Причиной обострения отношений папы с франц. кор. Людовиком XIV стал вопрос о получении доходов с франц. еп-ств, кафедры к-рых оказывались вакантными. Согласно нормам Болонского конкордата 1516 г., доходы с вакантных епископских кафедр на территории королевского домена поступали в королевскую казну (т. н. светская регалия), кроме того, король имел право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции (т. н. духовная регалия; за Римским папой сохр. право утверждать назначения). Декларациями 1673 и 1675 гг. король распространил право регалии и на территории, присоединенные к Франции после 1516 г. Занимавший в то время Римский престол папа Климент X , вероятно опасаясь вражды с Людовиком XIV, не опротестовал действий короля. Однако в 1676 г. к недавно избранному на Папский престол И. с жалобой на монарха обратились 2 прелата Юж. Франции - еп. г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и еп. г. Памье Франсуа Этьен де Коле, сторонники янсенизма . Папа, принявший апелляцию епископов (за что был обвинен в приверженности к янсенизму), расценил действия короля как узурпацию прав католич. Церкви и в ряде бреве (1678, 1679, 1680 гг.) призвал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Действия короля, однако, получили одобрение ассамблеи франц. духовенства (1681-1682). Ассамблея духовенства подтвердила претензии короля на светскую регалию, а 19 марта 1682 г. приняла состоявшую из 4 статей «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (Declaratio Cleri gallicani de ecclesiastica potestate), к-рая стала манифестом галликанизма . В «Декларации...» высказывалась идея ограничения папской власти в католич. Церкви: папе принадлежало главное слово в вопросах веры, но его решение не являлось окончательным, если оно не было подкреплено согласием всей Церкви. Бреве от 11 апр. 1682 г. папа осудил «Декларацию...». Кроме того, И. отказался утверждать предлагаемых Людовиком XIV кандидатов на епископские кафедры. К 1689 г. кафедры более 30 франц. еп-ств оставались вакантными. Несмотря на конфликт с франц. королем, 13 дек. 1685 г. И. направил Людовику XIV приветственное послание, в к-ром высоко оценил королевский эдикт, подписанный в Фонтенбло (17 окт. 1685), о ревокации (отмене) Нантского эдикта 1598 г., в свое время гарантировавшего свободу исповедания франц. гугенотам .

http://pravenc.ru/text/468793.html

Впосл. между королем и папой возник конфликт из-за издавна утвердившегося в Сев. Франции обычая, согласно к-рому после кончины старого и до назначения нового епископа король имел право собирать доходы с вакантной епархии (светская регалия) и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции, гл. обр. каноникам и др. членам капитулов (духовная регалия). Королевскими декларациями (1673 и 1675) Людовик XIV распространил регалию на все королевство. Кроме того, он присвоил себе право назначать и аббатис. Эти распоряжения короля отвергли 2 прелата Юж. Франции - еп. г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и еп. г. Памье Франсуа Этьен де Коле. В 1676 г. они обратились с жалобой к недавно избранному папе Иннокентию XI , к-рый расценил действия короля как узурпацию прав Церкви и в ряде бреве (1678, 1679 и 1680) призывал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Но король рассматривал регалию не как пожалование, сделанное некогда папством в пользу королей Франции, а как неотъемлемое право франц. короны. В этом конфликте франц. епископат единодушно встал на сторону короля. Кризис в отношениях между королем и папой привел к оживлению галликанских настроений во франц. обществе. В ответ на папские послания король собрал чрезвычайную ассамблею франц. духовенства (1681-1682). На ее открытии (1 нояб. 1681) еп. г. Мо Жак Бенинь Боссюэ († 1704) произнес проповедь «О единстве Церкви», утверждавшую вольности галликанской Церкви и в то же время выдержанную в духе компромисса с папским престолом. Ассамблея подтвердила светскую регалию, но посоветовала королю отказаться от регалии духовной. Желая определить основные принципы галликанской Церкви, участники ассамблеи приняли «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (19 марта 1682), также известную как «Декларация четырех статей», составителем к-рой стал Боссюэ. В преамбуле подчеркивалось, что в качестве основополагающих принципов признаются главенство папы Римского и единство католич. Церкви. За преамбулой следовали 4 статьи. 1-я утверждала суверенитет короля Франции во всех мирских делах.

