1942 г. митр. Алексий (Громадский) и представители УАПЦ подписали в Почаевской лавре «акт объединения». Еп. Иов (Кресович) в числе немногих архиереев вначале поддержал данное соглашение, надеясь, что оно поможет преодолеть раскол в укр. Православии. Однако глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) вскоре вынудил настоятеля Покровской ц. в Луцке прот. Иоанна Давидовича перейти в его юрисдикцию (еп. Иов жил при Покровском храме - единственном храме в Луцке, сохранявшем верность канонической Церкви). Еп. Иов уехал в Ковель, где ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский выделил ему архиерейскую резиденцию. В связи с этим перемещением еп. Иов некоторое время имел титул «Луцкий и Ковельский». В письме Луцкому гебитскомиссару от 3 дек. 1942 г. еп. Иов отмечал, что Поликарп (Сикорский) незаконно подчинил себе Луцкий и Ковельский округа и окончательно нарушил «Почаевское соглашение» (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 118. Л. 163). Впосл. прот. Иоанн Давидович вернулся в юрисдикцию еп. Иова, и в нач. 1943 г. епископ приехал в Луцк. С того времени Ковель перестал быть его 2-й кафедрой. По решению Собора автономной УПЦ, прошедшего в Ковеле 6-7 июня 1943 г., Ковельское благочиние перешло под управление еп. Владимир-Волынского и Ковельского Мануила (Тарнавского) . В марте 1944 г. Брестский и Пинский округа были переданы из рейхскомиссариата Украина в генерал-комиссариат Белоруссия. В связи с этим в нач. апр. 1944 г. Полесский и Брестский архиеп. Иоанн (Лавриненко) подал прошение Собору белорус. епископов о принятии его в Белорусскую Православную Церковь. Прошение было удовлетворено. В постановлении Собора епископов Белорусской Православной Церкви от 15 мая 1944 г. указывалось, что в ведение Брестского и Ковельского архиеп. Иоанна (Лавриненко) были переданы Камень-Каширский, Ковельский и Любомльский округа. 8 июля 1944 г. архиеп. Иоанн был эвакуирован немцами в Польшу, затем жил в Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне, Чехия), в 1946 г. приехал в СССР, назначен епископом Молотовским (Пермским) и Соликамским. 16-29 июля 1992 г. епископом Ковельским, викарием Волынской и Луцкой епархии, являлся Николай (Грох) , бывш. «епископ» УАПЦ, принятый через покаяние в УПЦ. После перевода его на Ивано-Франковскую кафедру К. в. не замещалось. После образования 3 мая 1996 г. Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ Ковель стал 2-м кафедральным городом епархии. Лит.: Касяк I. З ricmopыi Царквы беларускага народу. Н.-Й., 1959; Диаковский А., прот. Высокопреосв. архиеп. Иоанн (Лавриненко): [Некр.]//ЖМП. 1986. 2. С. 22; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Восп., проповеди: [К 60-летию пастырского служения (1935-1995)]. М., 2006. В. Г. Пидгайко Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Сведений о том, где И. учился иконописи, нет, неизвестны и ранние работы мастера. Пребывание И. с отрочества на Волыни свидетельствует о том, что индивидуальная творческая манера И. была сформирована под воздействием местной художественной культуры. Пролить свет на начало творческого пути И. может пока не изученная икона 1691 г. «Св. Иоанн Богослов, со сценами жития, и св. Кирилл Александрийский», сохранившаяся в ц. ап. Иоанна Богослова с. Семаки близ Белостока (ныне Луцкий р-н Волынской обл.). Известные в научном обороте дошедшие до нас произведения И. датируются только 1696 г., т. е. они были выполнены уже сложившимся мастером. В указанном году для ц. Рождества Пресв. Богородицы правосл. Загоровского муж. мон-ря (ныне большей частью утрачена) по заказу игум. Феодосия (Волынца) И. исполнил живопись резного киота (НМ(Л)) для местночтимой чудотворной Загоровской иконы Божией Матери: на боковых крыльях киота - ростовые образы праведных Иоакима и Анны, в нижней части киота - «Крещение Господне», в верхней части иконной рамы - «Встреча Марии и Елисаветы», а в нижней - Нерукотворный образ Спасителя. Работу мастера удостоверяет подпись: «...