гос-в, приобрела широкую известность. Однако из-за критики Петра Абеляра , слушателя школы, В. из Ш. вынужден был пересматривать свое учение о природе универсалий , в результате чего в 1108 г. покинул школу. Он удалился в маленький мон-рь Сен-Виктор в пригороде Парижа, где вступил в ряды регулярных каноников . Его спор с Абеляром продолжался неск. лет. Научная деятельность В. из Ш. в мон-ре Сен-Виктор способствовала становлению здесь знаменитой школы мистического богословия, воспитавшей таких богословов, как Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский . В 1113 г. В. из Ш. был рукоположен во епископа г. Шалон-сюр-Марн. Принимал деятельное участие в церковной политике: участвовал в Реймсских Соборах 1114-1119 гг., Римсском Соборе 1117 г. и др.; в 1115 г. благословил Бернарда Клервоского в качестве настоятеля мон-ря в Клерво ; оказывал поддержку папе Каллисту II в проведении церковных реформ, особенно в борьбе за целибат духовенства; в 1119 г. вместе с Клюнийским аббатом был направлен папой Каллистом II к герм. имп. Генриху V для выработки условий соглашения между империей и Св. престолом, в частности в вопросе об инвеституре . За активную церковную деятельность, благочестие и ученость В. из Ш. пользовался большим уважением современников: на одном из Соборов он был провозглашен «столпом ученых» (columna doctorum), Бернард Клервоский называл его «святым и ученым епископом» (episcopus sanctus et doctus). Традиц. почетное именование В. из Ш.- «досточтимый [доктор]» ([doctor] venerabilis). Похоронен В. из Ш. в Клерво. Сочинения

http://pravenc.ru/text/158664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬПИН [Альбин; лат. Alpinus, Albinus] († ок. 510), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. Каталаунский. Род. в Байё (близ совр. Шалон-сюр-Марн, Франция); ученик св. Лупа , еп. Трикасс (совр. Труа). А. стал преемником еп. Амандина на кафедре г. Каталаун (совр. Шалон-сюр-Марн); его имя значится в списке присутствовавших на Соборе в Труа (ок. 461). Епископство его длилось примерно 47 лет. Оба его жития, относящиеся к меровингской эпохе, изобилуют историческими неточностями; сюжеты о борьбе А. против полчищ Аттилы (451) и совершенных им в это время чудесах, а также о его поездке в Британию для борьбы с пелагианством скорее всего заимствованы из жития св. Лупа. Мощи А. обретены ок. 860 г. еп. Эрхенрадом и перенесены в храм св. Андрея. В наст. время хранятся в кафедральном соборе г. Шалон-сюр-Марн. Ист.: BHL, N 309-311; ActaSS. Sept. T. 3. Col. 85-90; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 324. T. 7. P. 288, 302. Лит.: Richard P. Alpinus (Albinus) (2)//DHGE. T. 2. Col. 764. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/114162.html

Смерть несчастного короля возбудила новый всплеск вражды между Карлом Лысым, Лотарем и Людовиком Немецким. Покойный император издал столько противоречивых распоряжений по поводу раздела территории Западной империи, что теперь едва ли не любой из сыновей имел полное право претендовать на новые области 459 . В борьбе за свои «права» Карл и Людовик объединились против старшего брата и 9 марта 841 г. дали тому сражение при Фонтенуа-ан-Пюизе. Битва была жестокая и стоила многих жертв – говорят, с обеих сторон легло более 30 тыс. франков, но в итоге император Лотарь I (840–855) был разбит. Как говорят, никогда ранее франки во взаимных распрях не доходили до такой степени ненависти к противнику. И, словно повторяя картины античных времен, братья и родственники уничтожали друг друга, неистовые в собственной ярости. «В этой битве, – писал летописец, – силы франков настолько ослабли, а известная доблесть настолько уменьшилась, что в последующем их не только не хватало для расширения королевства, но даже для защиты собственной земли» 460 . Когда запал битвы прошел, орошенные