В сент. 1821 г. султанским фирманом господарем М. к. был назначен Иоан Санду Стурдза. Султан издал также фирманы об отстранении фанариотов от работы в гос. структурах и о переводе мон-рей под администрацию господаря. Новый господарь опирался на поддержку средних и мелких слоев боярства, стремившихся превратить вост. деспотический режим в «просвещенный абсолютизм», при к-ром все категории боярства имели бы равные права. Их требования были изложены в проекте «Конституции карбонариев», использовавшей название радикального движения итал. революционеров и составленной Ионицэ Тэуту в 1822 г. ( Agavrilioairei. 1966. P. 223-229). Господарь добился обложения налогами всех категорий населения. Тем же правилам были подчинены и преклоненные мон-ри, перешедшие под управление местной администрации. Были приняты суровые меры по отношению к служащим, допускавшим злоупотребления. Мн. крупные бояре, эмигрировавшие во время событий 1821 г. за границу, отвергали политические изменения, происходившие в княжестве, и требовали вмешательства России и Габсбургской империи ( Platon. 1998. P. 142-156). Дальнейшее ослабление Османской империи после 1821 г. позволило России консолидировать свой протекторат над Дунайскими княжествами. 25 сент. 1826 г., после 5-летних русско-тур. переговоров, в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский) было подписано соглашение (конвенция), в к-ром М. к. и Валахия объявлялись самостоятельными политическими образованиями под сюзеренитетом Османской империи и под протекторатом России. Диваны княжеств получили право избирать из местных бояр господарей, которые утверждались Россией и Турцией. Княжествам предоставлялось право свободной торговли зерном после выполнения поставок для нужд Порты. После подписания Аккерманской конвенции греч. монахам было разрешено вернуться в мон-ри на территории княжеств. Однако жалобы местных властей на их многочисленные злоупотребления привели к вмешательству российского правительства, которое поставило мон-рям 3 условия: аренду землевладений совершать с помощью публичных торгов под наблюдением российского консула; произвести ремонт монастырских строений (в период до 9 лет); ежегодно перечислять миллион лей благотворительным и публичным институтам, в т. ч. школам ( X é nopol. 1930. Vol. 11. P. 185-186).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Пик закрытия церквей в Одесской обл. пришелся на 1961-1962 гг. В 1961 г. было ликвидировано 68 общин и 7 храмов изъяты как здания, ранее принадлежавшие учреждениям культуры и просвещения. В 1961 г. были сняты с регистрации 7 священников (И. В. Лозняк из с. Водянка Арцизского р-на, К. Н. Филимонов из с. Зализничного Болградского р-на, В. М. Левковцев из пос. Ширяево, Н. Г. Урсу из с. Кислица Измаильского р-на и др.). Основными причинами снятия с регистрации были обход священниками прихожан, крещение на дому, отказ от передачи церковного имущества местным органам власти. Репрессии против духовенства и верующих привели и к сокращению обрядности. В 1960 г. были крещены 51% родившихся младенцев, в 1961 г.- 47,9% родившихся. В том же году венчались 11% вступивших в брак, в 1961 г.- 8% молодоженов. Количество отпеваний сократилось с 47,95% умерших в 1960 г. до 45% - в 1961 г. К 1 янв. 1962 г. в Одесской обл. действовали 238 церквей и 4 мон-ря. В 1962 г. официально сняли с регистрации рекордное количество храмов - 73 (фактически - 81): в Ширяево, Марьяновке Ширяевского р-на, Камышовке, Кислице, Ст. Троянах, Ларжанке, Каменке, Первомайском, Броске, Богатом Измаильского р-на, Полянецком Савранского р-на, Бокове Любашовского р-на, Златоустове, Демидове, Берёзовке Берёзовского р-на, Смолянке, Тымкове, Пирожной, Будеи, Слободке, Писарёвке