Но духовная часть оставалась в том же положении, в каком находилась до присоединения Грузии. В Июне 1809 года главноначальствовавший тогда в Грузии генерал от кавалерии Тормасов, сообщая князю Голицыну о неустроенном состоянии духовной части, предлагал учредить в Тифлисе для грузинского духовенства под председательством католикоса дикастерию на одинаковом основании с российскими, вменив ей в обязанность пещись о порядке тамошних церквей и привести в ясность число духовенства в Грузии. Но в приложенной к отношению Тормасова записке католикоса Тифлисская дикастерия получала иной вид, не похожий на русские дикастерии. Католикос полагал образовать это правительственное учреждение из президента, вице-президента и трёх присутствующих членов по выбору духовенства. Президентом полагал быть он сам с тем, чтобы управлять ни от кого независимо; а на должность вице-президента просил назначить такого, который бы мог после него заступить место президента и указывал для сего на члена Святейшего Синода, грузинского архиепископа Варлаама, который, как бывший в России, знает уже весь порядок дел, до духовного правления относящихся. Но дело в этом направлении не имело хода, потому что католикос полагал учредить в Грузии что-то вроде Синода, а в намерении правительства было подчинить Грузинскую церковь русскому Святейшему Синоду. Князь Голицын предложил бумаги Тормасова Синоду, но при этом конфиденциально сообщил, что для положения прочных оснований устройства духовной части в Грузии и чтобы избежать письменных сношений по этому делу с католикосом, Государь намерен вызвать его в Россию. Главноначальствующему в Грузии Тормасову поручено было сообщить об этом католикосу; но католикос объявил, что «сам он не в силах предпринять столь отдалённого путешествия, а избрал за место себя к отправлению архиепископа Варлаама и первого в Грузии архимандрита Досифея, как отличнейших между грузинским духовенством». Лицам этим впоследствии суждено было играть значительную роль в ходе грузинских дел, а потому не лишне познакомиться с ними поближе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Илия II: были братьями и останемся братьями Интервью с главой Грузинской Православной Церкви - Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II по случаю 1025-летия Крещения Руси 31.07.2013 723 Время на чтение 6 минут Патриарх-Католикос Илия II. Фото автора В Москву прибыл на торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси самый влиятельный в Грузии церковный, политический и общественный деятель, единственный, кто поддерживает общение с Россией со стороны Грузии - Патриарх-Католикос Илия II. После войны в августе 2008 года между Россией и Грузией разорваны дипломатические отношения, и Патриарх Илия на протяжении пяти лет остается единственным представителем Грузии, кто приезжает в Россию и встречается не только с Патриархом Московским Кириллом, но и с Владимиром Путины м. Первая такая встреча прошла во время похорон Патриарха Алексия II, через 4 месяца после войны. Влияние Патриарха Илии в Грузии - явление беспрецедентное. Его рейтинг, по данным американских социологических служб, не опускается ниже 92%. Пять лет назад Патриарх лично договаривался с военным командованием России и лично приезжал в зону военных действий, чтобы забрать тела грузинских солдат. Накануне визита Патриарх дал интервью обозревателю RT Надежде Кеворковой. На сегодняшний день гражданам России для приезда в Грузию не нужна виза, для граждан Грузии получение виз возможно лишь при наличии приглашения. Несколько дней назад условные границы, определенные в одностороннем порядке после августовской войны, пограничники перенесли на 300 метров вглубь грузинской территории и начали возведение забора. Существует различие в понимании произошедших пять лет назад событий. Грузия считает, что ее территории в Абхазии и вокруг города Цхинвали оккупированы Россией. Россия считает, что армия Грузии по приказу Михаила Саакашвили напала на Южную Осетию, и Россия вынуждена была защитить ее население, а после этих событий признала независимость двух республик. Русская Православная Церковь не признала самостоятельность самопровозглашенных церковных общин на территории Абхазии и Южной Осетии, тем самым проявив верность православному единству народов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

