Богатство неизреченное обрел еси царствующий град Москва, воистину еси богат, таковый бо светильник в тебе воссия, благоверный князь Даниил. Заступник твердый явися граду своему, и молися Христу Богу о чтущих святую память твою. Слава, глас 8-ой: Приидите, Российские велицыи цари и христолюбивии князи мудрые, и вельможи, вси богатии, и нищии, и вси православнии людии, в пречестную обитель и поклонимся и припадем ко многоцелебной раце святых мощей благовернаго и преподобнаго княвя Даниила, тот нас свободит от рук неверных язык и злотворных человек. И из рук ненавистных молитвами его от них свободи мя. И ныне: Богородичен: «Владычица, приими молитву» Славословие. Час 1-ый. На Литургии: Блаж. обоих канонов. Песнь 3 и 6 , 1. Апостол, к Коринфянам. Зачало 181. Братие, комуждо дастся...; конец: Якоже хощет. Аллилуиа. Евангелие от Луки, зачало 24. «Во время оно ста Иисус на месте равне...»; конец: «себо мзда ваша многа на небеси». Причастен: В памят вечную будет праведник. На трапезе братии утешение велие. (Л. 42 об.) Стихиры и каноны благоверному и великому князю Даниилу сотворены. По благословению святейшего Иова, патриарха Московского и всея России (л. 43), тщанием и трудами Симеона Романовича Олферьева да инока Сергия, честной обители Пресвятой Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесского. 2 В истории Российской Иерархии, в описании монастырей Ратшина годом основания Данилова монастыря полагается 1272 год. На основании подобных сказаний в 1872 году 1-го сентября, в день особенно торжественного праздника в Даниловом монастыре, были еще приложены на Литургии благодарные прошения и молитва . С 1272 года по 1872 г. было 600 лет. В 1272 г. ноября 9-го Даниилу было 11 лет, но в это время он не имел своего отца в живых. Москва была его уделом. 4 Св. Петр, митрополит, поставлен в митрополиты в 1808 году, после смерти святого великого князя Даниила. 6 О сем митрополите упоминается в Степенной, что он был митрополитом Переславским при великом князе Данииле. 7 В Лаврентьевской летописи XIV в., изданной археографическою комиссиею 1872 года, сказано: В лето 6812 (11) месяца марта 5 (4) на безымянной неделе преставися князь Данило Александрович на Москве в своей отчине в черницах и схиме (По списку Моск. д. академии, л. 501). В лето 6811 преставися князь Данило Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1708. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, с. Белбаж Координаты: 57.318645, 44.181681 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - с. Горево - Белбаж 2. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Успенский монастырь - с. Белбаж (однако на участке от д. Федорово до д. Радость неудобная грунтовка) 3. Нижний Новгород - Семенов - с. Ильино-Заборское - с. Горево - Белбаж Изменить описание Добавить фотографии Свято-Троицкий Белбажский монастырь — действующий православный скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Расположен в селе Белбаж Ковернинского района Нижегородской области, в 350 км от Дивеева. Елена А. 24 октября 2015 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкий Белбажский второклассный женский монастырь находился в Макарьевском уезде Костромской губернии на реке Белбаж, от которой получил свое название. Основан монастырь в 1708 году по указу императора Петра Первого согласно прошению старины общины Феодоры с сестрами, старанием и усердием епископа Переяславль-Залесского Никольского монастыря Питирима. Чтобы соединить вместе обращенных из иночеств раскольников Питирим основал в разное время неподалеку друг от друга три монастыря: в Юрьевецком уезде - Успенский Кержембельмажский мужской монастырь на реке Керженец (1708), Троицкий Белбажский женский монастырь на реке Белбаж (1708) и Рождественский женский монастырь на реке Санахия. По материалам краеведческого музея " Отчина " в р.п. Ковернино Белбажский монастырь основан в 1708 году при слободе Покровской и деревне Вязовка (ныне село Белбаж). Строителем Переяславского Никольского монастыря Питиримом был основан Керялбелмажский монастырь (название, видимо, от определения Корела - самый многочисленный и организованный старообрядческий анклав поморцев брачного согласия на территории этих мест), который просуществовал до 1764 года. Позднее в упраздненном монастыре была основана монашенская женская обитель. Стояли при ней три храма: Троицкий, Введенский, и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1820 году в селе Покровском была построена Покровская каменная церковь с колокольней. закрыта церковь в 1939 году. Белбажский женский монастырь ликвидирован 19 апреля 1921 года.

