разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич)   биография         тексты (165)       Биография Родился 4 января 1933 года во Владикавказе. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили – из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе – из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии. 16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси студент II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь святого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси. 10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха. В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему " История афонского Иверского монастыря " ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита. 26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.

http://religare.ru/25_869_110_1.html

Святейшему Патриарху Грузинскому Илие исполнилось 80 лет. Святейшему Патриарху Грузинскому Илие исполнилось 80 лет. Интервью Патриарха Илии Правмиру: Патриарх Илия II: «В жизни все главное» Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич родился 4 января 1933 года во Владикавказе. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии. 16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси cmyдehm II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь святого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси. 10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха. В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита. 26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.

http://pravmir.ru/gruzinskomu-patriarxu-...

В воскресенье в Грузии отмечают очередную годовщину интронизации Католикоса-Патриарха Илии II 25 декабря 2005 г. 18:21 В воскресенье, 25 декабря, Грузинская Православная Церковь отмечает День интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго . В честь этого праздника накануне вечером прошла торжественная церковная служба в Мцхетском кафедральном соборе двенадцати апостолов Христовых Светицховели. А 25 декабря в новом кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси состоялся праздничный молебен. Здесь же была совершена молитва во имя мира и благополучия в Грузии. В эти дни исполняется 28 лет с того дня, когда Католикосом-Патриархом всея Грузии стал Илия II. За время патриаршего служения Илии II значительно возросло число епархий Грузинской Церкви, количество церквей и монастырей. 28 лет назад в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их около 800. Были совершены прославления новых святых, открыты духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси возведен самый большой храм Грузии   кафедральный собор Святой Троицы. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (в миру   Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года во Владикавказе. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили   из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской Духовной академии. 16 апреля 1957 года студент 2-го курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь Святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение. Это произошло в Тбилиси, в храме Святого Александра Невского, а два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. Через два года, 10 мая 1959 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил иеродиакона Илию в иеромонахи.

http://patriarchia.ru/db/text/73189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ II Семья Георгия и Наталии Гудушаури-Шиолашвили. В центре - Ираклий. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. Семья Георгия и Наталии Гудушаури-Шиолашвили. В центре - Ираклий. Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 4.01. 1933, Орджоникидзе (до 1931 и с 1990 Владикавказ, в 1944-1953 Дзауджикау)), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977). История рода Гудушаури насчитывает 15 веков. По преданию, царь Грузии св. Вахтанг Горгасали (V в.) стал восприемником основателя рода И.- Гудуши, сына Сно, соратника царя. Шиолашвили - одна из ветвей рода Гудушаури, потомки Шиолы Гудушаури (XVII в.), известного своим мужеством. Именем Шиолы названа Шиолская крепость в Казбегском р-не. Родители И. принадлежали к крестьянскому сословию и жили в Пшаво-Хевсурской вол. Тионетского у. Тифлисской губ. (ныне Казбегский р-н Грузии): отец, Георгий Семенович (1883-1967),- в с. Сно, мать, Наталия Иосифовна Кобаидзе (1895-1962),- в с. Сиони. В 1927 г. они купили дом во Владикавказе и зимы проводили там. И., 4-й ребенок в семье, был крещен в день Рождества Христова архим. Тарасием (Канделаки; впосл. епископ Цилканский, секретарь Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) ) во владикавк. ц. св. равноап. Нины, в то время находившейся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Восприемницей стала мон. Зоила (Двалишвили; позже настоятельница жен. мон-ря Бедиа в Абхазии, в 50-70-х гг. настоятельница жен. мон-ря Самтавро в Мцхете). Младенца нарекли в честь мч. Ираклия Севастийского и царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), при котором 24 июля 1783 г. был подписан Георгиевский трактат с Россией. Семья Георгия и Наталии вела христианский образ жизни. В доме находили убежище гонимые советской властью духовные лица, оказавшие значительное влияние на формирование мировоззрения будущего Католикоса-Патриарха. Семью хорошо знал Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе ; 1932-1952), связывавшийся через Георгия с владикавк. православными грузинами.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) Дата рождения: 4 января 1933 г. Дата хиротонии: 26 августа 1963 г. Дата пострига: 16 апреля 1957 г. Страна: Грузия Биография: Родился 4 января 1933 г. во Владикавказе. Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 г. они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 г. Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 г., а затем продолжил обучение в Московской духовной академии . 16 апреля 1957 г. в храме святого Александра Невского в Тбилиси cmyдehm II курса духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монашество с именем Илия в честь пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси. 10 мая 1959 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха. В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем в сан архимандрита. 26 августа 1963 г. архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 г. был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 г. возведен в сан митрополита.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198127...

