Ратькове Солигаличского у., основан в 1869 в качестве женской общины, с 1892 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Ново-Троицкий Сумароков мон-рь (женский, в с. Новом, что в Телякове (Ново-Сумароково), Галичского у., основан в 1870 в качестве богадельни, с 1874 - женская община, с 1893 - мон-рь, закрыт в нач. 20-х гг. XX в.), Богородицкий мон-рь (женский, в с. Заветлужье Ветлужского у., основан в 1900 как община, в 1909 преобразован в мон-рь, закрыт в 1928). Ранее входившие в Костромскую епархию Богоявленский мон-рь (мужской, в с. Худынском (ныне Лухского р-на Ивановской обл.), основан в кон. XIV в., упразднен в XVIII в.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь (мужской, в с. Тимирязеве Лухского р-на Ивановской обл., основан в кон. XV в., в 1680 приписан к истринскому Новоиерусалимскому мон-рю, с 1764 самостоятельный, закрыт в 1930, возобновлен в 1995), Троицкая Варнавина пуст. (мужская, ныне пос. Варнавино Нижегородской обл., основана, вероятно, во 2-й пол. XV в., упразднена в 1764), Геннадиев в честь Преображения Господня монастырь (мужской, в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл., основан в 20-х гг. XVI в., закрыт в 1919, до 1928 существовал как приходская община при Преображенском соборе мон-ря, в 1928 собор был закрыт, мон-рь возобновлен в 1995), Воскресенский Пушавский мон-рь (мужской, в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Никольский Строевогорский мон-рь (мужской, ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл., впервые упом. в 1569, упразднен в сер. XVIII в.), Богоявленский мон-рь (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.), Успенская Дорофеева пуст. (мужская, ныне с. Дорофеево Сокольского р-на Нижегородской обл., основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю, ок. 1722 приписана к Кривоезерской пуст., упразднена в 1764), Вознесенский мон-рь (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764), Успенский Шеренский мон-рь (мужской, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Вел обширную переписку с духовными детьми и почитателями. В проповедях поучал людей всегда оставаться неизменно верными и преданными чадами св. правосл. Церкви. После распространения по епархии открытого письма О. против обновленцев началось его преследование. На основании доносов обновленцев 12 окт. 1926 г. он был арестован. 5 нояб. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило О. к 3 годам ссылки на Урал. Местом ссылки стало с. Кудымкар Верхнекамского окр. Уральской обл. (ныне город Пермского края). О. было запрещено участвовать в богослужениях, читать и петь на клиросе. Находясь в ссылке, О. много писал на церковные темы. В одном из очерков он размышлял о смысле гонений на служителей Христовых - ссылках, тюрьмах: «Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения - крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти». В окт. 1928 г. арестован в ссылке и отправлен в Тобольск Уральской обл. (ныне Тюменской обл.), где содержался в тюрьме в течение 3 месяцев, до нач. 1929 г. В февр. того же года отправлен этапом в ссылку в Сургут Тобольского окр. Уральской обл., где находился 9 месяцев. В сент. того же года получил право вернуться в Тобольск, но в с. Уват был снят с парохода и арестован, однако вскоре освобожден и в нояб. прибыл в Тобольск. В окт. 1929 г. закончился срок ссылки и О. получил разрешение властей поселиться в Ст. Осколе Центральночернозёмной обл. (ныне Белгородской обл.), в связи с чем митр. Сергий (Страгородский) назначил его на вновь образованное Старооскольское вик-ство Курской и Обоянской епархии. В дек. 1929 г. О. прибыл в Ст. Оскол и вступил в управление викариатством. Он получил разрешение от местной власти совершать богослужения только в одной церкви.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелхиседек (Лебедев), архиеп. Брянский. Фотография. 