http://sobory.ru/article/?object=10928

54 Чудов монастырь (с церковью во имя Чуда архистратига Михаила), нахо­дился в Кремле; основан в XIV в. митрополитом Московским Алексием. 55 Епископ Коломенский и Каширский Павел (хиротонисан в епископы 17 октября 1652 г.) был выходцем из нижегородских пределов, как и значительная часть ревнителей благочестия. Он единственный на церковном соборе 1654 г., созванном Никоном для утверждения своей реформы, выступил против ново­введений, за что сразу же был лишен сана и сослан в Палеостровский мона­стырь на Онежском озере. Спустя год или полтора епископ Павел был переве­ден под более строгий надзор в новгородский Хутынский монастырь, где предался подвигу юродства. По словам дьякона Феодора, посланцы Никона нашли его странствующим в новгородских пределах и убили, а тело потом сожгли. Во время суда над Никоном на соборе 1666 г. бывшему патриарху была поставлена в вину расправа над Павлом Коломенским: в официальном акте отмечалось глухо, что Никон «Павла из мантии обнажи жестоце, и на лютая биения и наказания предаде и погибнути бедному кроме вести, от зверей ли снеден, или, в воду впад, утопе, или иным коим обычаем погибе». 57 За Тверскими воротами, на Страстной площади (ныне Пушкинской), нахо­дился Страстной монастырь, основанный царем Алексеем Михайловичем при церкви, построенной в 1641 г. по случаю принесения сюда из нижегородской земли чудотворной иконы Богородицы Одигитрии, называемой Страстной. 58 Даниил был протопопом Никольского собора в городе Темникове (Нижего­родская область). Очевидно, несколько позже описываемого времени он ото­шел от борьбы, поскольку в 1670 г. продолжал быть темниковским протопопом. 59 В Ново-Спасском монастыре, в Москве на Таганке; основан в конце XV в. великим князем Московским Иваном III Васильевичем. 60       Симонов Успенский Новый монастырь находился в Москве, близ Крутицко­го архиерейского дома; основан в XIV в. Ивана Неронова арестовали в августе 1653 г. и вскоре, в августе же, лишив сана, сослали за Вологду в Спасо-Камен­ный монастырь на Кубенском озере; спустя год, в июле 1654 г., его перевели на Кольский полуостров в Кандалакшский Рождества Богородицы монастырь, откуда он в августе 1655 г. бежал в Москву к Стефану Вонифатьеву; некоторое время жил тайно у Стефана в келье и затем постригся в монахи. На соборе 1666 г. старец Григорий Неронов принес покаяние за сопротивление церковной реформе и принял троеперстие; в 1669 г. он был поставлен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском, где в 1670 г. и умер. Аввакум никак не мог примириться с отпадением Ивана Неронова и до последних дней надеялся на его возвращение; страстно обличая многих других, он не вымолвил худого слова против Неронова и писал его ученику Феоктисту: «Про все пиши, а про старцово житие мне не пиши, не досаждай мне им; не могут мои уши слышать о нем хульных глагол ни от ангела. Уш то грех ради моих в сложении перстов малодушествует. Да исправит его Бог, надеюся».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича ее носили в Сибирь на Лену, а также и во многие внутренние города России, например, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский, Москву и др. Одна грамота 1698 года говорит, что «чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит многия чудеса и исцеления приходящим с верою». В 1698 году было постановлено каждый год приносить этот образ в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ее, Богоматери, милости». Тогда же, согласно с желанием архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Богоматери. И до настоящего времени не перестают совершаться чудесные знамения милости Небесной Царицы через Ее Грузинский образ. Так, например, в 1897 году, 17-го июня, получила исцеление при этом образе страдавшая тяжкой и опасной болезнью Лидия Церковницкая, жена священника села Шуйского Тотемского уезда Вологодской губернии. Грузинская икона в Раифской пустыни В 18 верстах от Свияжска Казанской епархии находится Раифская Богородицкая общежительная пустынь. Полагают, что она была основана в последних годах первой половины XVII столетия иноком Филаретом, сыном одного богатого