смиренный иеромонах Иов Кондзелевич, законник монастыря Белостоцкаго». Видимо, тогда же был исполнен и 2-й киот - для чтимой иконы свт. Николая Чудотворца, хранящийся в ц. св. Онуфрия в с. Хоров Локачинского р-на. Загоровские киоты являются древнейшими оригинальными резными киотами в укр. искусстве. Несмотря на то что живопись 2-го киота сильно поновлена, оба они дают представление о раннем периоде формирования индивидуальной манеры мастера. Упоминание в описи 1752 г. луцкой Крестовоздвиженской ц. Братского мон-ря киота (использовался как запрестольный образ, сгорел при пожаре в 1763) с такой примечательной особенностью резного декора, как виноградные гроздья, встречающейся в обоих загоровских киотах, позволяет предполагать, что речь идет еще об одном аналогичном киоте с живописью И. Между 1715 и 1730 гг. И. по заказу Луцкого униат. еп. Иосифа Выговского расписал резной киот (без живописных изображений) для чтимой миниатюрной иконы Богоматери в ц. св. Космы и Дамиана в с. Махновцы (совр. Золочевский р-н Львовской обл.).

http://pravenc.ru/text/578180.html

Имениями заведовали наместники (урядники), обычно родственники архиерея. Брат епископа Ярош в 1595 г. управлял мест. Рожище с приселками. Епископским урядником был В. Г. Терлецкий, двоюродный брат К. 3 янв. 1600 г. в Луцком гродском суде жаловался на задолженность по оплате обыватель Перемышльского повета шляхтич И. Терлецкий, который еще в 1593 г. был приглашен К. и Ярошем на службу к епископскому двору, заведовал церковным имением Теремное (ныне в черте Луцка). В жалобе епископа от 31 мая 1591 г. упоминается его служебник П. Терлецкий, который управлял мест. Фалемичи (Хвалимичи) (ныне село Владимир-Волынского р-на Волынской обл., Украина). Часть церковной земельной собственности К. сдавал в аренду. В 1586 г. он сдавал в аренду имение Будераж. Накануне поездки в Рим в 1595 г. епископ с разрешения короля отдал в аренду нек-рые поместья Луцкой кафедры, из полученных средств оплатил долги и взял себе на дорогу. Брат епископа Ярош в 1595 г. получил в аренду церковное имение Рожище с приселками. В 1597 г. с. Липляны было передано шляхтичу А. Духновичу (Дахновичу), в аренду отданы корчмы в Буще, Пелче и Будераже. Имения кафедры часто подвергались грабежу со стороны местных землевладельцев. В 1590 г. К. обратился к князю Острожскому, имевшему обширные владения на территории Луцкой епархии, и жаловался ему на его наместников и старост, что они притесняют правосл. священников. 16 июня князь дал приказ всем своим наместникам и старостам не вмешиваться в дела, подлежащие власти епископа. В 1591 г., воспользовавшись отсутствием К., войский луцкий Ждан Боровицкий завладел епископским двором в Остроге. Архиерей принес жалобу кн. Острожскому, но Боровицкий рассказал князю о преступлениях Луцкого епископа, и с того времени К. лишился расположения киевского воеводы. 4 окт. 1590 г. К. вместе со своей капитулой принес жалобу на королевского секретаря М. Броневского за захват имения Луцкой кафедры Фалемичи. К. имел острый конфликт с принявшим католичество луцким старостой А. Семашко, который препятствовал совершению православного богослужения в луцком замке, где находились правосл.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

О деятельности К. по управлению Луцкой епархией сохранилось немного сведений. При поддержке луцкого Крестовоздвиженского братства, сохранявшего приверженность Православию, и по благословению К. в 1711 г. была построена Крестовоздвиженская ц. в с. Теремном (ныне в черте Луцка), настоятелем к-рой стал член Луцкого братства свящ. Дионисий Пацюкевич, названный в «Помяннике» братства. О том, что храм построен именно в 1711 г., свидетельствует документ церковного архива, упоминаемый в клировой ведомости Теремновского прихода за 1838 г., в котором К. указан под 1711 г. в качестве «фундатора», т. е. основателя, теремновской Крестовоздвиженской ц. (ГА Волынской обл. Ф. 35. Оп. 5. Д. 368. Л. 325). 3 июля 1713 г. К. дал распоряжение провести сбор денег в Черняховской и Чудновской протопопиях, для чего на Полесье был отправлен протопоп овручский Григорий Киселевский. В этом документе К. титуловался как «епископ Луцкий и Острожский, прототроний митрополии Киевской и добр, до митрополии Киевской и архимандрии Печерской в Короне Польской належащих, генеральный администратор» (Материалы к истории Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1865. 