Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Реомский; лат. Iohannes Reomaensis; франц. Jean de Réôme] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция). Почитается как один из основоположников монашества в Галлии. Главным источником сведений об И. является Житие, составленное Ионой из Боббио во время кратковременного пребывания агиографа в мон-ре Реомай (нояб. 659). Текст первоначальной редакции Жития сохранился в 2 рукописях X и XIV вв. (Vita Ioannis. 1905. P. 323-324), а также в составе более поздних переработок. В краткой предварительной заметке сообщается, что Иона остановился в мон-ре Реомай по дороге в г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон), выполняя поручение кор. Бальтхильды. Аббат Хуннан и братия попросили Иону, известного агиографа, составить повествование о «телесной жизни и духовном созерцании» основателя мон-ря на основе устных сведений, переданных его учениками. Житие открывается риторическим прологом Ионы, содержащим общие рассуждения о пользе подражания святым и размышления об их подвигах. После оглавления, к-рое плохо сохранилось, следует рассказ о рождении И. в поместье Квартаниак близ укрепления Торнодур (ныне г. Тоннер, деп. Йонна) в еп-стве Лингоны (ныне Лангр). Родители И., Иларий и Квиета, представители местной аристократии, воспитали сына в христ. благочестии. В возрасте ок. 20 лет И. решил стать аскетом и построил в родительском поместье крошечную капеллу (perparvum oratorium). Услышав в церкви чтение из Евангелия от Луки об Иоанне Крестителе, И. принял решение удалиться в пустыню. Он поселился в лесу между реками Орменцион (ныне Армансон) и Сидена (ныне Серен), в 7 милях от крепости Синемур (ныне г. Семюр-ан-Осуа, деп. Кот-д " Ор). По свидетельству Ионы, в этом месте жил страшный змей, однако после молитвы И. обнаружил его мертвым. Вскоре вокруг святого собрались др. подвижники, к-рые «подражали усердию своих предшественников монахов».

http://pravenc.ru/text/469414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЙ [лат. Caesarius] (469 или 470, Кабиллон, ныне Шалон-сюр-Сон, Франция - 27.08.542 или 543, Арелат, ныне Арль, там же), свт. (пам. зап. 27 авг.), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель. Жизнь Источники Главный источник сведений о жизни К.- его Житие (Vita Caesarii; BHL, N 1508, 1509; CPL, N 1018; PL. 67. Col. 1001-1042; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 433-501; Morin. 1942. P. 293-345; Vie de Césaire d " Arles/Ed. M.-J. Delage. P., 2010. P. 146-309. (SC; 536) (ссылки на внутреннее деление Жития приводятся по последнему изданию)), состоящее из 2 частей, или книг. Основная, 1-я кн., написана еп. Киприаном Телонским в соавторстве с епископами Фирмином и Вивенцием. В дополнительной, 2-й кн., составленной арелатскими клириками пресв. Мессианом и диак. Стефаном, повествуется о фактах из жизни К. и о его чудесах, не упомянутых в 1-й кн., а также о его последних днях, смерти и погребении. Житие написано по просьбе Кесарии Младшей, возможно племянницы К., настоятельницы основанного им жен. мон-ря Иоанна Предтечи (Vita Caesarii. I 1), и считается достоверным источником, поскольку было составлено близко знавшими К. людьми спустя небольшой промежуток времени после его смерти - предположительно через 5 или 6 лет ( Delage. 2010. P. 21; Klingshirn. 1992. P. 81). Дополнительными источниками сведений о К. являются документы Соборов, проходивших в Галлии под его руководством ( Morin. 1942. P. 36-89), а также его переписка с Римскими папами и другими епископами по различным вопросам (Ibid. P. 1-32). Юность и монашество Свт. Керсарий Арелатский. Миниатюра из рукописи Х в. (990 г.) (Гос. б-ка Бамберга, Германия (Msc. Lit. 142. Fol. 65r)) Свт. Керсарий Арелатский. Миниатюра из рукописи Х в. (990 г.) (Гос. б-ка Бамберга, Германия (Msc. Lit. 142. Fol. 65r)) К. род. в аристократическом, но небогатом семействе галло-рим. происхождения (Vita Caesarii. I 3; Krusch B. Vita Caesarii//MGH.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

