Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Васильевич Долгов : На мой взгляд, то, что происходит в отношениях между Россией и Турцией , Турцией и США, вполне логично и закономерно. Современное руководство Турции — это выходцы из умеренных исламистов из организации «Братья-мусульмане» (запрещена на территории РФ). Сам Эрдоган в молодые годы возглавлял две исламистские партии, отбывал тюремное наказание в период военных режимов в Турции за свои исламистские взгляды. После прихода к власти его умеренной исламистской партии и эта партия, и руководство Турции проводят политику неоосманизма, предполагающую продвижение интересов Турции и экспансию Турции во все регионы, которые когда-то входили в состав Османской империи, а также поддержку умеренных исламистов, то есть исламистской идеи. Именно с этой точки зрения надо рассматривать действия Эрдогана и руководства Турции, прежде всего во внешней политике: и в сирийском конфликте, и в отношениях с Россией, и в отношениях с США, и в отношениях с Европейским союзом. Турецкое руководство имеет свои совершенно конкретные интересы — это продвижение интересов Турции в регионы, входившие в состав Османской империи. Сирия на протяжении 400 лет входила в состав Османской империи. Я напомню о заявлении Эрдогана по поводу того, что Турция не признаёт воссоединение Крыма с Россией, и то, что Крым — это земля крымских татар, исконных жителей Крыма. С другой стороны, политика Эрдогана достаточно умелая, она направлена на то, чтобы извлекать выгоду для Турции, продвигать её интересы, используя противоречия между США и Россией, между Россией и европейскими странами. Эта политика выражается в действиях, которые проводит турецкое руководство, прежде всего, в сирийском конфликте. С начала сирийского конфликта Турция поддерживала исламистские, в том числе радикальные группировки в Сирии, поскольку они были близки к нынешней турецкой идеологии умеренного исламизма, в частности идеологии «Братьев-мусульман». Эти исламистские группировки Турция поддерживала раньше, поддерживает и сейчас.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/13/tu...

В свою очередь министр юстиции Турции Бекир Боздаг напомнил о холокосте, устроенном нацистской Германией. «Сами в свое время сжигали евреев в печах, а теперь клевещут на турецкий народ, обвиняя в некоем геноциде. Не лучше ли вам вначале оглянуться и посмотреть на собственную историю», - заявил министр. Боздаг выразил уверенность, что обвинения в геноциде армян являются клеветой в адрес Турции и ее народа. «Нам нечего стыдиться. В нашей истории нет черных пятен, из-за которых мы бы склонили головы», - подчеркнул он. Семён Багдасаров: Впервые геноцид армян в Османской империи был признан в Уругвае, в год пятидесятилетия трагедии, в 1965 году. С тех пор этот процесс идёт по миру. В Германии схожая резолюция впервые была принята в 2005 году, но там не было употреблено слово «геноцид». Первое чтение настоящей резолюции прошло ещё в прошлом году. Нынешнее решение, конечно, имеет и политическую подоплёку. В Германии многие недовольны поведением Эрдогана, в том числе, в отношении известной проблемы «Евросоюз-Турция-беженцы». Даже в окружении Меркель , я уже не говорю об оппозиции, хватает людей, которые понимают, что чем больше уступать Эрдогану, тем более жёсткую позицию он будет занимать. Тем более Анкара не собирается выполнять ряд условий ЕС, в том числе, по антитеррористическому законодательству. Отсюда и такие действия Европа будет вынуждена отходить от союз с Эрдоганом. Кстати, недавно руководитель Европарламента Мартин Шульц резко выступил против политики Турции по курдскому вопросу. В Европе идёт осознание того, что в Турции происходят страшные вещи. И если мы говорим о геноциде армян и других христианских меньшинств столетней давности, то должны понимать, что ныне происходит геноцид курдов - сотни тысяч беженцев, полмиллиона убитых людей. Не замечать этого уже невозможно. Да, Турция никогда не признает геноцида армян, потому что это огромные экономические выплаты. По данным американских аудиторов, потери только двух епархий армянской церкви - Великого Дома Киликийского и Эчмиадзинской епархии - порядка 200 миллиардов долларов. А ведь геноцид был не только армян, но и ассирийцев, греков, езидов, молокан. Если это всё будет предъявлено, то от Турции ничего не останется. Чтобы вы понимали масштаб произошедшего - по переписи 1844 года 40% населения нынешней территории Турции - это христиане, в основном, армяне, греки, ассирийцы. Если бы не было геноцида, сейчас армян в Турции проживало бы порядка 20 миллионов. Было убито 1,5 миллиона армян, 1200 тысяч греков, 800 тысяч ассирийцев, 500 тысяч езидов и свыше 200 тысяч русских молокан в районе Карса. Почему-то Россия совсем не поднимает этот вопрос.