http://pravenc.ru/text/161574.html

В отношении янсенизма К. продолжил политику своих предшественников. Он настаивал на соблюдении предписаний буллы «Cum occasione» папы Иннокентия X (1653) и буллы Александра VII «Ad sacram» (1656), где осуждались 5 основных положений сочинения Янсения «Августин». В 1667 г. 4 франц. епископа (Анри Арно, еп. Анже, Франсуа Этьен де Коле, еп. Памье, Никола Павийон, еп. Алета (ныне Алет-ле-Бен), и Никола Шоар де Бюзанваль, еп. Бове) отказались подписать установленный буллой папы Александра VII «Regiminis Apostolici» (1665) особый формуляр с осуждением янсенизма, к-рый должны были подписать все католич. клирики. Для обоснования своей позиции епископы выпустили окружное послание, где заявили о сохранении ими католич. веры, а присланный из Рима формуляр назвали незаконным, т. к. он, по их мнению, нарушал автономию франц. духовенства, понимаемую ими в духе галликанизма . К. собирался начать процесс против 4 франц. епископов, обвиняя их в непослушании папе, для чего создал особую комиссию кардиналов. 13 июля 1667 г. комиссия вынесла решение о необходимости всем церковным иерархам подписать формуляр против янсенизма под страхом канонического наказания. Однако 28 авг. того же года франц. епископы направили письмо в Рим, получившее поддержку еще 19 франц. епископов. В этом письме они декларировали готовность подчиниться воле папы Римского, но предположили, что требование подписать формуляр папы Александра VII было продиктовано не заботой о чистоте вероучения, а человеческими соображениями. Ввиду широкой поддержки этих епископов мн. франц. клириками, а также королевским двором, благоволившим развитию янсенизма и галликанизма, возникла угроза схизмы в католич. Церкви во Франции. Папа поручил нунцию в Париже архиеп. Пьетро Барджеллини провести переговоры с «мятежными» епископами, а также просить кор. Людовика XIV способствовать искоренению янсенизма. Однако Барджеллини склонялся к компромиссу с янсенистами: при участии одного из лидеров янсенизма, пресв. А. Арно, было написано письмо от имени 4 епископов, в котором папе сообщалось о готовности подписать формуляр и принудить к его подписанию духовенство диоцезов.

http://pravenc.ru/text/1841397.html

( Brutails J.-A. Geoffroi du Louroux, archevêque de Bordeaux de 1136 à 1159, et ses constructions//Bibl. de l " École des chartes. P., 1922. Vol. 83. N 1. P. 55-57). Члены комиссии собрались в г. Перигё для слушания показаний И. и Гарнерия, аббата Мармутье. Дарение церкви аббатству Мармутье было признано незаконным, т. к. ее земли принадлежали к неотчуждаемому домену кафедры. Буллой от 11 авг. 1145/6 г. папа подтвердил это решение. Впосл. монахи Мармутье неоднократно пытались вернуть утраченные владения, что вынуждало И. обращаться за поддержкой к Папскому престолу. Папа Александр III (1159-1181) подтвердил права кафедры на ц. св. Викентия и дал санкцию на основание при ней капитула из регулярных каноников конгрегации св. Виктора. В пользу капитула И. выделил 2/3 земель епископского домена. Тогда же И. построил на месте старой церкви кафедральный собор св. Викентия. Вероятно, от этого здания сохранился основной 3-нефный объем храма, выдержанный в романском стиле. После перенесения кафедры был изменен епископский титул: И. и его преемники стали именоваться «епископ Сен-Мало» (episcopus Macloviensis). Несмотря на то что при старом соборе был временно сохранен особый капитул, г. Алет окончательно пришел в упадок после переселения жителей на остров. И. был известен как покровитель монашеских орденов, в особенности новых. Он восстановил аббатство Генган, откуда монахи были ранее изгнаны Генрихом, гр. Пентьевра. В 1144 г. И. поддержал св. Бернарда в конфликте с герц. Конаном III относительно основания цистерцианского мон-ря Бюзе близ г. Нант, в 1149 г. выступил свидетелем при основании бенедиктинского мон-ря Лантенак (совр. деп. Кот-д " Армор), реформировал древний мон-рь св. Мевенна (Сен-Меэн), в 1156 г. освятил церковь обители регулярных каноников в Сен-Жак-де-Монфор (совр. деп. Иль и Вилен). В 1158 г. И. участвовал в торжественном освящении кафедрального собора св. Иулиана в г. Ле-Ман, в 1162 г. присутствовал на Соборе в Монпелье, созванном папой Александром III по поводу деятельности антипапы Виктора IV .

