Церковь во имя вмч. Пантелеимона в с. Шевченкове. Ок. 1200, 1998 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Территория И.-Ф. е. является частью исторической области Галицкая Русь (Галичина) на сев.-вост. склонах Карпат (совр. Зап. Украина). В XI в. эти земли входили во Владимиро-Волынскую епархию , с сер. XII до нач. XVI в.- в Галицкую епархию , к-рая в XIV в. неск. раз преобразовывалась в митрополию. После 1415 г. Галицкие епископы неизвестны. С 1458 г. территория совр. Ивано-Франковской обл., ставшая частью Западнорусской митрополии , находилась под управлением Киевских митрополитов. Галицкая кафедра не замещалась, в Галиче (ныне районный центр в Ивано-Франковской обл.) действовали наместники митрополита, но фактическая адм. власть над духовенством принадлежала старостам, назначавшимся польск. королем. В кон. 40-х гг. XV в. на Галицкую митрополию из Рима был поставлен униат Иоаким, 16 янв. 1458 г. папа Каллист III объявил о поставлении на Галицкую кафедру униата Макария Серба. Позднее назначений униат. епископов в Галич не было, поскольку главным направлением политики польских духовной и светской властей было насаждение в регионе католичества, а не поддержка унии. В 1539 г. территория И.-Ф. е. вошла в состав новообразованной правосл. Львовской и Каменец-Подольской епархии (см. Львовская и Галицкая епархия ), в 1700 г. перешедшей в унию. В 1772 г., по 1-му разделу Польши, основная часть Галиции, в т. ч. территория совр. И.-Ф. е., вошла в Австрийскую империю. В XVIII в. главным оплотом Православия в Галиции был Манявский в честь Воздвижения Креста Господня скит близ совр. Ивано-Франковска, единственный начиная с 20-х гг. XVIII в. правосл. мон-рь в Галиции. В 1785 г. имп. Франц Иосиф II издал указ о его закрытии и обитель была разрушена. Юж. и вост. части территории И.-Ф. е. с кон. XIX в. входили в униат. Станиславскую епархию, которая выделилась в 1885 г. из Львовской архиепархии. Станиславская епархия охватывала значительную часть территории совр. Ивано-Франковской и юго-запад совр. Тернопольской областей Украины, включала Буковину С 1921 по сент. 1939 г. Галиция являлась частью Польши.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Юрик Евгений Николаевич; 6.12.1910, с. Коростов, Галиция, Австро-Венгрия (ныне в Сколевском р-не Львовской обл., Украина) - 1.10.1984, Львов), митр. Львовский и Тернопольский. Происходил из старинного греко-католич. священнического рода (известен с XVIII в.). После первой мировой войны территория Зап. Украины, где проживала его семья, отошла к Польше (до 1939). В 1930 г. окончил гимназию в Станиславове (ныне Ивано-Франковск, Украина), поступил в Познаньский медицинский ин-т, затем перешел в греко-католич. Львовскую ДА. Окончил академический курс в 1937 г. в Станиславове, куда была переведена часть академии. В том же году принял священнический сан целибатом. Служил в с. Ганьковцы Снятынского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.). В 1938 г. назначен настоятелем храма в с. Воскресинцы Коломыйского повята (ныне район Ивано-Франковской обл.), также был преподавателем гимназии в г. Коломыя. В 1943 г. назначен настоятелем греко-католич. Успенского собора в г. Черновицы (ныне Черновцы). В 1944-1945 гг. был настоятелем в с. Пробежная (ныне Чортковского р-на Тернопольской обл.). После Великой Отечественной войны активно поддержал движение за воссоединение укр. униатов с правосл. Церковью. Одним из первых вступил в организованную свящ. Г. Костельником (впосл. протопресвитер РПЦ) Инициативную группу (орган временного управления Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), созданный после ареста ее иерархов). Участник Львовского Собора 1946 г., принявшего решение об отмене Брестской унии 1596 г. После Собора перешел в Православие и был принят клириком в РПЦ. Стал ближайшим помощником Львовского и Тернопольского еп. Макария (Оксиюка ; впосл. митрополит). Был назначен управляющим епархиальной канцелярией, стал настоятелем Николаевского храма во Львове. В том же году протопр. Г. Костельник обратился с прошением в Московскую Патриархию о архиерейской хиротонии свящ. Е. Юрика. В ответе патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал, что «вопрос о хиротонии о. Евгения решен принципиально, но владыка Макарий просил дать ему время поработать в канцелярии Львовского архиерея».

http://pravenc.ru/text/2566028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г. (Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене. С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Heдiля».