Кодымского р-на, Станиславке, Гидериме, Качуровке Котовского р-на, Николаевке, Исаево Николаевского р-на, Петровке, Белине, Лесничовке, Обжилом Балтского р-на, Балте, Дмитриевке, Островском, Голице, Задунаевке Новоивановского р-на, Ровном, Тарутино Тарутинского р-на, в поселках Вел. Михайловка, Вознесенка-Первая, в Холмском, Виноградовке Арцизского р-на, Надречном Бородинского р-на, Струмке, Вишнёвом, Борисовке, Нерушае Татарбунарского р-на, Староказачьем, Ст. Царичанке Староказацкого р-на, Криничном Болградского р-на, Троицком, Граденицах Беляевского р-на, Новоелизаветовке, Торосове Цебриковского (ныне Ширяевского) р-на, Трудовом, Десантном, Дмитриевке, в г. Килия (Димитриевская ц.) Килийского р-на, Артыровке, Топалах, Красных Окнах (ныне Окны), Владимировке Красноокнянского р-на, Новоукраинке Раздельнянского р-на, Нагорном, Плавнях, Орловке Ренийского р-на, Евгеньевке Ивановского р-на, Дальнике Овидиопольского р-на, Новоалександровке, Долинах, Точилове Ананьевского р-на, Успеновке, Михайловке, Дивизии Татарбунарского р-на, Сергеевке, Николаевке-Новороссийской Саратского р-на, Приморском, Каменном Мосте, Кривде Белгород-Днестровского р-на, Александровке Овидиопольского р-на. 28 нояб. 1962 г. в Одессе были закрыты Казанская и Алексиевская церкви. Ряд районов (Великомихайловский, Красноокнянский, Николаевский, Тарутинский) остались без действующих церквей.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Весело отмечая через несколько дней со своими офицерами взятие форта в единственной хаджибейской кофейне, Осип де Рибас вряд ли подозревал, что это жалкое турецкое местечко превратится вскоре в прекрасный европейский город и отныне навсегда будет связано с его именем. А вскоре, в воздаяние заслуг при взятии Хаджибея на удачливого каталонца посыпались вполне заслуженные награды – орден Святого Владимира 2-й степени, орден Святого Георгия 3-й степени и повышение в должности – назначение командующим Черноморской гребной флотилией. Флотилия де Рибаса участвует во взятии Аккермана (ныне Белгород-Днестровский) и Бендер, входит в Дунай и занимает придунайские крепостцы Тульчу и Исакчу, а затем, истребив остатки турецкого дунайского флота, подходит к неприступной османской твердыне – Измаилу. Гарнизон этой грозной крепости состоял из 35 тысячи человек против 31 тысячи подступивших русских. У турков было свыше трехсот орудий на бастионах. В этом штурме де Рибасу выпала особая роль – в то время, как основные силы генерал-аншефа Суворова наступали по суше, он, после усиленной артподготовки, должен был десантироваться со стороны реки и идти на приступ береговых укреплений. Штурм начался рано утром 11 (22) декабря 1790 года, а к рассвету противник уже отступил внутрь крепости. Тем не менее, ожесточенные бои продолжались и на улицах города. Осип Михайлович принимал в них личное участие, и ему удалось склонить к капитуляции несколько сот турок, в том числе и мухафиса (губернатора города) пашу Мемеда, который последним с двумя половиной сотнями человек оборонялся в одном из бастионов. Это была грандиозная победа Русской армии, которая потрясла Блистательную Порту – казалось, что теперь Суворову достаточно было форсировать Дунай, и его никто и ничто не остановит до самого Константинополя. А сам Суворов, отмечая заслуги Иосифа Михайловича, затем говорил, что для него с Рибасом не было ничего невозможного, и брался вместе с ним и 40 тысячами русских войск завоевать Константинополь. Это не было простыми фантазиями – вскоре Суворов, вероятно рассчитывая на дальнейшее продвижения вглубь Оттоманской империи, поручил де Рибасу разработать план взятия Константинополя.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/15/...