5. С. 186-188). В окт. 1715 г. К. был назначен епископом Переяславским, коадъютором Киевской митрополии, с сохранением за ним звания управляющего Луцкой епархией. Для него, по данным митр. Евгения (Болховитинова) , были отделены от митрополии церкви Переяславского, Корсунского и Богуславского полков. 20 марта 1716 г. в письме митр. Иоасафу (Кроковскому) К. выступил за преобразование Переяславского коадъюторства в отдельную епархию с выделением его из Киевской епархии. Местопребывание К., лишенного возможности находиться на территории Луцкой епархии, постоянно менялось. В 1711 г. он находился в мест. Унин (ныне с. Тетеревское Киевской обл.), в 1713 г.- в с. Микуличи под Киевом, в 1721 г.- в г. Радомысль, уже в пределах Речи Посполитой (где в 1729 разместилась резиденция униат. Киевских митрополитов). Но, судя по всему, дальше Радомысля в зап. направлении польск. власть его не пускала, так что посетить Луцк он не смог.

http://pravenc.ru/text/1840355.html

Согласно свидетельству Н. И. Петрова, в нач. XIX в. в обители сохранялись чудотворные местночтимые иконы Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, а также портреты родителей А. Г. Киселя - Григория и Феодоры (мон. Евфросинии) ( Петров. 1867. С. 140). 1997-2018 гг. Решением Синода УПЦ от 28 окт. 1997 г. Н. м. возрожден. Исполняющим обязанности наместника был назначен игум. Афанасий (Ковальчук). С 26 марта 2000 г. наместником является архим. Викентий (Мазур). В 2017 г. в Н. м. проживало 8 насельников. В 90-х гг. XX в.- нач. 2003 г. в Н. м. возведен братский корпус с ц. вмч. Георгия Победоносца (2003). В 2011 г. в специально построенном деревянном доме открыт Музей старины и народного быта на основе коллекции крестьянской утвари, вышивок и посуды, собранной архим. Викентием (Мазуром). При Н. м. действует правосл. специализированная школа им. прп. Сергия Радонежского. К кон. 2017 г. в Н. м. хранились список чудотворной Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы (дар Киево-Печерской лавры, принесен 21 окт. 2001); ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских; икона с частицей мощей свт. Николая Чудотворца; икона с частицей мощей прав. Иоанна Русского; копия Холмской иконы Божией Матери (2003; изготовлена специально для обители). В нише юго-западного пилона центрального объема Успенского храма находится надгробие Киселю с поколенным надгробным бюстом. Фундатор монастыря изображен в рыцарских латах, держащим в левой руке булаву (ныне утрачена). Ниша имеет пышное обрамление, над ней помещен герб рода Кисель в картуше, под ней - 2 плиты с эпитафиями. В крипте сохранился оловянный саркофаг Киселя. Арх.: ЦГИАК. Ф. 25 (Луцкий гродский суд). Оп. 1; Ф. 2079 (Низкиничский мон-рь); ГА Волынской обл. Ф. 35 (Волынская духовная консистория православная); Ф. 59 (Владимир-Волынский уездный суд); Ф. 389 (Архив «новой» Луцкой греко-униатской консистории, 1798-1828); Ф. Р-393 (фонд Уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР по Волынской обл.). Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о правосл. мон-рях Волынской епархии, в наст. время не существующих: Низкиничский мон-рь//Волынские ЕВ. 1867. Ч. неофиц. 8. С. 139-145; Фаддей (Успенский), еп. Древние приходские храмы близ г. Владимир-Волынского//Там же. 1910. Ч. неофиц. 4. С. 72-74; Богуславский Г. К. Киевский воевода А. Кисель и выстроенная им в с. Низкеничах, Владимиро-Волынского у., церковь//Сб. ст. в честь гр. П. С. Уваровой, 1885-1915. М., 1916. С. 232-248; Sysyn F. Between Poland and the Ukraine: The dilemma of A. Kysil, 1600-1653. Camb. (Mass.), 1985; Свистун В. О. Свято-Успенський Низкиницький чoлobiчuй мон-р: Icmopiя та сьогодення. Нововолинськ, 2003; Годованюк О. М. Moh-pi та храми Волинського краю. К., 2004; Гopih С. М. Moh-pi Зaxiдhoï Boлuhi (друга половина XV - перша половина XVII ст.). Льbib, 2007; Михнюк Л. Святиня на naropбi. Нововолинськ, 2009; А. Г. Кисель: Сб. мат-лов/Сост.: В. Н. Киселев, В. О. Свистун. Минск, 2012.