http://ruskline.ru/opp/2016/iyun/06/army...

С точки зрения Парижа, речь идёт о возврате к секретным обязательствам, принятым в 2011 г. г-ном Жюппе и Давутоглу с согласия Лондона по созданию нового государства на Севере Сирии, куда Турция могла бы вытеснить проживающих на её территории всех курдов. Это соглашение было в одностороннем порядке приостановлено экс-президентом Франции Ф. Олландом после битвы за Айн эль-Араб (Кобани по терминологии НАТО), что привело к обострению ситуации в Турции: теракты, совершённые ИГИЛ 13 ноября 2015 г. Данное соглашение не противоречит нынешней политике Англии и Турции. По сути это программа Давутоглу имела цель захвата территории соседних с Турции стран, что в последствии и произошло. Мы тут представим только некоторые факты: - Начиная с 2012 года, после вторжения Турции в Сирию, турецкие войска оккупировали свыше 5,0 тысяча кв/км территории Сирии в рамках «треугольника» Азааз – Эль-Баб – Джараблус (см. наш анализ : «Алеппо – Астана транзит. О новом русско-турецком военном пакте». - С 2003 года Турция укрепилась на севере Ирака, создав 5 военных баз в Ираке, с 2,5 тысячным личным составом и многочисленной - свыше 240 единиц бронетехникой (см. наш анализ : «Операция Мосул: эхо нашей публикации дошло до Мосула» и тут. - Де-факто бывшая военная база СССР в Вазиани (рядом со столицей Грузии) находится под подчинением турецких военных инструкторов, а почти вся политическая и экономическая жизнь Грузии подконтрольна турецкому капиталу (см. наш анализ «Чайно-Шёлковый путь Грузии, или «кошмар Путина », о чем был доклад академика Араика Саргсяна на Х Евразийском научном Форуме, который состоялся в Санкт-Петербурге (22 ноября 2018г.), по приглашению помощника Президента РФ, академика Сергей Юрьевича Глазьева. Фото 2. Глазьев С.Ю. (Помощник Президента РФ) и Саргсян Араик (Почетный Консул Македонии), Санкт Петербург, 24.11.2018 г. - Абхазия полностью находится в политической и экономической зависимости от Турции (см. наш анализ – «Геополитические интересы Турции в Абхазии»). - В военно-политической верхушке Армении очень сильны позиции турецко-азербайджанского лобби (см. наш анализ «Трамп предотвратил повторение апрельской войны в Арцахе. Военная программа Турции провалилась»).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/23/mi...