13 янв. румын. войска заняли Кишинёв. 27 марта (9 апр.) 1918 г. Краевой совет проголосовал за объединение Молдавской Демократической Республики с Румынией в качестве автономии. 22 апр. 1918 г. декретом кор. Фердинанда I на территории региона было распространено действие румын. законов, были созданы новые органы власти (полиция, суды, прокуратура, военные трибуналы). Бессарабия в составе Румынии (1918-1940) В годы первой мировой войны территория Бессарабии, в отличие от Румынии, не подверглась оккупации войсками Центральных держав, но ее экономика понесла значительные потери в результате эвакуации части промышленных предприятий и разрушения сельского хозяйства в период анархии и грабежей 1917 - нач. 1918 г. Основой экономики края оставались сельское хозяйство и мелкая полукустарная промышленность, в основном перерабатывающая сельхозпродукцию. Поэтому первоначальной задачей социально-экономической политики в Бессарабии было проведение аграрной реформы, разработку к-рой начал еще Краевой совет в 1918 г. Реформа завершилась принятием парламентом Румынии закона от 11 марта 1920 г., по к-рому было предусмотрено наделение крестьян землей за выкуп в размере 6 га: за счет экспроприации земель в имениях, превышающих 100 га, государственных и земель правящей династии, принадлежавших иностранным гражданам, и др. 29 марта 1923 г. была принята конституция, которая узаконила статус Бессарабии в составе Румынии. Законом от 14 июня 1925 г. была установлена единая адм. система для всей Румынии. Территорию Бессарабии разделили на 9 уездов: Бельцкий, Кагульский, Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский), Хотинский, Лэпушна (с центром в Кишинёве), Измаильский, Оргеевский, Сорокский, Тигина (Бендерский). Уезды управлялись муниципальными советами во главе с префектами. Политическая жизнь Бессарабии характеризовалась возникновением ряда местных партий и политических группировок, к-рые эволюционировали в направлении интеграции в единую политическую систему страны. В политической жизни Румынии проявили себя многие выходцы из Бессарабии, такие как П.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

С древнейших времен до нач. XIX в. Керамика кукутено-трипольской археоло-гической культуры. 2-я пол. VI тыс. до Р. Х. Керамика кукутено-трипольской археоло-гической культуры. 2-я пол. VI тыс. до Р. Х. Сцена дакской кампании. Рельеф колонны Траяна на форуме Траяна в Риме. 114 г. Архит. Аполлодор Дамасский Сцена дакской кампании. Рельеф колонны Траяна на форуме Траяна в Риме. 114 г. Архит. Аполлодор Дамасский Первые следы обитания человека на совр. территории М. датируются эпохой нижнего палеолита (ок. 500 тыс. лет до Р. Х.). Стоянки древнего человека обнаружены в пещерах и естественных гротах на севере М. около сел. Старые Дуруиторы, Тринка, Офатинцы, Брынзены и др. Среди находок того периода - предметы с магическими охотничьими функциями: фигурные изображения бизона (возможно, тотема), женщины - хранительницы очага (сел. Косэуць Сорокского р-на), трехногая глиняная инсталляция (предположительно алтарь; на стоянке Сакаровка). В эпоху неолита (VII-V тыс. до Р. Х.) возникли первые родоплеменные структуры с общей культурой (Буго-Днестровская, Старчево-Криш, Линейно-ленточной керамики). В эпоху энеолита (V - сер. III тысячелетия до Р. Х.) на территории М. распространилась культура Кукутень-Триполье, искусство которой представлено рисунками на керамических сосудах и глиняными статуэтками с антропоморфными и зооморфными мотивами, в т. ч. изображениями «богини-матери». В эпоху бронзы (нач. III тыс.- кон. II тыс. до Р. Х.) на территории М. расселились индоевроп. племена фракийцев, которые заняли пространство между Эгейским и Чёрным морями на юге, Днепром - на севере и востоке и рекой В. Тиса - на западе. К VI в. до Р. Х. среди северодунайских фракийцев выделилось племя гетов (между Балканами, Карпатами и Чёрным м.). В кон. II в. до Р. Х. на внутрикарпатском плато жили племена даков. Геты и даки говорили на общем языке группы сатем индоевроп. языков. Они поддерживали тесные экономические связи с греч. полисами, расположенными у Днестровского лимана, в т. ч. с г. Тира (ныне Белгород-Днестровский, Украина).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

