Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗЕЛОН [греч. Βαζελν], Патриарший ставропигиальный мон-рь во имя Иоанна Предтечи; назывался также императорским как одна из наиболее известных обителей в Византийской и позднее Трапезундской империи. По преданию, основан ок. 270 г. Расположен в Юж. Причерноморье в 48 км к юго-западу от Трапезунда (совр. Трабзон), в лесу, на горе, на высоте ок. 1200 м над уровнем моря. Его название происходит от древнего названия горы Завулон (Ζαβουλν, в память Завулона, сына ветхозаветного патриарха Иакова). В VI в. подвергся нападению персов и был разрушен, затем отстроен при имп. Юстиниане I у подножия труднодоступной скалы вокруг св. пещеры. Сохранились часовня скита во имя прор. Илии кон. XIII-XIV в. с фресками кон. XVII в., развалины келий и монастырских построек кон. XIX в. В. обладал значительными земельными владениями в обл. Мацука. Большие дарения мон-рю были сделаны трапезундскими императорами, особенно Алексеем III и Мануилом III . В.- один из немногих мон-рей Понта, действовавших и пользовавшихся налоговыми привилегиями в Османской империи с 1461 г. Получал значительные пожертвования от рус. царей и императоров, особенно от Иоанна V и Петра I Алексеевичей, а также от Александра I . В 1742 г. ему были назначены регулярные выплаты из рус. казны, по 175 р. каждые 5 лет. В. был закрыт и пришел в запустение после первой мировой войны. В б-ке мон-ря сохранились копийные книги (кодики) его грамот - т. н. Вазелонские акты XIII-XVIII вв., содержащие имп. хрисовулы, земельные описи, завещания, дарственные, др. ценнейший материал по истории землевладения, просопографии духовной и социальной жизни Византии. Ист.: Успенский Ф. И. , Бенешевич В. Н. Вазелонские акты: Мат-лы для истории крестьянского и монастырского землевладения в Византии XIII-XV вв. Л., 1927. Лит.: Κυριακδης Ε. Περ τς κατ τν Τραπεζοντα ερς μονς το τιμου Προδρμου κα Βαπτιστο Ιωννου το Βαζελνος//Ελληνικς Θιλολογικς Σλλογος. 1900. Τ. 27. Σ. 358-369; Χρσανθος (Θιλιππδης), μητρ. Τραπεζοντος. Η Εκκλησα Τραπεζοντος // ΑΠ. 1933, 1973r. T. 4/5. σ. 484-499; Janin. Églises et monastères. P., 1975. P. 283-286; Bryer A. , Winfield D. 19th Century Monuments in the City and Vilayet of Trebizond: Architectural and Hist. Notes//ΑΠ. 1970. T. 30. σ. 289-300; idem. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. 2 vol. С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153841.html

Разделы портала «Азбука веры» 11 Май 2022 В турецкой провинции Трабзон впервые за шесть лет полностью открылся для посетителей древний монастырь Панагия Сумела. В первые два дня – 1 и 2 мая – обитель посетило свыше 5000 человек, несмотря на дождливую погоду и туман. Об этом пишет «Благовест-инфо» со ссылкой на сайт Orthodox Christianity. Панагия Сумела – один из древнейших монастырей и духовных центров греческого православия в мире. Обитель находится на крутом скалистом склоне на высоте 1200 м над уровнем моря. Точная дата основания монастыря неизвестна, но Министерство туризма Турции считает, что он возник около 386 года, в царствование императора Феодосия. Панагию Сумелу несколько раз перестраивали, и обитель получала щедрые дары от императоров Византии и правителей Трапезундской империи в XIII–XV вв. В период османского завоевания монастырь продолжал действовать и находился под личной защитой султанов. После падения Османской империи и обмена населением между Турцией и Грецией он был заброшен и закрыт, в 1930е годы его здания пострадали от пожара и разграбления. 15 августа 2010 года, в престольный праздник Успения Богородицы, Патриарх Константинопольский Варфоломей совершил в монастыре первую за 88 лет литургию. Панагия Сумела открылась для посетителей как музей, реставрацию финансировало турецкое правительство. В течение нескольких лет обитель была закрыта на реставрацию и должна была полностью открыться в 2020м, но этому помешала пандемия коронавируса. В настоящее время турецкие власти заявляют, что реставрационные работы в Панагии Сумеле завершены на 95% и закрывать монастырь больше не планируется. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-turcii-otkrylsja...