601. ЕГО ЖЕ. Поздравительная телеграмма (с днем тезоименитства) Патриарху- Католикосу всей Грузии Илие II. – 1984, 9, 2. 602. КОНЧИНА иерарха Грузинской Православной Церкви (митрополита Тетрицкаройского Зиновия). (Обмен телеграммами). –1985, 5, 55. 603. ПИМЕН, патр. Приветствие (в связи 1650-летием блаженной кончины св.равноап.Нины) Патриарху-Католикосу всей Грузии Илие II. – 1985, 6, 3. 604. ТИХОН, архим. Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский. (Некролог). – 1985, 6, 58. 605. ПИВОВАРОВ Б., прот. Памяти митрополита Зиновия. – 1985, 6, 60. 606. СЛОВО Святейшего и Блаженнейшего Католикоса – Патриарха всей Грузии Илии II. ( В связи с 75– летием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена). – 1985, 11, 19. 607. ИЛЬИЧЕВА Н., НИКИТИН В. Святая равноапостольная Нина, просветительница Иверии (Грузии). (К 1650-летию со времени преставления). – 1985, 11, 80. 608. НИКИТИН В. Святая равноапостольная Нина и Крещение Грузии. – 1986, 3, 51. 609. ЕГО ЖЕ. Годовщина преставления Высокопреосвященного митрополита Зиновия. – 1986, 6, 54. 610. ПИМЕН, патр. Телеграмма митрополиту Сухумскому и Абхазскому Давиду. (Поздравления с 60-летием). – 1986, 7, 15. 611. НИКИТИН В. Святейший и Блаженнийший Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. (К 120-летию со дня рождения). – 1986, 7, 49. 612. ПИМЕН, патр., СЕРГИЙ, митр. Телеграммы с соболезнованием (по поводу разрушительного наводнения в Грузии) Патриарху-Католикосу всей Грузии Илие II. – 1987, 4, 5. 613. НИКИТИН В. Преподобный Григорий Хандзтели, основатель “грузинского Синая“, и его эпоха. (К 1125-летию со времени преставления). – 1987, 11, 61;12, 56. 614. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма (с днем Ангела) Патриарху-Католикосу всей Грузии Илие II. – 1988, 11, 2. 615. ЕГО ЖЕ. Поздравление (с 25-летием архиерейской хиротонии) Патриарху-Католикосу всей Грузии Илие II. – 1988, 12, 4. 616. НАУЧНАЯ конференция в Тбилиси. – 1988, 12, 55. 617. НИКИТИН В. Новый избранник Божий в сонме грузинских святых. – 1989, 1, 50. 618. ПИМЕН, патр. Поздравления(с 50– летием) Патриарху- Католикосу всей Грузии Илие II. – 1989, 4, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Колюбакин Н. П. После 1861 г.: По случаю крестьянского вопроса в Имеретии, Гурии и Мингрелии//ЧОИДР. 1865. Кн. 1. С. 244-312; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1887. Т. 5: [От убийства кн. Цицианова до подавления восстания царевича Григория (1812 г.)]; Утверждение русского владычества на Кавказе: К 100-летию присоед. Грузии к России (1801-1901)/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1901. Т. 4. Ч. 1; Джавахишвили И. А. Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907; Авалов З. Независимость Грузии в междунар. политике, 1918-1921 гг. П., 1924 (на груз. яз.); Хачапуридзе Г. В. Гурийское восстание в 1841 г. Тифлис, 1931; Маркова О. П. Восстание в Кахетии 1812 г. М., 1951; Мегрелидзе Ш. В. Грузия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Батуми, 1955; Думбадзе М. Зап. Грузия в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Лумонджава Д. Крестьянское восстание в Мегрелии в 1856-1857 гг. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Бурчуладзе Э. Крымская война и Грузия. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Матиашвили А. Г. Движение помещичьих крестьян Грузии в 20-30 гг. XIX в.: АКД. Тбилиси, 1965; ОИГ. 1970. Т. 4. 1973. Т. 5 (на груз. яз.); Жордания О. К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси, 1982; Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.). Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бендиашвили А. Первая груз. республика (1918-1921 гг.). Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гурули В. История Грузии: XX в. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Квеселава И. Хроники истории Грузии (1970-1990). Тбилиси, 2004. Т. 1 (на груз. яз.). История других христианских конфессий на территории Г. Католицизм. Контакты Г. с представителями Зап. Церкви прослеживаются с нач. VII в. католикос-патриарх Кирион I , на Соборе Армянской Церкви в Товине (Двине) (596) преданный анафеме среди проч. иерархов, признавших Вселенский IV Собор (Халкид. 451), ок. 600 г. обратился к папе Григорию I Великому с вопросом догматического характера о монофизитстве. В полемике с Армянской Церковью «римляне» поддержали Кириона. С подобными посланиями католикос обращался к К-польскому патриарху и визант. императору ( Макарий. История РЦ. Т. 1. С. 157). Царь Зап. Грузии Деметре II (825-861) послал папе Бенедикту III богатые дары для гробницы св. ап. Петра. В IX в. прп. Иларион Грузин отправился в Рим, чтобы поклониться усыпальницам св. апостолов Петра и Павла, и провел там 2 года «в ангельской жизни и дивных трудах гражданских» (Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 1998. С. 85).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Тбилиси, 1959; Цховребов Н. И. История Юго-Осетии в док-тах и мат-лах. Цхинвали, 1961. Т. 2; Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969; Киквидзе А. История Грузии, 1801-1890 гг. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Бендианишвили А. Национальный вопрос в Грузии в 1861-1921 гг. Тбилиси, 1980; Тартарашвили В. Церковные миссионерские деяния царизма в Саингило//История, об-во, география в школе. Тбилиси, 1982. 2 (на груз. яз.); Саришвили Т. Вопросы нар. образования в дореволюционной груз. большевистской прессе: 1901-1921. Тбилиси, 1986. С. 29-31 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Социально-экономическое положение церк. крестьян в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1993; Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Груз. Церкви. Кутаиси, 1995; Павлиашвили К. Грузинский Экзархат, 1900-1917. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); она же. Грузинская Правосл. Церковь в 1917-1927 гг. Тбилиси, 2000; Бакурадзе И. Тбилисская духовная семинария, история обучения-воспитания в Грузии: Сб. мат-лов. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Рогава Г. Христианская религия и Церковь в Грузии: 1801-1917 гг. Тбилиси, 1997; Макаркин А. Владыка умирал героем//Сегодня. 2000. 125, 10 июня; Бубулашвили Э. Грузинские церк. песнопения в период Экзархата//Нация и традиция. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); он же. Церк. политика царизма в Грузии и ее результаты: 2-я пол. XIX в.//Религия. Тбилиси, 2003. 4, 5, 6 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Грузинская Правосл. автокефальная Церковь, 1917-1952 гг. Тбилиси, 2001; Щеглов Г. Э. Церковь и первая мировая война//Ступени. Минск, 2005. 1(17). С. 33-35. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ

http://pravenc.ru/text/168201.html

120 Слово в день священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1904 г. Сказано в Тифлессвом военном соборе при священнослужении экзарха Грузии. 121 Поучение при освящении церкви в селении Ольгинском, Тифлисской губернии. 21 мая высокопреосвященный Алексей, экзарх Грузии, в сослужении городского и местного духовенства, освятил в русском селении Ольгинском, отстоящем от города Тифлиса в 12 верстах по Марткобской дороге, вновь отстроенную церковь во имя святых царей и равноапостольных Константина и Елены. Основание этой церкви было заложено еще в бытность экзарха Грузии покойного митрополита Палладия, но ольгинцы долго не могли выстроить ее по своей бедности и малочисленности. В последнее время, благодаря шедрым пожертвованиям Государя Императора, Князя-Главноначальствующего и заботливой попечительности экзарха Грузии, выстроена красивая, светлая, каменная церковь , могущая вместить до 500–600 богомольцев. 123 Слово 27 июня 1904 г., в нед. 6-ю; сказано в Ахалцыхе, Тифл. губ., при священнослужении экзарха Грузии. 124 Сказано в Ахалцыхе 2 июля 1904 года по случаю посещения города экзархом Грузии, при священнослужении Его Высокопреосвященства. 125 Памяти в Бозе почивающего Государя Цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича. Слово, сказанное в Аббас-Туманской церкви пред панихидой о в Бозе почившем Цесаревиче, совершенное Его Высокопреосвящевством экзархом Грузии 4 июля 1904 года. 126 Слово на панихиде по у6иенном министре внутренних дел В. К. Плеве. Произнесено при священнослужении экэарха Грузии в Тифлисском Сионском соборе 18 июля 1904 года. 127 Слово в день тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны, 22 июля 1904 года. Произнесено в Тифлисском Сионском соборе при священнослужении экзарга Грузии. 128 По поводу русско-японской войны; сказано в м. Боржоме, Тифл. губернии, 1 авг. 1904 г., в празник происхождения честных древ Креста Господне и мучеников Маккавейских, матери их Соломонии и учителя их Елеазара… 129 Слово в праздник Преображения Господня и пред молебствием по случаю рождения Наследника Всероссийского Престола Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича. Сказано пред торжественным молебствием 6 августа 1904 года, по прочтении Высочайшего манифеста о рождении Наследника Цесаревича, в м. Боржоме, Тифл. губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010