Составителем «О. р. с.» был иером. Арсений (в миру Валентин Троепольский), родившийся в Москве. Он обучался в Московском ун-те, в 1825 г. поступил в московский Симонов мон-рь, где его наставником стал иером. Иларион (Ремезов); в 1830 г. был пострижен в монашество с именем Арсений, в 1831 г. рукоположен во диакона, а в 1832 г.- во иерея. В 1833 г. иером. Арсений перешел в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , в 1835 г. принят в братство Киево-Печерской лавры , с янв. 1837 г. находился в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , в дек. переведен в Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мужской монастырь . С 1842 г. был наместником московского Симонова монастыря , а в 1847 г. переведен в Саввин Вишерский мужской монастырь . С 1852 по 1854 г. находился в Балаклавском во имя великомученика Георгия Победоносца мужском монастыре , откуда перешел в малоярославецкий Черноостровский Николаевский мон-рь; с 1857 г. находился в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Скончался в с. Наро-Фоминском Верейского у. Московской губ. (ныне г. Наро-Фоминск Московской обл.), где и был погребен. На протяжении жизни иером. Арсений (Троепольский) занимался чтением сочинений духовного содержания, из к-рых делал пространные выписки, а также составлением различных текстов, большая часть которых посвящена молитве. Незадолго до кончины он объединил свои материалы в 15-томное собрание -«Подвижнический сборник, содержащий выписки из святых отцов, в XV частях», 10-ю часть к-рого составляла созданная весной 1863 г. сводная авторская редакция «О. р. с.». В ее состав входят авторское предисловие, 7 глав, называемых «свиданиями» (первые 5 из них содержат рассказы странника, а 6-е и 7-е «свидания» представляют собой диалоги с его участием), и аналитическое «содержание», соответствующее разделению текста на параграфы. Работа над 1-м рассказом странника, содержавшим критический разбор различных наставлений, повествование о поисках и об обретении непрестанной устной Иисусовой молитвы по научению старца, а также о ее благотворных действиях, завершена 6 нояб.

http://pravenc.ru/text/2581709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Пушкинский, прот. Фотография. 1937 г. Васильевич Пушкинский (23.12.1891, с. Барково Дмитровского у. Московской губ. (ныне городского окр. Пушкино Московской обл.) - 13.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. Окончил Перервинское ДУ и в 1913 г.- МДС по 1-му разряду. По постановлению педагогического собрания правления семинарии П. была присуждена особая награда за отличное составление и произнесение проповедей. С 1 сент. 1913 по 1 сент. 1914 г. состоял учителем и законоучителем земского уч-ща в с. Зуеве Богородского у. Московской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл.). В 1914 г. рукоположен во иерея к ц. во имя прор. Илии в г. Верее Московской губ. (ныне Наро-Фоминского р-на Московской обл.) и назначен законоучителем верейской жен. прогимназии. С 1915 г. состоял лектором и секретарем верейских народных катехизаторских курсов. Награжден набедренником (1916). Во время первой мировой войны П. безвозмездно исполнял обязанности священника в устроенных в Верее лазаретах Всероссийского земского союза. После Октябрьской революции 1917 г. в лазаретах начались эпидемии черной оспы и тифа. П. ходил в лазареты причащать больных и отпевать умерших. Несмотря на то что П. сам переболел тифом, он продолжал ходить к страждущим. В нояб. 1918 г. П. арестован в качестве заложника карательным отрядом латыш. стрелков, направленным большевиками в Верейский у. для подавления крестьянского восстания. Его арестовали на улице в то время, когда он сопровождал похоронную процессию на кладбище, и доставили в городскую управу, а затем в тюрьму, где уже находились в качестве заложников священники, купцы и богатые горожане. Вскоре П. был освобожден, как случайно арестованный на улице. Был призван в тыловое ополчение на должность секретаря. Однажды начальник попросил его задержаться вечером на работе. Поскольку этот день был предпраздничным и должна была быть всенощная, П. сказал, что он не может остаться, т. к. должен служить в храме. Его отпустили, но наутро он получил извещение о высылке в течение 24 ч. в Серпухов: П. был назначен конюхом и должен был чистить помещение гарнизонной конюшни и ухаживать за лошадьми. Затем его перевели в продовольственный отдел. После увольнения из ополчения продолжил служить в Ильинской ц. в Верее. Был возведен в сан протоиерея. В нач. 20-х гг. XX в. участвовал вместе с Верейским еп. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) в одном из диспутов с безбожниками.