http://pravenc.ru/text/2562314.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Отпевание Н.Н. Лисового в Новодевичьем монастыре 11.01.2019 1739 10 Января 2019 года в Успенском соборе Новодевичьего монастыря состоялось отпевание Николая Николаевича Лисового. Русская народная линия опубликовала слово памяти о почившем нашего постоянного автора Леонида Евгеньевича Болотина. Теперь мы предлагаем читателям фрагмент отпевания ученого и известного общественного деятеля. Николай Николаевич Лисовой родился 23 Октября 1946 года в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск). После продолжительной и тяжелой болезни умер 7 Января 2019 года в Москве . Российский историк Церкви и философ, исследователь, писатель, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1974 года, заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Один из авторов «Православной энциклопедии». С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР ; с 1974 года - в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза; с 1975 года - на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 год - в Государственном историческом музее. С 1995 года - старший, затем ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Главный научный сотрудник Центра истории религии и Церкви. С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А.Вольгин» или анонимно. Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР. В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии». В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.». Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С.П. Карпов, доктор исторических наук А.В. Игнатьев и доктор исторических наук И.М. Смилянская. Ведущая организация - Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2019/yanvar/11...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лазарь (Швец), митр. Симферопольский и Крымский. Фотография. 2015 г. (Швец Ростислав Филиппович; род. 22.04.1939, с. Комарин Кременецкого повята Волынского воеводства, Польша (ныне Кременецкий р-н Тернопольской обл., Украина)), митр. Симферопольский и Крымский. Из крестьянской семьи. В 15 лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы мужской лавры , затем 2 года нес послушание в Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС. В 1958-1961 гг. проходил срочную военную службу. В 1964 г. окончил Одесскую ДС, в 1968 г.- ЛДА. В 1968-1971 гг. обучался в аспирантуре МДА и работал референтом ОВЦС. По окончании аспирантуры трудился в киевском филиале ОВЦС. 5 марта 1971 г. рукоположен целибатом во диакона, 12 марта - во иерея, служил в киевском в честь Покрова Пресв. Богородицы женском монастыре и в киевском Владимирском кафедральном соборе. 25 июля 1975 г. был переведен в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии , где исполнял послушание секретаря Аргентинского еп. Платона (Удовенко ; с 1977 архиепископ). В 1978 г. возведен в сан протоиерея. 20 марта 1980 г. определен епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом в Центр. и Юж. Америке. 1 апр. в Почаевской лавре пострижен в монашество с именем в честь прп. Лазаря Муромского, 7 апр. возведен в сан архимандрита. Епископскую хиротонию Л. 18 апр. в киевском Владимирском кафедральном соборе возглавил Киевский митр. Филарет (см. ст. М. А. Денисенко ). Во время пребывания Л. на Аргентинской кафедре было основано представительство Московской Патриархии при Благовещенском кафедральном соборе в Буэнос-Айресе, построен храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в г. Ланус (пров. Буэнос-Айрес), создан архиерейский хор. 20 июня 1985 г. возведен в сан архиепископа. В 1988 г. в честь 1000-летнего юбилея Крещения Руси Л. добился переименования во имя равноап. кн. Владимира одной из площадей Буэнос-Айреса, на к-рой был установлен памятник св. князю. С июня по окт. 1985 г. управлял Ивано-Франковской и Коломыйской епархией , затем был вторично назначен архиепископом Аргентинским и Южноамериканским.