http://pravenc.ru/text/2565242.html

Католическая ц. Св. Духа в дер. Кодень Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша. 1513–1520 гг. В 20–30-х гг. XX в. центр неонуниат. прихода арх. Михаила Католическая ц. Св. Духа в дер. Кодень Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша. 1513–1520 гг. В 20–30-х гг. XX в. центр неонуниат. прихода арх. Михаила На Волыни 1-я небольшая неоуниатская община появилась в 1925 г., когда в Н. перешел настоятель правосл. храма в с. Озеро Луцкого повята Евсевий Слёзко с частью прихожан. 14 апр. 1925 г. в кафедральном соборе Луцка Игнатий Мария Дубовский, католич. еп. Луцкий (1916-1925), торжественно присоединил Слёзко к католич. Церкви (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 983. Л. 44-46). Слёзко ездил по окрестным деревням, совершал службы, требы. В 1927 г. он вновь принял Православие. Оставшаяся в селе группа униатов прекратила активную деятельность, но в 30-х гг. XX в. при поддержке местных властей в селе для них была возведена часовня. Основные успехи Н. на Волыни относятся к 1927-1933 гг. Во многом они связаны с личностью назначенного в дек. 1925 г. на Луцкую кафедру еп. Адольфа Петра Шелёнжека (1925-1950). В эти годы в унию перешли правосл. приходы в селах Дубечно (4 тыс. прихожан), Краска (ок. 700 прихожан), Гумнище (ок. 200 прихожан), Кусковце-Велке (Великие Кусковцы), Жабче, Цехув (Цегов). При поддержке польск. властей в крае были построены неоуниат. храмы: в с. Жабче (1931), в с. Кусковце-Велке (1933). В Полесском воеводстве распространение Н. началось весной 1925 г., когда был основан неоуниат. приход при католич. церкви в с. Торокань (ныне агрогородок Именин Дрогичинского р-на Брестской обл., Белоруссия). Там в 1921 г. церковь в мон-ре василиан была преобразована в приходской католич. храм. В 1926 г. неоуниат. приходы появились в Бобровичах и Ольпени. Для колонистов из Галичины были образованы «филиальная» (приписная) униат. община в украиноязычном поселении Хуторы-Марилинске (ныне урочище Мерлинские Хутора Столинского р-на Брестской обл., Белоруссия) (1926), приход в с. Хородно (Городная) Столинского повята (1927).