В Одессе состоялась хиротония архимандрита Алексия (Гроха) во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии 21 августа 2006 г. 17:46 В праздник Преображения Господня Блаженнейший Владимир митрополит Киевский и всея Украины совершил хиротонию наместника Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архимандрита Алексия (Гроха) во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии . Хиротония была совершена в Свято-Успенском Одесском кафедральном соборе. Накануне, 18 августа, Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил праздничное Всенощное бдение, в котором ему сослужили 12 архиереев из Украины, Казахстана и Молдовы, а также духовенство Одесской епархии . По завершении богослужения состоялось наречение архимандрита Алексия во епископа Белгород-Днестровского. На следующий день — 19 августа, в праздник Преображения Господня — во время Божественной литургии состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия во епископа. После окончания богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир обратился к новопоставленному епископу Алексию с напутственным словом и поприветствовал с высшей ступенью иерархического служения в Церкви Христовой. Последняя архиерейская хиротония в Одессе состоялась в 1988 году. Выступая с приветственным словом по случаю прибытия в Одессу высокого гостя, мэр города Эдуард Гурвиц подчеркнул, что этот визит совпал с двумя знаковыми датами — 198-й годовщиной со дня закладки собора и 70-летием его разрушения богоборцами. «Казалось тогда, что зло победило, но ныне мы видим, что справедливость торжествует, возрождается красавец-собор. Так и должно быть, ложь и ненависть, тоталитаризм и беззаконие уходят в прошлое, а добро и истина побеждают. И в этом возрождении духовности Вы, уважаемый митрополит Владимир, принимаете самое деятельное участие. Позвольте мне за Ваши труды в этой сфере вручить почетный знак Одесского городского головы им. Г. Маразли 1-й степени». В своем ответном слове митрополит Владимир тепло поблагодарил руководство города за столь высокую оценку его трудов. «Я принимаю эту награду не как свою личную, а как оценку деятельности всего Украинского Православия. Одесса — всегда в моем сердце. Здесь я провел многие годы, запомнившиеся на всю жизнь. Здесь состоялся мой монашеский постриг, было принято решение о моем возведении в сан епископа. Не понаслышке знаю, что одесситы могут по-настоящему молиться и трудиться». За заслуги перед Украинской Православной Церковью Митрополит Владимир вручил мэру Одессы орден преподобного Нестора Летописца 1-й степени. Патриархия.ru/ Православие в Украине Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/134638.htm...

В 1941-1950 гг. первая (до 1941 единственная в городе) одесская община баптистов молилась в здании кирхи. В 1945-1958 гг. состояла на регистрации 2-я одесская община баптистов - Пересыпская (в предместье Пересыпь). После присоединения к Одесской обл. Измаильской обл. в регионе насчитывалось 56 зарегистрированных общин баптистов. В 1958-1965 гг. их число уменьшилось до 51. Впосл. число общин росло (преимущественно за счет «автономных баптистов»), к 1986 г. их насчитывалось 60. В 1996 г. 1-я одесская община (церковь) переехала в молитвенный дом, построенный в 1992-1996 гг. К 2018 г. в Одесской обл. действовали 184 общины баптистов и евангельских христиан, из них во Всеукраинский союз церквей евангельских христиан-баптистов входили 159 общин. Автономной является община евангельских христиан «Украинский евангельский альянс». В сер. XX в. с баптистами объединились молокане . Община молокан известна с кон. XIX в. в Аккермане. В 1945 г., после освобождения Буджака от немецко-румын. оккупантов, в селах Чишмеле (ныне Струмок Татарбунарского р-на), Спасском (ныне в черте Струмка) и в Белгороде-Днестровском были зарегистрированы общины «евангельских христиан-молокан» (название свидетельствует о сближении местных молокан с евангельскими христианами и баптистами). В 1948 г. община в Белгороде-Днестровском объединилась с местным об-вом баптистов и была снята с регистрации. Движение пятидесятников зародилось в Одессе в результате деятельности пастора И. Е. Воронаева , приехавшего в город с целью проповеди среди баптистов и евангельских христиан в авг. 1921 г. 12 нояб. община Воронаева была зарегистрирована как Одесская церковь христиан веры евангельской (ХВЕ). В 1923 г. главой одесской общины стал пресвитер В. Р. Колтович, Воронаев ездил по Украине для создания новых общин. 