http://pravenc.ru/text/469416.html

Молвил на это Алет, поседелый и опытом зрелый: «Отчие боги, всегда в вашей воле судьба Илиона! Но до конца погубить вы тевкров род не хотите, Если с такою душой, с таким бестрепетным сердцем Юноши есть среди нас!» (Кн. IX, 246–250, пер. С Ошерова). И две из мистерий Шарля Пеги о Жанне д " Арк начинаются грандиозными монологами о надежде, без которой все святыни превратились бы в кладбища, о побеге, зеленом и хрупком, в котором сосредоточена вся сила жизни будущего дуба. Но так же, как от надежды, нельзя отказаться от верности «отеческому», от благоговения – энеевской pietas. Друг другу противостоят не прошлое как таковое и будущее как таковое, но счастье сегодняшнего дня, своеволие индивида – и связь времен, окупаемая жертвой и стоящая на жертве. Так было для Вергилия, и так было для Пеги. Два человека, жившие в очень непохожие времена, – римлянин I века до н. э., язычник, современник Августа, и француз XX века, парадоксально совместивший республиканские, дрейфусарские, социалистические убеждения, побуждавшие его волноваться всеми страстями века, с католической верой, – в этом пункте действительно одних мыслей. Духовный мир Вергилия понятен Пеги с полуслова и накоротке, без всякого искусственного «вживания» или умственной натуги. Он не «вживается» в это, он этим живет. Какой эстетизированной и декоративной, или археологической, или теоретической и «высоколобой» предстает античность поэтов парнасской школы, или Анатоля Франса, или Поля Валери рядом с античностью Пеги: тут все реально до грубости и одновременно свято, то есть предъявляет человеку властные, жесткие требования – форум, и гражданство, и боги домашнего очага, и сам этот очаг, отнюдь не метафорический, и пламя очага, символ той верности и той надежды, ради которых стоит мучиться и стоит умереть. Конечно, приведенные нами строки Пеги рискуют быть оценены современным вкусом определенного типа как невыносимая моралистическая риторика; но ведь эту опасность они до конца разделяют с поэзией Вергилия, по крайней мере с теми ее аспектами, которые были для самого Вергилия самыми важными (есть способ читать «Энеиду», для которого существует страсть Дидоны, но не существует призвания Энея).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Несмотря на то что письмо было составлено таким образом, что в нем не содержалось открытого осуждения янсенизма, а готовность подписания формуляра истолковывалась необходимостью послушания, «мятежные» епископы отказывались его подписывать. Только в сент. 1668 г. письмо о подчинении Папскому престолу, скрепленное печатями 4 епископов, было отправлено нунцием Барджеллини в Рим вместе с депешей об успешном завершении дела. В то же время 14 и 18 сент. состоялись синоды в еп-ствах Алет и Памье, где ситуация с подписанием формуляра также была представлена духовенству как необходимость послушания. При этом епископы вновь открыто выразили несогласие с папскими буллами об осуждении 5 положений Янсения, поскольку в них вероучительные положения янсенизма были неверно интерпретированы и искажены. Т. о. епископы оставили себе возможность подписать формуляр при сохранении янсенистских убеждений. Получив депешу нунция и письмо 4 епископов, К. потребовал от Барджеллини, чтобы в Рим были присланы оригинальные формуляры с подписями епископов, т. к. до папы дошли известия об их заявлениях на синодах в Алете и Памье. Хотя 28 сент. 1668 г. папа направил кор. Людовику XIV бреве, в к-ром выразил удовлетворение проявленным епископами послушанием, на заседаниях комиссии кардиналов 26 сент. и 11 окт. было решено добиться подтверждений того, что епископы подписали формуляр искренне и выразили полное согласие с позицией Папского престола. 23 окт. кор. Людовик XIV по представлению королевского совета издал декрет, к-рым устанавливалось обязательное подписание формуляра и запрещалась всякая полемика по вопросу янсенизма. В дек. 1668 г. папа получил подтверждение Феликса Вьялара, еп. Шалона, участвовавшего в переговорах с «мятежными» епископами, что они действительно подписали формуляры, искренне исповедуя католич. веру. 23 дек. комиссия кардиналов решила большинством голосов, что свидетельство Вьялара можно считать достаточными, и 19 янв. 1669 г. К. направил 4 епископам бреве, в к-ром одобрил подписание ими формуляра и призвал следовать папским постановлениям о янсенизме.