2015 г. (Лебедев Василий Михайлович; 26.01.1927, дер. Нов. Черкасово Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне Шатурского р-на Московской обл.) - 8.06.2016, г. Подольск Московской обл.), архиеп. Брянский и Севский. Из крестьянской семьи. В детстве вместе с родителями посещал приходскую церковь, в 6 лет научился читать на церковнославянском, читал и пел на клиросе до закрытия храма в 1937 г. В 1944 г. окончил ремесленное училище в г. Рошаль Московской обл. и начал работать слесарем на заводе в Кашире Московской обл. Осенью 1946 г. поступил в МДС. По окончании семинарии 18 июля 1950 г. рукоположен Можайским еп. Макарием (Даевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 21 июля - во иерея. Назначен священником Преображенской ц. с. Бесова Каширского р-на Московской обл. В дек. того же года переведен в Пятницкую ц. с. Туголес (ныне Шатурского р-на). В февр. 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской ц. с. Молоди Чеховского р-на Московской обл. Под его руководством в храме были проведены ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтари, однако во время организованной в стране в правление Н. С. Хрущёва антирелигиозной кампании Воскресенская ц. была закрыта. В янв. 1961 г. свящ. В. М. Лебедев был назначен настоятелем Богородице-Рождественской ц. г. Орехово-Зуева и благочинным храмов Орехово-Зуевского окр. Московской епархии. В 1962 г. брак свящ. В. М. Лебедева распался из-за ухода его жены. В том же году он поступил в МДА. В 1963 г. принят в Троице-Сергиеву лавру . В том же году Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Мелхиседек и направлен на послушание на Троицкое Патриаршее подворье в Переделкине. В 1965 г., по окончании 3 курсов академии, решением Свящ. Синода РПЦ назначен епископом Вологодским и Великоустюжским. Окончил МДА, сдав оставшиеся экзамены экстерном. 17 июня 1965 г. Ленинградский и Ладожский митр. Никодим возглавил хиротонию М. в лаврском Успенском соборе. На Вологодской кафедре М. проявил себя энергичным и деятельным архиереем. Регулярно служил в кафедральном соборе, выступал с яркими проповедями, его службы всегда привлекали много верующих, в т. ч. молодежь. Неск. раз объехал все храмы епархии, особо обращал внимание на посещение бедных приходов, к-рым оказывал необходимую помощь; принимал меры к привлечению в храмы иереев с хорошей богословской подготовкой. Сам продолжал заниматься церковной наукой. В 1967 г. защитил в МДА дис. «II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор» и получил степень кандидата богословия.

http://pravenc.ru/text/2562930.html

В 1939 г. вернулся из заключения «непоминающий» свящ. Феодор Рафанович, он нелегально поселился в одной из деревень Ветковского р-на. Незадолго до начала Великой Отечественной войны возвратились из ссылки «непоминающие» иеромонахи Антоний (Манин) и Феоктист (Ганжа). Иером. Антоний, который жил в дер. Причалесня Чечерского р-на Гомельской обл., возглавил нелегальную местную «иосифлянскую» общину, основанную на рубеже 20-х и 30-х гг. иером. Анатолием (Иваненко). С началом нем. оккупации «непоминающее» духовенство Гомельской обл. смогло вернуться к легальному приходскому служению. В кон. лета или нач. осени 1941 г. иером. Антоний (Манин) приступил к служению в дер. Причалесня и в др. населенных пунктах Чечерского р-на, свящ. Феодор Рафанович вступил в обязанности настоятеля Успенского храма в дер. Городец Рогачевского р-на. В это же время иером. Феоктист (Ганжа) начал служить в храме в с. Речки Ветковского р-на. В с. Ямполь Речицкого р-на с 1941 г. совершал служение «непоминающий» иером. Полиевкт, в дер. Прудок (ныне в черте Гомеля) служил «непоминающий» свящ. Максим Голубев. В 40-х гг. XX в. были преодолены разногласия между «иосифлянами» Гомельщины (часть из них отрицала