7-10 сент. 1924 г. в Одессе состоялся 1-й областной съезд ХВЕ, на котором избрали правление Всеукраинского союза ХВЕ под рук. Воронаева. Зам. главы стал пастор В. Павлов, который в 1921 г. основал баптист. сельскохозяйственную колонию - хутор Надежда, в 1924 г. перешел в пятидесятничество. Во 2-м областном съезде пятидесятников в сент. 1925 г. в Одессе участвовали представители новообразованных общин в Балте, Первомайске, Кривом Озере, в селах Секретарке, Устиновке, Маяки и др. К 1927 г. в Одессе насчитывалось ок. 1 тыс. пятидесятников. В 1929-1932 гг. все молитвенные дома пятидесятников в СССР были закрыты. В янв. 1930 г. арестовали Воронаева, после чего пятидесятническое движение на Украине пришло в упадок. В 1932 г. массовые аресты пятидесятников прошли в с. Надежда Раздельнянского р-на. В 1933 г. был арестован бывш. руководитель одесской общины И. Славик, к-рый после ареста Воронаева в 1930-1933 гг. возглавлял Всесоюзный совет ХВЕ.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Политика властей по отношению к Церкви, несколько смягчившаяся в сер. 60-х гг., оставалась репрессивной. В 1967 г. была снята с регистрации община в с. Любомирка (Бирзула) Котовского р-на. В том же году Совет по делам РПЦ дал разрешение на снос ряда храмов в Одесской обл., лишившихся регистрации в 1961-1963 гг.: в Удобном, Нов. Царичанке, Крутояровке, Выпасном Белгород-Днестровского р-на, Краснополе Фрунзовского р-на, Успеновке, Николаевке-Новороссийской Саратского р-на, Василевке Болградского р-на, Баштановке и Белолесье Татарбунарского р-на, Виноградовке Арцизского р-на, в Измаиле. Многочисленные жалобы верующих, требовавших возврата храмов, оставались без ответа. Люди пытались как могли наладить приходскую жизнь. Храм в с. Ст. Царичанка Белгород-Днестровского р-на, переданный под спортзал, пустовал, в 1967 г. верующие навели в нем порядок, занесли утварь и молились без священника. Власти изъяли церковные принадлежности и запретили собрания. Верующие пожаловались в Москву, и после долгих разбирательств в селе была зарегистрирована община. 26 июля 1968 г. была предпринята неудачная попытка разрушить храм в с. Надречном Измаильского р-на, остановленная жителями села. Напряженной была ситуация в Балте, где собор находился в пользовании детского интерната, верующие же собирались в тесной кладбищенской часовне, впосл. достроенной и превращенной в храм. На 1 нояб. 1970 г. в Одесской обл. значились 24 снятых с регистрации церкви. В 70-х гг. снос аварийных храмов продолжался, в 1971 г. были даны разрешения на разборку церковных зданий в с. Сербы Кодымского р-на, г. Татарбунары, селах Десантное Килийского р-на, Маяки Беляевского р-на, Долинское Ренийского р-на. 7 окт. 1976 г. епархия получила название «Одесская и Херсонская». Одесская и Херсонская епархия в 1980-1991 гг. В 80-х гг. XX в. продолжилась практика разрушения и хозяйственного освоения бывш. храмовых сооружений. В 1980 г. было снесено 4 храма и переоборудовано 11 храмов. На 1981 г. оставался 71 закрытый храм, 32 из них были пригодны для использования, 39 признаны аварийными. В 1981 г. снесены церкви в селах Демидово, Заводовка Берёзовского р-на, Ясиново Первое, Гвоздовка Вторая, Боково Любашовского р-на. В 1982 г. разрушены церкви: в селах Переможное, Ражево Коминтерновского р-на, Вел. Кондратовка, Любомирка Котовского р-на, Новоукраинка Раздельнянского р-на, Петровка, Евтодия Балтского р-на, Жовтневое (ныне Каракурт) Болградского р-на, Долинское и Лиманское Ренийского р-на, Триграды Красноокнянского р-на, в Измаиле (Иоанно-Златоустовская ц.). В том же году 11 храмов были приспособлены под разные цели. В 1981-1984 гг. было снесено 45 церквей. За 9 месяцев 1985 г. власти освоили или снесли 5 церквей. Последним уничтоженным храмом стала церковь в с. Дубово Красноокнянского р-на, разобранная в марте 1987 г.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