московского купца. Прекрасное, величественное и в то же время мрачное место, удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, очень понравилось Филарету, стремившемуся к подвижнической уединенной жизни, и он построил здесь келью. Многие из его друзей, узнав о местопребывании отшельника, пришли и поселились с ним, образовав таким образом целое братство. Незадолго до своей кончины Филарет хотел воздвигнуть в пустыни храм, но не успел привести в исполнение своего желания. Известно, что в 1661 году по просьбе пришедшего в Казань из Раифской пустыни монаха Фаддея, митрополит Казанский Лаврентий назначил в эту обитель игуменом иеромонаха Савватия. Кроме того, он во исполнение воли благочестивого Филарета повелел выстроить в пустыни деревянную церковь во имя св.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

10 июня 2001 г., в престольный праздник обители, когда совершается память Всех святых, по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, наместником обители архимандритом Арсением (ныне — Высокореосвященнейший Арсений, митрополит Святогорский), по чину церковному была совершена закладка деревянной церкви «в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память Всех святых, в земле Русской просиявших». В непоколебимое основание созидаемого храма были положены закладной камень с памятной надписью о совершившемся событии, а также камни от разных древних церквей Святой Руси (церкви Спаса на Берестове г. Киева, от Великой Лаврской церкви Успения Божией Матери Киево-Печерской Лавры, от Успенского собора Ростова Великого и от Спасо-Преображенского собора Переяславль-Залесского). Уже через два года после закладки храм был построен, а за его алтарём нашли себе последний покой первые почившие братия возобновлённой Святогорской обители: схимонах Иоанн, послушники Павел и Сергий. На пересечении дорог возле входа в скит 15 апреля 2002 г. был воздвигнут Поклонный Крест в память о том, что на этом месте 4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, братия монастыря встретили чудотворную Святогорскую икону Божией Матери, которую крестным ходом торжественно несли священнослужители на руках из г. Славянска, возвращая её в возобновлённую обитель. 20 октября 2004 г. по благословению правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, Преосвященный схиепископ Алипий (Погребняк) в сослужении отца наместника архимандрита Арсения и скитоначальника игумена Амвросия совершил освящение новопостроенного храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже, — воспевали в этот торжественный день братия обители, — в той исправи моления наша, и прими люди в вере вопиющия Тебе: спаси ны, Боже наш, спаси ны». Под престолом новоосвящённого храма были положены мощи преподобного Иоанна Затворника, священномученика Владимира, митрополита Киевского, и мучеников Вифлеемских.

http://sobory.ru/article/?object=05588

Никодим, епископ Орловский и Севский (Быстрицкий Николай Андреевич) Родился в селе Воскресенском Ковровского округа Владимирской губернии в семье священника. Обучался в Суздальской и Владимирской духовных семинариях. 21 сентября 1808 года назначен учителем Переяславского духовного училища. 11 января 1811 года переведен в Суздальское училище. 19 декабря 1814 года пострижен в монашество. 3 января 1815 года рукоположен во иеродиакона, 5 января – во иеромонаха. С 21 января 1816 года – строитель Переславль-Залесского Николаевского монастыря. С 25 декабря 1820 года – игумен Муромского Благовещенского монастыря. 16 февраля 1825 года возведен в сан архимандрита Боголюбского Рождество-Богородицкого монастыря. С 23 декабря 1827 года – настоятель Московского Златоустова монастыря. 16 июня 1828 года переведен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 15 июля 1828 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. Скончался 30 декабря 1839 года в городе Орле. Погребен в Успенском монастыре. Епископ Никодим отличался подвижнической жизнью, «муж великого воздержания», но вместе с тем неумолимо строгий к подчиненным. Уже будучи архиереем он держал себя всегда сурово и сдержанно, так что никто и никогда не видел улыбки на его лице. Литература: Виноградов Н. Историческая записка о Переславль-Залесском духовном училище. – Владимир, 1888. – С. 88. Пясецкий Г. История Орловской епархии. – Орел. 1899. – С. 902–907. Григорий, архимандрит. Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. – М., 1914. – С. 117, 118 и прим. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1407. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 262. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 630. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Особенно известны четверо: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха ). Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к любимому сыну Владимиру на закладку Софийского собора, который стал великой святыней не только Новгородской земли, но и всей земли Русской. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10/23 февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе, где и ныне почивают ее мощи. Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец День памяти 24 февраля Русский чудотворец Димитрий Прилуцкий родился в городе Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. Первыми его духовными наставниками были отец и мать. Отрок Димитрий охотнее всего посещал церковные службы и часто читал Священное Писание; он старался не только проникнуть в его смысл, но извлечь для себя уроки и примеры для подражания. В богатом родительском доме он не допускал, чтобы слуги ухаживали за ним. После смерти родителей молодой человек отказался от наследства в пользу брата и постригся в монахи в Успенском монастыре. Уже в то время иноки и простой народ полюбили его за простоту и смирение. Преподобный Димитрий был очень красив лицом, словно библейский Иосиф Прекрасный. Именно поэтому святой избрал еще более суровое, постническое житие, чтобы умертвить свою телесную красоту и суетные помыслы о ней. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо. Был у святого обычай всегда прикрывать лицо свое куколем, почти не беседуя с мирскими, кроме тех, кому это было духовно необходимо.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1822 г. В приходских деревнях Семотинке и Авксентьевке находятся деревянные часовни, время и повод построения коих неизвестны. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: процентов с причтового капитала 65 руб. 50 коп., доходы от служб и требоисправлений 282 руб., от мирских сборов 75 руб., от земли 143 руб. – всего около 565 руб. 50 коп. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1.5 дес., пахотной 25 дес. 2048 кв. саж. и сенокосной 6 дес. 44 саж. Приход состоит из села Старой слободы и деревень: Авксентьева, Татьянина, Семотинки, Весок, Красной Рощи и Хохряковки, в коих по клировым ведомостям числится 449 душ муж. пола и 495 жен. В селе есть церковно-приходская школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. Основание деревянного храма в составе загородной усадьбы датируется второй половиной XIII века. Изначально здешний храм был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца. Здесь во времена Переяславского княжества находилась летняя резиденция Переславских князей. Удобна она была как для летнего отдыха, так и для осенних охот. Усадьба находилась на выгодном географическом положении, а именно на перекрёстке дорог, ведущих в Переславль-Залесский, в Дмитров, Москву, Суздаль и Владимир. Загородная усадьба потеряла своё главное значение в нач. XVI века, когда в декабре 1513 года царский великокняжеский усадебный двор, состоящих из терема, деревянного храма и прочих хозяйственных построек, официально переместился в образованную Новую Александровскую Слободу, на месте которой позже возник Александровский Успенский женский монастырь. Сами же усадебные постройки, со временем обветшали и были разобраны. Ныне от них ни осталось и следа. В те годы здесь числились две деревянные церкви. По переписным книгам 1675 года в дворцовом селе Старая Слобода находятся 2 деревянных " рубленых клецки " церкви - ветхая (упоминается в документах 1628 года) в честь Третьего Обретения главы Иоанна Предтечи с деревянной колокольней на которой из 3-х колоколов два были пожертвованы царём Иоанном Васильевичем.