таинства и священнодействия «сергиан»). «Непоминающие» священнослужители не признали Белорусскую Православную Церковь, в 1942 г. провозгласившую автокефалию. Единственное исключение составил вернувшийся из заключения в 1936 г. «иосифлянский» диак. Антоний Прищепов. В 1942 г. он перешел в юрисдикцию Белорусской Церкви, принял иерейское рукоположение и назначение на служение в Свято-Троицкий храм в с. Кравцовка Гомельского р-на. В 1945-1946 гг. отдельные вышедшие из подполья в оккупационный период общины фиксируются в Минской, Молодечненской и Бобруйской областях. В 1965 г. уполномоченный Совета по делам религ. культов по БССР упоминал о наличии в республике 2 подпольных общин истинно православных христиан - в Витебской и в Могилёвской областях. Безусловно статистика занижена. Территорией наибольшего распространения «истинно православного» движения в послевоенный период оставалась Гомельская обл. Нек-рые общины практически сразу перешли на нелегальное положение. Одним из первых вернулся к тайному служению Феодор Рафанович. Два месяца после освобождения региона от нем. оккупации он открыто служил в с. Обидовичи Журавичского р-на Гомельской обл. (ныне Быховский р-н Могилёвской обл.). Перейдя на конспиративное положение в 1944 г., он до своей кончины в 1975 г. возглавлял ряд нелегальных «непоминающих» общин в Гомельской обл. Свящ. Максим Голубев, не согласившись присоединиться к Московскому Патриархату, перешел на нелегальное положение и до конца своей жизни возглавлял «катакомбную» общину в дер. Прудок Гомельского р-на.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

7 мая 2003 г. 3 епархии РПЦ в К. были объединены в Казахстанский митрополичий округ. Старообрядцы Первые старообрядческие храмы в границах совр. К. появились на рубеже XVII и XVIII вв. в районе г. Уральск, на землях яицких казаков, многие из к-рых сами были старообрядцами и предоставляли убежище для «беглых попов». Особенно много старообрядцев переселилось в Уральскую обл. на рубеже XVIII и XIX вв. в условиях активной проповеднической деятельности среди Уральского казачьего войска «старцев» из Иргизских монастырей . В кон. XVIII - нач. XIX в. старообрядческие селения были основаны в пределах совр. Восточно-Казахстанской обл. 3 группами старообрядцев, к-рых называли: «поляки» (переселенцы с Ветки и Стародубья), «кержаки» (переселенцы с Керженских скитов Нижегородской обл.) и «каменщики» (или бухтарминцы, проживавшие в долине реки Бухтарма). В 1875 г. была образована Уральская старообрядческая епархия, которую в 1875-1897 гг. возглавлял еп. Уральский и Оренбургский Виктор (Лютиков). Известным деятелем старообрядчества на территории совр. К. был его преемник, еп. Уральский и Оренбургский Арсений (Швецов), умерший в 1908 г. В 2008 г. старообрядческий архиерейский собор прославил этого епископа в лике святых, открыв в Уральске для поклонения его нетленные мощи. До 1917 г. наибольшими очагами распространения старообрядчества были Уральская обл. (ныне Западно-Казахстанская обл.) и Рудный Алтай (ныне Восточно-Казахстанская обл.). Старообрядцы в К. были подвергнуты репрессиям. Как священномученик был канонизирован еп. Уральский и Оренбургский Амфилохий (Журавлёв), арестованный и расстрелянный в 1923 г. Последним еп. Уральским и Оренбургским был Сергий (Кулагин), к-рый находился на кафедре до 1935 г., затем выслан в г. Чимкент, в 1937 г. арестован и отправлен в лагерь. В 1922 г. была образована Семипалатинско-Зайсанская епархия белокриницкого согласия, которую возглавил хиротонисанный в 1922 г. еп. Семипалатинский и Миасский Андриан (Бердышев). После его ареста в 1930 г. Семипалатинской епархией управлял еп. Семипалатинский и Минусинский Арсений (Давыдов), арестованный в 1933 г.