http://pravenc.ru/text/2580206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Евстафий Сокольский. Фотография. Таганская тюрьма. 1938 г. Петрович Сокольский (20.02.1874, с. Рождество Медынского у. Калужской губ.- 17.02. 1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. В 1895 г. окончил ДС, в течение года служил сельским учителем. 15 дек. 1896 г. рукоположен во иерея к Никольской ц. с. Каменского Боровского у. Калужской губ. (ныне Наро-Фоминский р-н Московской обл.). Создал при храме церковный хор, к-рый пел антифонно на 2 клироса. Ревностным служением завоевал любовь прихожан, не просил денег за исполнение треб. С нояб. 1918 по июль 1919 г. мобилизован в тыловое ополчение. 1 дек. 1927 г. был вызван в ОГПУ и задержан по обвинению в «произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания», заключен в Бутырскую тюрьму. Отверг все обвинения. 29 февр. 1928 г. освобожден за недоказанностью обвинения. 26 янв. 1938 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». На предварительном следствии содержался в селе в холодном сарае без теплой одежды и еды, затем был переведен в Москву в Таганскую тюрьму. На допросе отказался признать себя виновным в «контрреволюционной деятельности». 11 февр. 1938 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В честь Е. при Никольской ц. в с. Каменском построен храм-часовня. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-64373; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-13960. Лит.: ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 74-76. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/187425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Ворона, свящ. Фотография. 1937 г. Иосифович Ворона (30.06. 1884, дер. Бакуны Гродненской губ.- 11.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 28 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи крестьянина. В 1901 г. окончил церковноприходское училище и вскоре переселился в Москву, где служил певчим в церковном хоре. В 1905-1908 гг. был помощником регента Саввинского архиерейского хора. В 1908 г. завершил обучение в Московском музыкально-хоровом об-ве. В 1908-1910 гг. служил регентом в Преображенской ц. с. Слепушкина Верейского у. Московской губ. (ныне деревня Наро-Фоминского городского окр. Московской обл.), в 1910-1912 гг.- в Богородице-Рождественской ц. с. Шестакова Клинского у. (ныне Волоколамского р-на). 6 апр. 1912 г. назначен псаломщиком в храм во имя свт. Николая с. Кувекина Подольского у. (ныне в черте Москвы). 12 сент. 1912 г. посвящен в стихарь. 19 дек. 1915 г. переведен на должность псаломщика Успенской ц. с. Александрова Подольского у. (ныне деревня в черте Москвы). Также служил учителем пения при местной церковноприходской школе, с 1916 г.- учителем пения в Щаповской земледельческой школе. В 1918-1922 гг. член благочиннического совета, куда был избран на съезде духовенства и мирян Подольского благочиния. С 14 июня 1926 г. определен на должность псаломщика к Троицкому собору Подольска. 28 янв. 1928 г. Подольским еп. Иннокентием (Летяевым; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона, служил в Троицком соборе Подольска. 13 сент. 1931 г. рукоположен во иерея, направлен в Покровскую ц. с. Покрова Подольского р-на. С 1932 г. служил в Никольской ц. с. Домодедова Подольского р-на (ныне городского окр. Домодедово Московской обл.). В 1933 г. определен в Троицкий собор Подольска для служения на должности псаломщика и регента. Награжден набедренником (1934).