С кон. XIX до 60-х гг. XX в. существовали чеш. общины гуситов (см. в ст. Гус Я.) в с. Богемка Врадиевского р-на (с 1954 в Николаевской обл.), в селах М. Александровка Котовского р-на, Софиенталь (ныне Софиевка Белгород-Днестровского р-на) и Краснополь (ныне Захарьевского р-на), на хуторе Чехи (ныне с. Веселиновка) Берёзовского р-на. Общине в Богемке подчинялись др. группы гуситов. В Одессе жили реформаты - французы и немцы. Изначально реформатская община проводила службы в одесской лютеранской кирхе. В 1842 г. общины разделились, реформаты сняли отдельное молитвенное помещение. В 1895-1896 гг. в Одессе построили реформатский храм. В советское время храм был закрыт, здание перестроено под кукольный театр. В 1998 г. здание передали Евангелической реформатской пресвитерианской церкви (зарегистрирована в 1996). В 2001 г. при храме было зарегистрировано Объединение евангельских реформатских церквей Украины, созданное вместо существовавшей с 1995 г. Украинской евангелическо-реформатской Церкви. В составе объединения существует Евангельская пресвитерианская Церковь Одессы. Вне объединения в Одессе действует евангелическо-реформатская церковь «Завет благодати». Методисты имеют в Одессе Объединенную методистскую церковь (2001), общину методистской евангельской церкви «Любовь Христа». В 2003 г. создан Одесский корпус Армии спасения . Лютеранский собор св. Павла в Одессе. 1895–1897 гг. Архит. Г. К. Шойрембрандт. Фотография. Нач. XX в. Лютеранский собор св. Павла в Одессе. 1895–1897 гг. Архит. Г. К. Шойрембрандт. Фотография. Нач. XX в. Пресвитерианство в Одесской области представлено 8 общинами. Первая община - «Церковь любви» в Одессе зарегистрирована в 2000 г. Крупнейшими являются пресвитерианская церковь полного Евангелия «Благодать Иисуса Христа», а также автономная структура «Свободная пресвитерианская церковь Украины». Началом истории баптистов в Одессе считают 1871 г., когда в с. Основа Одесского у. пастор Михаил Ратушный крестил одессита И. Лисицына. В 1875 г. Лисицын создал в городе баптист. общину. В 1908 г. в Одессе состоялся окружной съезд евангельских христиан. В 1920 г. был учрежден Одесский обл. отдел Всеукраинского союза баптистов во главе с пастором и публицистом И. Моториным. В 1921 г. основана баптист. сельскохозяйственная колония - хутор Надежда (ныне с. Надия Раздельнянского р-на), в 1924 г. половина жителей хутора во главе с пастором В. Павловым присоединилась к пятидесятникам . В регионе были известны и др. протестант. поселения: Шевченко-2 Одесского у., Красный Став (ныне Червонный Став) и Новая Жизнь (ныне Баштанского р-на Николаевской обл.), Основа (ныне Берёзовского р-на).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

описания святынь К-поля, к-рое отразилось в неск. более поздних «Беседе о Цареграде» ( Майков. 1890. С. 12-28) и «Сказании о святых местех, о Костянтинеграде и о святых мощех» ( Сперанский. 1934. С. 83-140). Вскоре, в 1348/49 г., совершил П. в Царьград Стефан Новгородец «съ своими другы осмью»; он оставил описание, по характеру и содержанию напоминающее кн. «Паломник» архиеп. Антония, но заметно более краткое, хотя и содержащее при этом ряд уникальных сведений (Там же. С. 5-82). «Оттоле поидохом к Иерусалиму»,- замечает в заключение Стефан, но эта часть его П. осталась по каким-то причинам без описания. Четверть века спустя, в сер. 70-х гг. XIV в., на Св. земле побывал Агрефений (Грефений (?), имя искажено), вероятно архимандрит тверского Отроча мон-ря, а не смоленского мон-ря Пресв. Богородицы, как долго считалось. Хождение Агрефения - первое после Даниила, причем вполне оригинальное рус. повествование о святынях Иерусалима с окрестностями и Галилеи (ППС. 1896. Т. 16. Вып. 3(48); Прокофьев. 1975). Поездка в К-поль иеродиак. Игнатия Смольнянина в 1389-1393 гг. по цели своей не была паломнической (он попал туда в свите Московского митр. Пимена), чему соответствует и содержание его «Хождения». Сведения о святынях и храмах визант. столицы встречаются в повествовании о событиях (коронация имп. Мануила II Палеолога и проч.), свидетелем которых стал автор. Маршруты Агрефения и Игнатия различны: первый двигался западным путем - через Витебск, Друцк, Слуцк на Белгород (ныне Белгород-Днестровский), второй - по Дону через татар. улусы. Игнатий то ли сильно задержался в К-поле, то ли предпринял в 1405 г. еще одно путешествие - на этот раз в Солунь и на Афон (где, возможно, и поселился), оставив перечень увиденных им храмов (ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3(12); ПСРЛ. Т. 11. С. 95-108). Вошедший в некоторые списки (их 24) «Хождения» Игнатия рассказ о посещении Иерусалима, в к-ром особое внимание уделено местам служения в храме Гроба Господня и других церквах представителей разных конфессий, скорее всего относится ко 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010