26 авг. того же года арестован, помещен в тюрьму г. Томска. Обвинялся в том, что как член «кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России»» по заданию митр. Сергия «активно готовился к вооруженному восстанию», «вел контрреволюционную агитацию» среди заключенных. Проходил по делу вместе с Рязанским архиеп. сщмч. Иувеналием (Масловским) и уклонившимся в григорианский раскол еп. бывш. Ранненбургским Иоанном (Киструсским) , др. священнослужителями. 13 окт. Особой тройкой УНКВД по Новосибирской обл. приговорен к расстрелу. Согласно документам, казнь Д. состоялась вмежду 23 и 25 окт. 1937. Соч.: Речь пред выборами членов Государственной Думы//Астраханские ЕВ. Отд. неофиц. 1907. 4. С. 155-159; Речь при наречении во епископа Петровского, 2-го викария Саратовской епархии//ЦВед. Приб. 1912. 33. С. 1310. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Отд. 1. Ст. 5. Д. 132. Л. 108; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 79; ЦГА Респ. Узбекистан. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 58. Л. 1-14; Д. 65. Л. 6-8; ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. 394. Оп. 2. Д. 2860. Л. 13; Объединенный ГА Челябинской обл. Ф. Р-77. Оп. 1. Д. 344. Л. 10; Д. 499. Л. 83; Д. 504. Л. 42; Ф. Р-874. Оп. 2. Д. 11; ГА Самарской обл. Ф. 32. Оп. 18. Д. 166. Л. 64 об.-65; ЦА ФСБ. Арх.-след. дело Р-31639. Л. 57, 66: Архив УФСБ по Челябинской обл. Д. П-24463; Архив УФСБ по Ростовской обл. Д. П-1068; Архив УФСБ по Томской обл. Д. П-9813; Архив УФСБ по Оренбургской обл. Д. 6274-п; Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 7461. Лит.: Состав Свящ. Правительствующего Всерос. Синода и Рос. Церковной Иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 184-185; [Сообщение о прибытии в Оренбург на кафедру еп. Кустанайского]//Оренбургские ЕВ. 1917. 1/2. С. 1; Титлинов Б. В. Что было сделано для церк. мира//ВССПРЦ. 1926. 7. С. 5-10; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 74-75; Акты свт. Тихона. С. 430, 450, 616, 859, 971; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 1996. С. 535, 554; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 377-378; Макарий. История РЦ. Кн. 8. Ч. 1. С. 730, 751; Цыпин.

http://pravenc.ru/text/178402.html

В документах 30-х гг. XX в. З. в. называется как вик-ством Свердловской епархии (с 1931), так и самостоятельной епархией. Противоречие объясняется в первую очередь изменением епархиального деления в кон. 20-х гг., после издания определения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. об учреждении в Патриаршей Церкви церковных округов в соответствии с новым гражданским административно-территориальным делением страны на области и округа и о предоставлении особых полномочий архиереям главных городов церковных округов. Территория Уральской обл. была разделена на 2 церковных округа - Свердловский и Челябинский (в 1933 на территории Уральской обл. в подчинении митр. Сергия (Страгородского) имелось 8 епархий, объединявших 681 приход, и ставропигиальная единоверческая община; в Златоустовской епархии насчитывалось 8 приходов; см.: Лавринов. 2007. С. 134). З. в., сохраняя статус полусамостоятельной епархии, вошло в Свердловскую церковную область, правящий архиерей к-рой получил полномочия обл. архиерея (в обязанности обл. архиерея входили попечение о епархиях его области, оставшихся без епископа, до разрешения вопроса Патриархией; выяснение и сообщение Патриархии количества, статуса и границ имеющихся в области епархий с указанием входящих в их состав районов, а также количества правосл. приходов в каждой из них; превращение имеющихся на территории области полусамостоятельных епархий в самостоятельные). 17 янв. 1934 г. постановлением ВЦИК Уральская обл. была разделена на 3 области: Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в Тюмени. Определением от 12 марта 1934 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного Патриаршего Синода полномочия обл. архиереев были расширены. Теперь обл. архиерей имел право посещать епархии для ознакомления с местной церковной жизнью, мог назначать временно управляющих на вдовствующие кафедры. Кроме того, он получил полномочия требовать от архиереев области отчеты о состоянии их епархий. Указанные определения высшей церковной власти и их проведение в жизнь, очевидно, и стали причинами неопределенности статуса бывш. вик-ств, приобретших в 20-х гг. некоторые права самостоятельных епархий, в т. ч. З. в. 28 марта 1934 г. вышел указ митр. Сергия и Временного при нем Синода о перераспределении границ уральских епархий. Весной того же года Свердловский и Ирбитский архиеп. Макарий (Звёздов) передал 167 «тихоновских» приходов в Челябинскую церковную область, которая была разделена на 3 епархии: Челябинскую (95 приходов), Курганскую (40 приходов) и Златоустовскую (32 прихода) (Объединенный ГА Челябинской обл. Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254. Л. 58-65, 100, 103, 110).