[лат. Caesaria (Casaria)] (ок. 465, Кабиллон, ныне Шалон-сюр-Сон, Франция - ок. 525, Арелат, ныне Арль, там же) Старшая, св. (пам. зап. 12 янв.). Старшая сестра свт. Кесария , еп. Арелатского. Настоятельница 1-го жен. мон-ря в Арелате. Старшей она была по отношению к Кесарии Младшей, родственнице, возможно племяннице (дочери брата), свт. Кесария, которая стала ее преемницей и 2-й настоятельницей обители в Арелате ( Klingshirn. 1994. P. 138). Из Жития свт. Кесария (BHL, N 1508, 1509), в котором содержатся все сведения о К., известно, что она род. в аристократической, но небогатой семье галло-рим. происхождения (др. сведений о ее родителях не сохр.). Некоторое время К. жила в основанном прп. Иоанном Кассианом Римлянином жен. мон-ре Христа Спасителя в Массилии (ныне Марсель). Свт. Кесарий, ставший епископом Арелата в 502 или 503 г., готовил сестру в настоятельницы женской обители. Он хотел основать в Арелате мон-рь и начал строительство храма. Но во время осады города франками и бургундами все, что успели построить, было уничтожено нападавшими (507/8). Как только стало возможным возобновить работу, свт. Кесарий построил в юго-вост. части Арелата храм во имя св. Иоанна Предтечи. Мон-рь был открыт 26 авг. 512 г., его настоятельницей стала К., к-рую с почестями пригласили из Массилии. Свт. Кесарий лично составил устав для основанной им обители («Правило для дев») ( Delage. 2010. P. 66). Строгий устав предполагал полный отказ от личной собственности, постоянное нахождение в затворе, т. е. запрещалось покидать стены монастыря, четкую организацию молитвенного правила, исполнение хозяйственных работ, подчинение епископу и настоятельнице, которая в уставе называлась «мать». По словам еп. Кесария, после Бога монахиням следовало подчиняться «матери». В обители было много насельниц - последовательниц К.; она управляла мон-рем 10 лет. Скончалась вскоре после освящения новой базилики во имя св. Девы Марии (524), где была похоронена рядом с саркофагом, к-рый заранее приготовил для себя ее брат.

http://pravenc.ru/text/1684271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [лат. Iohannes] (V в.), св. (пам. зап. 8 мая), еп. г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон, Франция). Основным источником сведений об И. является послание Сидония Аполлинария к Домнулу (ок. 470) о выборах епископа в Кабиллоне. После отречения и смерти молодого еп. Павла (postquam iunior episcopus Paulus discesserat decesseratque) для избрания нового епископа в Кабиллон прибыл Лугдунский (Лионский) еп. Патиент в сопровождении др. епископов. Из-за борьбы партий в городе были выдвинуты 3 кандидата, однако никто из них, по мнению Аполлинария, не был достоин епископского сана: один был совершенно безнравственным человеком (destitutus morum), 2-го за взятки и обещание щедрого кормления поддерживали нахлебники (per fragores parasiticos culinarum suffragio), 3-й стремился разграбить церковное имущество. В этих условиях Патиент и Августодунский (Отёнский) еп. Евфроний после совещания с др. иерархами решили самостоятельно избрать достойного кандидата, а потом объявить об этом народу и совершить рукоположение. Епископы остановили выбор на архидиаконе Кабиллонской кафедры И., известном честностью, кротостью и человеколюбием. По свидетельству Аполлинария, И. с детства служил в церкви чтецом, затем был возведен в сан архидиакона. Поскольку его ценили за добросовестное исполнение хозяйственных и адм. функций, сопряженных с должностью архидиакона, И. не был рукоположен во пресвитера. Несмотря на возражения со стороны «интриганов и дурных людей» (stupentibus factiosis erubescentibus malis), Патиент рукоположил И. во епископа, а Евфроний засвидетельствовал этот акт. Аполлинарий выражает восхищение твердостью Патиента и Евфрония, которые не уступили требованиям толпы и возвели на кафедру достойного человека, хотя и нарушили обычай избрания епископа народом. Между 470 и 475 гг. некий еп. Иоанн принял участие в Соборе, созванном в г. Арелат (ныне Арль) еп. Леонтием для разбора ложного учения пресв. Луцидия о благодати. По мнению большинства исследователей, этого епископа можно отождествить с И. Др. сведения о епископском служении И. отсутствуют, дата кончины святого неизвестна. Преемником И. на Кабиллонской кафедре был Сильвестр, первое точно датированное упоминание о к-ром содержится в постановлениях Собора в Эпаоне (517) (Les Canons des conciles mérovingiens (VIe-VIIe siècles)/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 120. (SC; 353)). Также в Житии св. Кесария, еп. Арелатского († 542), сообщается, что Кесарий род. в Кабиллоне (вероятно, ок. 470) и в возрасте 18 лет был принят в церковный клир еп. Сильвестром (Vita Caesarii episcopi Arelatensis. I 4//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 458). Т. о., И., вероятно, скончался до 488 г.