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Богородицы (женский, в совр. дер. Лаврово Демянского р-на; основан в 1873 как жен. община, которая в 1899 была преобразована в мон-рь, закрыт не позднее 1929), пустынь во имя вмц. Параскевы Пятницы у «Забудущих родителей» (мужская, на берегу р. Удина, близ совр. дер. Зихново Боровичского р-на; основана как скит новгородского Антониева мон-ря в 1906, в 1917 скит преобразован в пустынь, к-рая была разгромлена в 1937), Иоанно-Предтеченская Железковская пуст. (мужская, в совр. дер. Железково Боровичского р-на; основана в нач. ХХ в., закрыта после 1918), Тиховская жен. община в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в бывш. с. Тихове Боровичского у., ныне незаселенная местность между совр. деревнями Вычерема и Ковриг Любытинского р-на; учреждена в 1910, закрыта ок. 20-х гг. ХХ в.). Монастыри и пустыни, ранее входившие в Новгородскую епархию (Список обителей Пскова и Псковской земли, входивших до 1589 в состав Новгородской и Псковской архиепископии, см. в ст. Псковская и Порховская епархия ; список обителей, вошедших в 1682 в состав Холмогорской и Важской епархии, см. в ст. Архангельская и Холмогорская епархия ; список обителей, входивших в пределы Олонецкого и Каргопольского вик-ства, см. в статье об этом вик-стве). Действующие Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (мужской, на о-ве Каменном на Кубенском оз. в Усть-Кубинском р-не Вологодской обл.; основан, по преданию, в 1260, закрыт после пожара 1774 г., восстановлен в 1801 как Белавинская Преображенская пуст., прежнее название возвращено в 1892, закрыт в 1925, возобновлен в 2017); Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня (мужской, ныне в черте Вологды; основан во 2-й пол. XIV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991), Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в г. Кириллове Вологодской обл.; основан в 1397 (1407?), закрыт в 1924, возобновлен в 1998), Горицкий в честь Воскресения Господня (женский, в Кирилловском р-не Вологодской обл., на берегу р. Шексны; основан не ранее кон. XIV и не позднее 40-х гг. XV в., официально закрыт после 1918, насельницы организовали сельскохозяйственную артель, в 1929 артель была упразднена, мон-рь возобновлен в 1999), Антониев Дымский (мужской, в дер. Красный Броневик Бокситогорского р-на Ленинградской обл.; документально известен с XVI в. (по преданию XVII в., основан в XIII в.), упразднен в 1764, возобновлен в 1794, закрыт после 1919, возобновлен в 2008), Филиппова Ирапская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, в пос. Зелёный Берег Кадуйского р-на Вологодской обл.; основана в 1-й пол. XVI в., упразднена в 1764, возобновлена в 1792, закрыта в 1927, возобновлена в 2018), тихвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, в г. Тихвине Ленинградской обл.; основан в 1560, в 1613 сожжен шведами, возобновлен ок. 1620, закрыт в 1924, возобновлен в 2009). Прекратившие существование к кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Появление в Донбассе епископа активизировало процесс церковного возрождения. В 1990 г. были зарегистрированы многие общины, открыты храмы или получено разрешение на строительство молитвенных зданий. В Луганской обл.: в с. Алексеевка Белокуракинского р-на, в с. Ребрикове Антрацитовского р-на, в г. Счастье (в черте Луганска), в пос. Бирюково и в с. Астахове Свердловского р-на, в г. Теплогорске (ныне Ирмино), в с. Першозвановка Лугутинского р-на, в пос. Есауловка Антрацитовского р-на, в пос. Щетово Антрацитовского горсовета, в с. Герасимовка Станично-Луганского р-на, в с. Пархоменко Краснодонского р-на, в пос. Белолуцк Новопсковского р-на, в пос. Селезнёвка Перевальского р-на, в с. Мостки Сватовского р-на, в пос. Славяносербск, в Миусинске, в пос. Нижнее Первомайского горсовета. В Донецкой обл. получили регистрацию общины: в Донецке (приход получил дом для перестройки его в ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского), в г. Волноваха, в Артёмовске, в г. Снежное, в Шахтёрске, в с. Звановка Артёмовского р-на. Луганская епархия в 1991-2015 гг. 6 сент. 1991 г. от Донецкой епархии была отделена Луганская и Старобельская епархия, правящим архиереем которой стал еп. Иоанникий (Кобзев; с 7 апр. 1993 архиепископ, с 19 июня 2002 митрополит). В сент.