графства Лондондерри, Антрим, Тирон, Арма, Даун, Фермана (ныне все в составе Великобритании), Каван, Монахан, Донегол и Лаут (ныне все в составе Республики Ирландии). Обл. Лаген охватывала совр. графства Килдэр, Уиклоу, Лишь, Карлоу, Уэксфорд и Килкенни, в состав Мумана входили Уотерфорд, Корк, Керри, Лимерик, Клэр и Типперэри, в состав Коннахта — Голуэй, Роскоммон, Мейо, Слайго и Литрим. Согласно средневек. преданиям, в каждой из 5 областей был ритуальный центр, к-рый обычно представлял собою древний культовый комплекс. Такие центры не являлись поселениями, здесь проводились церемонии, связанные с инаугурациями правителей, празднества и т. д. Одно из важнейших ритуальных празднеств, т. н. Праздник Темры (feis Temro), до VI в. проводилось в Темре (Таре), символической столице И. в обл. Миде. Обладание Темрой было связано с властью над островом, «царь Темры» (r í Temro) считался верховным правителем И. (ardr í , r í É renn). Борьба за этот титул была одним из важнейших факторов в истории раннесредневек. И., однако никому из правителей, получивших титул «царь Темры», не удалось достичь политического объединения острова. Особенностями политического устройства И. в раннее средневековье были раздробленность и постоянная междоусобная борьба правителей. Традиционно предполагается, что в сер. IV в. началась экспансия на север и восток И. коннахтской династии, происходившей от легендарного правителя Конна Ста Битв. Эмайн-Маха и улады якобы были завоеваны «тремя Колла», родственниками коннахтской династии, к-рые стали прародителями племен Аргиалла. На рубеже IV и V вв. Ниалл Девяти Заложников основал династию, к-рая получила имя И Нейл («внуки Ниалла»). В Мумане господствовала династия Эоганахта, происходившая от мифического правителя Муг Нуадата, к нему возводили родословные мн. юж. племена. Как и др. ирл. династии, династия Эоганахта разделилась на ветви (к зап. ветвям относились Эоганахта Лоха Лейн и Эоганахта Ратлинн, к вост.— Эоганахта Кассил, Эоганахта Айне Клиах, Эоганахта Артир Клиах и Эоганахта Глендамнах).

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

епископата. В апр. 1172 г. ГehpuxII , получив из Англии известия о мятеже, поднятом его женой и сыновьями, о гневе папских легатов, угрожавших наложить интердиктна его владения, об угрозе со стороны франц. кор. ЛюдobukaVII , а также о волнениях, вызванных слухами о посмертных чудесах архиеп. Фомы Бекета, покинул И. Подчинение страны англ. короне мотивировалось необходимостью провести там реформу Церкви, и этот аргумент король весьма успешно использовал во время переговоров с папскими легатами. Баланс сил, установленный в И., обеспечивал англ. королю верховную власть над островом. При этом Генрих устранялся от непосредственного вмешательства в конфликты, поручив войну с ирл. правителями вассалам. Несмотря на поддержку, оказанную ГehpuxyII , ирл. епископы были обеспокоены положением католич. Церкви в И. (известно о переговорах архиепископов Арма и Дублина с Папским престолом и с королем Англии). При посредничестве прелатов ГehpuxII и верховный правитель Руадри заключили Виндзорский договор (1175), по к-рому Руадри обязывался платить королю дань и признавал власть королевских вассалов над Митом и Лейнстером, однако ирл. правители в др. областях по-прежнему подчинялись ему. Подписавшие договор стороны были не в состоянии обеспечить его исполнение: кор. Гehpux II , занятый проблемами в Англии и Франции, не мог сдерживать экспансию своих вассалов в И., а Руадри с трудом сохранял контроль над обл. Коннахт. После внезапной кончины Стронгбоу (май 1176) конфликты англо-нормандцев с ирл. правителями продолжились. В мае 1177 г. ГehpuxII объявил о намерении придать И. статус королевства и передать его младшему сыну Иоанну (впосл. англ. кор. Uoahh I Безземельный (1199–1216)). С целью укрепить англ. господство на острове король назначил Гуго де Ласи наместником Дублина. Лейнстер был разделен на 3 «кустодии», одну из к-рых король передал де Ласи. Король привлек к колонизации И. англ. баронов. Они получили от короля важные адм. должности и земельные пожалования и принесли ему омаж и клятву верности.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