http://pravenc.ru/text/469410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДОН [лат. Odo; франц. Odon] (ок. 880 - 19.11.942, Тур, Франция), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы . Источники Самое раннее Житие было составлено вскоре после кончины О. его учеником Иоанном Салернским, опиравшимся на рассказы святого и, вероятно, его сподвижников, посещавших Италию (BHL, N 6292-6296; изд.: Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis//PL. 133. Col. 43-86). Житие состоит из пролога, адресованного салернским монахам, и 3 книг; текст, неоднократно подвергавшийся переработке, сохранился в нескольких редакциях (см.: Fini. 1974/1975; Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 39-40; Ros é . 2008. P. 27-32). Упоминания о святом содержатся в ряде локальных хроник и в документальных источниках (сохр. 107 клюнийских грамот эпохи О.; изд.: Recueil. 1876. Vol. 1). Одон, аббат мон-ря Клюни, перед Богоматерью с Младенцем. Лист из рукописи XII в. (Paris. Lat. 17716. Fol. 23). Одон, аббат мон-ря Клюни, перед Богоматерью с Младенцем. Лист из рукописи XII в. (Paris. Lat. 17716. Fol. 23). До сер. XI в. монахи Клюни почти не проявляли интереса к фигуре О.: аббат Одилон в Житии св. Майоля упомянул об О. как о турском канонике и почитателе св. Мартина , еп. г. Туроны (ныне Тур), ставшем клюнийским аббатом и прославившемся аскетическими добродетелями (PL. 142. Col. 916). В «Хронологии клюнийских аббатов» приведены краткие сведения о жизни и деятельности О. (Bibliotheca. 1915. Col. 1617-1618). Увековечению памяти О. уделял особое внимание аббат Гуго I Великий (1049-1109) (см.: Iogna-Prat. La geste. 2002. P. 185-193; Ros é . 2008. P. 25-27). По его указанию было составлено не менее 2 кратких Житий О., основанных на сочинении Иоанна Салернского. Автором одного из них (BHL, N 6298) был клюнийский монах, именовавший себя Humillimus (Смиреннейший). В свой текст он добавил сведения об аббате Берноне, предшественнике О., и об основании монастыря Клюни, а также описание кончины святого, использовав ныне утраченную поэму Хильдебольда, еп. Шалона (ныне Шалон-сюр-Сон) (сер. X в.) ( Fini. 1968/1970; Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 40-42). В 20-х гг. XII в. по распоряжению клюнийского аббата Петра Достопочтенного мон. Нальгод составил еще одно Житие О. (BHL, N 6299; см.: Iogna-Prat. Panorama. 2002. P. 42-43). Сохранилась также проповедь на день памяти святого (PL. 133. Col. 837-840).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