-окт. 1991 г. в Донбассе насчитывалось 275 зарегистрированных правосл. общин, в т. ч. 122 в Луганской обл., 153 в Донецкой обл. В 1994 г. в Луганской обл. насчитывалось 145 приходов и мон-рь УПЦ, в клире епархии состояли 201 священнослужитель, 11 монашествующих, действовали 5 воскресных школ. В нояб. 1996 г. открылась духовная школа в Алчевске, в 1999 г. она была зарегистрирована как ДУ, в 2002 г. получила от Синода УПЦ статус ДУ с 3-годичным курсом обучения. Постановлением Синода УПЦ от 23 дек. 2010 г. на базе Луганского ДУ был открыт Луганский богословский ун-т арх. Михаила. В дек. 1996 г. начало работу Свято-Владимирское ДУ при одноименном соборе в Свердловске. В 1998 г. постановлением Синода было образовано церковнопевческое уч-ще в г. Красный Луч, однако уже в следующем году оно прекратило работу. К 2000 г. в Луганской обл. были зарегистрированы в юрисдикции УПЦ 262 прихода, 2 мон-ря, 349 священнослужителей и 17 монашествующих, духовное учебное заведение с 30 слушателями, 14 воскресных школ, периодическое издание.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

число зарегистрированных общин в Минской обл. уменьшилось с 45 до 35. Были закрыты следующие храмы: Георгиевский в с. Могильно Узденского р-на (вторично), Преображенский в с. Поречье Пуховичского р-на, Рождество-Богородичный в пос. Пуховичи, Преображенский в с. Велятичи Борисовского р-на, Николаевский в г. Червень, во имя св. Марии Магдалины и Жен-мироносиц на Сторожевском кладбище в Минске, Андреевский в Борисове (молитвенный дом), Космо-Дамиановский в с. Дроздино Борисовского р-на, часовни в с. Жодино Смолевичского р-на и в с. Озеро Узденского р-на. Уникальным для Белоруссии явлением стал тот факт, что 2 общинам, снятым с регистрации и утратившим изъятые в пользу государства храмы, власти предоставили здания других, ранее закрытых церквей в ближайших деревнях. Так, в 1948 г. общине Успенского храма в с. Ухвала предоставили кладбищенскую часовню в соседнем селе, а общине Космо-Дамиановского храма в Дроздино передали закрытую церковь в соседнем с. Сморки (ныне дер. Зоричи Борисовского р-на). В 1951 г. община закрытого Андреевского храма в Борисове добилась передачи ей местной часовни, зарегистрированной как самостоятельный приход. Также были закрыты не успевшие зарегистрироваться в послевоенный период и не имевшие полноценных общин храмы в селах Старинки Дзержинского р-на, Жодино, Студенка Смолевичского р-на, Прилепцы Плещеницкого р-на, Юшкевичи Борисовского р-на, Радица Крупского р-на. В Белоруссии число зарегистрированных общин РПЦ в 1948-1951 гг. уменьшилось с 1066 до 988. Наиболее высокий процент закрытых храмов за указанный период отмечен в Витебской обл. (число приходов сократилось с 30 до 24), в Гомельской обл. (с 63 до 45), в Могилёвской обл. (с 49 до 41), в Бобруйской обл. (с 41 до 34), в Молодечненской обл. (со 142 до 133). Несмотря на жесткие требования властей относительно смещения клириков, находившихся с оккупационного периода на должностях благочинных, архиеп. Питирим не торопился выполнять данные ему директивы, ограничившись единичными решениями по этому вопросу.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Не позже 1969 г. епархия начала в документах именоваться как Луганская и Донецкая, о чем свидетельствуют новая печать ЕУ и новые епархиальные бланки; примечательно, что даже после переименования Луганска в 1970 г. в Ворошиловград в обозначении епархии сохранилось старое название города. Епархиальный совет остался в Луганске (Ворошиловград). Вместо ранее существовавших должностей обл. благочинных были учреждены должности секретарей митр. Сергия по каждой области, координировавших работу местного духовенства: по Донецкой обл. секретарем в 1969 г. стал прот. Александр Шокало из Горловки, по Ворошиловградской обл.