Возможно, на территории М. с. похоронен бывш. гетман Войска Запорожского И. Е. Выговский ( 1664). В 30-х гг. XX в. предпринимались попытки разыскать могилу гетмана, однако его останки так и не были обнаружены ( Скрипник I. Р. Легенда про гетьмана: Ibah Виговський: Biд Конотопа до скиту Манявського. Ibaho-Фpahkibcьk, 1997). В период деятельности гетмана Б. М. Хмельницкого насельники М. с. соблюдали подчеркнутый нейтралитет: «...кто лучше, тому Боже помоги». За такую позицию скит получил благодарственную грамоту от польск. кор. Яна II Казимира и охранную грамоту от Хмельницкого. Во время войны между Польшей и Турцией (1672-1676) в сент. 1676 г. тур. войска сожгли скит. Пострадала Крестовоздвиженская ц., были утрачены богатый архив с документами на мн. владения обители, б-ка. После разорения М. с. восстанавливался долгие годы. В 1681 г. стараниями укр. гетманов, манявских и молдав. благотворителей скит был возрожден, все постройки, в т. ч. и Крестовоздвиженская ц., восстановлены. Храм был расписан иером. Иовом (Кондзелевичем) . В 1697 г. он поновил древний монастырский образ свт. Николая Чудотворца (Музей искусств, Бухарест), а в 1698-1705 гг. иером. Иов создал новый иконостас с разными по размеру иконами - от 2-метровых до почти миниатюрных (ныне в НМЛ). Возродились и монастырские промыслы (бортничество, солеварение, бондарство), приносившие прибыль. По легенде, благотворителем М. с. был и Олекса Васильевич Довбуш (1700-1745), руководитель народного повстанческого движения карпатских «опришков». Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит) Прп. Иов (Княгиницкий). Памятная доска. 1998 г. (Манявский скит) В нач. XVIII в. на Соборе, проходившем в с. Унев (совр. Перемышлянский р-н Львовской обл.), на короткий срок М. с. перешел в унию, но вскоре вновь воссоединился с Православием. В 1785 г. указом австрийского имп. Франца Иосифа II скит, последняя правосл. обитель в Галиции, был закрыт. Игумен скита Исаак (Протасевич) с братией отказались принять унию и были изгнаны из обители. Монахи переселились в Киево-Печерскую лавру и монастыри Буковины. Крестовоздвиженский храм был разобран и продан в г. Надворную. Из сооружений М. с. сохранились только остатки каменной башни, колокольни и небольшой фрагмент стены. Иконостас был продан и перенесен в Свято-Троицкий храм с. Богородчаны, в 1916 г. вывезен в Вену, затем - в Варшаву (ок. 1924 - в НМЛ) (см.: Ikohocmac ц. Воздвиження Чесного Хреста монастиря Скит Манявський. Льbib, 2005). Надгробная мраморная плита прп. Иова и игум. Феодосия была перенесена в приходскую униат. церковь с. Маркова (ныне Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.).

http://pravenc.ru/text/2561934.html

Времена новые, приемы старые Поездка в село Рахманов Шумского района Тернопольской епархии, где раскольниками филаретовского «киевского патриархата» была произведена попытка захвата старинного Свято-Троицкого храма, выпала на среду недели о Страшном суде, за несколько дней до Прощеного воскресенья. Было известно, что в храме четвертый день находится священник, объявивший голодовку. Свято-Троицкий храм в с. Рахманив Тернопольской епархии Сто километров по заснеженной трассе от Тернополя в восточном направлении в сторону старинного Кременца давали возможность рассмотреть живописные западно-украинские села, украшенные, как правило, изящными силуэтами храмов. Увы, большинство из них уже более десяти лет были захвачены либо униатами, либо раскольниками-филаретовцами. Вспомнилось, как в начале 90-х прошлого века, еще до образования независимой Украины, греко-католики пытались захватить кафедральный собор в Ивано-Франковске. Тогда управляющий епархией архиепископ Макарий, ныне митрополит Винницкий и Могилев-Подольский , также вынужден был затвориться в храме, и в знак протеста объявить голодовку, чтобы обратить на факт вопиющего беззакония внимание общественности, в том числе и зарубежной. Прот. Олег Сирко Как известно, этот инцидент положил начало массовым захватам православных храмов и невиданных гонений православных верующих. Только в одной Тернопольской епархии их было захвачено более 600. Любопытно, что ныне здравствующий, но преданный анафеме лжепатриарх Филарет, тогда еще не лишенный сана, пытался представить посягательства греко-католиков, как факт вопиющего нарушения свободы совести и прав верующих. Но сам вскоре, облачившись в куколь лжепатрарха, кроме титула раскольника приобрел почетное звание главного захватчика православных храмов Украины, закадычного друга униатов и раскольников всех мастей. Его первые шаги на этом поприще связаны с захватом Владимирского кафедрального собора в Киеве, зданий бывшей митрополии на Пушкинской, 36, и всех финансовых сбережений Украинской Православной Церкви, которыми она располагала до весны 1992 года. С этого времени лжепатриарх повел коварную иезуитскую игру, умело балансируя между политической конъюнктурой, национальными идеями, наглой ложью и собственными амбициями.