2747. Perfectum praesens в письмах встречается у свт. Амвросия довольно часто, в этом же письме § 9. см. также: cpisi 41, 43, 47. — Примеч. ред. 2748. Ср. у Вергилия. Aen 10. 630–631: ant ego ueri/uana feror. 2749. Augusta Treu rorum, ныне г. Трир (Германия). 2750. Praepositus sacri cubiculi — Кувикуларий, придворная должность в поздней Римской империи. См. у Аммиана Марцеллина (res gest. 18 4. 2–7). 2751. С onsistorium sacrum со времен императора Диоклетиана — консисторий, высший государственный совет при императоре. В него обязательно входили четверо придворных, занимавших ключевые должности: magismer officiorum, quaestor sacri palatii, comes sacrarum largitionum и comes rerum priuatarum, a также придворные, принадлежавшие к разряду uiri spectabiles и называемые comites consistoriani. 2752. То есть Максим не проявил должного уважения к епископскому сану. 2753. Бавтон — полководец, родом франк, занимавший при дворе Валентиниана должность magister peditum, консул в 385 г. Его дочь Евдоксия стала женой императора Аркадия 2754. См.: Пс. 67. 6. 2755. Могонциак, совр. г. Майнц на Рейне 2756. Комит — должностное лицо в поздней Римской империи. 2757. Орлы — штандарты римской армии. 2758. Ютунги — народность, относимая либо к германцам, либо к готам и жившая по берегам Дуная. 2759. Имеется в виду Цизальпинская Галлия (совр. Сев. Италия). — Примеч. ред. 2760. Очевидно, императору Валентиниану пришлось заплатить гуннам, чтобы они ушли из завоеванных областей. 2761. Имеется в виду брат Максима. Марцеллин (см.: Faller. Р. 212). Ср. у панегириста Паката Дрепания, paneg. TheocL 35. 1: Maicellinus… frater tyranni. 2762. Валлион занимал должность comes militaris при императоре Грациане и был верен ему до конца. Ср. у Паката, paneg. Theod. 28. 4 (там он именуется Balio). 2763. Cabylunnum — ныне г. Шалон–сюр–Сон (Франция). 2764. В это время в Тревирах шел процесс над ирисциллианами. Присциллиан был осужден весной 385 г. и казнен вместе со своими последователями. 2765. Епископ Кордовы, сначала гонитель, затем последователь Присциллиана. См. у Сульпиция Севера (chron. 2. 47).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО [лат. Guillelmus (Guglielmus) de Campellis (Campellensis, Catalaunensis); франц. Guillaume de Champeaux] (1068/70, мест. Шампо, близ Мелёна, Франция - 1121/2, Шалон-сюр-Марн, Франция), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы. Жизнь В. из Ш. учился сначала в Париже у Манегольда Лаутенбахского, затем у Ансельма Ланского и Росцелина из Компьеня. В 1103 г. был избран архидиаконом в Париже и возглавил кафедральную школу, где преподавал логику (диалектику), риторику и богословие. Его школа, в к-рую стекались студенты из мн. европ. гос-в, приобрела широкую известность. Однако из-за критики Петра Абеляра , слушателя школы, В. из Ш. вынужден был пересматривать свое учение о природе универсалий , в результате чего в 1108 г. покинул школу. Он удалился в маленький мон-рь Сен-Виктор в пригороде Парижа, где вступил в ряды регулярных каноников . Его спор с Абеляром продолжался неск. лет. Научная деятельность В. из Ш. в мон-ре Сен-Виктор способствовала становлению здесь знаменитой школы мистического богословия, воспитавшей таких богословов, как Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский . В 1113 г. В. из Ш. был рукоположен во епископа г. Шалон-сюр-Марн. Принимал деятельное участие в церковной политике: участвовал в Реймсских Соборах 1114-1119 гг., Римсском Соборе 1117 г. и др.; в 1115 г. благословил Бернарда Клервоского в качестве настоятеля мон-ря в Клерво ; оказывал поддержку папе Каллисту II в проведении церковных реформ, особенно в борьбе за целибат духовенства; в 1119 г. вместе с Клюнийским аббатом был направлен папой Каллистом II к герм. имп. Генриху V для выработки условий соглашения между империей и Св. престолом, в частности в вопросе об инвеституре . За активную церковную деятельность, благочестие и ученость В. из Ш. пользовался большим уважением современников: на одном из Соборов он был провозглашен «столпом ученых» (columna doctorum), Бернард Клервоский называл его «святым и ученым епископом» (episcopus sanctus et doctus). Традиц. почетное именование В. из Ш.- «досточтимый [доктор]» ([doctor] venerabilis). Похоронен В. из Ш. в Клерво. Сочинения