http://sobory.ru/article/?object=03537

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Лукиан Александровский (+ 1654) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 8 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Прп. Лукиан, инок переяславского Богородицкого монастыря, был родом из Костромской области. Он поселился в безмолвии в окрестностях Александровской слободы около старой церкви, в которой был чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы. Когда собралась братия, церковь была возобновлена и образовалась Рождество-Богородичная пустынь. Прп. Лукиан много потерпел от людского недоброжелательства и даже был изгнан из своей пустыни, но вернулся благодаря заступничеству благотворителя обители Алексея Баркова. В 1650 г. к нему пришла вдова одного священника и приняла постриг; за ней стали приходить и другие женщины, и возник Успенский женский монастырь. Прп. Лукиан отличался даром слова и прозорливостью: он предсказал мор и призывал к покаянию. Когда он почувствовал приближение смерти, то долго молился в церкви пред чудотворной иконой. Потом он приказал вынести себя и положить на траву. Братия стали подходить к нему и принимать прощальное благословение. Так он тихо скончался. Было это в 1654 г. Обители его существовали до нашего времени. • Преподобный был уроженцем Галича Костромского, постриг принял в Переславле-Залесском. Подвижничество святого связано с Рождество-Богородичной пустынью, названной впоследствии по его имени — Лукиановой. Пустынь находилась близ Александровской (Александровой) слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) В самой слободе, с позволения царя Алексея Михайловича, преподобный положил начало Успенскому монастырю. В этой обители в конце XVII в. подвизалась царевна Марфа Алексеевна, там погребены две сестры Петра Великого. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437621/

6 В этом толковании убеждают следующие параллельные тексты Жития: стр. 12 – «и мнози прихождаху к нему и велми ползовахуся и исповедаху грехи своя», стр. 41 – «и мнози от велмож прихожаху к нему и ползовахуся душевне от него, тако же и священницы, и иноцы, и простии вси посещаху его». 7 Н. Ретвиха, Истор. Вестн. 1904 г., т. 96, 5, 687; акад. А.И. Соболевского, Сборн. Отд. Рус. яз. И Слов. Имп. Ак. Наук т. 82, 6, стр. 7–14; проф. С. Ф. Платонова, Журн. Мин. Н. Пр. 1905 г., ч. 359, стр. 439–444. 12 П. С. Р. Л. 6, 31, 13, 1-я пол. 217, 2-я, 512; ср. XIX, 153 и 438 (здесь говорится о молебне, который пел Андрей по приказанию царя). 17 Сказания кн. Курбского, изд. 2 Устрялова, СПб. 1842 г., 41–42; П. С. Р. Л. XIII, 1-я пол., 231–232. Другие лица, отговаривавшие царя, были: кн. Иван Мстиславский, Алексей Адашев и кн. Курбский. Это может свидетельствовать, что Андрей сочувствовал партии Сильвестра и Адашева. 19 В. Г. Добронравов, История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле Залесском. Издание настоятеля того монастыря архимандрита Митрофана, Серг. Пос. 1908, прилож. стр. 27. 24 Архим. Леонид в ст. «Благовещенский иерей Сильвестр и его писания» (Чт. Общ. Ист. и Др. 1874, 1:15–16) и «Духовники великих князей и царей Московских и всея России» (Чт. Об. И. и Др. 1876, I, 217–218) говорит, что Афанасий был архимандритом Новоспасского монастыря, в котором постригся. Но в Новоспасском монастыре в это время (с 1558 по 1565 гг.) архимандритом был Галактион (Строев, Списки иерархов, стб. 142). О пострижении Андрея в Чудове монастыре есть прямое указание летописи (П. C. Р. Л. XIII, 2-я пол., 401). 25 Ркп. нового письма, Москов. Синод. Б-ки 20 / 1481 ныне Моск. Дух. Академия. Другой список этой повести, также поздний, в ркп. Большак. в Моск. публ. муз. указан В. О. Ключевским, Жития святых, 221. 33 Жития святых, стр. 282. Характеристика Жития преп. Даниила со стороны его содержания дается в кн. А. Кодлубовского, Очерки по истории древнерусской литературы житий святых, стр. 273–284. Приняв предположение об авторстве Андрея и о тожестве его с переяславским церковником, мы получаем новые биографические данные об этом церковно-историческом деятеле: а) все то, что передастся о переяславском церковнике в обоих рассказах; б) представление о нем, как о литературном деятеле; в) получаем наконец приблизительное представление об его возрасте: за 20 лет до переселения в Москву (Степ. кн.), т.е. до назначения в духовники царские (Житие)=в 1529–1530 гг. Андрей был уже пресвитер, не менее 30 лет от рода, следовательно родился не позднее 1500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010