Эти слова были восприняты членами Архиерейского Собора как свидетельство готовности начать переговоры о преодолении печального разделения, длящегося четверть века. Именно для ведения переговоров, а вовсе не для какого-то «помилования», Собором была сформирована комиссия. Считаю важным, чтобы те лица, которые будут в дальнейшем вовлечены в переговоры, не реагировали на искаженную подачу церковных решений в средствах массовой информации. Официальная позиция Церкви отражена в определениях, принимаемых церковной властью и публикуемых Церковью на собственных информационных ресурсах. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru за темою Члени Священного Синоду обговорили питання щодо проведення Собору Церкви Члени Священного Синоду обговорили проведення Собору Церкви Митрополит Волоколамський Церкви беруть участь у допомоги з [Ihmepb " ю] Митрополит Волоколамський коли може бути визначена дата Собору Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года) [Стаття] В Луганську передали з зведення про допомогу 2 2024 року) [Стаття] 7000 отримали допомогу в церковному в з листопада 2022 року. зведення про допомогу (за 30 березня — 1 2024 року) [Стаття] За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав з ключовими словами Собор – Православна Церква – розколи в   документи Заява Служби ВЗЦЗ у зв " язку з висилкою владою настоятеля " я Церкви в Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби Комментарий митрополита Волоколамского Антония в связи с принятием документа ВСЦ «Война на Украине, мир и справедливость в европейском регионе» Коментар митрополита Волоколамського глави Церкви на XI Ради Церков Разъяснение Службы коммуникации ОВЦС в связи с интервью Папы Римского Франциска итальянскому изданию Corriere della sera Комментарий Службы коммуникации ОВЦС на интервью митрополита Перистерийского Григория грекоязычным телеканалам «Orthodox TV» и «Aparchi» Коментар голови ВЗЦС щодо факту наруги християнських святинь в Сумела (Трабзон, Туреччина) Коментар голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського у зв " язку з поширенням про звернення колишнього митрополита Заява голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського в зв " язку з долею хлопчика Гарда з Заява Служби церковних зв "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5074742...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [греч. Ιωακεμ] (ок. 1468, Трапезунд? - осень 1504, Силистрия, ныне Силистра, Болгария), патриарх К-польский (лето 1498 - весна 1502, нач.- осень 1504). Ученик К-польского патриарха Дионисия I (1467-1471, 1488-1490); до 1498 г. недолгое время был митрополитом Драмы. Избран на Патриарший престол на заседании К-польского Свящ. Синода единогласным решением после отречения К-польского патриарха свт. Нифонта II (лето 1498). Время восшествия И. на престол определяется по грамоте, данной патриархом Иоанна Предтечи мон-рю (близ Серр), к-рая датирована авг. 1498 г. Согласно хронисту, И. был молод, но добродетелен, разумом смирен, «пригож и прекрасен, и весь мир любил его». Согласно рассказу Кирилла Лавриота, И. был «добропорядочен, терпим, прост и учен, для рая взращен, полон же был харит». Кирилл Лавриот также указывает, что при избрании И. ему было ок. 30 лет ( Κ ριλλος Λαυρι της. Χρονικν//Αθηναον. 