http://pravoslavie.ru/304.html

И. проводил окружные Соборы духовенства и мирян, на к-рых обсуждались вопросы епархиальной жизни и борьба против унии. Известны 7 Соборов, к-рые по благословению И. были проведены в Будешти (1690), в Сигете (1698, 1699, 1704), в Драгоешти (1699), в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (1700), в Сарасэу (1704). В целях противодействия распространению униатства среди румын и карпатских русинов И. часто объезжал приходы, основывал новые мон-ри. В 1696 г. в с. Кричеве местный свящ. Петр Стойка, родной брат И., основал муж. мон-рь, в к-ром принял монашество с именем Петроний и стал настоятелем; обитель в 1706 г. освятил И. По благословению Мараморошского епископа были основаны монастыри в с. Драгове (ныне Закарпатской обл.) (1705), Вульховский (Ульховский) (ныне с. Ольховцы Закарпатской обл.) (1708). Первым настоятелем Вульховского мон-ря был иером. Досифей (Зубрицкий; впосл. епископ Мараморошский). И. сблизился с руководством кальвинистов, рассматривая их как союзников в противодействии католикам. По нек-рым данным, в 1694 г. И. провел совещание с кальвинист. общинами Трансильвании (Трансильванской реформаторской консисторией), достигнув соглашения о совместных действиях в борьбе против экспансии католичества. Важной частью антиуниат. деятельности И. было сотрудничество с правосл. духовенством и шляхтой Галичины и Волыни, где И. бывал неск. раз. В нач. 90-х гг. XVII в. И. освятил Пацыковский Успенский муж. мон-рь (ныне с. Пацыков Ивано-Франковской обл., Украина), построенный в 1692 г. правосл. шляхтичем, судьей Галицкого повета А. Жураковским. Жураковский был противником симпатизировавшего унии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) и обращался только к И. В 1696 г. под охраной Жураковского И. тайно проехал через Галичину на Волынь. Здесь не позднее 5 сент. 1696 г., по одним данным, в кафедральном соборе Луцка, по другим - в Белостокском Михайловском муж. мон-ре близ Луцка один из лидеров луцкого Крестовоздвиженского братства - Д. Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), номинированный королем на Луцкую кафедру, при участии И.

http://pravenc.ru/text/578551.html

В записках свт. Петра содержатся сведения о посещении Манявского скита жившим в Уневском монастыре Монемвасийским митр. Иоасафом. Митр. Иоасаф был наслышан о строгой жизни И. Приехав в скит, он убедился в подвижничестве святого и благословил его и далее соблюдать строгий пост. Митр. Иоасаф благословил иеродиак. Феодосия на священство и на игуменство в Манявском скиту. По сообщению Жития И., в Манявскую обитель ок. 1613 г. прибыл представитель Александрийского патриарха Кирилла I Лукариса архидиак. Нектарий, пригласивший И. побывать у Александрийского патриарха и совершить поездку ко Гробу Господню. И. с радостью принял приглашение и отправился в путь. По дороге он останавливался в Галиче, в Устье (ныне село Снятынского р-на Ивано-Франковской обл., там существовал Устьевский жен. мон-рь) посетил почитаемую старицу Домну (очевидно, одно лицо с Домникией, которой в 1606 адресовал послание Иоанн (Вишенский)). Затем И. направился в Молдавию, но на перевале упал с горы. Старца отвезли к близлежащей ц. Рождества Христова. Оправившись от болезни, И. при храме устроил мон-рь, где поселились иноки Мозырского монастыря (Пинской епархии) Манассия и Георгий, диак. Афиноген. Вернувшись после длительного отсутствия в Манявский скит, И. в присутствии братии и ктиторов передал управление мон-рем иером. Феодосию (Княгиницкому), вручив ему игуменский жезл и книгу свт. Василия Великого (очевидно, монашеский устав). Несмотря на отказ от настоятельства Феодосия, считавшего себя недостойным, И. настоял на назначении его игуменом скита, после чего святой удалился в «колыбу» в горах для уединенной молитвы. Назначение Феодосия (Княгиницкого) настоятелем Манявского скита утвердили братия обители и ее ктиторы - П. Ляхович и П. Дери-Кишка. Игум. Феодосий занялся обустройством мон-ря: появились новые кельи, была расширена трапезная, срыта часть горы для сооружения новых помещений, выкопан пруд, устроена мельница. Ок. 1615-1616 гг., когда преподобный находился в Киеве, игум. Феодосий создал ему «келью добру в пустыни» для «жесточайшего безмолвия». В 1620-1621 гг. Манявский скит был обнесен стеной с 3 башнями (уничтожены турками в 1676).