братской кровью воины впали в ужас и обратились к Римской церкви с просьбой смыть с них это позорное пятно. Делать было нечего – желая покончить со смутой, епископы довольно убедительно объяснили, что битва велась франками во имя торжества справедливости (!), и ограничились всеобщим 3-дневным постом 461 . Принеся покаяние, победители разделили между собой Западную империю, и 14 февраля 842 г. в Страсбурге был подписан соответствующий договор 462 . Примечательно, что договор был написан на различных франкских диалектах, давших начало современным германскому и французскому языкам, – единственно понятным подавляющему большинству присутствовавших лиц; латынь не использовалась. В 843 г. Лотарь, чтобы окончательно не утратить свои последние владения, был вынужден составить с братьями новое соглашение о разделе. Переговоры, предшествующие подписанию договора, длились долго. С германской скрупулезностью был составлен перечень всего того, что подлежало разделу. Описано все королевское имущество, имущество графств и размер их отчислений в казну, все епископства и аббатства. Спор шел в основном по четырем позициям: равноценность трех частей, отходящих к каждому из братьев, территориальное единство каждой, сохранение трех существующих королевств – Аквитании, Баварии и Италии, и, наконец, взаимное уважение ко всем ветвям рода Карла Великого, на чем особенно настаивали крупные аристократы. Сюда же вплелись прежние политические договоренности: в частности, правитель графства Шалон-сюр-Сон, который остался верен Карлу Лысому, не должен был лишиться своего надела. Сложности возникли и с описанием границ – течение рек, всегда являющееся естественным ориентиром в подобных случаях, не совпадало с теми планами, которые чертили договаривающиеся стороны. Примечательно, что языковые различия вовсе не принимались во внимание при разделе земель 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

составление и перевод А.А. Бурова Жития Святого Гонтрана Святой Гонтран, король Бургундии (†593, память 28 марта) Святой Гонтран (Gontran), родившийся в 525 году, был сыном короля Хлотаря (Clotaire) и внуком Хлодвига I (Clovis) и Святой Клотильды (Clotildis). Когда Хлотарь умер в 561 году, его владения были разделены между четырьмя его сыновьями. В то время как брат Гонтрана Кариберт (Caribert) правил в Париже, Зигеберт (Sigebert) – в Меце и Хильперик (Chilperic) – в Суассоне, сам Гонтран был коронован в 561 году королем Орлеана и Бургундии. Тогда же он сделал Шалон-сюр-Саон (Chalons-sur-Saone) своей столицей. Когда он был вынужден взяться за оружие против своих честолюбивых братьев и Ломбардов, он не воспользовался своим победами, достигнутыми под руководством храброго генерала по имени Моммол (Mommol), кроме как для того, чтобы дать мир своим доминионам. Преступления, в которые его вовлекали варварские привычки его нации, он смывал слезами раскаяния. Процветание во время его царствования, как в мире, так и в войне, осуждает тех, кто предполагает, что человеческая политика не может быть определена принципами Евангелия, принимая во внимание, что правда только обратное: никто другой не мог представить правительство, столь эффективное и преуспевающее. Святой Гонтран всегда обращался к пасторам Церкви с уважением и почтением. Он был защитником угнетенных и чутким родителем своих подданных. Он уделял самое большое вниманию заботам о больных. Он постился, молился, плакал, и днем ночью предлагал себя Богу в качестве жертвы на алтарь Его правосудия, дабы отвратить Его гнев, который, как полагал Святой Гонтран, он сам навлекал на своих невинных людей. Он строго наказывал за преступления своих чиновников и других. С помощью многих полезных инструкций он ограничил варварскую распущенность своих войск. Но, пожалуй, никто другой не был более чем он готов простить преступления против него самого. С королевским великолепием он строил и обеспечивал многие церкви и монастыри. Этот добрый король умер 23 марта 593 года шестидесяти восьми лет от роду, и правил он тридцать один год. Святой Гонтран