http://pravenc.ru/text/2580138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Иларион (Писарец). Фотография. Таганская тюрьма. 1937 г. (Писарец Иларион Павлович; 1871, с. Собичево Глуховского у. Черниговской губ.- 3.12. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. В 1893 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь , где принял монашеский постриг. В 1914 г. рукоположен во иерея, служил в Москве. В 1927 г. по прошению прихожан Христорождественской ц. с. Рождество (ныне Наро-Фоминского р-на Московской обл.), где не было в то время священника, И. был направлен служить в этот храм. В 1933 г. подвергался кратковременным арестам. 15 окт. 1937 г. председатель сельсовета направил донос в НКВД, в к-ром сообщал, что И. ходил «по домам с молебнами... не имея на это разрешения» и собирал подписи прихожан, чтобы не допустить закрытия храма. 26 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», заключен в Таганскую тюрьму. Виновным себя не признал. 29 ноября Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. У-19464; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19464. Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 374-375; Мартиролог «Бутово». С. 268; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 229; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 173-175. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/389151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 24.04.1898, дер. Огородники Слуцкого у. Минской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. В 1914 г. окончил 3 класса церковноприходской школы. В 1918 г. поступил послушником в Николаевский муж. мон-рь Оренбургской епархии. После закрытия мон-ря в 1922 г. уехал на Афон. Вернувшись, 22 янв. 1925 г. принял монашеский постриг в Николаевском кафедральном соборе г. Баку; в дек. 1925 г. рукоположен во иеродиакона Прикаспийским и Бакинским еп. Арсением (Соколовским), служил при Николаевском соборе. В 1929 г. приехал в Москву, в окт. рукоположен Орехово-Зуевским еп. Питиримом (Крыловым) во иеромонаха в кафедральном Богоявленском Дорогомиловском соборе и назначен в Успенский храм бывш. Левкиева мон-ря с. Левкиева Шаховского р-на Московской обл. Ревностно относился к пастырским обязанностям. По показаниям свидетелей, «хорошо и долго выполнял службы, хорошо говорил проповеди», ходил по домам с молебнами, имел «громадное влияние на несознательную часть населения». Арестован 23 янв. 1930 г. по обвинению в антисоветской агитации, заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. 13 февр. 1930 г. приговорен коллегией ОГПУ к заключению сроком на 3 года, по отбытии заключения (в Ухтинско-Печорском ИТЛ) возвратился в нояб. 1932 г. в с. Левкиево. Назначен Дмитровским архиеп. Питиримом (Крыловым) в храм Вознесения Господня с. Рахманова Пушкинского р-на Московской обл. В 1933 г. переведен в Никольский храм Саввинской Слободы близ Звенигорода, где прослужил ок. месяца и вынужден был уйти из-за отказа в прописке. Служил в Клинском р-не, в 1934 г. награжден золотым крестом (в 1935 продал для уплаты налогов). С июня 1936 до 3 февр. 1937 г. работал на Клинском стекольном заводе старшим электромонтером, затем служил в Знаменской ц. с. Лисинцева Наро-Фоминского р-на, 22 июня 1937 г. переведен Дмитровским еп. Сергием (Воскресенским) в храм святых апостолов Петра и Павла с. Лыткарина Ухтомского р-на. 29 сент. 1937 г. арестован по обвинению в антиколхозной агитации, распространении «провокационных слухов о якобы имеющемся голоде в колхозах» и «о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство»; заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД СССР от 17 нояб. 1937 г., погребен в безвестной могиле. Прославлен постановлением Свящ. Синода от 12 марта 2002 г.