http://pravenc.ru/text/578152.html

Весной 1641 г. еп. Иеремия скончался и был погребен на территории родового имения, в приходской церкви с. Жолчев (ныне Ивано-Франковская обл., Украина). Вскоре после его смерти там же, в Жолчеве, состоялся Собор, на к-ром был избран его преемник. Этот Собор митр. св. Петр (Могила) не признал, как состоявшийся без его ведома и не в кафедральном городе. 5 апр. 1641 г. во львовском кафедральном храме св. Георгия был созван епархиальный Собор. После длительного обсуждения Собор подтвердил решение, принятое в Жолчеве,- выбрать епископом Львовским молодого (23-летнего), но образованного и преданного Церкви шляхтича Андрея Желиборского. В работе Собора кроме епархиального духовенства участвовали представитель митрополита, луцкий братский игум. Леонтий (Шитик-Залесский), представители др. братств, 112 представителей шляхты. Анонимный участник Собора составил рукописный сб. «Жизнеописания львовских епископов греческого обряда» (Origo et vita episcoporum ritus graeci Leopoliensium), в котором представлена история Львовской кафедры с момента основания; обрывается повествование характеристикой новоизбранного архиерея. Новоизбранный еп. Арсений (Желиборский) был утвержден королем 4 июня 1641 г. и только после этого хиротонисан 7 нояб. 1641 г. в Луцке. Не позднее 1645 г. еп. Арсений открыл во Львове правосл. храм во имя св. Иоанна Богослова, в 1649 г. подтвердил ставропигиальные права Креховского Николаевского муж. мон-ря, полученные от К-польского патриарха. Военные события 1648-1651 гг. разделили Львовскую епархию на 2 части: польско-шляхетскую (Галицию) и казачью (Подолье). Еп. Арсений продолжал поддерживать связи со своей паствой, в 1650 г. вместе с уневским игум. Пахомием посетил митр. Киевского и Галицкого Сильвестра (Косова) . Еп. Арсений неоднократно выступал в роли посредника в переговорах между укр. гетманатом и представителями Речи Посполитой. За заслуги в церковной деятельности кор. Ян Казимир II 7 марта 1656 г. предоставил еп. Арсению во владение Уневскую архимандритию. В 1658-1659 гг. еп. Арсений неоднократно предпринимал попытки примирения с униатами, окончившиеся неудачно. Скончался 18 сент. 1662 г.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