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУЦКАЯ (ВОЛЫНСКАЯ) ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена, по всей вероятности, в 30-х гг. XIII в., отделена от Владимиро-Волынской епархии , в XIV в. входила в состав Галицкой митрополии (см. Галицкая епархия ). В XVI - нач. XVII в. епархия имела название «Луцкая и Острожская», после 1625 г. объединена с Владимиро-Волынской кафедрой, в 1702 г. окончательно перешла в унию. В 1799 г. была восстановлена правосл. Волынская епархия для всей территории Волыни (центр находился в Остроге, Житомире, Луцке), в 1922-1940 гг. епархия была разделена на Волынско-Кременецкую (на территории Польши) и Волынско-Житомирскую (в Украинской ССР). В мае 1944 г. восстановлена Луцкая и Волынская епархия (для всей Волыни), с 1 июля 1944 г.- Волынско-Ровенская епархия. 10 апр. 1990 г. разделена на епархии Ровенскую и Острожскую (на территории Ровенской (ныне Ровненская) обл.) и Луцкую и Волынскую (на территории Волынской обл.). В 1996 г. Луцко-Волынская епархия была разделена на Владимир-Волынскую и Ковельскую епархию и Луцкую и Берестечковскую епархию, с 2012 г. епархия имеет название «Волынская и Луцкая». Территория Л. е. включает Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский р-ны Волынской обл. Украины. Епархия разделена на благочиннические округа: Берестечковский, Гороховский, Камень-Каширский, Киверцовский, Колковский, Локачинский, Луцкий, Любешовский, Маневичский, Рожищенский. Кафедральный город - Луцк. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Луцке. Правящий архиерей - митр. Нифонт (Солодуха ; с 25 авг. 1992 епископ Волынский, с 28 июля 1993 архиепископ Волынский, с 11 апр. 2001 митрополит Луцкий и Волынский, с 20 июля 2012 митрополит Волынский и Луцкий). В епархии насчитывается 410 приходов, 3 мон-ря (мужской и 2 женских), в клире состоят 329 священнослужителей (315 священников, 14 диаконов) При епархиальном управлении работают отделы: социальной помощи детям, издательский, миссионерский, по благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по делам пастырской опеки пенитенциарной системы, информационно-просветительский, паломнический, миссия «Церковь и культура», по делам семьи, юридический, по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений. История

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Луцке Волынской губ. (ныне Волынская обл., Украина). Основан в 1624 г. как общежительный членами правосл. Луцкого братства в честь Воздвижения Креста Господня (известно с 1617). Располагался в районе Старого города - на стыке площадей Братский Мост и Рыночная (ныне монастырские постройки расположены на ул. Иова (Кондзелевича), д. 5; Крестовоздвиженская ц.- на ул. Даниила Галицкого, д. 2), на месте сгоревшего в 1619 г. «Русского госпиталя» с ц. св. Лазаря у Глушецкого моста. Как и храм в Тернопольском братстве, возникшем ранее во владениях кн. Константина Константиновича Острожского, луцкий храм, один из центров местных братчиков, посвятили празднику Воздвижения Креста Господня. Вместе с «еллино-словенской» школой деревянная Крестовоздвиженская ц. (1620) была построена еще до основания мон-ря по разрешению, которое после ходатайства волынских депутатов сейма 20 февр. 1619 г. братчики получили от польск. кор. Сигизмунда III Вазы . Ставропигиальный статус братству был пожалован 20 июня 1620 г. грамотой Иерусалимского патриарха Феофана IV . В 1624 г. на общем собрании Луцкого братства было утверждено «Постановение порядное межи брацтвом свецким и духовными, сиречь игуменом и иноками общаго житиа киновиатов». Оно было подписано от «духовного братства» братским игуменом иером. Герасимом, иеромонахами Тарасием (Черниковским) и Самуилом (Шикевичем). В предисловии к «Постановению...» сообщается о том, что братское собрание желает основать «киновион, то есть общежитие законников регулы святого Василия Великого, послушенства православия восточнаго, на том местцу, при церкви нашой братской». Далее перечислены договоренности между братством и мон-рем, к-рые можно рассматривать как устав Л. м. Перечень открывается поручением игумену сформировать штат мон-ря: пригласить духовника, проповедника, священника, диакона, уставщика, екклесиарха, эконома, «полатного», 2 братьев для сбора милостыни, повара, послушника, дидаскала.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нифонт (Солодуха), митр. Волынский и Луцкий. Фотография. 