http://pravenc.ru/text/1841397.html

25 . Двадцать пятое о Миносе, сыне Зевса и Европы, царствовавшем на Крите, который отправился на поиски бежавшего Дедала в Сиканию (или, как мы говорим сейчас, Сицилию), но погиб из-за происков дочери Кокала (он тогда царствовал в Сицилии). Тогда жители Крита пошли войной на сицилийцев, чтобы отомстить за своего царя, но потерпели поражение. Побежденные, они возвращались, когда были выброшены штормом к япигам и, осев в этом месте, критяне смешались с япигами. Спустя время часть их, изгнанная из страны во время внутренних беспорядков, вопросила оракул где им поселиться и, получив ответ, что там, где их ждет земля и вода, поселились в землях боттиев. 517 Там они увидели детей, которые лепили хлеб из глины. Когда проходящие мимо попросили хлеба, они дали им не настоящий хлеб, а слепленный из глины. Решив, что веление оракула выполнено, они стали просить македонского царя позволить им остаться, на что и получили разрешение жить в земле боттиев и, сменив имя на третье – боттии – стали одним из фракийских племен. 26 . Двадцать шестое рассказывает о призраке Аполлона, именуемом Карней Дорийский, 518 который был убит Гиппотом, 519 потомком Геракла, когда Гераклиды возвращались на Пелопоннес. Тогда чума немедленно поразила их и, следуя оракулу, они изгнали Гиппота из лагеря; тогда был предсказан призрак. Дорийцы вернулись на Пелопоннес; Гиппот же бродил по свету пока не женился и не родил сына, которого назвал Алет, в честь своих скитаний. 520 Когда тот стал мужчиной, то, собрав дорийцев, напал на Сисифидов, царствовавших в Коринфе, 521 изгнал их и населил город ими [дорийцами] и ионийцами. Так продвигаясь по Аттике, он узнал от оракула, что победит, если пощадит царя афинян. Узнав предсказание оракула, афиняне убедили Кодра, 522 который был уже семидесяти лет, посвятить себя спасению отечества. Тот сменил свою одежду на одежду лесоруба и, затеяв ссору с каким-то дорийцем, принял смерть. Тогда дорийцы узнав, что не смогут победить, заключили с афинянами мир. 523 27 . Двадцать седьмое о Девкалионе, царствовавшем в Фотиде, и о наводнении, затопившем Элладу; также о его сыне, Эллине, которого считали сыном Зевса, сменившем на царстве Девкалеона после его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Жан из Шатийона; франц. Jean de Châtillon] (1098, Блуа - 1.02.1163), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 1 февр.), еп. Алета и Сен-Мало (Бретань). Род. в семье, принадлежавшей к местной знати. В юности был принят в аббатство Бурмуайен близ Блуа, принадлежавшее регулярным каноникам конгрегации св. Виктора (викторинам). Ок. 1130 г. по просьбе Стефана I, гр. Пентьевра, И. вместе с 12 канониками был направлен в это графство, чтобы основать мон-рь Генган (в совр. деп. Кот-д " Армор), и был назначен 1-м аббатом обители. В 1144 г. И. был избран одновременно на епископские кафедры Трегье и Алет (ныне Сен-Серван-сюр-Мер, в черте г. Сен-Мало) и выбрал Алетское еп-ство. Прибыв в Алет, И. обнаружил, что город находится в упадке, бóльшая часть жителей перебралась на защищенный от вражеских нападений о-в Сен-Мало. Епископы также проживали на острове, несмотря на то что официально кафедра размещалась при соборе св. Петра в Алете. Ок. 1108 г. ц. св. Викентия на о-ве Сен-Мало была подарена еп. Иудикаэлем (Бенедиктом) аббатству Мармутье, что стало препятствием для И., к-рый намеревался при поддержке герц. Конана III (1112-1148) перенести епископскую кафедру в этот храм. Монахи Мармутье обратились за помощью к Римскому папе Луцию II (1144-1145), к-рый передал дело на рассмотрение комиссии из 3 франц. епископов. Решение в пользу Мармутье, вынесенное епископами, было утверждено папой, к-рый отказался принять И., явившегося в Рим, и лишил его кафедры. При поддержке мон. Генриха (архиепископ Реймсский в 1162-1175), сына кор. Франции Людовика VI, И. укрылся в монастыре Клерво и обратился с просьбой о помощи к Бернарду Клервоскому . Благодаря вмешательству последнего Римский папа Евгений III (1145-1153) назначил новую комиссию во главе с Гальфридом III (Жоффруа дю Луру), архиеп. Бордо, к-рый был известен как покровитель новых монашеских орденов - цистерцианцев , регулярных каноников и др.