М. искал пути для облегчения положения православных. Так, будучи еще наместником митрополита, он в 1537 г. вместе со шляхтичами Ванко Станимирским и Олехно Замойским внес во львовские гродские книги от имени «totae communitatis legis ruthenicae» текст грамоты кор. Александра 1504 г., воспроизводившей привилей кор. Владислава III 1443 г., по к-рому «Русской» Церкви предоставлялись различные права в связи с происшедшим на Ферраро-Флорентийском Соборе соединением Церквей. Текст документа был получен несомненно от епископов Холма, где хранился его оригинал. Холмские епископы неоднократно в XVI в. представляли этот документ, добиваясь уравнения в правах с католиками. Шаг этот не помог: 31 марта 1540 г. кор. Сигизмунд I предписывал своим старостам не препятствовать М. совершать богослужение по греч. обряду. Ряд королевских грамот 40-х гг. XVI в. говорит о том, что М. стремился подчинить себе приходских священников, искавших защиты у своих светских патронов. Так, в грамоте от 11 окт. 1544 г. Сигизмунд I предписывал не защищать священников, которые не повинуются М. В грамоте упоминались обязанности священнослужителей: посещать ежегодные собрания духовенства епархии и платить владыке «куничное». В грамоте от 22 авг. 1546 г. предписывается провести расследование относительно шляхтичей (nobiles) и старост (capitaneis), которые препятствуют власти владыки. М. старался сохранить и увеличить владения кафедры. 20 февр. 1548 г. он получил разрешение выкупить владение Перегинское (ныне поселок Рожнятовского р-на Ивано-Франковской обл.), принадлежавшее ранее Галицкой митрополии. Передача под власть епископа Уневского мон-ря привела к конфликту архиерея с монахами, к-рых подстрекал к сопротивлению Ванко Станимирский. Уже в 1540 г. монахи обвиняли М. в разграблении монастырского имущества. На разбирательстве в авг. 1540 г. во Львове монахи признались, что клеветали на владыку, чтобы он над ними «жадной мочи и росказанья не имел». В 1542 г. король вынес решение о том, что мон-рь подчиняется власти епископа, ему на утверждение должен представляться избранный насельниками архимандрит, но в управление мон-рем владыка не вмешивается. Споры продолжались и в последующие годы.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

Б. Споров рассказал о встрече маленького Ивана (мирское имя отца Иова) с безымянным монахом (по нашему мнению, это был иеромонах Амфилохий (Кеминь). По словам автора, Кундре тогда было 8 лет, а через шесть лет он принял монашество. Таким образом, из статьи следует, что уже в 14 лет отец Иов был монахом. Эта версия требует уточнения. Встреча с отцом Амфилохием действительно имела место, но позже, не в 1910-м, а в 1914 году. Тогда братья Кундри, Василий и Иван, могли дать обет стать монахами. Свое обещание они осуществили: Василий – в 1921 году принял монашество с именем Пантелеимон и Иван – в 1938 году с именем Иов. Не четко говорит Б. Споров также и о переходе границы с СССР, и о жизни в лагерях. Но об этом ниже. Можно предположить, что Б. Споров и другие российские исследователи жизни отца Иова в своих трудах опирались на собственные наблюдения и воспоминания монахинь. Последние некоторое время жили в Малой Угольке при отце Иове. В частности, на разных сайтах в интернете и в других статьях находим ссылки на монахинь Надежду (Н.А. Соболеву), Марию (О.М. Вишеславцеву) и Феофану. В информационной базе Свято-Тихоновского богословского института «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» также повторяется ошибка о принятии отцом Иовом монашества в детском возрасте. Затем на сайте читаем, что «в 1939 году, после оккупации Венгрии немцами, отец Иов был арестован и сидел год в тюрьме г. Станислава (ныне Ивано-Франковск) Львовской области. После освобождения из тюрьмы г. Станислава отец Иов перешел границу СССР и сразу же был арестован и осужден. Приговор – десять лет заключения в исправительно-трудовом лагере» . Однако эти сведения содержат ряд существенных ошибок. В марте 1939 года Закарпатье было действительно оккупировано, но Венгрией, а не Германией. Относительно Станиславщины, то тогда это была территория СССР. Согласно уголовному делу, которое было обнаружено нами в областном архиве, отец Иов перешел границу в 1939 году и был осужден на пять лет лагерей.

http://pravoslavie.ru/32318.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Отпевание Н.Н. Лисового в Новодевичьем монастыре 11.01.2019 1739 10 Января 2019 года в Успенском соборе Новодевичьего монастыря состоялось отпевание Николая Николаевича Лисового. Русская народная линия опубликовала слово памяти о почившем нашего постоянного автора Леонида Евгеньевича Болотина. Теперь мы предлагаем читателям фрагмент отпевания ученого и известного общественного деятеля. Николай Николаевич Лисовой родился 23 Октября 1946 года в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск). После продолжительной и тяжелой болезни умер 7 Января 2019 года в Москве . Российский историк Церкви и философ, исследователь, писатель, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1974 года, заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Один из авторов «Православной энциклопедии». С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР ; с 1974 года - в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза; с 1975 года - на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 год - в Государственном историческом музее. С 1995 года - старший, затем ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Главный научный сотрудник Центра истории религии и Церкви. С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А.Вольгин» или анонимно. Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР. В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии». В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.». Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С.П. Карпов, доктор исторических наук А.В. Игнатьев и доктор исторических наук И.М. Смилянская. Ведущая организация - Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2019/yanvar/11...