http://pravenc.ru/text/199911.html

К 2014 г. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ-КП) имела 35 общин в Луганской обл., включая монастырь (фактически недействующий), в клире состояли 23 священнослужителя. Первым в дек. 1995 г. был зарегистрирован Николаевский приход в Луганске, подчинявшийся образованной в 1992 г. Донецко-Луганской епархии УПЦ-КП. (Данная епархия известна с 1999, до этого и ЕУ в Донецке, и др. орг-ции УПЦ-КП в Донбассе существовали только на бумаге. Такой же фиктивной была и зарегистрированная в Артёмовске Донецкой обл. община под рук. «епископа» Поликарпа Гуца.) В 1999-2000 гг. фактическим руководителем общин УПЦ-КП в Луганской обл. был «архимандрит» Гавриил Саютин, основавший и зарегистрировавший в Луганске Восточноукраинское ДУ и луганский Крестовоздвиженский муж. мон-рь (единственным насельником к-рого стал он сам). Саютин выступал за выделение из Донецко-Луганской епархии отдельной епархии в рамках Луганской обл. под своим руководством, что вызвало недовольство со стороны поставленного в 2002 г. во «епископа Славянского и викария Донецкой епархии» Сергия Горобцова, также претендовавшего на управление приходами Луганской обл. Не желая поддерживать ни одну из сторон конфликта, руководство УПЦ-КП зарегистрировало 25 июля 2000 г. Луганскую епархию УПЦ-КП, к-рая находилась под упр. «епископа Донецко-Луганского» Юрия Юрчика. Ко времени разделения Донецко-Луганская епархия УПЦ-КП насчитывала 62 общины в Донецкой обл. и 10 общин в Луганской обл. В 2003 г. был поставлен «епископ Луганско-Старобельский» Всеволод Матвиевский. Действовавшие в Луганске ДУ и Крестовоздвиженский монастырь фактически самоликвидировались. 25 нояб. 2008 г. собрание духовенства и мирян Донецко-Мариупольской епархии УПЦ-КП потребовало соборного суда над Филаретом Денисенко . Поводом для такого решения стали действия Денисенко и его «препятствование объединению православных в Украине». В условиях нестроений среди раскольников в 2008 г. в УПЦ вернулся Иоанно-Предтеченский приход УПЦ-КП в пос. Калиново Попаснянского р-на, ушедший в раскол в 2004 г. Синод УПЦ-КП исключил Юрчика из состава епископата УПЦ-КП. В 2010 г. Юрчик присоединился к Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), юридически его структуры остались «независимыми православными общинами», с особым статусом в УГКЦ. К 2014 г. Юрчик организовал не менее 20 «независимых православных общин» в Донбассе, в т. ч. 3 - в Луганской обл.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

церквей в 74 находились склады, в 22 - различные учреждения, 92 церкви были в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Несмотря на политику властей по ограничению числа храмов, в 1950 г. Курская обл. занимала 1-е место по количеству действующих молитвенных зданий среди краев и областей РСФСР, находившихся под оккупацией: здесь официально было открыто 315 церквей и молитвенных домов. На 1 июля 1945 г. в Курской обл. служили 319 священников, 23 диакона, 116 псаломщиков. Из 319 священников высшее духовное образование имели 2 чел., высшее светское - 4 чел., духовные семинарии окончили 113 чел., пастырские курсы и духовные уч-ща - 60 чел., полное или неоконченное среднее светское образование получили 27 священников, 101 чел. учился лишь в начальных классах, 12 клириков не имели образования. Во время войны подоходный и военный налоги, которыми облагались священнослужители, достигали очень больших размеров. Такая же ситуация сохранилась и после 1945 г. Священники облагались налогом на уровне частных предпринимателей, размер налогов за 1943-1944 гг. доходил до 75% годового дохода клирика. Правовое и хозяйственное положение мон-рей и монашествующих после войны регламентировалось постановлением Совета министров от 29 мая 1946 г. «О православных монастырях». В Курске на тот момент действовал один монастырь - Свято-Троицкий женский. В 1945 г. в нем несли служение 25 монахинь и 130 рясофорных послушниц, из них жили на территории обители 9 монахинь и 40 послушниц. Мон-рь пребывал в бедственном состоянии, основная часть зданий принадлежала советским орг-циям: обкому ВКП(б), обл. архиву. Обители передали часть Новодворско-Богородичного храма. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР по Курской обл. В. Ефремов безрезультатно обращался к властям с просьбой освободить помещения мон-ря, обитель вновь была закрыта в 1949 г., Свято-Троицкий храм - в следующем году. После окончания войны посещаемость храмов в Курской обл. оставалась высокой. На Пасху в мае 1948 г. «церкви г. Курска были полны... значительное количество было на улице около церкви, так, например: в кафедральном Сергиевском соборе было минимум до 4000 человек, из них человек 400 было на улице, в Троицкой церкви до 3000-3500 человек, в Михайловской церкви до 2500» (ГА Курской обл. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 20. Л. 53). Особой многолюдностью отличались архиерейские службы. Верующие Курской обл. почитали и любили своего архипастыря. Во время выездов архиеп. Питирима в районы в 1946 г. его встречала многолюдная толпа - до 3 тыс. чел. Значительное увеличение притока верующих в храмы привело к росту церковных доходов, что позволило настоятелям заняться ремонтом церковных зданий сразу после окончания войны. Так, доход всех храмов в Курской обл. в 1945 г. составил 40 млн р., что позволило направить значительные суммы на ремонт храмов.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

по: Сурков. 2012. С. 488). Это назначение было согласовано с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым . Оно совпало с началом массового открытия церквей в столичном регионе. В этот период формировался региональный аппарат уполномоченного Совета по делам РПЦ (СД РПЦ) по Москве и Московской обл. Постановлением исполкома Московского облсовета от 18 дек. 1943 г. по предложению Карпова уполномоченным СД РПЦ по Москве и Московской обл. был назначен майор госбезопасности А. А. Трушин. Он проработал в этой должности до упразднения СД РПЦ в дек. 1965 г., затем до кон. 1983 г. являлся уполномоченным новообразованного Совета по делам религий при СМ СССР по Москве и Московской обл. Фактически Трушин был пожизненным руководителем аппарата этого ведомства по Московскому региону. Его деятельность была отмечена давлением на духовенство, жесткими адм. мерами в отношении Церкви. В янв. 1944 г. в ведении Крутицкого митрополита находились 146 церквей в Московской обл., из них 10 были открыты в 1943 г. В авг. 1944 г. число приходов уменьшилось на 18 вслед. перехода Петушинского р-на в состав Владимирской обл., Боровского, Высокиничского, Малоярославецкого и Угодско-Заводского районов в состав Калужской обл. В 1944 г. в Московской обл. были открыты еще 10 церквей, к нач. 1945 г. здесь насчитывалось 138 храмов, были зарегистрированы 242 священника, 43 диакона, 11 псаломщиков. После смерти патриарха Сергия (15 мая 1944) митр. Николай снова стал управлять приходами и Москвы, и Московской обл. 31 янв. 1945 г. Поместный Собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви», в к-ром говорилось: «Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет, по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея, Патриарший наместник с титулом митрополита Крутицкого» (п. 9), являющийся постоянным членом Свящ. Синода (п. 19). 7 апр. 1947 г. указом патриарха Алексия I митр. Николай (Ярушевич) в связи с 25-летием служения в архиерейском сане был награжден титулом «Крутицкий и Коломенский» (ГАРФ.