http://pravenc.ru/text/161255.html

Пространство алтаря было открыто в храм. Перед алтарем помещался низкий иконостас с 2 иконами местного ряда и царскими вратами, завершенными медальоном-тондо и фланкированными 2 фигурами коленопреклоненных ангелов. К. создал новый тип классицистического церковного интерьера, творчески используя увражи Неффоржа. В том же 1774 г. К. начал работу над ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Рай-Семёновское (ныне дер. Райсемёновское Серпуховского р-на Московской обл.). Первый теплый этаж церкви был выстроен в 1763 г., но затем строительство прекратилось. В 1774 г. владельцы усадьбы Нащокины пригласили К., и он по собственному проекту надстроил 2-й этаж церкви, возвел колокольню и отделал интерьер. Работы продолжались до 1783 г. Постройка, относящаяся к традиционному для 1-й пол. XVIII в. типу 3-частных церквей «кораблем», была выдержана К. в стилистике раннего классицизма под влиянием увражей Неффоржа. Основной храм с прямоугольной апсидой и симметричным ей зап. притвором завершен мощным куполом на барабане. С запада узкий переход соединяет объем храма с 3-ярусной колокольней с цилиндрическим верхним ярусом, увенчанным высоким квадратным в сечении шпилем наподобие обелиска. Декор фасадов помимо коринфских колонных портиков на сев. и юж. фасадах храма и спаренных колонн на углах колокольни включал тонкую лепнину с мотивами гирлянд, филенок и накладных досок. Обработка барабана сдвоенными колонными эдикулами близка к декору Владимирской ц. в Виноградове и также повторяет проект церкви Неффоржа (Ibid. Т. 7 Р. 434). Интерьер храма не сохранился, но на гравюре 1778 г. К. воспроизвел этот интерьер, почти в точности повторявший церковь Пречистенского дворца. Позднее К. создал еще одну реплику в ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в усадьбе Петровское (Княжищево) (ныне Наро-Фоминского р-на Московской обл.; 1778-1784) (заалтарная полуциркульная колоннада, мощная триумфальная арка и низкий иконостас). Позднее появились подражания в дворцовых храмах Павловска и Михайловского замка в С.-Петербурге (1797-1799, архит. В. Бренна). В посл. четв. XVIII в. в столицах и провинции подобная композиция алтаря и иконостаса получила повсеместное распространение, особенно в приходских храмах, где небольшое пространство часто не позволяло сооружать крупные иконостасы, напр., в ц. Сошествия Св. Духа на апостолов на Лазаревском кладбище (1784-1787, архитекторы Е. С. Назаров, Н. Легран?) или во Владимирской ц. в Быкове (1783 - кон. 80-х гг. XVIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

с. Ржавки (ныне в черте Зеленоградского окр. Москвы), 29 апр. принято решение о регистрации общины в с. Стромынь Ногинского р-на (храм передан в окт.), 15 авг. зарегистрировали общину и передали ей храм в Бронницах, получили офиц. статус общины в Чехове (30 авг.), в Ивантеевке (20 сент.), в Серпухове (14 окт.), в Лобне и Хотькове (11 окт.; община в Хотькове в мае 1989 получила комплекс жен. мон-ря), в Пущине (19 дек.), в с. Хатунь Ступинского р-на (29 дек.). Благодаря усилиям митр. Ювеналия именно в Московской обл. на рубеже 80-х и 90-х гг. наиболее быстрыми темпами по сравнению с др. российскими регионами шло возрождение приходов и монастырей. В 1989 г. были зарегистрированы общины: единоверческая в с. Михайловская Слобода Раменского р-на (2 марта), в Наро-Фоминске и Ивантеевке (10 марта), в с. Ильинский Погост Орехово-Зуевского р-на (27 марта), в с. Бисерове Ногинского р-на (5 апр.), в Дубне (24 мая), в Раменском и Домодедове (30 мая). 24 марта 1989 г. верующим был передан Успенский собор в Кашире, 27 сент. Церкви были возвращены храмы Тихоновский в Клину и Димитриевский в Рузе, 9 нояб. были зарегистрированы общины и возвращены храмы Троицкий в Электроуглях и Похвалы Пресв. Богородицы в Дубне. К 1 янв. 1990 г. в подчинении Крутицкого митрополита состояли 268 клириков (238 священников и 30 диаконов). В связи с ростом числа церквей создавались новые благочиния: в 1990 г. выделены Ногинский и Воскресенский благочиннические округа, в 1991 г. создано 8 новых благочиний, в 1992 г.- еще 6 благочиннических округов. В нояб. 1989 г. митр. Ювеналий обратился в Совет по делам религий (СДР) с просьбой о разрешении выпуска ежемесячного издания «Московские епархиальные ведомости» ; разрешение было получено в нач. следующего года. В информационном отчете от 31 янв. 1990 г. уполномоченный СДР по Московской обл. Аверичев рекомендовал терпимо относиться к благотворительной работе духовенства, осудил местные власти, к-рые не передают храмы верующим, мешают пастырской и общественной деятельности духовенства. Число зарегистрированных общин росло. 