теми принципами отношений с церковной иерархией, к-рые были характерны для Англии. Тем не менее корона не стремилась к дальнейшему ограничению привилегий Церкви. В списке требований ирландских прелатов, составленном по случаю Вьеннского Собора (1311-1312), отмечались роль англ. короны как защитницы Церкви в И., зафиксированная в булле «Laudabiliter» и в деяниях Кашелского Собора 1172 г., а также верховная власть Папского престола над И. Установление кор. Эдуардом I тесных отношений с Папским престолом способствовало тому, что в случае спорных результатов избрания папа назначал на кафедры королевских кандидатов. Благодаря этому англичане возглавили важнейшие ирл. кафедры. Так, после назначения Уолтера де Джорца архиепископом Арма (1307-1311) и Стефана де Фулборна архиепископом Туама (1286-1288) эти архиепископства перешли под контроль англичан. Епископы и иное высшее духовенство независимо от происхождения обладали англ. правовым статусом, принимали участие в адм. совещаниях и парламентах. Однако англичане негативно относились к деятельности мн. ирл. епископов, подозревая их в разжигании розни между народами в ущерб интересам короны. Так, Килдэрский еп. Николас Кьюсак в обращении к королю утверждал, что ирл. духовенство побуждает местных правителей к мятежам. К кон. XIII в. межнациональная рознь проявилась во францисканских мон-рях. Во время провинциального капитула в Корке (1291) между ирл. и англ. монахами вспыхнула ссора, к-рая привела к побоищу. Для расследования инцидента в И. прибыл генеральный министр Раймонд де Гауфреди. В 1321 г. кор. Эдуард II (1307-1327) жаловался генеральному капитулу цистерцианцев на беспорядки в ирл. мон-рях и на враждебное отношение ирл. монахов к англичанам. Проблема национальной вражды среди монашествующих обсуждалась на провинциальном капитуле францисканцев в Дублине (1324). По мнению руководства ордена, деятельность братии в некоторых обителях (в Лимерике, Ардферте, мон-ря Клэрголуэй и др.) наносила ущерб интересам англ. короны, нарушала мир и порядок. Было решено не создавать обители, в к-рых жили бы только ирландцы, назначать в «мятежные» мон-ри настоятелей-англичан, а также не допускать ирл. францисканцев к высшим церковным должностям. По решению генерального капитула ордена (1325) создавалась особая кустодия для мон-рей, братия к-рых состояла из ирландцев (остальные 5 кустодий включали англо-ирл. мон-ри). Для того чтобы урегулировать отношения между духовенством обеих национальностей, администрация наложила запрет на принятие ирландцев в монастыри и капитулы на англо-ирл. территории (статут принят на заседаниях парламента в Килкенни (1310), но вскоре был отменен). XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/674067.html