Святая София: из музея – в мечеть? 24.07.2020 09:32:39 Редакционный комментарий В июле произошло то, чего давно опасались и надеялись, что оно не состоится. Состоялось: Святая София по указу президента Турции Эрдогана Святая София была обращена в мечеть. Снова обращена. Многочисленные протесты были Анкарой проигнорированы. В начале месяца, когда о задуманном было заявлено уже открыто, Святейший Патриарх Кирилл предупреждал, что русский народ воспринимает затеянное в Турции с горечью и негодованием: «Угроза Святой Софии – это угроза всей христианской цивилизации, а значит – и нашей духовности и истории. И по сей день для каждого русского православного человека Святая София – это великая христианская святыня». Предстоятель Русской Церкви напомнил: «Долг всякого цивилизованного государства – сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их; способствовать объединению людей, а не разделению». Патриарх выразил также надежду на благоразумие государственного руководства Турции и уверенность, что «сохранение нынешнего, нейтрального статуса Святой Софии, одного из величайших шедевров христианской культуры, храма-символа для миллионов христиан по всему миру, послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия». Надежды не оправдались – то ли долг понимается по-другому, то ли благоразумия не достало, то ли противоречия видятся какие-то другие. А диванные аналитики предполагали даже, что это моровое поветрие такой странный эффект произвело. Мол, раз туризма в обозримом будущем турецким пляжам не светит, так можно пока что и пожестче: за океан посигналить, что мы тут главные по исламской теме, Европу постращать за нежелание жить дружно, ну, и Москве шпильку вставить – за Сирию и Ливию. Сложная конструкция, которая, если бы была реальной, могла бы конструктору выйти боком. Реальность оказалась несколько иной. Западные разнообразные " озабоченности " были довольно демонстративно проигнорированы, а объяснения по статусу Святой Софии турецкий лидер дал только Кремлю. Российский президент указал позвонившему Эрдогану на значительный общественный резонанс в связи с происходящим с собором и выслушал заверения Эрдогана, что христианские святыни будут сохранены. МИД России высказал сожаление преобразованием музея в мечеть, но и выразил уверенность, что это внутреннее дело Турции, а пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил, что в Москве с удовлетворением восприняли объяснения турецкой стороны. Песков также высказал мнение, что решение турецких властей относительно собора Святой Софии не ухудшит отношений РФ и Турции: " Да нет, я не думаю, что такое произойдёт. У нас есть официальная позиция государственная, которая заключается в том, что это внутреннее дело Турции. Это " а " . И " б " : мы все-таки надеемся, что при любом решении наши турецкие партнеры будут учитывать статус Айя-Софии как объекта, который причислен к категории культурного Всемирного наследия ЮНЕСКО " .

http://radonezh.ru/2020/07/24/svyataya-s...

Архив Пн Реальная опасность: пора бы задуматься. Евгений Примаков об усилении позиций политического ислама 18 мая 2007 г. 22:05 События в Турции и Пакистане свидетельствуют об усилении позиций сторонников исламизации. Создается общее впечатление, что в кризисное состояние погружается диалог цивилизаций. В значительной степени это опаснейшее явление обусловлено агрессивными действиями США на Ближнем Востоке, пишет академик Евгений Примаков в статье, опубликованной в еженедельнике «Московские новости». Последние события в Турции как-то не обратили на себя пристального внимания наших средств массовой информации, особенно электронных. Мне представляется это неоправданным. События начались с выдвижения правящей Партии справедливости и развития, исповедующей исламскую идеологию, кандидатом на пост президента министра иностранных дел Абдуллу Гюля. По конституции Турции выборы президента осуществлялись парламентом. 27 апреля состоялся первый тур выборов. Было объявлено, что Гюль прошел, но, как оказалось, при отсутствии кворума. Конституционный суд отменил результаты первого тура голосования. Тогда парламент принял поправки к Конституции, согласно которым выборы президента теперь должны впервые состояться путем прямого голосования турецких избирателей. Гюль вновь заявил, что намерен выставить свою кандидатуру, теперь уже на всенародные выборы. В Турции вспыхнуло массовое противодействие выдвижению Гюля на пост президента. Сначала 750-тысячная демонстрация прошла в Стамбуле. В минувшее воскресенье в третьем по численности населения городе Турции Измире состоялась миллионная демонстрация, к которой присоединились люди со всей округи. Последовало заявление начальника генштаба турецких вооруженных сил, что армия не потерпит избрания Гюля. Такая серьезнейшая оппозиция была вызвана тем, что Гюль, по широко распространенному в Турции мнению, недостаточно привержен светскому характеру турецкого государства — он сторонник привнесения в структуру государственной жизни исламизма. Нынешний президент Турции Ахмет Неджет Сезар, срок пребывания которого на этом посту вскоре заканчивается, известен своими светскими взглядами. В случае прихода на его место Гюля во главе страны на посту и президента, и премьер-министра окажутся руководители хоть и умеренной, но исламской партии, которая к тому же верховодит в парламенте. Серьезные массовые выступления против этого, судя по всему, порождены реальной опасностью того, что на общетурецких выборах может победить кандидат исламистов, а армии будет весьма затруднительно действовать против «воли народа».