14. Исихазм в Грузии Особенности исихастской традиции в Грузии Приступая к составлению библиографии по грузинскому исихазму, мы целиком отдавали себе отчет в сложностях, которые сопровождают эту работу, препятствуя полному охвату литературы по данной теме. И сейчас, предлагая вниманию читателей и исследователей итог работы, мы можем лишь подтвердить, что не ошиблись в предположениях. Основная сложность проистекала из того обстоятельства, что работать над библиографией по исихазму в Грузии пришлось в Москве, где как раз на время подготовки книги грузинские фонды РГБ и Исторической библиотеки оказались полностью или частично недоступными по техническим причинам (из-за длительного ремонта и перемещения фондов). К тому же, за последнее десятилетие эти фонды практически не пополнялись грузинскими изданиями, что могло бы создать весьма неверное впечатление, будто в Грузии мало что издается. Мы постарались заполнить эту лакуну, хотя наша библиография все еще остается неполной. Определенным препятствием явился и тот факт, что исследователи древнегрузинского наследия, среди которых немало выдающихся ученых, не подходили к этому наследию с целью изучения собственно исихастской традиции. В силу ряда исторически сложившихся обстоятельств, грузинский исихазм отдельно почти не изучался. I. Между эпохой расцвета грузинского монашества и временем, когда начали изучаться литературные памятники на грузинском языке, существует разрыв в несколько веков. Этот разрыв во времени необходимо было преодолевать, начиная с описи, инвентаризации того, что было создано и что сохранилось. Рассеянное по миру грузинское наследие требовало разыскания, описания, собирания, осмысления. На этот этап ушло почти два века, и он далек от завершения. Что касается исихазма, то его ранние формы были чрезвычайно плодотворно восприняты грузинским монашеством: об этом свидетельствует и аскетическая практика, и обширная переводная и оригинальная литература, которая была в обиходе и формировала мировоззрение и культуру грузиноязычных народов. Однако в распространении позднего исихазма ( Григорий Палама , Паисий Величковский) заметную тормозящую роль сыграли исторические обстоятельства. Именно в годы расцвета позднего исихазма в его паламитских формах начался один из самых неблагоприятных и притом длительных периодов в истории Грузии, когда вся ее территория, ее Церковь с древними монастырями, хранилищами святости и святынь, подвергались периодическим опустошениям. Эти бедствия Грузинской Церкви не закончились ни с присоединением Грузии к Российской империи, ни с восстановлением автокефалии в 1917 году. Начавшееся вслед за этим 70-летнее господство советского атеизма, разумеется, мало способствовало расцвету монашеской жизни и изучению христианского наследия нации.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолгое время Зап. и Вост. Грузию и освободивший страну от монг. ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий VII (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети - как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, к-рый провел военную реформу, разделив армию на 4 части во главе с 4 епископами - Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Зап. Грузии (Имерети) - Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (нач. XVIII в.), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626)). День памяти Г. (Гиоргоба) празднуется в Грузии 3 раза в год: 23 апр. (день кончины), 3 нояб. (день освящения ц. Георгия в Лидде) и особенно 10 нояб. (колесование Г., по др. версии - день победы Г. над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь нояб. назывался месяцем Г. (Гиоргобис тве). День памяти Г. в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети - Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии - Илороба, Алертоба, Мирсоба и др. Согласно устному народному преданию, тело Г. было расчленено на 363 части (по др. версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания. Так, небесные патроны церквей в Зап. Грузии - Георгии Илорский, Алертский, Кулийский (Квелийский), Суджунский, Мисаронский, Оциндальский, Хангарамский и т. д., в Вост. Грузии - Лашарис Джвари, Хахматис Джвари, Телетис Джвари, Ацкурский Белый Г. и