взял заложников у влиятельных церковных общин Лес-Мор (ныне Лисмор), Корках и Имлех (ныне Имли). Его наступление на Коннахт в 988 г. закончилось неудачей, а в 992 г. верховный правитель Маэл Сехналл одержал победу над войском Бриана. Прервав военную экспансию, Бриан укрепил власть в Мумане, построил крепости с гарнизонами на границе области. В 997 г. И. была разделена на 2 части: Бриан получил юж. часть страны, Маэл Сехналл — северную. Воспользовавшись восстанием в пров. Лаген (999), Бриан пленил правителя Маэл Морду, захватил Дублин и добился покорности дублинского кор. Ситрика Шелкобородого. В последующие годы Бриан неоднократно совершал походы на север и принудил к подчинению Флатбертаха, правителя Северных И Нейлов из рода Кенел н-Эоган; независимость сохранил только Кенел Коналл на территории совр. графства Донегол. Бриан покровительствовал общине Ард-Маха, освободил от налогов церкви, основанные, по преданию, св. Патрикием. В 1005 г. правитель лично посетил Ард-Маху и подарил общине 20 унций золота. Запись об этом была внесена в «Книгу из Арма», где Бриан назван «императором скоттов». По обычаю правителей Мумана, Бриан старался контролировать важнейшие церковные общины Юж. Ирландии: его брат Маркан был аббатом Келл-Да-Луа (ныне Киллало), Тир-Да-Гласа (ныне Терригласс) и Инис-Келтры (ныне Холи-Айленд), а в 989 г. был назначен на кафедру Имлех, традиционно принадлежавшую роду Эоганахта. В 1013 г. Бриан вступил в конфликт с неск. подчиненными правителями. Маэл Морда заключил союз с Флатбертахом, скандинавы Дублина обратились за помощью к родичам на Оркнейских о-вах и в др. странах. 23 апр. 1014 г. состоялась битва при Клуан-Тарбе (ныне Клонтарф, в черте г. Дублин), в к-рой войско Бриана одержало победу, однако сам он был убит бежавшим с поля боя викингом. Сражение нарушило единство И., основанное на личном подчинении Бриану. С др. стороны, деятельность Бриана показала реальную возможность объединения острова под властью одного правителя; особенности его правления — назначение ставленников, строительство крепостей и поддержка Церкви — нашли продолжение в деятельности правителей XI–XII вв.

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

Подробный перечень присутствовавших на Соборе епископов, основанный, вероятно, на несохранившемся регистре корреспонденции за 18-й год понтификата Иннокентия III, был обнаружен в нач. ХХ в. А. Люшером ( Luchaire. 1905; см. также: Werner. 1906). Большинство епископов представляли Италию, однако в целом география участников Л. С. была значительно шире, чем у всех католич. Соборов XII в., а также позднейших Соборов вплоть до нач. XV в. Из Франции прибыли 67 прелатов, с Пиренейского п-ова - 26, с герм. земель - 21. Сравнительно небольшое представительство нем. прелатов объяснялось сложной политической ситуацией в Германии, где продолжалась борьба имп. Оттона IV из династии Вельфов (1209-1215) с королем Сицилии Фридрихом II Штауфеном (1197-1212; король Германии в 1212-1250; император в 1220-1250). С Британских о-вов прибыли 11 прелатов из Англии и Уэльса (включая архиепископов Кентербери и Йорка), 4 - из Шотландии, 17 - из Ирландии (в т. ч. архиепископы Арма, Дублина, Кашела и Туама). Польшу представляли Гнезненский архиеп. Хенрик Кетлич (1199-1219) и 4 епископа, Венгерское королевство - архиепископы Эстергома, Калочи и Сплита и 8 епископов. По одному прелату прибыли из Чехии (Ондржей, еп. Пражский (1215-1224)) и Дании (вероятно, Андерс Сунесен, архиеп. Лундский (1201-1224)). В Соборе также участвовали представители новых миссионерских епархий в Балтийском регионе - Рижский еп. Альберт I (1209-1229) и еп. Эстляндии Теодорих (1211-1219). Из Палестины прибыли лат. патриарх Иерусалимский Рауль де Меренкур (1214-1225), архиепископ Тира, епископы Севастии и Вифлеема, а также маронитский патриарх Иеремия (1199-1230). По сообщению цистерцианского хрониста Альберика из Труа-Фонтена (сер. XIII в.), достоверность к-рого сомнительна, в Л. С. участвовал некий Иона из Суз, патриарх «сирийский» (Surianorum), якобы способствовавший распространению на Ближ. Востоке лат. богослужения (MGH. SS. T. 23. P. 886). С Кипра, находившегося с 1192 г. под властью франц. династии Лузиньянов, прибыли лат. епископы Никосии и Фамагусты. Более многочисленной была делегация прелатов Латинской империи, включавшая архиепископов Ираклии Фракийской, Фессалоники, Патр, Нов. Патр, Коринфа, Фив, Митилины и Афин, а также еще 8 епископов. Практически все они были выходцами из Зап. Европы. Об участии в Соборе греч. епископов, в т. ч. признавших юрисдикцию лат. К-польского патриарха, надежных сведений нет ( Andrea. 2005. P. 111-112). По-видимому, на Соборе не было и представителей Армянской Церкви. Работа Л. С.