http://patriarchia.ru/db/text/245334.htm...

Эрдоган с 2003 года не раз занимал пост премьера. Уже тогда он ввел в политический обиход термины «старая» и «новая» Турция. При этом такие его соратники, как занимавший пост главы внешнеполитического ведомства, а затем и главы правительства Ахмет Давутоглу, активно разрабатывали и претворяли в жизнь доктрину «новой Турции». Успешно осуществлялись экономические реформы, предпринималась попытка адаптировать европейские юридические стандарты к турецким. По мнению директора Института ближневосточных исследований и профессора социологии и вопросов религии стамбульского университета Мармара Талипа Кючюкджана, в тот момент у правящего класса Турции сложились устойчивые различия между «старой» и «новой» Турцией. Утверждалось, что в «старой» Турции участие в политической жизни было ограничено, права и свободы урезаны. Кроме того, страна была политически нестабильной. В 1990-х и в 2000-х годах выборы проходили каждые полтора года. Плюс к тому — серия военных переворотов. «Новая» Турция предусматривала перманентный цикл реформирования с ориентацией на интеграцию с Евросоюзом, активное участие граждан в политической жизни и сведение к минимуму влияния военных. Но сейчас выглядит очевидным, что Эрдоган использовал ЕС в качестве прикрытия для расправы с армией. А второй удар по ним он нанес после неудачной попытки переворота, перейдя также к обострению отношений с Брюсселем, который его не поддержал в ходе путча и после, разорвал мирный процесс со «своими» курдами и вступил в военную конфронтацию с сирийскими, а потом и с ИГИЛ ( организация, деятельность которой запрещена в РФ ). Эрдоган стал активно эксплуатировать теорию «внутренних и внешних заговоров», давить на либерально-демократическую часть турецкого общества. То есть он внес свое содержание в ставший популярным лозунг о «новой» Турции, начал формировать фактически новую идеологию, способную понравиться обществу, создавать механизмы, работающие на укрепление его личной власти, оставляя без ответа вопросы перспектив страны, прикрыв их «горизонтами Османской империи». 15 октября 2016 года во время лекции в университете города Ризе президент заявил, что Турция должна вернуть утерянные территории бывшей империи и поменять нынешние, по его мнению, «нелегитимные границы Турции». А до того супруга Эрдогана Эмине, выступая на заседании фонда ENSAR в Стамбуле, назвала первые 90 лет существования Турецкой Республики «полнейшей катастрофой». «Сейчас мы находимся на новом перепутье, — говорила она. — Однако после крушения старой Турции возникли огромные проблемы, и сейчас нам нужно их решить».

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/10/na...

