Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ЭДЕССКИЙ [Кийоре Эдесский] , восточно-сир. богослов, писатель-литургист (VI в.). Судя по прозвищу, род. в Эдессе (ныне Шанлиурфа, Турция). В 30-х гг. VI в. обучался в богословской школе Нисибина под рук. Мар Абы I , буд. католикоса Церкви Востока, и Фомы Эдесского . Затем переехал в школу Селевкии-Ктесифона , либо последовав за Мар Абой (ок. 538), либо в результате временного закрытия Нисибинской школы по указу перс. шаханшаха Хосрова I (ок. 540/41 г.: Vööbus. 1965. P. 156–157). Вероятно, здесь получил ученое звание «доктора», которое часто стоит при его имени в рукописях. После смерти Мар Абы (552) К. Э. перенес его тело в г. Хира (Хирта), где построил мон-рь и основал богословскую школу. Возможно, это произошло не сразу, поскольку в сохранившейся биографии Мар Абы рассказывается о первоначальном перенесении его тела в мон-рь в Селевкии (Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’unprêtre et de deux laïques, nestoriens/Éd. P. Bedjan. P.; Lpz., 1895. P. 271). К. Э. известен прежде всего как автор 6 литургических трактатов, к-рые относятся к числу немногих сохранившихся и притом наиболее ранних образцов сир. жанра (букв.— повод, причина, обоснование, введение; проповедь, дающая богосл. объяснение того или иного литургического события). Цикл из 8 объяснений был начат Фомой Эдесским, написавшим трактаты о Рождестве Христовом и Богоявлении. Завершая после его смерти (ок.543) этот труд, К. Э. составил объяснения, посвященные Великому посту, Пасхе, Страстям Христовым, Воскресению, Вознесению и Пятидесятнице. Впосл. этот цикл был дополнен еще 5 трактатами др. авторов и в таком виде бытовал в Церкви Востока под названием «Объяснения праздников домостроительства» (все сохранившиеся рукописи восходят к ныне утраченной Siirt. 82, XVI в.; подробный анализ сборника: Baumstark. 1901). По словам К. Э., в основе его трактатов лежат объяснения, дававшиеся устно учителями Нисибинской школы, в первую очередь, вероятно, Мар Абой. Трактаты К. Э. являются важным свидетельством того, как богосл. система еп. Феодора Мопсуестийского , которой в целом следует автор, применялась в сфере литургического богословия. Они также отражают один из этапов в развитии учения о Евхаристии в Церкви Востока и дают информацию о восточно-сир. литургической практике VI в.

http://pravenc.ru/text/1840135.html

Обратите внимание на лицемерие и хитрость антихристианских судебных властей Европы. Чтобы не возбуждать слишком большого сопротивления христиан, они дарят им иллюзию возможности справедливого решения, удовлетворив справедливый иск христианки-стюардессы, которой хозяева запретили носить крестик. Но зато 3 похожих иска христиан «самый справедливый в мире» Страсбургский суд отклонил. Итак: счет три один в пользу сатанистов. Это обычная тактика оккультистов. Такая же ситуация была организована ими на скандально известном Втором Ватиканском соборе. Тогда Папы Римские тоже делали реверансы и в сторону традиционалистов, а не только разрушителей-»реформаторов». Но в сторону обновленцев делалось в несколько раз больше шагов, чем в пользу традиционных католиков. Лягушку, как известно, варят постепенно, увеличивая температуру воды, а не швыряя ее сразу в кипяток, а то ведь выпрыгнет. И ведь эти дела - только верхушка айсберга, а обычно люди в Европе молча сносят издевательство работодателей - оккультистов, не заявляя в суд. На новом уровне повторяются языческие гонения. Только во времена Диоклетиана открыто заставляли поклонятся идолам, а ныне все делается скрытно. От христиан ныне не требуют (пока еще!) открытого поклонения языческим идолам, а заставляют «учитывать объективные реалии исторического процесса», соблюдать «политкорректность». И все это ради того самого безбожного «мира и безопасности», после наступления которых человечество, без сомнения, «постигнет пагуба», как и обещано в Писании. Ситуация на Украине, которая постепенно лишается остатков своего суверенитета, по-кроличьи «интегрируясь» в жадную утробу европейского «удава», является частным случаем мировой политики. Ничего оригинального. Как и везде, Брюссель хочет, чтобы христианские священники и архиереи не только не сопротивлялись Новому Мировому Порядку, но и стали его пропагандистами «политработниками». К несчастью, многое уже получается в этом плане у Брюсселя и у других глобальных западных центров. Они особенно сосредоточились на развале РПЦ, стимулируя сепаратизм в ее украинской части. Направленная на дальнейший духовный отрыв Украины от других частей разорванной Руси политика руководства ЕС уже дает свои ядовитые плоды. Так, Митрополия УПЦ МП признала голодомор - «геноцидом украинцев», внесла автокефальные изменения в свой Устав, не изменив их, несмотря на требование Святейшего Патриарха Кирилла и Синода РПЦ. В УПЦ МП уже служат заупокойные литии по военным преступникам Петлюре, Бандере и Шухевичу, несмотря на то, что они даже православными не были.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/14/...