http://pravenc.ru/text/2463165.html

Э., изложенное в лат. Житии). В древнейшей рукописи, Бангорском Антифонарии (кон. VII в.; см. ст. Кельтский обряд ), произведение названо «Гимн св. Патрикию, учителю ирландцев». Вероятно, гимн «Audite omnes amantes» включали в состав оффиция и дополнительных служб покаянного характера. В ранних источниках указания на авторство гимна отсутствуют. Впосл. наибольшее распространение получила версия, по которой автором гимна был св. Секундин (Сехналл), ученик Патрикия; эта атрибуция впервые встречается в Мартирологе Оэнгуса (1-я пол. IX в.) (Félire Óengusso. 1905. P. 237). Предание о составлении гимна Секундином изложено в Трехчастном Житии св. Патрикия (The Tripartite Life of Patrick/Ed. W. Stokes. L., 1887. Pt. 1. P. 242-247; Bethu Phátraic/Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. P. 143-145), а также в «Книге гимнов», где утверждается, что это был 1-й гимн, составленный в Ирландии (The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Vol. 1. P. 3-13; Vol. 2. P. 3-7). В пользу авторства Секундина высказывались Э. Мак Нейл, П. Грожан, Л. Билер и др. исследователи: о св. Патрикии в гимне говорится в наст. времени, следов., гимн был составлен до кончины святого (возражения против этой гипотезы см.: Carney. 1961. P. 40-42; Binchy D. A. Patrick and His Biographers, Ancient and Modern//Studia Hibernica. 1962. N 2. P. 52-56; Curran. 1984. P. 36-37). Однако Дж. Карни указал на то, что в «Книге из Арма» слова «все время петь его гимн» сопровождаются глоссой «гимн Колмана Ало» (ymnus Colmán Alo - Dublin. Trinity College. 52. Fol. 16rA). Согласно Трехчастному Житию, когда К. Э. пел гимн в рефектории (inna praintig), ему явился св. Патрикий (об этом говорится и в Житии К. Э.). В «Книге гимнов» предание о явлении св. Патрикия (аналогичный случай произошел со св. Коэмгеном) приведено как пример чудодейственной силы гимна: каждый, кто утром и вечером произносит хотя бы 3 последние строфы гимна (по др. версии, хотя бы 3 строки или даже 3 слова в смертный час), достигнет Царства Небесного.