др. В народном сознании эти Георгии воспринимаются как братья. Взаимосвязь центров почитания Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Александр II, наместник на Кавказе кн. А. И. Барятинский, экзарх Грузии митр. Исидор, а также указано, что восстановление храма было осуществлено архитектором полка Чулковым при «ревностном содействии» 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка под командованием полковника Ф. Х. Де-Саже. Работу проводили не подготовленные к реставрации мастера, что привело к бессистемной кладке фасадного камня, уничтожению части надписей и орнаментов, добавлению к фасадам несоответствующих элементов. 14 сент. 1858 г. на куполе церкви был воздвигнут крест, в том же году был устроен позолоченный иконостас. В 1862 г. кафоликон М. был причислен к штабу 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка и обращен в кладбищенскую церковь. На пожертвования офицеров и нижних чинов был восстановлен зап. портик и сооружена колокольня. Сохранилась русскоязычная эпиграфика (слева от царских врат, на зап. портике, над аркой под колокольню), передающая историю восстановления различных частей храма ( Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 11, 335-336; Сливицкий. 1902. С. 53-54; Такаишвили. 1913. С. 141-142; Двали. 1974. С. 45). 9 июня 1862 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский ; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) торжественно освятил храм М. В храме М. хранились значимые общехрист. святыни - подножие и гвозди (по др. источникам, гвоздь) Креста Господня. Во время персид. похода визант. имп. Ираклий I (610-641) пошел на Картли и «забрал из Манглиси и Эрушети подножные доски и гвозди Господа нашего Иисуса Христа, что были даны Мириану Константином» ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 227-228; Он же. 2008. С. 107). Предположительно эти святыни были возвращены в Грузию в XI в. в связи с бракосочетанием царя Грузии Баграта IV (1027-1072) и визант. царевны Елены. При царице Русудан (1223-1245) гвоздь был вставлен в специально изготовленную для этого митру манглели ( Иоселиани. 1866. С. 147). По приказу Давида VI Нарина (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293) для хранения митры был сооружен серебряный чеканный ларец с надписью: «Царь всея Грузии Давид, сын Русудан, соорудил вместилище для святого гвоздя» (Древности Российского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Иосселиан П. Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью. Тифлис, 1850. Иосселиан П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849. Иосселиан Платон, канд. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843. Иосселиан Платон. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии. Сочинено в Александре-Невской Академии. СПб., 1802. Каллистов Н. Приезд на Кавказ высокопреосвященного Экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его в Грузии. Тифлис, 1882. Капанадзе X. К 70-летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема И//ЖМП. 1967. Карбелов П., свящ. Иерархия Грузинской Церкви. Тифлис, 1904. Карбелов П., свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900. Квирила М. Преподобный отец наш Шио-Мгвимский и его монастырь. 1902. Кекелидзе К., прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Сообщ. Имп. Правосл. Палест. Общ. Пг., 1914. Т. XXV, вып. 3–4. Кекелидзе К. Литургическая справка об автокефалии Грузинской Церк-ви//" Духовн. Вести. Груз. Экзархата». 1906. Кекелизде К. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908. Кекелидзе К. С. Памятники древне-грузинской агиографической литературы. (Груз, текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К. С. Кекелидзе). Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1956. Давид Гареджели и его лавра. Тифлис, 1901. Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом. Тифлис, 1889. Жизнь и подвиги преп. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского. Тифлис, 1899. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давиде-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899. Кирион, епископ. Жития различных грузинских святых. Тифлис, 1899. Кирион, еп. Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной Церкви и общества. Тифлис, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Концепция Ватикана относительно сущности Христианской Церкви и управления в ней, его политическая пропагандистская деятельность на Востоке, его прозелистские методы и средства – все это вполне оправдывает Православную Церковь в ее борьбе против римско-католического прозелитизма. Ватикан нужно заставить понять, что почвой для христианской миссии являются не православные христиане, а нехристианский мир. В связи с целями, которые преследует Ватикан на Востоке, и его отношением к нам вообще, единственным отношением, которым может ответить Православная Церковь, это – отношение законной защиты, вполне оправдываемой церковными и национальными интересами православных народов. Слово Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Каллистрат : Я хочу сказать свое слово. Католицизм в лице иезуитов проник в Грузию в конце XVII и начале XVIII вв. Католические ксендзы, появившиеся в Грузии, приобрели расположение высшей светской власти и в результате этого им были предоставлены церкви в разных местах Грузии. Ксендзы вошли в доверие высших светских кругов. Как люди образованные, они занимались обучением и воспитанием юношества дворянских фамилий и, кроме того, оказывали лечебную помощь народу. Влияние католических ксендзов пошло дальше: некоторые грузинские дворянские фамилии приняли католицизм. Однако целый ряд неблаговидных поступков морального порядка со стороны католических ксендзов породил реакцию к ним со стороны грузинского дворянства. На ксендзов стали смотреть подозрительно, а затем светская власть и вовсе запретила их пребывание в Грузии; церкви от них были отобраны. Вторично католицизм появился в Грузии во второй половине XIX в.; католикам были предоставлены в Грузии две церкви: одна в Тбилиси, а другая – в Батуми. По данным 1896 г., в Грузии насчитывалось около 6 тысяч католиков с равномерным распределением на мужчин и женщин. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Каллистрат : Слово для доклада от Болгарской Церкви на тему: «Действительность англиканского рукоположения» предоставляется Митрополиту Сливенскому Никодиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секретное соглашение, состоящее из 15 пунктов, предполагало предоставление Римско-католической Церкви в Грузии равных прав с Грузинской Православной Церковью. Граждане Грузии, узнав об этом, были возмущены таким поворотом: «Они вместе скандировали: «Грузия без Ватикана», «Мы против заключения кабального соглашения с Ватиканом», «Грузия - православная страна». «Под давлением Церкви и общества Грузия отказалась от подписания соглашения с Ватиканом», - информирует сайт «Регионы России» . «Намерение подписать межгосударственное соглашение между Грузией и Ватиканом было воспринято Грузинской православной церковью как стремление Ватикана распространить влияние Римско-католической церкви в православной Грузии. … В итоге подписание соглашения не состоялось, сообщил заместитель министра иностранных дел Каха Сихарулидзе. По его словам, государственный министр Автандил Джорбенадзе связался по телефону с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, который находится в Ялте на саммите СНГ, и президент дал распоряжение воздержаться от подписания документа». «Комментируя сложившуюся ситуацию, бывший спикер парламента Грузии, профессор Вахтанг Гогуадзе, являющийся руководителем «Союза грузино-российской дружбы», отметил сегодня в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС : «В Грузии всегда с уважением относились и относятся к представителям других религий, некоторая часть ее жителей является приверженцами ислама, иудаизма и католицизма, но подавляющее большинство населения – православные христиане (около 80%). Православная церковь сыграла основную роль в развитии государства, в его борьбе за независимость, в формировании традиций грузин». Умение отстаивать свою позицию, свою веру – сегодня редкость. И это не удивительно. Ведь, по мнению современных псевдо-правозащитников, твердость в вере – ничто иное как «наглядная ксенофобия». «Московское бюро по правам человека представило новый проект с пространным названием «Общественная кампания борьбы с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и этнической дискриминацией в многонациональной Российской Федерации».