1877. Τ. 6. Σ. 25). После избрания И. в 1499-1500 гг. посетил свою прежнюю епархию с городами Драма и Серры (Сев. Греция) в сопровождении 5 архиереев и нек-рых клириков ведомства Великой ц. В кон. 1500-1501 г. совершил поездку в Грузию, куда бежало много греков после захвата Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) турками в 1461 г., для сбора пожертвований и окормления паствы, а также чтобы дать благословение архиереям и пастве тех мест, где он «провел многие годы своей жизни». Это указание хрониста может служить свидетельством происхождения И. из региона Трапезунда. Собранная И. в Понте и Грузии милостыня позволила неск. поправить финансовое положение К-польской Церкви. В отсутствие И. митрополит Силиврии (ныне Силиври, Турция) начал распространять клеветнические слухи о патриархе, что осложнило отношения между К-польским Патриархатом и Османской Портой. Несмотря на попытки подкупить ряд влиятельных тур. чиновников и тем самым сохранить престол, И. вскоре все же был вынужден оставить Патриаршество под нажимом османских властей. Он поселился на азиат. берегу Босфора, в пригороде К-поля Хрисокерамос (ныне Бейлербейи, в черте Стамбула). На место И. первоначально был вновь избран свт. Нифонт, к-рый отказался занимать кафедру, после чего Свящ. Синод остановил свой выбор на митр. Пахомии Зихнийском (патриарх Пахомий I ; 1503-1504, 1504-1513). В 1504 г. И. вторично был избран на Патриарший престол усилиями своих сторонников, добившихся низложения Пахомия. С целью улучшить экономическое положение К-польской Церкви И. отправился в Молдавию, но был холодно принят господарем Богданом III, большие денежные суммы собрать не смог. Умер на обратном пути в К-поль; похоронен при патриаршем храме вмч. Георгия в Фанаре, в К-поле.

http://pravenc.ru/text/468901.html

После спешного отъезда В. Г. Барского с Кипра в 1736 году в связи с началом русско-турецких военных действий обстоятельства долгое время не благоприятствовали паломникам из России посещать этот остров. Поэтому следующее письменное свидетельство о Кипре относится ко времени окончания очередной русско-турецкой войны и заключения Кучук-Кайнарджийского договора, согласно которому Россия получила право назначать своих консулов в отдельные пункты Османской империи. Так, в 1784 году консулы были назначены в Александрию, Албанию, Сайду, на Кипр, Хиос, Самос, а затем в Дамаск, Бейрут (1785) и в Трабзон (1786) 88 . Один из русских исследователей, М. Г. Коковцев, посетивший в те годы Средиземноморье, писал о Кипре: «Никосия столичный теперь город, в котором пребывание имеет здешний митрополит, во время крестовых походов взят был королём английским Рихардом (Ричардом в 1190 г. – а. А.) и отдан после во владение французскому принцу Гвилузиньяну (Гюи Лузиньяну – а. А.), которого потомки владели до изгнания христиан из Палестины. После овладели оным венецияны, но турки, усилившись, отняли у них. На южной стороне находится другой великий город Фамагости с изрядною рейдою и небольшой пристанью. Теперь считается на нём около ста тысяч жителей мухамедан и греков» 89 . Но это – свидетельство светского представителя из России. А вот что писал об этом острове иеромонах Мелетий из Саровской пустыни, побывавший на Кипре в 1793 году: «Всю ночь сильно обуреваемые, неслись по волнам, на волю Божию прямо к Кипру. Поутру же при восхождении солнца буря и мрак начали утихать, и помянутый остров стал виден. Проходя мы оной 20 ноября в виду имели влеве город Паф (Пафос), в котором святой апостол Павел сопротивляющегося слову Евангелия Еллима волхва ( Деян 13:11 ), и хотящего развратити Анфипата Сергия от веры, наказа слепотою, не видети солнца до времени, а 21-го дня около полудень прошли Лемес (Лимасол)» 90 . Далее иеромонах Мелетий приводит интересные сведения, говорящие о том, что история русско-кипрских церковных связей не исчерпывается письменными свидетельствами. «В сем городе (Пафосе – а. А.) сказывали мне, – писал далее иеромонах Мелетий, – некоего россиянина тело во гробе сохраняется нетленно. Он, поклонившися во Иерусалиме святым местам и возвращаясь, тут скончался» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Внутренний двор монастыря, в котором совершалась Литургия, смог вместить немногим более пятисот молящихся — остальные следили за богослужением с