Научное издание «Повести об астрологе Мустаеддыне» осуществила Элиза Малэк по списку РНБ, собр. СПб. Духовной академии, 302, 70-х гг. XVII в. (ТОДРЛ. Т. XXV. С. 254–258). Настоящее издание подготовлено по этому же списку с небольшими исправлениями по списку БАН, собр. Архангельской семинарии, 228, XVII в. Стр. 328. Сулиман, салтан турской... – Сулейман I (1520–1566), известный в Европе под прозванием Великолепный, а у турецких историков названный Эль-Кануни (Законодатель). Его царствование было временем наибольшего военного могущества Турции. При нем были завоеваны юг Венгрии, остров Родос, Тунис, Триполи, Багдад, Грузия, часть Азербайджана. ...нынешнему Махмету-салтану... – Правнук Сулеймана I, Магомет III (1593–1603). Вступив на престол, казнил девятнадцать своих братьев. В его правление Турецкая империя начала клониться к упадку. ...Сыгер-град взял, тогда духовную написав... Темже повелеваю и увещеваю, дабы есте никогда на польской народ не наступали... – При осаде венгерской крепости Сигета Сулейман I умер, а крепость была взята великим визирем Соколлу Мехмет паша Тавил. Рассказ о завещании Сулеймана не лишен исторической основы Сулейман в 1521 г. принял послов Венеции, России и Дубровника. Послу Василия III Третьяку Губину было обещано, что крымский хан не будет беспокоить Московское государство набегами. ...со Веденским королем... – В эти годы главой Священной Римской империи Габсбургов со столицей в Вене (Ведне) были Максимилиан I (1564–1576) и Рудольф II (1576–1612). Стр. 329. ...салтан Мурат... – При Селиме II (1566–1574) и его сыне Мураде III (1574–1595) Турция постепенно теряет свои позиции мощной военной державы. ...дед его, учинил жены своея ради (яже бе от рода росийского, дщерь священника из Рогатына). – Хоррем-Султане, мать Селима II, по свидетельствам европейцев, была пленной украинской поповной по имени Роксолана из г. Рогатына, находящегося к юго-востоку от Львова. ...в Скутаре-граде, иже древле наречен бяше Калкидон, положением сопротив Константинополя... – Ускюдер (Скутари) – часть Стамбула, расположенная на азиатском берегу Босфора. В античные времена на этом месте находился город Халкидон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия и США разделят Сирию по Евфрату 06.07.2017 925 Время на чтение 5 минут «Зоны деэскалации» в этой стране грозят превратиться в границы новых государств На завершившемся в Астане очередном, пятом по счету, раунде международных переговоров снова не удалось добиться окончательного решения «сирийского» вопроса. Слишком уж различные интересы у стран, которые претендуют на ключевую роль - миротворца. Похоже, только предстоящая встреча президентов США и РФ в Германии способна сдвинуть проблему с мертвой точки. Мятежники не верят Москве Предыдущая встреча в столице Казахстана состоялась 4 мая. И на ней три страны-гаранта - Турция, Россия и Иран - подписали соглашение о создании «зон деэскалации» в Сирии. Во время нынешнего раунда переговоров предстояло обсудить окончательные детали создания этих зон. На встрече в Астане присутствовали спецпосланник сирийского правительства Башар аль-Джафари, заместитель министра иностранных дел Ирана Хессеин Джабери Ансари, заместитель министра иностранных дел Турции Седат Онал и исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Стюарт Джонс. Однако политики так и не сумели найти общего языка, и теперь вопрос о создании «зон деэскалации» решено отложить до следующего раунда переговоров. На встрече в Астане присутствовал специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура, который отметил, что создание подобных зон - не более чем временная мера. Для урегулирования конфликта необходимо более широкое политическое решение. В частности, ожидалось, что на переговорах будет объявлено о создании Комитета национального примирения, куда могли бы войти представители как правительства (в частности - министр по делам национального примирения Али Хайдар) и так называемой «вооруженной оппозиции». Однако окончательное решение по этому вопросу так и не принято. Более того, пока шли переговоры в Астане, лидеры повстанцев обвинили правительственные войска в провокациях (в полдень воскресенья в Сирии было объявлено временное перемирие): в частности, в бомбардировках осколочными бомбами городов Дера " а и Найма и прилегающей к ним сельской местности на юго-западе страны.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/06/ross...