http://pravenc.ru/text/158664.html

В эпоху Каролингов неупорядоченность жизни К. привлекла внимание церковных и светских властей. Регламентация жизни К. стала одним из направлений церковной реформы св. Бенедикта Анианского . Основные правила жизни К. были впервые определены в 813 г. на провинциальном Соборе в Шалон-сюр-Сон (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 273-285). Жен. обителям, не принявшим определенного устава, предписывалось иметь во главе аббатису . К. должны были принимать участие в богослужениях (прежде всего в качестве певчих). Женщины спали в общей келье, однако не возбранялось использование собственных, а также домов в окрестностях монастыря; при общине могли жить слуги насельниц. К. запрещалось общение с мужчинами за пределами общей аудитории. В 816 г. Собор в Ахене принял новые правила жизни К., которые традиционно считаются 1-м общим уставом К.,- «Ахенские установления для монахинь» (Institutio sanctimonialium Aquisgranensis//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 421-456). Их автором считается Бенедикт Анианский, применивший бенедиктинский устав (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) к тем формам монашеской жизни, которые после утверждения христианства сложились в Галлии и Германии. Новые правила во многом повторяли те, что были приняты Собором в Шалон-сюр-Сон: общину К. возглавляла аббатиса (впосл. важную роль играл также помощник аббатисы - капеллан); отказ от личного имущества по-прежнему не являлся обязательным, оно временно переходило в распоряжение общины К. (аббатиса должна была назначить управляющего имуществом на время пребывание насельницы в монастыре); в каноникатах допускалось проживание слуг и служанок. К. спали в общем дормитории, где у каждой имелась собственная постель. В случае болезни или при желании уединиться разрешалось жить в отдельных помещениях (mansiuncula). Устанавливались общие трапезы, во время к-рых К. должны были хранить молчание. За ослушание или небрежение уставом предполагалось наказание: арест, бичевание или жалоба епископу. Теоретически у К. сохранялась возможность выйти из общины. Священник, окормлявший общину К., должен был проживать за пределами мон-ря. К. участвовали в молитвах суточного цикла и мессах, занимались ручным трудом; им предписывалось воздержание. Одеяния К. описывались с большой долей условности - насельницы должны были носить простые одежды из льна и шерсти белого и черного цветов (черный цвет использовался лишь в траурные дни литургического года), во время богослужений покрывали голову платом. Впосл. утвердилась традиция, согласно к-рой К. носили особые облачения лишь в церквах, а в свободное от молитвы время могли одеваться в обычные одежды. Как и настоятели традиц. мон-рей, аббатисы общежитий К. обладали светской властью над окрестными землями.