помощью больших экранов, установленных за территорией обители. В своем слове после Божественной литургии Патриарх Варфоломей отметил, что, к его радости, в состоявшемся историческом богослужении в обители Панагия Сумела принял участие и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — через своего представителя епископа Подольского Тихона и его спутников. Предстоятель Константинопольской Церкви выразил надежду, что богослужения в этом древнем монастыре будут совершаться и впредь и в них сможет принять участие Святейший Патриарх Кирилл и другие иерархи Русской Православной Церкви. В свою очередь, епископ Подольский Тихон отметил, что в этот день православные из многих стран мира смогли насладиться радостью, собравшись у источника благодати — в древней обители Панагия Сумела. «Паломничество является одной из составляющих духовной жизни каждого христианина, — сказал епископ Тихон. — Движимые примером Господа, Который ежегодно со Своей Пречистой Матерью ходил на поклонение в Иерусалим, мы сегодня прибыли сюда, чтобы поклониться этому святому месту. Мы благодарим Его Святейшество Вселенского Патриарха Варфоломея и Его Святейшество Патриарха Кирилла, которые открыли возможность притекать к этому источнику и черпать из него неистощимую благодать Божию». Епископ Тихон также выразил благодарность властям Турецкой Республики за то, что они откликнулись на просьбы православных верующих и открыли древнюю обитель для поклонения. Это первое богослужение в монастыре Панагия Сумела, совершенное с 1922 года. Оно стало возможным в результате договоренностей, заключенных Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата с Министерством культуры и туризма Турецкой Республики и руководством провинции Трабзон. Монастырь Панагия Сумела, расположенный на высоте 1300 метров над уровнем моря, является значимым культурным памятником и великой христианской святыней. Его основателем принято считать святого Варнаву, подвизавшегося в этих местах в конце IV — начале V века. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы «Панагия Сумела», написанная, по преданию, апостолом Лукой. Обитель издавна известна своими уникальными фресками, изображающими фрагменты жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, а также сюжеты из ветхозаветной истории (сотворение мира, сотворение Адама и Евы, изгнание их из рая).

http://patriarchia.ru/db/text/1249587.ht...

Новости Константинополь: после Святой Софии мечетью может стать церковь Спасителя в Хоре 08.08.2020 15:57 Фото: Gryffindor - http://commons.wikimedia.org Стамбул, 8 августа, Cath.ch/Благовест-инфо. После того как решением турецкого президента-исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана константинопольский собор Святой Софии вновь был обращен в мечеть, ряд наблюдателей допускает, что следующим византийским храмом, в котором начнутся мусульманские богослужения, станет знаменитая церковь Христа Спасителя в бывшем монастыре Хора. Храм, построенный в XI и перестроенный в XIV веке, известен хорошо сохранившимися византийскими мозаиками и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На рубеже XV и XVI веков, после завоевания Константинополя османами, церковь была обращена в мечеть – турки назвали ее Карие-Джами – и оставалась таковой до середины ХХ века, когда она получила статус музея. После этого были раскрыты мозаики и фрески, замазанные штукатуркой в тот период, когда здесь была мечеть. Практически незамеченным во всем мире – за исключением России и Греции – осталось принятое в ноябре 2019 года решение госсовета Турции о передаче храма в ведение Диянета – управления по делам религии. Постановление 1945 года, согласно которому в Хоре был учрежден музей, было отменено. Таким образом, лишение музейного статуса церкви в Хоре стало прелюдией к обращению в