А может ли существовать такое понятие как русский француз или русский англичанин? Другими словами может ли русскоязычный человек, полноценно интегрироваться в жизнь страны проживания, но при этом сохранять свою веру, культуру и прочее? Конечно, одного желания мало. Необходима организационная и материальная поддержка. Она должна приходить не только с Родины, но и от стран проживания. В странах Западной Европы русскоязычным людям трудно воспользоваться законодательством о национальных меньшинствах, так как речь идет о таких меньшинствах, которые проживают на протяжении долгих лет. Однако можно активно пользоваться теми предложениями, которые предлагаются в рамках интеграционной политики. Требуется разъяснять и объяснять, что знакомство с традициями и порядками страны проживания могут идти параллельно с мерами по сохранению своей изначальной цивилизационной идентичности. Тогда человек не отрывается от базовых ценностей, которые он, как правило, черпает именно через язык своей родной культуры. Поддержанию такого ценностного базиса содействует развитие религиозного начала в жизни людей русского происхождения. Важным становится осознание необходимости защиты своих прав на религиозную свободу. Согласно поправкам 2010 года к закону о соотечественниках, Российское государство «оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности». Как правило, религиозная свобода наших сограждан не нарушается в Западной Европе. Однако ее полноценной реализации порой могут препятствовать задержки или отказ регистрации православных общин, или предоставление им юридического статуса ниже того, которым пользуются другие конфессии и религии в той или иной стране. Например, здесь, в Эльзасе, католики, протестанты и иудеи пользуются б ольшими возможностями, чем все другие религии. Иногда такие препятствия могут проявляться в задержке выделения земли под строительство необходимого религиозного сооружения. Так, начиная с 2005 года, наш приход ставил вопрос о выделении земли под строительство церкви. Только после визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейшего Патриарха) в 2007 году в Страсбург власти города всерьез занялись решением этой проблемы. И только в 2011 году было принято решение о выделении необходимого участка.

http://patriarchia.ru/db/text/1628380.ht...

— Действительно, учением о примате первенствующего епископа я занимаюсь уже около 15 лет, со времени написания кандидатской диссертации в Московской духовной академии под руководством моего научного руководителя — профессора протоиерея Максима Козлова . Тема моей кандидатской работы касалась различий в понимании единства Церкви в католичестве и Православии. Как известно, ключевое значение в понимании церковного единства в римском католицизме придается фигуре Папы Римского как первенствующего епископа Вселенской Церкви. Именно разница во взглядах на его полномочия и стала главной причиной разделения между православными и католиками. Однако, изучая этот вопрос, я столкнулся с тем, что и между Поместными Православными Церквами по вопросу трактовки полномочий первенствующего Константинопольского первоиерарха сегодня нет единого мнения. Для меня это стало особенно явным после событий 2007 года в итальянской Равенне, когда на заседании Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». В отсутствие делегации Русской Церкви и без учета ее мнения в этот документ была включена формулировка о роли Константинопольского Патриархата , согласно которой критерием единства со Вселенской Церковью на Востоке после разделения с Западом считалось общение с Константинопольским престолом, в то время как на Западе — общение с Римом, то есть фактически была воспроизведена католическая модель. Как указал тогда в официальном комментарии епископ Венский и Австрийский (ныне митрополит Волоколамский) Иларион, Константинополь таким способом попытался через посредство православно-католического диалога подчеркнуть свой особый статус среди прочих Поместных Православных Церквей как своего рода «восточного папы», а Рим попытался показать, что католическое учение о первенстве во многом схоже с православным. После этих событий Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучение и выработку позиции ­Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. С этого времени я начал интересоваться этой проблематикой и выбрал соответствующую тему для докторской диссертации при поступлении в Общецерковную докторантуру . Однако, выбирая в 2010 году эту тему, я и представить себе не мог, насколько моя диссертация окажется актуальной на момент ее защиты.

http://patriarchia.ru/db/text/5780119.ht...