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Случаев отказа «священникам» УАПЦ в перерукоположении или в присоединении к клиру РПЦ практически не было. В марте 1944 г. на Волынь прибыл Курский архиеп. Питирим (Свиридов) , осуществлявший надзор за первыми присоединениями представителей УАПЦ к РПЦ. По др. данным, непосредственно процессом воссоединения занимался еп. Иов (Кресович) , к-рый в мае 1944 г. утратил статус правящего архиерея и стал викарным епископом Волынской епархии, но при этом оставался настоятелем кременецкого Богоявленского мон-ря, управлял приходами Кременца. Во епископа Луцкого 13 мая 1944 г. был хиротонисан архим. Максим (Бачинский), причины выбора именно этой кандидатуры неясны. Еп. Максим, вероятно, не прибыл в Луцк, 23 мая 1944 г. был переведен на Каменец-Подольскую кафедру. Вместо владыки Максима в Луцк 23 мая 1944 г. был назначен бывший Полтавский еп. Николай (Чуфаровский) уже с титулом «Луцкий и Волынский». В его ведение вошли Волынская, Ровенская и сев. часть Тернопольской обл. В 1944 г. была возрождена Житомирско-Овручская епархия. 1 июля 1944 г. Луцко-Волынская епархия стала называться Волынско-Ровенской (ГА Ровенской обл. Ф. Р-204. Оп. 11. Д. 10. Л. 31). По состоянию на 3 июля 1944 г. в состав новой епархии входили 320 приходов в Волынской обл., 290 в Ровенской обл. и 140 приходов в Тернопольской обл. К нач. 1945 г. зарегистрированы: в Волынской обл.- 313 приходов, 282 священника, 18 диаконов и 250 псаломщиков, в Ровенской обл.- 423 прихода, 63 священника, 45 диаконов и 203 псаломщика, а также 12 монахов и 138 монахинь. В 1944-1945 гг. бывш. Кременецкий повет, охватывавший правосл. районы в сев. части Тернопольской обл., входил в состав Волынской епархии. При кременецком Богоявленском мон-ре до нач. 1945 г. продолжали находиться нек-рые епархиальные учреждения, среди них - епархиальное благочиние мон-рей, которое возглавлял наместник Богоявленского мон-ря архим. Марк (Якимчук). В эти годы существовало Тернопольское областное благочиние, к-рое возглавлял прот. Анания Корнейчук, настоятель Николаевского собора в Кременце.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

К о. Кукше тянулись люди из всех уголков страны. КГБ следил за ним, как за опасным «идеологическим элементом» (так написано в следственном деле). Было приказано перевести его из Киева куда-нибудь подальше, выбрали - Почаевскую Лавру (с 1953 по 1957 г.), потом отправили в Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой обл. Там было очень тихо и просто, братии мало. С прибытием о. Кукши жизнь в обители резко изменилась: бедный монастырь стал многолюдным и богатым. В 1960 г. отца Кукшу перевели в Одесский Свято-Успенский монастырь при Патриаршей даче. Благочинный притеснял и унижал его (видимо, имея такое задание от власти), но отец Кукша безропотно нес свой крест. Осенью 1964 г. он заболел из-за того, что его келейник в октябре ночью выгнал старца из кельи. Отец Кукша получил двустороннее воспаление легких. Он «только телом еще был на земле, а душой уже на небе», по ночам он давал возгласы, как бы совершая литургию. Скончался он 24 декабря 1964 г.   В заключение необходимо отметить и то, что по национальности мученики свя-тогорцы были: из великороссов — шесть человек, из малороссов - четыре человека, один белорус и один грек. А местами их жизни, служения и кончины были Афон, Пантелеймонов и другие монастыри, Москва и Московская обл., Казахстан, Киргизия, Сибирь, Крым, Ялта, Одесса, Симферополь, Киев и Киевская обл., Кубанская обл., Воронежская, Рязанская обл., Тверская и Тамбовская обл., Пермская, Оренбургская, Челябинская обл., Ставропольская обл., г. Баку - всего более 30 городов и регионов. По социальному же происхождению они были в основном самые простые люди: из крестьян — десять человек, из мещан - один и один — из купцов. Все эти данные наглядно представляют связи Афона со всей Русской землей, от севера до юга, от западало востока, притом что на сегодняшний день известно только двенадцать святогорцев, прославленных в лике новомучеников и исповедников Российских. Когда Русская Церковь совершает память Собора новомучеников Российских, то мы празднуем единство Московских, Санкт-Петербургских, Тверских, Казанских, Казахстанских святых и вместе с ними и двенадцати Афонских святых. Ежегодно, в 4-ю субботу по Пасхе, множество архиереев и иереев во главе со Святейшим патриархом прославляют Бутовских новомучеников, среди которых и пять святогорцев, принявших на этом месте смерть за Христа. Это свидетельство того, что главная сила, которая соединяет разные народы и страны, - это Христос и святые мученики.