Закрыть Что ожидать от выборов президента Турции в 2023 году? Дальнейший вектор политики как во внешней сфере, так и во внутренних делах Леонид Савин   15:05 17.05.2022 538 Время на чтение 6 минут Источник:  Geoполитика.ru Фото из открытых источников Осенью 2023 года в Турецкой Республике состоятся выборы президента и парламента. Поскольку страна с недавнего времени имеет президентскую форму правления (это послужило причиной обвинений Эрдогана в узурпации власти со стороны оппозиции и западных стран), главное значение для будущего Турции имеет не распределение мест в парламенте, а пост главы государства. От этого зависит дальнейший вектор политики как во внешней сфере, так и во внутренних делах. Правящая Партия справедливости и развития Реджепа Эрдогана согласно опросам общественного мнения сейчас имеет примерно 33% поддержки избирателей. Экономические холдинги, созданные во время правления Эрдогана, ориентированы на Россию, Ближний восток, Африку и Азию. Но сама внешняя политика Эрдогана имеет явно экспансионистский характер – при нём Турция закрепилась в северной части Сирии, части Ирака, участвовала в боях в Ливии и расширила экономическую зону в Средиземноморье, пусть и в одностороннем порядке. Методы мягкой силы Турции активно применяются в Центральной Азии, Африке и Балканах. Хотя во внутренней политике были сделаны консервативные шаги, например, выход из Стамбульской конвенции, что сближает позиции Турции и России, а в глазах Запада уравнивает президента Владимира Путина и Эрдогана в качестве автократических правителей. Каковы же политические амбиции нынешней турецкой оппозиции и других сил, претендующих на участие в государственном строительстве? Основным конкурентом партии Эрдогана является Народно-республиканская партия с историческими корнями, поскольку ее создал основатель современной Турции Ататюрк Кемаль. У них согласно экзит-полам сейчас 28%. Партия не имеет вменяемой программы и идеологии. Это пестрая смесь лево-либералов, бывших коммунистов, алевитов (то есть религиозных меньшинств), светских групп, сторонников однополых браков и прочих прозападников.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/17/chto_o...

То, что Исрапилов осядет в Турции, на его родине многие догадывались. Гостеприимная родина Ататюрка часто становилась убежищем для беглых исламистов, особенно из России. Например, в Турции, в комфорте и безопасности, некогда обретался Багаутдин Кебедов - человек, который, собственно, и стал первым проповедником ваххабизма в постсоветском Дагестане, а также в лагерях «армии Ичкерии» в годы чеченских войн. Сохранились многочисленные фото, где Кебедов стоит рядом с Басаевым, Фатхи аль Шишани и другими одиозными главарями кровавого кавказского «джихада» 90-х годов. Так или иначе, эти деяния Кебедова не помешали Турции оказать ему убежище и даже покровительство. Примерно такое же отношение, стоит полагать, встретил в Турции и Сисатлинский. Находясь в бегах, он умудрился не только комфортно обжиться на берегах Анатолии, но и... открыть в городе Ялов исламский университет, получивший регистрацию в соответствующих органах Турецкой Республики. Неужели вездесущие спецслужбы Турции не видели, что за птица прилетела к ним из Дагестана? Вряд ли. Скорее всего, спецслужбистам было дано указание не трогать Исрапилова, поскольку он был для чего-то нужен властям страны. Что касается его ареста, то здесь может быть много вариантов, среди которых нельзя не учитывать вариант так называемого «ареста- укрытия». Известен прием, когда спецслужбисты укрывают нужных для себя людей в тюрьмах, обеспечивая накануне им легенду в виде неожиданного задержания, следствия, а потом суда. Турция иначе, чем Россия, расценивает такое явление как террористическая группировка «Исламское государство». «В Анкаре неоднократно говорили, что на первом месте у них ликвидация режима Башара Асада и только потом уже Турция будет разбираться с «Исламским государством» - отмечает востоковед - Стоит заметить, что на переговорах с Путиным Эрдоган ясно говорил о смещении режима Асада и демонтаже нынешней политической системы в Сирии». Как говорит эксперт, известная реплика Путина о том, что будущее Сирии должен решать сирийский народ, не встретит поддержки в Анкаре.

http://ruskline.ru/opp/2014/12/8/ulybka_...