За последние несколько лет российское государство активизировало свои действия в работе с соотечественниками. Принят ряд программ, по которым ведется поддержка активности во всем Русском мире. Данная позиция государственной власти не только предоставила возможность людям, отождествляющим себя с русской культурой, сохранять духовное и ценностное единство, но и дала импульс к сохранению самобытности великой славянской цивилизации, которая может и должна существовать как очень важное и обогащающая весь мир духовное и культурное явление. Одним из людей, награждаемых ныне, является большой друг нашей Церкви Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II . Вижу в этом свидетельство о той братской любви, которой неизменно отличаются отношения между нашими Церквами. В течение многих веков мы ощущаем себя братьями, несмотря на то, что различаются наши национальные языки и существует богословские различия между Церквами. Мы долгое время жили в границах одного государства и успели в буквальном смысле сродниться друг с другом. И сегодня между нашими народами развивается интенсивное сотрудничество и общение. Во многих странах, окормляемых Русской Церковью, проживает многочисленная армянская диаспора. В Армении также есть выходцы из России, Украины, других стран Содружества независимых государств. В Армении успешно действует несколько русских приходов, а в России, Украине и других странах существуют армянские приходы и епархии. Вы, Ваше Святейшество, лично много делаете для того, чтобы поддержать пастырское окормление духовенством нашей Церкви русскоговорящих соотечественников в Армении. Надеюсь, что в скором будущем в Ереване появится представительство Русской Православной Церкви. Это откроет еще одну возможность для регулярного диалога между нашими Церквами. Надеюсь на плодотворное продолжение наших теплых отношений и успех совместной работы. Сегодня высокая награда вручается также известному сербскому кинорежиссеру Эмиру Кустурице, творчество которого основано не на коммерческой сиюминутной выгоде, а на стремлении к истине, на размышлении об основных вопросах бытия человека.

http://patriarchia.ru/db/text/1046218.ht...

Проводимые ФРЕЛИМО реформы и стремление правительства контролировать внутреннюю жизнь М., с одной стороны, и враждебная политика соседних Родезии (ныне Зимбабве) и ЮАР, не признавших новую власть в М., с другой, усилили рост политической напряженности в стране. Обстановка обострилась и в связи с тем, что М. присоединилась к группе т. н. прифронтовых гос-в, выступавших против политики апартеида и расизма в ЮАР и Родезии. В 1976 г. спецслужбы Родезии и ЮАР создали на своей территории организацию РЕНАМО, к-рая развязала в М. гражданскую войну против ФРЕЛИМО. Конфликт поставил экономику страны на грань полного краха. Несколько миллионов жителей, спасаясь от военных действий, а также засухи и сильных циклонов, бежали из М. После падения расистского правительства в Родезии и провозглашения в 1980 г. независимой Республики Зимбабве процесс руководства РЕНАМО осуществлялся из ЮАР. В том же году были подписаны мирные договоры с Зимбабве, а в 1984 г.- с ЮАР, известные как соглашения Нкомати, с целью лишить РЕНАМО к.-л. внешней поддержки. После заключения соглашений граница между М. и Зимбабве стала открытой, но отношения с ЮАР по-прежнему оставались напряженными ввиду несоблюдения южноафрикан. стороной условий договоров. Встреча папы Римского Франциска с епископами Мозамбика в Ватикане. Фотография. 2015 г. Встреча папы Римского Франциска с епископами Мозамбика в Ватикане. Фотография. 2015 г. В нач. 80-х гг. ХХ в. взаимоотношения между религ. орг-циями и гос-вом улучшились. В 1982 г. представители католиков, протестантов, мусульман и индуистов были приглашены на конференцию с участием президента. В том же году 25 дек., к-рое с момента обретения М. независимости было обычным рабочим днем, объявили гос. праздником под названием «День семьи». Повторное освящение собора св. Таксиархов в Мапуту Феодором II, патриархом Александрийским Повторное освящение собора св. Таксиархов в Мапуту Феодором II, патриархом Александрийским В 1986 г., после ввода войск ЮАР на территорию М., под предлогом необходимости уничтожения лагерей Африканского национального конгресса М.