http://pravenc.ru/text/1470243.html

Петра и Павла в Бург-Касле, Норфолк Святой Фурсей изображен на витражах некоторых других храмов восточной Англии. Неподалеку в Столхэме действует маленький православный приход во имя святого Фурсея, относящийся к юрисдикции Антиохийского Патриархата. Церковь св. Фурсея в Ланьи-сюр-Марн, Франция Фурсей является покровителем французских городов Перонна и Ланьи-сюр-Марн. Одна из главных улиц Перонны называется rue Saint-Fursy; там же расположены фонтан в честь святого Фурсея и еще одна улица под названием rue de la Fontaine Saint Fursy. В Ланьи-сюр-Марн сохранились памятники, тесно связанные с бывшим монастырем святого Фурсея. Они включают бывшую монастырскую церковь в честь Богородицы, здание городской администрации – на его месте ранее располагались крытые галереи монастыря, а также фонтан святого Фурсея. Жители городка верят, что вода фонтана питается от святого родника, забившего по молитвам Фурсея. В Ланьи также действует современная церковь во имя святого Фурсея. Одна из улиц Ланьи-сюр-Марна тоже носит название Rue Saint Fursy в честь святого; его именем названа площадь.    Св. Гертруда Нивельская (витраж) Скажем несколько слов о святых братьях преподобного Фурсея. Святой Ультан (память 2/15 мая) вместе с другим братом, святым Фойланом, принял монашество в Ратмате и подвизался под руководством Фурсея. В 630-е годы Ультан трудился миссионером в Восточной Англии, а около 640 года, когда Мерсия объявила войну Восточной Англии, переехал с прочими в Галлию, где продолжал ревностно проповедовать Евангелие. По приглашению великой святой — преподобной Гертруды, игумении Нивельской (ок. 626 –659; память 17/30 марта; покровительница путешественников) — Ультан поселился на землях, составляющих нынешнюю Бельгию, и служил духовником в женском Нивельском монастыре недалеко от Брюсселя (ныне в черте провинции Валлонский Брабант). Святой Ультан преподавал сестрам, воспитанницам святой Гертруды, Священное Писание, церковное пение и литургику. Святой заранее предсказал Гертруде день ее смерти.

http://pravoslavie.ru/97437.html

Тернбулл не думал о столь возвышенных предметах, и ему было еще хуже. Наконец они добрели до светло-серой дороги, окаймленной жесткой, почти бесцветной травой; а еще немного подальше они увидели серое от непогоды распятие, какие стоят при дороге только в католических странах. Макиэн поднес к голове руки и обнаружил, что берета нет. Тернбулл посмотрел на распятие с тем состраданием, которое так верно выражено в любимых некогда стихах: О, если Ты любил людей, Не возвращайся вновь! Попы за деньги продают Поддельную любовь, И в кровь Твою отраву льют, Чтоб ядом стала кровь. Оставив молящегося Макиэна, Тернбулл зорко огляделся, словно чего-то искал. Наконец он нашел и, вскрикнув, кинулся вперед – туда, где тускло серела какая-то изгородь. На ней едва держался клочок потемневшей бумаги. Тернбулл схватил его и увидел, что буквы на нем складываются в слова: «C " est elle qui»… –Ура! – закричал он.– Мы свободны! Нет, мы не в раю, гораздо лучше; мы в стране дуэлей. – О чем вы говорите? – спросил Макиэн, мрачно сдвинув брови, ибо его наконец утомили трудная ночь и безотрадная заря. – Мы во Франции! – ликовал Тернбулл.– Смотрите! – И он протянул драгоценный клочок.– Вот оно, знамение! «C " est elle qui», «именно она». Да, именно она спасет мир! – Франция…– повторил Макиэн, и глаза его засветились, словно два фонаря. – Франция! – воскликнул Тернбулл, и лицо его загорелось, как его волосы.– Франция, сражавшаяся всегда за разум и свободу! Франция, побивавшая мракобесов дубинкой Рабле и шпагой Вольтера! Франция, где чтят по сю пору великого Юлиана Отступника! Франция, сказавшая слова: «Мы погасили навсегда небесные огни!» – Франция! – воскликнул Макиэн. – Франция, которую учил Бернард и вела Иоанна! Франция, сокрушавшая ереси молотом Боссюэ и Массильона! Франция, где в новое время обращаются мудрец за мудрецом – Брюнтьер, Коппе, Бурже, Гауптман, Баррес… – Франция! – восклицал Тернбулл с не свойственным ему пылом,– Франция, водомет сомнений от Абеляра до Франса! – Франция! – восклицал Макиэн.– Водомет веры от Людовика Святого до Лурдского чуда!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010