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА мая 2005 НАГРАЖДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ 2005 ГОД СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА НАГРАЖДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ 2005 ГОД СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА п/п Сан, Фамилия, имя и Отчество Место служения и должность награда Священник АЛАДЬИН ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ Настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского п. Сосновый Бор Выборгский района Лен. обл. Наперсный крест Священник АМБАРЦУМОВ АЛЕКСИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ Настоятель храма св.равноапп.Константина и Елены в микрорайоне Бернгардовка г.Всеволожска Лен.обл. Наперсный крест Иеромонах АНТОНИЙ (КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) Настоятель и председатель Приходского совета храма Рождества Христова пос. Надкопанье Волховского р-на Лен. обл. Наперсный крест Священник АНТОНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ Священник Свято-Троицкого собора Измайловского полка СПб Наперсный крест Священник БАЗАНОВ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета храма Всех Святых п. Озерки Выборгского р-на Лен.обл. Командирован в храм - часовню Воскресения Христова п. Приветненское Выборгского р-на Лен.обл. Наперсный крест Священник ЗУБАРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ Священнк Георгиевского храма пос. Каменка Выборгского н-на Лен.обл. (пострижен в мантию с именем Александр в честь прп. Алеександра Свирского) Наперсный крест Священник КАПИСТКА ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета Казанского храма поселка Сусанино Гатчинского района Лен. обл Наперсный крест Священник КАЧАПКИН АЛЕКСИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Старший священник Покрово-Тервенического женского монастыря Наперсный крест Священник КВАСОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ Настоятель Никольского храма пос. Белогорска, Гатчинского р-на. Лен. обл. Наперсный крест Священник ПЛЕТНЕВ МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ Священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади СПб

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Поселившись в Ворошиловграде, еп. Никон приступил к организации епархиального управления. В 1945-1947 гг. в Ворошиловграде работала епархиальная канцелярия, которой заведовали священники Николай Клебановский (1945-1947) и Николай Гаврилов (с 1947). Была введена должность уполномоченного ЕУ по Сталинской обл. В 1944-1945 гг. эту должность занимал прот. Гавриил Коханов, настоятель Никольского храма в Сталино-Заводском р-не г. Сталино, в 1945-1946 гг.- прот. Петр Сергеев, настоятель Никольского храма при железнодорожной станции Сталино. В 1946 г. еп. Никон образовал секретариат Ворошиловградской епархии по Сталинской обл.; глава секретариата, которым стал свящ. Гавриил Коханов, получил должность уполномоченного представителя епископа по Сталинской обл. Однако из-за протестов уполномоченного Совета по делам РПЦ архиерей в 1947 г. упразднил секретариат и с того времени работал непосредственно с благочинными. В 1947 г. был образован Ворошиловградско-Донецкий епархиальный совет. 