мечеть Айя-Софии. Фото:  © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 3.0, http://commons.wikimedia.org Как считают эксперты, Эрдоган пошел на эти шаги, стремясь укрепить свои позиции внутри Турции, привлекая на свою сторону еще большее число исламистов. Как заявил недавно представитель турецкого МИДа Хами Аскёй, «Святая София и Карие-Джами принадлежат Турции, и любое решение относительно них является внутренним делом Турции». В свою очередь, глава МИДа Мевлют Чавушоглу подчеркнул, что зарубежные страны не имеют права вмешиваться в судьбу Айя-Софии и Карие-Джами. За последние годы в Турции для мусульманских молитв после долгого перерыва вновь открылось несколько знаменитых византийских храмов. В 2011 году – Святая София в Никее (ныне Изник) – в ее стенах 787 году проходил Седьмой вселенский собор, а в 2013 – Святая София в Трапезунде (ныне Трабзон). Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

4 Позднее будет издан и второй том. – Прим. авт. (Второй том до настоящего времени не вышел – Прим. пер.). 5 Об отце Василии нам рассказал его праправнук Михаил Пападопулос (из деревни с названием Святой Константин под городом Фарсала). Также использованы материалы, собранные о. Иоанном Галанопулосом, который служит в Фириопетре Аридейской. Батюшка беседовал со стариками-эмигрантами из кападокийского селения Ташлык. – Прим. авт. 6 До наших дней сохранился серебряный крест о. Василия. На его сферическом основании – надпись: «Отец Василий. Год 1830», а в середине изображён голубь – символ Святого Духа. Им он благословлял больных и совершал освящение воды. Этот же крест батюшка Василий использовал как печать. – Прим. авт. 11 Многие потомки отца Василия эмигрировали в Грецию. Некоторые из них носят фамилию Кондзиклис, другие, подчеркивая своё происхождение, назвались Кейсоглу (от турецкого «сын священника»). Позднее фамилия Кейсоглу превратилась в Папазоглу, а затем и в греческую Пападопулос. Родственники отца Василия бережно хранят память об отце Василии, берегут его крест и молитвенник. – Прим. авт. 12 К сожалению, мы мало знаем о святом Иоанне Милостивом. Некоторые данные попали к нам из записей его внука – Спиридона Триандафиллидиса. Он был учителем в городе Трапезунд (оккупировавшие город турки переименовали его в Трабзон) и почил в 1942 году в Салониках. Записи Спиридона попали к его сыну Иоанну, который в свою очередь передал их Панагиоту Климентидису, который любезно и предоставил их нам, за что выражаем ему свою благодарность. – Прим. авт. 15 Сложносоставное слово, имеющее два корня: Елена и авва (отец, старец). Так жители Малой Азии в редких случаях называли женщин, обладавших даром рассуждения и благоговейно почитавших Святых. О Еленамбе нам рассказал её родственник, афонский монах Ф. – Прим. авт. 16 После геноцида греческого населения, устроенного турками (было убито около миллиона жителей Малой Азии и Причерноморья), был подписан договор об обмене населением. Греки, населявшие территорию современной Турции, были насильно вывезены со своей исторической родины на территорию Греческой Республики. В обратном направлении проследовало турецкое население Греции. – Прим. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

Новости Итальянский священник, убитый в Турции, будет причислен к лику святых 10.02.2006 14:16 Рим, 10 февраля. Итальянский миссионер, о. Андреа Санторо, убитый в Турции, будет причислен к лику святых, заявил председатель Итальянской епископской конференции кардинал Камилло Руини во время похорон отца Санторо. Об этом сообщает РИА Новости . " В ближайшем будущем будет начат процесс беатификации " , - сообщил Руини. Отпевание отца Санторо проходит в римской базилике Сан-Джованни-ин-Латерано, второй по значению после собора святого Петра. Поминая погибшего от рук религиозного