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, в тот день я немного повздорил с кем-то из LVF ( LVF (Légion des volontaires français contre le bolchévisme) , Легион французских добровольцев против большевизма, – пехотныи полк, созданныи коллаборационистским правительством Виши и воевавшии на стороне Германии на Восточном фронте – прим. переводчика). Я тогда даже не знал, что они были из нашего же эшелона. А потом мне рассказали, что именно они, умея подлизаться к русским, распределяли во время путешествия паек. То есть они всю дорогу ели досыта и даже с самого начала ехали в пассажирском вагоне. Но когда мы приехали в англиискую зону, их разоблачили – ведь они не были призваны насильно, они были добровольцами. Их передали французским властям, и они получили по заслугам. Но это случилось несколько позже. Франкфурт-на-Одере был последнеи остановкои в русскои зоне. Дальше все пошло быстрее и быстрее – настолько, что переход в англиискую зону я помню очень смутно. Другая форма, другои язык. Принимали нас хорошо, хотя и не особенно сердечно. В следующии раз нам велели выити из вагонов уже французские военные. Надо сказать, наш вагон, украшенныи крепко прикрученнои к нему плитои, несколько отличался от остальных. Мы побросали в кучу всю ту рвань, в которои ходили месяцами: драные и вонючие куртки, штаны, рубахи, прохудившуюся обувь с кое-как прикрученными проволокои подметками. Нас переодели во все новое. Принимали ли мы душ? Этого я не помню. Зато нам с помощью огромного пульверизатора с наконечником вдули в горловину новых рубах какои-то белыи порошок, которыи потом облачками вылетал из штанин. Голова тоже не избежала обработки: прощаите, клопы, вши и блохи… Потом нас покормили – раздали сыр, колбасу, шоколад, орехи, фруктовыи сок… Мы таких сокровищ годами не видели и с трудом вспомнили, что с ними делать. Анри так объелся, что ему стало нехорошо. Потом нас, сытых, переодетых, счастливых, обсыпанных дустом, посадили в чистыи и удобныи пассажирскии поезд. На следующии день, 19 октября 1945 года, мы приехали в Шалон-сюр-Сон, где французское командование выдало нам бумаги о демобилизации. Потом мы снова сели в поезд, которыи уже повез нас домои – в Кольмар, Мюнстер, Сульцерен. Сердце радовалось предстоящеи встрече с роднои долинои, семьеи, друзьями и соседями.

http://pravmir.ru/ya-bolshe-ne-chuvstvov...

SS. T. 15. P. 637). Благодаря высокой репутации аббатства, торжественности богослужений и регулярному поминовению усопших клюнийцы получали множество дарений, в т. ч. церквей с приходами и с правом собирать десятину. Мн. епископы выражали недовольство тем, что приходские церкви попадали под контроль монастырей (см., напр.: Constable G. Monastic Tithes from Their Origins to the 12th Century. Camb., 1964. P. 57-83). При О. аббатству Клюни принадлежали земельные владения с зависимыми крестьянами (villae, curtes), как правило находившиеся в непосредственной близости от аббатства, а также церкви и мон-ри (ecclesiae, cellae, monasteria; см. перечисление владений в грамоте папы Римского Григория V (998) - Jaff é . RPR. N 3895-3896). Заботясь о неприкосновенности монастырского имущества, О. велел составить картулярий; эта работа была завершена при его преемнике аббате Гуго I (ркп. Paris. Nouv. acq. lat. 1498). Однако во время голода (1033) аббат пожертвовал страждущим драгоценные церковные сосуды и др. сокровища, в т. ч. корону имп. Генриха II . По свидетельству мон. Йотсальда, О. призывал состоятельных людей поделиться богатствами с неимущими ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 8; ср.: PL. 144. Col. 929). При О. продолжало расширяться объединение клюнийских мон-рей, впосл. известное как Клюнийская конгрегация . Ко времени кончины св. Майоля аббату Клюни подчинялись 37 мон-рей, за годы настоятельства О. их количество увеличилось до 70 (см.: Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich; Düss., 1996. S. 124). Среди важнейших клюнийских мон-рей были приораты Паре-ле-Моньяль и Сен-Марсель близ Шалона (ныне Шалон-сюр-Сон), к-рый в 999 г. передал клюнийцам Гуго Шалонский, еп. Осера (999-1039) (Recueil. 