6 мая 1947 г. указом еп. Никона организован епархиальный миссионерский совет. В 1947 г. в Ворошиловграде по инициативе еп. Никона были проведены 3-месячные богословско-пастырские курсы для духовенства, на к-рых преподавали архим. Нафанаил (Смердынский) и проф. богословия И. Г. Айвазов. К 1 окт. 1944 г. в епархии насчитывался 361 приход. В Ворошиловградской обл. имелось 128 приходов, служили 150 священников, в Сталинской обл. было 233 общины и 196 священников. В 1946 г. в Ворошиловградской обл. действовали 129 приходов (в 1945 открылся храм в с. Иллирия Успенского р-на), в Сталинской обл.- 215 приходов. Борьба прихожан за возможность зарегистрировать правосл. общину в пос. Боково-Антрацит увенчалась успехом, и постановлением Совета по делам РПЦ от 18 июля 1947 г. данный приход получил регистрацию. Тогда же был открыт новый храм в с. Щетинине Боково-Антрацитовского р-на. Еп. Никон добивался у властей разрешения на восстановление в Ворошиловградской обл. закрытых в 20-х гг. XX в. мон-рей: старобельского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Раздабаровского, указывая на тот факт, что группа монахинь бывш. старобельского Скорбященского мон-ря хочет легализоваться. Власти отказали и вскоре перешли к репрессиям в отношении тех, кого считали организаторами тайных монастырей или нелегальных приходских общин. Были арестованы свящ. Сергий Петров из Первомайска (1945), мон. Антония (Смирнова) из г. Кременная (1946).

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Причина образования в дек. 1946 г. самостоятельной Кировоградской епархии, объединившей приходы 2 областей Украины - Кировоградской и Николаевской, заключается в том, что на территории этих областей в 1942-1944 гг., во время нем. оккупации, действовала автокефалистская Кировоградско-Николаевская епархия (см. Украинская автокефальная православная церковь ), благодаря чему в регионе возродилась церковная жизнь. К 1946 г. среди духовенства Кировоградской и Николаевской областей был высок процент «упорствующих автокефалистов», не желавших присоединяться к РПЦ, были также и «упорствующие обновленцы» (преимущественно в Николаевской обл.). К 1 окт. 1944 г. в Кировоградской обл. были учтены 63 общины РПЦ и 8 общин «автокефалистской ориентации», зарегистрированы 20 священников-автокефалистов (в действительности автокефалистских приходов в Кировоградской обл. насчитывалось 16, половина общин уклонялась от регистрации). Эти данные ставили Кировоградскую обл. на 3-е место по Украине по числу «упорствующего» автокефалистского духовенства после Киевской и Винницкой областей. К 1 янв. 1945 г. в Кировоградской обл. было 130 общин РПЦ и 7 общин автокефалистов, в Николаевской обл.- 58 общин РПЦ, 1 обновленческий приход и 9 автокефалистских общин. Эти данные в отношении раскольнических общин также следует считать неполными. В 1945-1946 гг. общины автокефалистов снимались властями с регистрации и либо были закрыты, либо перерегистрированы в юрисдикции РПЦ. Однако среди клириков и позднее имели место случаи непоминания патриарха Московского и всея Руси, что и заставило, очевидно, священноначалие РПЦ в кон. 1946 г. объединить приходы Кировоградской и Николаевской областей в одну епархию. К 1947 г. в Кировоградской обл. действовало 166 храмов, в т. ч. 98 церквей и 68 молитвенных домов. В Николаевской обл. имелось 77 храмов, в т. ч. 37 церквей и 49 молитвенных домов, из них 19 храмов были недействующими. По решению Совета по делам РПЦ, в 1946 г. был произведен слом бывш. Успенского кафедрального собора Кировограда, пострадавшего во время боев в 1944 г. (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 111), собор был окончательно снесен в нач. 50-х гг. XX в. После разбора Успенского храма кафедральным стал Рождество-Богородичный собор Кировограда. При этом власти разрешили верующим восстановить в Николаеве поврежденный в 1944 г. Свято-Духовский храм на окраине города.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010