2016 г. (Солодуха Василий Андреевич; 5.10.1948, с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. УССР - 22.03.2017, г. Луцк, Украина), митр. Волынский и Луцкий. Из крестьянской семьи. После окончания в 1963 г. 8-летней школы работал в колхозе. В 1970 г. поступил в МДС. С 1971 г. исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре принял постриг с именем в честь св. Нифонта, еп. Новгородского. 15 апр. того же года рукоположен во диакона. По окончании семинарии в 1974 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия. 26 февр. 1977 г. рукоположен во иерея. 18 марта того же года назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка-Козинская Рожищенского р-на Волынской обл. В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии. 20 марта 1990 г. Синод УПЦ избрал его епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта во Владимирском кафедральном соборе в Киеве. В том же году в Хмельницком были зарегистрированы первые общины УАПЦ, объединенные в автокефалистскую епархию, к-рую возглавил «епископ» Антоний (Фиалко) . В апр. 1990 г. сторонникам УАПЦ был передан бывш. полковой храм св. Андрея Первозванного в микрорайоне Дубово на окраине Хмельницкого. Н. и др. клирики епархии выступили против такого решения, поскольку изначально власти предполагали передать храм в распоряжение УПЦ. В течение нескольких дней архиерей и священнослужители проводили голодовку у здания облсовета, однако власти не пошли на уступки. 25 авг. 1992 г. Н. назначен правящим архиереем Луцко-Волынской епархией. Назначение состоялось по рекомендации предыдущего еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука; ныне митрополит), на смещении к-рого с Луцкой кафедры настаивали местные власти. 28 июля 1993 г. Н. возведен в архиепископа Луцкого и Волынского. Из-за препятствий государственных структур Н. смог с большим трудом получить прописку в Луцке только в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2577729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ВЕРБСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ), в с. Вербка Ковельского р-на Волынской обл. Основан 24 мая 2002 г. на месте существовавшего в XVI-XVII вв. Вербского Свято-Троицкого муж. мон-ря. Древняя обитель находилась недалеко от И. П. м., на возвышенном месте среди болот, образовавшихся от разлива р. Турия. Впервые мон-рь упоминается в грамоте от 4 марта 1543 г., согласно к-рой кн. Василий Михайлович Сангушко-Ковельский при обмене своих имений на имения кор. Боны отдавал последней, в частности, замок в г. Ковель и принадлежащие замку имения, а также с. Вербка, монастырь Св. Троицы и 7 «монастырских» селений: Гушин, Бахово, Лагодлево, Воля, Озерница, Облапы, Городище (Archiwum. 1897. T. 5. S. 341). Впрочем, прот. Николай Трипольский предполагал, что обитель существовала еще в XIII в.: под 1240 г. в актах Почаевского мон-ря впервые упоминался некий «монастырь Веребищев» ( Трипольский Н. И. Документы, относящиеся к истории Почаевского мон-ря//Волынские ЕВ. 1896. 2. С. 704). Одним из благотворителей обители был кн. А. М. Курбский , который имел владения на Волынском Полесье и основал неск. мон-рей, в частности Миляновичский мужской в мест. Миляновичи (ныне село Турийского р-на) и Николаевский мужской в с. Блаженик (ныне Турийского р-на). С 1564 г. Ковель с округой принадлежал кн. Курбскому (Острозька Akaдeмiя XVI-XVII ст.: Енцикл. видання. Острог, 1997. С. 77). Первый известный по имени настоятель мон-ря игум. Александр был духовником Курбского, затем И. П. м. возглавляли игумены Александр, Симеон (1578), Исаия (до 1582). В завещании Курбский писал, что желает быть погребенным в мон-ре Св. Троицы в Вербке, «в церкви, у ног отца моего духовного, священноинока Александра». Курбский умер между 3 и 23 мая 1583 г. в Ковеле и был погребен в И. П. м. Впосл. обитель была обращена в приход; в последний раз мон-рь упоминался в завещании, к-рое 18 июня 1594 г. составил луцкий городничий Кирилл Зубцовский, скончавшийся в 1601 г. и похороненный в Вербке (Жизнь кн. А. М. Курбского в Литве и на Волыни. 1849. Т. 2. С. 295). Уже в 1606 г. упоминается только приходская Троицкая ц. с. Вербка, в 1699 г.- настоятель этого храма свящ. Феодор Савчин, преследуемый униатами и местным польским магнатом (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 124).

http://pravenc.ru/text/577910.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010