История собственно Турции берет свое начало с XI в., когда в Малую Азию проникли тюркские племена. Однако задолго до этого, в течение нескольких тысячелетий, территория Турции была одним из очагов развития цивилизации и местом контактов Востока и Запада. Самое раннее из крупных государств в регионе было создано хеттами; хетты захватили значительную часть территории Малой Азии. Соперником Хеттского государства была хурритская держава Митанни , земли которой располагались к востоку, в районе оз. Ван. Хеттское царство было опустошено варварами. Остатки хеттов основали новое государственное образование на землях близ границы между современными Турцией и Сирией. На месте Хеттского царства возникла монархия Фригия . Фригийцы, родственники фракийцев , населявших нынешнюю европейскую часть Турции, были предками армян. Приблизительно в то же время на смену Митанни пришло государство Урарту . Фригия и Урарту были опустошены кочевниками-киммерийцами. На месте Фригии появились несколько государств, самым могущественным из которых была Лидия . Еще одним центром античной культуры было побережье Эгейского моря. Гомеровская Троя была всего лишь одним из 46 самостоятельных городов, история которых восходит приблизительно к XXX в. до н.э. , а собственно греческая цивилизация зародилась отнюдь не в самой древней Греции , а в ионийских греческих колониях на анатолийском побережье. В IV в. до н.э. территория Турции была захвачена персами и оставалась под их властью вплоть до вторжения войск Александра Македонского . При его преемниках Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам , Вифиния , Понт и Армения . В этот период начинается проникновение в Азию усилившегося Рима, который к середине I в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона. В течение следующего тысячелетия Турция входила в состав Римской империи . После ее раздела на Восточную и Западную территория Турции вошла в состав (а позднее составила основу) Восточной Римской, или Византийской империи . Большая часть Турции оставалась под властью Византии вплоть до вторжения тюрок- сельджуков в XI в.

http://drevo-info.ru/articles/14745.html

Во-первых, сама нынешняя патриархия, проклявшая филетизм, не может, оставаясь верною себе, гнать с Афона русских монахов за то только, что они Русские. Во-вторых, общественное монашеское мнение Афона глубоко возмутилось бы этим. Русские монахи в среде афонских греков очень любимы за свое добродушие, простоту, уступчивость и набожность. Многие бедные монахи, обладатели небольших хижин, шалашей и т.п., большинство бедных киновий греческих и скитов (например, Ксенофского скита, соседнего Руссику) привыкли видеть добро и помощь от русских монахов. На Афоне много честных и простых Греков-монахов, имеющих правила, благодарное сердце и чуждых еще, как я говорил уже не раз, племенной исключительности, обуревающей нынче до гадости крайних политиков обеих борющихся сторон – и греческой, и болгарской. В-третьих, расчетливые люди на Афоне побоятся оскорбить Россию и Русских, потворствуя сколько-нибудь явно извержению Русских. Наконец (и это главное), откуда взяли крайние Греки, будто для Турции была бы выгодна полная эллинизация Афона? Для Турции, чем разнороднее его племена, тем выгоднее. Будь на Афоне все одни Греки, племенная политика Эллады могла бы, наконец, восторжествовать над местными афонскими интересами и убеждениями; исключительно греческий филетизм мог бы легче заразить постепенно и тех монахов-Греков, которые до сих пор были чужды ему и которые теперь гораздо больше думают о спасении души или о скромных вещественных нуждах своих, чем о «великой идее» и об эллинизации Турции. Будь на Афоне одни лишь Греки, Афон, подготовленный сперва деятельною эллинскою пропагандой, расположенный столь близко от греческих островов и Фессалии, мог бы легче, в минуту каких-нибудь замешательств, отпасть от Турции к Элладе. Какая же в этом выгода для Турции? Точно так же неудобно было бы для Турции, если б Афон был весь болгарский. Болгарские земли тоже близко, и духовенство болгарское совершенно в руках своего народа. Оно вовсе не свободно. Я полагаю даже, что близость стран болгарских, или стремящихся к болгаризму, как, например, Македония, делает то, что для Турок может казаться неудобным не только полная болгаризация Афона, но и просто численный перевес Болгар над Греками на Святой Горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010