1884. T. 3. N 2484-2485). Гийом V, герц. Аквитании, уступил клюнийским монахам аббатство Сен-Жан-д " Анжели; правом назначать настоятелей мон-ря пользовался О. ( Ademari Cabannensis Chronicon. 1999. P. 176-177). Аббат начал переговоры о включении в число клюнийских обителей крупного аквитанского аббатства Муассак (см.: Hourlier J. L " entré de Moissac dans l " ordre de Cluny//Annales du Midi. Toulouse, 1963. T. 75. P. 353-363). В 1025 г. О. основал мон-рь Лавут-Шийак в Оверни; его родственники даровали обители земли, за это им гарантировалось вечное поминовение. Согласно акту основания мон-ря, обитель находилась под покровительством св. апостолов Петра и Павла, под защитой Папского престола и под управлением аббата и монахов Клюни (Recueil. 1884. T. 3. N 2788; Iotsaldus. Vita Odilonis. I 13; см.: Iogna-Prat D. Odilon de Mercœur et l " Église clunisienne//Odilon. 2002. P. 61-72).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Пацифистская акция квакеров Тасмании (Австралия). Фотография. 1962 г. Пацифистская акция квакеров Тасмании (Австралия). Фотография. 1962 г. Когда США вступили в первую мировую войну в апр. 1917 г., К. опубликовали обращение, в к-ром выражались вера в «созидательную мощь доброй воли» и осуждение вооруженного противостояния. Позже группа К. из Филадельфии предложила правительству содействие в «любой конструктивной деятельности, где можно добросовестно служить людям». В июне было создано правление, разработана программа альтернативной службы и принято официальное название «Американский комитет друзей на службе обществу» (АКД), его председателем стал Джонс. Самой серьезной проблемой для комитета было отношение к призыву на военную службу. Хотя закон о воинской повинности с учетом религ. убеждений предоставлял возможность службы, не связанной с военными действиями, мн. К. сочли его недостаточно лояльным по отношению к их убеждениям. Обратившись к Президенту США Вудро Вильсону, Джонс добился согласия на гражданскую службу во Франции вместо военной. При содействии Комитета помощи жертвам войны, организованного англ. К., и комиссии амер. Красного Креста 100 добровольцев АКД прибыли во Францию. Нек-рые добровольцы работали в госпитале в Шалон-сюр-Марн, другие изготавливали сборные домики для беженцев, строили детский туберкулезный санаторий в Труа. Основная база К. находилась в Сермез-ле-Бен (долина р. Марны). Здесь был развернут хирургический госпиталь. В 1917-1918 гг. К. пахали, сеяли и собирали урожай, чтобы предотвратить голод, эвакуировали стариков, больных и раненых. Гуманитарное служение, а не попытки сформулировать общую доктрину стало тем, что объединило РОД. В годы между 2 мировыми войнами было организовано 4 секции АКД: международная, межрасовая, мира и внутригосударственной деятельности. В 1936 г. с началом Гражданской войны в Испании К. оказывали помощь женщинам и детям обеих воюющих сторон. Сразу после серии евр. погромов в ночь с 9 на 10 нояб. 1938 г. (т. н. хрустальная ночь) Джонс и 2 др. К. отправились в Берлин, где добились разрешения оказать помощь пострадавшим. Им удалось помочь эмигрировать некоторым евреям. После вступления США в войну в 1941 г. К.-миротворцы были отстранены от международной деятельности. Тогда АКД организовал общественные лагеря, где К. занимались почвозащитными работами и борьбой с лесными пожарами. По окончании войны АКД доставлял пищу, одежду, медикаменты беженцам во всем мире.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