http://pravenc.ru/text/2462537.html

Мельникова Л. В. Памяти историка Николая Николаевича Лисового     7 января 2019 г., в Рождественскую ночь, на 73-м году жизни после продолжительной тяжелой болезни скончался выдающийся ученый Николай Николаевич Лисовой – известный историк, богослов, философ, поэт и публицист.   Н. Н. Лисовой родился 23 октября 1946 г. в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в семье полковника Н. В. Лисового и учительницы немецкого языка О. В. Таланцевой. Оба родителя были участниками Великой Отечественной войны (мать – в должности военного переводчика и в звании старшего лейтенанта), познакомились в 1943 г. в действующей армии на Кавказе. По признанию Николая Николаевича, называвшего себя «дитя Победы», воспоминания об этой войне («самых героических днях нашей страны», когда «отошла и смылась вся “шелуха”, обиды», а «осталась только Родина, которую надо было защищать») стали в их семье своеобразными «домашними алтарями». Несмотря на то что родители являлись членами Коммунистической партии, в доме всегда имелись иконы и святые книги. Дети, как полагается, были крещены в младенческом возрасте, посещали богослужения и причащались. Православные традиции в семье сохранялись во многом благодаря бабушке Евдокии Васильевне, вдове репрессированного священника Никанора Немчинова, след которого оборвался в 1934 г. Евдокия Васильевна, спасаясь от «раскулачивания», в начале 1930-х гг. была вынуждена в одночасье посреди ночи с десятилетним ребенком спешно покинуть родную деревню и затеряться в Москве, сменив фамилию и скрыв социальное происхождение, чтобы дочь (будущая мать Н. Н. Лисового) не оказалась «лишенкой». Может показаться парадоксальным, но именно от бабушки в 1953 г. первоклассник Николай Лисовой впервые услышал слова об уходящей «великой сталинской эпохе». Личные потери и обиды не помешали Евдокии Васильевне осознать масштабы происходивших в стране исторических событий. В 1963 г. после окончания школы Н. Н. Лисовой поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) на факультет теоретической и экспериментальной физики. Однако вскоре он там заскучал и понял, что ошибся с выбором профессии. С 4-го курса МИФИ он перевелся на физико-математический факультет Московского государственного заочного педагогического института и в том же 1967 г., сдав экстерном недостающие дисциплины, получил диплом о высшем образовании. Решив сменить специализацию, Николай Николаевич поступил на заочное отделение аспирантуры в Институт философии АН СССР. В 1977 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии».

http://sedmitza.ru/lib/text/8968878/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иосифляне, нестяжатели и ИНН 15 мин., 01.01.2008 Нередко, стремясь обличить Церковь в грехе корыстолюбия, в качестве исторического аргумента вспоминают конфликт между так называемыми «иосифлянами» и «нестяжателями». В его основе — вопрос, могут ли, имеют ли право монастыри владеть имуществом (в том числе и крепостными крестьянами). Что же, однако, реально стояло за богословскими коллизиями далекого XVI века? И какое все это имеет отношение к современной церковной жизни? Об этом мы беседуем с историком Николаем ЛИСОВЫМ. Николай Николаевич ЛИСОВОЙ родился в 1946 году в городе Станиславе (нынеИвано-Франковск). Окончил в 1967 году Московский государственный заочный педагогический институт, в 1972 году — аспирантуру Института философии. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, доктор исторических наук. Мифология борьбы — Николай Николаевич, всякий образованный человек слышал про конфликт нестяжателей и иосифлян. Первые, мол, хорошие, вторые — плохие. Как Вы думаете, почему популярна такая позиция? — Причина тут очевидна — обосновать «историческими аргументами» свое неприязненное отношение к Православной Церкви и желание всячески ограничить ее влияние. К сожалению, современный человек не любит докапываться до истины, зато с легкостью доверяет мифам. — По-вашему, конфликт нестяжателей с иосифлянами — тоже миф? — Да, и «мифология» эта начала складываться очень давно, едва ли не с того же самого XVI века. Вот-де жил преподобный Нил Сорский, учил, что монахи не должны владеть никаким имуществом, а кормиться лишь трудами рук своих да подаянием. И был такой Иосиф Волоцкий, который хотел (искажая тем самым суть христианства), чтобы монастыри владели богатствами, чтобы они угнетали крестьян... И была между ними борьба, в которой злые и жадные иосифляне победили добрых и бескорыстных нестяжателей. — А что здесь неправда?

http://foma.ru/iosiflyane-nestyazhateli-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Феофан Затворник. Разгребание песка 17 мин., 29.06.2023 Он провел двадцать два года в полном уединении. Его переписка составила десять томов. После смерти в его келье среди книг были найдены книги светских писателей, естественнонаучные труды. А также — токарный станок и фисгармония. Он — святой нашей Церкви, святитель Феофан, затворник Вышенский . Нас разделяет более ста лет — а он кажется нашим современником. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни. Почему? Об этом мы беседуем с историком и философом Николаем ЛИСОВЫМ . Николай Николаевич ЛИСОВОЙ родился в 1946 году в городе Станиславе (нынеИвано-Франковск). Окончил в 1967 году Московский государственный заочный педагогический институт. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, кандидат философских наук. Скит как мир — Каким образом затворник может иметь влияние на культуру, ведь он живет в полной изоляции от людей? Нет ли противоречия в самой постановке вопроса? — Феномен монашества вообще по своей духовной природе очень тонок и противоречив. С одной стороны, мы знаем, что слово монах (monahos) в переводе с греческого означает — «уединенный», а с другой стороны, открываем стихиру преподобным и читаем: «Приидите, инок множества, днесь преподобного благочестно восхвалим» (из службы преп. Серафиму Саровскому 2 января). Святой Евфимий Великий собрал вокруг себя тысячу или даже полторы тысячи иноков, под началом преподобного Паисия Величковского к концу его жизни находилось около девятисот монахов. Выходит, монах — не столько «уединенный», сколько пребывающий «наедине с Богом». То есть человек, для которого в идеале никого, кроме Бога, как бы не существует. Поэтому любое монашество по сути своей — затвор: я остаюсь наедине с Богом, независимо от того, уйду ли я, как Мария Египетская, в Заиорданскую пустыню, или буду жить в многолюдной Троице-Сергиевой лавре, или в скиту, или в уединенной келье на Афоне.