http://pravoslavie.ru/4850.html

Ованнисян И. В Грузии окончательно приняты поправки в Гражданский кодекс, касающиеся религиозных организаций, 06.07.2011 [Электронный ресурс]//Радио Азатутюн на русском. URL: http://rus.azatutyun.am/a/24256919.html (дата обращения: 16.11.2022). Ованнисян И. В Грузии окончательно приняты поправки в Гражданский кодекс, касающиеся религиозных организаций, 06.07.2011 [Электронный ресурс]//Радио Азатутюн на русском. URL: http://rus.azatutyun.am/a/24256919.html (дата обращения: 16.11.2022). Там же. Там же. Шкурова Е. В. Опыт исследований религиозности в белорусской среде: социологические подходы//Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. 2. С. 146. Филарет, митр. Государство и Церковь: основы и перспективы сотрудничества//Проблемы управления (Минск). 2006. 3 (20). С. 11. Ковалев Е.А. «Конкордатная» модель государственно- церковных отношений: историко-правовой и зарубежный опыт//Вопросы российской юстиции. 2020. 9. С. 87. Щёкин Н. С. Диалог Церкви и государства: современные формы взаимодействия//Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2018. 7. С. 133. Лебедев П. Грузия и Румыния остаются самыми религиозными среди православных стран в Европе, 25.05.2018 [Электронный ресурс]//Седмица.RU: Церковно- научный центр «Православная Энциклопедия». URL: http://sedmitza.ru/text/8119285.html (дата обращения: 04.02.2022) Малахов В.С., Летняков Д. Э. Указ. соч. С. 172. Там же. Durham C.W. (Jr.) Op. cit. Op. cit. Mikeladze T. (ed.) Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecular state policy. Tbilisi: Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. P. 7. Лесной кодекс Грузии: закон Грузии от 22.05.2020 5949 (ред. 15.12.2021) [Электронный ресурс]//Законодательный вестник Грузии: официальный сайт. URL: (дата обращения: 21.11.2022). Малахов В. С., Летняков Д. Э. Указ. соч. С. 172.   Источник: Долин В. А. Эволюция положения Православной Церкви в Беларуси и Грузии: сравнительный анализ//Ипатьевский вестник. 2023. 2. С. 130–140 http://doi.org/10.24412/2309–5164–2023–2–130–140

http://bogoslov.ru/article/6194200

41 Высокочтимые благоверные святые мученики, принявшие смерть ради хри­стианской веры и спасения Грузии от разорения. О царях Арчиле и Луарсабе см. примеч. 18 в материале С. Вардосанизе. Димитрий II Самопожертвователь (1259–1289), искусный дипломат, пытаясь сдержать нашествие врага, также сам отправился в ставку персидского шаха, чье войско подошло к границам Кахетии. Ему предложили выбор: или он перейдет в ислам, и тогда персы не тронут Грузию, или смерть. Царь выбрал смерть. Он был казнен. По сведениям средневековых историков, после его кончины случилось солнечное затмение, персы истолковали его как знамение и отошли от границ Грузии. О князьях Аргветских и царице Кетеван см. примеч. 12 в материале С. Вардосанидзе. 42 Антоний I (Багратиони, 1720–1788) – вступил на патриарший престол вскоре после более чем двадцатилетней оккупации Грузии турками и персами. Активно занялся восстановлением страны. За тесные контакты с католиками, чья система образования его привлекала, был осужден церковным судом как еретик, лишен сана и заключен в крепость, где провел более полутора лет. Уехал в Россию, предстал перед судом РПЦ и был оправдан. Некоторое время служил в России, затем возвратился в Грузию, где ему вернули сан и патриаршее достоинство. Сделал очень много для развития духовного образования в Грузии. Был одним из инициаторов Георгиевского трактата – договора с Россией. Ефрем Философ, или Ефрем Мцире (ок. 1025–1101) – церковный писатель, историк, философ. Получил образование в Константинополе. Перевел и прокомментировал сочинения Иоанна Дамаскина , Ефрема Сирина , Василия Великого . Написал комментарии к Псалтири и Посланиям апостолов. Иоаннэ Петрици (XI–XII вв.), также учился в Константинополе, был близок кругу Иоанна Итала и Михаила Пселла . После их осуждения скрылся в грузинском Петрицонском монастыре в Болгарии. Поэт и гимнограф, философ-неоплатоник, перевел на грузинский язык сочинения Аристотеля, Прокла, Немесия Эмесского и сопроводил их обширными комментариями. Эти комментарии дали толчок общекультурной эволюции и развитию философской мысли в Грузии и повлияли, в частности, на Шота Руставели. Бека и Бешкен Опизари – знаменитые мастера грузинской чеканки по металлу XII– XIII вв. Выполненные ими иконы и оклады икон считаются вершиной грузинского чеканного искусства. Болнисский Сиони – трехнефная базилика конца V в. недалеко от г. Болниси, самый древний из сохранившихся грузинских храмов. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде не только указывает точную дату сооружения храма, но и является старейшим, хорошо сохранившимся образцом древнегрузинского письма. Храм известен также особым типом креста, высеченного на фасаде и получившего название «болнисский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010