19 марта 1990 г. принято решение о регистрации общины в Одинцове и о передаче ей Гребневской ц. 10 мая зарегистрированы общины в Протвине, в Балашихе (возвращена Преображенская ц.), в Котельниках (возвращена Казанская ц.), в с. Знаменском Одинцовского р-на, в с. Рогачёве Дмитровского р-на. В тот же день принято постановление разрешить приходу в Пущине начать строительство нового молитвенного здания, что стало 1-м решением подобного рода в столичном регионе.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Владимир Покровский. Таганская тюрьма. Фотография. 1938 г. Алексеевич Покровский (6.06.1871, Москва - 26.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священнослужителя. После окончания ДС в 1894 г. был рукоположен во священника к Вознесенской церкви в с. Бурцеве Верейского у. Московской губ. 26 янв. 1938 г. арестован, доставлен в Наро-Фоминское отд-ние НКВД, затем переведен в Таганскую тюрьму в Москве, обвинен в «проведении повстанческих настроений... антисоветской агитации... систематической контрреволюционной пропаганде». В. виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки при УНКВД по Московской обл. от 21 февр. 1938 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ 7 окт. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 21377. Ист.: Бутовский полигон. Вып. 4. С. 171. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Крутицкий (1898 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 18 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Минервин (1888-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/158996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Михайлович Соколов (1872, с. Любаново Верейского у. Московской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из семьи псаломщика. В 1895 г. окончил Вифанскую ДС. В 1897 г., после женитьбы, В. был рукоположен во священника к ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Афинееве Верейского у., в 1924 г. возведен в сан протоиерея, в 1927 г. награжден крестом с украшениями, в 1931 г.- палицей, в 1937 г.- митрой. Сщмч. Василий Михайлович Соколов. Москва. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. Сщмч. Василий Михайлович Соколов. Москва. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. В нач. 1932 г. к районному уполномоченному ОГПУ поступил донос, в к-ром говорилось, что В. «ведет систематическую антисоветскую агитацию и антиколхозную деятельность. Методом борьбы с советской властью Соколов избрал организацию различных торжественных богослужений и юбилеев, на одном из к-рых Соколов поминал бывшего царя Николая». 10 апр. 1932 г. В. был арестован, заключен в тюрьму в Наро-Фоминске. На допросе священник виновным себя не признал, но сказал, «что политика советской власти относительно религии мне не нравится, и я своего мнения в этом отношении не изменю». Постановлением тройки ОГПУ от 8 мая 1932 г. В. был сослан на 3 года в Казахстан. После возвращения из ссылки в 1934 г. служил в ц. ап. Иоанна Богослова в с. Каменки Волоколамского р-на. Осенью 1937 г. против В. и живших в селе монахинь было начато дело по обвинению в хищении травы с колхозных полей. Священник виновным себя не признал, был приговорен к выплате 500 р. штрафа. 19 нояб. 1937 г. В. был переведен в ц. Рождества Христова в с. Вешки Уваровского р-на. 27 нояб. его арестовали по обвинению в том, что он «сгруппировал вокруг церкви церковный актив, регулярно проводил с ними беседы. После того как сельсоветом организованы были десятидворки по изучению сталинской конституции и проведению разъяснительной работы по выборам в Верховный Совет, он к этим десятидворкам прикрепил активных церковников и дал им указание, чтобы они... обрабатывали колхозников в церковном духе и с десятидворок приглашали их в церковь, а самое главное, чтобы обрабатывали активистов-колхозников. Таким методом Соколов перетащил на свою сторону ряд членов сельсовета и рядовых активных колхозников, вовлек их в церковный совет и церковными старостами». В. виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Московской обл. от 5 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150617.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010