http://pravenc.ru/text/1841768.html

(католики составляли 75% населения И.). В 1678 г. по подозрению в организации заговора против короля арестовали архиеп. Дублина Питера Толбота (1669–1680; скончался в тюрьме) и архиеп. Арма св. Оливера Планкета (1669–1681; казнен; в 1975 канонизирован Римско-католической Церковью). Недолгое правление брата кор. KapлaII , католика ЯkobaII (1685–1688), способствовало усилению католич. партии в И. В 1687 г. была издана «Декларация веротерпимости» (Declaration of Indulgence) , отменявшая религ. преследования и устанавливавшая свободу вероисповедания. Католики в И. были допущены к участию в парламенте, могли занимать высшие военные и адм. должности. Англ. кор. Яkob II , опиравшийся на католич. население И. и Англии и восстановивший общение с Папским престолом, пользовался широкой поддержкой в И., где он попытался собрать войско против претендовавшего на англ. престол Buльreльмa III Оранского. В 1689–1691 гг. в И. развернулась война между яковитами (сторонниками ЯkobaII ) и армией Вильгельма Оранского. После крупного сражения на р. Бойн (1 (12) июля 1690) яковиты были вынуждены отступить на восток, а король бежал во Францию. В сражении при Огриме (июль 1691) сторонники свергнутого короля вновь потерпели поражение. Войско яковитов под командованием П. Сарсфилда укрылось в Лимерике, где 3 окт. 1691 г. был заключен мирный договор. По условиям достигнутого соглашения ирл. яковиты (ок. 14 тыс. чел.) эмигрировали на континент, где большая часть их поступила на франц. военную службу (т. н. Бегство диких гусей). В И. была провозглашена религ. терпимость, католики сохраняли имущество и гражданские права в обмен на принесение клятвы верности BuльreльмyII , ставшему англ. королем, и его жене Марии. Однако после отказа ирл. парламента ратифицировать договор преследования католиков возобновились. Лит.: Meehan C. P.The Confederation of Kilkenny. Dublin, 1846; Moran P. F. Historical Sketch of the Persecutions Suffered by the Catholics of Ireland Under the Rule of Cromwell and the Puritans.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Б ó льшая часть пожалованных англ. баронам земель прежде находились под контролем ирл. правителей. В февр. 1177 г. Джон де Курси, бывш. сенешаль Нормандии, вторгся на территорию Ольстера, нанес местным вождям поражение и построил укрепление при епископской церкви в Даунпатрике. В июне 1177 г. ольстерский правитель Руадри Мак Дунн Слебе выступил против де Курси в союзе с Маэл Сехланном Мак Лохланном, правителем Кенел н-Эоган. Войско сопровождали архиепископ Арма, епископ Даунпатрика и др. церковные иерархи с различными святынями. Одержав победу, де Курси освободил плененных прелатов и вернул им святыни, продемонстрировав т. о. желание наладить отношения с представителями Церкви в И. Впосл. де Курси покровительствовал епископской кафедре Даунпатрика, способствовал почитанию св. Патрикия (в 1186 были обретены мощи ирл. святых Патрикия, Бригиты и Колумбы, а цистерцианец Джоселин из Фернесса по настоянию де Курси составил Житие св. Патрикия). Установив контроль над Вост. Ольстером (совр. графства Даун и Антрим), де Курси добился подчинения местных правителей. Свидетелем сражения при Даунпатрике оказался кард. Вивиан, к-рый возвращался из Шотландии, где он выполнял обязанности папского легата, и был задержан воинами де Курси. Высоко оценив деятельность англо-нормандских баронов по установлению порядка в стране, кардинал созвал в Дублине совещание епископов и аббатов, на к-ром подтвердил права англ. короны в И. и отлучил ее противников от Церкви. Политику примирения конфликтующих интересов проводил и Гуго де Ласи, представитель англ. короля в И. Он пригласил тех ирландцев, к-рые покинули Лейнстер и Мит, вернуться на свои земли и гарантировал им защиту. Предпринимаемое де Ласи активное строительство замков в Лейнстере и Мите, а также его брак с дочерью верховного правителя Руадри О Конхобара (в 1180) навлекли подозрения ГehpuxaII , к-рый поспешил передать управление И. принцу Иоанну. Этому способствовала также кончина Дублинского архиеп. Лаврентия (14 нояб. 1180), к-рый в последние годы жизни вступил в конфликт с королем ради защиты церковных привилегий и имущества: по просьбе Лаврентия Римский папа AлekcahдpIII принял диоцезы Дублин и Глендалох под особое покровительство, а также назначил архиепископа легатом в И.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