В протоколе визитации епископских гробниц в ц. Сен-Низье в Лионе (1308) содержится эпитафия Н., к-рая представляет собой 25-строчный стихотворный панегирик (изд.: Le Blant. 1856. P. 57-60; Guigue. 1876. P. 149-150; CIL. T. 13. Fasc. 1. N 2400). По мнению Ковиля, стихотворные эпитафии епископов из Сен-Низье были составлены одновременно, на рубеже VI и VII вв. Исследователь предположил, что надпись на гробнице Н. была выполнена по указанию еп. Этерия и осталась неизвестной Григорию Турскому ( Coville. 1928. P. 249-251, 324, 500-501). Однако М. Хайнцельман пришел к выводу, что эпитафии из Сен-Низье создавались сразу после кончины епископов, к-рым они были посвящены. Автор надгробной надписи Н. знал о святом больше, чем составитель анонимного Жития, поэтому эпитафия является важным источником сведений ( Heinzelmann. 1976. S. 98-100, 172). Самые подробные сведения о Н. сохранились в сочинениях его внучатого племянника Григория Турского. По свидетельству Григория, Н. был дядей его матери Арментарии (auunculi matris meae - Greg. Turon. Hist. Franc. V 5). Арментария происходила из галло-рим. аристократического рода, к к-рому принадлежали также епископы Лингонские (Лангрские) св. Григорий († 539/40) и Тетрик († 572/3) (см.: Heinzelmann. 2016. P. 18-20). В детстве и молодости Григорий Турский жил в Арвернии (Оверни), но неоднократно бывал у Н., напр., в 8-летнем возрасте, когда учился читать ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 2), и позднее, после того как Н. стал епископом ( Idem. Virt. Iul. 2). После кончины отца (ок. 548) Григорий воспитывался гл. обр. в Арвернии, где впосл. служил диаконом, однако, возможно, он стал проводить больше времени в Кабиллоне (ныне Шалон-сюр-Сон), где жила его мать и где Н. предположительно служил в качестве пресвитера ( Heinzelmann. 2016. P. 21-23). Высказывалось мнение, что после избрания Н. на епископскую кафедру Григорий жил у него в Лугдуне ( Van Dam. 1992. P. 221; Idem. 1993. P. 54) и, возможно, был возведен им в сан диакона ( Coville. 1928. P. 333). Григорий Турский испытывал особое уважение к родственнику, считая его праведником и строгим подвижником (Ibid. P. 20; ср.: Beaujard. 2000. P. 252). Руководствуясь примером Н., Григорий стремился во всем повиноваться матери и почитал св. Мартина Туронского (Турского) как своего небесного покровителя ( Van Dam. 1993. P. 55, 61).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Как пример своеобразного «официального дневника» крупного чиновника папского двора в Риме назовем Diarium (Liber notarum) 1142 , которую вел, исполняя обязанности церемониймейстера папского двора, Иоганн Бурхард (ок. 1450–1506) 1143 . Liber notarum – официальная запись наиболее значимых папских церемоний, в организации которых Бурхард сам принимал участие 1144 . Весьма яркая авторская интонация Бурхарда, подчас доходящая даже до желчности, делает эти официальные записки своеобразным вариантом дневниковых записей официального чиновника высокого ранга 1145 . Тон записей Бурхарда бесстрастен, равнодушен и холоден. В центре его внимания – главным образом то, что имеет какое–либо отношение к церемониальному ведомству. Но он обращает внимание и на события, происходящие вне стен папской резиденции и получающие отклик внутри папского двора (причем в ряде мест Бурхард явно зависит от Инфессуры). В этой связи его «Дневник» приобретает характер первоклассного источника, дает ценный материал по истории папства на рубеже 15–16 вв. Целый ряд замечаний Бурхарда, сквозь маску беспристрастности, говорил знающим людям очень много 1146 . К дневниковым записям примыкает такой интересный вид источников, как личная переписка (эпистолярные