- прот. Борис Панов, они также являлись членами епархиального совета, отвечали за контакты с обл. уполномоченными. Архиеп. Сергий в кон. 60-х гг. ХХ в. поставил вопрос об открытии (замещении ранее существовавшей) епископской кафедры для Донбасса в Донецке или Жданове (ныне Мариуполь), но власти не разрешили. В 1979 г. архиерей ходатайствовал перед Советом по делам религий при СМ СССР о строительстве нового здания ЕУ в Ворошиловграде и о назначении архиерея на Луганско-Донецкую кафедру. На эти просьбы также был получен отказ. К 1965 г. в епархии насчитывалось 160 зарегистрированных приходов, из них 94 в Донецкой обл., 66 в Луганской обл. В результате антирелиг. кампании 1958-1964 гг. число приходов уменьшилось почти вдвое. Подверглись преследованиям мн. клирики, сопротивлявшиеся закрытию храмов. В 1961 г. был арестован свящ. Сергий Петров (пос. Голубовка Кадиевского р-на), в 1963 г. арестованы свящ. Михаил Быкодоров из Луганска и свящ. Иоанн Колесников из Коммунарска, в 1964 г.- свящ. Борис Толстопятенко (г. Зимогорье). В 1962 г. подвергся аресту свящ. Борис Науменко (пос. Павловка Свердловского горсовета) за попытку сорвать антирелиг. лекцию атеистического пропагандиста Е. К. Дулумана. Клирик был приговорен к году заключения, после освобождения указом архиерея восстановлен на прежнем приходе и представлен к церковной награде, что вызвало недовольство уполномоченного.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

с. Большое Яблоново Корочанского р-на Белгородской обл., упом. в 1746, время закрытия неизв.), белгородский Свято-Троицкий (мужской, в Белгороде, основан в 1833, упразднен в 20-х гг. XX в.), Нижнедевицкий Варваринский (женский, в совр. дер. Сомовка Горшеченского р-на Курской обл.), основан в 1883, упразднен в 20-х гг. XX в.), Пятницкий Николо-Тихвинский (женский, в совр. пос. Пятницкое Волоконовского р-на Белгородской обл., основан в 1889, упразднен в 20-х гг. XX в.), Александро-Мариинский (женский, в с. Ахтырском (ныне дер. В. Гремячка Щигровского р-на Курской обл.), основан в 1890 как община, в 1905 преобразован в монастырь, упразднен в 1928), Иоанно-Предтеченский скит Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни (мужской, в совр. с. Нов. Слобода Путивльского р-на (Сумская обл., Украина), основан в 1893, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Ларионов С. И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий, вкратце собранное. М., 1786; Чистяков П. Некоторые сведения о духовных школах в Белоградско-Обоянской епархии в 18 ст.//Курские ЕВ. 1873. 13-24. С. 662-663; Курский Св.-Троицкий жен. мон-рь: (Кр. ист. очерк)/Сост.: игум. Емилия. Курск, 1912; Сведения о злодеяниях и беззакониях большевиков//Их страданиями очистилась Русь. М., 1996. С. 55-57; Курск: Краевед. слов.-справ. Курск, 1997; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура: Учеб. пособие по регион. культуре. Курск, 1998; она же. Православный Курский край. Курск, 2002; Тюрина Л. В. Государство и РПЦ: Эволюция отношений, 1917-2000: АКД. Курск, 2000; Жуков В. И. и др. История религ. призрения. М., 2002; Бугров Ю. А. История Курской епархии: Кр. очерк. Курск, 2003; Ивлиева Е. В. Государственно-церк. отношения в годы Великой Отеч. войны в Курской обл.//2-е Дамиановские чт.: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 188-197; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004; Карнасевич В. Г., Реутов В. В., свящ. Новомученики и исповедники земли Курской.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010