http://pravenc.ru/text/2563938.html

Каракалла (Каракала) (кон. XVII в., Димицана, Пелопоннес - не ранее 27.07.1775, скит св. Анны, Афон), патриарх К-польский (28 (по др. данным - 29) сент. 1748 - май/июнь 1751; 7 сент. 1752 - 15 (по др. данным - 16) янв. 1757). Происходил из знатного греч. рода; после захвата Пелопоннеса в 1715 г. турками был вывезен в К-поль, бежал на Афон, затем на о-в Патмос, где обучался в Патмосской школе (Патмиаде) у дидаскала Макария Патмосского (Калогеры) и принял монашеский постриг. Не завершив обучения, К. переехал в К-поль, где жили его брат и сестра. В 1737 г. рукоположен во митрополита г. Меленико (ныне Мелник, Болгария). С 22 янв. 1745 по сент. 1748 г. занимал митрополичью кафедру Никомидии. Предшественник К. на Никомидийской кафедре Гавриил при поддержке одной из партий при дворе султана на протяжении 3 лет пытался оспорить назначение К. и в итоге добился своего восстановления. 28 (по др. данным, 29) сент. 1748 г. К. был поставлен патриархом К-польским вместо Паисия II, занимавшего Патриарший престол в 1744-1748 гг. в 3-й раз. Противники К. утверждали, что его поставление связано со взятками и интригами высокопоставленных родственников, однако архивные документы свидетельствуют, что Паисий оставил Патриарший престол добровольно, а К. был избран общим решением Поместного Собора ( Σαβρμης. 1933. Σ. 164-165). Низложение и удаление К. на о-в Халки в июне 1751 г. было связано с его позицией по вопросу о повторном крещении католиков. Второму Патриаршеству К. в 1757 г. положили конец интриги сменившего его на Патриаршем престоле Каллиника IV , а также удаленных из К-поля архиереев, находившихся в оппозиции к К. «Низложение» К. (Ibid. Σ. 177-186) собственноручно подписал патриарх Каллиник IV. Документ резкой полемической направленности содержит многочисленные выпады и оскорбления в адрес К. Он был сослан на Кипр (по др. сведениям, на Синай), затем получил дозволение переселиться на Афон, где подвизался в скиту св. Анны. В 1763 г. он без разрешения патриарха К-польского Самуила прибыл в столицу под предлогом решения долговых вопросов. В действительности его приезд объяснялся желанием вернуться на Патриаршую кафедру в 3-й раз. Однако эти попытки не увенчались успехом: патриарх Самуил подтвердил документ о низложении 1757 г., и К. вновь был сослан сначала на Синай, а затем на Афон. Изображение К. на фреске в скиту св. Анны (опубл. в: Γριτσπουλος. 1959. Σ. 385) содержит дату «27 июля 1775», однако невозможно сказать, идет ли речь о дате кончины К. или о времени создания изображения.