B. Румыния Местность Румынией (Цара Румынска– земля Румын) называются два соединенных княжества в европейской Турции– Валахия и Молдавия. Границы их на север– Трансильвания и Буковина, на восток река Ялпуха, Троянов Вал и озеро Бурна-Сола, на юге и юго-западе р. Дунай. Площадь Валахии, отделяющейся от Молдавии р. Мильково, содержит 3,820 кв. миль; площадь Молдавии– 2,027 кв. миль. Жителей в Валахии считают до двух с половиною миллионов, а в Молдавии до полутора миллиона. В большинстве они исповедуют православную веру. Кроме Молдавии и Валахии, румыны живут в австрийских владениях 482 , в Сербии, южной Македонии, Фессалии и Епире около 200,000, в России до 538,000 483 . Столица Валахии– Букарест при р. Димбовице 484 , а столица Молдавии– Яссы на р. Бахлуле 485 . – В Валахии и Молдавии– кроме румынов– живут с давних пор болгары, армяне (с XI века), евреи, цыгане и греки (с XV века). Историческая судьба Румынии Валахи и Молдаваны– две ветви одного румынского племени, которое, полагают, произошло от смешения древних славян-гетов или даков с римскими колонистами. В Дакии, лежавшей между реками Тейсою, Дунаем, Прутом, Днестром и Карпатскими горами, где находятся и нынешния Валахия и Молдавия, издавна жили славяне. Но сюда же переселены были императором Траяном и римские коло-нисты. Оттого жившие здесь славяне смешались с переселенцами. Не смотря однако на то, между ними сохранился и славянский элемент. Это видно как из румынского языка, представляющего смесь латинского с славянским наречием, так и из сохранившихся доселе славянских названий многих рек и местностей, каковы в Молдавии реки: Быстрица, Молдова, Молдовица, Студенец, Сушина, Тополица и пр., местности: Липова, Лунка, Младина, Тройца, в Валахии местности: Красна, Яблоница, Торговище и пр. 486 Валахи и Молдаваны жили сперва вместе, потом, по основании особых двух господарств, под управлением отдельных туземных господарей или воевод (до 1716 г.), за тем, то под властию князей-фанариотов (1716 – 1822 г.), то под властию туземных государей, наконец соединены в одно княжество под властию одного князя. Право выбора господарей принадлежало в обоих господарствах духовенству и боярам. Но владычество турок положило конец такому выбору: господарей стала назначать сама Порта. Тогда господарская булава сделалась как бы продажною. Турция, имея в виду свои корыстные рассчеты, назначала господарей на самый короткий срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Черное море омывает полуостров с северо-запада, запада, юга и юго-востока. Вода его чиста, прозрачна, горько-соленого вкуса. Геродот называл его jalassa, т.е. морем в собственном смысле, тогда как некоторые другие моря он называет словом limnh – залив. В древности греки называли это море аксинским (axenov), т. е. негостеприимным, потому что по берегам его жили дикие народы 96 , которые очень жестоко и сурово обращались с пришельцами, а может быть и потому, что оно большею частью бывает бурно, особенно в феврале, марте и в начале апреля, а потом в октябре и ноябре. В Крыму во время бури от силы падения волн слышится как бы стон и гул по всему берегу, и чистота воды становится мутною на далекое пространство от берега. 97 Генуэзцы, живя в Крыму, запрещали плавание по Черному морю с декабря до половины марта. Когда же на берегах Ч. моря появились греческие колонии, греки стали называть его Понтом евксинским (euxenov), т. е. гостеприимным. Черным же оно называется, может быть, по бурливости, или по темноватому цвету его, хотя море издали кажется темно-синим, при чистом небе – голубым, а при пасмурном небе – светло-серым 98 . Иногда же оно в Крыму называлось то Сугдейским или Сурожским от древнего приморского города Сугдеи иди Сурожа, бывшего на месте нынешнего местечка Судака, то Хозарским в господство в Крыму хозаров, то Ниташем у аравийских писателей, то греческим и великим. 99 В 1783 г. возник Черноморский флот и постепенно увеличивался; но в сентябре 1854 г., в виду появления близ Севастополя соединенных флотов Франции, Англии и Турции, был затоплен самими Русскими и вместе с ним брошены были в бухту старые орудия и лафеты, чтоб заградить неприятелю вход в бухты, а корабельные запасы лесов сожжены. 100 Ныне же флот снова возрождается. 101 Черное море в Крыму удобно для купания. Лучшими местами для купания считаются: южное побережье, Феодосия, Севастополь и особенно Евпатория: здесь залив мелководен на далекое пространство от берега; дно ровное и мягко-песчаное; сильных прибоев почти не бывает, оттого вода у берегов чиста и прозрачна; пресные воды из рек не вливаются, оттого рассол морской воды крепче, чем в других местах. 102