Угорницкая икона Божией Матери с прп. Иовом Почаевским и прп. Иовом (Княгиницким) Именно такой видится нам миссия старца Иоанна Вишенского, ради которой он и решился оставить дорогой его сердцу уединенно-исихастский образ подвижничества на далеком Афоне. После пребывания в Дерманском монастыре и, вероятно, в Остроге, расположенном рядом с обителью, старец Иоанн отправляется следом за преподобным Иовом (Княгиницким) в Угорницкий монастырь близ местности Отыния (ныне Коломыйский район Ивано-Франковской области), откуда был родом другой выдающийся подвижник и современник старца преподобный Иов (Желизо) Почаевский (1551–1651). Из Жития последнего известно, что постриг он принимал в Угорницком монастыре, где подвизался первые десять лет. 128 По всей видимости, после Брестской унии Угорницкая обитель пришла в упадок, в связи с чем около 1603 года по просьбе Адама Балабана, племянника львовского епископа Гедеона, преподобный Иов (Княгиницкий), вернувшись с Афона, принялся обустраивать здесь по афонскому образцу новую общежительную обитель, чтобы «начать скитствовати сам». 129 Житие преподобного Иова сообщает, что за довольно короткое Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Руины Великого скита в Маняве. Худ. А. Лянге, XIX в. Руины Великого скита в Маняве. Гравюра Леонардо Гроздко, XIX в. время вокруг него собралось немало иноков, а иные, из других монастырей, стали обращаться к нему за духовными наставлениями, как к старцу. 130 Житие преподобного Иова (Княгиницкого) сообщает, что старец Иоанн Вишенский в Угорницкой обители «пожи с ним неколикое время». 131 О том, что отец Иоанн не просто гостил в Угорницком монастыре, мы узнаем из краткого упоминания в Житии, что оба старца «совещаши, жесточайшаго безмолвнаго жития желающе». 132 Что это было за «совещание», Житие не уточняет, однако после него преподобный Иов (Княгиницкий) оставляет Угорницкую обитель и начинает отшельнически подвизаться сам в пустынной местности среди девственных лесов Карпатских гор. На этом месте пустыннических подвигов преподобного и был им основан по афонскому образцу знаменитый Манявский скит. 133

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но при этом в Канаде сохранилась небольшая группа русин, которые себя называют - и надо отметить вполне справедливо - «твердыми русинами». Это последователи и ученики таких выдающихся русин — уроженцев Западной Руси, как лидер русин в Канаде и Америке — архиепископ Адам (Филипповский), непримиримо выступивший в 1917-1918 годах против украинского сепаратизма и основавший Карпато-русскую епархию в составе Московского Патриархата в Северной Америке. Или архиепископ Пантелеимон (Рудик), положивший начало приходам Московского Патриархата в Канаде, или митрополит Лавр (Шкурло), объединивший своими молитвами и послушанием воли Божией Русскую Зарубежную Церковь с Московским Патриархатом в 2007 году. Надо отметить, что по благословению Владыки Лавра в Кишиневе издается научный журнал «Русин», который объединяет не только твердых канадских русинов, но и русинов всего мира. — Можете ли Вы назвать имена русин из мирян, которые вошли в историю? — В православной среде все знают имя первого иммигранта в Канаде Ивана Пилипова, родом из с. Небылов нынешней Ивано-Франковщины. Это один из тех твердых православных русинов (они вернулись в Православие из унии), которые выстояли здесь при нападении униатов, и выиграли судебный процесс о принадлежности построенного ими храма на поселении Стар в Альберте. Этот храм после 13-ти лет судебного процесса, в конце концов, остался в Русской Православной Церкви. Невозможно обойти вниманием Феодора Немирского — твердого и образованного русина и «отца» Православия в Канаде, тоже родом из Австрийской Галиции, ныне Борщевского района Тернопольщины. Он лично вступил в переписку с епископом Русской Православной Церкви Николаем (Зиоровым) в Сан-Франциско, добился его благословения на приезд священника из Сиэтла в Канаду, предоставил свой дом для совершения богослужений и проживания духовенства, стал строителем первого православного храма... — Владыка, не все знают о причинах, побудивших русинов покинуть свою родину. Можете несколько слов сказать, зачем уезжали русины из Закарпатья?

http://pravoslavie.ru/82291.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010