В таких случаях от имени короля накладывался штраф, а выдача «лицензий» и возвращение церковных владений производились при условии, что подобные нарушения не повторятся в будущем. Тем не менее контроль со стороны королевской администрации оставался слабым в тех еп-ствах, территории к-рых не входили в зону англ. влияния, а в пров. Арма привилегии короны вызывали протесты со стороны архиепископов. Усилия администрации, направленные на избрание англичан на епископские кафедры, пресекались вмешательством Папского престола. Так, когда юстициарий попытался навязать капитулам еп-ств Киллало и Ардферт собственных кандидатов, папа ГohopuйIII велел изгнать их и утвердил ирландцев, избранных капитулами в законном порядке. В 1223 г. во время избрания архиепископа Кашела (эту кафедру традиционно занимали ирландцы) была сделана попытка расширить состав капитула за счет каноников-англичан. Папа ГohopuйIII отказался утвердить этот проект, напомнив о недопустимости предпочтения кандидатов по национальному признаку. В результате контроля со стороны Папского престола англ. администрация отказалась от попыток навязать угодных ей кандидатов и сосредоточила внимание на контроле над имуществом вакантных кафедр, что позволяло влиять на ход выборов. С укреплением власти англ. короны и распространением колониальных поселений увеличилось число англичан, занимавших церковные должности в И. Так, в 1272 г. среди епископов пров. Дублин не было ни одного ирландца, тогда как в пров. Туам ирландцы занимали все кафедры. В др. провинциях были и ирл., и англ. епископы, однако число последних увеличивалось. Часть диоцезов была фактически зарезервирована за представителями разных национальностей. BXIII в. кафедра Дерри удерживалась влиятельным ирл. родом О Кербаллан, тогда как Дублинскую кафедру возглавляли бывш. королевские чиновники, нередко занимавшие также важные адм. должности. К 1-й noл.XIII в. относится появление в И. монахов нищенствующих орденов — доминиканцев (1224) и францисканцев (1231/32). BXIII в. было основано 24 доминиканских мон-ря, в основном на территории англ. колонии. Их возглавлял провинциал-викарий, подчинявшийся провинциалу в Англии. Францисканцы в И. под рук. Ричарда Ингуэртского составили особую провинцию (к 1300 — 32 мон-ря). Во 2-й noл.XIII в. в И. прибыли кармелиты (к 1300 не менее 9 мон-рей, в haч.XIV в. создана особая провинция ордена) и августинцы-эремиты. Несмотря на то что обители этих орденов находились преимущественно на англо-ирл. территории, они пользовались покровительством мн. гэльских правителей, среди монахов было много ирландцев.

http://sedmitza.ru/text/2558581.html

«Подзаборная школа». Гравюра. XIX в. «Подзаборная школа». Гравюра. XIX в. В качестве наказания за поддержку кор. Якова II англ. власти конфисковали земельные наделы у мн. ирл. землевладельцев. Вслед за англ. парламентом, принявшим репрессивный «Акт о папистах» (1698), в 1704 и 1709 гг. ирл. парламент выпустил законы «по предотвращению дальнейшего распространения папизма» (Act to prevent the further Growth of Popery), оказавшие значительное влияние на переход земельных владений в И. к англ. колонистам, которым обеспечивались многочисленные налоговые льготы и различные адм. послабления. Переход из протестантизма в католическую веру запрещался под угрозой конфискации имущества, а конфискованные у католиков земли и недвижимость передавались протестантам. В завещаниях католики должны были предусматривать раздел имущества и земельных владений в равных долях между всеми наследниками мужского пола (обычай гевелкайнд), но при этом переход одного из сыновей в протестантизм делал его единственным законным распорядителем собственности и земли. Католикам запрещалось приобретать земельные участки, землю можно было только взять в аренду (не более 2 акров на срок в 31 год). Владелец земли (лендлорд) сохранял за собой право расторгать арендный договор в случае, если доходность участка будет превышать арендную плату. В результате этих законов количество земель, принадлежавших католикам, сократилась с 14% в 1691 г. до почти 5% в XVIII в. Большинство англ. лендлордов не проживало в И. и сдавало земли в аренду местным управляющим-протестантам (т. н. мидлменам), к-рые затем разделяли арендованные земли на мелкие части и сдавали их в субаренду ирл. крестьянам за высокую плату. «Карательные законы» способствовали переходу в протестантизм мн. ирл. землевладельцев и знати. В XVIII в. в И. почти все представители высших социальных слоев являлись англиканами, хотя подавляющее большинство населения страны продолжало исповедовать католицизм. Период, во время которого католич. большинство было почти полностью исключено из политической жизни, а руководящее положение в обществе занимали протестант. знать и духовенство, именуется «протестантским господством» (Protestant Ascendancy). В 1720 г. палата лордов ирл. парламента передала право законодательной инициативы англ. парламенту, а в 1751 г. палата общин ирл. парламента была лишена права распоряжаться налоговыми поступлениями. Высшая исполнительная власть в И. принадлежала лорду-лейтенанту (наместнику), назначавшемуся английским королем. Лорд-лейтенант часто отсутствовал в стране, и его полномочия исполнял верховный судья И., как правило, эту должность занимали англиканские архиепископы Арма. Так, с 1724 по 1742 г. фактическим правителем И. был англиканский архиеп. Хью Боултер, в 1747-1764 гг.- англиканский архиеп. Джордж Стоун.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010