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Учитывая расположение недавно обнаруженного саркофага возле исторической церкви Святого Георгия, казалось бы, находка связана с ней. «Скорее всего, это территория церковного кладбища. Раскопки продолжаются, и могут появиться аналогичные данные», — сообщил агентству Анадолу (АА) Джемиль Коч, директор Диярбакырского исследования. В конечном итоге скелетные останки человека, извлеченные из саркофага, будут подвергнуты радиоуглеродному датированию, что поможет исследователям точно определить, когда этот человек жил и умер. Диярбакыр, расположенный на юго-востоке Турции на правом берегу реки Тигр на нынешней курдской территории, уже очень давно является обитаемым регионом. Город существует уже несколько тысячелетий, а поселение на этом месте существовало еще в каменном веке. Впервые он был освоен и оккупирован Митаннийской империей — древним государством, образованным хурритами, контролировавшими земли нынешней южной Турции и огромные территории окружающего региона с 1550 по 1260 годы до нашей эры. Город получил название Амида во времена Римской империи, которые начались с оккупации города Римской республикой в 66 г. до н.э. В седьмом веке название города было изменено на Диярбакыр в знак признания господства арабского племени, захватившего этот регион у византийцев в 639 году. Диярбакыр достиг своей наибольшей известности в римскую эпоху во время правления императора Констанция II, который был главой Римской империи с 337 по 361 год. Помимо ремонта и восстановления оборонительных стен города, он также вложил средства в расширение города и увеличил его общее благосостояние. Констанций II стремился объединить римский народ в рамках арианского Христианства. Но он добился лишь ограниченного успеха в то время, когда Римскую империю раздирали инакомыслия, и часто она находилась в состоянии гражданской войны. Неизвестно, связан ли Мальтийский крест, найденный на недавно раскопанном саркофаге, с попытками христианизировать Римскую империю, поскольку на каменном гробу нет надписи, объясняющей, почему был добавлен этот символ. Однако это определенно предполагает связь с периодом, когда многие римляне уже были христианами.

http://azbyka.ru/news/v-tureckom-dijarba...

Преспа, – в настоящее время небольшое село, на картах по-прежнему называемое Преспой, но у местных жителей Агиль (по имени Св. Ахиллия, мощи которого перенесены были из Лариссы в Преспу в 978 г, Memor. рор. II, 623), находится на перешейке, разделяющем два Преспанские озера, верстах в 50 на юго-восток от Ахриды. См. Григоровича Очерк путешествия по Европейской Турции, Казань, 1848, стр. 134. Мокр – Μκρος; (в другом списке Макр – Μα’ κρος). Архиепископ Феофилакт два раза упоминает в своих письмах об области Мокре как о принадлежащей к провинции и епархии ахридской (см. в Патрол. Миня т. 126, стр. 483 fin., письмо ed. Meursio LXV, – δ Μο’ κρος τς χρι’ δος τμμα, и стр. 338 письмо ed. Finetti XV). В позднейшее время область Μο’ κρος стала называться и до настоящего времени называется Μο’ κρα, т. е. вместо Мокра Мокрой, и ее полное позднейшее и нынешнее название есть Ηκο’ ρα( Χρα или Κο’ ρα, т. е. гора) κα Μο’ κρα – Гора и Мокра (в наших русских известиях семнадцатого века – Мокрая гора, см. ниже). Она прилегает к западному берегу Ахридского озера, имея главным своим местом селение Bagoraditza (Bogradetz или Bogradessi, т. е. Богородица), которое находится недалеко от северо-западного берега Ахридского озера, cм.Albanesische Studien Гана, Иена, 1854, стр. 28, прим. 33, Albanien, Rumelien undösterreichischmontenegrische Gränze Миллера, Prag., 1844, стр. 69 и карту (по Аравантиносу, Χρονογραφι’ α τς πει’ ρου, ν θναις, ч. II под словом Σταρβα, селение называется еще Подгорицей; о монастыре Успения Богородицы см. у Григоровича ibid. стр. 127. По Pouqueville’ю, Мокра и Гора суть две особые, смежные между собой, области, – первая, начинаясь у юго-западного угла Ахридского озера, простирается к северу по западному берегу сего озера, а вторая, начинаясь в верховьях реки Гисмы, текущей в Адриатическое море, простирается отсюда на юг к северо-западному углу названного озера, Voyage de la Grèce, ed. 2, t. III, рр. 47 fin sqq, 57, 67 прим. и приложенная к VI т. карта. Нынешнее название части