источники). Переписка известных исторических деятелей дает возможность установить немаловажные детали отдельных исторических событий или официальных решений, в коих тем или иным образом участвовали данные лица. Письма лиц не публичных могут сыграть важную роль в исследовании общего исторического контекста, на фоне которого равивались те или иные исторические события. Например, прекрасным введением в историю Франции начала 11 в. могут служить письма епископа Фулберта из Шартра (ум. 1028) – одна из наиболее значимых коллекций, связанных с традицией церковных школ на севере Европы, первоначально собранная и опубликованная учеником Фулберта Хильдегаром и его секретарем Сиго 1147 . Из раннего Средневековья дошли письма вдохновителя 2 крестового похода и «Учителя Церкви» цистерцианского монаха Бернара Клервоского (1090–1153) 1148 ; известного хрониста своего времени каноника из Шалон–сюр–Марн в Шампани Гвидо (Gui de Bazoches, Guy de Bazoches, Guido of Bazoches, Guido de Bazoches, Guido Bazoches, Guido de Basochis; до 1146–1203) 1149 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНТРАМН Гунтрамн [Гунтрам; лат. Gunthramnus] († 592, Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон)), св. (пам. зап. 28 марта), кор. франков. 4-й сын кор. Хлотаря I от Ингунды. После смерти отца и раздела королевства (561) Г. получил земли по верхнему течению р. Лигер (совр. Луара), область битуригов в Аквитании, Бургундию и ряд анклавов в Провинции (Провансе) с г. Арелатом (совр. Арль). Г. первоначально обосновался в Аврелиане (совр. Орлеан), но позднее перенес столицу в Кабиллон. К тому моменту, когда Г. стал королем, у него был сын Гундобад от наложницы Венеранды. Потом Г. женился на Маркатруде, дочери знатного франка Магнара. Маркатруда отравила Гундобада, наследника Г., а вскоре умер ее сын, в чем историк Григорий Турский видел проявление Божия гнева ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 25). Г. развелся с Маркатрудой и женился на Австригильде, от к-рой родились сыновья Хлотарь и Хлодомер. После смерти Австригильды (580) король решил провести остаток дней в целомудренном вдовстве. Г. не участвовал в междоусобной войне младших братьев Сигиберта I, кор. рейнских франков, и Хильперика, получившего по разделу 561 г. земли салических франков со столицей в Свессионе (совр. Суасон). В 567 г. Хильперик захватил 2 города, отходившие уделу Сигиберта I,- Туроны (совр. Тур) и Пиктавий (совр. Пуатье). Г. совместно с Сигибертом I выступил против Хильперика. В 577 г., после смерти сыновей, Г. усыновил сына Сигиберта I Хильдеберта II, что спасло тому жизнь, т. к. против него сложился заговор во главе с Эгидием, архиепископом г. Ремы (совр. Реймс). Впосл. Г. как дипломатическими методами, так и военной силой защищал Хильдеберта II от его дяди Хильперика. Однако, когда в 584 г. Хильперик был убит, Г. предложил поддержку его 4-летнему сыну Хлотарю II, что привело к охлаждению в отношениях с Хильдебертом II. Став опекуном Хлотаря II, Г. приказал вернуть прежним владельцам имения, захваченные при Хильперике его приближенными. Этот шаг настроил против него мн. приближенных Хильперика. Так бывш. постельничий Фараульф, видимо, не без участия Фредегонды, вдовы Хильперика, также взятой Г. под опеку, составил заговор, намереваясь убить короля при выходе из церкви после утрени. Заговор был раскрыт. Опасаясь Фредегонды, Г. сослал ее вместе с сыном в поместье близ г. Ротомаг (совр. Руан), где воспитание малолетнего Хлотаря было поручено Мелантию, еп. Ротомагскому. После этого Г. вновь сблизился с Хильдебертом II, к-рого обещал сделать наследником, и представил его войску, что было закреплено соглашением (pactus) между Г. и Хильдебертом II в Анделауме (совр. Андело) в 587 г.

http://pravenc.ru/text/168338.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009