http://pravenc.ru/text/1840371.html

1186 Жемчужников не говорит также о православных Грузинской, Албанской и некоторых других Церквах. 1187 В одной из следующих статей автор говорит, что появление в Иерусалиме Русской Духовной Миссии раздражило греков и обрадовало католиков. Мне кажется, что достаточно обнародовать на Востоке его идеи, чтобы тот же результат был достигнут в гораздо больших размерах. – Примеч. автора документа. 1188 Имеется в виду отчетный доклад Б.П. Мансурова, который опубликован нами в томе 1 настоящего издания и который обсуждается выше в записке В.С. Неклюдова. 1189 Вряд ли можно согласиться с подобным оптимистическим мнением. Патриархия не имела намерения передавать построенное по проекту Порфирия здание в собственность Русской Миссии или вообще России. 1190 Историю создания первой арабской типографии в Иерусалиме см. выше, в отчете начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия (Успенского) , который и был тогда, при переговорах с Патриархом Кириллом II, информатором и главным советчиком А.П. Озерова (документ 55). 1191 Имеется в виду период 1830–1840 гг., когда Сирия и Палестина были оккупированы египетскими войсками. 1192 Имеется в виду Бейрутская операция Русского флота 1773 г. Подробнее см.: Смилянская И.М., в соавт. Россия в Средиземноморье: Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. М., 2011. 1193 Имеется в виду Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб аль-Мушаррафи ат-Тамими (1703–1792) – известный арабский теолог и религиозный лидер, основатель ваххабизма. Дата заключенного им союза с Мухаммадом ибн Саудом (1744) считается годом создания первого саудовского государства – Дирийского эмирата со столицей Эд-Диръия (ныне пригород Эр-Рияда). Несмотря на попытки Османского правительства ликвидировать мятежную в отношении к Стамбулу ваххабитскую государственность, она выжила и укрепилась. Религиозная династия потомков Абд аль-Ваххаба (Аль Шейх, т. е. «дом Шейха») и сегодня сохраняет важнейшую роль в Саудовской Аравии: ей принадлежит духовная власть, а «дому Сауда» (Аль Сауд) – политическая и экономическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но для сего первым и непременным нашим сотрудником должно быть оно же, греческое духовенство; от его доброго расположения зависит весь успех дела. Вы ясно доказали цифрами, что мера производимых ему Россиею пособий не дает нам права ничего требовать. Независимо же от него устраивать образцовую епархию и выказывать превосходство своего служения противу греческого в виду грубых и невеличественных населений того края – значит стать с греческим духовенством в соперничество, действовать в отношении к нему как действуют католики, унижать достоинство греческих иерархов в глазах их паств и вести к расторжению навсегда и без того уже слишком слабых уз, которыми держится православие на Востоке, при враждебном духе элементов, составляющих оное. Заседание же русского епископа в Иерусалимском Синоде, буде оно и могло бы осуществиться, было бы, по моим понятиям, мерою решительною, но не к возвышению православия, а к совершенному подрыву всякой возможной с нашей стороны деятельности – как ныне, так и впредь. И этого результата мы достигнем одним лишь предложением этой меры – ибо можно утвердительно сказать, что ни Патриархи, ни турецкое правительство, ни в особенности западная политика того никогда не допустят. Впрочем, и, предполагая даже сию меру возможною, следовало бы прежде всего иметь опору в предыдущих данных условия ее успешности, а именно – в тесных и частых духовных сношениях между Российским и Восточными Синодами, таковые же сношения столь мало существуют, что доселе Восточной Церкви неизвестны даже имена русских святых угодников. С другой стороны, и по существу своему, хотя Восточные Синоды и независимы от прямого начальства – турецкого правительства, но в действительности круг действия их обнимает не только духовный, но и гражданский быт и политические интересы их паств, духовенство признается Портою законным ходатаем и ручателем за ее подданных-христиан и Синоды состоят в тесной зависимости и под строгим надзором турецкого правительства. Присутствия среди Синода, составленного из своих подданных, представителя России оно ни в каком случае не допустит, да и сообразно ли нашему достоинству, буде оно и было бы дозволено, подчинить нашего иерарха постыдному надзору, узаконять его присутствием часто такие меры, которым мы должны бы были противудействовать и которые извиняются и терпятся нами со стороны греческого духовенства единственно лишь в уважение гнетущего его ига. Но одного лишь предложения о том, говорю я, достаточно было бы, чтоб вооружить и возбудить против нас с изнова все подозрения и все противодействия как Турции, так и западных держав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Прошу вас, скажите мне, начинался ли когда какой-либо символ веры словами: «Я буду верить» (или не стану сомневаться)? Не все ли начинаются словом »Верую»? . Теперь обратимся к Греции и России. Здесь вам не нужно говорить: я буду верить; ибо вы уже теперь всем сердцем говорите: я точно верую, что основания их учения согласны во всех отношениях с древнею верою и Преданиями Церкви вселенской. В этом-то, мне кажется, и состоит весь вопрос. Но, вместе с тем, вы обвиняете обе ветви православной Церкви – одну в недостатке любви, другую в отсутствии в ней свободы. В отношение к первому упреку скажу, что заблуждение в деле, вас касающемся, произошло скорее от невежества, чем от равнодушия. Что это действительно так было, это, по моему мнению, вполне объясняется известным крайним упрямством патриархов. Вы, может быть, слышали (хотя вы еще до этого оставили Восток 616 ), что цареградский Синод чуть было не произнес отлучения русской Церкви за то, что она принимает католиков и протестантов без предварительного перекрещивания. Дело зашло было весьма далеко, хотя, кажется, принимает ныне более мирный оборот. Это событие было для многих моих соотечественников поводом к соблазну и скорби; я также немало этим смущался, но скоро душа моя успокоилась. Такой поступок бедного, порабощенного общества против относительно сильной империи, в помощи которой оно беспрестанно нуждается, изобличает присутствие энергического начала, хотя и худо направленного. Я уважаю это чувство! Заблуждение скоро рассеется; притом, само по себе взятое, оно против нас ничего не доказывает: местные Церкви нередко впадают во временные ошибки, от которых они спасаются тем, что принадлежат к соборному единению. Я даже радуюсь тому, что вы подали повод к этому недоразумению. Вопрос должен непременно получить, и получит надлежащее разрешение: или греки, по убеждению, примут безусловно наши правила, и тогда все дело выиграно; или они объявят, что различие в обрядах и внешних церковных постановлениях не нарушает церковного единства, и даже такое решение было бы весьма важно, особенно для обстоятельств будущего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010