области – Gora, Гора, может быть от горной цепи Βαγαορ – Bagora, которая, по карте Кинерта, тянется параллельно западному берегу Ахридского озера и не в дальнем от него расстоянии, и о которой у архиепископа Феофилакта, по изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Католики, пуритане, квакеры, все были согласны в одном – во взаимной терпимости, не по холодности, а по необходимости. И потому государство, созданное ими для примирения всех этих горячих религиозных крайностей, нашло центр тяжести своей вне религии. Была вынужденная обстоятельствами терпимость, не было внутреннего индифферентизма. Славяне, вступая в подобную федерацию, не внесли бы в нее тех высоких чувств, которые на просторе Нового Света одушевляли прежних европейских переселенцев Северной Америки. Они вступили бы в эту федерацию при иных условиях. Там, в Америке, чтобы жить согласно, нужно было помнить о недавних гонениях за личную веру. Здесь, и в Австрии, и в Турции, никто уже не гонит серьезно ни католичества чехов и хорватов, ни православия сербов и болгар. Напротив того, в последнее время даже турецкие министры, например, так изучили наш церковный вопрос, что делают нередко болгарам очень основательные канонические возражения, когда те слишком спешат. Туркам иногда, для спокойствия империи, приходится защищать православие от увлечения славянских агитаторов. И так, не религиозные же гонения, не общие страдания могут объединить в демократической федерации нынешних юго-славян, а только общеплеменное сознание, лишенное всякого положительного организующего содержания, лишенное всякой сложной системы особо славянских идей. В наше время легче всего помириться на Бюхнере, Дарвине и Молешотте. Передовые люди, зная штуку, но держась черни, по незабвенному выражению Третьяковского, могут, для назидания тех соотчичей своих, которые к тому времени будут еще верить в ту или другую Церковь , всегда притвориться, сходить к обедне, причаститься, похвалить старину, даже изредка и с трудом великим неделю попоститься. Так делают давно уже и теперь многие влиятельные люди на Востоке, и греки и славяне одинаково. Есть такие, которые на 1-й неделе Великого поста и на Страстной дома для детей и слуг едят и постное, а потихоньку потом заходят в гостиницу и подкрепляют мясом свои просвещенные и прогрессивные купеческие, учительские и лекарские желудки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Агнцы посреди волков, или Кому проповедовали апостолы Памяти святых Архиппа, Филимона и Апфии Инокиня Наталья (Каверзнева) Святые апостолы Архипп, Филимон и мученица Кикилия Воспомянули на портале светлый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, почтили воскресный день. Воспомянули и годовщину кончины Святейшего Патриарха Алексия. А теперь хочется, хоть и задним числом, воспомянуть святых, чья память совершалась в храмах в минувшее воскресенье, – апостолов Архиппа, Филимона и равноапостольной Апфии. Хочется не без повода, конечно. Они были учениками и сподвижниками апостола Павла – в Новый Завет вошло послание апостола к Филимону, где упоминаются и блаженные Архипп и Апфия. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, Апфия была супругой Филимона. Житие их скупо сообщает нам, что Филимон был гражданином именитым и обеспеченным, он устроил в своем доме церковь для христианской общины Колоссов (юго-запад нынешней Турции). А Апфия устроила там же и странноприимницу, и больницу, с усердием совершая дела милосердия. Апостольское и епископское служение Архипп и Филимон совершали, обходя с проповедью окрестные города и селения. Они пострадали за Христа во времена Нерона. Характерной особенностью гонений тех лет было то, что они шли преимущественно «снизу» – инициатива в них принадлежала не столько представителям власти, сколько народу. Народу! Характерной особенностью гонений было то, что они шли преимущественно «снизу» – инициатива в них принадлежала народу Сейчас это звучит дико, в наше время слово «народный» для многих имеет коннотацию «хороший». И потому нам бывает трудно, очень трудно понять: а в чем же заключался подвиг апостолов? Ведь посвятить всю свою жизнь проповеди может и любой миссионер – но это еще не сделает его равноапостольным. Апостолы, которые обращались к языческим народам, пришли на нивы не сеянные и даже не паханные. Их проповеднических трудов ожидала не какая-то прослойка общества, не деревушка или городок, – их ожидала целая планета невежества, суеверия и разврата.