фанатика в турецком городе Трабзон отца Санторо, кардинал Руини назвал его мучеником. " Этому человеку было не занимать мужества, он был способен на то, чтобы без оружия оказаться лицом к лицу с угрозой жизни " , - подчеркнул кардинал. Подросток, задержанный в Турции во вторник ночью по подозрению в убийстве итальянского священника, сознался в содеянном. Такие сведения получены из следственных органов Турции. Имя задержанного пока не раскрывается, однако известно, что ему 16 лет. По сообщению турецкого телеканала NTV, молодой человек заявил, что его действия вызваны " глубоким потрясением " , испытанным от публикации карикатур пророка Мухаммеда. Из других источников подтверждений или опровержений этому пока не поступало. В сентябре 2005 года датская газета " Юлландс-Постен " опубликовала 12 карикатур пророка Мухаммеда, которые вызвали волну гнева в мусульманском мире. В знак солидарности с датской газетой рисунки перепечатали издания других стран, в частности Норвегии, Франции, Новой Зеландии и Италии. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ЛАЗАРОПУЛ [греч. Ιωσφ Λαζαρπουλος] (ок. 1310 - после 1368), митр. Трапезундский (1364 - 12 нояб. 1367), агиограф. Мирское имя Иоанн. До 1340 г. стал скевофилаксом митрополии Трапезунда (ныне Трабзон); был женат и имел 2 сыновей: Феофана (умер в юности) и Константина (в 1381 скевофилакс в Трапезунде). В 1340 г., после смерти трапезундского имп. Василия Великого Комнина и с началом гражданской войны в Трапезундской империи, И. Л. был изгнан и отправился в К-поль, сопровождая свергнутую имп. Ирину и ее 2 малолетних сыновей. При поддержке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина активно содействовал династическому перевороту в Трапезунде и воцарению сына имп. Василия и Ирины Трапезундской Иоанна, который принял тронное имя Алексей III Великий Комнин и был коронован в дек. 1349 г. После смерти 18 марта 1364 г. митр. Нифонта Трапезундского И. Л. был избран предстоятелем Трапезундской Церкви. Невзирая на привилегии, разрешавшие поставлять архиерея на месте, И. Л. вновь совершил поездку в К-поль, где его рукоположил патриарх свт. Филофей Коккин . 13 апр. 1365 г. И. Л. вернулся в Трапезунд, взошел на митрополичий престол 15 апр. 1365 г. и занимал его до 12 нояб. 1367 г., когда добровольно сложил с себя сан и удалился в мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы близ Трапезунда. По сообщению историка Михаила Панарета , летом 1368 г. И. Л. вновь посетил К-поль. О его дальнейшей жизни сведений нет. Агиографическое наследие И. Л. включает сочинения, посвященные покровителю Трапезунда мч. Евгению (см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила ): торжественное «Краткое слово на рождество... Евгения» (Λγος ς ν συνψει διαλαμβνων τν γενθλιον μραν το... Εγενου; BHG, N 611; Rosenqvist. 1996. P. 204-244), повествующее о возобновлении празднования дня рождества Евгения 24 июня при имп. Алексее II Великом Комнине , а также сб. «Частичное обозрение множества чудес святого» (Σνοψις τν το γου θαυμτων μερικ κ τν πλεστων; BHG, N 612-613; Rosenqvist. 1996. P. 246-358). Это сочинение является компиляцией различных источников IX-XIV вв. (в т. ч. принадлежащих народно-поэтической традиции), которые не всегда можно идентифицировать. Особый интерес представляют основанные на утраченных источниках исторического характера сообщения И. Л. о военных конфликтах греков и сельджуков в 1223-1230 гг. ( Шукуров. 2001. С. 126-146). Также сборник содержит ряд автобиографических эпизодов, повествующих о чудесном исцелении И. Л. от отравления рыбой, о бегстве в К-поль, о возвращении с имп. поручением в Трапезунд и о работе по собиранию материала и редактированию рассказов о чудесах.

http://pravenc.ru/text/673687.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010