http://foma.ru/razgrebanie-peska.html

«Я вел людей к гибели…» Священник раскольничьей УПЦ КП соединился с канонической Церковью. Интервью с о. Владимиром Кищуком. 4 мая 2005 г. 17:02 — Батюшка, вы уже второй винницкий священник, выходец из Западной Украины, который за последний год переходит из так называемого киевского патриархата в каноническую Украинскую Православную Церковь, которая находится в единстве с Московским Патриархом. Согласитесь, что такой шаг был бы более понятным для выходца из южных, восточных или даже центральных областей Украины. Но для человека, который вырос на западе страны, где спекуляции на украинстве очень сильны, такой шаг ныне кажется по меньшей мере странным. — Я действительно родился и вырос на Ивано-Франковщине. Сегодня мне 22 года. В «киевском патриархате» я находился с детства. В наших краях КП — повсюду. Воспитан я в кругу священников именно «киевского патриархата», так как к нему принадлежат мои родственники. В частности, мой брат и его тесть, благочинный Верховинского района. «Владыка» Иоанн — тоже мой родственник. Поэтому у меня и вопроса никогда не возникало, к какой церкви принадлежать. В сане же священника КП я был четыре года. — С учетом всего сказанного ваш шаг кажется вообще невероятным. Действительно, что могло перевернуть мировоззрение человека, который с юных лет воспитывался в атмосфере филаретовской лживости и спекуляции на национальных чувствах украинца? Здесь хочешь — не хочешь, а веришь, что невозможное для человека возможно для Господа. Где та точка отсчета, с которой все началось? — Мой путь к канонической Церкви начался еще, когда я был простым прихожанином КП. Одна матушка из нашего прихода, которая пела в хоре и прозрела раньше меня, дала мне почитать «Почаевский листок». Там было сказано, что «киевский патриархат» не Церковь. Я сначала этого не понял и очень удивился. Спросил нашего настоятеля о. Юрия, что он думает по этому поводу. Священник развеял мои сомнения, заявив, что это клевета и неправда. «У нас Церковь Православная, — сказал он, — и никаких расколов не было».

http://patriarchia.ru/db/text/3457.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Берег левый - берег правый На вопросы РЖ отвечает аналитик Русского культурного центра Сергей Киселев 22.07.2004 801 Время на чтение 4 минуты РЖ: Существует мнение, что на территории Украины можно выделить несколько этнокультурных областей. Часто называют 5 зон: первая - Новороссия, Крым, вторая - левобережная Украина от Сум до Харькова, третья - правобережная Украина - от Киева до Винницы, четвертая - Прикарпатье, Галиция, Волынь, Ивано-Франковская обл. и пятая зона - Закарпатье. С.К.: Украина сегодня - это страна, иссеченная реальными и ментальными границами, протяженность которых намного превышает длину ее границы государственной. Родившись из суммы пограничных (маргинальных) пространств, она сохранила их своеобразие в культурно-исторических регионах, как в старых, так и в новых. Однако главное - фундаментальное различие, разделяющее народ Украины, - основывается не столько на пространственных или исторических факторах, сколько на этнопсихологических и этнокультурных. Большинство населения страны " повернуто головой на Восток " , идентифицирует себя как часть русского народа с общим историческим и культурным наследием. Меньшая - от зоологических националистов до рафинированных " евроинтеграторов " - страдает неизлечимой формой русофобии, исповедуя простой, но действенный лозунг - " Геть в¦д Моско⦧ " . Годы независимости сделали свое дело. Если раньше деление Украины на Восток и Запад легко было провести по линии Днепра, то сегодня в каждом ее городе, селе, учебном заведении и государственном учреждении, среди друзей, знакомых и даже в семьях произошел раздел на пророссийски и прозападно ориентированных. Именно количеством тех и других среди местных элит и населения, а также уровнем " верноподданичества " Киеву госчиновников на местах определяется ныне политическая жизнь регионов, хотя, конечно, географический и культурно-исторический факторы придают ей свою специфическую окраску. Поэтому в политическом пространстве Украины роль этнокультурных областей в настоящее время по сравнению даже с предыдущим десятилетием существенно снизилась.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010