http://pravoslavie.ru/143276.html

Сведения о служении и проповеди Марии Магдалины в Ефесе сохранились и в других византийских памятниках конца I — начала II тысячелетия по Р. Х. В ее кратком житии, вошедшем в состав синаксаря (Синаксарь — от греч. Συναξριον, «сборник» — сборник выдержек из святоотеческих писаний и житий святых, которые раньше читались во время утреннего богослужения, после шестой песни канона) Константинопольской Церкви (конец Х века) говорится, что Мария Магдалина «преподобнически преставилась» в Ефесе и была погребена при входе в пещеру Семи Ефесских отроков (очевидно, еще до того, как произошло чудо с самими отроками, жившими и усопшими в III веке). Примерно за 100 лет до составления этого жития мощи святой равноапостольной Марии были перенесены по повелению византийского императора Льва VI Мудрого (866–912) из Ефеса в константинопольский монастырь праведного Лазаря. Впрочем, русский игумен Даниил, автор известного «Хождения» в Святую Землю (1106–1108), сообщал, что и в это время гробницу Марии Магдалины в Ефесе все еще почитали, и там даже сохранялась честная глава святой. По сведениям Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV век), благовестнические труды Марии Магдалины не ограничились Палестиной и Ефесом. Согласно этому византийскому историку, она прошла с проповедью всю Италию и Галлию (территорию, охватывающую север нынешней Италии, всю Францию и юго-запад Германии), побывала в Египте, Финикии, Сирии, Памфилии (южная провинция Малой Азии, ныне в составе Турции). Еще позже, в XV–XVI веках, житие Марии Магдалины обрастает новыми подробностями. Возникает предание о том, что по возвращении из Рима в Иерусалим святая некоторое время трудилась вместе с апостолом Петром (и, возможно, даже присутствовала при его казни в Риме), а спустя 14 лет после Вознесения Христова стала помощницей апостола «от семидесяти» Максима. Однажды иудеи схватили Максима, Марию Магдалину и еще нескольких христиан, посадили их на неуправляемый корабль и предоставили на волю ветра и морских волн. Волны принесли судно к Массилии (ныне французский город Марсель), где местный правитель уверовал во Христа после того, как его жена по молитве Марии Магдалины забеременела. В Ефес, согласно этой версии жития, святая Мария отправилась уже в зрелом возрасте, предчувствуя скорую кончину.

http://foma.ru/marija-magdalina-kem-ona-...

В окрестностях Синайского монастыря святой Екатерины обнаружены остатки древнего винодельческого комплекса 23 июня 2008 г. 13:54 Две давильни для винограда, с огромными вырезанными крестами, обнаружили у монастыря святой Екатерины (VI век) у горы Синай на Синайском полуострове египетские археологи. Расстояние между практически идентичными давильнями — прессами для винограда, со стенками, выложенными из известняка, около 100 метров. Тарек Эль-Наггар, специалист по южному Синаю в Верховном совете древностей Египта, считает, что здесь будут обнаружены и другие давильни — этот район был, по-видимому, центром виноделия, сообщает сайт National Geographic News . Вино, изготовленное в священной местности — там, где, по преданию, Господь явился Моисею в горящем терновом кусте, — вероятно использовалось для священнодействий, в первую очередь для Таинства Евхаристии, не только в монастыре святой Екатерины, но и за пределами Египта. Также археологи обнаружили глиняные сосуды для хранения вина — амфоры, и виноградные косточки. Точная датировка объектов еще предстоит, но археологи предполагают, что давильни были сооружены в период IV-VI вв. н. э. На это может указывать и тот факт, что у давилен обнаружены несколько золотых монет с изображением римского императора Валента, правившего в 364-378 гг. н. э. По словам Эль-Наггара, монеты отчеканены в Антиохии (юго-восток нынешней Турции). Такие же монеты находили в Ливане и Сирии — странах, откуда происходят многие сорта винограда, использовавшиеся для производства вина в древнем Египте. Давильня для вина представляет собой квадратный резервуар площадью 1.2 на 1.2 метра, в котором гроздья давили ногами. Через отверстие в углу сок стекал в другой резервуар, расположенный ниже. Конструкция мало изменилась с 3000 года до нашей эры, когда фараоны начали производство вина в плодородное дельте Нила. Однако нет свидетельств тому, что древние египтяне производили вино в этой части Синайского полуострова. Видимо, христиане преуспели в выращивании винограда и пальм в районе, поскольку район монастыря расположен на высоте около 1 500 метров над уровнем моря, и здесь прохладнее, чем в окружающей его пустыне. Дикий виноград не рос в Египте из-за неблагоприятного климата, разъясняет Патрик Макговерн, сотрудник Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Однако, если обеспечить ирригацию, то и в этом жарком климате возможно выращивать виноград. По словам Макговерна, эксперта в области древних вин, именно в Египте отмечена древнейшая маркировка вин — нередко на сосудах и затычках указывался урожай, имя винодела, качество и место происхождения. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/425792.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010