http://pravenc.ru/text/469416.html

В том же году И. открыл школу при кафедральном капитуле Сен-Мало. По преданию, во время одного из посещений Рима И. открыл там церковь во имя св. Махута (Сан-Макуто), покровителя епископской кафедры Сан-Мало ( Pocquet du Haut-Jussé B.-A. L " église Saint-Malo de Rome (San-Macuto)//Mélanges d " archéologie et de l " histoire. P., 1916. Vol. 36. N 1. P. 85-108). В 40-х гг. XII в. в Вост. Бретани, преимущественно на территории еп-ства Алет, получила распространение ересь Эона Звёздного (Éon de l " Étoile), объявившего себя Мессией. Эон был осужден на Реймсском Соборе (1148) и заточен в мон-ре ( Bounoure G. L " archevêque, l " hérétique et la comète//Médiévales. St-Denis, 1988. Vol. 7. N 15. P. 73-84). Вероятно, из-за конфликта с аббатством Мармутье И. не мог активно противостоять последователям Эона, однако впосл. передал приходы, где была распространена ересь, в ведение кафедрального капитула. В записи о кончине И. в одной из бретонских хроник он назван «удивительно сведущим и очень справедливым человеком» (vir mirae scientiae et rigidae justitiae - Morice H. Mémoires pour servir de preuves à l " histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1742. T. 1. P. 6). Был похоронен в каменной гробнице рядом с главным алтарем собора. Сразу после кончины И. началось паломничество к гробнице И., к-рую в целях безопасности обнесли железной решеткой. Благодаря этому в народе И. называли «св. Иоанн с решеткой» (Saint Jean de la Grille). В рукописном миссале XV в. из Сен-Мало литургическая память И. дана в категории semiduplex ( Duine. Inventaire. 1922. P. 192), однако в XVII в. была переведена в более высокую категорию duplex (ActaSS. Febr. T. 1. P. 248). В сент. 1517 г. Римский папа Лев X утвердил решение о канонизации И., после чего было составлено краткое Житие святого, сохранившееся в литургических книгах еп-ства Сен-Мало (Ibid. P. 252; в нем содержится ряд недостоверных и ошибочных утверждений). Согласно Житию, И. принадлежал к ордену цистерцианцев, в 1144 г. по поручению папы Луция II восстановил дисциплину и порядок в мон-ре Сен-Меэн.

http://pravenc.ru/text/469416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОЛЬ [лат., бретон., франц. Dol], г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. Епископство до сер. IX в. Епископская кафедра Д. была основана свт. Самсоном († после 560), к-рый прибыл в Арморику после долгих странствий по Британии и Ирландии. Согласно Житию Самсона, святитель построил «честную обитель» (honorificum monasterium), к-рая стала центром его миссионерской и пастырской деятельности (Vita S. Samsonis. I 52). Преемником Самсона стал свт. Маглорий († ок. 586). Сохранились имена еще неск. епископов VI-IX вв., среди к-рых - святители Будок, Леухер и др. ( Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 249-274). На территории еп-ства существовали мон-ри, один из к-рых был основан прп. Иакутом, воспитанником свт. Будока. Др. мон-рь был основан прп. Рионом, о к-ром ничего не известно. Создание архиепископской кафедры В 845 г. бретон. правитель Номиноэ одержал победу над кор. зап. франков Карлом Лысым в битве при Баллоне. После этого правитель попытался ослабить франк. влияние в церковной сфере, освободив бретон. еп-ство от подчинения архиеп-ству Тур . Номиноэ послал к Римскому папе Льву IV прп. Конвойона , настоятеля мон-ря Ротон (совр. Редон), с просьбой сместить нек-рых бретон. епископов, виновных, по его словам, в симонии. Эти епископы были назначены кор. Карлом Лысым. Понтифик ответил, что дело должно быть разобрано на Соборе под рук. архиепископа Турского. Однако Номиноэ без участия архиепископа созвал Собор в Коэтлухе (близ совр. Редона, 848), на к-ром епископы Ванна, Кемпера, Сен-Поль-де-Леона и Д. были смещены с кафедр. Согласно «Нантской хронике», Номиноэ провозгласил епископа Д. митрополитом Бретани (Chronique de Nantes. 1896. P. 32-39). Еп-ства Ванн, Кемпер, Сен-Поль-де-Леон, Трегье, Сен-Бриё и Алет (совр. Сен-Серван-сюр-Мер, в черте г. Сен-Мало) были подчинены Д. Архиепископ Турский не признал определений Собора и созвал ответный Собор в Туре, осудивший действия бретонцев. В 850-851 гг. Номиноэ захватил города Ренн и Нант, но их епископы отказались подчиняться архиепископу Д. За это Нантский еп. Актард был изгнан.

http://pravenc.ru/text/178787.html

  001     002